Московские школьники сдали егэ лучше, чем в прошлом году. Как отличаются баллы ЕГЭ по регионам: результаты школьников и региональное неравенство Как различаются результаты ЕГЭ по регионам

На днях стартовала новая волна единого государственного экзамена, и за те 8 лет, что ЕГЭ существует в обязательном режиме, споры вокруг него не утихают. В этом материале мы предпринимаем попытку показать в динамике средние баллы ЕГЭ по русскому языку и математике в регионах, а также объяснить, с чем могут быть связаны региональные различия в результатах экзамена.

Представленные здесь данные собраны из открытых источников. Результаты ЕГЭ получены с региональных сайтов образовательных ведомств и центров оценки качества образования. Другие показатели собраны на сайтах Министерства образования и науки РФ, Росстата, Федерального казначейства.

Результаты ЕГЭ: региональные различия

Если посмотреть на карту, то видно, что наиболее высокие средние баллы и по русскому языку, и по математике показывают регионы Центрального федерального округа. В 2015 году в числе лидеров по русскому языку были Оренбургская и Самарская области, а также Пермский край, по профильной математике - республика Калмыкия, Пермский край и Удмуртия. Самые же низкие результаты, вопреки стереотипам, наблюдаются не в северокавказских регионах, а на дальнем Востоке.

Отдельный интерес представляет динамика результатов ЕГЭ в регионах. Сравнивать баллы по годам напрямую некорректно - за эти годы экзамен пережил немало изменений. Например, в 2013 г., во время массовых утечек ответов, баллы участников в целом в стране оказались выше, а в 2014 г., после ужесточения мер безопасности, упали. Учитывая это, мы смотрели на положение регионов относительно среднего балла в России и использовали стандартизированные z-значения. Иначе говоря, мы сравнили динамику регионов относительно среднего по стране. Сопоставлялись результаты регионов в 2010 и 2014 гг., так как в этот период содержание и структура экзамена были наиболее стабильны.

В целом, значительный (больше одного стандартного отклонения) рост за эти пять лет по математике продемонстрировали 16, а по русскому языку - 11 субъектов РФ. В основном, это те регионы, которые в 2010 году показывали результат ниже среднего. Серьезное снижение баллов произошло по математике в 6, а по русскому языку в 3 регионах - там, где в 2010 были достаточно высокие баллы. В субъектах РФ со средними результатами существенных изменений в баллах не произошло.

Факторы региональных различий результатов ЕГЭ

2009-2014 годы:

Чтобы понять, чем объясняются результаты ЕГЭ по математике и по русскому языку в 2009 - 2014 годах, мы проанализировали их связь с рядом региональных характеристик. В центре внимания была, во-первых, роль ресурсного обеспечения школ, во-вторых, роль ресурсов семей.

Ресурсы школ во многом определяются размером государственного финансирования. Если скорректировать объемы подушевого финансирования школ на инфляцию и различия между регионами в стоимости жизни, то рост этого показателя с 2006 по 2013 годы составил около 40 процентов. При этом максимальный разрыв в подушевом финансировании за этот же период немного сократился - с 6 до 5 раз. Наибольший рост финансирования школ произошел в 2012 году, когда были приняты “майские указы Президента”.

Изменения в финансировании школ важны для результатов учащихся. Согласно нашим оценкам, регионы с более высоким уровнем подушевого финансирования показывают более высокие средние баллы ЕГЭ по математике (при равном уровне экономического развития, доходов населения и ряда других характеристик регионов). По русскому языку значимой связи результатов ЕГЭ и подушевого финансирования (при учете прочих региональных показателей) в 2009 - 2014 гг. не обнаружено. Отчасти это можно объяснить тем, что в результатах по русскому языку большую роль играют социальные характеристики семей.

Основную долю в бюджетном финансировании школ составляют зарплаты учителей. При этом важна динамика их зарплат относительно среднего уровня оплаты труда в регионе. В целом эта динамика была положительной. Наиболее существенный рост относительных зарплат учителей наблюдался в 2008 и в 2012 - 2013 годах, небольшое снижение было в 2007 и 2010 годах.

По нашим оценкам, уровень зарплат учителей относительно средней зарплаты по региону положительно связан с региональными результатами ЕГЭ и по русскому языку, и по математике. От оплаты труда зависит, какие учителя придут в школы и с каким настроем они будут работать. Например, данные опроса директоров школ в исследовании PISA 2012 года показывают, что в регионах с более высокой относительной зарплатой у учителей выше мотивация, энтузиазм и стремление к достижениям.

Помимо государства, в образование детей инвестируют семьи. Ресурсы семей определяются их доходами. Наш анализ показывает, что в регионах с высоким уровнем бедности (долей людей с доходами ниже прожиточного минимума) результаты ЕГЭ ниже. Высокий уровень неравенства доходов внутри региона также негативно сказывается на средних баллах ЕГЭ (при равном уровне бюджетного финансирования школ и ряда других региональных характеристик).

Иными словами, для повышения образовательных достижений школьников важны и семейные ресурсы. При этом в субъектах РФ с низкими доходами населения в среднем ниже и ресурсы региональных бюджетов, а значит и финансирование школ.

В целом, на данном этапе выравнивания уровня бюджетного финансирования школ между регионами недостаточно для того, чтобы выровнять баллы детей.

2015 год:

Если говорить о результатах 2015 года, то разрыв между регионами с минимальным и максимальным средним баллом ЕГЭ может составлять 28 баллов по русскому языку и 16 по математике. Социально-экономические характеристики субъектов РФ (валовый региональный продукт, финансирование школ на одного учащегося, доля населения с высшим образованием, а также доля городского населения) на 25 процентов объясняют средний балл ЕГЭ по математике и на 34 процента - средний балл ЕГЭ по русскому языку. У детей из менее благополучных регионов меньше шансов получить высокие баллы на экзамене, чем у тех, кто живет в более экономически развитой части страны. Причем по русскому языку этот разрыв несколько больше, чем по математике.

Почти в такой же степени (на 28 процентов по математике и на 30 процентов по русскому языку) средние в регионах баллы объясняются характеристиками школ и учителей. Важно учитывать, сколько детей в регионе после 9 класса уходят в колледжи, а сколько остаются в старших классах и сдают ЕГЭ. Как показывает наш анализ, в школах, где в старших классах остается меньше половины девятиклассников, результаты также выше, чем там, где отбор (или самоотбор) детей менее строгий.

Значение имеют и учительские характеристики. Во всех регионах преобладают учителя с оконченным высшим образованием, однако, там, где таких педагогов больше 80 процентов, результаты ЕГЭ учащихся выше. А вот связь результатов с категорией учителя оказалась не столь однозначной - наивысшие результаты у выпускников в регионах, где доля педагогов с высшей категорией варьируется от 22 до 30 процентов.

Таким образом, наш анализ показывает, насколько у учеников из разных регионов не равны шансы на высокие баллы ЕГЭ. К слову, средние результаты московских школьников на ЕГЭ на 13 баллов по профильной математике и на 5 баллов по русскому языку выше, чем у школьников из республики Бурятия.

В целом, экономические и образовательные характеристики регионов определяют баллы ЕГЭ на 64 процента по русскому языку и на 53 процента - по математике. При этом, эти факторы находятся вне сферы влияния самих педагогов и школ, поэтому оценивать их по этому результату некорректно.

Выводы

Как показывает наш анализ, в России достаточно большие региональные различия в образовательных результатах школьников. Эти различия могут определить дальнейшую судьбу детей, в том числе, повлиять на поступление в вузы.

В многом эта разница связана с тем, насколько школьники обеспечены образовательными ресурсами. Неравенство ресурсов есть как на уровне семей, так и на уровне государственного финансирования школ. Часто одно сопровождает другое.

Проведенный нами анализ не учитывает вариации баллов единого экзамена внутри регионов, хотя эта задача представляется крайне полезной при выработке мер образовательной политики. Для такого анализа необходим доступ к обезличенным данным ЕГЭ для исследователей. В развитых странах результаты подобных тестов используются для анализа и выработки управленческих решений, и этот опыт важно использовать и в России.

ЕГЭ как объективный инструмент оценивания выпускников школ показал наличие проблемы с неравенством в образовании. Нельзя возлагать всю ответственность за решение этой проблемы на сам экзамен или учителей. Выравнивание образовательных возможностей - это задача государственной политики.

В России подведены первые итоги ЕГЭ. Пока по всем предметам превышены результаты прошлого года.

Базовая математика

Уменьшилось число выпускников, которые не смогли преодолеть минимальный барьер - 3,4% по сравнению с 4,6% в прошлом году.

Всего участие в ЕГЭ по математике базового уровня в этом году приняли 543 тысячи человек. Средний балл о базовой математике в 2017 году незначительно отличается от результата прошлого года: 4,24 балла против 4,15 баллов ЕГЭ-2016.

Профильная математика

Средний балл участников вырос по сравнению с прошлым годом почти на балл и составил 47,1 балла. Число участников, которым не удалось преодолеть минимальный порог в 27 баллов, сократилось на 1%.

Всего в ЕГЭ по профильной математике приняли участие около 391 тысячи участников. По заверениям руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова, в этом году меньше выпускников решили сдавать сразу два экзамена по математике, что свидетельствует о более осознанном подходе к выбору профессии.

География

Также, как и на экзамене по профильной математике, средний результат по стране подрос на 1 балл - до 55,1 балла. Число участников, которым не удалось преодолеть установленный по данному предмету минимум в 37 баллов, сократилось до 9,3% с 13% в 2016 году.

Всего в этом году ЕГЭ по географии сдавали в основной период около 14 тысяч человек.

Информатика и ИКТ

А вот где выпускники молодцы, так это в информатике! По сравнению с прошлым годом средний балл стал выше на три пункта: 59,2. Число участников, не преодолевших минимальный порог в 40 баллов, сократилось на 2,5% - до 9,3% (в 2016 году - 12,4%). Общее число сдававших экзамен ЕГЭ по информатике - около 53 тысяч человек.

Среди новосибирских выпускников оказался настоящий гений: Дмитрий Ромский из гимназии №11! Он сдал на 100 баллов профильную математику, физику и информатику, и теперь, как передают местные СМИ, готов штурмовать МГУ. Уверены, у него все получится!

Два юноши из СУНЦ НГУ сдали на 100 баллов по два экзамена - Батжаргал Ульзутуев и Артём Козьмин написали на 100 баллов два ЕГЭ — профильную математику и физику. Оба выпускника пока остановили свой выбор на НГУ.

Русский язык

Участниками экзамена стали почти 617 тысяч человек. Средний балл на ЕГЭ по русскому языку в 2017 году сопоставим с прошлогодним результатом.

Минимальный порог для получения аттестата в 24 балла не преодолели 0,5% участников экзамена (в 2016 году их число составило 1%).

Минимальный порог в 36 баллов, ниже которого вузы не могут устанавливать проходной балл ЕГЭ по русскому языку для поступающих, не смогли преодолеть 1,6% участников. В 2016 году число участников ЕГЭ по русскому языку, которые не преодолели этот порог, составило 2,5%.

ЕГЭ в Новосибирске

Единый госэкзамен в 2017 году в Новосибирске сдавали 6735 выпускников 11-х классов из 211 школ. Как сообщили в Новосибирском институте мониторинга и развития образования, в этом году в Новосибирской области ЕГЭ на 100 баллов сдал:

  • по русскому языку 89 выпускников (в гимназии №1 - 7 человек, в гимназии № 11 «Гармония» - 7 человек, в СУНЦ НГУ - 8 человек );
  • по профильной математике — семь выпускников (СУНЦ - 3 человека, лицей № 130 - 2 человека, гимназия №11 «Гармония» - 1 человек, и экономической лицей - 1 человек );
  • по физике — 18 выпускников (из них 11 из СУНЦ НГУ );
  • по информатике — 10 выпускников (СУНЦ НГУ - 3 человека, гимназия №6 «Горностай» - 2 человека, лицей №9 - 2 человека, гимназия №3 Академгородка - 1 человек, школа №34 - 1 человек, гимназия №11 «Гармония» - 1 человек ).

Литературу на 100 баллов сдала лишь София Савойская из 11-й гимназии, сообщают Новосибирские новости.

Наибольший процент медалистов (соотношение медалистов к общему количеству выпускников) показывает Кировский район, на втором месте — Первомайский, на третьем — Центральный округ. В количественном выражении лидирует Центральный округ — 237 претендентов на медаль.

От балла, зависит возможность поступления в избранный ВУЗ, возможность учиться за счет бюджета, доступ к другим преференциям. Поэтому очень многих людей интересует, каковы средние баллы ЕГЭ по России в целом?

Средние баллы ЕГЭ 2017 из открытых источников

Средний балл для всех россиян, сдававших ЕГЗ в 2017 году по обязательным предметам, составил:
- по математике - 47,1;
- по русскому языку - 69,06.
Средние баллы по дополнительным предметам:
- по иностранному языку - 70,1;
- по биологии - 52,57;
- по географии - 55,15;
- по информатике - 59,18;
- по истории - 56,9;
- по литературе - 59,68;
- по обществознанию - 55,44;
- по физике - 53,16;
- по химии - 60.
Такова статистика с ресурсов Минобразования и науки, Росстата, региональных сайтов образовательных учреждений.

Как различаются результаты ЕГЭ по регионам

По статистике, средний балл по России по любому предмету не ниже 47, однако, если брать более узкий срез – по регионам – тут цифры сильно различаются. Традиционно лидирует по успеваемости Центральный ФО, особенно это касается обязательных русского и математики. С учетом того, что в Москве и Санкт-Петербурге наиболее развитое финансирование учебных заведений и здоровая конкуренция в сфере образования, у столичных и питерских школьников гораздо лучшая подготовка к ЕГЭ, да и сам уровень обучения выше, чем в остальных городах России. Именно поэтому, в ЦФО показатель по русскому языку - 74 балла, по математике – 53 балла.

Худшие результаты в ЕГЭ показали школьники с Дальнего Востока, средний результат по русскому там составляет 42 балла, по математике – 32 балла.

Сколько баллов нужно для поступления на бюджет

Студенты, зачисленные на бюджетные отделения вузов по всей России в 2017 году, набирали 68,2 балла и выше, в 2016 балл был чуть меньше - 66,6.
По данным Минобразования, для зачисления на , необходимо было набрать 76,2 и 75,8 соответственно.

Правительство России неоднократно заявляло о грядущих изменениях в области образования, о предстоящей оптимизации образовательного процесса, об увеличенном бюджетировании данной сферы. По ожиданиям чиновников, в регионах уровень образования подтянется к столичному, значит шансы у школьников на высокий балл в ЕГЭ будут равными, не зависимо от региона проживания.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подвела предварительные итоги ЕГЭ по математике профильного уровня, который проходил 2 июня.

Средний балл участников вырос по сравнению с прошлым годом почти на 1 балл и составил 47,1 балла.

Средний балл ЕГЭ по математике (профильный уровень) в 2017 году

Средний балл ЕГЭ 2017 по математике - базовый уровень

Источник информации - официальный сайт информационого сопровождения единого государственного экзамена - www.ege.edu.ru

Общее количество участников ЕГЭ по математике профильного уровня в 2017 году 390 981, что меньше, чем в предыдущие годы (в 2016 году – 439 229, в 2015 году – 521 151). С одной стороны, это связано с тем, что снижается общее количество выпускников, а, с другой стороны, выпускники стали более осмысленно и ответственно подходить к выбору уровня экзамена. Средний тестовый балл в 2017 г. по сравнению с предыдущими годами несущественно вырос: наблюдается уменьшение доли участников, получивших 0– 20 т.б., и одновременное увеличение доли участников, набравших 61–100 т.б.

Таким образом, в 2017 г. продолжается тенденция, наметившаяся в предыдущие два года: участники экзамена, учителя и родители за счет более осознанного выбора экзамена по математике добиваются лучших результатов на выбранном ими уровне.

В 2017 году был установлен минимальный порог по математике профильного уровня – 27 тестовых баллов. В 2017 г. минимальный балл не набрали 14,34% участников экзамена, в 2016 г. – 15,33%, то есть этот показатель снизился на 1 процентный пункт.

Объясняется это, как повышением качества математического образования, так и оттоком наименее подготовленной части выпускников на базовый ЕГЭ по математике. В 2017 году 100 баллов получили 224 участника экзамена по математике профильного уровня (в 2016 году – 296 участников). Изменение доли участников, набравших 100 баллов в 2017 г. по сравнению с 2016 г., незначительное.

Снижение доли стобалльников, в частности, может быть связано, с принятием поправки в «Закон об образовании в Российской Федерации» о продлении срока действия диплома победителя и призера олимпиады до 4 лет, и, как показывает предварительный анализ, снижения и мотивации к получению высокого результата на ЕГЭ у дипломников математических олимпиад. Лидерами по количеству 100-балльников являются регионы, в которых ведётся интенсивная работа с математически одарёнными детьми

В 2017 году ЕГЭ по математике проводился на двух уровнях в третий раз. Участник экзамена имел право самостоятельно выбрать любой из уровней, либо оба уровня в зависимости от своих образовательных запросов, а также перспектив продолжения образования.