Причины эмоционально волевых нарушений у детей. Эмоциональные нарушения у детей

«Нарушения эмоционально-волевой сферы детей и подростков»

    Нарушение эмоциональных реакций

(острые аффективные реакции)

Острыми аффективными реакциями обозначаются состояния крайнего эмоционального напряжения, обусловленные психическими травмами или кризисными ситуациями. Длятся от нескольких минут до 1 – 2 суток. При острых аффективных реакциях в некоторые моменты тяжесть аффекта приближается к такому уровню, что ребенок не управляет своими действиями и не дает себе отчета об их последствиях. Однако, психотического уровня аффект никогда не достигает (не страдает ориентировка в окружающем мире, отсутствует последующая амнезия, способность управлять своими действиями не утрачивается полностью). Следует разграничивать острые аффективные реакции и психопатические. Особенно в подростковом возрасте такие реакции не редкость, и это не служит признаком формирования психопатии.

Агрессивная (экстрапунитивная) реакция.

Проявляется в виде разрушительных действий в отношении обидчиков, «вымещении злобы» на случайных лицах или попавшихся пол руку предметов.

Аутоагрессивная (интрапунитивная) реакция.

Проявляется нанесением повреждений себе и покушениями на самоубийство. При аутоагрессивной реакции чаще всего не бывает демонстративных замыслов, все действия направлены на разрядку аффекта. Болевая чувствительность на высоте аффекта снижена, боли в этот момент не чувствуют. На высоте аффекта ребенок плохо оценивает действительность, он просто «хочет с собой что-нибудь сделать». Желание умереть бывает мимолетным и малоопределенным, не предпринимается никаких действий, чтобы обезопасить попытку. Наблюдаются у психиатра.

Импунитавная аффективная реакция.

Аффект разряжается бегством из психотравмирующей ситуации, а не агрессией в отношении других или себя. Такие побеги у подростков ситуативно-обусловленные (страх наказания, жестокое обращение, отвержение и угрозы со стороны сверстников). Поведение строится так, чтобы забыться, отвлечься. Чаще встречается у подростков мужского пола.

Демонстративная реакция.

Крайнее аффективное напряжение, вызванное обидой на эмоционально значимых лиц, страхом предстоящего наказания, страхом быть униженным, отвергнутым, разоблаченным. Во время аффекта совершают ряд поступков, чтобы пробудить сочувствие, жалость, избавиться от неприятностей. Чаще используют изображение попыток покончить с собой, в некоторых случаях вызывают у себя какие-то (не опасные для жизни) болезни. Демонстративные реакции могут проявляться нарушениями поведения (притвориться пьяным, принять токсическое вещество, чтобы изобразить из себя наркомана, демонстративные кражи, побеги), поступки адресованы близким, чтобы вернуть утраченную заботу и внимание. Наблюдается у психиатра.

Вторая фаза агрессивных реакций.

Вслед за агрессивной реакцией часто наступает истощение, вялость, апатия, раскаяние, самообвинение, но в некоторых случаях может появиться эйфория, длящаяся до нескольких часов (обычно, если аффект быстро разрядился).

    Нарушение выраженности (силы) эмоций

Сензитивность (эмоциональная гиперестезия) – повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость. Может быть врожденным чувством (чаще при психопатиях). Высокий уровень сензитивности – свойство аутентичных личностей и маленьких детей. Сензитивные личность плохо понимают, какие чувства испытывают. Они путают в себе страх и злость, гнев и обиду, печаль и растерянность, их эмоции не используются для принятия решений и не понимают, что у каждой эмоции есть своя роль в коммуникации и своя причина возникновения. Сензитивная личность испытывает трудности с осознанием своего внутреннего мира. Не понимает свои потребности, не знает, чего хочет от себя и от жизни. Сензитивная личность постоянно испытывает тревогу, но не осознает этого. Если не работать с чувствами тревоги, обиды, правильно не проживать сложные жизненные ситуации, сензитивность может перерасти в акцентуацию характера или психопатию.

Эмоциональная холодность – ровное, холодное отношение ко всем событиям, независимо от их эмоциональной значимости (чаще у психопатов при шизофрении). От холодности эмоционального восприятия страдают близкие, любящие люди. Неспособность распознавать свои чувства и эмоции, выражать их называется алекситимией (более характерна для мужчин). Холодность в эмоциях связана со стереотипами воспитания. Ребенок, не получивший родительского внимания и тепла, нелюбимый родителями, скорее всего, будет холоден со своим ребенком, будет скуп на эмоции и будет отвергать проявление любви. Психика здорового, адекватного человека с помощью эмоциональной холодности может защищаться от эмоционального истощения (синдром эмоционального выгорания), но такие периоды бывают непродолжительными и редкими.

Эмоциональная тупость (аффективная тупость, эмоциональное обеднение) – слабость, обеднение эмоциональных контактов, оскудение чувств, вплоть до безучастности (чаще при шизофрении). Проявляется в чрезмерной холодности к людям, отсутствии искреннего сочувствия и сопереживания даже к близким людям. Причиной эмоциональной тупости по отношению к людям являются серьезные нарушения психики, вызванные физиологическими или органическими патологиями коры головного мозга.

Апатия – безразличие, полное отсутствие чувств, чувственное притупление, при котором эмоции становятся тусклыми, бледными. Преимущественная эмоция – равнодушие. (проявляется при шизофрении, грубых органических поражениях головного мозга, при депрессии). Причинами могут быть: наследственность, эндокринная дисфункция, стресс, прием лекарственных препаратов, хронические заболевания, ПМС у женщин, нереализация творческих способностей, алкоголизм, наркомания, пожилой возраст, эмоциональное выгорание. Признаки: абулия, общее снижение психической активности, паралич эмоций, малоподвижность, неразговорчивость, заторможенная речь, провалы в памяти и сбои в мышлении. Выход из апатии зависит от заболевшего.

    Нарушение адекватности эмоций

Эмоциональная амбивалентность – одновременное сосуществование противоречивых эмоций, в связи с непоследовательностью мышления, обусловливающее неадекватное поведение (чаще при шизофрении). Их противоречивые переживания, отношения и реакции сменяются очень быстро и абсолютно немотивированно.

Эмоциональная неадекватность – возникновение эмоций, не соответствующих качественно и содержательно вызывающему ее раздражителю, парадоксальность эмоций (например, с грустным лицом рассказывает о приятных впечатлениях). Чаще встречается при шизофрении.

    Расстройства волевой сферы.

Гипобулия – ослабление воли (лень). Недостаток энергии, побуждений, интересов, сопровождающееся регрессом мотивов. Больной не способен мобилизовать себя, начать и довести до конца выполнение различных задач, ограничивается общение, снижается уровень произвольного внимания. Крайняя степень – абулия (полное отсутствие желаний и побуждений к деятельности, безучастность к окружающему, обездвиженность). Встречаются при соматических заболеваниях, органических или травматических повреждениях головного мозга, шизофрении, старческом психозе, невротических расстройствах, депрессиях.

Гипербулия – патологическое повышение волевой активности, усиление интенсивности влечений и желаний, упорство в достижении целей любыми способами, не смотря на внешние условия и собственные возможности. Усиление волевых функций характеризуется приставкой «псевдо», так как носит лишь внешний характер (суетливая псевдоделовитость). Встречается при паранойяльных состояниях, эпилепсии, в рамках СДВГ.

Парабулия – извращение, расстройство влечений, стремление к удовлетворению инстинктивных влечений. При парабулии повторяющиеся приступы влечений противоречат интересам самого человека. Формы парабулии очень разнообразны – употребление в пищу несъедобного, нанесение себе увечий, половые извращения, бродяжничество, поджоги, бесцельные кражи, манерность, гримасничание, вычурная мимика, жесты, поза. Реальные побуждения определить невозможно, а все объяснения своего поведения больным парабулией носят формальный характер. Встречается при психических заболеваниях (шизофрения, умственная отсталость, эпилепсия), при органических поражениях головного мозга, психопатиях.

    Группы волевых расстройств (Л.О.Пережогин)

Расстройство волевых действий – неспособность фиксировать свое внимание и выполнять действия, результат которых не очевиден. Это расстройство прогностической функции, неспособность мотивировать себя на длительный труд. У них часто возникает потребность делать все наперекор. Часто нарушается у психопатических личностей, с истерическим радикалом.

Расстройство сознательного преодоления препятствий на пути к цели. Сознательному преодолению мешают физические помехи, сложность действия, социально заданные условия. Встречается при психопатии, шизофрении.

Расстройство преодоления конфликта – клиническое нарушение способности осуществлять выбор. Либо избегают делать выбор, пуская дело на самотек, либо перекладывают ответственность принятия решения на других, либо используют в качестве «третейского судьи» случай (подбрасывают монетку). Чаще встречается при шизофрении.

Расстройство преднамеренной регуляции. Нарушаются параметры действия (сила, скорость, течение), способность оказывать сопротивление рефлекторным действиям, возможность контролировать свои эмоциональные проявления. Сопротивление рефлекторным действиям (способность сознательно преодолеть боль, страх и другие состояния, которые влекут за собой рефлекторные моторные акты – одергивание руки, зажмуривание глаз).

Расстройство, сопровождающееся формированием автоматизмов и навязчивостей. Имеются навязчивые действия, мысли, которые принимаются без отчуждения, и которые воспринимаются как чуждые. Легко вырабатываются навыки автоматизированных действий, и контроль за ними утрачивается. Феномены «сделанности» отличаются утратой идентичности собственной личности и чувства свободы воли (импульс якобы приходит извне, и больной не может сопротивляться).

Расстройство мотивов и влечений. Нарушение переживания первичного, ненаправленного влечения, отсутствие естественного инстинктивного побуждения.

    Развитие воли.

Для воспитания воли необходима постоянная, систематическая работа над собой, которую надо начинать как можно раньше. Считается, что волевые свойства личности формируются в процессе деятельности, через создание ситуаций, требующих преодоление препятствий и трудностей. Но это не всегда приводит к успеху. Большое значение для формирования волевой сферы ребенка имеет не только предъявление ему требований, но и контроль за их выполнением. С возрастом нужно увеличивать предъявляемые ребенку требования, учитывая возросшие возможности, но не превращая развитие волевой сферы в скучное и нудное занятие, чтобы жизнь ребенка не превратилась в непрерывное выполнение различного рода обязанностей. Чем меньше возраст ребенка, тем больше ему требуется помощи, чтобы преодолеть трудности в понимании конечного результата своей деятельности. Для выработки сильной воли необходимо научиться доводить начатое дело до конца и не допускать срывов (не бросать начатое дело).

Самовоспитание воли является частью самосовершенствования личности. Для этого необходимо определить систему препятствий и трудностей, преодоление которых требует волевого умения, предусмотреть благоприятные условия, которые помогут в преодолении трудностей, использовать приемы самостимуляции волевых усилий (самоубеждение, чувство долга, самоободрение, саопризнание, самозапрещение), регуляция дыхания, приемы ПРТ – психорегулирующей тренировки.

Мало кто из взрослых людей задумывается над ролью эмоций в жизни. Но вот когда у семейной пары появляются дети и вдруг выясняется, что малыш не может контролировать свои чувства, то у родителей начинается паника. На самом деле нарушение эмоционально-волевой сферы не такая серьезная проблема, если ее обнаружить сразу. Вылечить подобное расстройство можно как самостоятельно, так и с помощью квалифицированного врача.

Причины

Что влияет на формирование воли и эмоций человека? Существует две основные причины, которые могут вызывать нарушение. Одна из них - наследственность, а другая - социальный круг. Более подробно причины нарушения эмоционально-волевой сферы рассмотрены ниже.

  • Впечатления. Если ребенок не получает достаточно впечатлений и большую часть своей жизни сидит дома, то его развитие происходит очень медленно. Чтобы нормально формировалась психика, родители должны гулять с ребенком во дворе, показывать ему других детей, изучать деревья, давать возможность поиграть с песком. Впечатления формируют нормальную нервную систему и помогают ребенку учиться испытывать, а затем и контролировать свои эмоции.
  • Еще одной причиной нарушения эмоциональной волевой сферы является отсутствие движения. Ребенок, родители которого не сильно утруждают себя развитием чада, может начать ходить с опозданием. Подобное торможение нормального физического развития приводит к заторможенным эмоциональным реакциям. А еще некоторым родителям свойственно со временем понимать, что их чадо не ходит, а ведь соседские дети уже бегают. Родители начинают нагонять упущенное, и ребенок страдает не только физически, но и психологически.
  • Ребенок может сильно страдать из-за отсутствия материнской любви. Если женщина не будет брать свое чадо на руки, гладить малыша, качать его и петь ему колыбельные, младенец быстро потеряет связь с матерью. Такой ребенок вырастет неполноценным, как говорят в народе - недолюбленным.

Волевой акт

Сферы происходит в раннем возрасте. Чтобы понять, где произошел сбой, нужно узнать, как функционирует воля у нормального человека. Последовательность принятия решений у всех людей такая:

  • Возникновение импульса. У человека возникает побуждение что-то сделать.
  • Мотивация. Персона обдумывает, что она получит, когда действие будет совершено. Чаще всего человек получает эмоциональное удовлетворение от своего поступка.
  • Орудие деятельности. Не всегда придуманное действие можно сделать без дополнительного инвентаря. Перед началом работы приходится найти все необходимое оборудование.
  • Принятие решения. Человек еще раз думает о том, стоит ли ему приводить свой план в исполнение или нет.
  • Выполнение действия. Персона осуществляет свою задумку.

Такой процесс происходит в голове у каждого человека, прежде чем он совершит какое-либо действие. Не стоит думать, что дети в силу своего неразвитого интеллекта не проводят подобную работу у себя в голове. Даже наши примитивные предки - обезьяны, прилагают волевые усилия для того, чтобы совершить тот или иной поступок.

Как проводится диагностика эмоционально-волевого нарушения? Сферы применения человеческой воли разнообразны. Человек должен сдвинуться с места, чтобы что-то взять или чтобы поесть. Если ребенок апатичен и ничего не хочет, значит, у него есть какие-то отклонения. То же самое касается слишком активных детей, которые делают действия, не успевая обдумать последствия своих решений.

Основные проблемы

В зависимости от степени нарушения эмоционально-волевой сферы ребенок становится раздражительным, вялым или генерактивным. Родители должны заметить проблемы своего чада, как только они появляются. Любая болезнь, прежде чем обосноваться в организме, проявляется в симптомах. На этой стадии нужно определить степень проблем ребенка и назначить ему лечение. Какая существует классификация лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы?

  • Агрессивность. Персоны ведут себя неадекватно, задирают окружающих и получают удовольствие от слез и унижения более слабого противника. Даже дети, которые ведут себя агрессивно, никогда не будут задирать того, кто сильнее их. Они логически рассудят, что безобидное существо не сможет дать сдачи, а следовательно, его можно унижать.
  • Заторможенная реакция. Дети не могут сразу понять, в чем заключается проблема. Например, они могут испытывать голод, но не станут прилагать никаких усилий, чтобы попросить покушать или же чтобы достать себе еду самостоятельно.
  • Расторможенная реакция. Вторым пунктом в классификации лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы идут люди, которые не могут контролировать свои эмоции. Если они плачут, то слишком громко, если смеются, то делают это неестественно долго.
  • Чрезмерная тревожность. Забитые дети слишком активных родителей становятся тихонями. Они боятся рассказать о своих желаниях и проблемах. Обратить на себя внимание у них не получается в силу слабости характера.

Группы нарушений

Классификация нарушений эмоционально-волевой сферы нужна для того, чтобы правильно назначить лечебные мероприятия. Все ребятишки разные, и проблемы у них тоже не могут быть одинаковыми. Даже ребята, которые растут в одной семье, могут болеть разными недугами. Основные группы нарушений эмоционально-волевой сферы:

  • Расстройство настроения. Нарушение эмоционально-волевой сферы у детей часто проявляется в неконтролируемых эмоциях. Ребенок не может совладать с собой, и поэтому его чувства всегда на взводе. Если малыш чему-то радуется, то вскоре его состояние достигает эйфории. Если же чадо грустит, то может с легкостью впасть в депрессию. А зачастую одно состояние через час переходит в другое, полярное первоначальному.
  • Нестандартное поведение. Рассматривая у детей, нельзя не упомянуть об отклонении от нормы поведения. Ребята могут быть или слишком спокойными, или чрезмерно активными. Первый случай опасен по причине того, что ребенок безынициативен, а вторая ситуация грозит тем, что у чада существуют проблемы со вниманием.
  • Проблемы с психомоторикой. Ребенок страдает от странных приливов чувств, которые захлестывают его не по делу. Например, чадо может жаловаться, что ему слишком страшно, хотя на деле опасность ребенку не угрожает. Тревожность, впечатлительность и мнимость хорошо знакомы детям с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведением, отличающимся от общепринятой нормы.

Внешнее проявление

Нарушения можно определить по поведению малыша.

  • Сильная зависимость от родителей. Ребенок, который в пять лет не может доверять окружающим людям, вызывает странную реакцию. Малыш все время прячется за мамину юбку и пытается закрыться от мира. Одно дело - нормальное детское смущение. И совсем другое - недоверие, необщительность и несговорчивость.
  • Ребенок, к которому в семье относятся с пренебрежением, будет чувствовать себя одиноким. У малыша не будет получаться нормально формировать отношения, так как родители будут внушать ребенку, что он глупый, криворукий и недостойный любви. Одиночество, которое будет источать такое чадо, будет сильно чувствоваться.
  • Агрессия. Малыши, которым не хватает внимания или которые хотят снять напряжение, могут не замыкаться в себе, а наоборот, вести себя слишком раскрепощенно. Такие дети не станут сдерживать свои эмоции и будут стараться всеми силами привлечь внимание к своей персоне.

Методы

Эмоционально-волевые нарушения сферы личности могут быть подвержены коррекции. К каким методам прибегают специалисты, чтобы исправить то, что неправильно заложили в свое чадо родители?

  • Игротерапия. С помощью игры малышу объясняются правила адекватного поведения в группе. У ребенка формируются новые нейронные связи, которые помогают трансформировать увиденное в игре и переложить примеры на жизненные ситуации.
  • Арт-терапия. С помощью рисунка можно многое узнать о личности ребенка. Творческое произведение покажет специалисту, как малыш себя ощущает в саду, в семье и в этом мире. Рисование помогает раскрепоститься и почувствовать уверенность в себе. Так же работают и другие виды искусства: лепка, вышивание, конструирование.
  • Психоанализ. Опытный психотерапевт может помочь ребенку пересмотреть свои взгляды на привычные вещи. Врач расскажет малышу, что такое хорошо, а что такое плохо. Специалист будет действовать двумя методами: внушением и убеждением.
  • Тренинги. Такой метод воздействия предполагает работу с группой детей, имеющих общую проблему. Ребята будут совместно пересматривать свои привычки и формировать новые на основе старых.

Психоаналитическая терапия

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы происходит различными методами. Один из них - психоаналитическая терапия. Проводить подобную терапию можно как индивидуально, так и в группе. Если малыш занимается в одиночестве, психотерапевт в форме игры говорит с ребенком о чувствах. Он просит изобразить по очереди злость, радость, любовь и т. д. Делается это для того, чтобы малыш научился различать свои чувства и понимать, в какой момент и что именно он должен чувствовать. Также индивидуальные консультации помогают ребенку понять свою значимость и важность, и что в большинстве случаев очень нужно - ощутить себя любимым и желанным гостем в кабинете врача.

На групповой терапии у специалиста нет времени играть с каждым ребенком. Поэтому процедура восстановления эмоционально-волевой сферы идет через рисунок. Дети выплескивают свои эмоции, а затем рассказывают, по какой причине они чувствуют гнев, радость и т. д. Рассказывая сами и слушая других, ребята начинают осознавать, в каких случаях что нужно чувствовать и как следует правильно выражать свои эмоции.

Поведенческая терапия

Подобная терапия проходит в форме игры. Ребенку предлагается смоделированная ситуация, и он должен показать, как себя будет в ней вести. Игра нацелена на то, чтобы выработать у малыша те чувства, которые должен испытывать любой нормальный индивид в данной ситуации. После проведения игровой ситуации для закрепления материала ведущий должен еще раз объяснить, что именно сейчас моделировалось и как должен в подобной ситуации себя вести пациент. Обязательно следует получить от ребенка обратную связь. Чадо должно объяснить усвоенный материал. Причем нужно добиться от ребенка не только того, чтобы он рассказал, как себя следует вести в ситуации, но и также объяснил, почему такое поведение будет считаться приемлемым.

Подобные терапии нужно проводить раз в неделю. А за остальные 7 дней чадо должно закреплять материал, полученный на занятии. Так как ребенок будет мало заинтересован в собственном развитии, наблюдать за поведением малыша должны родители. И в случае если чадо делает что-то не так, как на тренинге, мама или папа должны повторить со своим ребенком недавно пройденный урок.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Лица с нарушением эмоционально-волевой сферы, которые достигли совершеннолетнего возраста, также нуждаются в помощи, как и дети. Но изменить подростка с помощью игры будет сложно. Поэтому следует использовать В чем ее суть?

Человеку дается ситуация и несколько путей ее развития. Подросток должен рассказать, что ждет человека, прошедшего каждый из вымышленных путей. Подобным образом персона лучше овладеет ситуацией и поймет сущность последствий того или иного поведения. Подобным образом можно прививать подросткам ответственность и объяснять цену своим обещанием. Формирование новых привычек поведения произойдет не сразу. Одно дело - теоретически проиграть ситуацию, и совсем другое - поменять характер.

Чем старше человек, тем меньше шансов у него сделать внутреннюю перестройку. Поэтому специалист, который проводит занятия с подростком, должен позитивно подкреплять успехи пациента и концентрироваться на любых положительных изменениях. Люди, которые страдают расстройством эмоционально-волевой сферы, подвержены самокритичности и им очень важно слышать одобрительные слова от взрослых и уважаемых людей.

Гештальт-терапия

Подобная терапия позволяет ребенку расширить свои чувства, а точнее развить их. Задача специалиста - трансформировать неадекватные реакции малыша на такие, которые будут приемлемы для общества. Как проходит процесс трансформации? Специалист выдвигает проблему, например излишнюю агрессию, которую ребенок выражает посредством избиения своего противника. Врач должен рассказать малышу, что его способ решить проблему - малоэффективный, и взамен предложить более цивилизованные методы выражения эмоций. Например, словесная форма выражения своего недовольства. Затем нужно с ребенком проиграть ситуацию. После того как малыш выйдет из себя, следует напомнить ему о недавнем разговоре и попросить, чтобы он выражал свои чувства словами.

Гнев ребенка должен со временем уменьшиться, так как задача поначалу будет казаться слишком сложной. Со временем малыш должен привыкнуть к новой стратегии выражения агрессии. А чтобы усвоенный материал уложился лучше, ребенку необходимо постоянно напоминать о пройденном уроке. И желательно, чтобы малыш видел подобные способы у взрослых. Например, когда папа с мамой будут ругаться, им следует не кричать друг на друга, а спокойно и размеренно выражать недовольство тем или иным проступком супруга.


Довольно часто родительская забота главным образом сосредоточена на физическом здоровье своего ребенка, тогда как эмоциональная составляющая остается практически без внимания. Это обуславливается тем, что большинство родителей считают ранние проявляющиеся симптомы эмоциональных расстройств, как временные, и поэтому неопасные.

Место эмоциональных нарушений в психическом развитии ребенка представляется одним из ключевых аспектов его жизни, вследствие того, что данные нарушения сказываются на его отношении к своим родителям и к окружению, в общем. На сегодняшний день наблюдается тенденция к росту эмоциональных нарушений у детей, в виде пониженной социальной адаптации и склонности к агрессивному поведению.

Существует множество причин возникновения эмоциональных расстройств у ребенка, поэтому родителям следует быть особо внимательными при проявлении различных патологических признаков. Как правило, специалисты устанавливают окончательный диагноз при регистрации 3 признаков эмоциональной нестабильности.

Наиболее распространенные причины эмоциональных нарушений следующие:

  • Физические особенности, с учетом перенесенных заболеваний в младенческом периоде;
  • Торможение психического и умственного развития;
  • Неправильное воспитание ребенка в дошкольный период;
  • Неправильное питание, а именно недостаточное поступление необходимых веществ, что значительно сказывается на развитии малыша;

Также данные вышеперечисленные причины подразделяют на две большие группы:

  1. Биологические.

В данную причинную группу включается характерный тип нервной системы. Например, при наличии синдрома дефицита внимания, у ребенка впоследствии может возникать патологический процесс в головном мозге, формирующиеся в результате тяжелого течения беременности и родов его матери.

  1. Социальные

Данная группа обуславливает процесс взаимодействия ребенка с другими людьми и окружающей обстановкой. Например, если у ребенка уже имеется опыт общения с возрастной группой людей, своими сверстниками и первостепенной для него группой – семьей, то в некоторых случаях такая социализация может также ему и навредить.

Если ребенок постоянно подвергается отрицанию со стороны взрослых, то он бессознательно начинает вытеснять полученную информацию, которая поступает из окружающей среды.

Появление новых переживаний, которые не совпадают с его концептуальной структурой, начинают восприниматься им негативно, что в итоге формируют для него определенный стресс.

При отсутствии понимания со стороны сверстников у ребенка формируются эмоциональные переживания (ярость, обида, разочарование), которые характеризуются остротой и продолжительностью. Также постоянные конфликты в семье, требования к ребенку, отсутствие понимания его интересов, также вызывает эмоциональные нарушения в психическом развитии ребенка.

Классификации эмоциональных нарушений и их симптомы

Сложность в выявлении эмоционально-волевых нарушений повлекло за собой то, что у ряда психологов сформировались различные взгляды на данные виды нарушений. Например, ученый-психолог Г. Сухарева отмечала, что эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте, нередко наблюдаются у детей страдающих неврастенией, что выделялось его чрезмерной возбудимостью.

Другое представление об этих нарушениях имел психолог Ю. Миланич. Он установил, что к эмоционально волевым нарушениям относятся 3 группы эмоциональных расстройств;

  • Острые эмоциональные реакции, которые характеризуются окрашиванием определенных конфликтных ситуаций, что проявлялось в агрессии, истерии, реакции страха или обиды;
  • Состояние повышенной напряженности – тревога, боязливость, снижение настроения.
  • Дисфункция эмоционального состояния, что проявлялось в резком переходе от положительных эмоциональных явлений к отрицательным и также в обратном порядке.

Однако наиболее подробную клиническую картину эмоциональных расстройств составила Н.И. Костерина. Она подразделяет эмоциональные расстройства на 2 большие группы, которые характеризуются повышением уровня эмоциональности и соответственно его понижением.

В первую группу включаются такие состояния как:

  • Эйфория, которая характеризуется неадекватным повышением настроения. Ребенок в данном состоянии, как правило, обладает повышенной импульсивностью, нетерпеливостью и стремлением к доминированию.
  • Дисфория – противоположная форма эйфории, характеризующаяся проявлением таких эмоций как: злоба, раздражительность, агрессивность. Является разновидностью депрессивного синдрома.
  • Депрессия – патологическое состояние характеризующееся проявлением негативных эмоций и поведенческой пассивностью. Ребенок в данном состоянии ощущает подавленное и тоскливое настроение.
  • Синдром тревоги – состояние, при котором ребенок ощущает беспричинную обеспокоенность и выраженное нервное напряжение. Выражается в постоянной смене настроения, плаксивости, отсутствии аппетита, повышенной чувствительности. Зачастую данный синдром перерастает в фобию.
  • Апатия – тяжелое состояние, при котором ребенок ощущает безразличность ко всему происходящему вокруг, а также характеризуется резким снижением инициативных функций. Большинство психологов утверждает, что утрата эмоциональных реакций сочетается с снижением или полной утратой волевых побуждений.
  • Паратамия – характерное расстройство эмоционально фона, при котором переживание одной конкретной эмоции сопровождается внешними проявлениями абсолютно противоположных эмоций. Зачастую отмечается у детей страдающих шизофренией.

Вторая группа включает в себя:

  • Синдром гиперактивности и дефицита внимания, выделяется такими симптомами как двигательная дезориентация, импульсивность. Из этого следует, что ключевые признаки этого синдрома – это отвлекаемость и чрезмерная двигательная активность.
  • Агрессия. Данное эмоциональное проявление сформирована как часть черты характера или как реакция на воздействия окружающей среды. В любом случае вышеперечисленные нарушения нуждаются в коррекции. Однако перед тем как корректировать патологические проявления, в первую очередь выявляется главная причины заболеваний.

Диагностика нарушений

Для последующей терапии нарушений и ее эффективности, очень важно своевременное диагностика эмоционального развития ребенка и его нарушений. Существует множество специальных методик и тестов, оценивающих развитие и психологическое состояние ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Диагностика детей дошкольного возраста включает в себя:

  • Диагностику уровня тревожности и ее оценка;
  • Исследование психоэмоционального состояния;
  • Цветовой тест Люшера;
  • Изучение самооценки и личностных особенностей ребенка;
  • Изучение развития волевых качеств.

Обращение за психологической помощью необходимо, если ребенок испытывает определённые трудности в учебе, общении со сверстниками, поведении или у него имеются определенные фобии.

Также родителям стоит обратить внимание, если ребенок испытывает какие-либо эмоциональные переживания, чувства, а также, если его состояние характеризуется как подавленное.

Способы коррекции эмоциональных нарушений

Ряд отечественных и зарубежных ученых в области психологии выделяют ряд методик, позволяющие корректировать эмоционально волевые нарушения у детей. Данные методы принято разделять на 2 основные группы: индивидуальные и групповые, однако такое деление не отражает главной цели коррекции психических расстройств.

Психическая коррекция аффективных расстройств у детей является организованной системой психологических воздействий. Данная коррекция главным образом направлена на:

  • Смягчение эмоционального дискомфорта,
  • Повышение активной деятельности и самостоятельности
  • Подавление вторичных личностных реакций (агрессивность, чрезмерная возбудимость, тревога и т.д.).
  • Коррекцию самооценки;
  • Формирование эмоциональной устойчивости.

Мировая психология включает в себя 2 основных подхода к психологической коррекции ребенка, а именно:

  • Психодинамический подход. Выступает за создание условий, которые позволяют подавлять внешние социальные преграды, с помощью такие методов как психоанализ, игровая терапия и арттерапия.
  • Поведенческий подход. Данный подход позволяет стимулировать ребенка на усвоение новых реакций, направленных на формирование адаптивных поведенческих форм и наоборот, подавляет неадаптивные формы поведения, если таковые имеются. Включает в себя такие методы воздействия как поведенческие и психорегулирующие тренинги, которые позволяют малышу закрепить усвоенные реакции.

При выборе способа психологической коррекции эмоциональных нарушений следует исходить из специфики нарушения, которое определяет ухудшение эмоционального состояния. В случае если у ребенка отмечаются внутриличностные нарушения, то отличным способом будет применение игровой терапии (не компьютерной), а также хорошо себя зарекомендовал метод семейной психокоррекции.

Если наблюдается преобладание межличностных конфликтов применяют групповую психокоррекцию, которая позволяет оптимизировать межличностные отношения. При выборе какого-либо метода обязательно учитывается тяжесть эмоциональной нестабильности ребенка.

Такие методы психологической коррекции как игротерация, сказкотерапия и т.п. эффективно работают, если они соответствуют психическим особенностям ребенка и врача-терапевта.

Возраст ребенка до 6 лет (дошкольный период) является наиболее важным периодом его развития, так как именно в данный промежуток у ребенка формируются личностные основы, волевые качества, а также стремительно развивается эмоциональная сфера.

Волевые качества развиваются главным образом за счет сознательного контроля над поведением, при сохранении в памяти определенных поведенческих правил.

Развитие данных качеств характеризуется как общее развитие личности, то есть главным образом, сформировывая волю, эмоции и чувства.

Следовательно, для благополучного эмоционально-волевого воспитания ребенка, родителям и педагогам необходимо в особенности обратить внимание на создание позитивной атмосферы взаимопонимания. Поэтому многие специалисты рекомендуют родителям формирование следующих критериев для своего ребенка:

  • В общении с ребенком необходимо соблюдать абсолютное спокойствие и всячески показывать свою доброжелательность;
  • Следует стараться чаще общаться с ребенком, спрашивать его о чем-либо, сопереживать, и интересоваться его увлечениями;
  • Совместный физический труд, игра, рисование т.п. благополучно скажется на состоянии ребенка, поэтому старайтесь уделять ему как можно больше внимания.
  • Необходимо следить, чтобы ребенок не смотрел фильмы и не играл в игры с элементами насилия, так как это только усугубит его эмоциональное состояние;
  • Всячески поддерживайте ребенка и помогайте ему сформировать уверенность в себе и в своих силах.

Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается.

Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа и жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, служат индикатором его отношений с родителями, помогают познавать и реагировать на окружающий мир. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонность к асоциальному поведению, затруднения в обучении.

Агрессия у детей.

Поговорим о самом распространенном признаке даного нарушения - агрессии у ребенка, разберем подробно: Причина агрессии у детей. Откуда агрессия у ребенка? Признаки агрессии у детей. Как происходит лечение агрессии у детей!

Проявления агрессии могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе, но чаще сверстникам. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.

Агрессия у ребенка, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий. Детская агрессивность может быть управляемой и неуправляемой. Неуправляемая агрессивность вредна, как и неуправляемый страх, неуправляемый восторг и любая другая неуправляемая эмоция. Агрессивность не уместна в отношениях между родственниками и друзьями по школе, кроме шуточной агрессивности, когда агрессивность - это игра, обе стороны заинтересованы в такой игре, воспринимают только как игру и получают от этого удовольствие, соответсвенно никакого физического насилия в ней нет. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью, но чаще всего происходит жесткий тактильный контакт.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Агрессивность у детей, пожалуй, самая важная проблема, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет из года в год.

Признаки агрессии у детей

Ребенок может чувствовать свои эмоции, но не всегда он способен осознать их и понять причины своего поведения. Но как правило родители слишком поздно замечают, что с их ребенком что то происходит. Зачастую признаками агрессии у детей являются их поступки, которые они совершают:

  • Истерят, зачастую напоказ.
  • Не признают своих ошибок.
  • Щипаются.
  • Гневаются.
  • Обзываются.
  • Отбирают игрушки. .
  • Отказываются выполнять поручения.
  • Злятся (топая ногами и стуча руками).
  • Плюются
  • Используют оскорбительные слова.
  • Бьют сверстников
  • Замахиваются на других.
  • Мстят.

Если в семье родители в воспитании ребенка всячески подавляют его, соответственно ребенок просто начинает скрывать свои чувства. Но как мы можем догадаться они никуда не уходят, а копятся как снежный шар и в ближайшем будущем происходит «взрыв эмоций».

Агрессивный ребенок часто руководствуется страхом. Такой ребенок либо боится остаться в одиночестве, он думает, что никто не сможет его полюбить, никто не позовет его погулять и т.д. Все дети хотят, чтоб ими интересовались, звали с собой на любые мероприятия, говорили добрые слова. Того же желает ребенок, который просто пока еще не понимает, что агрессия еще больше отталкивает от него людей.
Соответственно, если родители не будут тянуться к ребенку, который проявляет агрессию и злость, тогда он может задуматься над тем, что другого сделать, чтобы родители его снова любили.

Причины агрессии.

У детей есть свои уникальные причины агрессии. Если одного ребенка могут беспокоить «занятые родители», а именно конфликтные отношения с родителями, которые не уделяют внимания, не интересуются ребенком, не проводят с ним время, а второго - банальная невозможность иметь дорогущие игрушки, которые приносят в школу и садик сверстники, то причин для агрессии у ребенка с не выявленным нарушением предостаточно.


Причины агрессии у ребенка могут быть скрыты под:

  • Соматические заболевания, нарушение работы отделов головного мозга.
  • Копирование поведения родителей, показывая пример агрессивности как дома, так и в социуме. Равнодушное отношение родителей к жизни.
  • Привязанность к одному родителю, где второй выступает объектом агрессии.
  • Непоследовательность родителей в воспитании, разные подходы, ссоры перед детьми.
  • Высокая возбудимость.
  • Недостаточная развитость интеллекта.
  • Отсутствие навыков налаживать отношения с людьми.
  • Копирование поведения героев из компьютерных игр или наблюдение за насилием из экранов телевизоров.
  • Жестокое отношение родителей по отношению к ребенку.

Лечение агрессии у детей.

Не следует надеяться на то, что различные методы по лечению агрессии у детей стопроцентно устранят данное качество. Следует понимать, что жестокость мира всегда будет вызывать у любого здорового человека агрессивные эмоции. Когда человек вынужден защитить себя, тогда агрессия становится полезной. «Подставлять другую щеку», когда вас унижают или бьют, — становится путем к больничной койке. Таким образом, при лечении агрессии у детей помните о том, что вы помогаете ребенку справиться с его внутренними проблемами, а не с устранением его эмоции.
Групповая терапия является перспективным методом лечения агрессии у детей с поведенческими проблемами. У детей более младшего возраста получены положительные результаты на фоне терапии, направленной на достижение контроля над гневом. Обучение навыкам решения проблем включает моделирование ситуации, ролевую игру и практические занятия, помогающие детям более успешно строить межличностные отношения. Этот метод иногда эффективен для модификации патологического стиля взаимоотношений и поведения.

Хорошие результаты получены при применении программ для родителей, в рамках которых они обучались непосредственно установлению норм поведения в семье и разумных ограничений на нежелательные деструктивные формы поведения. В случаях пассивно-агрессивного поведения родителям предлагается, например, установить четкие ограничения и ожидания по отношению к ребенку и достигнуть соглашения с ребенком в отношении важных для него заданий и ответственности

ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ АГРЕССИИ У РЕБЕНКА И ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВОЛЕВЫМ НАРУШЕНИЯМ!

Более подробную информацию вы можете получить по телефону 8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный).
Микротоковую рефлексотерапию для лечении агрессии и агрессивного поведения ребенка проводят только в подразделениях «Реацентра» в городах: Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов, Ульяновск, Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Челябинск, Алматы, Ташкент.