Общение в интернете. Информационные технологии в обучении фонетической стороне речи

  • II. Средства, влияющие преимущественно на рецепторы эфферентной иннервации сердца
  • А) Средства, блокирующие натриевые каналы (мембраностабилизирующие средства; группа I)
  • Автоматизация производства, ее значение и обоснованность проведения на предприятиях в РБ. Оборудование и средства автоматизации технологических процессов.
  • Видеоконференции позволяет всем участникам общаться в режиме реального времени. В данном случае используется обычно общение типа один ко многим (лекция, пресс-конференция) или многие ко многим (телемост). В ходе общения возможно использование видеодемонстраций и видеофрагментов. С помощью видеоконференции ученики могут общаться и консультироваться с учениками, учителями или специалистами, находящимися в других городах и странах, участвовать в работе круглых столов. Видеоконференции могут быть организованы и проведены в урочное (дистанционный урок) или неурочное время. Тематика конференций выбирается и согласуется заранее. Нередко в ходе конференции ученикам приходится общаться на иностранном языке с носителями языка, наблюдать за актерами, изображающими различные исторические сценки и задавать им вопросы. Видеоконференции являются той технологией, которая совместима со многими организационными формами и методами обучения. Например, проведение лабораторных занятий в режиме видеоконференций, когда обучающий и обучае­мый «встречаются» на экранах. Дистанционные лабораторные работы проводятся в тех случаях, когда необходимо проводить учебные исследования, эксперименты, замеры на дорогостоящем оборудовании, которое имеется в другом учебном заведении. Необходимо тщательно планировать и готовить каждое учебное мероприятие с использованием этого средства общения, настраивать участников видеоконференций на новый для них режим работы, заранее изучить вопросы технической совместимости программ и уточнить время и расписание работы.

    Участие учеников и учителей в электронных и видеоконференциях поднимает на новый уровень роль коммуникаций, как на уровне ученик-учитель, так и между отдельными учениками, учителями, коллективами учебных заведений. Появилась возможность информационного взаимодействия на глобальном уровне, возможность выхода в мировое сообщество. Формируются разного рода интеллектуальные объединения, организованные исключительно по личностным интересам пользователей. Следующим шагом в расширении использования возможностей Интернет в образовании становится формирование так называемых on-line–сообществ, распределенных коллективов, которые совместно работают над созданием различных документов, цифровых информационных или образовательных ресурсов и пр.



    · IRC (англ. Interactive Relay Chat или интерактивно передаваемый разговор) – специальное программное обеспечение, позволяющее многим пользователям одновременно просматривать короткие текстовые сообщения в реальном времени и посылать ответы на эти сообщения.

    · ICQ (англ. «I seek you», что можно перевести как «я ищу тебя») – специальная служба для обмена короткими сообщениями в сети Интернет. Программа позволяет пользователям посылать друг другу текстовые сообщения, звуковые сообщения, файлы, участвовать в чатах. После установки и регистрации программы каждый пользователь получает личный идентификационный номер, может регистрировать других пользователей (заносить их в свою «записную книжку») и получать информацию о том находятся ли они в данный момент времени в сети или нет.

    · MOO (англ. Multi-user Object Oriented – многопользовательский объектно-ориентированный). Это специальная среда, которая обеспечивает контакт между разными категориями пользователей (учениками и учителем, учителями и работниками органов управления образованием и т.п.) в реальном времени. С помощью MOO компьютер превращается в терминал удаленной головной (host) машины, на которой имитируются виртуальные комнаты (virtual rooms). Имеется возможность создания виртуальных объектов: виртуальный слайд-проектор, виртуальный видеомагнитофон и т.д. Не требует скоростных линий и может работать даже с модемами 9600 Кбит/сек.



    · MUD (англ. Multi User Domain – многопользовательский домен). Позволяет организовать виртуальные встречи между пользователями, обмениваться сообщениями, вести дневник сообщений. Технологии MUD и MOO первоначально были ориентированы на предоставление группам пользователям возможности игры в Интернет. MUD – предшественник МОО. С помощью MUD можно создавать частные и групповые встречи. Обеспечивает MUD-почту – сообщения между участниками и бюллетень сообщений для публичных обсуждений. Позволяет создавать ситуационные модели.

    · Telnet – специальный режим, который позволяет пользователю осуществлять дистанционный доступ из классной комнаты или из дома в другие компьютеры и использовать их ресурсы.

    Помимо выделенных выше средств синхронного и асинхронного общения рассмотрим еще несколько аспектов использования в учебном процессе средств технологии телекоммуникации.

    · FTP (англ. File Transfer Protocol протокол передачи данных). На FTP-серверах учреждений образования можно хранить файлы, содержащие разного рода цифровые информационные и образовательные ресурсы.

    · IP-телефония – специальная технология, позволяющая использовать Интернет для ведения телефонных переговоров и передачи факсов в режиме реального времени.

    · On-line Database – эта форма использования информационного ресурса в образовательной сфере, которая позволяет осуществлять поиск информации в диалоговом режиме реального времени в различных базах данных, хранящихся на подключенных к сети Интернет компьютерах. Поиск в базах данных Интернет позволяет интенсифицировать учебную и внеучебную, научную и творческую деятельность учителя и ученика. Например, при подготовке к занятиям по информатике ученик изучает самую последнюю информацию о достижениях в области информатики и информационных технологий, систематизирует и анализирует ее, выбирает главное, пишет реферат и выступает на уроке с докладом.

    · Цифровое телевидение – использует цифровое сжатое видео (Compressed Digital Video – CDV). Для использования цифрового телевидения компьютер оснащается адаптером для подключения к сети, видеокамерой, микрофоном и громкоговорителями. В последнее время в образовательных целях начинают использовать такие экспериментальные технологии, как кабельное ТВ (сable TV) и интерактивное ТВ (iTV).

    Итак, глобальные телекоммуникации принципиально изменили роль учителя как организатора познавательной деятельности учащихся, изменив характер информационного взаимодействия между учителем и учеником, между учебными заведениями и органами управления образованием, они позволяют создавать школьную информационную образовательную среду, функционирующую на основе школьного Веб – сервера; позволяют создавать, хранить и использовать в учебном процессе информационные и образовательные ресурсы предметных областей, в том числе ресурсы созданные на базе Веб-технологии. Отмечая несомненные преимущества, связанные с использованием в учебно-воспитательном процессе богатого арсенала современных технологий, следует отметить, что в новых условиях эффективность обучения во многом зависит от уровня подготовки конкретного учителя в области использования возможностей информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.

    Перейти к плану лекции

    Я написал курсовую работу на тему общения в интернете, чтобы получить зачет по гуманитарному курсу по выбору «Социальная психология». Вроде получилось неплохо. Может кому-то пригодится:)

    Введение

    Интернет (Сеть ) - всемирная система объединенных компьютерных сетей . С точки зрения пользователя интернет выполняет две основных функции: информационную и коммуникационную. В данной работе исследуется коммуникационная функция, а так же ее влияние (в психологическом аспекте) на пользователя.

    Говоря об интернете, нельзя не использовать специфические термины, или даже, в некоторых случаях, сленг. Понятиям и явлениям, о которых идет речь, нет устоявшихся названий. Для обозначения обычных средств общения (в противоположность связанным с интернетом) будем использовать термин «офлайн ». Русский сегмент интернета будем называть «рунет ».

    Общение с помощью компьютерных сетей - принципиально новый пласт социальной реальности.

    Разумеется, общение в интернете, несмотря на значительные отличия, есть разновидность межличностных отношений и отношений в группах, поэтому к ним можно применить общий подход. Согласно , стандартная (офлайновая) коммуникационная модель включает в себя «источник-сообщение-получатель», и на ее основе можно классифицировать обычные средства связи между людьми. Интернет многообразен, каждое звено в цепочке «источник-сообщение-получатель» может варьироваться в широких пределах. Источником может быть как частное лицо, так и группа журналистов, сообщением - журналистский материал или текст сообщения в чате, а получателем - один человек или аудитория, потенциально состоящая из миллионов человек.

    Все это многообразие можно разделить на три группы:

    1. Асинхронная коммуникация по принципу один-к-одному (электронная почта).
    2. Синхронная коммуникация, которая может быть построенной по принципу один-к-одному и один-ко-многим, организованная вокруг определенной темы, чаты и программы обмена сообщениями (интернет-мессенджеры, например, ICQ).
    3. Асинхронная коммуникация, характеризующаяся тем, что получателю необходимо найти сайт для получения доступа к нужной информации, и которая может быть построена по принципу многие-к-одному, один-к-одному или один-к-многим (сайты, форумы, блоги).

    Рассмотрим более подробно каждый из способов общения. Попутно будем отмечать плюсы и минусы каждого способа, специфичные для него. Такие минусы, как обязательное наличие компьютера, отмечать не будем. Затем охарактеризуем общие особенности общения в интернете.

    Модель один-к-одному

    Обычно описывает общение между двумя знакомыми людьми.

    Асинхронная коммуникация

    В основном асинхронная коммуникация в модели один-к-одному осуществляется через e-mail (электронную почту). По-видимому, это самый массовый способ общения в интернете, который, к тому же, появился в нем раньше всех остальных способов. Каждый человек, хоть немного связанный с интернетом, имеет электронный «почтовый ящик», и, зачастую, не один. Асинхронность заключается в том, что человек, который пишет электронное письмо, не знает, когда его прочтет адресат. Таким образом, аналогом электронной почты в офлайне является обычная почта. Особенности данного способа общения практически целиком определяются тем, что электронное письмо - это обычный текст, который необходимо набрать. Разумеется, его легко редактировать или распечатать.

    Синхронная коммуникация

    В противоположность электронной почте, синхронная коммуникация подразумевает мгновенный обмен (обычно) короткими сообщениями между двумя пользователями, одновременно подключенными к Сети. Для этого вида коммуникации необходима клиентская программа, так называемый мессенджер (англ. message - сообщение).

    Как сказано в ,

    Большинство программ позволяет видеть, подключены ли в данный момент абоненты, занесенные в список контактов. В ранних версиях программ все, что печатал пользователь, тут же передавалось. Если он делал ошибку и исправлял ее, это тоже было видно. В таком режиме общение напоминало телефонный разговор. В современных программах сообщения появляются на мониторе собеседника только по окончанию редактирования и отправке.

    Этот вид общения обладает гораздо большей степенью интерактивности, позволяет создать ощущение «живого» общения с собеседником. В этом скрываются и «подводные камни»: человек не успевает (в отличие от e-mail) полностью сформулировать свою точку зрения, и он может быть понят неправильно. Электронная почта и мессенджеры дополняют друг друга. По электронной почте можно отправлять достаточно длинные описания или рассуждения о чем-то, в то время как мессенджеры подходят для обсуждения.

    +
    • мгновенный обмен сообщениями
    • высокая продуктивность при обсуждении
    -
    • возможное непонимание между собеседниками

    Как следует из данных, приведенных в , в Европе интернет-пейджерами пользуются 82 миллиона человек, а в Соединенных Штатах - 69 миллионов, что составляет 49% и 37% интернетчиков соответственно. Самый высокий уровень проникновения интернет-пейджеров (64%) был отмечен в Латинской Америке. В России самым популярным интернет-пейджером является ICQ. В нашей стране насчитывается 3,3 миллиона активных пользователей.

    Опрос, проведенный американским институтом Пью (Pew), выявил примечательный факт: подростки не слишком жалуют электронную почту. Они считают ее слишком официозной, хотя и пользуются ею по необходимости - для переписки со взрослыми. В целом же они предпочитают другие способы коммуникации. По данным института Пью, интернет-пейджерами пользуется 75% подростков и только 42% людей старшего возраста. ()

    Модель один-ко-многим. Блоги

    В офлайне этой модели соответствуют классические СМИ: телевидение, радио, газеты. Получателями таких обычных сообщений является практически каждый, но далеко не любой может быть источником. В интернете ситуация отличается кардинально. Он предоставляет такие массовые способы общения, которые не имеют аналогов в офлайне.

    Практически всегда это асинхронный доступ: сначала автор написал материал, а потом, спустя некоторое время, читатели могут с ним ознакомиться и, например, оставить комментарии. С тех пор, как интернет стал массовым явлением (имеется в виду, на Западе), моделью один-ко-многим описывались конференции и доски объявлений. За последние несколько лет, получило широкое распространение такое явление, как блог . Это слово образовалось от английского «web log» и обычно означает «сетевой дневник». Обычно блог представляет собой сайт и состоит из коротких заметок на одну или несколько определенных тем. Автор может писать о своей профессиональной деятельности или об увлечениях, о текущих событиях или свои размышления. Часто посетители могут оставлять комментарии. На западе блоги очень популярны. Количество блогеров (ведущих блоги) в Рунете также увеличивается. Блоги набирают популярность, потому что человек получает легкий в обращении инструмент, обладающий огромным потенциалом и позволяющий реализовать его стремление стать известным на просторах интернета.

    Приведем некоторые данные из .

    Термин «блогосфера » - совокупность всех блогов - впервые появился в 1999 году. Сам автор неологизма, Брэд Грэм, подавал его как шутку: в то время вся «блогосфера» ограничивалась сотней сайтов. Пять лет спустя, в 2004 году, самый полный англоязычный словарь Merriam-Webster назвал «блог» - сетевой дневник - словом года. Мировая блогосфера к тому времени уже достигла совсем нешуточных размеров. По данным одного из ведущих англоязычных блог-поисковиков Technorati.com на сентябрь 2006 года в мире было более чем 54 миллиона блогов.

    В русскоязычной блогосфере, по данным службы Яндекса «Поиск по блогам» , сегодня больше, чем 1 150 000 блогов, а записей (постов) - больше 80 миллионов. Каждую секунду появляется в среднем три новых записи. Конечно, не все блоги ведутся постоянно, есть и «заброшенные». Из более чем миллиона за последний квартал обновлялись 540 тысяч - то есть таких активных блогов в российской блогосфере - 46%. По данным Technorati.com ежедневно в мире появляется 1,6 млн новых постов. В русскоязычной блогосфере по данным поиска по блогам Яндекса - больше 106 тысяч. Таким образом, российских блогов в мире всего 2%, а записей на русском языке каждый день создается около 7% от записей на всех языках. В среднем русскоязычный блоггер пишет в три раза чаще, чем западный.

    Средний российский блоггер - это девушка, ей 21 год. Она живет в Москве, учится в ВУЗе. Ее записи регулярно читают 24 других блоггера.

    Одним из достоинств блогов является сокращение затрат времени на то, чтобы сообщить друзьям о каком-нибудь событии. Достаточно дать ссылку на описание этого события в блоге. Люди получают возможность больше писать, а, значит, систематизировать свои мысли. Возможное отрицательное влияние блогов, связанное с анонимностью, мы обсудим позже.

    Логически дальнейшим развитием (хоть и появившимся раньше блогов) являются так называемые авторские проекты. Они содержат не просто заметки, а более объемные материалы, в которых авторы, например, высказывают свою точку зрения, аргументируя ее рассуждениями и фактами, публикуют свои произведения. Наиболее характерные примеры - exler.ru , spectator.ru . Подробно рассматривать авторские проекты не будем, поскольку это явление не является широко распространенным.

    Важным элементом является сообщество блога - те люди, которые читают блог и оставляют в нем комментарии. Польза, приносимая автором читателю, и польза, приносимая автору от комментариев, находятся на противоположных полюсах, различаемых ролью сообщества. По мере увеличения этой роли, блог по своей сути переходит в форум.

    Модель многие-ко-многим

    Асинхронная коммуникация

    по этой модели воплощена в форумах . Согласно , форум - специальное программное обеспечение для организации общения посетителей сайта. Обычно форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующим обсуждением внутри этих тем. Форумы собирают людей по всевозможным критериям. Например, тематические форумы: форум любителей кино, научные форумы и т.д. Другой критерий - «перенесение» реального сообщества в интернет, например, форум студентов нашего факультета. Форумы могут быть открытыми - где участвовать могут случайные посетители, иногда лишь с требованием предварительной регистрации.

    Часто на тематических форумах можно получить качественный ответ практически на любой вопрос, который может возникнуть.

    Синхронная коммуникация

    Реализована в чатах. Чаты содержат в себе интерактивность (свойственную интернет-пейджерам) и поэтому объединяют в себе их свойства и свойства форумов. Как правило, форум отличается от чата более серьёзными обсуждениями, поскольку предоставляет отвечающим больше времени на обдумывание ответа.

    Общие особенности общения в интернете

    Во-первых, в коммуникации в интернете теряют свое значение невербальные средства общения, о чем сказано в . Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи «смайликов» (комбинаций символов, например, :) , ;) , :(и др.), физическая удаленность участников приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, также как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает. Поэтому «в интернете легче вести серьезный разговор»; «в интернете люди реже обижаются, потому что там это бессмысленно - все равно не видно, как ты обижаешься»; «в интернете можно общаться с непривлекательными (внешне) людьми, и их уродливость не мешает общению», «в интернете можно говорить на равных с человеком значительно старше тебя, и это не мешает общению, хотя ты знаешь, что он старше» (приведены цитаты из бесед с пользователями-подростками). То есть, в интернете в результате анонимности теряет свое значение целый ряд барьеров общения, например пол, возраст, социальный статус, внешность и т.д.

    Во-вторых, важное следствие анонимности - возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору. Ведь анонимность общения в интернете обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет.

    В интернете люди часто создают себе так называемые «виртуальные личности», описывая себя определенным образом. Виртуальная личность наделяется именем, часто псевдонимом. Здесь возникает вопрос об отношении между «виртуальным Я» (то есть «Я», которое человек использует в телекоммуникации) с реальным «Я» этого же человека. Если реальное общество ограничивает возможности самореализации человека, у него появляется мотив для выхода в сеть и создания виртуальных личностей. Если же человек полностью реализует все аспекты своего «Я» в реальном общении, мотив создания виртуальных личностей у него, по-видимому,отсутствует.

    Следует отметить, что во многих случаях может возникать зависимость от интернета, когда общение в интернете для него становится сравнимым по важности с общением в обычной жизни. Обычно это происходит, если человек испытывает определенные проблемы психологического характера (например, боязнь, подозрительность) в общении с другими людьми. Пытаясь реализовать потребность в общении через интернет, он усугубляет существующие проблемы.

    Общение в интернете не является «привычным», характерным для человека. Оно должно дополнять, но не замещать общение в офлайне. Всё хорошо в разумных пределах. Если человек пишет письма своим друзьям, которые находятся далеко, участвует на тематических форумах, помогая другим, отвечая на их вопросы или ища ответ на свои, то это нормально. А когда общение начинает происходить ради общения, начинаются проблемы. Таким людям необходимо понять, что события в реальной жизни для них важнее. Ведь полностью уйти в интернет из офлайна нельзя.

    Литература

    1. Смирнов Д. В. Авторские проекты как пример адекватной реализации свойств интернета .
    2. Жичкина А.
    1

    В сфере образования все большую нишу занимает дистанционное обучение, постепенно наращивая свой потенциал. Это обусловлено тем, что в современном обществе важными критериями эффективности получения знаний являются, экономия времени, гибкость и качество образования. Конечно, немаловажным, а иногда и первоочередным фактором является стоимость, которая почти всегда более привлекательна по отношению к классическому обучению.

    При всех положительных преимуществах, у дистанционной системы образования есть и слабая сторона - общение и обратная связь. Большинство систем создавались не с целью обучения, а самообразования обучаемых. Иными словами обучаемый (далее «студент») получает базис знаний в виде электронных книг, лабораторных практикумов и систем тестирования знаний. Это дает основу для дальнейшего самостоятельного изучения. Однако такой односторонний подход без диалога между преподавателем и студентами не дает возможности полноценно осваивать материал, обмениваться мнением и дополнять информацию. Решением такой проблемы являются средства коммуникаций.

    Асинхронные - средства коммуникаций, позволяющие передавать и получать данные в удобное время для каждого участника процесса, независимо друг от друга. К данному типу коммуникаций можно отнести:

    • Форумы и доски объявлений. Удобство их использования заключается в публичном обмене опытом, знаний и любой другой информации. Достаточно создать новую тему (топик) или присоединиться к существующим, затем оставить свои сообщения. Информация будет доступна всем участникам процесса, что позволит в любой момент ответить или прочитать сообщение. В свою очередь, доски объявлений играют схожую роль, но ограничены по функционалу, поэтому наименее популярны. Такой способ обратной связи имеет положительную сторону - накопление информации. Все проведенные дискуссии можно прочитать и добавить свой ответ к ним в любое время.
    • Электронная почта. Одно из первых средств коммуникаций в интернете и все еще не менее популярное других. Целенаправленные вопросы, ответы или утверждения можно отправлять любому участнику процесса обучения на электронный адрес. Однако все чаще спам-фильтры блокируют письма, тем самым нарушая диалог и делая его ненадежным. Этот вид связи подходит только для персонального «адресного» общения, делая затруднительными публичные обсуждения. Накапливать материалы в виде электронных писем крайне неудобно, как и хранить их длительное время.
    • Wiki . Относительно новый и популярный способ обмена информацией. Это - веб-сайт, содержимое которого наполняется любым участников обучения, с возможностью многократного
      редактирования и внесения новых данных. Групповое участие в создании материала делает процесс интересным, вовлекая студентов в формирование базиса знаний. Возможность редактирования является не только сильной стороной wiki, но и слабой. Злоупотребление
      возможностью менять содержимое и вносить свои данные может привести к негативным последствиям. Поэтому необходимо ограничение прав и постоянный контроль.

    Синхронные - это средства коммуникаций, позволяющие обмениваться информацией в реальном времени. Данный тип обратной связи между участниками учебного процесса, является наиболее перспективным, предоставляя возможность непосредственного общения.

      Голосовые и видео конференции. Общение проходит в непосредственном контакте с преподавателем и студентами. С видео связью грань между личным присутствием в аудитории и дистанционным обучением стирается. Фактически, такой метод получения знаний сочетает в себе все положительные качества от классического очного обучения и от дистанционного.

    • Текстовые конференции (чаты). Наиболее распространенными вариантами общения являются персональные чаты между двумя участниками процесса обучения. Однако, при необходимости, чат может быть публичным с 3-я и более участниками процесса дистанционного обучения. К недостаткам можно отнести отсутствие визуального контакта, а со стороны преподавателя, невозможность проверить с кем он действительно общается. Это особенно важно в моменты тестирования и проверки знаний, например при проведении дистанционных экзаменов или семинаров.

    Достоинства и недостатки средств коммуникаций

    Несомненно, какими бы ни были электронные книги, с использованием анимации, красочных иллюстраций и графиков, ничто не сможет заменить непосредственное общение между преподавателем и студентами. Именно это является одним из самых важных элементов системы дистанционного обучения. Рассматривая синхронные и асинхронные средства коммуникаций, стоит выделить их главные преимущества и недостатки.

    Эмоциональный контакт. Преимущества асинхронных средств коммуникаций в дистанционном образовании связаны с накоплением знаний и обменом информации. С психологической точки зрения, студенты могут ощущать себя более свободно, находясь в неформальной обстановке вне учебного заведения, свободно излагать и заранее формулировать свои мысли, не боясь быть неправильно воспринятыми. Независимость от времени и места является важным преимуществом, однако, часто сказывается отрицательно, когда речь идет о контроле и дисциплине.

    В асинхронных средствах коммуникаций отсутствует непосредственная связь. Студенты не имеют возможности удовлетворить потребность в эмоциональном контакте. Последнее заключается в смене негативных переживаний, связанных с неопределенностью процесса обучения, на установление доверительного общения участников.

    В диалоге всегда присутствует некоторая компонента невербального контакта, который вполне может перейти в эмоциональную зависимость. При его полном отсутствии многие учащиеся испытывают психологический дискомфорт и сталкиваются с трудностями сосредоточения. Отсюда появляется новая проблема с усвоением материала; на процесс обучения уходит значительно больше времени.

    Для решения такой задачи обойтись без синхронных средств коммуникаций становится затруднительно. Необходимо комплексное использование всех типов диалога для получения максимальной эффективности. Рационально свести к минимуму обезличенную коммуникацию для эмоционального насыщения. Добиться этого можно путем представления максимальной информации о преподавателях, включая личные качества. Можно создать личные профили, доступные публично, с фотографиями, видеоматериалами, научными трудами и описаниями произошедших событий с их участием, а так же постоянно находясь в контакте посредством синхронных средств коммуникаций.

    Иллюзия общения. Бытует мнение, что интерактивные технологии или игровые методы обучения смогут легко заменить или приблизить к живому общению с преподавателем. Возможно, когда-нибудь это действительно станет реальностью при наличии искусственного интеллекта, только тогда сам интеллект заменит преподавателя. Однако сейчас интерактивность ограничена набором заранее продуманного функционала в системе дистанционного обучения, основанного на вопросах и ответах, выраженных будь то игрой или какими-то действиями. В данный момент можно говоришь лишь о вспомогательных свойствах интерактивности, а не замене обратной связи.

    Процесс обучения с применением мультимедийных и интерактивных технологий, как для получения знаний,так и для тестирования, делает систему дистанционного обучения увлекательной и эффективной, внося новизну и инновационный подход к преподаванию. Тем не менее, ряд проблем, связанных с пониманием учебного материала, организации обучения, обменом мнений со студентами и преподавателем складывается из-за одностороннего подхода к разработке и применению систем дистанционного обучения. Так, например, при локальном использовании системы, невозможно проконсультироваться по возникшему вопросу или обсудить новые идеи с соучастниками обучения.

    Составители базисов знаний имеют определенный уровень знаний и, составляя электронные курсы, могут использовать специфические термины, либо в сокращенной форме излагать суть предмета, что влечет за собой массу вопросов со стороны студентов. Недопонимание материала - это одна из важных проблем, которые могут возникнуть только лишь при использовании локальных систем дистанционного обучения. В полной мере решить такие задачи способен комплексный подход, используя все инструменты обучения, включая средства коммуникаций.

    Эффект присутствия. Только личный контакт, непосредственно, с преподавателем и всеми участниками учебного процесса может способствовать полноценному получению знаний и обмену опытом. Здесь стоит рассмотреть синхронные средства дистанционного обучения, способные создать эффект присутствия в аудитории, независимо от удаленности всех участников друг от друга. Использование голосовых и видео конференций позволяет ощутить личный контакт, как с преподавателем, так и другими студентами. Преимущества конференций в отличие от живого общения, опять же, заключаются и в психологическом аспекте - в любой момент можно отключить показ своего видео изображения, отключить звук или текстовый чат, либо ограничить общение только с определенным кругом лиц. Контроль диалога, посредством конференции, дает больше уверенности студенту и позволяет ему сосредоточиться на изучаемом материале.

    Дисциплина и мотивация. Несмотря на все положительные стороны дистанционного образования, существуют проблемы дисциплины и мотивации. Предоставленная свобода выбора инструментов обучения, времени и места является, несомненно, большим преимуществом, однако преимущество является и недостатком. При локальном использовании систем дистанционного обучения, или с применением асинхронных способов, процесс освоения материала расслабляет студентов, позволяя отложить на более поздний срок. Здесь свойственны человеческие факторы: ответственность и мотивация.

    Решением проблемы может служить использование синхронных средств коммуникаций, преимущественно видео конференций. Это поможет мотивировать студентов к изучению материала, обсуждению текущих вопросов и установить контроль над обучением. Достаточно установить определенные временные рамки, когда участники процесса начинают и заканчивают видео трансляцию. Контроль времени и установление личного контакта «лицо в лицо» позволит повысить внимание к изучаемой дисциплине, сделать организованными и контролируемыми проведение лекций и семинаров. В свою очередь, осуществляя проверку знаний у студентов, преподаватель может быть уверен, что ведет диалог именно с тем, кого видит. Визуальный контакт практически исключает вероятность злоупотребления использования системой дистанционного обучения.

    Информационные технологии. Основой средств коммуникаций дистанционного обучения являются информационные технологии. Их развитость влияет на использование тех или иных инструментов. Для осуществления полноценной передачи материала по дисциплине и осуществления видео конференций необходима скорость не менее 384 кб/с, что требует использования широкополосного интернет канала, либо локальной сети.

    Распространение высокоскоростного интернета в России все еще находится на недостаточном уровне для использования всех преимуществ электронного образования. По данным аналитического агентства «J´son & Partners» за первое полугодие 2008 г., которые также соотносятся с выводами ВЦИОМ, ежемесячная аудитория пользователей российского сегмента интернета за указанный период составила около 25 миллионов человек или около 18% россиян. Наиболее активная ее часть, которая использует интернет не реже раза в неделю, составила 14 миллионов человек. В дальнейшем основным катализатором роста внимания к интернет станет развитие широкополосного интернет доступа в регионах. В I полугодии 2008 г. проникновение в России составило 8,3 миллиона домохозяйств, а к 2010 г. оно достигнет 17,5 миллионов, то есть чуть менее 40 миллионов человек будут регулярно пользоваться интернетом.

    Развитость информационных технологий важна не только для установления диалога между участниками дистанционного обучения, но и передачи больших объемов информации.

    Мультимедийные характеристики содержания дистанционного обучения постоянно улучшаются. Видео становится высокоточным (Full HD), изображения увеличивают свой размер и сохраняются с наименьшими потерями, звук становится менее сжатым, что увеличивает объем контента до десятков, а иногда сотен гигабайт. Оперирование таким информационным потоком требует в свою очередь большой производительности технических устройств и коммуникаций.

    Перспективы развития

    Перспективность и востребованность средств коммуникаций в дистанционном обучении очевидна. Развитие информационных технологий, необходимость большей гибкости образования, качества и сохранности данных требуют новых подходов. Видео и голосовые конференции, а так же комплекс

    асинхронных средств коммуникаций способствуют установлению межличностного диалога непосредственно друг с другом, с возможностью публичного обсуждения и вовлечение в дискуссию любого из участников процесса. Это благоприятно сказывается на подаче и освоении материала, а так же укреплению дисциплины и личностных качеств.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Демкин В.П., Можаева Г.В., Организация учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения, 2003. Т., ТГУ
    2. Куликов Л.В., Эмоциональное насыщение коммуникации в дистанционном обучении // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды VI Всероссийской объединенной конференции, Санкт-Петербург, 3-6 ноября 2003 г. - СПб.: Изд-во Филологического ф-та СПбГУ, 2003. С. 84. ISBN 5-8465-0220-2
    3. Симакина А., «Аудитория Рунета удвоилась», 2008. М., internet.cnews.ru

    Работа представлена на IV общероссийскую научную конференцию, «Современные проблемы науки и образования», г. Москва, 17-19 февраля 2009 г. Поступила в редакцию 03.02.2009

    Библиографическая ссылка

    Мальцев А.О. СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2009. – № 3. – С. 106-109;
    URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=2327 (дата обращения: 26.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Различия между технологией синхронных и асинхронных средств общения во многом определяют методику их использования в процессе обучения. Рассмотрим вопросы использования в учебно-воспитательном процессе вуза асинхронныхи синхронных средств и систем для организации информационной деятельности и информационного взаимодействия между преподавателями , студентами и LMS . Прежде всего, отметим, что в семирная мультимедийная среда позволяет осуществлять поиск информации, представленной в любом виде (звук, аудио, графика, анимация, видеоинформация и пр.), воспроизводить текстовую или графическую информацию, передавать звук, видеоизображение, работать с компьютерными моделями, проводить тестирование, голосовую или видеосвязь с другими пользователями сети в синхронном или асинхронном режиме.

    Асинхронные средства общения

    · Электронная почта (e-mail) предназначена для приема-передачи информации, цифровых информационных ресурсов (в виде текста, графики, звука, изображения, программных продуктов) на большие расстояния. Возможна рассылка электронной почты одному или более абонентам в локальной сети учебного заведения или в Интернет с использованием специальных почтовых программ. Электронная почта предоставляет следующие возможности для повышения качества образовательного процесса: организация конфиденциального общения между обучаемым и педагогом, обмен информацией между «распределенными» по интересам студенческими, аспирантскими или преподавательскими коллективами и проведение ими совместных работ учебного, поискового или исследовательского характера; реализация метода проектов с участием студентов и преподавателей из разных регионов и стран.

    · Списки рассылки (list servs ) предоставляют возможность обмена электронными письмами внутри некоторой группы, каждый член которой может послать свое сообщение на адрес списка рассылки. Это сообщениебудет автоматически разослано всем остальным участникам на их электронный почтовый ящик. Списки рассылки используются в сфере образования для обмена информацией; для оповещения о семинарах и конференциях; для рассылки инструктивной документации, информационных илиметодических материалов.

    · Электронные конференции или «электронные доски объявлений» (Usnet , NetMeeting ) обеспечивают доступ к участию сотням пользователей Интернет. Для этого только необходимо войти в Интернет и набрать адрес конференции, послать сообщение в письменном виде по электронной почте, прочитать в удобное время сообщения участников. У каждой конференции есть свой координатор, который следит за тематикой присылаемых сообщений. В течение определенного периода участники присылают свои сообщения, читают сообщения других участников, посылают (отправляют) свои отклики. Электронные конференции можно использовать при проведении учебно-исследовательских проектов и в целях развития навыков общения в ходе совместной работы студентов нескольких вузов.

    · Форум ( forum ) – это инструмент для общения на сайте, можно внутри дистанционного учебного курса на LMS , который может быть использован для проведения различных дискуссий. Отправить сообщение на форум достаточно просто – нужно только заполнить на сайте определенную форму, сообщить сведения об авторе, выделить тему и набрать сообщение. Модератор контролирует содержание сообщений и правила поведения участников форума. Сообщения на форуме хранятся достаточно долго, ответ на любое сообщение можно дать в удобное время. Форумы часто используются для обсуждения тех или иных событий, а так же для проведения опросов, высказывания различных точек зрения, пресс-конференции.

    К настоящему времени асинхронные средства связи получили широкое распространение. Именно эти средства информационного взаимодействия являются наиболее простыми в использовании неподготовленными пользователями. В ходе работы с асинхронными средствами общения студенты и преподаватели могут обмениваться письмами, учебными пособиями, электронными учебными материалами. В том числе для этих целей используются возможности социальных сетей. Причем, п олученную корреспонденцию можно прочитать в любое удобное время и использовать на занятиях, в самостоятельной работе студентов. Зачастую именно обмен электронными письмами позволяет организовать разнообразные учебно-исследовательские проекты. Асинхронные средства необходимо использовать, прежде всего, в тех учебных заведениях, которые не имеют доступа к широкополосным системам связи .

    Синхронные средства общения

    Видеоконференции позволяет всем участникам общаться в режиме реального времени. В данном случае используется обычно общение типа один ко многим (лекция, пресс-конференция) или многие ко многим (телемост). В ходе общения возможно использование видеодемонстраций и видеофрагментов. С помощью видеоконференции студенты могут общаться и консультироваться с другими студентами, аспирантами, преподавателями или специалистами, находящимися в других городах и странах, участвовать в работе круглых столов. Видеоконференции могут быть организованы и проведены во время аудиторных занятий или в неурочное время. Тематика конференций выбирается и согласуется заранее. Нередко в ходе конференции студентам приходится общатьсяна иностранном языке с носителями языка, наблюдать за актерами, изображающими различные исторические сценки и задавать им вопросы. Видеоконференции являются той технологией, которая совместима со многими организационными формами и методами обучения. Например, проведение лабораторных занятий в режиме видеоконференций ,когда обучающий и обучаемый «встречаются» на экранах. Дистанционные лабораторные работы проводятся в тех случаях, когда необходимо проводить учебные исследования, эксперименты, замеры на дорогостоящем оборудовании, которое имеется в другом учебном заведении. Необходимо тщательно планировать и готовить каждое учебное мероприятие с использованием этого средства общения, настраивать участников видеоконференций на новый для них режим работы, заранее изучить вопросы технической совместимости программ и уточнить время и расписание работы.

    Участие студентов и преподавателей в электронных и видеоконференциях поднимает на новый уровень роль коммуникаций, как на уровне студент-преподаватель, так и между отдельными студентами, преподавателями, коллективами учебных заведений. Появилась возможность информационного учебного взаимодействия на глобальном уровне, возможность выхода в мировое сообщество. Формируются разного рода интеллектуальные объединения, организованные исключительно по личностным интересам пользователей. Следующим шагом в расширении использования возможностей Интернет в образовании становится формирование так называемых on - line –сообществ, распределенных коллективов, которые совместно работают над созданием различных документов, цифровых информационных или образовательных ресурсов и пр.

    · IRC (англ. Interactive Relay Chat или интерактивно передаваемый разговор) – специальное программное обеспечение, позволяющее многим пользователям одновременно просматривать короткие текстовые сообщения в реальном времени и посылать ответы на эти сообщения.

    · ICQ (англ. « I seek you », что можно перевести как «я ищу тебя») – специальная служба для обмена короткими сообщениями в сети Интернет. Программа позволяет пользователям посылать друг другу текстовые сообщения, звуковые сообщения, файлы, участвовать в чатах. После установки и регистрации программы каждый пользователь получает личный идентификационный номер, может регистрировать других пользователей (заносить их в свою «записную книжку») и получать информацию о том находятся ли они в данный момент времени в сети или нет.

    · MOO (англ. Multi - user Object Oriented многопользовательский объектно-ориентированный). Это специальная среда, которая обеспечивает контакт между разными категориями пользователей в реальном времени.

    · MUD (англ. Multi User Domain многопользовательский домен). Позволяет организовать виртуальные встречи между пользователями, обмениваться сообщениями, вести дневник сообщений. Технологии MUD и MOO первоначально были ориентированы на предоставление группам пользователям возможности игры в Интернет.

    · Telnet специальный режим, который позволяет пользователю осуществлять дистанционный доступ из учебной аудитории или из дома в другие компьютеры и использовать их ресурсы.

    Помимо выделенных выше средств синхронного и асинхронного общения рассмотрим еще несколько аспектов использования в учебном процессе средств технологии телекоммуникации.

    · FTP (англ. File Transfer Protocol протокол передачи данных). На FTP -серверах учреждений образования можно хранить файлы, содержащие разного рода цифровые информационные и образовательные ресурсы.

    · IP -телефония – специальная технология, позволяющая использовать Интернет для ведения телефонных переговоров и передачи факсов в режиме реального времени.

    · On-line Database – эта форма использования информационного ресурса в образовательной сфере, которая позволяет осуществлять поиск информации в диалоговом режиме реального времени в различных базах данных, хранящихся на подключенных к сети Интернет компьютерах. Поиск в базах данных Интернет позволяет интенсифицировать учебную и внеучебную, научную и творческую деятельность преподавателя и студента .

    Литература

    1. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учеб. пособие. – М.:Издательский центр «Академия», 2008 г. – 256 с.

    2. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: Специализированный учебный курс/ С. А. Шенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская и др. – М., Государственное образовательное учреждение Институт развития дополнительного профессионального образования, 2005.

    3. Сайков Б.П.. Организация информационно-образовательного пространства образовательного учреждения: практическое руководство /Б.П. Сайков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 406 с.

    4. Советов Б.Я. Информационные технологии: Учебник для вузов. /Б.Я.Советов, В.В. Целихановский. -3-е изд. – М.: Высш. шк., 2006. – 263 с.

    7. Ширшов Е.В., Ефимова Е.В. Организация учебной деятельности в вузе на основе электронных, информационно-образовательных технологий: / Е.В. Ширшов, Е.В. Ефимова. – Архангельск: Изд-во Арханг. гос. тех. ун-та, 2006. – 208 с.

    К настоящему моменту осуществляется подключение учебных заведений к глобальной сети Интернет, что открывает новые возможности применения средств коммуникационных технологий в отечественной системе образования, использования распределенных информационных и образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе. Всемирная информационная сеть Интернет становится не только источником информации, но и средой интерактивного информационного взаимодействия как между различными пользователями (учитель–ученик, учитель–родители т.д.), так и между пользователями и информационным Web–ресурсом. Именно благодаря сервису WWW (англ. World Wide Web – всемирная паутина) большинству пользователей Интернет обеспечивается легкий доступ к нужному ресурсу всемирной сети. В учебном процессе могут быть использованы следующие информационные ресурсы Интернет: информационные справочные системы, базы данных (базы данных библиотек, научных и учебных организаций), телевизионные программы. На занятии можно организовать просмотр информации с удаленных видеокамер, использование дисков CD-ROM или DVD, которые установлены на другом компьютере подключенном к Интернет.

    Всемирная мультимедийная среда позволяет осуществлять поиск информации, представленной в любом виде (звук, аудио, графика, анимация, видеоинформация и пр.), воспроизводить текстовую или графическую информацию, передавать звук, видеоизображение, работать с компьютерными моделями, проводить тестирование, голосовую или видеосвязь с другими пользователями сети в синхронном или асинхронном режиме.

    Различия между синхронными и асинхронными средствами общения во многом определяют методику их использования в процессе обучения. Рассмотрим вопросы использования в учебно-воспитательном процессе асинхронных и синхронных средств и систем для организации информационной деятельности и информационного взаимодействия между учителями, учениками и распределенными информационными ресурсами Интернет.

    Асинхронные средства обеспечивают связь с задержкой по времени. К этим средствам относят: факсимильную связь, электронную почту и электронные конференции, которые получили к настоящему времени наиболее широкое распространение в системе образования за счет простоты использования и наименьшей стоимости. Асинхронные системы основаны на следующих технологиях: WWW, FTP, E-mail, Listserv, Forum.



    Синхронные средства позволяют организовать доступ пользователя к информации в режиме реального времени. Синхронные коммуникации являются наиболее современными средствами информационного взаимодействия, основанными, в основном на технологиях IRC, ICQ, MOO, MUD. Синхронные средства общения позволяют организовать доступ к электронным учебным материалам, тестирующим системам, электронным дискуссиям в чатах, семинарам, конференциям. На занятиях в режиме реального времени ученики принимают участие в круглых столах, в обсуждении сложных тем и разделов, в дистанционных лекциях и лабораторных занятиях в режиме видеоконференций.