Изменилась расстановка сил международной арене. Версальско-Вашингтонская система международных отношений: становление и характер Расстановка сил на международной арене в первые послевоенные голы

Международная обстановка после 2-ой мировой войны характеризовалась усилением позиций Советского Союза. В сферу советского влияния вошли Финляндия, Польша, Чехословакия, Румыния, Болгария, Венгрия, Югославия, Албания.

Из шести великих государств западного мира сохранили свое положение только две – Великобритания (хотя и пережила распад колониальной системы) и США.

В центральной и восточной Европе происходят народно-демократические революции в ходе которых, при поддержке СССР, к власти приходят коммунистические партии. В течении первых трех-четырех послевоенных лет объединился блок коммунистических государств Восточной и Юго-Восточной Европы. Возникает мировая социалистическая система.

В 1949г. Китайские коммунисты одержали победу в многолетней гражданской войне и провозгласили создание Китайской Народной Республики. На границах СССР появилось огромное централизованное китайское государство с населением, превосходящим население СССР более чем в три раза.

Последовательно решается задача, связанная с закреплением победы над расизмом. В первые послевоенные годы идет подготовка мирных разговоров с бывшими союзниками Германии. Окончательное согласование текстов мирных договоров были осуществлены на Парижской Мирной конференции (июль-октябрь 1946г.). Участвовало 21 государство. Главной проблемой, которая рассматривалась на этой конференции – это искоренение фашизма, не допустить возрождение фашизма. В договоре были включены статьи, запрещающие деятельность фашистских организаций. Мирные разговоры устанавливали послевоенные территориальные изменения. Ряд статей мирных договоров устанавливал ограничения вооруженных сил побежденных государств и обязывал их частично возместить ущерб, нанесенный экономике сторон – победительниц.

5 марта 1946г. Бывший глава правительства Черчилль выступил с речью в американском городе Фултоне с призывом объединиться англоязычным государствам, что символизировало начало “холодной войны”. В мире началась бешеная гонка вооружений, т.к. каждая из сторон (социализм, капитализм) хотела обеспечить свое военное преимущество. Советский Союз мобилизовал огромные средства для создания атомной бомбы и быстро сровнялся в этом с США. Гонка вооружений, политическая конфронтация по всем вопросам между двумя противоположными системами создавали крайне напряженную и опасную ситуацию, грозящую военными конфликтами.

В апреле 1949г. Был создан Североатлантический союз (НАТО) – военно-политический блок, в который вошли США, Англия, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Голландия, Португалия и др. государства Западной Европы.

Вся политика НАТО была направлена на то, чтобы подорвать усиливающееся влияние социалистических стран, расширить господство США и западных стран в мире. Создание этого блока значительно осложнило международную обстановку, содействовало усилению “холодной войны”.

В послевоенное время одним из самых острых вопросов в международной политике оставался германский вопрос. Советский Союз последовательно осуществлял программу трех “Д”: демилитаризации, демократизации, денацификации.

Западные страны отказываются то выполнения согласованного решения германской проблемы. В западных зонах Германии не реализовывалась программа трех “Д”. В нарушение принятых обязательств США и Англия заключили 2.12.1946г. соглашение об объединении своих зон оккупации. Это привело к расколу германского государства, а 7 сентября 1949г. Состоялось провозглашение Федеративной Республики Германии. В мае 1952г. Был подписан договор о создании Европейского оборонительного сообщества с участием ФРГ и западных государств, что означало создание в ФРГ своей армии и включение ее в состав ”европейской армии”. Этот шаг означал демилитаризацию Западной Германии.

После второй мировой войны начался распад колониальной системы. США начали проникать в регионы, которые до войны находились под контролем Англии, Франции и др. государств. Острое соперничество развернулось на Ближнем и Среднем Востоке. Обостряется соперничество между Израилем и Арабскими странами.

В 1947г. На сессии Генеральной Ассамблеи ООН было решено создать на территории Палестины два государства – арабское и еврейское. 14.05.1948г. часть Палестины была провозглашена еврейским государством Израиль. Вскоре возникает конфликт между Израилем и арабскими государствами. В ходе военных действий Израиль захватывает часть арабской территории Палестины.

Одним из итогов второй мировой войны стало освобождение Кореи от Японской оккупации. Советский Союз отвел в 1945г. Свои войска из Северной Кореи, где образовалась Корейская Народно-Демократическая республика. Южнее 38-й параллели (по соглашению между США и СССР границ военных действий на Дальнем Востоке проходила по 38-й параллели) было провозглашена Корейская Республика с проамериканским

правительством. На 38-й параллели непрерывно проходили вооруженные столкновения, которые вылились в войну между Севером и Югом.

Военной трибуной борьбы за мир и международную безопасность после войны становится ООН, которая начла свою работу в январе 1946г.

После войны зародилось и развивалось организованное движение борцов за мир. Движением сторонников мира были охвачены все континенты и страны земного шара.

Таким образом, расстановка политических сил в мире характеризовалась конфронтацией двух систем (социализма и капитализма), региональными конфликтами, созданием механизма урегулирования очагов напряженности.

Вторая мировая война привела к коренным изменениям в мире и международных отношениях. Были повержены фашистская Германия и Италия, милитаристская Япония, наказаны военные преступники, создана международная организация - Организация Объединенных Наций. Все это продемонстрировало относительную сплоченность держав-победительниц. Великие державы провели сокращение вооруженных сил: США с 12 до 1,6 млн. человек, СССР - с 11,4 до 2,5 млн. человек.

Война привела к резким изменениям на карте мира. Прежде всего, гигантски усилились США в экономическом, военном и политическом отношениях. Этой стране принадлежала подавляющая часть мирового промышленного производства и золотовалютных резервов. США имели первоклассную армию, превратились в лидера Западного мира. Германия и Япония были повержены и вышли из числа ведущих стран, другие европейские страны были ослаблены войной.

Значительно усилилось военное и политическое влияние СССР. Однако его международное положение было парадоксально: победившая ценой больших потерь страна была разорена, но, несмотря на это, она имела законное право претендовать на видную роль в жизни мирового сообщества. Экономическое разорение компенсировалось военными и политическими преимуществами. Политическую выгоду СССР извлекал, в частности, благодаря подконтрольной ему обширной территории стран Юго-Восточной Европы. Он располагал самой большой по численности армией в мире, но в то же время в области военной технологии его далеко обогнали США и Великобритания.

В целом положение СССР изменилось: он вышел из международной изоляции и стал признанной великой державой. Количество стран, с которыми СССР имел дипломатические отношения, увеличилось по сравнению с довоенным периодом с 26 до 52. Он стал одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, наряду с США, Англией, Францией и Китаем. Великие державы признали право СССР на часть Восточной Пруссии, Южный Сахалин, его доминирующее положение в Китае и Северной Корее. В ялтинском и потсдамских соглашениях было зафиксировано признание интересов СССР в Восточной Европе.

Однако с исчезновением фашистской угрозы стало проявляться все больше противоречий между бывшими союзниками. Столкновение их геополитических интересов вскоре привело к развалу коалиции и созданию враждебных блоков. Союзнические отношения сохранились примерно до 1947г. Однако уже в 1945г. обнаружились серьезные противоречия, прежде всего в борьбе за раздел влияния в Европе. На фоне обострившихся разногласий Черчилль приказал фельдмаршалу Монтгомери собирать немецкое оружие для вооружения пленных в случае, если русские продолжат свое наступление на Запад.

Высшие военные и разведывательные органы США резко изменили свои оценки военного потенциала СССР и начали разрабатывать планы будущей войны. В директиве Объединенного комитета военного планирования от 14 декабря 1945г. № 432/Д был изложен план бомбардировки основных промышленных центров СССР. В частности, на 20 советских городов предполагалось сбросить 196 атомных бомб. При этом бывшие союзники ссылались на отказ СССР от выполнения ялтинских и потсдамских соглашений, на угрозу со стороны Красной Армии, находящейся в центре Европы. Черчилль 5 марта 1946г. в городе Фултоне (США) в присутствии президента Трумэна впервые открыто обвинил СССР в том, что он отгородил Восточную Европу «железным занавесом», призвал к организации давления на Россию с тем, чтобы добиться от неё как внешнеполитических уступок, так и изменений во внутренней политике. Это был призыв к открытой и жесткой конфронтации с Советским Союзом. Спустя год Трумэн официально заявил об обязательствах США в Европе по сдерживанию советской экспансии и возглавил борьбу Запада с Советским Союзом.

Действительно, есть свидетельства В.М.Молотова о том, что Сталин заведомо отказывался выполнять некоторые союзнические обязательства СССР. Победу в войне Сталин решил использовать для реализации вековой русской мечты - захвата проливов Босфор и Дарданеллы. СССР потребовал от Турции передать ему провинции Каре и Ардаган, и разрешить построить близ проливов военно-морскую базу. Опасность нависла и над Грецией, где шла гражданская война и партизаны-коммунисты пытались захватить власть. Опираясь на американскую поддержку, греческое правительство подавило коммунистическое восстание, а Турция отвергла советские требования.

Основное внимание советского руководства было сосредоточено на сколачивании в Европе социалистического блока. Создание социалистического лагеря считалось главным достижением после Октябрьской революции. Используя недостаточную твердость позиций Запада, Сталин добивался утверждения своего влияния прежде всего в Восточной Европе. В этих странах поддерживались коммунистические партии, устранялись (нередко физически) руководители оппозиции. Поэтому восточноевропейские страны находились в зависимости от СССР, под его контролем проводили свою внешнюю и внутреннюю политику (за исключением Югославии). В них в 1945 - 1947гг. существовали коалиционные правительства, затем они насильственным путем заменялись коммунистической властью. Лишь лидер Югославии И.Б.Тито повёл себя иначе. Он в свое время возглавил борьбу югославского народа против фашистской оккупации, создал мощные вооруженные силы, не отказываясь в борьбе и от советской помощи. Пользуясь популярностью, Тито сам стремился безраздельно господствовать на Балканах и не пожелал подчиняться сталинскому диктату. Более того, он начал строить социализм несоветской модели: его социализм был основан не на тотальной государственной собственности (как было в СССР), а на самоуправлении предприятий. Сталин добился единодушного осуждения Тито коммунистическими странами и партиями как ревизиониста, «агента империализма», в 1949г. разорвал дипломатические и торговые отношения с Югославией, заставив сделать то же самое своих союзников. Но он не смог убрать Тито, хотя хвалился перед соратниками: стоит шевельнуть мизинцем - Тито не будет. Это был один из немногих эпизодов в карьере Сталина, когда он потерпел поражение не сумев взять реванш над удачливым югославским лидером.

Советско-югославский конфликт имел то последствие, что рухнул миф о монолитном единстве коммунистических рядов и идей. В попытке предотвратить появление новых ересей и продолжая насаждать советскую модель социализма, Сталин организовал громкие политические процессы над видными партийными и государственными деятелями стран-сателлитов. Были обвинены в измене, заключены в тюрьму или казнены такие лидеры, как В. Гомулка в Польше, Л. Райк и Я. Кадар в Венгрии, Т. Костов в Болгарии, Я. Клементис и Р. Сланский в Чехословакии, А. Таукер в Румынии. Целью чисток являлось устранение тех, кто допускал малейшие колебания, замена их теми, кто безоговорочно поддерживал политику СССР. Утверждение социалистических порядков дорого обошлось этим странам: в Восточной Германии было репрессировано более 120 тыс. человек (1945 - 1950 гг.), в Польше (1944 - 1948 гг.) - около 300 тыс., Чехословакии (1948 - 1954 гг.) - около 150 тыс.

Становление советского блока шло параллельно с усилением конфронтации с Западом. Переломным стал 1947г., когда советское руководство отказалось от участия в плане Маршалла и вынудило поступить аналогичным образом и другие восточноевропейские страны. США в июне 1947г. выдвинули план помощи европейским государствам в размере 13 млрд. долларов, подавляющую часть безвозмездно. План Маршалла формально распространялся и на СССР и поначалу был благожелательно встречен советскими руководителями, рассчитывавшими получить помощь на условиях лендлиза. Однако вскоре выяснилось, что американцы настаивают на создании наднациональных органов, которые выявляли бы ресурсы стран и определяли их потребности. Это не устраивало СССР, и он отказался от участия в плане Маршалла и не позволил принять его своим сателлитам. Западноевропейские государства приняли его с благодарностью. Американская помощь дала мощный импульс послевоенному почти бескризисному развитию экономики Западной Европы.

Для ужесточения контроля над своими союзниками Сталин в (сентябре 1947г. учредил Информационное бюро коммунистических и рабочих партий - Коминформ (Коминтерн он распустил в 1943г., рассчитывая, что это будет способствовать открытию второго фронта). В Коминформ вошли восточно-европейские компартии и из западных - итальянская и французская. В 1949г. социалистические страны в качестве альтернативы плану Маршалла образовали Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Однако закрытость, отсутствие настоящего рынка, свободного перетока капитала не позволили странам СЭВ достичь экономической близости и интеграции, как это было на Западе.

Образовавшемуся социалистическому блоку стран во главе с СССР противостоял союз стран Западной Европы и Северной Америки во главе с США, который с созданием в 1949г. НАТО оформился окончательно. Жесткая конфронтация между Западом и Востоком способствовала «поправению» внутренней политики ведущих держав. В 1947г. под влиянием правящих кругов США коммунисты были удалены из правительств Италии и Франции. В самих США началась проверка лояльности государственных служащих, были составлены списки «подрывных организаций», члены которых выгонялись с работы. Особенно подвергались преследованиям коммунисты и лица левых взглядов. В июне 1947г. конгресс США одобрил закон Тафта-Хартли, ограничивший забастовочные и профсоюзные движения.

Противостояние приобретало все более опасные очертания, и в конце 40-х годов главной ареной борьбы оказалась Германия. США стали направлять экономическую помощь в зоны оккупации западных стран, стремясь создать в них демократическое и дружественное государство. Сталин попытался сорвать этот план, опасаясь возрождения германской мощи. Он использовал уязвимость Западного Берлина, находившегося внутри советской зоны оккупации. 24 июня 1948г., вслед за введением в западных секторах города западногерманской валюты, советские войска перерезали ведущие в Западный Берлин дороги. Целый год США и Великобритания снабжали город по воздушному мосту, пока Сталин не снял блокаду. По крупному счету блокада лишь повредила советским интересам: она способствовала переизбранию на второй срок Трумэна, проявлявшего твёрдость в отношении СССР, победе демократических партий на выборах в Западной Германии и Западном Берлине и провозглашению на этих территориях в сентябре 1949г. Федеративной Республики Германии, образованию военного блока НАТО. В ответ на образование ФРГ СССР ответил созданием в октябре 1949г. Германской Демократической Республики в своей зоне оккупации. Так Германия была разделена на два государства.

На Западе завершился раздел Европы. Стало очевидно, что попытки Сталина дальше расширить здесь сферу своего влияния отбиты. Теперь центр противоборства переместился в Азию. В 1949г. победила Китайская революция, еще раньше коммунистический режим утвердился в Северной Корее. В конце 40-х годов мировой социализм охватывал более 1/4 всей земной суши и 1/3 населения Земли. Исходя из этого обстоятельства, а также с учетом наличия коммунистического движения в странах Запада, руководители советского блока и Китая, видимо, склонялись к мнению о возможности изменить в свою пользу сложившееся в мире соотношение сил. В феврале 1950 г. руководители СССР и Китая подписали договор о взаимопомощи сроком на 30 лет.

Далее Сталин организовал международную авантюру крупного масштаба на Корейском полуострове. Он сыграл решающую роль в инициировании Корейской войны (1950 - 1953гг.), в которой погибло более миллиона человек с обеих сторон. Война началась с нападения Северной Кореи на Южную. Несмотря на это, коммунистическая пропаганда утверждала обратное. Однако Совет Безопасности ООН безошибочно констатировал «вооруженное нападение на Корейскую республику войск Северной Кореи». По его решению под флагом ООН в конфликт вмешались войска США и 15 других государств.

Сталин не желал, чтобы американцы уличили его в подготовке к войне, а хотел, чтобы пока открыто участвовали в корейской войне только китайцы. Он подтвердил свою готовность вооружить 60 китайских пехотных дивизий. Сталин отдал распоряжение сформировать специальный корпус для прикрытия Китая и северокорейцев. Всего за время войны в Корее получили боевую практику 15 советских авиационных и несколько зенитно-артиллерийских дивизий. Действовал строгий приказ: ни один советник или лётчик не должен попасть в плен. На советских самолетах опознавательные знаки были китайские, летчики носили китайскую или корейскую форму. Советские лётчики и зенитчики сбили 1309 американских самолетов. Погибло около 300 советских летчиков и советников.

В последние годы жизни особое внимание Сталина привлекал район Берингова пролива и Аляски. Именно здесь началось активное развёртывание вооруженных сил СССР. С начала 50-х годов создавались аэродромы и военные базы. Весной 1952г. Сталин принял решение о срочном формировании 100 дивизий реактивных бомбардировщиков фронтовой авиации. Подготовка к новой мировой войне разворачивалась в непосредственной близости от границ США. В случае войны для Америки создавалась угроза массированных авиационных ударов и вторжения сухопутных сил. Человечество в целом стояло на пороге третьей мировой войны с чудовищными последствиями. К счастью, планам Сталина не суждено было сбыться, а его преемники имели иное видение в решении проблемы войны и мира.

Еще недавно, 10-12 лет назад, обстановка в мире казалась «навечно» состоявшейся. Лидерство, как казалось, закрепилось на обозримое будущее за высокоразвитыми странами (странами «золотого миллиарда»), вооруженными либеральной доктриной; прочим выпадала судьба болтаться в хвосте. Нагоняющая модель развития изображалась несправедливо оценена и тоже «навечно».

В наши дни же, по-видимому, смены планетарного масштаба, в том числе связанные с переменой стран-лидеров, не только нaзрели, но и сулят быть стремительными. И «передовики» получаются уже не носителями либеральной доктрины, а те, с чьей идеологией и с ними самими, казалось бы, навечно распрощались - как с неуспешными, а в ряде случаев неприемлемыми.

Очень часто обращаются к Фрэнсису Фукуяме, котoрый в 1990 году объявил бесповоротную всемирную победу либеральной модели над доктринами социализма и государственности, которые не сумели доказать свои принципы и суть. А в это время на огромном мировом пространстве либeралoв-рынoчникoв вытесняет свежая идeoлoгия и сoциальнo-экономическая прaктикa, которая объединяет рынок с государственностью, а демократию - с элементами авторитаризма. И это не только обгоняющие развитие страны группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), но и нарастающие признаки схождения с лидерского постамента вчера еще недосягаемых США и других стрaн либeрального Западa.

США, как и страны западной Европы, всегда базировались на либеральной модели. Все же, Запад помогал и заведомо авторитарным, в том числе кровавым режимам, кода это было ему необходимо.

При этом Запад распространял в не западных странaх идею разрушительного aвторитаризмa. Как раз на Западе возникли идеи целесooбразнoсти авторитаризма в государствах с перeходными эконoмиками. Г. Киссинджeр, Дж. Сорoс, Зб. Бжeзинский на первоначальном этапe распада СССР обосновывали, что в «переходной период» авторитаризмa не избeжaть, ибо отсталый рынок сам по себе действенно не срабатывает, скрывает угрозу хаоса, криминализaции, структурнoй дегрaдации.

Эти запaдные автoры заявляли, что в постсoветских эконoмиках сначалa должен сформироваться рынок и только потом - по дoстижении социальнo-экономическогo блaгополучия - демократия должна мало-помалу вытeснить авторитаризм. Впрочем, oфициaльный Запад настаивал на своем - навязывaл модeль действенного либерализмa странам, к этомy не подготовлeнным.

Дело в том, чтo для Западa завладеть постсоветской экономикой проще было именнo с помощью взрывной либeрaлизации.

Жизнь подтвeрдила исключительную пользу для Запада от «завоевания» постсоветских стран на основе либеральнoй модели. Однако те страны с переходными экономиками, которые смогли устоять перед либеральными соблазнами, оказались удачными. А наиболее сильные из них стали даже стеснять ранее недостижимый Запад. Причем стеснять в масштабе планетарном.

Oтмeтим, чтo такого рода плaнeтaрный сдвиг в сooтнoшeнии сил в пoльзy aзиaтoв - вовсе не недоразумение, не случайный поворот истории.

Западный мир, добившийся немалых успехов, ныне «ослабел»; он испытывает социальную деградацию. И это отрицательно отразилось на экономическом росте, в то время как гигантские страны Азии, находясь до этого «выброшенными» и униженными, вошли в фазу возрождения ценностей и энергетического взлета. Именно возрождение ценностей, а потом уже и подходящая этим ценностям модель формирования были противопоставлены азиатами ажиотажно-потребительскому, эмоциональному либерализму Запада.

На возрастающее преобладание Азии над отдающим позиции Западом указывают, прежде всего, бесчисленные прогнозы и, что еще значимее, - реальность сегодняшнего дня. Сначала, как и предполагалось, об этом заявили рейтинговые агентства. Затем была финальная резолюция Вcемиpнoй кoнференции ООН пo пpоблемам демографии (2004 гoд, Риo-дe-Жанейрo), гдe сделан вывод o том, чтo еврoатлантическая расa себя исчерпалa и выходит с арены. И, в конце концов, шокиpующим сталo содержаниe докладa Национальногo разведывательногo совета США Конгрессу США «Доклад-2020». В Докладе речь идет о том, что США и Западная Европа в обозримом будущем будут вытеснены азиатскими гигантами (Китаем и Индией), что XXI век станет веком Азии во главе с Китаем; что сама глобализация все больше обретает черты азиатские, а не евроатлантические.

Тем не менее, взрывное вхождение на арену азиатов - это не успехи Китая и Индии. Уже в свое время лидирующими позициями завладели Япония и новые индустриальные страны, или как их еще называют «страны экономического чуда» (Южная Корея, Тайвань, Сингапур). Уже тогда мировой центр экономического успеха передвинулся на Восток. Все же Запад умело воспользовался институциональной уязвимостью этих стран, и существенно «потупил» их с помощью устроенного мирового финансового кризиса 1997-1998 и 2008 гг.

Культурам Востока их ценности немаловажны с точки зрения идентичности; поскольку как раз она противостоит созидательной мощи глобализации. Однако человек Запада, сконцентрированный на потребительской экспансии, лишен мотивов самоидентификации. Аргументы отстаивания идентичности у измененной западной культуры отсутствуют. Обессиливание духовно-энергетического потенциала США как лидера евроатлантической культуры очень часто возмещается захватом и имперской экспансией этой страны вовне.

И не секрет, чем все эти захватнические методы «оживления духа» заканчиваются. Результаты опыта СССР, который по тем же аргументам начал войну с Афганистаном, всем известны. А США, которые расценили 11 сентября 2001 года как «новый Перл Харбор», уже растеряли и вовне, и внутри страны остатки своего престижа. Устремление правительства США разделаться не только с Ираком, но и еще с двумя «осями зла» ничего, кроме мирового смущения, не принесло.

Во-вторых, результаты соперничества ценностей по линии Восток - Запад ныне выходят за рамки отдельных стран и даже больших регионов. Более того, именно «надстрановые», общепланетарные последствия ценностной конкуренции оказываются для судеб человечества сейчас наиболее важными. В современной ситуации, так как лидируют цивилизации Востока, Земля как бы сама делает выбор в пользу носителей ценностей, которые не разрушающе влияют на планету. Как раз азиатский Восток, в отличие от Запада, в своих традициях с трепетом относится к природе, прибавляя себя к ней с космических позиций. И если современный Китай, выбивающийся из нищеты, по меркам ущерба экологии планеты сравним с США, все же разница между ними немалая.

Рынок, т.е. капитал, в США (в отличие от Китая) является основным хозяином совершающегося и главным мотором развития, постольку ждать добровольного замедления им своих оборотов не приходится. Чтобы рынок сдерживался, нужно его обуздание. А это для западной цивилизации непозволительно. Поэтому при сопоставлении влияний на экологию двух миров - Запада и Востока - применима пословица «если двое делают одно и то же, - это не есть одно и то же».

Государствам, претендующим на звание лидирующих стран, необходимо сформировать соответствующие институты, на формирование которых у лидирующих стран Запада ушло не одно столетие. У азиатских стран, в том числе и у России, такие институты значительно недоформированы, а в какой-то степени бессильны. Одновременно отставать в нововведениях все равно, что потерять лидирующие позиции. Компенсацией институционального вакуума в такой ситуации становится искусство административного решения проблем, включающее, если требуется, и административное давление.

Всю силу нововведений нередко приходится использовать, когда возникают противоречия в интересах населения. Т.е., сущeственное отвлечениe срeдств от нужд потреблeния на инновационноe накоплениe может вызвать недовольство широких масс. Пойти против воли народа в этом случае - авторитаризм, но он может стать спасительным, если альтернативой является отсталость.

Странам, претендующим на мировое господство без взвешенного симбиоза рынка и демократии с элементами авторитаризма не обойтись. Синтез этот непростой: он требует высокого искусства построения институтов регулирования системы, а также поэтапного уменьшения доли авторитаризма. Главное же в том, что успех такому синтезу обеспечивается возрождением ценностей и волной подъема духовности.

Успеху способствует и механизм отбора выдающихся личностей - неизбежный спутник духовно-нравственного подъема. Одно дело, если воля навязывается Дэн Сяопином или Де Голлем, и другое - Берлускони. Лидер, авторитетный в глазах народа, лидер-знаменосец (М. Херманн), который модернизируя страну, способен изменить даже многовековые традиции.

Основными внешнеполитическими задачами этого периода были: стабилизация отношений с европейскими государствами (продолжение политики мирного сосуществования), устранение угрозы распада социалистического лагеря, поддержка и пропаганда социалистического устройства в странах «третьего мира».

Важнейшей стратегической задачей было укрепление пошатнувшихся позиций СССР в социалистическом лагере и среди компартий «третьего мира». В отношениях с социалистическими странами Восточной Европы советское руководство ориентировалось на предоставление несколько большей экономической и политической свободы. Основной упор делался на укрепление экономического сотрудничества (например, снабжение энергоресурсами) и политические консультации в рамках работы СЭВ (Совета Экономической Взаимопомощи), что способствовало увеличению экономической и политической самостоятельности. В 1968 г. правительство Дубчека в Чехословакии, пытаясь сократить зависимость от СССР и преодолеть экономический кризис, начало широкие демократические преобразования. Ответом стал ввод войск Варшавского Договора (советских, немецких, польских и болгарских) и военное подавление чешского общественного движения. В Румынии правительство под руководством Н. Чаушеску пыталось проводить независимый внешнеполитический курс.

Обострились отношения с Китаем. В 1969 г. на советско-китайской границе произошли вооруженные столкновения в районе острова Даманский (на Дальнем Востоке) и Семипалатинске (Средняя Азия), когда погибло более тысячи человек. Улучшились отношения с ведущими европейскими странами (Францией, Англией).

1972 г. был временем поворота в советско-американских отношениях. В том же году в ходе визита американского президента Никсона в Москву было подписано соглашение о сокращении стратегически?; вооружений (ОСВ-1), устанавливавшее ограничения на создание противоракетной обороны и межконтинентальных ракет. Введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. для поддержки коммунистического движения вызвало новый виток «холодной войны». В 1979 г. НАТО принимает решение о размещении в Западной Европе американских ракет средней дальности. В начале 80-х гг. практически прекратились контакты с западными странами.

Билет № 25/1

Политические партии в России в начале 20-го в.: Классификация, программы (вопрос о государственном устройстве, аграрный, рабочий и национальный вопросы)

В общественно-политическом движении в России начала XX в. участвовали различные силы, по-разному представлявшие себе пути дальнейшего развития страны. Определились три политических лагеря: правительственный во главе с К. П. Победоносцевым и В. К. Плеве (незыблемость, сохранение самодержавия), либеральный (против неограниченного произвола самодержавия, но и против революционных методов борьбы, за проведение реформ, предоставление политических свобод, расширение прав земств и т. д.) и революционный (за насильственное свержение самодержавия, радикальные преобразования). Первыми создали свои организации революционные силы. В основе их деятельности лежали социалистические идеи (в начале века в России широко распространился марксизм, особенно среди интеллигенции, студенчества и т. д.), которые понимались и толковались по-разному. “Легальные марксисты” (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и др.) развивали идею постепенного, эволюционного развития общества и естественной смены общественного строя. Русские марксисты (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, П. Б. Аксельрод, В. И. Засулич, Л. Мартов, А. Н. Потресов и др.) разделяли идеи К. Маркса об исторической миссии рабочего класса, насильственном ниспровержении существующего строя путем социалистической революции. Радикально настроенные социал-демократы созвали съезд своих организаций, чтобы попытаться объединить их в партию (Минск, 1898 г.). Ее создание было завершено на II съезде РСДРП (Лондон, 1903 г.) в ходе ожесточенных дискуссий (экономистов, “мягких” и “твердых” искровцев и др.). Съезд принял устав и программу партии, состоявшую из двух частей: программы-минимум (свержение самодержавия, установление демократической республики, улучшение положения рабочих, решение аграрного и национального вопросов и т. д.) и программы-максимум (социалистическая революция и установление диктатуры пролетариата). Сторонники Ленина - большевики одержали верх по большинству дискуссионных вопросов. Из народнических кружков в 1902 г. возникла партия социалистов-революционеров (эсеров), защищавших интересы трудового народа - крестьянства, пролетариата, учащейся молодежи и т. д. Их программа предусматривала организацию общества на общинно-социалистических началах, “социализацию” земли. Способы достижения целей - революция и революционная диктатура, тактика - индивидуальный террор. Лидеры - В. М. Чернов и др. В годы революции, после выхода Манифеста 17 октября, оформились либеральные партии. В октябре 1905 г. была создана конституционно-демократическая партия (кадеты), или партия “народной свободы”. Ее программа, исходившая из идей западноевропейского либерализма, включала в себя положения о введении в стране конституции, гарантирующей основные демократические права и свободы, придании парламенту (Государственной думе) законодательных функций, передаче общинных земель крестьянам в собственность и т. п. Добиться выполнения своей программы кадеты предполагали путем мирной, парламентской борьбы. Лидеры - П. Н. Милюков, П. Б. Струве, Г. Е. Львов, В. И. Вернадский и др. В 1906 г. была организована партия октябристов (“Союз 17 октября”), в которую вошли представители промышленной и финансовой буржуазии и помещиков. Ее программа была направлена на установление в стране сильной власти, пользующейся поддержкой народа: сохранение “единой и неделимой России”, принятие демократической конституции и т.п. Основой экономики октябристы считали частную собственность. Способ действий - диалог с властью в надежде на передачу части функций по управлению государством в их руки. Лидеры - А. И. Гучков, Д. Н. Шипов, М. В. Родзянко и др. Монархические, “черносотенные” партии возникли в 1905 г. Крупнейшие из них - “Союз русского народа” (А. И. Дубровин) и “Русский народный союз имени Михаила Архангела” (В. М. Пуришкевич). Идейная основа - теория официальной народности (“православие, самодержавие и народность”): сохранение самодержавной формы правления, защита интересов великороссов и т. д. В борьбе за претворение в жизнь своей программы черносотенцы не только использовали думскую трибуну, но и прибегали к насильственным методам (еврейские погромы и т. п.). Таким образом, в России сложилась многопартийная система, действовали разные политические силы.

20.1. СССР и новая расстановка сил на международной арене. Начало «холодной войны»

Тегеранская, Ялтинская, а затем Потсдамская конференции определили новую, послевоенную систему международных отношений, которая являлась итогом сотрудничества стран-союзников по антигитлеровской коалиции. Однако в лагере стран-победительниц с окончанием мировой войны стали нарастать противоречия. США, обладавшие атомным оружием, и Англия стремились сузить сферу влияния СССР в мире. Советский Союз представлял собой принципиально иное государственное устройство по сравнению с Западом, был закрытым обществом («железный занавес»), советская государственная идеология не только была несовместима с западной, но основывалась на идее борьбы против Запада. Но главное – авторитет и влияние СССР в мире в результате победы над фашизмом выросли колоссально, усилилась роль европейских коммунистических партий и организаций, которые также активно боролись с фашизмом. Это создавало условия для распространения советской системы на другие страны, прежде всего на те, в которых были влиятельные коммунистические организации.

«Железный занавеc» – система мер, направленная на внешнюю изоляцию советского общества от других стран в годы сталинского режима (запрет на контакты с иностранными гражданами, отсутствие свободного выезда за границу, запрет на распространение иностранных средств массовой информации, литературы и т. д.).

5 марта 1946 г. экс-премьер-министр Великобритании, влиятельный политик У. Черчилль, выступая в колледже г. Фултон в Миссури (США), призвал западные страны немедленно объединиться, используя монополию на атомное оружие, и дать отпор СССР, остановить расширение его влияния. Парижская мирная конференция (29 июля– 15 октября 1946 г.) официально низвела СССР из разряда великих держав в категорию обычных. Так началась «холодная война».

«Холодная война» – противостояние по линии Восток-Запад в 1946-1991 гг., характеризовавшееся военно-политической конфронтацией между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками, с другой. Составляющие «холодной войны»: гонка вооружений, возникновение противостоящих друг другу военно-политических блоков, создание военно-стратегических баз на территориях других стран и широкое использование экономических мер давления (эмбарго, экономическая блокада и др.). «Холодная война» возникла вскоре после окончания Второй мировой войны и была прекращена в связи с политическими и социальными переменами в СССР и других странах бывшей социалистической системы.

Во второй половине 40-х годов началась трансформация международных отношений – переход от сотрудничества времен войны с фашизмом к конфронтации. Характерная черта этого процесса – гипертрофированное преувеличение обеими сторонами роли военной силы в решении социально-политических и других международных проблем. Это наследие Второй мировой войны будет сказываться многие десятилетия. Гонка вооружений, наращивание военно-промышленного потенциала станут яркой чертой второй половины XX в.

Руководство СССР во главе со Сталиным поставило задачу обеспечить производство атомного оружия и ракетной техники, создать предприятия и целые отрасли, способные разрушить монополию Запада на атомное оружие. Во главе атомного проекта был поставлен Л. II. Берия, который в 1946 г. получил огромные полномочия. Несмотря на послевоенную разруху, тяжелое социально-экономическое положение в стране, для решения военных задач изыскивались необходимые ресурсы.

Однако международное положение обострялось. Все более четкие формы приобретали политические и идеологические расхождения СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. Доктрина президента США Трумэна, оглашенная в конгрессе в марте 1947 г., призывала к военному сдерживанию СССР. В июне 1947 г. был предложен план оказания помощи послевоенной Европе (план Маршалла).

План Маршалла – программа восстановления и развития Европы после Второй мировой войны путем предоставления ей экономической помощи США. Выдвинут в 1947 г. государственным секретарем США Дж. К. Маршаллом. Вступил в действие в 1948 г. В осуществлении этого плана участвовало 17 европейских стран (включая Западную Германию). В 1951 г. заменен законом «о взаимном обеспечении безопасности», предусматривавшем одновременное предоставление экономической и военной помощи.

План Маршалла был составлен таким образом, что участие в нем СССР и стран Восточной Европы, которые находились в зоне его влияния, было фактически невозможно. Правительства Великобритании, Франции, Италии, ряда других стран поддержали этот план, приняв решение провести по этому вопросу Европейское экономическое совещание. В нем было предложено участвовать СССР и другим странам Восточной Европы. Перед руководством СССР встала проблема: либо отказаться от устоев существующего строя, войти в круг европейских государств, которые получат помощь от США, не претендуя на значительную роль в мировой политике, либо пойти на окончательный разрыв отношений с Западом и решать свои проблемы в одиночку в жестком противостоянии с Западом, утверждая и расширяя свое влияние. Первый вариант был неприемлем для советского руководства. Москва отклонила предложение участвовать в Европейском экономическом совещании и продемонстрировала, что на Востоке Европы может возникнуть блок под эгидой СССР, который будет противостоять Западу. Семь стран, входивших в зону влияния СССР (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Финляндия, Чехословакия), также отказались от участия в этом совещании. Это была согласованная с СССР акция. В сентябре 1947 г. в Польше состоялось совещание коммунистических партий Восточной Европы, Франции и Италии, на котором было образовано новое объединение компартий (взамен распущенного в годы войны Коминтерна) с исполнительным органом Информбюро (Коминформ).

В марте 1948 г. был сделан новый шаг к расколу по линии Восток-Запад. Представители Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга подписали в Брюсселе договор о создании Западного союза. В январе 1949 г. США заявили о готовности присоединиться к нему. Так закладывались основы Северо-атлантического блока (НАТО), который был создан в апреле 1949 г.

НАТО (Организация Североатлантического договора) – военно-политический союз, созданный на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне. Первоначально в него вошли 12 стран (США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия).В 1952 г. к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 г. – ФРГ, в 1982 г. – Испания (без участия в военной организации), в 1999 г. – Польша, Венгрия и Чехия. В рамках НАТО создано объединенное военное командование. В 1966 г. из военной организации НАТО вышли Франция, в 1974 г. – Греция (в 1980 г. вернулась в военную организацию). Высший орган – сессия Совета НАТО. Штаб-квартира в Брюсселе (Бельгия).

С окончанием войны в СССР развернулась демилитаризация экономики. Однако условия «холодной войны» требовали наращивания военного потенциала, чтобы противостоять западным странам. Постепенно военное производство стало вновь возрастать, достигнув к рубежу 50-х годов уровня военного 1945 г. Тенденция к росту производства военной техники и вооружений в условиях «холодной войны» была характерна и для крупных западных стран. Мировые расходы на вооружение с 1948 г. до середины 70-х годов возрастали в среднем на 4,5% в год. Но степень милитаризации экономики там была ниже, поскольку экономика была более мощной. При ограниченности ресурсов в СССР выход находили в том, чтобы все подчинить военно-промышленному комплексу: материально-технические и финансовые ресурсы, кадровый потенциал, науку и т. д.

Военно-промышленный комплекс – объединение, включающее промышленные предприятия, выпускающие военную продукцию, научные и конструкторские организации, работающие на военное производство, часть политической и управленческой элиты, связанной с военно-производственной сферой и заинтересованной в ее приоритетном развитии.

К выполнению военных заказов привлекались все новые и новые отрасли гражданской промышленности. Наука поддерживалась и развивалась прежде всего в тех секторах, которые были связаны с военной областью. Колоссальные средства были вложены государством в разработку новейших образцов вооружения (ядерные и термоядерные бомбы, средства их доставки – ракеты, реактивная авиация, радиолокация). Как вспоминал один из разработчиков атомного проекта академик Ю. Б. Харитон: «Нам давали всех и все». В августе 1949 г. в СССР успешно прошло первое испытание атомной бомбы (первая бомба делалась по данным разведки как слепок с американской, чтобы избежать неудачи, хотя имелись свои оригинальные разработки).

Таким образом, была разрушена монополия Запада на атомное оружие. Это резко усилило вес СССР в международной политике. Появились две сверхдержавы – СССР и США, имевшие колоссальное военное преимущество над остальными странами, деля между собой мир на сферы влияния. Обе стороны обладали атомным, а затем водородным оружием и находились в открытой конфронтации («холодная война»). Это означало, что СССР, несмотря на тяжелейшие последствия войны, восстановил статус великой державы и даже превзошел его, утвердившись на несколько десятилетий в качестве сверхдержавы. Сложилась биполярная (двухполюсная) система послевоенного мира: Восток (СССР и его союзники) – Запад (США и его союзники).

Биполярная система международных отношений – система отношений, сложившаяся после Второй мировой войны, основанная на противостоянии двух сверхдержав СССР и США и созданных ими военных блоков: НАТО (Организация Североатлантического договора, 1949 г.) и ОВД (Организация Варшавского договора, 1955 г.).

В условиях нараставшей «холодной войны» обострилась ситуация вокруг побежденной Германии. От согласованных действий в зонах оккупации страны-победительницы переходят к сепаратным. США, Великобритания и Франция ставят своей целью включить Западную Германию, которая входила в их зоны оккупации, в Западную Европу и присоединить к плану Маршалла. В полной мере это можно было сделать, только восстановив на этой территории немецкую государственность. Советское руководство пыталось противодействовать этому, используя то обстоятельство, что Берлин, также разделенный на зоны оккупации, находился на территории советской зоны. На протяжении 1948-1949 гг. велась борьба вокруг Западного Берлина, которая вошла в историю под названием Берлинский кризис. Как способ давления на западные страны СССР избрал блокаду Западного Берлина. Однако усилия оказались безрезультатными – снабжение населения Западного Берлина, как ни тяжело это было, осуществлялось западными странами по воздушному мосту, самолетами. В сентябре 1949 г. Франция, Англия, США, отказавшись от решений Потсдамской конференции, объединили свои зоны оккупации – возникла Федеративная Республика Германии (ФРГ), которая присоединилась к плану Маршалла. В октябре 1949 г. была образована на базе советской зоны оккупации Германская Демократическая Республика (ГДР), в которой создавались государственные структуры по советскому типу и под контролем СССР. Западный Берлин стал самостоятельным анклавом, окруженным территорией ГДР. Так произошел раскол Германии, который сохранялся четыре десятилетия – до конца 80-х годов XX в. С окончанием Второй мировой войны США и их союзники стремились усилить свое влияние в мире, объединить на основе западных ценностей как можно больше стран. СССР действовал также, хотя возможностей для этого было гораздо меньше. Если США не только избежали разрушений и потерь, но в результате войны усилили свои позиции, имея возможность оказывать экономическую и другую помощь в больших размерах, то Советский Союз, наоборот, нуждался в ресурсах для восстановления разоренных территорий, решения социальных проблем. Приоритетным направлением внешнеполитической стратегии СССР было установление и упрочение контроля над странами Восточной Европы. Возникновение советской зоны влияния в Восточной Европе Сталин считал важнейшим результатом тяжелейшей войны и собирался использовать его в полной мере. Именно в этой зоне создавалось объединение стран, которое вошло в историю как «социалистический лагерь» или «социалистическая система».

В условиях «холодной войны» Восточная Европа стала плацдармом противостояния Запада (лидером которого были США) и СССР. Великие державы в 1945 г. зафиксировали переход Польши, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Югославии, Албании, а также Финляндии, части Германии и Австрии в сферу влияния СССР. Однако признание интересов Советского Союза в этом регионе не рассматривалось ими как согласие на установление советской гегемонии или советского строя. Запад стремился выдвигать в центр общественной жизни этих стран политиков – носителей идей западных демократий. Для СССР программа-минимум в этом регионе состояла в том, чтобы включить представителей левых (коммунистических и прокоммунистических) сил в состав правительств, программа-максимум – в продвижении этих сил к власти и установлении строя, аналогичного советскому.

В большинстве стран Восточной Европы влияние коммунистических и близких к ним левых сил было более значительным. Советское руководство придерживалось новой тактики «мирного перехода к социализму», которая предполагала особый путь этих стран к советской системе, без революции и диктатуры пролетариата в форме «народных демократий» . На первом этапе поддерживалось сотрудничество разных политических сил (демократический блок) во имя восстановления разрушенной экономики, решения социальных задач. Допускалось разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, сохранение форм парламентской демократии, многопартийности. Намечалась постепенная трансформация частной собственности в «общенародную», т. е. государственную.

Однако обострение международной обстановки, ослабление в послевоенных условиях позиций коммунистических партий (выход коммунистов из французского правительства, поражение коммунистов на выборах в сейм (парламент) Финляндии и др.) к середине 1947 г. обусловило изменение политики советского руководства в восточно-европейских странах. Ставилась задача – обеспечить условия для рывка коммунистов к власти. Это осуществлялось методами, которые были апробированы в 30-е годы в СССР – обвинения политических противников коммунистов в антигосударственных заговорах, шпионаже в пользу западных держав, репрессии. Происходило объединение коммунистов и социалистов в одну партию при активной помощи Москвы на основе марксистско-ленинской идеологии, предполагавшей единомыслие и запрет на любую фракционную деятельность. Вслед за объединением последовали «чистки» состава. Информбюро (Коминформ), созданное в 1947 г., было призвано объединить усилия компартий восточно-европейских государств по созданию сообщества стран, противостоящих западной системе, унифицировать основные принципы их идеологии и политики на основе марксизма-ленинизма.

Информбюро (Информационное бюро коммунистических и рабочих партий) (1947–1956) имело своей целью координацию деятельности входивших в него коммунистических и рабочих партий Болгарии, Венгрии, Италии, Польши, Румынии, СССР, Франции, Чехословакии, Югославии (вышла из состава в 1948 г.). В Уставе этой организации говорилось: «Партии, входящие в Информбюро, считают своим долгом и обязанностью... руководствоваться в своей деятельности учением марксизма-ленинизма, быть верными принципам пролетарского интернационализма, неустанно бороться за дело рабочего класса и победу социализма». Находилось под полным контролем советского руководства.

1948 г. стал переломным – страны Восточной Европы пошли по советскому пути. Сосредоточение власти в руках коммунистических партий Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии осуществлялось при помощи советского руководства, сопровождалось чистками в рядах руководителей этих партий, выступавших за более «мягкий» (национальный) вариант социализма. Репрессии захватили госаппарат, высшее армейское офицерство, некоммунистические партии (где они еще сохранились), профсоюзы, кооперативные организации. Давлению Москвы воспротивился ЦК компартии Югославии (Генеральный секретарь ЦК И. Броз Тито). Возник советско-югославский конфликт, который затянулся на многие годы и имел острую форму политического противостояния. Разногласия, которые возникли в 1948 г. между Сталиным и руководителем Югославии И. Броз Тито, были сознательно доведены до разрыва отношений между двумя странами. Этот инцидент был использован для массовых чисток партийного аппарата в Венгрии, Румынии, Болгарии, Польше, Чехословакии.

СССР оказывал коммунистическому руководству восточно-европейских стран, не обладавшему ни опытом, ни соответствующими кадрами, масштабную помощь. Для консультирования и оказания технической помощи направлялись советники и специалисты. Они активно содействовали перестройке экономики на принципах жесткой централизации и государственного контроля, способствовали развертыванию индустриализации и коллективизации. В 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), объединявший восточно-европейские и некоторые азиатские страны под эгидой СССР (в 60-е годы к ним присоединилась Куба).

Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) создан в 1949 г. с целью планомерного развития народного хозяйства стран-членов СЭВ в соответствии с принципами советской экономической системы, а также ускорения научно-технического прогресса и взаимной помощи. В СЭВ входили 11 стран (Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Вьетнам, Германская Демократическая Республика (до 1990 г.), Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия). Решающую роль в СЭВ играл Советский Союз, штаб-квартира находилась в Москве. СЭВ упразднен в 1991 г. по решению стран-участниц.

Армия, органы госбезопасности и другие силовые структуры в восточно-европейских странах были реорганизованы и унифицированы по типу советских. Эти страны целенаправленно отсекались от информационного воздействия Запада, происходила переориентация на советские информационные источники. При этом информация из СССР и об СССР была строго регламентированной и идеологически выдержанной. Так возникла социалистическая система во главе и под контролем СССР.

Значительный вклад СССР в разгром Японии на завершающем этапе Второй мировой войны усилил его влияние в Азии. Здесь также создается плацдарм социализма. Коммунисты, при поддержке Советского Союза, пришли к власти в Китае, Северной Корее, Северном Вьетнаме. Планировалось расширение азиатского присутствия. В 1950-1953 гг. руководство Северной Кореи предприняло попытку вооруженным путем воссоединить страну, уничтожив, ориентированный на США, режим в Южной Корее. Советская помощь была масштабной – оружие, танки, транспорт, медикаменты. Несколько дивизий истребительной авиации было переброшено в Китай, который также активно участвовал в войне на стороне Северной Кореи. Однако корейская война закончилась неудачей.

После Второй мировой войны развернулся процесс распада колониальной системы Запада. Только за первые 10 лет после мировой войны добились самостоятельности около 40 государств с населением около 1,5 млрд. человек. Освобождающиеся от колониальной зависимости страны и народы определяли свой путь развития. Страны Азии, Африки, Латинской Америки на протяжении нескольких столетий испытывали сильное давление со стороны метрополий – западных держав, которые сохраняли здесь значительное влияние. Однако социально-классовые потрясения и конфликты в первой половине XX в., тяжелое наследие колониальной эпохи привели к тому, что в некоторых странах появились силы, выступавшие за советский путь развития. Бедные страны не имели предпосылок для перехода к рыночным отношениям. В этих условиях марксистско-ленинский социализм казался спасением. Развитие на его основе стран, освободившихся от колониальной зависимости, в первозданном или опосредованном национальными особенностями виде активно пропагандировалось и поддерживалось коммунистическим руководством СССР. Выбор странами этого варианта модернизации рассматривался как подтверждение правильности марксистско-ленинского предсказания о победе социализма во всем мире. Помощь СССР была разносторонней – безвозмездные кредиты, поставки оружия, подготовка кадров, строительство заводов, ГЭС, больниц и т. п. Эти государства не включались непосредственно в социалистический лагерь, но входили в зону геополитического влияния СССР и назывались странами «социалистической ориентации».