Нарушение координации движений у детей. Развитие координации движений у детей

Экстрапирамидные формы нарушения движений физиологичны для раннего возраста. У новорожденных и детей первых месяцев жизни наблюдают спонтанные или реактивно возникающие гиперкинезы при снижении мышечного тонуса в связи с функциональным доминированием бледного шара. После первых месяцев жизни постепенно отдельные и содружественные движения становятся более целенаправленными благодаря тормозящим и регулирующим воздействиям высших центров в полосатом теле и коре головного мозга. В связи с этим наличие атетоза, хореиформного гиперкинеза или торсионной дистонии у детей старше 3 месяцев можно расценить как симптом нарушения функции стриарной системы, ответственной за мышечный тонус, инстинктивные движения, осанку, а также за установленные рефлексы.

Ранние органические повреждения мозга . Симптомы поражения стриарной системы: одно- или двусторонние гиперкинезы с непроизвольными, медленными червеобразными движениями конечностей и пальцев (штыковидный большой палец ноги), мышц туловища, шеи и головы (гримасничание), содружественные движения не участвующих групп мышц при произвольных движениях, даже если они не имеют эмоциональной окраски, в интервале между приступами атетоза мышечный тонус снижен. При повреждении пирамидного пути наблюдают симптомы спастического паралича (повышенные сухожильные рефлексы, самопроизвольное вытягивание большого пальца стопы, псевдосимптом Бабинского) без чувствительных нарушений. Интеллект этих детей может быть нормальным или сниженным.

Малая хорея Сиденгама . Типичная картина хореатетоза обусловлена ревматическим поражением чечевицеобразного и хвостатого ядер (ядра внутренней капсулы). Чаще в школьном возрасте появляются молниеносные кратковременные, беспорядочные гиперкинезы с нескоординированными неуклюжими движениями в больших суставах, с нарушением произвольных и точных движений (связанных с одеванием, письмом). Сопутствующие депрессивное плаксивое настроение, раздражительность, неспособность сосредоточиться, иногда миокардит облегчают диагностику. В спинномозговой жидкости может быть увеличено содержание белка и лимфоцитарный плеоцитоз. При гемихореатической форме следует подумать об опухоли!

Интоксикация медикаментами . Внезапное появление приступообразных вращательных, винтообразных, дистонических, спастических движений, особенно шеи, а также туловища и мышц лица, как при спастической кривошее, характерно для интоксикации нейролептическими препаратами вследствие передозировки, а также в связи с недостаточным выведением при ограниченном поступлении жидкости в организм или при эксикозе. Может наблюдаться также после оперативного вмешательства с соответствующей премедикацией, если не полностью удовлетворены потребности организма ребенка в жидкости. Анамнез и клиническая картина подтверждают диагноз. Это состояние можно устранить с помощью седативных препаратов.

Экстрапирамидные симптомы при патологических процессах в мозге . Экстрапирамидные нарушения могут возникать при опухолях, локализующихся в области базальных ганглиев, дегенеративных заболеваниях мозга и на ранних стадиях энцефалита. Особенно характерны они для подострого склерозирующего панэнцефалита, при котором хореиформные движения, медленно прогрессирующая атаксии, миоклонии сочетаются с изменениями личности и поведении. Через несколько недель или месяцев после начала болезни наблюдают отчетливую регрессию интеллекта и памяти. Дети становятся то апатичными, то возбужденными. Высокий титр антител против вируса кори в спинномозговой жидкости и крови подтверждает диагноз подострого склерозирующего панэнцефалита.

Болезнь Вильсона . При этом заболевании экстрапирамидные симптомы могут предшествовать циррозу печени .

Диагностика : низкое содержание меди и церулоплазмина в сыворотке, аминоацидурия, повышенное выведение мочевой кислоты с мочой при низком содержании ее в сыворотке. Выявление роговичных колец Флейшера при помощи щелевой лампы.

Синдром Леша-Нихана . Наследуемый рецессивно, сцепленно с Х-хромосомой синдром Леша-Нихана проявляется еще во 2-м триместре жизни явлениями повышенной возбудимости, приступами крика, рвотой, мышечной гипотонией. Вскоре возникают хореиформные гиперкинезы. Необходимо исследовать мочу на содержание мочевой кислоты (более 40 мг/кг в день) и обнаружение дефицита фермента в эритроцитах или фибробластах кожи позволяет поставить диагноз до появления слабоумия, гетероаллергии и аутоагрессивности (кусание губ, пальцев) вследствие гиперурикемии.

Мозжечковые синдромы

Детский церебральный паралич . Для педиатра диагностика не представляет трудностей, так как среди большого количества больных с детскими церебральными параличами часто встречаются дети с изолированным поражением мозжечка, одним из симптомов которого является выраженная мышечная гипотония. При изолированных поражениях мозжечка отсутствуют двигательные и чувствительные нарушения и гиперкинезы. Кроме того, выраженность мозжечковой атаксии не уменьшается при зрительном самоконтроле. Важным дифференциально-диагностическим критерием, свидетельствующим о спинальной атаксии, является наличие симптомов поражения задних столбов спинного мозга. Вестибулярная атаксия исчезает и при зрительном самоконтроле, но при этом остается головокружение при изменении положения тела. Как при изолированном поражении мозжечка, так и при поражении экстрапирамидной системы возможно нормальное психическое и умственное развитие. У отдельных больных с мозжечковой симптоматикой при пневмоэнцефалографическом исследовании обнаруживают атрофию мозжечка.

Мозжечковый энцефалит . Причиной мозжечкового энцефалит, помимо ранних органических повреждений мозга, могут быть ветряная оспа , опухоли, абсцессы и нарушения кровообращения в области мозжечка.

Отравления . Внезапно появляющиеся мозжечковые симптомы могут быть признаком хронического или острого отравления или медикаментозной интоксикации (анальгетики, седативные средства, барбитураты, фенацитин, бромсодержащие медикаменты, антигистаминные препараты, резерпин, дилантин, органические фосфаты, алкоголь, свинец, калий). К этой же категории относится так называемый минимальный синдром (атаксия, тремор, потеря слуха, сужение полей зрения, гиперсаливация), обусловленный отравлением щелочными ртутными соединениями.

Синдром Луи-Бар . Уже в раннем детстве развивается мозжечковая атаксия без пирамидных знаков, без нарушения чувствительности, в сочетании о телеангиэктазиями в конъюнктиве, на лице, около уха или симметрично на коже и слизистых оболочках. Отмечаются рецидивирующие бронхиты, сниженная сопротивляемость к инфекции, уменьшенная концентрация иммуноглобулинов, прогрессирующая дистрофия и деменция. Пневмоэнцефалографически часто обнаруживают атрофию мозжечка. Заболевание наследуется аутосомно-рецессивно. Возможна аномалия хромосом

Болезнь Фридрейха . Спинальная наследственная атаксия проявляется в школьном возрасте мозжечковыми симптомами, прелую всего атаксией туловища и конечностей; Другие симптомы: нарушение черепно-мозговой иннервации (атрофия зрительного нерва, нистагм), отсутствие сухожильных рефлексов при положительном рефлексе Бабинского, нарушение чувствительности (поверхностной и глубокой, парестезии), прогрессирующая атрофия мышц, кифосколиоз, типичная полая стопа и молоткообразный большой палец ноги.

Синдром Гиппеля-Линдау . Мозжечковые симптомы, сопровождающиеся болью в области затылка, головокружением и нарушением сознания, могут быть признаком растущей ангиоматозной опухоли в мозжечке, спинном мозге и сетчатой оболочке.

Демиелинизирующая энцефалопатия Пелицеуса-Мерцбахера . Синдром Пелицеуса-Мерцбахера (наследственная прогрессирующая лейкодистрофия) начинается в отличие от других форм лейкодистрофии уже в грудном возрасте (тремор головы, нистагм, атаксия и расстройство координации вследствие нарушения миелинизации). Это заболевание наследуется рецессивно сцеплено с полом (ранняя форма) или аутосомно-доминантно) поздняя форма).

Семейная дизавтономия . Синдром Райли-Дея проявляется атаксией и нарушением координации движений в сочетании с гипорефлексией, снижением болевой чувствительности, уменьшением слезной секреции, повышенной потливостью, эмоциональной лабильностью.

Миоклонии

Миоклонии могут быть симптомом поражения различных отделов центральной нервной системы от коры больших полушарий до спинного мозга. Для выяснения их причины необходимо интенсивное неврологическое обследование. Часто речь идет о необратимых остаточных явлениях энцефалита. Однако миоклонии также могут быть одним из ранних симптомов подострого склерозирующего панэнцефалита или другой медленной вирусной инфекции. При появлении прогрессирующих миоклоний после генерализованных судорожных припадков у детей старше 10 лет следует исключить прогрессирующую миоклонус-эпилепсию.

Кроме того, миоклонии наблюдаются при многих нейрометаболических заболеваниях (болезнь с запахом мочи кленового сиропа, фенилкетонурия) и при отравлениях.

Тремор

В дифференциально-диагностическом отношении важно отличать мелко размашистый частый тремор (10-18 в секунду) от среднечастотного (3-9 в секунду). Мелко размашистый тремор возникает про возбуждении, после спортивной нагрузки, при гипертиреозе или после приема больших доз стимуляторов центральной нервной системы.

Среднечастотный тремор, особенно рук и глаз, свидетельствует о серьезном поражении центральной нервной системы (остаточные явления после энцефалита или черепно-мозговой травмы, дегенеративные изменения, болезнь Вильсона, действие лекарств, отравление аммиаком, угарным газом). Среднечастотный тремор бывает также у детей с минимальной церебральной дисфункцией, особенно при поражении экстрапирамидной системы (в районе полосатого тела); он может быть симптомом наследственной лейкодистрофии (синдром Пелицеуса-Мерцбахера), дефицита магния и хронического отравления ртутью. Мелко размашистый тремор наблюдается при всех формах нарушения углеводного обмена, протекающих с гипогликемией (непереносимость фруктозы, гликогеноз, синдром Мак-Куари, синдром Кохрана), при психогенном гипервентиляционном синдроме, а также при тяжелых формах анемии, особенно при пернициозной мегалобластной анемии, при которых он является следствием гипоксического поражения центральной нервной системы.

Тики

Непроизвольные движения, похожие на атаксию, миоклонию или тремор, у детей в возрасте от 7 до 10 лет могут также быть тиками. Особенно часто они наблюдаются в этом возрасте у мальчиков и проявляются в виде моргания, односторонних конвульсивных подергиваний лица, тяжелого дыхания, шмыгания носом, щелканья языком, подергивания плечами вплоть до хореиформных движений. Тики в отличие от гиперкинезов при малой хорее исчезают, если внимание ребенка отвлечено, и ограничены стереотипными движениями одних и тех же мышц. Медленные покачивания головой чаще в горизонтальной, но иногда и в вертикальной плоскости в течение первых 2 лет жизни, в ряде случаев сочетающиеся с нистагмом, - кивательный спазм (с хорошим прогнозом). От кивательного спазма нужно отличать реактивные кивания головой при врожденном нистагме, компенсирующие болезненное движение глаз, а также подергивание головы у засыпающего или полусонного ребенка. Эти движения бывают только у детей старше 2 лет.
Женский журнал www.. Эвербек

Нарушение координации движения (атаксия) — симптом определённого патологического процесса, который спровоцировал нарушение работы ЦНС, в частности головного мозга, реже других систем организма. Для устранения симптома требуется проведение комплексной диагностики и устранение первопричинного фактора. Самолечение недопустимо, так как может привести к развитию серьёзных осложнений, не исключение инвалидность и летальный исход.

Этиология

Нарушение координации движений у детей или взрослых может быть обусловлено следующими этиологическими факторами:

  • травмы головного или спинного мозга;
  • аутоиммунные заболевания;
  • физическое истощение организма;
  • чрезмерное употребление спиртных напитков;
  • воздействие наркотических веществ;
  • дистрофия мускулатуры;
  • каталепсия — патологический процесс, который характеризуется ослабеванием мышц в результате сильного эмоционального потрясения, стресса, приступа гнева;
  • склеротические изменения;
  • возрастные изменения у пожилых людей.

Кроме этого, нарушение координации движений может наблюдаться и при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Симптоматика

К общим признакам следует отнести следующее:

  • шаткость походки и стояния;
  • теряется чёткость и слаженность движений;
  • отмечается дрожание конечностей и головы;
  • движения становятся неуверенными;
  • ощущение и .

В зависимости от основного фактора нарушения движений, клинические проявления могут дополняться специфическими признаками, которые характерны тому или иному заболеванию.

При патологиях, которые поражают головной мозг и центральную нервную систему, могут наблюдаться такие дополнительные признаки:

  • , без видимой на то причины;
  • головокружение;
  • ощущение слабости в ногах;
  • , возможно с приступами ;
  • нестабильное артериальное давление;
  • изменение ритма дыхания;
  • нарушения психоневрологического характера — зрительные или слуховые галлюцинации, бред, нарушение ясности сознания.

Из-за вышеперечисленных нарушений человек может падать. В зависимости от степени травм, у больного также может нарушаться сознание.

При физическом истощении организма может наблюдаться следующая клиническая картина:

  • , даже при незначительной физической активности;
  • тошнота и рвота;
  • изменение частоты и консистенции стула;
  • симптоматика мышечной атрофии.

При заболеваниях опорно-двигательного аппарата общая клиническая картина может дополняться болевым синдромом в поражённых суставах, нарушением двигательной функции, ограниченностью движений.

Вне зависимости от того, какая симптоматика присутствует, при наличии этого симптома следует незамедлительно обращаться к врачу.

Диагностика

В первую очередь врач уточняет жалобы, анамнез заболевания, жизни пациента, после чего проводит тщательный объективный осмотр больного. Для определения первопричинного фактора проводятся такие лабораторно-инструментальные методы диагностики:

  • общий анализ крови и мочи;
  • развёрнутый биохимический анализ крови;
  • ультразвуковое исследование внутренних органов.

В зависимости от текущих клинических проявлений, программа диагностики может корректироваться. Тактику лечения врач расписывает только после постановки точного диагноза, который устанавливается на основе полученных результатов обследования.

Лечение

Устранение этого расстройства осуществляется комплексно. Базисная терапия будет зависеть от первопричинного фактора. Медикаментозное лечение может включать в себя приём таких препаратов:

  • нейропротекторы;
  • ноотропы;
  • активаторы клеточного метаболизма.

Кроме медикаментозного лечения, обязательно расписывается программа физических упражнений. Гимнастика при нарушении равновесия и координации позволяет ускорить процесс выздоровления и реабилитации.

Что касается профилактики, то в этом случае специфических рекомендаций нет, так как это не отдельное заболевание, а неспецифический симптом. При первых же симптомах нужно обращаться к врачу, а не заниматься самолечением.


Зарубежные исследователи отмечают, что данные анкетных исследований составляют первичные критерии диагностики СДВГ, а изучение моторики является дополнительным звеном в понимании основных механизмов и физиологических компонентов СДВГ.

Около 2-3% детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью не имеют других функциональных расстройств. Распространенность незначительных нейропсихологических отклонений различна, но часто отмечается их наличие приблизительно у 5% детей. Некоторые исследования говорят о более высоких цифрах. В исследованиях датских специалистов у 15% школьников были выявлены умеренные нейропсихологические отклонения, а у 6% школьников - незначительные нейропсихологические отклонения.

Двигательные трудности проявляются в выполнении автоматизированных движений, мелкой моторики. Несмотря на то, что грубая моторика развита хорошо, дети с СДВГ имеют заметные трудности при выполнении движений, которые требуют высокой степени автоматизма и координации (например, быстрые попеременные движения, повороты рук вовнутрь и наружу - пронация и супинация и др.). К сенсорным расстройствам относятся низкая чувствительность к холоду и боли, иногда в сочетании с сверхчувствительностью к легким прикосновениям, и пониженной чувствительности к стимулированию вестибулярного аппарата.

Нарушение вестибулярной чувствительности.

По данным многих авторов движение рассматривается как важный фактор в развитии обобщающей функции мозга. Головной мозг интегрирует разрозненные данные различных ощущений в единое целое. Этот процесс получил название интеграции ощущений и происходит, когда мы ощущаем свое тело, природу, вещи, других людей как нечто осмысленное. У некоторых детей, в том числе детей с СДВГ, интеграция ощущений слабо развита, т. е. мозг не может полноценно переработать поток чувствительной информации. J.Ayres называет это сенсоинтегративной дисфункцией, которая может проявляться в низкой чувствительности к холоду и боли, иногда в сочетании с сверхчувствительностью к легким прикосновениям, и пониженной чувствительности к стимулированию вестибулярного аппарата.

Равновесие и вестибулярная чувствительность занимает одно из центральных мест в развитии грубой моторики. Вестибулярная чувствительность связана также с положением головы, моторикой глаз, проприорецепцией и другими сенсорными системами, чья информация необходима для поддержания позы.
Отклонения вестибулярной чувствительности проявляются как сверхчувствительность при ее стимуляции - гравитационная неуверенность (ребенок не переносит быстрых поворотов головы, езду на автомобиле и т. д.) или наоборот снижением реакции на стимуляцию.

У гиперактивных детей наблюдается пониженная чувствительность к вестибулярному стимулированию. Они переносят качания и вращения (качели, карусели, катание на горках) легче, чем другие дети. При прохождении тестирования на вестибулярную стимуляцию - в течение 10 секунд ребенка быстро раскручивают на конторском стуле - у детей с СДВГ не отмечалось головокружения и наличия нистагма (- быстрые и частые непроизвольные движения глаз в различных направлениях, обусловленные периодическими сокращениями соответствующих глазодвигательных мышц).

Кроме того, гиперактивные дети имеют более низкие показатели равновесия без зрительного контроля, т. е. при выполнении теста с закрытыми глазами, по сравнению с другими детьми.

Нарушение развития координации движений и неуклюжесть.

Нарушения координации выявляют примерно в половине случаев СДВГ. Это могут быть нарушения тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, раскрашивание, письмо), равновесия (детям трудно кататься на роликовой доске и двухколесном велосипеде), зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, особенно с мячом).

Характерной чертой нарушения развития координации является ослабление моторной координации, не обусловленное медицинским состоянием человека. Эти дети испытывают хроническое ослабление моторной функции, создающее для них препятствия в научении моторным навыкам и не позволяющее им выполнять нормативные, повседневные моторные задачи также искусно, как это делают их сверстники. Для диагностики используются моторные, нейропсихологические тесты и рейтинговые шкалы (см. табл.1).

D.Dewey и B.J.Kaplan различают З типа нарушения развития координации движений среди детей, которые относятся к категории "неуклюжих":

Нарушение последовательности движений;
- нарушение выполнения движений (нарушение равновесия, координации движений, мимики);
- нарушение развития всех двигательных умений.

Распространенность нарушения развития координации примерно такая же, что и у СДВГ. Согласно различным исследованиям, она составляет около 5-6% или несколько больше, если учесть случаи средней тяжести. "Плохая координация" обнаружена у 8,1% из 30000 обследованных 7-летних детей. C.Giliberg и др. сообщают, что в исследовании шести- и семилетних детей в Гетеборге и Карлстаде 50% детей, соответствовавших критерию СДВГ, также соответствовали строгим критериям моторно-перцептивной дисфункции. Каждый второй ребенок с СДВГ также имел нарушение развития координации. Моторные нарушения были выявлены у 47% детей с пятью или более симптомами СДВГ. Сочетаемость СДВГ и моторно-перцептивной дисфункции была выявлена на том же уровне в третьем исследовании населения Ландгрена и др. в Швеции. Примерно половина всех шестилетних детей с СДВГ соответствует критериям моторной дисфункции. Та же "волшебная половина" была выявлена и в других исследованиях.

Таблица 1. Нейропсихологический скрининг нарушений развития координации движений.

Примечание: Ребенку дается только одна попытка для выполнения задания. Тест разработан для детей 6-7 лет. Для этой возрастной группы отклонения в 2-х или более пунктах подтверждает наличие нарушений развития координации.

6 пунктов нейропсихического скрининга:

1. Прыжки вверх-вниз 20 раз на одной ноге (на правой и левой ноге результат подсчитывается отдельно).
Нарушения:
- выполнение теста в течение более 12 секунд;
- две или более остановки на каждой ноге.

2. Удержание равновесия на одной ноге (на правой и левой отдельно).
Нарушения:
- время удержания менее 10 секунд на каждой ноге.

3. Ходьба, руки вниз в течение 10 секунд.
Нарушения:
- сгибание рук в локтевом суставе на 60 и более градусов;
- отведение плеча;
- наличие синкинезий (движения языка, губ);

4. Диадохокинез - выполнение пронации и супинаций, вытянутых вперед кистей рук 10 секунд каждой рукой отдельно.
Нарушения:
- 10 или несколько супинаций с каждой стороны;
- отставание или неполное поворачивание кистей, неуклюжесть движений;
- горизонтальное движение локтевого сустава на 15 см или более;
- адиадохокинез - невозможность быстрого и равномерного выполнения чередующихся противоположных по
направлению движений.

5. Вырезание круга из бумаги (10 см диаметр) из прямоугольного листа.
Нарушения:
- срезано 20% или более круга;
- оставлено 20% и более около поверхности круга;
- использовано 2 или более минут на выполнение задания.

6. Копирование (используя бумагу и карандаш).
Нарушения:
- исходя из специфики теста.

Попытки поиска механизмов или психологических процессов, лежащих в основе нарушения развития координации, дали противоречивые результаты, не позволяющие сделать удовлетворительные выводы. Исследователи разделяют мнение о том, что некоторые проблемы перцептивных или управляющих механизмов или оба вида проблем лежат в основе нарушения. Наиболее распространенные перцептивные и моторные дефициты относятся к зрительной перцепции, кинестетической перцепции, полимодальной перцепции, выбору реакции и моторному программированию Проблемы зрительной памяти и скорости обработки также являются возможными кандидатами в этот список. Также возможно, что нарушение развития координации не является единообразным синдромом, и проблемы в различных процессах или стадиях моторного планирования создают трудности в различных подтипах нарушения развития координации. Один и тот же тип моторных нарушений может иметь различную природу и различную сферу дефицита.

M.B.Denckla и др., E.T.Carte составили исключительно моторные задания для установления времени, требующегося для повторения простых движений или последовательностей движений пальцем, рукой и стопой. Они сообщают, что замедление движений грубой моторики наиболее точно дифференцировало группу СДВГ и контрольную группу. Более тонкие моторные дефициты, наблюдаемые во время выполнения моторных заданий и влияющие на качество движений скорее, чем на их скорость, также были обнаружены в случаях СДВГ. Они включают в себя особенно непроизвольно ассоциируемые движения, как, например, подражание. Однако J.Steger и др. обнаружили, что 11-летние дети с СДВГ не имеют нейромоторных дефицитов, кроме того, что они действуют медленнее, чем дети контрольной группы, в выполнении движений пальцем, по сравнению с движениями руки. Другими словами, дети с СДВГ имеют специфические проблемы при выполнении моторных задач, предполагающих наличие навыков мелкой моторики.

J. P.Piek и др. сравнивали мальчиков преимущественно невнимательного подтипа СДВГ, комбинированного подтипа и детей из контрольной группы при помощи теста "Алфавит движений". Дети с СДВГ имели значительно более слабо развитые движения, чем дети контрольной группы. Дети с дефицитом внимания с доминирующей невнимательностью имели значительно более низкие навыки мелкой моторики, в то время как дети с дефицитом внимания комбинированного типа (дефицит внимания с доминирующей невнимательностью и дефицит внимания с доминирующей гиперактивностью и импульсивностью) обнаружили более значительные трудности в навыках грубой моторики. В этом исследовании симптомы невнимательности оказались более точным показателем моторных способностей, по сравнению с гиперактивностью.

Неловкость движений рук как мера оценки навыков мелкой моторики показала значительные различия между группами - дети с дефицитом внимания с доминирующей невнимательностью имели значительно более неловкие движения рук, чем контрольная группа. В противоположность этому, результаты исследований равновесия показали, что группа детей с комбинированным подтипом СДВГ (дефицит внимания с доминирующей невнимательностью и дефицит внимания с доминирующей гиперактивностью и импульсивностью) имели значительно более низкие показатели равновесия, чем дети с дефицитом внимания с доминирующей невнимательностью и контрольная группа. Результаты указывают на то, что дети с невнимательностью и одновременно с гиперактивностью несут наибольший риск трудностей грубой моторики.

Это соответствует результатам других исследований, сообщающих, что способности грубой моторики и физическое здоровье детей с СДВГ значительно ниже нормы.

Исследования И. П. Брязгунова и Е. В. Каскатиковой выявили недостаточность сформированности тонкой моторики у детей с СДВГ.

Наши исследования показали, что наибольшие отличия были выявлены при исследовании статической координации (необходимость удержания равновесия) и динамической координации движений у детей с СДВГ и контрольной группы.

У девочек с СДВГ в возрасте 7-10 лет показатели статической координации были значительно ниже, чем у девочек, не имеющих этого синдрома. У мальчиков достоверные отличия по показателям координации движения отмечены в возрасте 9 лет. В остальные возрастные периоды у мальчиков с СДВГ результаты несколько ниже, чем у мальчиков без данного синдрома. Проведение пробы на слухо-моторную координацию выявило затруднение воспроизведения правильной последовательности ударов у 30% мальчиков и 26% девочек без выявленных отклонений и 36% мальчиков и 28% девочек с СДВГ.

Следовательно, нарушения двигательной сферы у детей с СДВГ можно отнести, прежде всего, к нарушениям координационных способностей.

Можно заключить, что существует связь между дефицитом внимания и нарушениями моторного контроля, и, по меньшей мере 5% младших школьников могут страдать тяжелыми формами СДВГ, нарушением развития координации или их сочетанием. Причем проблемы моторного контроля, по мнению ряда авторов, с возрастом уменьшаются, но не во всех случаях.

Двигательная коррекция.

Специфичность моторного развития детей с СДВГ требует проведения специальных мероприятий, направленных на совершенствование качественной стороны движений. Целью специального психомоторного воспитания является улучшение двигательной координации, снижение гиперактивности, импульсивности, повышение концентрации внимания.

По данным ряда исследований состояния сердечно-сосудистой системы, выявлена более высокая лабильность вегетативной нервной системы у 2/3 больных детей по сравнению с контрольной группой, что дает основание предполагать снижение ортостатической адаптации у детей с синдромом. Была выявлена гиперкинетическая реакция системы кровообращения при малых и средних нагрузках при определении физической работоспособности. При максимальных нагрузках функциональные возможности системы кровообращения нивелировались, и максимальный транспорт кислорода соответствовал показателям в контрольной группе.

Таким образом, дети с синдромом нуждались в большем высвобождении энергии, чем здоровые дети. Все эти данные необходимо учитывать при организации занятий физической культурой у детей с СДВГ.

По данным R.S.Jensen дети с синдромом чаще подвержены депрессии из-за конфликтных ситуаций в школе и дома, ощущения своего неуспеха, отвержения сверстниками. У 25 % детей с СДВГ отмечается повышенный и высокий уровень тревожности. Они плохо адаптируются в новых условиях, более подвержены действию негативных стресс-факторов.

Гиперактивные дети чрезмерно возбудимы, поэтому следует исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого количества людей.

Детям с СДВГ D.P.Kelly рекомендует избегать стрессов, тяжелой физической работы и других факторов, вызывающих перенапряжение ЦНС. В связи с этим в процессе обучения необходим щадящий режим - минимальное количество детей в классах (не более 12), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин.). Необходимо предоставлять детям возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге, при выполнении заданий избегать утомления, т. к. утомление усиливает гиперактивность.

Психоэмоциональные особенности детей с синдромом связаны с отклонениями катехоламинового обмена. Избыточное выделение катехоламинов обуславливает развитие стресс-реакции у детей с синдромом чаще, чем у других детей. По мнению Н.Н.Тимофеева и Л.П.Прокопьевой, избыточное адренергическое влияние можно инактивировать путем опустошения депо катехоламинов. С этой целью в режим дня рекомендуется включать длительные физические нагрузки.

Необходимо иметь в виду, что не все виды физической активности могут быть показаны гиперактивным детям. Следует избегать игр, где сильно выражен эмоциональный компонент (соревнования, показательные выступления), а также видов спорта со статистической нагрузкой (силовое троеборье). Рекомендуются физические упражнения, носящие аэробный характер, в виде длительного, равномерного тренинга легкой и средней интенсивности: длительные прогулки, бег "трусцой", плавание, лыжи, езда на велосипеде, туризм водный и пеший. Особое предпочтение следует отдавать длительному равномерному бегу, который благотворно влияет на психическое состояние, снимает напряженность, улучшает самочувствие.

При наличии у ребенка выраженной двигательной расторможенности эффективны субмаксимальные и максимальные нагрузки для нормализации обмена катехоламинов и состояния симпато-адреналовой системы. Однако это занимает много времени. Альтернативой могут быть занятия в спортивной секции (3-4 раза в неделю). При ее выборе необходимо отдавать предпочтение легкоатлетическим групповым видам спорта, предусматривающим интенсивную динамическую нагрузку. При постоянной физической нагрузке снижается стресс-реактивность, повышается моторный контроль и в целом повышается адаптивная приспособляемость организма.

Выработка тормозных механизмов подкрепляется упражнениями под музыку, поэтому хорошо использовать на занятиях по физической культуре музыкальное сопровождение. Положительное влияние оказывает использование для коррекции изобразительной деятельности: например, игра в "Кляксы" помогает ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей.

Для детей с синдромом показаны ритмично-двигательные упражнения в домашних условиях по 30 минут 2 раза в день с частотой пульса 150 ударов в минуту. Рекомендуемое время для занятий: утром до школы и днем, после отдыха. Желательны занятия с кем-то из родителей, старших братьев и сестер, с друзьями. В занятия можно включать элементы игры, соревнования. Гиперактивные дети должны стремиться к достижению максимальных нагрузок. Однако необходимо следить, чтобы они не переутомлялись.

В связи с тем, что у детей с СДВГ наблюдается нарушение функции равновесия, необходимо выполнять упражнения для тренировки вестибулярного анализатора (см. ).

Давая рекомендации по рациональному двигательному режиму детям с синдромом дефицита внимания и с гиперактивностью, врач должен учитывать не только особенности данного заболевания, но и росто-весовые данные детского организма, а также наличие гиподинамии. Только мышечная активность создает предпосылки для нормального развития организма в детском возрасте, а дети с синдромом, как показывают литературные данные, вследствие общей задержки развития могут отставать в росте и массе тела от здоровых сверстников.

В настоящее время сотрудниками Института развития ребенка разработаны и внедряются в практику работы дошкольных и школьных образовательных учреждений комплексы упражнений для занятий с детьми, имеющими СДВГ (см. Примерные комплексы двигательной коррекции для детей с СДВГ). Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Он является базовым для дальнейшего развития ВПФ. Двигательные методы не только создают некоторый потенциал для будущей работы, но и активизируют, восстанавливают и выстраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т. д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Программа составлена для работы с детьми младшего школьного возраста. Предполагается творческое использование комплексов учителем или психологом: он может сам, с учетом времени, выделенного для их проведения, а также уровня развития детей и своей подготовки, выбрать определенный объем информации. Возможно деление комплексов на несколько частей, в зависимости от характера работы педагога.

Необходимо отметить, что элементы комплексов можно использовать при проведении на уроках физкультпауз, физкульт-минут, подвижных перемен, в группах продленного дня, занятиях физической культурой, ритмической гимнастикой и т. д.

Атаксия у детей проявляется в виде нарушения координации во время движения или выполнения каких-либо действий, и является симптомом некоторых заболеваний.

Почему бывает атаксия у ребенка?

В норме у ребенка, так же как и у взрослого, любой акт движения происходит автоматически, не вызывая при этом никаких затруднений. Регуляция такой деятельности осуществляется мозжечком, корой головного мозга, ядрами подкорки и образованиями спинного мозга.

Такие структурные образования мозжечка, как ножки (их всего три пары) осуществляют связь с остальными участками нервной системы, контролирующими координацию. Нарушение в работе любой из этих структур приводит к возникновению атаксии. Проверка правильности движения идет от рецепторов расположенных в мышечной ткани, суставах и сухожилиях. Этим путем информация и попадает в мозжечок, а затем в кору головного мозга, там она обрабатывается, и дается команда в обратном направлении, на периферию.

Атаксия может проявиться в том случае, если у малыша есть врожденные отклонения, наследственная предрасположенность, после травмы во время родов, при облучении радиоактивным веществом, после приема некоторых лекарственных средств, при воспалении печени, церебральном параличе или рассеянном склерозе, гипофункции щитовидной железы, травматических повреждениях головы, полученных после рождения. Спровоцировать атаксию может перенесенная ребенком вирусная инфекция. Нередко атаксией сопровождаются такие тяжелые заболевания, как грыжа или водянка мозга, абсцесс мозжечка.

Виды атаксии и проявления

Атаксия у ребенка может быть статическая (неспособность держать равновесие в положении стоя) и динамическая (нарушение двигательной координации).

Выделяют также атаксию:

  • Мозжечковую. Проявляется неустойчивостью при стоянии или ходьбе, шаткостью походки, для малыша характерны при мозжечковой атаксии широко расставленные ноги, падение на бок. Наблюдается прерывистость или скандирование речи. В отличие от сенситивного варианта, контроль зрения при движениях не помогает. При поражении различных отделов мозжечка наблюдаются характерные отклонения. Например, полушария мозжечка отвечают за движения в конечностях, и нарушение их функционирования приводит к изменению координации рук и ног. У детей до трех лет наблюдается острая мозжечковая атаксия через несколько недель после перенесенной вирусной инфекции (например, ветряной оспы). Обычно она проходит самостоятельно и без особого лечения за несколько месяцев, но иногда может перейти в хроническую или рецидивную форму.
  • Лобную. Походка у такого больного, как у пьяного, его сильно шатает и часто заносит на сторону поражения. Сочетается с другими симптомами, которые отмечаются при корковых нарушениях — снижение или отсутствие обоняния, нарушение функции запоминания, слуховые галлюцинации.
  • Лабиринтную. Проявляется в неловкости при ходьбе, сопровождается тошнотой, а иногда и рвотой, головокружениями. Часто бывает нистагм или нарушение слуха. Наблюдается при поражении вестибулярного аппарата.
  • Сенситивную. Поражаются пути проведения нервных импульсов. Атаксия более выражена при закрытых глазах, то есть, когда нет зрительного контроля движения.
  • Психогенную. Развивается вследствие истерии, походка при таком виде атаксии причудливая и может напоминать катание на коньках или передвижение при помощи ходулей. У детей наблюдается очень редко.

Мозжечковая атаксия у детей до года определяется с трудом, поскольку в этот период происходит становление походки и ее неустойчивость объясняют именно этим фактом. Неуклюжесть и шаткость становятся заметными позднее, когда его сверстники уже уверенно двигаются и бегают.

При симптомах атаксии следует сразу обратиться к врачу для прохождения обследования и установления причины. Этот признак может сигнализировать о достаточно серьезных заболеваниях, и малейшее промедление может привести к тяжелым последствиям!

Что может сделать врач?

Для того чтобы выявить причину возникновения атаксии, ребенка отправят на исследования. Ему необходимо провести КТ и МРТ, ДНК-диагностику (при подозрении на отягощенный семейный анамнез), ЭЭГ, ультразвуковую диагностику. При необходимости берут ликвор из спинного мозга методом пункции.

Степень тяжести заболевания определяется при осмотре опытным врачом, который проводит в таком случае проверку координации движений конечностей. У детей старшего возраста можно выявить патологию следующим образом. При поражении мозжечка часто проводится пальце-носовая проба. Больного просят вытянуть руки и дотронутся по очереди указательным пальцем до кончика носа. Делается это при открытых и закрытых глазах. При нарушении структуры мозжечка пациент промахивается, а кисть или вся рука по мере приближения к носу начинает дрожать.

Показательной также является проба Шильдера. Пациент вытягивает руки при закрытых глазах вперед. Затем врач просит его поднять одну руку, а затем опустить до уровня второй, расположенной горизонтально. Если есть нарушение функции мозжечка, то рука опустится ниже.

Лечение атаксии у детей является симптоматическим, и при врожденных формах направлено, прежде всего, на двигательную и социальную реабилитацию, целью которых является научить ребенка адаптироваться к нормальной жизни.

Для улучшения мозгового кровообращения назначаются ноотропные средства, витамины группы B, массаж и лечебная физкультура, тренировки при помощи стабилометрической платформы, занятия с логопедом при нарушении речи. Полезно также у детей с атаксией применять общеукрепляющие процедуры, а при выраженной нервозности следует давать седативные препараты.

Достаточно часто атаксия у детей может проходить самостоятельно до достижения ими определенного возраста. При тяжелых и острых формах атаксии применяется введение иммуноглобулина внутривенно, лечение кортикостероидами, плазменно-обменная терапия.

На ранних стадиях развития этого симптома хорошо помогают физиотерапевтические методики.

Острый паралич Заболевания ЦНС, имеющие инфекционную или сосудистую природу, а так же некоторые повреждения при травмах вызывают появление острых параличей у ребенка. Возможно постепенное развитие паралича, вызываемое патологиями иммунной системы. Если рядом ребенок страдающий приступами острого паралича, нужно быть внимательным к состоянию этого ребенка и уметь оказывать первичную медицинскую помощь в случае непосредственного приступа (прямой массаж сердца, искусственное дыхание). Генетические нервно-мышечные заболевания Такие заболевания характеризуются нарушением тонуса мышц и их атрофией. Симптомы прогрессируют с течением времени. Признаком начала заболевания выступает «утиная» походка и понижение физической активности ребенка. При развитии заболевания, увеличивается атрофия мышц, снижаются или отсутствуют рефлексы соединительных тканей.

Диспраксия — нарушение координации движений у детей

Важно

Необходимо предоставлять детям возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге, при выполнении заданий избегать утомления, т. к. утомление усиливает гиперактивность. Психоэмоциональные особенности детей с синдромом связаны с отклонениями катехоламинового обмена. Избыточное выделение катехоламинов обуславливает развитие стресс-реакции у детей с синдромом чаще, чем у других детей.

По мнению Н.Н.Тимофеева и Л.П.Прокопьевой, избыточное адренергическое влияние можно инактивировать путем опустошения депо катехоламинов. С этой целью в режим дня рекомендуется включать длительные физические нагрузки. Необходимо иметь в виду, что не все виды физической активности могут быть показаны гиперактивным детям.

Проблемы с координацией у ребенка

Нарушения:- выполнение теста в течение более 12 секунд;- две или более остановки на каждой ноге. 2. Удержание равновесия на одной ноге (на правой и левой отдельно).Нарушения:- время удержания менее 10 секунд на каждой ноге. 3. Ходьба, руки вниз в течение 10 секунд.Нарушения:- сгибание рук в локтевом суставе на 60 и более градусов;- отведение плеча;- наличие синкинезий (движения языка, губ); 4.

Диадохокинез — выполнение пронации и супинаций, вытянутых вперед кистей рук 10 секунд каждой рукой отдельно.Нарушения:- 10 или несколько супинаций с каждой стороны;- отставание или неполное поворачивание кистей, неуклюжесть движений;- горизонтальное движение локтевого сустава на 15 см или более;- адиадохокинез — невозможность быстрого и равномерного выполнения чередующихся противоположных понаправлению движений. 5.

У ребенка плохая координация

Удачи вам. angul 13.11.2010, 17:10 У моего сына проблема с координацией проявилась позднее в дислексии и дисграфии. до сих пор путает право с лево, . Также со временем путаница.Согласна с большинством, что спорт- хорошее средство. para-cat 13.11.2010, 17:23 У моей с возрастом все лучше и лучше. Хотя и сейчас отстает от сверстников, но уже не так заметно.
Ходить начала в год и 2 и очень долго падала на ровном месте, поняла, как раскачиваться на качелях года в 4 только, на двухколесном велосипеде начала ездить в 7 лет, ловить сносно мяч — лет в 7, на скакалке научилась прыгать в 8 с лишним (зато теперь любимое занятие) и т.п. Постепенно развивается. Сейчас ходит на волейбол, причем в спортшколу, причем ее отобрали из многих девочек (тренер приходил на урок фи-ры). Я очень-очень удивилась, когда мне тренер позвонила, думала, ну ошиблась она, с кем не бывает, не ту девочку выбрала.

Нарушение координации движения

Инфо

Вырезание круга из бумаги (10 см диаметр) из прямоугольного листа.Нарушения:- срезано 20% или более круга;- оставлено 20% и более около поверхности круга;- использовано 2 или более минут на выполнение задания. 6. Копирование (используя бумагу и карандаш).Нарушения:- исходя из специфики теста. Попытки поиска механизмов или психологических процессов, лежащих в основе нарушения развития координации, дали противоречивые результаты, не позволяющие сделать удовлетворительные выводы.


Исследователи разделяют мнение о том, что некоторые проблемы перцептивных или управляющих механизмов или оба вида проблем лежат в основе нарушения.

Повезло, а ко мне так и не пришло. я до сих пор делаю:001:, когда мне мяч кидают:)) Kirushka 13.11.2010, 15:55 Зачем Вам психолог?согласна, психолог не нужен, во всяком случае так, как мама описала ее подход к проблеме, это не психологическая проблема, а, возможно, неврологическая. MamaLora 13.11.2010, 16:19 Читала, что неловкость проявляется у детей с дизартрией. На ЛВ где-то топик был. barochka 13.11.2010, 16:26 Проконсультируйтесь у невролога и ортопеда.Хорошо помогает массаж,ЛФК,физиотерапия.Если спортивные занятия,то это у-шу(дается много упр.на координацию).Мы таким образом решили свою проблему.Удачи.

Kitty Cat 13.11.2010, 16:29 Я еще ко вему перечисленному добавлю остеопата. Попробуйте. У меня у дочки тоже координация «не очень». Занимается много чем (фортепьяно, бальные танцы, до этого была худ.гимнастика).
Остеопата, опять же посещали. Сейчас по ф-но одни пятерки.

У ребенка плохая координация движения как исправить

Жили бы спокойно, если меня добрая тётя пилить не начала как это плохо. Так раз не играете дома, то деть просто не умеет обращаться с мячом. Это не значит, что здесь какие-то физические проблемы, просто навыка нет, и все! Кто? 15.11.2010, 12:42 Про велосипед…Куплен моей был с 4х лет, такая же была реакция.

Не буду! Попытки каждое лето, и так он новенький достоял до 9 летнего возраста, превращенный в 2х колесный. Даже не умела кататься. И бац, захотела и за неделю научилась. Через месяц куплен настоящий горный велик, и она уже опробовала разок сложную трассу.
Это чудо вот этим летом случилось. Кто? 15.11.2010, 12:43 Так раз не играете дома, то деть просто не умеет обращаться с мячом. Это не значит, что здесь какие-то физические проблемы, просто навыка нет, и все! Суть не в навыке, а нежелании кидать, в неуверенности в себе.

Гиперкинезы проявляются в отдельных мышцах организма, имеют разные периодичность и характер. Яркий пример - банальные тики, что не редко встречаются у детей всех возрастов. Ослабленная ЦНС ребенка наиболее подвержена таким гиперкинезам.

  • Читайте также: вокальные тики у детей

Главными причинами возникновения становятся глазные инфекции, ЛОР-болезни и даже неудобный фасон рубашки.

Методами лечения являются медикаментозный (препараты, улучшающие кровообращение мозга и обеспечивающие кислородом его ткани) и физиотерапевтический (массаж, лечебная гимнастика). Атаксия Обуславливается нарушением координации и равновесия. При этом заболевании ребенок и в состоянии покоя, и при ходьбе шатается, даже может упасть.

При движении широко расставляет ноги. Движения становятся несоразмерными и неточными, становится трудно попасть в цель, руки бьет крупная дрожь и т.д.

Лучше начать именно с них, в играх, в домашних условиях. Тк не исключено, что, отдав на спорт, у ребёнка обострятся психологические проблемы (неуверенность, вплоть до полного отказа). Психолог тут не поможет. вам необходим инструктор АФУ, ЛФК, ну или просто толковый учитель физкультуры.Мне кажется это все просто теория красивая, далекая от реальности.

Я свою отдала в фигурное катание в первую очередь из-за проблем со зрением, хотя и проблемы были с аллергией. Оно все оказалось заточено на глаза. Вращения, перебежки вперед назад, владеет глазомером теперь прекрасно. 4 диоптрии — достижение, которого эскимер не дал. Partizanka85 15.11.2010, 16:06 Мне кажется это все просто теория красивая, далекая от реальности.

Я свою отдала в фигурное катание в первую очередь из-за проблем со зрением, хотя и проблемы были с аллергией. Оно все оказалось заточено на глаза.

Внимание

Littleone 2009-2012 Все о детях Младшие школьники Плохая координация движений PDA Просмотр полной версии: Плохая координация движений jjj 13.11.2010, 13:07 Ни как не могу понять, чем помочь ребёнку. Хороший мальчик, развитый, умненький, но …… небольшая проблемка — нет уверенности, нет координации движений. В чем проявляется — не умеет кидать и ловить мячик, не может кататься на велосипеде, самокате, хотя прекрасно умеет, но не чувствует пространства, шнурки и пуговицы с кнопками — вызывают панику.


Как появляется подобная трудность, сразу — не могу, не получится. Хотя во многом настойчив и дотошен. Всегда стараемся вселять в него уверенность, «у тебя получится, ну ещё разок….» Он плавает с рождения, читает лет с трёх, упорно сейчас одолели букву «Р», настойчиво занимается, а вот эти неуверенности казалось бы в не очень сложном, ну, ни как…
Вредная баба 13.11.2010, 15:46 к невропатологу сходите к хорошему. УЗИ мозга, доплер,ЭЭГ делали когда-нибудь? мой тоже неловкий, но он рассеяный, едет на велосипеде, смотрит в другую сторону, врезается, падает. Отдала его на бальные танцы (там он как корова на льду, но я прогресс вижу, пусть терпят), на футбол (тоже многое не получается, надо не просто поймать мячик, а обернуться вокруг себя и поймать и тп).


Но если не развивать ловкость, то она никогда не разовьется. Отдайте на футбол, там первые годы они в основном упражнения на ловкость, координацию делают. Но нагрузка большая. Спорное утверждение… Меня все детство ругали за криворукость и «отсутствие координации движений» (мой родитель считал, что от ругани эта самая координация появится чудесным образом:)))…
Несмотря на то, что грубая моторика развита хорошо, дети с СДВГ имеют заметные трудности при выполнении движений, которые требуют высокой степени автоматизма и координации (например, быстрые попеременные движения, повороты рук вовнутрь и наружу — пронация и супинация и др.). К сенсорным расстройствам относятся низкая чувствительность к холоду и боли, иногда в сочетании с сверхчувствительностью к легким прикосновениям, и пониженной чувствительности к стимулированию вестибулярного аппарата. Нарушение вестибулярной чувствительности. По данным многих авторов движение рассматривается как важный фактор в развитии обобщающей функции мозга. Головной мозг интегрирует разрозненные данные различных ощущений в единое целое. Этот процесс получил название интеграции ощущений и происходит, когда мы ощущаем свое тело, природу, вещи, других людей как нечто осмысленное.