Какое звание сейчас имеет поручик. Генералы штатских карьер

Чины Русской Армии 1716-1722 годы.

Предисловие.
В статье "Таблицы воинских званий. Русская Армия 1716-1722 гг" за недостатком полной и достоверной информации, которую возможно получить исключительно из первоисточников, я изложил систему воинских чинов в сильно упрощенном виде, и собрал я ее из большого количества источников вторичных, авторами которых являлись историки, не взявшие на себя труд разобраться в этой сложной системе в должной мере, а зачастую просто люди некомпетентные. К моему глубочайшему сожалению, я пошел у них на поводу, хотя и отчасти из-за того, что разыскать нынче подлинники документов петровской эпохи крайне сложно. Однако, благодаря В.В.Голубцову из Санкт-Петербурга, я обзавелся экземпляром Устава воинского 1716 года, хотя, к сожалению, не репринтного издания, и теперь имею возможность изложить систему воинских чинов в более верном виде, хотя совершенно точно и верно ее не смогли изложить и сами создатели.

Прежде всего, следует заметить, что в те времена воинских званий в том плане, в каком мы понимаем их нынче, просто не существовало. Например, сегодня человек в звании "капитан" может исполнять должности командира роты, начальника медпункта полка, дирижера оркестра, командира батареи, командира группы спецназа, начальника ракетного расчета, начальника финансовой службы полка, помощника начальника штаба полка, начальника физподготовки и спорта полка, и еще кучу должностей.
Т.е. звание офицера оторвано от исполняемых им обязанностей и собственно, просто означает уровень его военной квалификации.

В XVIII веке все было совсем иначе. Воинских званий не существовало вовсе. Были вполне определенные должности, или как их тогда называли - чины. Например, капитан это был офицер, который командовал ротой. Если он отстранялся от командования ротой, он переставал быть капитаном. Т.е. исходя из филологии, слова "капитан" и "командир роты" это синонимы.
Если же офицер этого уровня (ранга) исполнял другую должность, то он и именовался по иному. Например, в артилерии он именовался "штик-гауптман", а офицер, использующийся генерал-фельдмаршалом для исполнения своих поручений назывался "флигель-адъютант генерал-фельдмаршала". Все сугубо по исполняемым обязанностям.

Собственно, в гражданской жизни так и сейчас. Если человек руководит заводом, то его называют "Директор" или "Директор завода". А если его уволили, то он уже не директор.

От автора. Разбирая чины в Уставе, оказалось крайне сложно выстроить их иерархию. В основном идет перечисление чинов, т.е. должностей, имеющихся в роте, полку, более высоких управленческих структурах без разделения на линии, скажем, командную, тыловую, юридическую, медицинскую. Во многих случаях не указывается ранг или уровень того или иного чина, что будет определено несколько позднее (Табелью о рангах 1722 года). Пожалуй, единственным критерием, по которому оказалось возможным все же хоть как то расставить чины по их уровням, это количество порционов и рационов, т.е. продуктов, выдаваемым военнослужащим. Например, генерал-фельдмаршал получал 200 порционов, а солдат один порцион. Все остальные чины получали соотвествующее количество продуктов, очевидно, в зависимости от иерархического положение этого чина в армии.

Также следует обратить внимание читателей на часто используемое слово "генерал". В те времена это слово использовалось в двух значениях. Во-первых, "Генерал" как обозначение высшего военачальника, и во-вторых, "Генерал" как обозначение главного специалиста (генерал-аудитор, генерал-профос). Поэтому не следует удивляться, встретив в нижепоказывамой таблице генералов ранга ниже капитана.

Наименования чинов я старался давать в том написании, в каком они имеются в Уставе Сравнивать их с современными званиями так, как это обычно делаю в таблицах званий (используя разработанную мной кодировку званий), я не решился. Далеко не во всех случаях это будет корректно.

Наименования чинов, приводимых в таблицах современному читателю в некоторых случаях будет непонятно, Поэтому, ниже таблиц дается краткое пояснение этих чинов, т.е. чем занимался военносужащий, носящий этот чин.

В каждой клетке таблицы перечислены все имеющиеся чины одного уровня (ранга). Устав подразделяет все чины на следующие группы:
*Генеральские чины;
*Штаб-офицерские чины;
*Обер-офицерские чины;
*Унтер-офицерские чины.

От автора. Любопытно, что позднее унтер-офицеров в Русской Армии как то постепенно и незметно сместили к солдатам и перестали их считать относящимися к офицерскому составу, тогда как Устав 1716 года полагал их именно офицерским, а не сержантским (как именуется эта категория сегодня) составом.

Категория Управленческие органы Штаб пехотного полка Пехотная рота
Генеральские чины 1 Генералиссимус
2 Генерал-Фельдмаршал
3 Генерал-Кригс-Комисар
4 Генерал-Фельдмаршал-Лейтенант
5 Генерал от инфантерии
Генерал от кавалерии
6 Генерал Лейтенант
7 Генерал Майор
8 Бригадир
Штаб-офицерские чины 9 Генерал Квартирмейстер
Оберштер-Кригс-Комисар
Генерал-Адъютант Государев
Полковник
10 Обер-Комисар
Обер-Инженер*
Фельд-Кригс-Цалмейстер**
Генерал-Квартирмейстер- Лейтенант
Вышний полевой священник
Генерал-Аудитор
11 Генерал Аудитор Лейтенант
Генерал-Адъютант Генерала Фельдмаршалкова
Подполковник
12 Генерал-Штаб-Квартирмейстер
Генерал-Адъютант Генерала Фельдмаршалкова-Лейтенанта
Генерал Фискал
13 Полевой почтмейстер
Обер-Квартирмейстер
14 Генерал-Вагенмейстер
15 Генеральс-Адъютант Генерала от инфантерии
Генеральс-Адъютант Генерала от кавалерии
Примиэр-Майор
16 Секунд-Майор
17 Секретарь Генерала Фельдмаршалкова
Секретарь Комисариата
Фельд-Медикус
Обер-Фискал
Обер-офицерские чины 18 Флигель-Адъютант Генерала Фельдмаршалкова
Флигель-Адъютант Генерала Фельдмаршалкова-Лейтенанта
Флигель-Адъютант Генерала Фельдмаршалкова
Флигель-Адъютант Генерала от инфантерии
Флигель-Адъютант Генерала от кавалерии
Флигель-Адъютант Генерал-Лейтенанта
Капитан
19 Секретарь Генерала Фельдмаршалкова-Лейтенанта
20 Секретарь Генерала от инфантерии
Секретарь Генерала от кавалерии
Обер-Аудитор
Обер-Квартирмейстер
Полевой доктор
21 Генерал-Профос
Генерал-Гевалдигер
Полевой аптекарь
Капитан над вожами
22 Капитан-Порутчик
23 Порутчик
24 Подпорутчик
25 Полевой куриер
Штаб-Фуриер
Фискал
26 Адъютант Генерал Майора Квартирмейстер Прапорщик
Унтер-офицерские чины 27 Штаб-лекарь Комисар
Адъютант
28 Писарь Генерала Фельдмаршалкова
Ундер-комисар
Аудитор
Поп
Лекарь
Сержант
29 Писарь Генерала Фельдмаршалкова-Лейтенанта
Писарь Генерала от инфантерии
Писарь Генерала от кавалерии
Писарь Генера-Лейтенанта
Писарь Генерал-Майора
Писарь бригадирский
Писарь провианту
Аптекарский гезель
Провиантмейстер
Обозный
Писарь
Профос
Подпрапорщик
Каптенармус
Фуриер
Корпорал
Ротной писарь
Ротной фельдшер
Рядовые 30 Ефрейтор
31 Салдат
Лейбшиц
Пфейфер
Гобоист
Флейщик
Барабанщик

*Неясно, почему обер-инженер выделен из инженерных войск и отнесен к управленческим органам. Очевидно по причине того, что его место было при командующем.
** Этот чин в ряде случаев в Уставе именуется как "Генерал-Кригсцалмейстер". Оказалось невозможным распределить по таблице такие чины этой службы как Кригсцалмейстер, Кригскасирер и Писарь. Ранги этих чинов никак не определены и порционные нормы им не определены.

Категория Штаб драгунского полка Драгунская рота Артиллерия Инженеры
Генеральские чины 5 Генерал-Фельдцейгмейстер
Штаб-офицерские чины 9 Полковник Полковник Полковник
10 Обер-комисар
11 Подполковник Подполковник Подполковник
15 Примиэр-Майор Генеральс-Адъютант Генерал-Фельдцейгмейстера
Гауптман-Глава
Обер-гауптман
Майор
Майор
16 Секунд-Майор
Обер-офицерские чины 18 Капитан Флигель-Адъютант Генерал-Фельдцейгмейстера
Штик-Гауптман
Шанц-Гауптман*
Капитан
20 Секретарь Генерал-Фельдцейгмейстера
Квартирмейстер
23 Порутчик Порутчик
24 Подпорутчик
25 Фискал
26 Квартирмейстер Прапорщик Штик-Юнкер Прапорщик
Квартирмейстер
Унтер-офицерские чины 27 Комисар
Адъютант
Обер-шорной Мейстер
Фелдцейг-Вартер.
Цейгшрейбер.
28 Аудитор
Поп
Лекарь
Вахмистр Обер-Фейерверкмейстер
Аудитор
Полевой священник
Лекарь
Обер-Вагенмейстер (вышней обозной)
Писарь от артиллерии
Обер кузнечного дела мастер.
Шорной писарь
Брукенмейстер (или мостовой мастер)*.
Фельд-вебель
Лекарь
29 Провиантмейстер
Обозный
Писарь
Профос
Фуриер
Ротной писарь
Ротной фельдшер
Унтер-Вагенмеистер (нижней обозной). Провиантмейстер
Провиант- писарь.
Цейгдинер (корпорал).
Фуриир.
Ундер кузнечной мастер.
Ложенной мастер (корпорал)
Седелной мастер.
Ременный мастер
Коретной мастер.
Плотник
Замошной мастер
Вервошный мастер
Профос
Унтер-шорной писарь
Коновал
Корпорал
Рядовые 30 Ефрейтор Эфрейтор
31 Драгун
Лейбшиц
Ротной кузнец, Ротной седельник
Цейгдинер конный.
Цейгдинер пехотной.
Фуриир-шиц.
Лекарской подмастерье.
Кузнечной подмастерье
Ложенной мастер
Ременный подмастерье.
Коретной подмастерье.
Плотничной подмастерье
Замошной подмастерье
Веревошный подмастерье
Пороховой сторож.
Вагенбауер (тележной строитель).
Служитель у шор.
Слуга артилерийской.
Мясник.
Хлебник.
Мелник.
Барабанщик
Пионир
Подкопщик
Петариер
Плотник
Рядовой

*Не вполне понятно, почему чины Шанц-Гауптман и Брукенмейстер отнесены к артиллерии, тогда как это как раз инженерные специалисты. Первый это специалист в области полевой фортификации, а второй в области наведения мостов и переправ.

Поясним суть исполняемых обязанностей некоторыми чинами.

Бригадир - это командующий временным соединением, составляемым из 2-3 полков, причем в бригаду могут объединяться полки драгунские и пехотные, либо только драгунские, либо только пехотные. Поскольку это соединение временное, то и чин бригадира временный.

Дивизия и корпус также являлись временными объединениями (дивизия из нескольких бригад, корпус из нескольких бригад или дивизий). Естественно, что соотносить чины генерал-майора и генерал-лейтенанта с должностями командира дивизии и корпуса неправомерно. Собственно, во главе армии стоял генерал-фельдмаршал, имевший заместителя (генераль-фельдмаршал-лейтенант). Ему помогали трое генералов (генерал от инфантерии, генерал от кавалерии и генерал-фельдцейгмейстер). Первый из них отвечал за всю пехоту, второй за всю кавалерию, третий за артиллерию и инженерные войска.

В общем то их только и полагали настоящими генералами. Ниже стояли генерал-лейтенанты, т.е. помощники генералов и еще ниже генерал-майоры, т.е. "главные майоры", которые в масштабах армии играли примерно ту же роль, что и майоры в полках, т.е. старшие офицеры реально отвечавшие за все. Обычно в армии при настоящих генералах имелось по одному генерал-лейтенанту и по 4-6 генерал-майоров. Естественно, что по мере надобности несколько полков временно сводились в бригады, дивизии, а иногда и в корпуса. Естственно, что генерал от инфантерии (от кавалерии) поручал возглавить одно из таких временных объединений одному из своих помощников.

Но в силу значимости этих чинов они все были сведены в категорию генералов.

Генерал-Фельдцегмейстер отвечал за всю артиллерию и инженерные войска, а также за переданные ему в подчинение пехоту и кавалерию.

А вот полки и роты, это были постоянно существующие воинские формирования. Здесь чины были более устойчивые.

Полковник. Командует полком.

Подполковник. Замещает полковника в его отсутствие. В бою руководит одним из двух-трех батальонов, на которые разбивается фронт полка.

Майор. Старший офицер полка. Руководит повседневной деятельностью полка, обучением личного состава.

Капитан. Командует ротой.

Капитан-порутчик. Заместитель капитана.

Порутчик. Старший помощник капитана.

Подпорутчик. Помощник капитана.

Прапорщик. Младший помощник капитана. Отвечает за сохранность ротного знамени, но носит его только в бою. Также отвечает за надзор за больными, ранеными и иными немощными. В походе отвечает за отставших от роты.

От автора. Стоит заметить, что в Русской Армии роты стали разбивать не на капральства, а на взвода уже в середине XIX века. Но и тогда взводом командовал не офицер, а старший унтер-офицер. Поручики, подпоручики и прапорщики являлись помощниками командира роты, но не командирами взводов. Правда, общераспространенной практикой было то, что командир роты поручал постоянный надзор на первыми двумя взводами поручику и вторыми двумя взводами подпоручику. В армейском обиходе прижилось название "полуротный". Но это деление было неофициальным.

Офицерской должность командира взвода, во всяком случае в Красной Армии, стала только к середине тридцатых годов.

Генерал-Кригскомисар (в тексте устава этот чин пишется и как Генерал-Кригс-Комисар и как Генерал-Кригскомисар) говоря по современному, это заместитель командующего по тылу. Он отвечает за все стороны финансово-хозяйственной деятельности, за обеспечение войск деньгами, вещевым имуществом, продовольствием, обозным имуществом.
Из-за огромной значимости тылового обеспечения генерал-кригскомисар считался вторым руководителем в армии после генерал-фельдмаршала, хотя и не являлся начальником для других генералов.

Обер-Штер-Кригскомисар заместитель генерал-кригскомисара.

Должностные лица, имеющие в наименовании своих чинов слово "комисар" соотвественно исполняют аналогичные обязанности в более низких ступенях армейской иерархии.

Генерал-Квартирмейстер. Хотя он и именуется генералом, но его ранг полковничий и слово генерал здесь означает понятие "главный". Он отвечает за обеспечение армии картами, составление карт, прокладку маршрутов движения, за размещение на местности оборонительных фортификационных сооружений, укрепленных лагерей. Он также во время боевых действий и походов ставит задачи инженерным войскам на возведение оборонительных сооружений, ремонт и строительство дорог и переправ на путях движения войск. Он же распределяет полки по местам расквартирования.

Должностные лица, имеющие в наименовании своих чинов слово "квартирмейстер" соотвественно исполняют аналогичные обязанности в более низких ступенях армейской иерархии. В роте эти обязанности возложены на фуриера.

Генерал-Аудитор. Начальник юридической службы армии. Исполняет обязанности главного надзирающего органа за соблюдением законов в армии, т.е. прокурора. Но он также имеет права военного судьи.

Адъютанты. Это далеко не то, что мы привыкли понимать под этим словом (что то вроде лакея в офицерских погонах или офицера для мелких личных поручений). Это скорее начальники и сотрудники личных штабов соотвествующих генералов. В их обязанности входили письменная фиксация отдаваемых военачальниками приказов и распоряжений, передача этих приказаний соответствующим нижестоящим начальникам, контроль за исполнением приказаний и докладывание военачальникам результатов. Собственно, все служебное общение военачальников с подчиненными частями осуществлялось как раз через адъютантов.
*Император имел трех генерал-адъютантов (еще раз напомню, что здесь имеется в виду понятие "главный адъютант") в ранге полковников, и четырех флигель-адьютанатов в ранге капитанов;
*Генерал-фельдмаршал имел трех генерал-адъютантов в ранге подполковников,и четырех флигель-адьютанатов в ранге капитанов;
*Генерал-фельдмаршал-лейтенант имел двух генерал-адъютантов в ранге между подполковником и майором, и трех флигель-адьютантов в ранге капитанов;
*Генерал (от инфантерии, от кавалерии, фельдцейгмейстер) имел одного генералс-адъютанта (обратите внимание на наименование чина) в ранге майора, и двух флигель-адьютантов в ранге капитанов;
*Генерал-лейтенант имел одного флигель-адъютанта в ранге капитана;
*Генерал-майор имел одного адъютанта в ранге прапорщика.

И наконец, в полку имелся адъютант в унтер-офицерском ранге.

Стоит заметить, что при каждом генерале имелись еще секретари и писаря. Таким образом, мы видим, что адъюнтура действительно представляла собой своего рода систему штабов.

Это уже гораздо позднее с развитием настоящей штабной службы, что произойдет к началу XIX века, служба адъютантов сведется действительно к исполнению личных поручения, а чин генерал-адъютанта и флигель-адьютанта императора станет просто почетным званием.

Цалмейстер. По современному бухгалтер.

Капитан над вожами. Должностное лицо, отвечающее за то, чтобы войска двигались по нужным маршрутам и прибывали в намеченные пункты. Он обязан отыскивать из местных жителей проводников, знающих окружающую местность и обеспечивать ими войска. Нечто вроде начальника службы проводников.

Вагенмейстер. Начиная с высшей должности в этой службе Генерал-Вагенмейстера и до низшей - Обозного, это лица, отвечающие за обозы, т.е. повозки с лошадьми, на которые грузятся необходимые войскам предметы и грузы обеспечения. Вагенмейстер определяет количество повозок в каждом обозе, маршруты и порядок их движения, руководит движением. Также он овечает за ремонт дорог и мостов, по которым доставляются обозные грузы.

Фуриер. Встречается наименование фуриир. Отвечает за распределение домов между подразделениями и военнослужащими, мест расположения подразделений в лагере, организацию расстановки палаток в лагерях, размещение личного состава по домам и палаткам.

Гоф-штаб. Придворная прислуга, обеспечивающая комфортное размещение и обслуживание царствующих особ. Во главе их стоит Гоф-Фуриер.

Генерал-Гевалдигер. Он же Румор-Мейстер. Начальник службы, которую можно назвать службой военной полиции. Он надзирает за порядком и дисциплиной среди солдат, разыскивает и ловит дезертиров, мародеров. Наделен правом казнить беглецов и мародеров.

Фискал. То, что нынче мы называем Особым Отделом. Он наблюдает за всеми военнослужащими с тем, чтобы своевременно выявлять вражеских соглядатаев, изменников, вредителей, лиц, готовящихся к дезертирству, вступающих в сношения неприятелем. Расследует сложные преступления. Докладывает наверх о всех чрезвычайных происшествиях, непорядках.

Профос. Лицо надзирающее за арестантами и за поддержанием чистоты в местах расположения подразделений. Он же исполняет телесные наказания. Генерал-Профос отвечает за службу всех профосов.

Сержант. В роте имеется один сержант. Говоря современным языком, это старшина роты. В кавалерии этот чин иенуется Вахмистром, в артиллерии Обер-Фейерверкмейстером, в инженерных частях Фельд-вебелем. Руководит всеми делами в роте и командует всем личным составом в отсутствие офицеров.

Каптенармус. Военнослужащий унтер-офицерского чина на одну ступень ниже сержанта. Отвечает за обеспечение боеприпасами, за состояние оружия и его ремонт.

Подпрапорщик. В походе несет ротное знамя, в бою ассистирует прапорщику. Непосредственно надзирает за больными и отстающими на марше, являясь в этом деле помощником прапорщика.

Корпорал. Название этого чина быстро трансформировалось в капрала. Командовал капральством, т.е. 1/6 частью роты (примерно 25-35 человек. Рота в те времена разбивалась на 6 капральств.

От автора. Обычно полагают капрала самым младшим унтер-офицером, командующим отделением. Однако, стоит знать, что рота не делилась на взвода и отделения. Рота делилась на капральства, которое можно прирвнять к современному взводу. Так что капрал это весьма высокий чин.

Ефрейтор. Помощник капрала.

От автора. По неясным причинам в Уставе в перечнях чинов пехотных и драгунских рот этого чина нет. Он упомянут только у инженеров, где назван эфрейтором. Очевидно, что Устав перед его изданием тщательно никем не вычитывался, неясности, неопределенности и несоответствия никто не устранял.
Современные уставы Российской Армии тоже грешат этим.

Лейбшиц. Солдат, отвечающий за безопасность офицера в бою. телохранитель.

Уставом не разъяснены чины артиллерии - Цейгдинер конный и Цейгдинер пехотной, но по всей видимости, исходя из созвучия с немецкими словами, это конный и пеший артиллерист. Позднее очевидно их переименуют в канониры.

Также уставом не разъяснены у инженеров чины Пионир, Подкопщик, Петариер, но скорее всего это соответственно сапер, минер и взрывник.

Источники и литература.

1.Уставъ воинской сухопутной. Напечатся повелънiемъ Царскаго Велiчества въ санктъпетербургской типографии лъта Господня 1716г.
2.Книга Уставъ морской. О всемъ, что касается къ доброму управленiю въ бытности флота на моръ. Напечатлся повелънiем ЦАРСКАГО ВЕЛIЧЕСТВА въ санктъпiтербургской Тiпографiи лъта Господня 1720 Апръля въ 13 день
3.О.Леонов, И.Ульянов. Регулярная пехота. 1698-1801. АСТ. Москва. 1995г.

В прошлом номере "Власть" отпраздновала двухсотлетие министерств в России, рассказав о прошлом и будущем российских административных органов. Теперь мы предлагаем новую табель о рангах, которая охватывает не только работников этих органов, но и всех остальных граждан.
В России, строго говоря, все граждане в той или иной степени являются чиновниками, даже те, кто не служит ни по какому правительственному департаменту (об этом "Власть" уже писала, см. #29 за прошлый год). Достаточно вспомнить, что в позднесоветские времена каждый взрослый человек (который тогда назывался "трудящимся") проходил по одному из трех госдепартаментов — был либо служащим, либо рабочим, либо крестьянином (и его дети были обязаны указывать департамент родителей в анкете). С тех пор изменилось немногое. Разве что государство прямо не подчеркивает тот факт, что все граждане являются его работниками, и не заставляет отражать его в анкетах. Просто потому, что советское государство потерпело финансовый и идеологический крах и было вынуждено отдать некоторые виды госдеятельности в частные руки. Руки-то частные, но их обладателям не дают забывать, что деятельность государственная. Например, от сырьевых магнатов прямо требуют пополнять бюджет и предвыборные фонды. От медиамагнатов — обеспечивать идеологическую поддержку государственных мероприятий. А поскольку сами магнаты являются чиновниками, то и их служащие являются, по сути, госслужащими. Все несут единую коллективную ответственность перед государством и должны подчиняться единой дисциплине.
Естественно, государство отказалось не от всех видов деятельности. Поэтому в России огромное количество граждан, которые получают зарплату напрямую из бюджета и носят официальное название госслужащих или работников бюджетной сферы (учителя, врачи, ученые, военнослужащие, судьи и многие другие).
Фото: ДМИТРИЙ АЗАРОВ
Наконец, существует значительная прослойка граждан, именующая себя избранниками народа (депутаты, мэры, губернаторы). Но, как и в советские времена, депутаты прекрасно знают, кому они обязаны своими квартирами, машинами, поездками и возможностями жить не только на зарплату — государству. Поэтому, не рискуя ошибиться, их можно именовать госизбранниками, то есть чиновниками высокого уровня.
Проведенный нами небольшой опрос показал, что далеко не все граждане правильно понимают свой статус в служебной иерархии. Поэтому мы сочли необходимым предложить нашим читателям современную табель о рангах. Потому что каждому человеку хочется знать, какое место он занимает в обществе. А уж для чиновника знать свое место просто жизненно необходимо: дисциплина строится на том, что чиновник знает, кому подчиняться, кому приказывать и на кого не обращать внимания.
Основой предлагаемой "Властью" современной табели о рангах стала петровская, дополненная и переработанная при Екатерине Великой. Просто чтобы подчеркнуть преемственность. Модификации мы сделали следующие. Вставили в табель о рангах коммерческие чины. Какая-то градация коммерсантов была и в царские времена. Но из-за ряда сословных предрассудков эта градация не считалась равной градации чиновников. Сейчас же предприниматели являются фигурами, безусловно равными чиновникам. Более того, чиновники тайно (а то и явно) стремятся жить и работать по коммерческим стандартам. В связи с этим мы также переименовали сами чины, поставив на высшие ступени не каких-то там "канцлера" и "действительного тайного советника первого класса", а действительных тайных и явных олигархов.
Несколько дополнили мы и такой важный раздел табели о рангах, каким являются официальные обращения. Собственно говоря, желающие могут пользоваться и прежними обращениями, именуя, скажем, действительного явного олигарха "ваше высокопревосходительство". Однако заметим, что прежние обращения учитывали лишь интересы нижестоящих. Совершенно непонятно было, как высокопоставленная особа должна именовать подчиненных. Не называть же их "ваше благородие". Между тем сутью чинопочитания является именно забота об удобстве вышестоящих. Поэтому мы ввели перечень обращений к низшим чинам лиц, стоящих ступенью выше, например, "зайди ко мне, когда освободишься". Следует подчеркнуть, что эти обращения мы вовсе не придумывали, а взяли из повседневной практики общения российских граждан. Так что учить наизусть ничего не придется. Скажем, приведенное в качестве примера обращение является наиболее типичным в практике общения олигархов с вице-олигархами.
Наконец, о критериях, которыми мы руководствовались при распределении различных категорий российских граждан по чинам. Главные критерии петровской табели о рангах — размер жалованья и объем бесплатных государственных услуг (казенное жилье и дрова) — можно считать явно устаревшими. Нынешний российский гражданин-чиновник никогда не живет на одну зарплату, ему не завозят дров и далеко не всем выделяют казенные квартиры.
Новыми критериями являются, во-первых, административный ресурс (насколько гражданин может принудить других ему подчиняться), во-вторых — финансовый ресурс (суммы, которыми гражданин может распоряжаться) и, в-третьих, гарантии несменяемости (насколько трудно лишить гражданина занимаемой должности).

НОВАЯ ТАБЕЛЬ О РАНГАХ(395,6 kb)

Кто вы по рангу?
Борис Васильев, первый заместитель гендиректора Орловского сталепрокатного завода:
— Очень бы хотелось, чтобы руководитель крупной компании был по рангу не ниже тайного советника. Раньше при слове "тайный советник", а тем более "канцлер" люди вставали в почтительную позу. Промышленники и предприниматели если не более, то уж не менее ценны для общества, чем чиновники. Их должно окружать то же уважительное отношение, которое окружало служивых людей 1-го и 2-го классов.

Петр Черноиванов, заместитель губернатора Тамбовской области:
— Я свою должность соотношу с рангом начальника департамента федерального министерства. Хотя у нас есть в Госдуме и Совете федерации свои представители и я общаюсь с ними на равных. Да сейчас и не столь важно — расставить всех по ступенькам властной лестницы. Важнее решать проблемы, от кого бы ни исходила инициатива.

Алексей Волин, заместитель руководителя аппарата правительства России:
— Если кто-то хочет, чтобы у него поехала крыша, то может ощущать себя канцлером, тайным советником или Властелином Судеб. Я же не хочу сойти с ума, поэтому в табели о рангах вообще себя не ощущаю.

Владимир Зорин, министр России по делам национальностей:
— По существующей табели о рангах должность министра приравнивается к рангу депутата Госдумы и Совета федерации. Так я себя и чувствую.

Николай Коренев, начальник департамента регионального развития правительства России:
— Я по должности себя чувствую на уровне заместителя министра — первого заместителя министра

Василий Ключенок, зампред комитета Совета федерации по обороне и безопасности:
— Законом о статусе депутата Госдумы и Совета федерации установлено, что наш ранг равен федеральному министру. Конечно, у нас меньше аппарат — 5 платных помощников и 40 на общественных началах, и мы не уполномочены заниматься каким-то куском экономики. Но по проблематике и уровню решаемых задач мы им не уступаем.

Михаил Шмаков, председатель Федерации независимых профсоюзов России:
— Первое лицо в государстве — на мне все профсоюзы.

Владимир Брынцалов, депутат Госдумы, гендиректор компании "Брынцалов А":
— Боярин. Живу спокойно и в свое удовольствие. Когда слышу о табелях, сразу представляю табель ученика. А вот по нему ощущаю себя троечником: я не стал ни президентом, ни премьер-министром. Значит — троечник.

Сергей Филатов, председатель Конгресса интеллигенции России:
— Сегодня — никто. Сегодня у меня с властью самые демократичные отношения: при случае могу и послать. А вот когда был на госслужбе, где система очень жесткая, такого сделать не мог, хотя и находился почти на самом верху. При разделении на три категории первая — президент, премьер и депутаты, вторая — команда первых лиц и чисто госслужба. Я был первым во второй.

Константин Бабкин, председатель совета директоров холдинга "Новое Содружество":
— Так как я по образованию ракетчик, то мне ближе военный чин, и тут я не меньше полковника от артиллерии. Мне, выходцу из простой семьи, сложно было бы попасть в петровские времена в верхние ряды государственных людей. У меня просто не было бы шансов.

Игорь Коган, председатель правления Оргрэсбанка:
— Я не хочу никак соотносить себя с чиновниками. Я придерживаюсь теории социального договора между гражданином и государством. И градация граждан по этой теории не имеет смысла, там только два субъекта — гражданин и государство. И у каждого есть права и обязанности. Но в царской России, кажется в 1800 году, была попытка ввести банкиров в табель о рангах. Банкир относился к разряду именитых граждан и соответствовал 8-му рангу гражданской службы, то есть был коллежским асессором. А над ним было еще 7 классов. По армейской градации это капитан. Но титул банкиру давался за конкретный вклад в развитие экономики Российской империи.

Во времена Советского Союза было снято немало фильмов, где фигурировал чин российской армии – поручик. Сегодня такого звания военнослужащего нет, поэтому многих интересует, кого в 2017 году можно было бы назвать поручиком, кто наделен похожими полномочиями? Для этого стоит заглянуть в историю.

Кто такой поручик

Воинское звание «поручика» до сих пор используют в некоторых странах, но в России его больше нет. Впервые этот чин был введен в 17 веке, в полках «нового строя». Поручик – исконно польское слово, некоторые путают его значение полагая, что воинское звание позволяло поручать рядовым важные задачи. На самом деле, конечно, военнослужащий имел право отдавать указания, которые были согласованы с помощниками командиров рот (последних, кстати, называли эскадронами). Но главная его профессиональная деятельность заключалась в сопровождении маршей, когда рядовые были отданы ему «на поруки».

Позже поручика можно было встретить в артиллерийских и инженерных войсках, даже в гвардии. В 1798 году чин был отменен везде, кроме как среди гвардейцев. Согласно историческим записям, похожий чин присваивался казакам, но назывался «сотник», кавалерия тоже не отставала – здесь поручика заменили штабс-ротмистром. Во времена правления царя в России на флоте поручиком был мичман, на гражданке звание приравнивалось к коллежскому секретарю.

В 2017 году поручик по-прежнему остается в рядах чешской и польской армии, относится он к младшему офицерскому составу, а значит, может координировать действия рядовых и одновременно исполнять приказы старших офицеров.

Современное звание поручика

Сегодня поручика в российской армии заменил его аналог – лейтенант.

Лейтенант бывает младший и старший, также он может находиться в отставке или запасе. В последнем случае лейтенант обязан явиться на службу чтобы защищать Родину в случае начала противостояния РФ с другими государствами. Если служба предполагает размещение на гвардейском корабле или воинской части гвардейского типа, к чину добавляют слово «гвардии».

Получив юридическое или медицинское образование, лейтенант становится лейтенантом медицинской службы или юстиции. Определить, что рядом с вами старший лейтенант, можно по погонам:

  • в продольном направлении погон с нижнего края размещаются 2 звезды;
  • третья зафиксирована выше предыдущих знаков на продольной осевой полосе;
  • диаметр звезд небольшой – 14 мм, чем выше звание военнослужащего, тем больше величина знаков отличия;
  • звезды расположены так, чтобы сформировать треугольник;
  • если измерить расстояние от центра одной звезды до центра другой, оно должно равняться 29 мм;
  • по верхнему краю погон пришита пуговица.

Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все.

Достоевский Ф.М.

Табель о рангах принял Петр 1 в январе 1722 года. Этот документ фактически покончил с местничеством, упорядочил сословную иерархию в России и позволил незнатным людям продвинуться по службе и получить «высокие» титулы. Например, Меньшиков, Апраксин, Толстой – все это новая элита петровской эпохи.

Табель о рангах вводил в Российской Империи 14 рангов (чинов, ступеней) для военной и гражданский службы. Изначально каждый (в том числе и знатные) должны были начинать службу в низшей должности, без привилегий и прав. Это были простые должности, которые не давали привилегий, и не отражались в табеле. В дальнейшем, на основе своих достижений и умений, каждый мог подняться на 14 ступень, а после этого постепенно подниматься все выше, получая новый ранг. Сам табель приведен ниже.

Таблица 1: Табель о рангах с 1722 по 1917
Военные чины Гражданские Обращение
Сухопутные Морские Гвардейские
1 Фельдмаршал Генерал-адмирал Канцлер Ваше
высоко-
превосхо
дительство
2 Генерал-аншеф, генералы от родов войск Адмирал Действительный тайный советник
3 Генерал-лейтенант Вице-адмирал Тайный советник Ваше
превосхо
дительство
4 Генерал-майор Шаутбенахт (до 1740),
Контр-адмирал (после 1740)
Полковник Действительный статский советник,
Оберпрокурор,
Герольдмейстер
5 Бригадир Капитан-командор Подполковник Статский советник Ваше высокородие
6 Полковник Капитан 1-го ранга Майор Коллежский советник Ваше высоко
благородие
7 Подполковник Капитан 2-го ранга Капитан Надворный советник
8 Майор Капитан 3-го ранга Капитан-лейтенант Коллежский асессор
9 Ротмистр (в кавалерии)
Капитан,
Есаул (у казаков)
Капитан-лейтенант (до 1884),
Лейтенант (после 1884)
Лейтенант Титулярный советник Ваше
благородие
10 Штабс-капитан,
Штабс-ротмистр (в кавалерии)
Лейтенант (до 1885),
Мичман (после 1885)
Унтер-лейтенант Коллежский секретарь
11 Корабельный секретарь Корабельный секретарь
12 Поручик (в кавалерии),
Лейтенант (в пехоте)
Унтер-лейтенант (до 1732),
Мичман (1796-1885)
Фендрик Губернский секретарь
13 Подпоручик Мичман (1732-1796) Провинциальный секретарь
14 Фендрик (до 1731),
Корнет (в кавалерии)
Прапорщик (в пехоте)
Коллежский регистратор

Все виды службы были поделены на 2 категории:

  1. Военная служба. Включала в себя сухопутные, морские и гвардейские корпуса. Все начинали служить в звании рядовых, а получить младший чин (14-ый ранг) можно было не раньше, чем через 15 лет. Все военные чины давали право на наследуемое поместье.
  2. Гражданская служба. Право на наследуемое поместье получали только чиновники с 8-го рана (коллежский асессор) и выше. Нижние чины получали поместье, но не могли передавать его по наследству.

Эти условия были актуальным до 1856 года. После этого были введены новые правила относительно получения дворянства. Личное дворянство получали с 12-го ранга (Поручик), а потомственное дворянство – с 6 ранга (Полковник). На гражданской службе право личного дворянства давал 9 ранг (Титульный советник), а потомственного – 4 ранг (Действительный статский советник).

Особенности Табеля

При Петре действовала следующая формула – каждый образованный человек обязан служить, и служить может любой человек с образованием. Начиная с петровской эпохи по службе продвигались благодаря знаниям и умениям, а не благодаря происхождению. Солдат мог стать офицером, обычный горожанин мог стать высокопоставленным чиновником. Все зависело от умений. Но есть важное ограничение – табель о рангах не распространялся на крепостных крестьян.

Мы говорим о Табеле, что он давал дорогу образованным людям, но что такое образованность в 16-17 веках? С ней, особенно у дворян, были большие проблемы. В результате Петр 1 сформулировал минимум, который должны были знать все дворяне: 4 действия арифметики, уметь читать и писать, понимать иностранный язык. И даже с такими требованиями у дворян были большие проблемы. Они не хотели учиться, поэтому Петр ввел систему приема экзаменов (часто царь лично их принимал), где проверялись знания дворян, и проверялось их соответствие определенной службе и место в Табеле.

Табель о рангах это попытка систематизировать государственную службу, предоставив возможность проявить себя всем одаренным людям. У этой системы были плюсы и минусы, но система работала. В качестве примера того как старые дворянские семьи обходили Табель могу привести пример со службой в армии. Дворяне проходили службу в армии. Служба была пожизненной, но после 1722 года каждый начинал с простого солдата и только через 15 лет мог переходить на офицерскую должность. Знатные люди тогда стали записывать своих детей в гвардию сразу после рождения. В итоге, когда ребенку исполнялось 15 лет и он отправлялся в армию – у него уже была офицерская должность, хотя он ни дня в армии не пробыл. Но это скорее исключение, поскольку тех, кто такое проворачивал было не много. В целом же система работала.

Созданная Петром I «Табель о рангах» стала своеобразным «социальным лифтом», позволявшим попасть в элиту российского общества представителям практически любых сословий и социальных групп.

Петр Великий. Фрагмент картины «Полтавская баталия». Худ. Л. Каравак. 1718 / РИА Новости

Петр I ввел «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных…» ровно 295 лет назад – 24 января (4 февраля по новому стилю) 1722 года. Этот документ, упорядочивавший иерархию военных, гражданских и придворных служащих, стал основой для системы государственной службы на протяжении почти двух столетий. «Табель о рангах» наложила глубокий отпечаток на всю социальную жизнь имперской России, что нашло отражение не только в официальных актах, но и в произведениях художественной литературы.

Детище империи

Завершая Северную войну, Петр Великий все больше времени уделял строительству нового «регулярного государства». 22 октября 1721 года Россия стала империей. В числе мероприятий, заложивших принципы нового государственного механизма, оказалась и подготовка «Табели о рангах». Она должна была закрепить положение, согласно которому показателем заслуг является не происхождение, а лишь реальное исполнение службы. Задачами документа стали также установление иерархии должностей и укрепление субординации и дисциплины как внутри ведомств, так и при взаимоотношениях между ними.

К моменту появления «Табели о рангах» большинство чинов военной и военно-морской службы уже существовали на практике, активно использовались, были отражены в Воинском уставе 1716 года и Морском уставе 1720 года. Разработка системы чинов гражданской службы, напротив, находилась в зачаточном состоянии. При подготовке «Табели», которая началась в 1719 году, опирались на опыт европейских стран, уже имевших подобные официальные иерархии, применявшиеся в сфере государственной службы. Особенное влияние на составителей «Табели» оказала практика, сложившаяся в Дании и Пруссии.

«Табель» предусматривала три основных рода государственной службы: военную, статскую (штатскую, то есть гражданскую) и придворную. При этом отдельно определялась система званий для служивших в сухопутных войсках, гвардии, артиллерии и военном флоте. Для каждого рода службы было установлено 14 классов (чинов) с собственными наименованиями. В ряде случаев названия классов воспроизводили названия конкретных должностей (особенно в отношении чинов гражданской службы). Носители одинакового ранга в разных родах государственной службы были равны друг другу. «Табель» неоднократно редактировалась, наименования рангов со временем упрощались.

Важно отметить, что обладатели родовых титулов (князья, графы, бароны), как и простые дворяне, не имели никаких особенных способов для получения чинов, предусмотренных «Табелью». Чтобы приобрести классный чин и войти в социальную иерархию, представители дворянства, даже родовитого, должны были вступить в службу. Перемещение из класса в класс предполагалось либо планомерное, по выслуге лет (как правило, не менее трех лет в одном чине), либо более стремительное благодаря особым заслугам.

Таким образом, «Табель о рангах» стала своеобразным «социальным лифтом», позволявшим попасть в элиту российского общества представителям практически любых сословий и социальных групп, за исключением, разумеется, крепостных крестьян. При этом достижение определенных ступенек, обозначенных в ней, давало право на личное или потомственное дворянство. При Петре I потомственным дворянином становился любой, кто получал первый офицерский чин в армии или на флоте, а на гражданской службе этого права удостаивались при достижении чина VIII класса. Позднее данная планка несколько раз сдвигалась.

Весьма показательны цифры, приводимые известным специалистом по социальной истории России профессором Борисом Мироновым. Среди гражданских чиновников, имевших классные чины, уже в середине XIX века было лишь 44% выходцев из потомственных дворян, а к концу столетия – и вовсе 31%. В составе офицерского корпуса доля прирожденных потомственных дворян постепенно также неумолимо сокращалась: если в 1750-х годах она составляла 83%, то в 1844 году – 73,5%, в 1895-м – 51%, а в 1912-м – 37%.

«Здесь все зависит от чина»

Стремившийся всему придать «регулярность», Петр Великий не преминул в конце «Табели» отметить, что не только в сфере служебных взаимоотношений, но и в области других социальных и даже бытовых вопросов многое зависит от места человека в установленной иерархии. «Понеже такожде знатность и достоинство чина какой особы часто тем умаляется, когда убор и прочий поступок тем не сходствует, якоже насупротив того многие разрядятся, когда они в уборе выше чина своего и имения поступают. Того ради напоминаем мы милостиво, чтоб каждый такой наряд, экипаж и ливрею имел, как чин и характер его требует. По сему имеют все поступать и объявленного штрафования и вящего наказания остерегаться», – гласила «Табель».

Чиновник. Из книги «Мундиры, всемилостивейше пожалованные… Екатериною II всем губерниям и наместничествам Российской империи», изданной в Петербурге в 1784 году

ЧТОБЫ ПРИОБРЕСТИ КЛАССНЫЙ ЧИН И ВОЙТИ В СОЦИАЛЬНУЮ ИЕРАРХИЮ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДВОРЯНСТВА, ДАЖЕ РОДОВИТОГО, ДОЛЖНЫ БЫЛИ ВСТУПИТЬ В СЛУЖБУ

Другим проявлением чинопочитания стало формирование системы общераспространенных формул титулования. Складывалась она постепенно. Поначалу после введения «Табели» использовались титулы «ваше превосходительство» (для представителей генералитета, чинов нескольких первых классов), «ваше сиятельство» (для сенаторов) и «ваше благородие» (для прочих чинов). Но затем в XVIII веке определилось пять основных формулировок титулования: «ваше высокопревосходительство» (для чинов I и II классов), «ваше превосходительство» (для чинов III и IV классов), «ваше высокородие» (для чинов V класса), «ваше высокоблагородие» (для чинов VI–VIII классов) и «ваше благородие» (для чинов IX–XIV классов). Они стали общеупотребительными и применялись как в служебных документах, где общая формула титулования в соответствии с чином предшествовала наименованию должности, так и в личной переписке.

В XVIII столетии положение человека в служилой среде четко маркировалось его чином. Причем этот критерий не только определял место в служебной иерархии, но и имел непосредственное отношение к чисто бытовым аспектам жизни. «По чинам» давали лошадей на почтовых станциях, разносили блюда на званых обедах. Исследователи социальной психологии утверждают, что в сознании многих представителей дворянства «бюрократическая иерархия совпадала со шкалой морально-этических оценок личности», многое обусловливая в сфере межличностных отношений.

Так, в одном из писем великий русский полководец Александр Васильевич Суворов констатировал: «Господь да дарует нам субординацию, мать дисциплины, оная же мать победы! 1-е. Чины должны почитаться». Пафос знаменитого военачальника можно оправдать традиционным для армии стремлением к выполнению любых приказов начальства.

А вот императрица Екатерина II вполне осознанно ставила принцип служебной субординации во главу угла всяких взаимоотношений внутри государственного аппарата. Здесь весьма показательна история, произошедшая с прославленным поэтом Гавриилом Романовичем Державиным , довольно успешно делавшим чиновничью карьеру. В 1780-х годах он был губернатором сначала в Петрозаводске, а затем в Тамбове. Однако его отношения с непосредственными начальниками – генерал-губернаторами – не складывались. Дело дошло до открытого конфликта, разбиравшегося в Сенате. Поэт был оправдан от обвинений. Но 1 августа 1789 года у него состоялся долгий разговор с Екатериной. О его содержании мы знаем из записок статс-секретаря императрицы Александра Васильевича Храповицкого : «Я ему сказала, что чин чина почитает… В третьем месте не мог ужиться; надобно искать причину в себе самом. Он горячился и при мне. Пусть пишет стихи». Позднее Екатерина сделала поэта своим статс-секретарем, уже при Александре I он стал министром. И вместе с тем на примере «дела Державина» императрица кратко и емко сформулировала основной принцип функционирования русской бюрократии: субординация «по чинам» важнее, чем суть вопроса.

Неудивительно, что один европейский путешественник, посетивший Россию при Павле I , утверждал: «Здесь все зависит от чина… Не спрашивают, что знает такой-то, что он сделал или может сделать, а какой у него чин».

Толстый и тонкий

Для того чтобы понять, что «власть чина» оставалась актуальной и в конце XIX века, достаточно вспомнить рассказ Антона Павловича Чехова «Толстый и тонкий». Он был впервые напечатан в журнале «Осколки» в 1883 году, а окончательную редакцию получил в 1886-м при включении в сборник «Пестрые рассказы».

В основе сюжета – простой случай на вокзале: встреча двух одноклассников, не видевшихся много лет. Они радостно узнают друг друга и оживленно обмениваются воспоминаниями о гимназических годах и новостями о нынешних жизненных обстоятельствах. И вдруг выясняется, что толстый «уже до тайного дослужился». В мгновение ока с его приятелем происходит разительная метаморфоза: «Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился…» Друг детства уже не мог выдавить из себя ничего, кроме казенных фраз. Толстый просил приятеля оставить неуместное чинопочитание, но куда там!..

– Помилуйте… Что вы-с… – захихикал тонкий, еще более съеживаясь. – Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги…

Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Худ. С.А. Алимов

Надо сказать, что сложившаяся система чинов и чинопочитание, высмеянные Чеховым, вызывали вопросы и в среде высшей бюрократии. На протяжении второй половины XIX века предпринималось несколько попыток отменить или радикально реформировать систему чинопроизводства. Так, в том же 1883 году было создано Особое совещание во главе с управляющим I Отделением Собственной его императорского величества канцелярии Сергеем Александровичем Танеевым . Основная идея заключалась в ликвидации чинов и введении иерархии реальных должностей. В ходе работы совещания, среди прочего, появилась анонимная записка, принадлежащая перу одного из высокопоставленных чиновников. В ней значится: «Службу у нас можно охарактеризовать непрерывною погонею за повышениями, наградами и прибавками содержания. Никто не довольствуется своим служебным положением, как бы оно ни было хорошо; никто не хочет оставаться без непрерывного получения новых повышений и наград, требуя их для себя как бы нечто должное. Есть множество служащих, которые получают каждые три года и чин за выслугу, и орден за отличие. Чиномания и крестомания составляют общую хроническую болезнь всех служащих. Служат у нас большею частью не делу , а в угоду ближайшим начальникам, от которых зависит служебная карьера их подчиненных. Общая и главная цель всех служащих, даже самых неспособных, – это генеральский чин, орденская лента через плечо и крупный оклад жалованья».

Однако значимых изменений в системе чинопроизводства, основанной на «Табели о рангах», так и не произошло вплоть до революционных событий 1917 года. Одной из причин сохранения системы была ее традиционность, глубоко вошедшая в общественное сознание. Очень показателен здесь другой рассказ Чехова – «Упразднили!», написанный в 1885 году и некоторое время не пропускавшийся в печать цензурой. Сюжет возник вследствие частичной реформы военного чинопроизводства 1884 года, когда были исключены чины майора (все служившие майоры производились в подполковники) и прапорщика (служившие могли сдать экзамен на чин подпоручика или уйти в отставку). Герой рассказа отставной прапорщик Вывертов тяжело переживает случившееся, поскольку рушится его представление о собственном месте в социальной иерархии. В конце рассказа он говорит жене: «Я, Арина, этого так не оставлю. Теперь я на все решился… Чин я свой заслужил, и никто не имеет полного права на него посягать. Я вот что надумал: напишу какому-нибудь высокопоставленному лицу прошение и подпишусь: прапорщик такой-то… пра-пор-щик… Понимаешь? Назло! Пра-пор-щик… Пускай! Назло!»

«Все гражданские чины упраздняются»

Демонтаж системы чинопроизводства и государственной службы, базировавшейся на «Табели», начался лишь после Февральской революции. Происходил этот процесс достаточно долго. Принятый 1 марта 1917 года Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов приказ № 1 реформировал систему взаимоотношений в армии, декларируя: «В строю и при отправлении служебных обязанностей солдаты должны соблюдать строжайшую воинскую дисциплину, но вне службы и строя в своей политической, общегражданской и частной жизни солдаты ни в чем не могут быть умалены в тех правах, коими пользуются все граждане. В частности, вставание во фронт и обязательное отдание чести вне службы отменяется». «Равным образом отменяется титулование офицеров: ваше превосходительство, благородие и т. п., и заменяется обращением: господин генерал, господин полковник и т. д.», – предписывал этот же приказ.

Затем, 21 марта 1917 года, были упразднены все придворные чины и звания. А вот ликвидация военных и гражданских чинов затягивалась. Только к августу Министерством юстиции Временного правительства был подготовлен проект «Об отмене гражданских чинов, орденов и других знаков отличия». Титулования в случае его утверждения аннулировались бы для всех служащих. Предполагалось, что чины и ордена сохранятся лишь для военных. На гражданской службе должно было остаться деление на классы, которое определялось бы должностями. Однако этот проект не был принят. Таким образом, система, заложенная «Табелью о рангах», продолжала в несколько усеченном варианте функционировать и при Временном правительстве.

После Октябрьской революции процесс пошел быстрее. 11 ноября 1917 года ВЦИК и Совет народных комиссаров приняли декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». В первой же его статье говорилось: «Все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются». А следующая статья предписывала: «Всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и пр.), титулы (княжеские, графские и пр.) и наименования гражданских чинов (тайные, статские и проч. советники) уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименование граждан Российской Республики».

Между тем ликвидация офицерских чинов вновь несколько затянулась. Она неоднократно декларировалась в документах советского правительства, однако окончательно была утверждена лишь декретом Совета народных комиссаров «Об уравнении в правах всех военнослужащих» от 16 декабря 1917 года. В нем закреплялись следующие положения:

1) Все чины и звания в армии, начиная с ефрейторского и кончая генеральским, упраздняются. Армия Российской Республики отныне состоит из свободных и равных друг другу граждан, носящих почетное звание солдат революционной армии.

2) Все преимущества, связанные с прежними чинами и званиями, равно как и все наружные отличия, отменяются.

3) Все титулования отменяются.

4) Все ордена и прочие знаки отличия отменяются.

Так закончилась почти двухсотлетняя история «Табели о рангах», хотя на протяжении некоторого времени в официальных документах еще встречались такие подписи, как «бывший полковник», «бывший статский советник» и т. д. Вряд ли все из лиц, именовавших себя подобным образом, действовали назло, как герой чеховского рассказа «Упразднили!». Просто велика была сила привычки.

А ликвидировавшая систему «Табели о рангах» советская власть вскоре создала собственную иерархию чинов, званий, наград, мундиров… Но это уже совсем другая история.

Александр САМАРИН,
доктор исторических наук

ШЕПЕЛЕВ Л.Е. Чиновный мир России. XVIII – начало ХХ в. СПб., 1999
ЕРОШКИН Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 2008