Теология в гуманитарном образовательном пространстве. Конференция "теология в гуманитарном образовательном пространстве"

14 – 15 июня при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации на базе Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» и Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия проведена Первая Всероссийская научная конференция «Теология в гуманитарном образовательном пространстве».

Как отметил председатель оргкомитета конференции, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Волоколамский Иларион, впервые на научном форуме, имеющем всероссийский статус, собрались руководители органов государственной власти, ответственные за выработку и осуществление научно-образовательной политики, представители религиозных традиций, ректоры, профессора и преподаватели светских и церковных вузов, в которых реализуются образовательные программы по теологии.

Были рассмотрены проблемы и перспективы развития теологии как отрасли знаний, – и в научно-академическом аспекте, и в аспекте межрелигиозного сотрудничества. Внимание было обращено и на отечественный, и на мировой опыт. Состоялось обсуждение успешных моделей теологического образования в государственных и частных, светских и церковных вузах.

Особую тональность конференции задало приветствие Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, которое огласил митрополит Волоколамский Иларион.

«Признание государством теологии, как научной специальности, создание диссертационных Советов и экспертного Совета ВАК знаменует собой начало нового этапа в истории российского образования и науки. Все это свидетельствует о том, что общество постепенно освобождается от груза ложных представлений и идеологических штампов прошлого, в соответствии с которыми вне науки оставалось знание, не вписывавшееся в рамки материалистической философии и естествознания 19-го века», – констатирует Предстоятель Русской Православной Церкви.

Убедительный экскурс в непростую и порой драматическую историю отечественного богословского образования сделала Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева, подчеркнув, что на сегодняшний день в стране «сняты все ограничения и нет никаких препятствий для того, чтобы развивалась и расширялась эта область научного знания».

Конечно, на эту тему еще будет много дискуссий и «естественники во всех средствах массовой информации будут задавать вопросы», предполагает министр, но теология развивается. В 51 вузе открыты профильные кафедры, предусмотрено поступательное увеличение количества бюджетных мест на специальность «теология».

Говоря о наиболее важных задачах, министр отметила необходимость осмысления тех фундаментальных основ, которые дала нам эта наука. Необходимо понять место теологической науки среди других отраслей научного знания, определить основные принципы, методы работы, которые всегда обеспечивают теологии устойчивую специфику, «не позволяя свести теологические исследования к совокупности смежных гуманитарных дисциплин». Особое внимание министр акцентирует на подготовке научных кадров, укреплении кафедр теологии, поддержке научно-богословских проектов, которые несут глубокое мировоззренческое содержание.

В приветственном обращении к участникам конференции руководителя администрации Президента РФ А.Э. Вайно признание теологии в нашей стране как комплексной научной образовательной дисциплины названо «важным значимым результатом многолетнего конструктивного взаимодействия органов власти, религиозных организаций, педагогических экспертных кругов, мощным стимулом для развития гуманитарного знания, продвижения в общество традиционных духовных и нравственных ценностей». Обращение огласил помощник Президента РФ А.А.Фурсенко. Андрей Александрович также обратил внимание коллег на остро стоящую проблему воспитания молодых поколений, связав ее решение с развитием гуманитарного пространства, «важной частью которого несомненно является теология».

Председатель Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки РФ, ректор РУДН В.М. Филиппов отметил, что сегодняшнее отношение в обществе к теологическому образованию строится на основе множества мифов и устаревших стереотипов. По словам В.М.Филиппова, эти стереотипы отчасти вызваны идеологической зашоренностью, обусловлены воздействием многолетней агрессивной антирелигиозной пропаганды, а отчасти и тем, что сами преподаватели-теологи не всегда учитывают современные реалии в жизни общества и не стремятся преодолевать устаревшие стереотипы в открытой дискуссии.

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом «Теология в современной России: становление отрасли».

По свидетельству владыки Илариона, на протяжении многих десятилетий теология была искусственно выброшена из образовательного пространства, однако сейчас эта противоестественная ситуация исправлена, и теология заняла свое законное место в системе гуманитарных наук, преподаваемых в светском университете.

При этом, напомнил архипастырь, с самого начала проект введения специальности «Теология» в светское образовательное пространство России носил межрелигиозный характер.

«Теология - систематическая форма выражения доктрины определенной религиозной традиции, ее вероучения, она формирует религиозное мировоззрение. Создание качественной и современной системы теологического образования в такой стране, как Россия, где на протяжении многих столетий в мире и согласии живут лица разных вероисповеданий, ― один из факторов устойчивого развития государства и межрелигиозного мира в нем», ― подчеркнул председатель ОВЦС.

Изучать религиозные феномены с теологической точки зрения означает изучать их в обширном контексте религиозной традиции, как и изучение философских текстов и идей требует их рассмотрения в контексте философской традиции, напомнил иерарх:

«И для этого необходимо систематическое теологическое образование, важным элементом которого является внутренняя коммуникация в сообществе теологов, включающем и преподавателей, и учащихся. В этом отношении теология обладает всеми чертами, характерными для других научных дисциплин. Соединение в рамках теологии личного опыта и теологических компетенций с научной методологией исследования дает эффект, который невозможен при внешнем, отстраненном подходе к религии».

Было отмечено, что теологические компетенции и теологические взгляды на изучаемые явления и процессы полезны, а иногда необходимы специалистам в других науках, в поле зрения которых находятся человек, природа или общество.

Признание научного статуса теологии соответствует современному мировому опыту и стратегии интеграции отечественной науки в мировое научное сообщество, констатировал владыка Иларион, подчеркнув: «Но важно, чтобы теология стала открытой к общественным и социальным проблемам, решаемым в нашей стране, а ее роль в общем научно-гуманитарном пространстве полноценно использовалась для развития межрелигиозного диалога и сотрудничества».

При этом выступающий отметил, что говорить о теологии как «новой» отрасли знания можно только в нынешнем российском контексте. Исторически именно теология стояла у истоков университетского образования, и все крупнейшие университеты Западной Европы начинались как теологические школы.

Митрополит Волоколамский Иларион особо остановился на важнейшей тенденции последних лет в российском образовательном пространстве: постепенном сближении сферы конфессионального духовного образования со сферой светского образования.

«В советское время эти сферы были разведены, между ними была выстроена глухая непроходимая стена, ― напомнил он. ― Сегодня эта стена разрушена, свидетельством чему стала, в частности, государственная аккредитация нескольких ведущих духовных школ Русской Православной Церкви».

Одним из действий, направленных на повышение уровня образования в духовных школах Русской Православной Церкви, стало введение единого образовательного стандарта. До этого учебные программы одной семинарии или академии могли разительно отличаться от программ другой духовной школы аналогичного уровня.

Как рассказал владыка участникам конференции, еще одним масштабным проектом, который осуществляется в Русской Православной Церкви, является создание новых учебников для духовных школ. Архипастырь представил собравшимся сигнальные экземпляры трех учебных пособий, которые накануне были одобрены на заседании Высшего Церковного Совета.

Коснувшись решения о присуждении ученых степеней не по «смежным» отраслям, как это предполагалось раньше (философия, история и др.), а именно по теологии, ректор ОЦАД подчеркнул:

«Это означает, что теперь в своих исследованиях теолог уже не обязан «подгонять» богословские темы под эти смежные науки и работать с оглядкой на специфику конкретно-научных методологий или академических привычек, распространенных в соответствующих сообществах специалистов. Мы можем смело опираться на собственно теологическую методологию и разработку теологической проблематики (включая вопросы догматического, литургического пастырского богословия, библеистики и др.). Это ставит перед нами новые задачи по наполнению отрасли знания «Теология» реальным контентом».

По мнению митрополита Илариона, на нынешнем этапе необходимо выделить внутри отрасли знания «Теология» конкретные направления ― православное, исламское, иудейское.

«Полагаю, что проектирование теологии как отрасли знания должно учитывать перспективу постепенного формирования полноценных групп специальностей, относящихся к определенной религиозной традиции или конфессии», ― продолжил иерарх.

«Для того, чтобы развивать научную отрасль «Теология», мы должны не смешивать религиозные традиции, а изучать каждую из них в отдельности, – выразил уверенность митрополит Волоколамский Иларион. ― При этом важно находить в них, при всех вероучительных и культурных отличиях, общее ценностно-мировоззренческое ядро, и исследовать его с позиций теологии. В этом залог взаимодействия различных религий, этносов и культур, а в долгосрочной перспективе ― залог сохранения единства нашей великой многонациональной страны, которое мы обязаны сберечь не только для себя, но и для будущих поколений».

Ректор НИЯУ МИФИ М.Н. Стриханов высказал уверенность, что добавление к гуманитарному блоку университета кафедры теологии приносит много системообразующих принципов воспитания студентов, их ориентации на выверенные веками общечеловеческие ценности. Напомнив, к каким тяжелейшим последствиям приводили отступления от ценностей предков, ректор подчеркнул, что даже в советское время идеологи коммунизма, чтобы мотивировать людей на великие свершения, вынуждены были апеллировать к устоям, уходящим корнями в религиозную традицию.

Как отметил ректор НИЯУ МИФИ, и на заре 21-го века религия имеет огромное значение для миллиардов людей именно потому, что апеллирует к вечным ценностям. Она дает человеку не просто интеллектуальные, а нравственные ориентиры в том числе традиции самоограничения, что очень важно в обстановке надвигающегося дефицита ресурсов и острого экологического кризиса.

Это концепция нравственных идеалов, не позволяющая разрушать ориентиры общества и личности. Оценивая ситуацию современной России, можно констатировать, что социальная дифференциация общества, экономическая дезинтеграция, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание многих социальных и возрастных групп. Особенно для нас важно – на молодежь.

В случае технического университета эта задача становится еще более ответственной, потому что во многом его выпускники обеспечивают деятельность технологического и оборонного сектора страны. Рассказав на примере НИЯУ МИФИ об опыте развития в университете гуманитарного сектора образования, М.Н.Стриханов отметил, что теология в техническом вузе - это не экзотическая образовательная дисциплина, не прихоть представителей Церкви, не попытка вторгнуться в чужое пространство, чтобы навязать религиозное мировоззрение, не препятствие в преподавании традиционных научных дисциплин.

Ректор Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина А.А. Федоров выступил с докладом «Теология и педагогическое образование», в котором, в частности, рассказал об осуществляемой с 2004 года сетевой программе с РПЦ в области теологии, по которой уже выпущено 200 человек.

В рамках конференции также состоялись заседания круглых столов по темам: «Теология как отрасль знания: проблемы и перспективы», «Теология и образовательные стандарты», «Теология как пространство межконфессионального сотрудничества».

В подготовке и проведении мероприятия приняли участие высшие учебные заведения, на базе которых действует Объединённый диссертационный совет по специальности «Теология», а также Экспертный совет по теологии Высшей аттестационной комиссии при российском Министерстве образования и науки, Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования по УГСН «Теология», экспертная группа по теологии при Межрелигиозном совете России, Межведомственная координационная группа Московского Патриархата по преподаванию теологии в вузах.

Участниками и почётными гостями конференции стали руководители и представители Администрации Президента Российской Федерации, Министерства образования и науки России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Высшей аттестационной комиссии, православные иерархи и священнослужители, руководители традиционных религиозных общин России, члены Межведомственной координационной группы Московского Патриархата по преподаванию теологии в вузах, ректоры ведущих светских и религиозных высших учебных заведений. Ульяновский государственный педагогический университет представляли научный руководитель направления подготовки «Теология», член Симбирского регионального отделения ИППО профессор Денис Макаров и доцент кафедры философии и культурологии протоиерей Дмитрий Савельев .

В начале пленарного заседания, состоявшегося 14 июня, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, заведующий кафедрой теологии Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (НИЯУ «МИФИ»), председатель Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах митрополит Волоколамский Иларион огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участникам конференции.

В рамках программы форума 14 июня состоялось заседание круглого стола: «Теология как отрасль знания: проблемы и перспективы».

15 июня в рамках конференции состоялись круглые столы «Теология и образовательные стандарты» «Теология и перспективы развития епархиальных советов по теологическому образованию».

После перерыва состоялось итоговое пленарное заседание под председательством профессора М. Н. Стриханова , на котором присутствовали около 270 участников и гостей конференции. Были заслушаны выступления руководителей круглых столов с отчётами о состоявшихся дискуссиях. По окончании выступлений М. Н. Стриханов ознакомил участников заседания с подготовленным программной и редакционной группами проектом резолюции.

Резолюция, с учётом прозвучавших поправок, была принята в ходе открытого голосования в следующей редакции:

«Участники Первой Всероссийской научной конференции «Теология в гуманитарном и образовательном пространстве» с удовлетворением отмечают высокий уровень взаимодействия государственной власти, федеральных органов управления образованием и наукой, религиозных организаций, а также академического сообщества в становлении и развитии научной отрасли «Теология».

Можно констатировать завершение процесса государственного признания теологии. Юридически и фактически закреплено возвращение теологии в научно-образовательное пространство нашей страны на всех уровнях - от бакалавриата до учёных степеней кандидата и доктора теологии. Завершена подготовительная работа по созданию поликонфессиональной модели теологического образования и теологической науки.

14 июня 2017 года состоялось открытие Первой Всероссийской научной конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве».

Цель форума, который проходит при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации на базе Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» и Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, ― обсуждение актуальных теоретических и практических проблем становления теологической отрасли знания и развития теологических образовательных программ в современной России.

В подготовке и проведении конференции принимают участие высшие учебные заведения, на базе которых действует Объединенный диссертационный совет по специальности «Теология», а также Экспертный совет по теологии Высшей аттестационной комиссии при российском Министерстве образования и науки, Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования по УГСН «Теология», экспертная группа по теологии при Межрелигиозном совете России, Межведомственная координационная группа Московского Патриархата по преподаванию теологии в вузах.

Участниками и почетными гостями мероприятия стали православные иерархи и священнослужители, руководители традиционных религиозных общин России, представители Администрации Президента Российской Федерации, Министерства образования и науки России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Высшей аттестационной комиссии, Межведомственной координационной группы Московского Патриархата по преподаванию теологии в вузах, ректоры высших учебных заведений.

В числе участников конференции от Русской Православной Церкви ― председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, заведующий кафедрой теологии МИФИ митрополит Волоколамский Иларион; митрополит Тульский и Ефремовский Алексий; митрополит Самарский и Тольяттинский Сергий; митрополит Казанский и Татарстанский Феофан; митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий; митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх; митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, ректор Ставропольской духовной семинарии; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, ректор Саранской духовной семинарии; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений, ректор Московских духовных академии и семинарии; епископ Дмитровский Феофилакт; архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав; епископ Зарайский Константин, ректор Коломенской духовной семинарии; епископ Глазовский и Игринский Виктор; епископ Среднеуральский Евгений; ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев; ректор РПУ игумен Петр (Еремеев); ректор Курской духовной семинарии архимандрит Симеон (Томачинский); ректор Николо-Угрешской духовной семинарии игумен Иоанн (Рубин); декан ПСТГУ протоиерей Павел Хондзинский; заместитель директора Института богословия и пастырской педагогики при РХГА протоиерей Олег Скоморох; председатель отдела религиозного образования и катехизации Московской городской епархии иеромонах Онисим (Бамблевский); проректор по науке ПСТГУ протоиерей Константин Польсков; проректор ОЦАД по учебной работе иеромонах Иоанн (Копейкин); проректор ОЦАД по научной работе Д.В. Шмонин и другие.

В начале заседания митрополит Волоколамский Иларион огласил приветственное Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

«Признание государством теологии как научной специальности, создание диссертационных советов и экспертного совета ВАК знаменует собой начало нового этапа в истории российского образования и науки. Все это свидетельствует о том, что общество постепенно освобождается от груза ложных представлений и идеологических штампов прошлого, в соответствии с которыми вне науки оставалось знание, не вписывавшееся в рамки материалистической философии и естествознания XIX века», ― констатирует Предстоятель Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл отметил, что сегодня среди ученых крепнет осознание того, что теология, которая прежде всего является систематическим выражением религиозной веры, представляет собой также и систем дисциплин, отвечающих критериям научности. «Искусственно отделять этот мощный пласт гуманитарного знания от науки и образования — значит обкрадывать нашу культуру, лишать ее исторической памяти, мировоззренческих и ценностных основ», ― уверен Его Святейшество.

В выступлении на конференции министр образования и науки О.Ю. Васильева сообщила о том, что подписан приказ, согласно которому теперь в России возможно присуждение ученых степеней кандидатов и докторов теологии. Научная специальность «Теология» появилась в России еще в 2015 году, однако специальных ученых степеней для теологов не предусматривалось.

«Мне кажется, что особое внимание нам нужно обратить на подготовку научных кадров. Поэтому встает следующий вопрос ― это укрепление, усиление кафедр теологии», — сказала О.Ю. Васильева. По ее словам, в России нет никаких препятствий для того, чтобы данная область науки развивалась, и это только начало пути. Министр образования также отметила, что в вузах будет увеличено число бюджетных мест на специальность «Теология».

В прозвучавшем далее послании главы Администрации Президента Российской Федерации А.Э. Вайно признание теологии в России как комплексной научной и образовательной дисциплины названо «важным и значимым результатом многолетнего конструктивного взаимодействия органов власти, религиозных организаций, педагогических и экспертных сообществ, мощным стимулом для развития гуманитарного знания». Обращение огласил помощник Президента РФ А.А. Фурсенко.

По мнению выступившего далее руководителя Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки, ректора Российского университета дружбы народов В.М. Филиппова, сегодня отношение к теологическому образованию в российском обществе строится на основе мифов и устаревших стереотипов. «Эти стереотипы вызваны отчасти идеологической зашоренностью, обусловленной воздействием агрессивной антирелигиозной пропаганды на протяжении многих десятилетий», ― отметил он, констатировав, что теология не сводится к религиоведению и является комплексной научной дисциплиной, охватывающей значительную область гуманитарного знания.

Напомнив, что в России согласно Закону об образовании оно неразрывно связано с воспитанием, В.М. Филиппов указал: «В области теологического образования важным направлением является духовное воспитание молодежи».

Затем председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион выступил с «Теология в современной России: становление отрасли».

По свидетельству владыки Илариона, на протяжении многих десятилетий теология была искусственно выброшена из образовательного пространства, однако сейчас эта противоестественная ситуация исправлена, и теология заняла свое законное место в системе гуманитарных наук, преподаваемых в светском университете.

При этом, напомнил архипастырь, с самого начала проект введения специальности «Теология» в светское образовательное пространство России носил межрелигиозный характер. «Теология - систематическая форма выражения доктрины определенной религиозной традиции, ее вероучения, она формирует религиозное мировоззрение. Создание качественной и современной системы теологического образования в такой стране, как Россия, где на протяжении многих столетий в мире и согласии живут лица разных вероисповеданий, ― один из факторов устойчивого развития государства и межрелигиозного мира в нем», ― подчеркнул председатель ОВЦС.

Изучать религиозные феномены с теологической точки зрения означает изучать их в обширном контексте религиозной традиции, как и изучение философских текстов и идей требует их рассмотрения в контексте философской традиции, напомнил иерарх: «И для этого необходимо систематическое теологическое образование, важным элементом которого является внутренняя коммуникация в сообществе теологов, включающем и преподавателей, и учащихся. В этом отношении теология обладает всеми чертами, характерными для других научных дисциплин. Соединение в рамках теологии личного опыта и теологических компетенций с научной методологией исследования дает эффект, который невозможен при внешнем, отстраненном подходе к религии». Было отмечено, что теологические компетенции и теологические взгляды на изучаемые явления и процессы полезны, а иногда необходимы специалистам в других науках, в поле зрения которых находятся человек, природа или общество.

Признание научного статуса теологии соответствует современному мировому опыту и стратегии интеграции отечественной науки в мировое научное сообщество, констатировал владыка Иларион, подчеркнув: «Но важно, чтобы теология стала открытой к общественным и социальным проблемам, решаемым в нашей стране, а ее роль в общем научно-гуманитарном пространстве полноценно использовалась для развития межрелигиозного диалога и сотрудничества».

При этом выступающий отметил, что говорить о теологии как «новой» отрасли знания можно только в нынешнем российском контексте. Исторически именно теология стояла у истоков университетского образования, и все крупнейшие университеты Западной Европы начинались как теологические школы.

Митрополит Волоколамский Иларион особо остановился на важнейшей тенденции последних лет в российском образовательном пространстве: постепенном сближении сферы конфессионального духовного образования со сферой светского образования. «В советское время эти сферы были разведены, между ними была выстроена глухая непроходимая стена, ― напомнил он. ― Сегодня эта стена разрушена, свидетельством чему стала, в частности, государственная аккредитация нескольких ведущих духовных школ Русской Православной Церкви».

Одним из действий, направленных на повышение уровня образования в духовных школах Русской Православной Церкви, стало введение единого образовательного стандарта. До этого учебные программы одной семинарии или академии могли разительно отличаться от программ другой духовной школы аналогичного уровня.

Как рассказал владыка участникам конференции, еще одним масштабным проектом, который осуществляется в Русской Православной Церкви, является создание новых учебников для духовных школ. Архипастырь представил собравшимся сигнальные экземпляры трех учебных пособий, которые накануне были одобрены на заседании Высшего Церковного Совета.

Коснувшись решения о присуждении ученых степеней не по «смежным» отраслям, как это предполагалось раньше (философия, история и др.), а именно по теологии, ректор ОЦАД подчеркнул: «Это означает, что теперь в своих исследованиях теолог уже не обязан «подгонять» богословские темы под эти смежные науки и работать с оглядкой на специфику конкретно-научных методологий или академических привычек, распространенных в соответствующих сообществах специалистов. Мы можем смело опираться на собственно теологическую методологию и разработку теологической проблематики (включая вопросы догматического, литургического пастырского богословия, библеистики и др.). Это ставит перед нами новые задачи по наполнению отрасли знания «Теология» реальным контентом».

По мнению митрополита Илариона, на нынешнем этапе необходимо выделить внутри отрасли знания «Теология» конкретные направления ― православное, исламское, иудейское. «Полагаю, что проектирование теологии как отрасли знания должно учитывать перспективу постепенного формирования полноценных групп специальностей, относящихся к определенной религиозной традиции или конфессии», ― продолжил иерарх.

«Для того, чтобы развивать научную отрасль «Теология», мы должны не смешивать религиозные традиции, а изучать каждую из них в отдельности, - выразил уверенность митрополит Волоколамский Иларион. ― При этом важно находить в них, при всех вероучительных и культурных отличиях, общее ценностно-мировоззренческое ядро, и исследовать его с позиций теологии. В этом залог взаимодействия различных религий, этносов и культур, а в долгосрочной перспективе ― залог сохранения единства нашей великой многонациональной страны, которое мы обязаны сберечь не только для себя, но и для будущих поколений».

В ходе пленарного заседания также прозвучали доклады ректора Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» М.Н. Стриханова и ректора Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, доктора философских наук, профессора А.А. Федорова.

В рамках программы форума в этот день также состоялись заседания круглых столов по темам: «Теология как отрасль знания: проблемы и перспективы», «Теология и образовательные стандарты», «Теология как пространство межконфессионального сотрудничества».

Работа Первой Всероссийской научной конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве» продлится до 15 июня.

ЭЛЕКТРОННАЯ ПРИЕМНАЯ РЕКТОРА

Фраза дня

Человек должен мечтать, чтобы видеть смысл жизни.

Теология в гуманитарном образовательном пространстве


На форуме собрались руководители органов государственной власти, ответственные за выработку и осуществление научно-образовательной политики, представители религиозных традиций, ректоры, профессора и преподаватели светских и церковных вузов, в которых реализуются образовательные программы по теологии.

Наш вуз представляла куратор специальности «Теология» кандидат психологических наук, доцент Безбородова Н.Я.

С приветствием к собравшимся обратились: министр образования и науки России О.Ю. Васильева, помощник Президента Российской Федерации А.А. Фурсенко, огласивший послание руководителя Администрации Президента Российской Федерации А.Э. Вайно, а также председатель Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки РФ, ректор Российского университета дружбы народов В.М. Филиппов.

Выступившая на конференции Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева, подчеркнула, что на сегодняшний день в стране «сняты все ограничения и нет никаких препятствий для того, чтобы развивалась и расширялась эта область научного знания».

В итоговой резолюции отмечено, что важнейшим результатом работы форума является констатация завершения процесса государственного признания теологии. Юридически и фактически закреплено возвращение теологии в научно-образовательное пространство нашей страны на всех уровнях — от бакалавриата до ученых степеней кандидата и доктора теологии.

Напомним, что в ЛГПУ теологическая специальность существует с 2011 года.


Выступление митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, на всероссийском симпозиуме «Религия в аспектах философских, теологических, религиоведческих подходов: проблемы определения объекта и экспертизы» (Российская академии народного хозяйства и государственной службы, 22 апреля 2016 г.).

Глубокоуважаемая Ольга Юрьевна,
уважаемые коллеги!

Организаторы симпозиума попросили меня выступить с сообщением о моем видении места теологии в системе российской науки и образования.

Теология в светском образовательном пространстве

Вопрос о статусе и роли теологии (или богословия) в образовательном пространстве выходит далеко за рамки узкоспециальных интересов представителей духовных школ Русской Православной Церкви или других конфессий. Он напрямую связан с вопросами развития нашей страны, ее национальной безопасности.

Геополитические вызовы, с которыми мы сталкиваемся, показывают, что нужны неотложные системные меры, направленные на изменение подходов к духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, шире — к роли и месту религии в образовании. Нельзя ограничиваться задачей прививать уважение к традиционным религиям как способам толерантного сосуществования в мультикультурной среде. Такой подход уже привел к кризису на Западе.

Перед нами стоит гораздо более сложная задача: формировать у детей молодежи ценностно-ориентированное мировоззрение, основанное на наших религиозных традициях, создавая такую интеллектуальную и духовную среду в обществе, которая способна уверенно противостоять этим вызовам.

Для этого необходим пересмотр навязанных нам стереотипов «светскости», которые не позволяют религии действенно присутствовать в образовательном пространстве.

Сегодня уже не вызывает сомнения оправданность преподавания Основ религиозной культуры в школе; этот опыт требует расширения, распространения на другие уровни и формы образования. Последнее, в свою очередь, порождает необходимость научного, методического, кадрового обеспечения, - я говорю именно о богословских кадрах, о теологии.

Кроме того, теология представляет собой особое пространство межконфессиональной, межрелигиозной коммуникации с очень важным, специфическим форматом диалога. Расширять это диалоговое окно - не только в интересах традиционных религий, но и в прямых интересах государства. При этом уровень дискуссии, уровень взаимодействия, цель которых - единство ценностей, наше национальное единство и социальная солидарность - также зависят от наличия подготовленных к такому диалогу научно-богословских кадров, включенных в жизнь религиозного сообщества и имеющих в нем авторитет и влияние.

Именно поэтому мы говорим о необходимости завершить работу по созданию в светском образовательном пространстве отрасли научного знания «теология», включая право получения признаваемых государством ученых степеней по теологической специальности.

Могут возразить, что такая традиция отсутствует в отечественном университетском образовании. Да, действительно, в дореволюционных российских университетах, других светских учебных заведениях не было богословских факультетов, в отличие от значительной части университетов Европы, ведущих свою историю от средних веков. Однако система образования в России давала выпускникам духовных академий, защищавшим диссертации и получавшим ученые степени по богословию, все необходимые права, аналогичные правам выпускников университетов.

Если говорить о зарубежных моделях теологического образования, то нам следует изучать их опыт, но не стоит рассчитывать на возможность технического переноса или слепого копирования. Тем более, кризис христианской культуры в Европе, его видимые последствия, предостерегают от некритических заимствований.

В свою очередь, разрушенная в советское время отечественная система подготовки богословских кадров продолжает восстанавливаться. И этот процесс, набравший обороты в последние годы при совместной работе Церкви и государства, способен обеспечить выход на новый уровень, где Россия может оказаться лидером.

Сегодня России принадлежит особая роль. В нашем духовном возрождении видят свою надежду не только народы нашей страны, но и люди во многих странах, которые долгое время возлагали надежды на западные ценности, западную философию, западную культуру.

Преодоление мировоззренческого, ценностного, нравственного кризиса невозможно без соработничества государства и общества, а религиозные организации являются крупнейшими общественными объединениями.

И поскольку религиозные учения традиционно выражаются языком богословия, языком теологии, то теология в ее нынешнем российском контексте - не светская и не «надконфессиональная», какую нам пытаются навязать в соответствии с упомянутыми моделями, а относящаяся к традиционным конфессиям, - открывает дополнительные возможности уверенно прочертить траекторию движения в будущее России.

Конкретные параметры присутствия теологии в светских вузах

Сегодня следует говорить о присутствии теологии в отечественных науке и образовании уже не в модальности возможности или желательности-нежелательности, не в сослагательном наклонении, а в модальности осуществившегося и де-факто, и де-юре вхождения теологии в образовательное пространство. В стране юридически закреплена и фактически действует система вузовского теологического образования, включающая в себя соответствующие уровни: бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, дополнительные образовательные программы. Теология (научная отрасль 26.00.00, научная специальность 26.00.01) включена в номенклатуру специальностей научных работников Российской Федерации, утвержден паспорт научной специальности, ведется работа по открытию соответствующего диссертационного совета. Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия, Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова, Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом подписано соглашение о создании на их базе объединенного диссертационного совета по защите диссертаций по специальности 26.00.01 -Теология.

Теология преподается в 48 вузах России (в том числе 36 государственных), в 36 городах всех федеральных округов. Православная теология преподается в 42 вузах (в том числе 36 государственных) в 33 городах. В 15 вузах реализуется специалитет, в 35 вузах - бакалаврская, в 14 вузах - магистерская программы. В 6 вузах открыты программы профессиональной переподготовки (1-4 года), в 7 вузах - курсы повышения квалификации, в 9 вузах теология преподается в рамках курсов по выбору.

Для обеспечения взаимодействия теологических подразделений вузов с Церковью в столице и регионах созданы Епархиальные советы по теологии.

В России имеются не только православные, но и исламские теологические подразделения в вузах. Имеются примеры сосуществования нескольких конфессиональных профилей в рамках одного факультета, например, на факультете теологии Уральского горного университета.

Параллельно с вхождением теологии в светское образовательное пространство происходит сближение церковной системы образования с государственными стандартами. На территории Российской Федерации у Русской Православной Церкви сегодня имеется 35 духовных семинарий, две духовные академии, а также Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия. Тридцать пять из них имеют государственную лицензию. Девять духовных школ реализуют Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) бакалавриата по теологии, две - ФГОС магистратуры по теологии.

Система духовного образования Русской Православной Церкви в целом ориентирована на образовательные программы, или построенные на основе ФГОС «Теология», или максимально приближенные к ним.

В духовных академиях открыты аспирантуры, действуют диссертационные советы по защите кандидатских диссертаций по богословию. Общецерковная аспирантура и докторантура предлагает аспирантскую и докторскую программы. Действует общецерковный диссертационный совет по защите докторских диссертаций по богословию и церковной истории. Требования, предъявляемые к диссертационным исследованиям в духовных учебных заведениях, соответствуют требованиям ВАКа. Процедура принятия и защит диссертаций в церковных диссоветах также ориентирована на ВАКовские стандарты. Предпринимаются усилия по развитию и повышению качества исследовательских программ на базе ведущих академических учреждений Русской Православной Церкви

Для чего светским вузам нужна теология?

Процесс возвращения теологии в российское академическое пространство был сложным. Но в конечном итоге восторжествовали историческая справедливость и государственная мудрость. Дискриминационные барьеры, установленные в эпоху государственного атеизма, были преодолены. Восстановление теологии в академических правах стало также одним из аспектов реализации обязательств России, взятых ею на себя при вхождении в европейское образовательное пространство в рамках болонских соглашений, обеспечивая возможность взаимного признания степеней, в том числе и по теологии. Так, недавно принятый Общеевропейский классификатор специальностей высшей научной квалификации включает в себя и теологию.

Вхождение теологии в университетское и академическое пространство не противоречит светскости государства и общества при условии ее понимания не в духе агрессивного секуляризма и атеизма, а как мировоззренческой нейтральности при соблюдении принципа свободы совести. Присутствие теологии в образовании и науке - признак гражданского взросления российского общества, принятия им своей структурной сложности, многофакторности с одновременным осознанием значимости духовных и культурных корней российской цивилизационной идентичности.

Христианская теология, теологическая рациональность является одним из существенных элементов европейской и российской культуры, она обеспечивает присутствие в культуре христианских истин и идей, выражающих религиозный опыт многих поколений. Как и всякая наука, теология имеет не только узкоспециальное значение, но и создает основу для сохранения, приумножения и последующей передачи в широкое общественное пространство определенного рода знания, которое имеет общекультурное значение.

Теология также является необходимым инструментом коммуникации религиозных смыслов в общегражданском диалоге по вопросам, затрагивающим общее благо. О необходимости такого диалога, с участием религиозных групп, как мы помним, убедительно писал Юрген Хабермас.

Диалог с научным и экспертным сообществом

Общественное и экспертное признание теологии в ее академическом статусе стало возможным во многом благодаря постоянному диалогу с научным и экспертным сообществом.

Одной из самых трудных формальных задач оказалось решение вопроса о внесении теологии в номенклатуру специальностей научных работников и разработка паспорта научной специальности.

Здесь ключевым стало обсуждение научного статуса теологии, ее предметной специфичности, отличной от таковых иных научных специальностей, а также проблема конфессиональной дифференциации.

Опыт последних лет утвердил меня во мнении, что, несмотря на всю важность научно-методологических дискуссий о научном статусе, предметно-методических дефинициях, межпредметных разграничениях, не они должны быть основанием и ключевым аргументом для утверждения какого-то направления в качестве научной специальности.

На практике важнейшим аргументом в пользу признания новой отдельной научной отрасли или специальности является наличие сформировавшейся научной школы, научно-экспертного сообщества, признаваемого иными членами академического сообщества.

В случае с теологией ситуация была именно такой. Во-первых, для гуманитарных наук сохраняет свое значение дореволюционная традиция, когда известные ученые были связаны как с академическим богословием, так и с университетской наукой. Во-вторых, в России известен целый ряд значимых зарубежных теологов, признаваемых и цитируемых российскими учеными, специалистами в иных отраслях гуманитарного знания (философы, историки, лингвисты, искусствоведы). И, в-третьих, появились российские ученые, которые пришли из академической в церковную науку либо совершили обратный путь, сохраняя присутствие и в сфере своих изначальных занятий. Собственно, эта третья группа, по преимуществу, и составляет сегодня научно-экспертное ядро российской теологии. Это профессура ОЦАД, духовных академий и семинарий, ПСТГУ, РХГА, теологических отделений и факультетов, авторы «Православной энциклопедии», а также ученые, которые формально не связаны с церковными академическими учреждениями, но при этом занимаются исследовательской деятельностью, признаваемой и ими, и коллегами по теологическому сообществу относящейся к компетенции теологии.

Таким образом научно-экспертное российское теологическое сообщество (говорю сейчас о православии, хотя это в существенной степени верно и по отношению к иным традиционным религиям России) многообразно, диверсифицированно, мультидисциплинарно по составу, обладает хорошим уровнем академических связей как с российским, так и с международным академическим сообществом, признаваемо церковными академическими учреждениями, но при этом пока не имеет формальных научно-цеховых признаков. То обстоятельство, что значительная часть признаваемых ВАКом членов экспертного теологического сообщества обладает степенями в смежных научных областях, стало основанием для промежуточного решения Минобрнауки о том, что ученые степени по теологии на данном этапе будут присуждаться не по теологии, но по истории, философии, филологии, педагогике и психологии, культурологии и социологии, искусствоведению. Аргумент - отсутствие достаточного числа экспертов с признаваемым теологическими степенями для формирования экспертного совета ВАК по теологии. Нам этот аргумент кажется недостаточно убедительным, мы полагаем, что имеется достаточное число специалистов, способных сформировать экспертный совет ВАКа по теологии, но не на основании отраслевых атрибуций ученых степеней, а на основании тем их исследований и преподаваемых предметов.

Предметная специфика теологии

Что касается вопроса о предметной специфике теологии, то формально она прописана в паспорте соответствующей научной специальности. Проект паспорта готовился на кафедре философии религии и религиоведения МГУ, что важно в связи с вопросом о пересечении областей ответственности теологии и религиоведения.

Говоря о том, что паспорт научной специальности утвержден ВАКом, я не хочу сказать, что все вопросы предметно-методической демаркации теологии и смежных наук разрешены с полной ясностью и ко всеобщему удовольствию. Это не так.

Неверно также и утверждение о том, что все совершенно ясно с саморепрезентацией теологии в качестве науки. Неверно и предположение о полной ясности в вопросе соотнесения научной специальности «теология» с церковным богословием и комплексом церковных наук, как они традиционно существовали и существуют в настоящее время в академических и образовательных учреждениях Русской Православной Церкви.

Предварительное понимание предметно-методической специфики теологии, как я уже сказал, закреплено в паспорте научной специальности. Этого понимания, которое является конвенцией, результатом непросто достигнутого компромисса представителей смежных научно-экспертных сообществ и теологов, на мой взгляд, сегодня вполне достаточно для начала продуктивной работы экспертного и диссертационных советов по теологии и решения вопросов о дисциплинарной принадлежности и научной состоятельности диссертационных исследований. Лучший способ разрешения могущих появиться здесь проблем - практика.

Главное, на что мы при этом рассчитываем, - это постоянное сотрудничество с представителями смежных наук.

В частности, я считаю, что мы сможем достичь хорошего уровня взаимопонимания и сотрудничества с религиоведами. Имея в виду озвучиваемые время от времени опасения, я могу ответственно заявить: теология не ставит своей задачей вытеснение религиоведения из университетского и академического пространства, не ставит задачи подмены собой, занятия позиций религиоведения. Именно потому, что мы, со своей стороны, видим предметно-методическую специфичность теологии по отношению к религиоведению, мы и не претендуем на ее академический удел. Напротив, мы считаем, что появление теологии в качестве научной специальности будет способствовать лучшему пониманию предметно-методической специфики религиоведения.

Мы рассчитываем на развитие сотрудничества теологических институций в светских университетах, а также и церковного богословия с религиоведами, как, впрочем, и с представителями иных смежных наук. Так, плодотворной могла бы стать работа по философско-теологическим областям: герменевтике, эпистемологии, проблемам языка, метафизике, философии религии, теории культуры, социальной и политической философии, антропологии, аксиологии, этике. В плане взаимодействия с общественными науками, в частности, мог бы быть изучен вопрос о соотношении религии и науки как социально-культурных реалий и общественных институтов. У теологии есть теоретический ресурс осмысления «общественного бытия» Церкви - экклезиология, и, отчасти, социальная этика. Поэтому, вероятно, именно экклезиология и христианская социальная этика как направления теологической мысли могли бы стать сферой междисциплинарного взаимодействия с общественными науками.

Вместе с тем, акцент на практике и междисциплинарном сотрудничестве в конкретных областях не снимает важности прояснения научно-методологических вопросов. Так, в рамках возглавляемой мной комиссии по богословию Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви готовится документ «Богословие как наука и его место в системе знаний». Изучение этой темы имеет целью прояснение как научного статуса богословия/теологии, его предметно-методической специфики, так и уточнение роли самой теологии, то есть богословия, понимаемого как наука, в опыте, жизни и служении Церкви.

В Общецерковной аспирантуре и докторантуре совместно с ведущими церковными и светскими научными институциями регулярно проводится семинар, посвященный сложным научно-методологическим вопросам теологии.

Коллеги! Мне представляется, что у нас есть веские основания для оптимизма в отношении будущего теологии в российском академическом пространстве. И я вновь хочу засвидетельствовать нашу всецелую открытость к академическому сотрудничеству на благо российской науки, образования, и российского общества в целом.