История иглы. Швейные иглы История возникновения швейной иглы и наперстка


Даже если вы не шьёте сами себе наряды, и не занимаетесь вышивкой, всё равно напёрсток у вас есть. Верный помощник, напёрсток, предохраняет наши пальцы от повреждений иглой. Любая женщина знает необходимость этого маленького помощника, ведь нам приходится сшивать не только тонкие, но и грубые материалы, даже пуговицу пришить на джинсы, и то – потребуется надеть напёрсток.



Какие же они были раньше, напёрстки?
Самые ранние напёрстки, сохранившиеся в разных странах Европы, имеют плоские головки. Такие напёрстки были в IX – X веках, они относятся к периоду Византийской Империи. А маленькие, круглые напёрстки были привезены в Европу из Азии несколько позже.


В середине XIV века в Европе делали напёрстки литые, кованые и чеканные из бронзы или меди. Для них характерна желудеобразная форма головки. Эти образцы хранятся в Музее археологии в Мадриде, где можно увидеть большую коллекцию напёрстков, сделанных испанскими мастерами. В Турции делали бронзовые напёрстки. В тех образцах, которые были обнаружены археологами, можно увидеть даты их изготовления – с X по XVI века.


Всем, кто интересуется искусством, известен период – с XV по XVI столетия, который в истории культуры Италии отмечен расцветом во всех областях художественных ремёсел. В это время портной стал уважаемым человеком в обществе.


Но не только пошив одежды требовал определённые инструменты для работы, а также и возрождающееся в ту пору игловое кружево, то есть кружево, шитое иглой. Этот вид рукоделия был особенно развит в Венеции. Здесь же делали и напёрстки, в создании которых принимали участие и ювелиры, и художники, и мастера по бронзовым изделиям. Напёрстки делали золотые, серебряные, а с XVI столетия стали изготавливать из латуни (сплав меди с цинком). На напёрстках из благородных металлов мастера наносили своё имя и дату изготовления. Напёрстки были необходимым предметом в рукоделии, ведь тогда многие занимались не только шитьём, но и вышивкой.





Вышивку любили все, и одежду она украшала и мужскую, и женскую. Да и вышивали не только женщины, но и мужчины. Примером может быть такая известная личность, как кардинал Ришелье (1585–1642), который всё своё свободное время посвящал этому занятию. Вот поэтому сам напёрсток тоже стал произведением искусства, так как он был нужен всем. Его украшали, им любовались.



В это же время в Англии занялись напёрстками всерьёз. В Букингеме основали фабрику Thread-needle («нитка-иголка»), на которой в числе разных предметов для шитья изготавливали и напёрстки. Англичане делали их из латуни, золота и серебра, украшали мелкими рельефами в виде крошечных кружочков и даже наносили тексты религиозного содержания. Английские напёрстки отличались правильными пропорциями и изящными формами.


В конце XVI века появился новый метод литья, возникли крупные предприятия по изготовлению напёрстков в Исландии. В конце XVII века Кристофер Пинчбек создал новый сплав, который состоял из пяти частей меди и одной части цинка, что позволило создавать напёрстки разными по форме и декоративному оформлению. Появляются напёрстки, которые стали отвечать современному стилю, модному в определённый период.







Золотые и серебряные наперстки


Созданием напёрстков так увлеклись, что изготовление их уже не ограничивалось лишь металлом или сплавами. Напёрстки делали из камня ( , ), стекла, кожи, рога животных, панциря черепахи, перламутра, фарфора, глины, дерева и даже из плотной ткани. Конечно, некоторые из них были лишь предметами, украшавшими интерьер, их называли objets de virtue – милые пустячки, но они были прекрасным подарком для женщины. Среди них были фарфоровые напёрстки, украшенные картинками, изображающими прекрасных дам с галантными кавалерами.


В XVIII столетии эти напёрстки были особенно популярны. Большим спросом пользовались в это время и напёрстки из серебряной филиграни, украшенные эмалью. В целом напёрстки стали в этот период изящнее и стройнее, напоминая изящество и галантность XVIII века. В конце XVIII - в начале XIX века приобрели большую популярность напёрстки-игрушки. Внутри этих напёрстков находились маленькие пузырьки с духами.


Перламутровые напёрстки, которые создавали мастера Франции, были настоящими произведениями искусства, их выполняли в единичном экземпляре, украшали вставками из эмали в виде цветочков или имени владельца напёрстка. Создание уникальных напёрстков привело и к их коллекционированию. А в 1851 году на выставке в Лондонском Хрустальном Дворце напёрсткам была посвящена целая экспозиция.



В Англии о напёрстках есть целые монографии с научными статьями. Во многих странах существуют музеи напёрстков: в Нидерландах, Германии, Шотландии, а в Канаде в Торонто ему поставлен памятник. Вот так, оставаясь постоянным помощником всех портных и вышивальщиц, напёрсток стал произведением искусства.


В наш XXI век напёрстки декорируются иной тематикой, например, портретами известных политиков или сюжетами определённых событий наших дней. Есть в Америке напёрсток, украшенный памятником Аврааму Линкольну, а в Англии – с портретом леди Дианы. Такие напёрстки становятся мечтой коллекционеров или являются сувенирами, которые можно приобрести, побывав в той или иной стране, в которой он создан.



Подобные напёрстки украшают сюжетами из старинных легенд, народных преданий или известных исторических событий, происшедших в стране. Например, в Испании есть напёрстки с изображением монаха-пилигрима, что поясняет туристам о том факте, что в городе Сантьяго-де-Компостелло находится святыня, посещаемая паломниками со времён Средневековья, – гробница святого Иакова, обнаруженная в IX веке. И там же, в Испании, есть напёрстки с изображением корриды – жестокого и захватывающего зрелища.


А как вы думаете, что изобразили на своём напёрстке во Франции?... Да, именно лягушку. Есть и напёрстки фарфоровые, выпускаемые на знаменитой фарфоровой фабрике Лиможе.


В Португалии часто на сувенирных изделиях изображают петушка. Ведь петух для Португалии стал символом справедливости. Рассказывают легенду, что однажды пилигрим из Галиции пришёл посетить святые места в Сантьяго-де-Компостелло, и, находясь в небольшом городке, оказался обвинён по ложному доносу. Ему грозила казнь. Тогда, воспользовавшись случаем, он решил оправдаться перед судьёй в своей невиновности. Но судья не верил ему, и, собираясь в этот момент поужинать жареным петухом, сказал, что поверить пилигриму также невозможно, как невозможно, что этот петух сейчас оживёт. И как вы уже догадались, жареный петух ожил и даже закукарекал. Пилигрим был спасён. Вот поэтому и петух стал символом справедливости.


Кто знает, если люди так долго об этом помнят и пересказывают, возможно, это не просто легенда…


На напёрстках Финляндии из тонкого фарфора любят изображать красивые пейзажи страны и девушек в национальных финских костюмах. Греческие напёрстки украшены героями Эллады, чешские фарфоровые напёрстки украшены розами, национальными орнаментами и знаменитыми замками.



Сейчас во всех странах любят и производят фарфоровые напёрстки-сувениры. Особенно превосходит по разнообразию декора Великобритания. В тематике английских напёрстков фрагменты картин великих художников, сцены охоты, есть напёрстки с необычными формами – в виде домиков, книг и т.д. Есть в Англии и Клуб коллекционеров напёрстков.


Напёрсток был и остаётся важным предметом портновского искусства, с помощью которого создаются шедевры. Но он и сам стал не только произведением искусства, но и свидетелем многих событий, происходивших в разных странах.


Если у вас обычный простой напёрсток, не привлекающий к себе внимания, всё равно вы чувствуете в нём необходимость, он остаётся верным помощником.
















История обыкновенной иголки.

Я думаю, все знают, что главными инструментами для шитья одежды являются швейные иглы.

Для портного швейные иголка и нитка- это настоящие помощницы, и поэтому славят их и в стихах и песнях, не забывают в пословицах, поговорках и загадках.

В Италии даже есть памятник иголке и нитке, установленный на площади Кадорна в городе Милане, возле одного из вокзалов в честь высокой итальянской моды. Нитки раскрашены в три разных цвета - красный, зелёный и жёлтый.

Вопрос, что появилось раньше, швейная игла или колесо, вводит в ступор многих людей, которые до сих пор мучаются вопросом о первичности появления яйца или курицы. Тем не менее, ученые доказали, что история швейной иглы все — же, несколько старше колеса.

Вне всякого сомнения — древние иглы были совершенно другой формы и сделаны из другого материала, однако, служили они точно для того, для чего служат современные иглы. То есть для шитья.

А ведь и правда, во все времена, маленькая иголка, являлась и до сих пор является одним из тех атрибутов, который обязательно должен быть в каждом доме. Еще в XIX веке, с появлением первой в мире швейной машины , женщины-мастерицы, увлекались шитьем и вышиванием с помощью иголки.

История швейной иглы гласит, что первые швейные иглы были найдены в южной части Франции и в Средней Азии, причем возраст их составлял 15-20 тысяч лет. Первобытные люди пользовались иглой для шитья одежды, состоявшей из шкур убитых животных. Иглы, скорее всего, были из рыбьих костей, которые были в состоянии проколоть толстые шкуры.

Среди культурных государств древности, особенно хочется выделить Древний Египет, жители которого не только умели шить уже железными иглами, но и активно занимались вышиванием. Причем, в пользу истории швейной иглы у египтян говорит тот факт, что уже тогда игла была почти идеальной формы, очень напоминала современную, привычную для нас иглу, но с одним но…. У нее не было ушка для нитки. Край иглы, противоположный острию, просто загибали в небольшое колечко.

И если железные иглы были распространены весьма широко, то со стальными иглами дела обстояли несколько хуже. История швейной иглы повествует, что в Европе они появились только в средние века, куда их завезли восточные купцы. На Востоке, сталь была известна намного раньше, поэтому, одновременно с производством оружейной стали в Дамаске, ремесленники делали и стальные иглы. В Европе массовое производство швейных иголок началось только в XIV веке. Правда, никому и в голову не приходила мысль проделать в ней ушко для нитки. Несмотря на массовость производства, иголки стоили очень дорого и были по карману только состоятельным людям. Это продолжалось, практически до тех пор, пока англичане, в 1785 году, не стали применять механизированный способ при производстве игл. Но еще около 60 лет, швейные иглы выпускались, без привычного для нас, ушка. Внешний вид их напоминал современные английские булавки.

В середине XIX века, опять же, в Англии, были придуманы станки, которые «умели» в небольшом кусочке проволоки, проделывать ушко. С этих пор и надолго, Англия стала одним из основных производителей и экспортеров швейных игл, в конструкции которых было введено новшество, а именно — ушко для нитки.

В нашей стране также присутствует история швейной иглы, указ, предписывающий начало производства швейных игл, впервые издал Петр I., правда «занесли» иголки на территорию Российской империи, еще в конце XVII века. С тех далеких времен и до настоящего времени производят иглы в Рязанской области, на тех же самых фабриках. Вот она где, связь времен!

К настоящему времени, несмотря на то, что игла прочно вошла в хозяйский быт каждого дома или квартиры, о ней до сих пор ходят легенды и всяческие домыслы, типа того, что нельзя иглу подбирать на улице, нельзя шить на себе или нельзя в руки брать чужую иглу и т.д. А вот почему иголка приобрела такой мистический смысл и почему смерть Кощея находится на конце иглы, одному Богу известно.

Если бы случилось так, что древним мастерицам удалось бы заглянуть в шкатулочки для шитья современных швей, они наверно умерли бы от зависти. И действительно, есть чему завидовать, ведь стоимость иголок сейчас просто копеечная, а вот ассортимент, действительно царский. Мало того, что всего имеется 12 размеров иголок, да еще есть иглы и для шитья, и скорняжные, вышивальные и позолоченные, не оставляющие следов на ткани, и двусторонние иглы с отверстием посередине. Даже для слабозрячих есть специальные иголки, с ушком для нитки, сделанным в виде карабина. А платиновые иголки значительно сокращают время шитья и стойкие к воздействию кислот и щелочей.

Но, наверное, наибольше почитаемыми, иголки являются в Японии, где уже около 1000 лет, ежегодно проходит фестиваль, посвященный сломанным иглам. Причем, принять участие в нем могут все желающие. Во время проведения такого фестиваля, все участники сносят сломанные иглы и кладут их в специальный ящик, одновременно с этим, благодарят иглы за добрую службу. После чего, ящик навеки опускают в море.

Какая богатая оказалась история швейной иглы у такого маленького и привычного в каждом доме предмета.

Швейные иглы бывают ручные и машинные.

Ручные швейные иглы

К ручным швейным иглам относятся иглы с ушком для нитки, а также портновские булавки.

Ручные швейные иглы бывают разные по размеру и по форме. В зависимости от длины и диаметра иглы подразделяют по номерам от 1 до12.

Для пошива одежды к иглам подбираются нитки соответствующих номеров, а размер игл - соответствующий структуре, виду материала и номеру ниток. Например: низ юбки из шерстяной ткани подшивается тонкой короткой иголкой (номером 1 или 2) с тонкой шелковой ниткой под цвет ткани по правилам: чем тоньше ткань, тем тоньше игла; для коротких стежков - короткая игла, для длинных стежков (принаметывании) - длинная игла.

Номера игл и для каких тканей они предназначены представлены в таблице. Заметьте - чем меньше номер, тем тоньше и короче игла. Иглы с большим ушком нельзя использовать для швейных изделий из тонких тканей.

Швейные иглы различают не только по размеру, но и по форме.

Существуют иглы с гладким остриём, с острыми кромками и иглы с закруглённым концом. Иглы с гладким остриём не разрушают, а раздвигают нити тканных материалов (тканей).

Иглы с острыми кромками не оставляют следы от проколов материала иглой поэтому их применяют для пошива изделий из кожи, резины, нетканных материалов.

Иглы с закруглённым концом применяют для вязанных полотен, трикотажа.

В таблице приведены номера швейных ручных игл в зависимости от вида обрабатываемой ткани и номера ниток.

Швейные машинные иглы

Машинная швейная игла снабжена колбой с лыской, стержнем с двумя желобками: длинным и коротким, и острием. При проколе ткани нить укладывается в длинный желоб для того, чтоб игла легко проходила сквозь материал.

Иглы для бытовых швейных машин подразделяются по номерам. Номер, указанный в названии иглы обозначает толщину (диаметр) иглы в сотых долях миллиметра (например, игла № 80 имеет диаметр стержня 0,8 мм). Буквы указанные в номере иглы обозначают применяемость. Например, игла номером 130/705 H-M применяется для пошива изделий из тонких плотных тканей.

Расшифровка буквенных обозначений швейных игл для бытовых швейных машин:

H - универсальные иглы имеют закругленное острие и могут быть от 60 до 110 номера. Универсальные иглы предназначены для шитья хлопчатобумажных, шерстяных, полушерстяных тканей.

H-J - иглы для плотных тканей. Такие иглы имеют острое острие. Иглы используются для шитья толстых плотных тканей, таких как джинса, саржа, брезент и т.п.

H-M - иглы микротекс. Эти иглы очень острые и тонкие. Иглы микротекс используются для пошива изделий из тонкого и плотнотканного материала, например для шелка, тафты и т.п.

H-S - иглы для эластичных тканей. На таких иглах есть специальная кромка, уменьшающая пропуск стежков при растяжении материала, и закругленное острие. Такие иглы применяются для шитья одежды из неплотного трикотажа и синтетических эластичных тканей.

H-E - иглы для вышивания. На вышивальных иглах имеется специальная выемка и закругленное острие, увеличенное отверстие ушка, что предотвращает повреждение материала или нитки. Эти иглы предназначены для декоративной вышивки специальными вышивальными нитками.

H-SUK - иглы с закругленным острием. Такие иглы развигают нити ткани или петель трикотажа, проходят между нитям или петлями без их повреждения. Применяются для шитья толстого трикотажа, джерси и вязаных материалов.

H-LR - иглы для кожи с режущим острием. Разрез производится под углом 45 градусов к направлению шва. В результате получается декоративный шов, стежки которого имеют небольшой наклон.

Для того, чтобы строчка была ровной, нитки в строчки равномерно затянутые, иглы и нитки подбирают соответствено друг другу. Иглы должны быть острыми, упругими, неломкими.

Для прокладывания двух параллельных строчек на бытовых швейных машинах существуют двойные иглы.

Для тонких хлопчатобумажных, шелковых шифоновых тканей используются иглы № 75 и нитки № 80;

Для тонких шерстяных тканей - иглы № 90 и нитки № 50-60;

Для ситца, штапеля и полотна - иглы № 80-90 и нитки № 60;

Для толстых шерстяных тканей, вельвета, сукна, плащевки, джинсы - иглы № 100-110 и нитки № 30-40;

Для пальтовых тканей - иглы № 110-120 и нитки № 30- -40.

Портновские булавки

Портновские булавки с плоскими петельками на концах или стеклянными или пластмассовыми головками предназначены для скрепления между собой деталей одежды.

Булавки длиной 3-4 см применяются для скалывания деталей, для перевода линий с одной половины изделия на другую, для уточнения конструктивных линий во время примерки и т. д.

Также, иногда вместо смётывания, заметывания, намётывания и других ручных операций, применяются портновские булавки.

Для трикотажа и рыхлых тканей рекомендуется применять булавки со стеклянным или пластмассовым шариком на конце.

В ледниковый период наши предки ощутили острую нужду в теплой одежде. Им потребовалась звериная шкура, причем не одна. Поначалу шкуры соединяли так: жилы зверей вставляли в отверстия, проделанные подобием шила. Но по мере того как одежда становилась тоньше, возникала потребность в более тонком инструменте. Около 20 тысяч лет назад появилась иголка с ушком. Иные из найденных образцов столь мелки, что, вероятно, для шитья в них вставляли конский волос.

По известному евангельскому выражению, легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в царство небесное. Некоторые толкователи этой сентенции утверждают, что имелось в виду не само животное, но канат из верблюжьей шерсти. При таком прочтении участь богачей представляется немногим более обнадеживающей... Другие же ученые придерживаются мнения, что речь тут идет не про реальную иголку, а про городские ворота Иерусалима. На ночь их запирали, оставляя открытой узенькую калитку, как раз называвшуюся «Игольным ушком». Какой-нибудь припозднившийся купец в нее протиснуться мог – но без своего каравана. Как бы то ни было, сама метафора доказывает повсеместное распространение иглы в самых бедных слоях общества, для которых и писался Новый Завет.

Древность долго не знала , их роль тоже выполняли иголки: такие остроконечные застежки из меди находят уже в самых ранних египетских захоронениях. Их тупой конец обычно украшали каким-нибудь навершием (отсюда и русское «булавка» – от слова «булава», названия древнего орудия, имевшего вид палки с круглым набалдашником). Острие такой застежки могло поранить, и еще в ХIII веке до н. э. на севере нынешней Италии была изобретена безопасная булавка, которую мы теперь упорно именуем английской (кстати, совершенно без всяких на то оснований, ведь позже, в 1849 году безопасную булавку запатентовал житель Нью-Йорка Уолтер Хант. Значит, она скорее «американская»). В Древнем Риме это приспособление, без которого было бы немыслимо носить тогу со всеми ее сложными складками, получило название «фибулы». Вся античность заполнена фибулами, ими закалывали одежду и персы, и римляне, и варвары – и только в средние века эти булавки были вытеснены шпильками, а потом и пуговицами.

Но вернемся к иголке. Уже в Древнем Египте с ее помощью не только сшивали, но и вышивали. С течением времени вышивка распространилась с Востока на Запад, но это, конечно, совершенно другая история. Первые железные иглы найдены не в римском, а в кельтском ареале, – в Манчинге (ныне Бавария), и относятся они к III веку до н. э. Но вообще иголка мало менялась с течением столетий. Технологический прорыв произошел только в середине XIV столетия, когда метод волочения проволоки был механизирован с помощью гидродвигателя. Производство иголок сосредоточилось в Германии и Испании. Оттуда иголки, называвшиеся «испанскими пиками», шли и на экспорт. В Англии, которой с XIX века предстояло стать главным поставщиком игл, их производство началось лишь в 1556 году. В России собственное игольное дело было учреждено по указу Петра I в 1717 году в Рязанском уезде, в двух селах – Столпцы и Коленцы.

У иголки много разных обличий. С появлением ушко было перенесено на острый конец, игла для хирургических целей искривилась... Еще в 1670-х годах иглу стали использовать для инъекций, но современный шприц появился только в 1853 году. Теперь уже существуют безболезненные микроиглы, которые не затрагивают нервных окончаний. Такую иголку не то что в стоге сена, а и на гладком-то месте не найдешь.

Игла на протяжении всей своей истории оставалась предметом сугубо прагматическим. Все декоративные функции она передала своей сестре броши. Иначе сложилась судьба предмета, обычно сопутствующего иголке, – наперстка. Он был независимо изобретен римлянами и китайцами на рубеже нашей эры. В разные эпохи и в разных странах его делали из бронзы, камня, глины, дерева, кожи, рога, кости, фарфора. В ХV веке в Нюрнберге придумали дешевые нецельнолитые наперстки, изготовление которых оставалось секретом в течение двух веков.

Техническое усовершенствование этого простого предмета заключалось в том, чтобы не дать иголке соскочить и поранить швею. С этой целью, во-первых, рабочая поверхность наперстка из сферической постепенно становилась гладкой, а во-вторых, покрывалась сетью маленьких углублений (если они нанесены нерегулярно, значит, наперсток изготовлен до середины ХIХ века, когда этот процесс сумели наконец механизировать).

Защитить нежные дамские пальчики от уколов было делом чести мужчин, для которых предназначались все эти расшитые дамами платочки. В результате наперсток – разумеется, не всякий – сделался чуть ли не ювелирным украшением. Для его изготовления применялись черепаховый панцирь, бриллианты, сапфиры, рубины, агат... Серебряные и золотые, с эмалью и чернением, наперстки зачастую становились предметом коллекционирования. И конечно же, изысканная вещица была прекрасным подарком.

Напёрсток — колпачок, который надевается на палец с целью его защиты от укола иголкой при шитье на руках и для проталкивания иглы сквозь толстый материал.

Напёрстками начали пользоваться в древнейшие времена (например, более двух тысяч лет назад в Китае или даже ещё раньше в Египте).

С появлением швейной машинки напёрстки стали менее популярны. В Китае в III веке до нашей эры, придумали наперсток.

Никто не может точно сказать, когда появился наперсток, однако известно, что он существовал уже в средние века. От тех времен остались изящные, с богатой гравировкой и орнаментом наперстки-шедевры и легенды, связанные с их возникновением.

Согласно одной из них, в далекие времена жил-был один очень трудолюбивый портной, который с раннего утра до позднего вечера корпел над своей работой и без конца прокалывал пальцы иглой. Однажды вечером, в полнолуние, он отвлекся от работы и взглянул на свой сад.

Неожиданно среди любимых цветов, которые напоминали маленькие красные колокольчики, он увидел удивительную сценку: несколько гномов срывали колокольчики и бесшумно исчезали между грядками.

Утром портной обнаружил, что цветы стоят на месте нетронутые. На следующую ночь все повторилось, но на этот раз портной отправился вслед за гномами.

Таинственная тропка привела в подземное царство, и вот что он увидел: за длинным столом сидели малюсенькие эльфы, которые кроили и шили для гномов рубашки, штанишки и плащи. А на средний палец у всех были надеты красные колокольчики - цветочки из сада портного.


Напёрсток-календарь

Тогда-то он и вспомнил о своих исколотых пальцах. Вернулся к себе домой и на следующее утро, как всегда, принялся за работу. А когда повернул голову к окну, заметил на подоконнике сверкающий наперсток из чистого серебра, который идеально подходил к его пальцу. Это была награда от гномов за цветы, которые он вырастил, и за молчание. С наперстком работа пошла живее, а израненные пальцы вскоре зажили.

Исторические материалы утверждают, что появился наперсток в XVII столетии в Амстердаме. Мастер-ювелир Николай Бентотен был влюблен в соседскую девушку Аниту Ван Ранселье, которая была ловкой вышивальщицей и целыми днями вышивала по указанию скупого отца. Игла часто колола нежные девичьи пальцы и причиняла ей боль.

Смотря на эти девичьи страдания, Николай Бентотен решил облегчить работу любимой девушке и в 1648 году на день рождения подарил ей маленькую золотую шапочку на пальчик с насечками. В послании он написал: «Прошу уважаемую барышню принять в дар это мое изобретение, чтобы оно защищало от уколов прекрасные и трудолюбивые пальцы».

Самые первые наперстки изготавливали из толстой кожи. Позднее их стали делать из меди и бронзы. Самые древние дошедшие до нас наперстки были изготовлены из золота. Позднее их делали из позолоченного серебра или бронзы традиционного желтого цвета - возможно, чтобы заметнее была игла, которая чаще всего делалась из белого металла.

Древнейшие сохранившееся напёрстки сделаны из золота, бронзы и серебра. Напёрстки были не только предметом труда, но и украшением с картинками и орнаментом.

Разумеется, самые красивые образцы изготавливались по поручению дочерей царей, королей и князей. Эти редкие экземпляры были обычно из золота с украшениями.

По всей вероятности, фабричное производство наперстков было начато в 20-е годы XIX столетия на одной из фабрик металлических изделий. В 1824 году владелец фабрики изобрел специальное устройство для изготовления наперстков «любого вида».

Был зарегистрирован патент и вскоре началось серийное производство. На фабричных напёрстках гравировалось название изготовителя. Позже тайну устройства узнали в других странах, а один французский промышленник заявил, что производит 14 видов наперстков из золота, серебра, латуни и других металлов.

Другой догадливый торговец поручил своей фабрике, производящей наперстки, гравировать на них название его фирмы. Его примеру последовали другие промышленники. Так к концу века наперстки стали продавать для массового применения. Однако с появлением швейной машинки слава наперстка резко упала. И все-таки он и сегодня верно служит и портному, и домохозяйке.

Первое письменное упоминание о наперстках на Руси мы находим в приходно-расходной книге Иверского монастыря за 1669 год, когда было куплено в монастырь 40 наперстков и 300 швейных игл. Иверский монастырь находится на одном из островов Валдайского озера — Рябиновом. Основан патриархом Никоном в XVII веке.

Самый ранний наперсток XIV века на территории России был найден в Новгороде. Новгород — один из древнейших городов России, впервые упоминается в Софийской 1-й летописи под 859 годом.
Не сразу русский наперсток стал таким, каким мы его знаем.

Сначала так назывался кистень, который применяли в кулачном бою, затем — кольцо, которое надевали на большой палец правой руки при стрельбе из лука. C XVII века наперстки ввозили из-за границы, где их производство было механизированным, а также делали в России.

В 15 км от Тулы на реке Тулица между деревнями Торхов и Слободка (Городище) в 1632 году голландский купец Виниус построил Городищенские металлургические заводы. При археологических раскопках на этом месте среди других находок обнаружили бронзовый наперсток.

Кроме своего прямого назначения - служить защитой пальца от укола иглой, наперстки стали использовать, как украшение.

В XVIII веке вошли в моду несессеры - своеобразные контейнеры с набором предметов туалета или принадлежностей для шитья. В таком несессере и хранился наперсток, зачастую из драгоценных металлов, искусно отделанный.

Только что зарождающаяся в конце XVIII - начале XIX века промышленность и частные мастера начали выпуск специальных наборов для рукодельниц - сhatelaine.

Шатлен выглядел как цепочка, к которой подвешивались самые разнообразные инструменты, в том числе и ножницы в изящном футляре, наперстки - часто тоже в футляре, лупы для особо тонких работ, игольницы, булавочницы и прочие милые красивые безделушки.

Точнее, безделушками-то они как раз и не были. Женщины в те далекие времена без дела не сидели, поэтому эти предметы были очень нужными. В таком несессере и хранился наперсток, зачастую из драгоценных металлов, искусно отделанный. В XIX веке русские ювелирные наперстки изготавливались в Великом Устюге, Санкт-Петербурге, Москве, а также во Владикавказе.

Интересный факт: одна из профессиональных наград в индустрии моды во Франции называется «Золотой наперсток». Лучшего кутюрье тайным голосованием выбирает международное жюри, состоящее из 30 журналистов, пишущих для журналов мод. Учредителем премии стала супруга Жака Ширака Бернадетт Ширак.

По традиции супруги Ширак открывали конкурс, в заключительный момент мадам Ширак вручала Золотой наперсток победителю. Первое вручение Золотого наперстка состоялось в 1976 году.

По приблизительным подсчетам золотых наперстков не так уж и много: около 67 штук. Кстати, один из золотых наперстков принадлежит кутюрье из России Валентину Юдашкину.

Из блога Сударушка

Принимая во внимание археологические находки, можно утверждать точно, что история швейных игл начинается достаточно давно, поскольку ими пользовались люди, жившие еще до нашей эры — 40 000 лет назад. Неизвестно, правда, кто именно их придумал и создал, но зато есть данные о том, когда и где появились первые металлические швейные иглы, до этого они были костяными.

Самые древние швейные иглы, изготовленные из металла, археологи обнаружили в Баварии, в Манчинге. Установлено, что время их изготовления – 3 век до нашей эры. Однако не исключена возможность того, что иглы туда могли просто завезти. Ушко швейной иглы того времени было совершенно не таким, как сейчас (привычная для нас — дырочка для нити), просто тупой конец иглы был загнут, образуя таким образом колечко, через которое и проходила нить. Считается, что игла, обнаруженная в Китае, была первой швейной иглой, которую выполнили из стали. И было это в X веке до нашей эры.

Существует две версии того, как швейные иглы попали в Европу. Согласно одной версии, они были завезены в VIII веке людьми мавританского племени, а если придерживаться другой, то иглы в XIV веке привезли арабские купцы.

Важным событием в истории швейных игл стало изобретение дамасской стали, именно из нее стали делать иглы нового поколения. В Европе было открыто в 1370 году первое производство, на котором стали производить швейные иглы (были они без ушка). Делали их вручную, методом ковки. Производство швейных игл повысило свои объемы после того, как для создания проволоки, в Европе стали применять метод волочения (XII век).

В XVI веке (в Германии) метод волочения проволоки становится механизированным (сделать это удается при помощи гидродвигателя), и в изготовлении швейных игл происходит революция. В то время основные производства были расположены в Германии (в Нюрнберге), а также в Испании. В 1556 году, с приходом промышленной революции, предприятия по изготовлению игл появились и в Англии.

Возникновение промышленного производства привело к снижению цен на иглы, что в свою очередь сделало их более доступным товаром, ведь до этого времени портной мог иметь лишь 1-2 иглы, не более. Создание в Англии станков (1850 год), позволяющих делать ушко (то самое, привычное для нас), сотворило настоящий переворот в истории швейных игл и сделало страну монополистом в производстве этого товара.

В Россию стальные швейные иглы завезли ганзейские купцы в XVII веке. А до этого портным приходилось пользоваться железными и бронзовыми иглами. Были и серебряные иглы, но ими пользовались лишь богатые. А вот из золота их не делали, этот металл не подходил для изготовления из-за своей мягкости. В России промышленным производством игл начали заниматься в 1717 году. По указу Петра I две игольные фабрики были выстроены в селах Коленцы и Столбцы (Рязанская область).