Откуда берутся террористы? История терроризма Откуда взялся терроризм.

На протяжении нескольких тысячелетий человеческой циви­лизации террористические методы использовались различными государствами, религиозными группами, политическими органи­зациями, криминальными сообществами.

Одно из первых упоминаний о государственном терроре встре­чается в истории Рима. Диктатор Луций Корнелий Сулла для рас­правы со своими политическими соперниками и пополнения казны применил проскрипции - списки лиц, объявленных вне закона на территории Римской империи. Гражданин, убивший указанного в проскрипции человека, получал половину имуще­ства убитого. Система проскрипций была популярна у люмпени­зированных слоев населения, представителей криминала и по­литических аферистов.

В I в. н.э. на территории, ныне занимаемой Израилем, действо­вала организация сикариев, боровшаяся против римлян и пред­ставителей еврейской знати, сотрудничавших с Римом за автоно­мии своих провинций. Вооруженные выступления сикариев пе­реросли в восстание, затем - в Иудейскую войну (в VI в. н.э.), а далее последовали поражение восставших и неисчислимые беды для мирного населения.

В XI - XIII вв. мусульманская шиитская секта исмаилитов, бо­лее известная под именем ассасинов, физически уничтожила пред­ставителей власти Сирии, т.е. халифов-инородцев. Послушники-фидаи по приказу своего повелителя, некоего Старца горы, уби­вали любого обреченного на смерть, несмотря на любые меры предосторожности. В 1256 г. оглот секты - крепость Аламут - пал под ударами монголов, которые полностью истребили ассасинов.

В XII - XIII вв. на фоне борьбы Рима с королевскими династи­ями Европы религиозные авторитеты католической церкви обо­сновали правомочность убийств монархов поданными - монархомахии. К XVI в. идеи монархомахии становятся необычайно ак­туальными. Были убиты противники воинствующего католицизма Вильгельм Оранский (1584), Генрих III (1589) и Генрих IV (1610).

Историки терроризма обязательно упоминают так называемый «пороховой заговор» (1605) Гая Фокса - капитана английской армии - против парламента и короля Якова 1. Предполагалось взорвать здание парламента, в котором должен был присутство­вать король, и реставрировать католицизм в Англии.

В июле 1793 г. французская аристократка Шарлотта Корде зако­лола кинжалом члена Конвента, председателя Якобинского клуба Жана Поля Марата. Причиной послужил кровавый террор, развя­занный якобинцами после падения жирондистов.

Великая Французская революция и наполеоновские войны раз­деляют предысторию и собственно историю терроризма. Ставший классическим массовый террор эпохи Французской революции продемонстрировал модель управления страхом и запустил меха­низм вызревания тактики терроризма. В 1820-х гг. в Италии возни­кают организации, стремящиеся к созданию национального госу­дарства. На Сицилии зарождается мафия для борьбы с монархией Бурбонов. Одновременно на юге страны возникает братство кар­бонариев, раскинувшее свою сеть по всей Италии. Изначально целью этого братства была защита крестьян и сельхозрабочих от произвола помещиков-землевладельцев. Карбонарии предупреж­дали, а затем убивали наиболее жестоких притеснителей. Впо­следствии организация карбонариев приобретает политический характер и ставит задачи борьбы с австрийским владычеством. Все организации использовали террористические методы, устрашая тюремщиков, помещиков, офицеров полиции и государственных чиновников.

В это же время терроризм получил распространение во Фран­ции, Австрии, Германии. На короля Франции Луи Филиппа было совершено семь покушений. В одном из них (1835) было убито 18 и ранено 22 человека.

В 1858 г. итальянец Феличе Орсига совершил покушение на Наполеона III. Был убит герцог Пармский (1854), совершены по­кушения на Фердинанда III Неаполитанского и испанскую коро­леву Изабеллу (1856).

В 1868 г. был убит сербский князь Михаил Обренович III. По два покушения пережили прусский король Вильгельм I и канцлер Отто Бисмарк. Расширяется круг политических движений, прибе­гающих к тактике терроризма. Теперь это не только национальные движения, но и республиканцы, анархисты и другие. Формирует­ся идеология терроризма. Во второй половине XIX в. терроризм приходит в Российскую империю.

С 1880- 1890-х гг. Европа и США переживают расцвет анархо-терроризма: в 1894 г. убит президент Французской республики С.Карно, в 1881 г. смертельно ранен президент США Дж.Гар-филд, в 1901 г. убит президент США У. Мак-Кинли. В это же время происходили и менее громкие террористические акты - взрывы бомб в театрах и ресторанах, убийства крупных и средних чиновников и т.д. Анархо-терроризм пошел на спад лишь с 1910- 1920 гг.

Терроризм в XIX в. превратился в значимый фактор полити­ческой жизни. Минувший XX в. характеризуется повсеместным ростом и качественным преобразованием терроризма. Сложились международные связи террористов. Терроризм охватил Латинскую Америку и Азию, кроме того, превратился в фактор межгосудар­ственного противостояния. Террористические движения стали по­лучать поддержку от стран, выступающих как противники госу­дарства - объекта атак терроризма.

Терроризм дробится на глобально и локально ориентирован­ный. В XX в складываются политические движения, имеющие гло­бальные интересы и претензии, активно использующие тактику терроризма. В порядке возникновения - это международные ком­мунистическое, фашистское и исламско-радикальное движения, состоящие из лидирующих государств-спонсоров и организаторов терроризма и широкого пояса террористических организаций в разных странах - объектах политической экспансии.

В начале XX в. к тактике терроризма активно прибегают нацио­нально-освободительные и революционные движения, действу­ющие на территориях Российской, Османской, Британской им­перий. Некоторые вчерашние террористы превращаются в леги­тимных политических лидеров. Поддержка террористов на госу­дарственном уровне стала элементом международной деятельнос­ти ряда ведущих государств. Во время Первой мировой войны Гер­мания поддерживала ирландских сепаратистов, которые вели борьбу с британской армией в Ирландии методами террора (взрывы на военных объектах и в ресторанах, где обедали английские офи­церы и т.д.); Россия поддерживала боевые организации армянс­кой партии «Дашнакцутюн» («Единство»), действовавшие на тер­ритории Турции. Власти Османской империи организовывали кон­трабандную переправку динамита для российских террористов.

Перед Первой мировой войной действовавшие на территории России террористические структуры: партия эсеров, польские и грузинские националисты получали крупные суммы денег из Япо­нии и Австрии.

Первая мировая война началась в июле 1914 г. с выстрела тер­рориста Гаврилы Принципа, убившего эрцгерцога Фердинанда в Сараево. В результате этой войны распались три империи. Период между двумя мировыми войнами XX в. характеризовался измене­нием географии и видов терроризма. Терроризм на территории определенной страны все более увязывался с внешней поддерж­кой. За спиной террористических группировок отчетливо видны спецслужбы заинтересованных государств. Государственная под­держка терроризма становится одним из основных компонентов политики агрессивных тоталитарных режимов, существенно рас­ширяется география терроризма. Возникают очаги терроризма на Востоке.

В межвоенный период в ряде государств приходят к власти и укрепляются фашистские режимы. На этапе борьбы за власть эти политические течения использовали сочетание легальных и неле­гальных форм деятельности. Наряду с парламентскими партиями эти движения располагали кадрами подпольщиков и боевиками. Фашисты использовали тактику терроризма на пути к власти, а так­же некоторое время и после формального прихода к власти - до создания эффективного аппарата государственного насилия. На этом этапе для расправы с противниками нового режима привле­кались боевики. Например, в Германии - террор штурмовиков Рема с момента прихода Гитлера к власти до «ночи длинных ножей», когда штурмовики были уничтожены (1933 - 1934). Закрепившись у власти и создав систему карательных органов, фашисты перехо­дят к планомерному государственному террору, когда тактика тер­роризма выносится также и за рубеж, превращаясь в один из ин­струментов политической экспансии.

Фашистские режимы, решая задачи политической экспансии, спонсировали терроризм. В 1934 г. в ходе неудавшейся попытки фашистского переворота в Австрии сторонники аншлюса совер­шили убийство канцлера Э.Дольфуса. В том же году усташи (хор­ватские националисты) убили югославского короля Александра I Карагеоргиевича и французского министра иностранных дел Луи Барту. Боровшиеся за независимость Хорватии усташи работали в контакте со спецслужбами фашистской Германии. Этот теракт подорвал один из инструментов, обеспечивавших стабильность в межвоенной Европе - военно-политический союз Чехословакии, Румынии и Югославии под общим названием «Малая Антанта», созданный под патронажем Франции. Инспирированное нациста­ми и совершенное националистами убийство - один из приме­ров того, как руководство фашистской Германии решало свои проблемы.

На межвоенный период приходится активизация Ку-клукс-кла­на (ККК) - одного из самых известных террористических об­ществ, созданного в 1864 г. в Южных штатах США для борьбы с негритянским населением, получившим за три года до этого в результате гражданской войны между Севером и Югом свободу от рабства; ККК позиционировал себя как тайное общество, при­званное защитить собственность и интересы белых граждан от «чер­нокожих разбойников и мародеров». Довольно быстро ККК пре­вратился в праворадикальную расистскую организацию, идеоло­гия и политика которой базируется на принципах шовинизма, расизма, религиозной нетерпимости, садизма. Общество убивало не только негров, но и тех, кто оказывал помощь неграм; обще­ство пользовалось такой поддержкой населения южных штатов США, что ни один из членов общества не был уличен в совер­шенных преступлениях и подвергнут наказанию. Отметим, что члены ККК действовали и действуют практически открыто.

В начале 1920-х гг. ККК был воссоздан и до сих пор состоит из множества многочисленных и независимых групп.

Вторая мировая война - еще один этап в развитии терроризма. В послевоенный период терроризм становится практически гло­бальным явлением и переживает очередное качественное превра­щение. До 1939 г. объектами терроризма преимущественно были представители власти, военные, лица, сотрудничающие с режи­мом, но не мирное население. Гитлеризм, Хиросима и Нагасаки в 1945 г. (уничтожение мирного населения в результате атомной бом­бардировки по распоряжению президента США Г. Трумэна) изме­нили отношение к цене человеческой жизни в глобальных масшта­бах. Сформировалась теория и складывается практика современного терроризма. Теперь субъект терроризма - мощная профессиональ­ная организация, опирающаяся на поддержку государства - спон­сора терроризма. Прямые объекты террористического насилия - мирные граждане, иностранцы, дипломаты. Теракт - механизм давления на власть через общественное мнение и международное сообщество. Противостояние терроризма и либерального государ­ства - это противостояние двух культур, кардинально различа­ющихся по своему отношению к цене человеческой жизни.

После войны узел национальных проблем окончательно сме­щается на Восток и на Юг. Исчезают фашистские режимы, спон­сирующие терроризм. В 1960 гг. складывается исламский круг государств-спонсоров терроризма. Во главе этих государств стоят как светские панарабские националисты фашистского толка, так и исламские фундаменталисты.

С 1945-1948 гг. на новый уровень государственного терроризма перешла одна из сверхдержав - США, единственная из стран ан­тигитлеровской коалиции, не имевшая во время Второй мировой войны ущерба на своей территории и получившая громадные ди­виденды социального и экономического характера практически за счет страданий и крови европейских народов. На пути США к пол­ному мировому господству в эти годы стоял Советский Союз, вы­несший основные тяготы борьбы с фашизмом, обладающий гро­мадным авторитетом во всем мире, имеющий грандиозные ресур­сы, как природные, так и человеческие. В частности научный и интеллектуальный потенциал Советского Союза создавал возмож­ность мирного использования атомной энергии, выхода человека в космос, исследования богатств Мирового океана и т.д.

В 1948 г. основатель американского Центрального разведыва­тельного управления (ЦРУ) А. Даллес обстоятельно сформулиро­вал стратегические положения относительно главного соперника США - СССР, обладающего вместе с тем самыми большими в мире запасами природных ресурсов: «Посеяв там хаос, мы неза­метно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности поверить. Как? Мы найдем единомышлен­ников, своих союзников и помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масшта­бу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, оконча­тельного, необратимого угасания его самосознания.

Мы будем всячески поддерживать, и поднимать так называемых «художников», которые станут насаждать и вдалбливать в челове­ческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства, словом - всякой безнравственности.

Мы будем незаметно, но активно способствовать самодурству чиновников, взяточничеству, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут подаваться как добродетель...

В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Честность и порядочность будут высмеиваться и никому не ста­нут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и на­глость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом, беззастенчивость, предательство, национа­лизм и вражда народов, прежде всего вражда и ненависть к рус­скому народу, ловко и незаметно культивируемые, расцветут махровым цветом.

И лишь немногие, очень немногие будут догадываться о том, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное со­стояние, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать. Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, растлевать, развращать ее. Мы сделаем из них молодых циников, пошляков, космополитов». 1

В последние годы США интенсифицировали политику двойных стандартов: Усанабен Ладен получает поддержку и вооружение от США, он выполняет задачи, поставленные перед ним американ­цами в Афганистане, но становится врагом № 1 для США после того, как обращает оружие против своих заокеанских хозяев; Ша­миль Басаев внесен США в список международных террористов, но ведущие телевизионные каналы предоставляют ему свой экран (июль 2005 г.) для пропаганды терроризма на территории Рос­сии...

В Европе после войны действует ряд сепаратистских движений. Крупнейшие из них - Ирландская республиканская армия (ИРА) (после обретения в 1914 г. Ирландией независимости она борется за присоединение к ней Северной Ирландии, входящей в состав Объединенного Королевства; активность ИРА особенно возросла с 1970 г. 2) и ЭТА (Euskadi ta Ascatasuna), созданная в 1959 г. в Испании для борьбы за полную независимость Басконии. Лидеры ЭТА пришли к сочетанию национализма и марксизма; пик актив­ности ЭТА падает на 1960- 1980-е гг. (одна из наиболее известных акций - убийство премьер-министра Испании Карьеро Бланко в 1973 г.). В настоящее время активность ЭТА снижена, организация пережила серию разгромов и арестов, ее популярность и поддер­жка среди масс падает. Кроме ИРА и ЭТА можно упомянуть бри­танских и корсиканских сепаратистов во Франции, валлонских - в Бельгии.

Ярким явлением истории послевоенного Запада стал «левый» терроризм. Он охватил Испанию, Португалию, Францию, Ита­лию, ФРГ, Японию, США. Самый мощный натиск леворадикаль­ного терроризма пережили Испания, Италия и ФРГ.

В Испании в середине 1960-х гг. была создана промаоистская «Коммунистическая партия Испании». В качестве боевой органи­зации этой партии в середине 1970-х гг. выступали «Революцион­ный патриотический и народный фронт» (ФРАП) и «Группа пат­риотического антифашистского сопротивления первого октября» (ГРАПО). Пик активности этих структур падает на вторую поло­вину 1970-х гг.

В 1970 г. в Италии возникает организация марксистского толка «Красные бригады». Пик ее активности приходится на вторую половину 1970-х - начало 1980-х гг. Наиболее громкая акция - похищение и последующее убийство лидера христианских демок­ратов Альдо Моро в 1978 г. Другая организация анархистского тол­ка «Рабочая автономия» тяготела к массовым акциям и стремилась разворачивать городскую герилью (пикетирование, захват предпри­ятий, порча оборудования и т.д.)- С начала 1980-х гг. итальянский терроризм пребывает в кризисе.

Левый терроризм в ФРГ восходит к студенческим бунтам 1968 г. Организация «Фракция Красной армии» (РАФ) имела целью раз­вязывание в стране пролетарской, коммунистической революции и была исключительно активна в 1970-1972 гг. После ее разгрома в ФРГ возникло «Движение июля», взявшее своей эмблемой крас­ную звезду и пулемет. Максимум активности этой организации падает на 1975 г. Террористы захватывали в заложники крупных политиков в 1974 г., убили президента Верховного суда Гюнтера фон Дренкмана. Самая известная акция западногерманских терро­ристов - похищение председателя «Союза германских промыш­ленников» Ганса Шляйера в 1977 г. В ответ на этот теракт прави­тельство страны создало спецподразделения по борьбе с терро­ризмом. В 1981 -1982 гг. полиция разгромила террористические организации. Большинство их членов было арестовано; уцелевшие эмигрировали и затаились.

В США в конце 1960-х гг. возникает группа «Weathermen». Вслед за пиком ее активности в начале 1970-х гг. последовал ее разгром. Другая организация - «Объединенная освободительная армия» заявляет о себе в начале 1970-х гг. Пик ее известности связан с похищением Патриции Херст - дочери газетного магната, кото­рая затем выразила желание вступить в ряды этой организации. В последующие годы левый терроризм в США быстро идет на убыль.

Достаточно серьезный натиск террористов с конца 1960-х гг. пережила Япония. Самая крупная организация - «Фракция крас­ной армии», позднее - «Красная армия Японии». Японские ле­вые террористы отличались авторитарным стилем, маоистской риторикой, самурайской преданностью делу и презрением к смерти. Они стали известны после побоища в аэропорту Лод (в 1975 г.), где были убиты 25 человек. Вскоре организация была разгромлена и ушла с территории Японии, перенеся активность по развязыва­нию мировой революции вначале в Европу, а затем в страны Азии.

В 1960-х открывается новый фронт левого терроризма - Ла­тинская Америка. Импульс к разворачиванию партизанских и тер­рористических движений в странах Латинской Америки задавала Кубинская революция. Придя к власти, сторонники Фиделя Кастро стали энергично налаживать «экспорт революции».

Специфическая ситуация сложилась в Турции, на границе Ев­ропы и Азии. Наряду с курдскими сепаратистами здесь действова­ли как «правые», так и «левые» террористические организации.

В 1970-х гг. страна переживала острый модернизационый кризис, выражавшийся, в том числе в противостоянии правого и левого экстремизма. Правые организации - фашистского толка, а ле­вые - промаоистские интенсивно боролись с правительством и друг с другом. Широко практиковался безадресный террор - взры­вы на объектах массового посещения. Пик активности пришелся на конец 1970-х гг. Правительству удалось локализовать собствен­но турецких террористов, а активность сепаратистов из «Курд­ской рабочей партии» удалось снизить лишь в последнее время, чему способствовал арест ее лидера Абдуллы Оджалана.

Динамично разрастался с 1960-х гг. до начала XXI в. ареал вос­точного терроризма. Исторически терроризм XX в. на Востоке вы­рос из палестинской проблемы. Террористическая организация ФАТХ (одно из названий Движения национального освобожде­ния Палестины), возникшая в 1950-х гг. в Египте, провозгласила своей целью борьбу с Израилем до его уничтожения и создания палестинского государства. В 1968 г. формируется «Организация ос­вобождения Палестины» (ООП), председателем которой в 1969 г. становится лидер ФАТХ Ясир Арафат; ООП вела долгую упорную борьбу во имя обретения палестинской государственности. Созда­ние в 1993 г. Палестинской автономии стало возможно на основа­нии политического компромисса, предусматривавшего отказ ООП от ликвидации израильской государственности и от методов тер­роризма, признанного далеко не всеми ее членами.

Палестинцы продолжают бороться за создание полностью суве­ренного государства и обретение приемлемых для себя границ, ис­пользуя легальные и нелегальные формы. Формально ООП и Пале­стинское руководство отказались от террористических методов. Од­нако на территории Автономии под крылом ООП действуют тер­рористические структуры «Хамаз», «Исламский джихад» и др.

Особенности палестинского терроризма: широкое использова­ние безадресного террора, подготовка и использование террори­стов-смертников в массовом порядке, планирование и реализа­ция громких акций, ориентированных на мировое общественное мнение (угоны самолетов и др.), гибкое использование террори­стических актов как элемента политики.

Таким образом, более четырех десятилетий идет практически непрерывная война, которая давно уже вышла за рамки противо­стояния израильтян и палестинцев. Разрастание терроризма на Востоке фиксирует двуединый процесс-активизацию исламского экстремизма и рост его противостояния западному миру. Поддержка Израиля со стороны США и солидарность иных государств с на­родом Палестины втягивала многие страны мира в это противо­стояние. Включение стран исламского мира в процессы модерни­зации дестабилизирует традиционные общества и мобилизует их на противостояние источнику модернизационных процессов. Такие факторы, как крах колониальной системы, гигантские доходы от экспорта нефти, связанная с процессами «исламского возрож­дения» растущая солидарность исламских государств способство­вали формированию и разрастанию террористического комп­лекса.

В 1970-х гг. западный мир переживал пик террористического наступления. В это время окончательно формируется система меж­дународного терроризма. Тактические цели самых разных игроков совпадали в одном: и террористические организации и государ­ства-спонсоры взаимодействовали во имя общей цели - дестаби­лизации Запада. Например, известный террорист венесуэлец Ильич Рамирес Санчес работал как на группировки, отколовшиеся от ООП, так и на лидера Ливии Муамара Каддафи.

В конце 1970-х гг. в исламском мире начинается поворот от свет­ских ориентиров к исламским ценностям. Иранская революция 1978 г. ознаменовала эпоху наступления религиозного фундамен­талистского радикализма, отличающегося предельным накалом страстей и глобальными устремлениями, переходом к священной, без границ, «войне с неверными» - джихаду.

Особого упоминания заслуживает ситуация в Индии. Полиэт-ничное и поликонфессиональное индийское общество развивает­ся весьма болезненно.

Межэтнические стычки и межконфессиональные беспорядки происходят регулярно. Террор стал устойчивым элементом индий­ской реальности. Среди наиболее громких актов убийство премьер-министра Индиры Ганди (1984) индуистами-фундаменталиста­ми, убийство премьер-министра Раджива Ганди (1991) членами базирующейся в Шри-Ланке организации «Тигры освобождения Тамил-илама (Liberation Tigers of Tamil Ealam). Один из устойчи­вых центров терроризма в Индии - штаты Джамму и Кашмир, примыкающие к Пакистану и населенные преимущественно му­сульманами.

Разгрому левого терроризма непосредственно предшествовал распад коммунистического лагеря. Но сохраняется и растет арабо-мусульманский, спонсируемый Западом, очаг терроризма. Кроме того, сохраняется традиционный сепаратистский терроризм в Европе, Индии, Шри-Ланке и других странах.

В последние годы сложилась так называемая «дуга нестабиль­ности», тянущаяся от Индонезии и Филиппин до Боснии и Алба­нии. Одна из примет этой дуги - терроризм, направленный про­тив носителей неисламской (христианской, иудаистской, индуист­ской) идентичности или носителей светских ценностей в тради­ционно исламских странах. Это позволяет таким крупным теоре­тикам международных отношений, как Самуэл Хантингтон, го­ворить о противостоянии переживающего кризис модернизации исламского мира и динамичной цивилизации Запада.

В 1990-х гг. на территории распавшейся Югославии возник но­вый очаг терроризма. К его методам прибегали разные этнические и конфессионально ориентированные силы. В последнее время по мере стабилизации политической ситуации здесь наблюдается спад террористической активности. Однако югославский терроризм жив. Политическое убийство премьер-министра Сербии Зорана Джин-жича в 2003 г. потрясло всю страну.

В 1990-х гг. возник очаг терроризма на территории Алжира. В 1992 г. правящий светский режим отменил результаты выборов, на которых одержала победу фундаменталистская политическая организация - Исламский Фронт Спасения. Следствием этого стало развязывание волны терроризма. Власть ответила жесточай­шими репрессиями. Практически в стране развернулась граждан­ская война. Террор власти и терроризм религиозных фанатиков привели к чудовищным по масштабам жертвам. Погибли десятки тысяч людей. Алжирский терроризм отличало широкое примене­ние массового безадресного террора. Ситуация нормализовалась лишь к концу минувшего столетия.

В Израиле напор терроризма нарастал в течение всех 1990-х гг. Теракты происходят практически ежедневно. Сложилась патовая ситуация: Израиль не может уничтожить инфраструктуру и базу терроризма, а антиизраильские силы - заставить Израиль выпол­нить их требования.

Примета последнего десятилетия XX в. - нескончаемые войны в Афганистане, Чечне, Югославии. На этих площадках вызревают террористические организации, происходит профессионализация террористов, складывается интернациональное сообщество вои­нов Джихада. В 1988 г. создается Аль-Каида - интернациональная организация исламских фундаменталистов, осуществляющая бое­вые операции по всему миру. Созданию и развитию ее во многом способствовали США, стремившиеся изгнать СССР из Афганис­тана. По неофициальным данным ЦРУ выделяло ежегодно на под­готовку и военную помощь моджахедов около 500 млн. долл. Среди наиболее крупных получателей американского оружия был и Уса­ма бен Ладен, о чем так не любят вспоминать американцы. Боль­шая часть того оружия все еще используется.

Основная цель Аль-Каиды - ниспровержение светских режи­мов в исламских государствах и установление исламского поряд­ка, основанного на шариате. В 1998 г. Бен Ладен объявил о созда­нии международной организации «Исламский мировой фронт для джихада против евреев и крестоносцев», в который наряду с Аль-Каидой вошли алжирские, пакистанские, афганские, кашмир­ские и Другие террористические организации, действующие прак­тически на всем пространстве исламского мира (в Афганистане, Алжире, Чечне, Косово, Пакистане, Сомали, Таджикистане, Йемене).

Взрыв торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. стал еще одной вехой в истории терроризма. Создание международной антитеррористической коалиции, объявление терроризма ведущей опасностью для мировой цивилизации, изжитие его из мировой практики возведены в ранг первоочередных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Россия, испытавшая на себе замет­ные удары терроризма, вошла в антитеррористическую коалицию. Крушение режима талибов в Афганистане и изгнание из страны Аль-Каиды не остановило террористической активности. Борьба продолжается.

Считается, что была от войн и польза. Погибнут слабые и старые – племя сплотится, станет сильнее и моложе. Побежденных съедят или работать заставят. Потом людоедство ушло, рабовладение кончилось, а войны остались обеспечивать прогресс науки, техники, да и всей культуры. Многие считают, что прогресс этот всегда прямо или косвенно зависит от развития военно-промышленного комплекса. Мы вот знаем Закон Архимеда, а современники ценили ученого за «греческий огонь» и катапульты. От «базиса» не отставала и «надстройка» – войны считались, чуть ли не высшим проявлением человеческого духа, со строгими правилами и кодексами чести, которые современники всегда считали вечными.

Одновременно шли тайные войны без правил и кодексов. Подумать страшно, что творилось еще в пещерах, а потом у фараонов и соломонов. Заманчиво было добиваться политических целей совсем просто, без больших усилий и затрат, да еще и быстро. Спящему королю родной брат вливал в ухо яд, кому-то что-то подсыпали Борджиа и Миледи. Это подрывало самые основы общественной жизни и морали. И в обществе вызывало только ужас и отвращение, никак не становясь общественным явлением.

Новое общественное явление – благородный террор

Впервые «опоэтизировал», воспел террор, насколько я знаю, Некрасов. Сколько жизней было погублено и исковеркано его знаменитым: «Иди и гибни… дело прочно, когда под ним струится кровь». Террор стал, как бы допустИм в глазах просвещенной части общества. Особенно, молодежи. Раз, мол, тебе все ясно и ты готов за правое дело отдать собственную жизнь, то тебе (для победы этого самого Дела) дозволено самому судить и публично казнить виновных, а для Великой Цели – и непричастных. И не только дозволено – достойно и благородно. Дело чести, славы, доблести и т.д.

В каждом обществе всегда есть те, кто отрицает систему ценностей тех слоев общества, откуда они вышли, порывают с традициями общественной жизни этих слоев. Обычно это молодые, поверхностно образованные люди, которым все ясно, решения радикальны и – никаких сомнений.
Когда сдерживающие традиции общества по тем или иным причинам ослабляются, такие люди могут составлять более или менее значимые общественные слои. Иногда энергия такого слоя может быть направлена на уход от общества. Мы видели хиппи, «детей цветов» и т.п. Хуже, когда энергия направлена на немедленное, скорейшее исправление общества. Да еще любыми средствами. Тогда общественным явлением может стать террор, как соблазнительно простое средство решать неподъемно сложные, в действительности, проблемы. А поддерживающий его общественный слой становится своеобразной «питательной средой» террора. Особенно, при слабости или, хуже того, попустительстве власти.

В России Некрасовских времен ограничивающие, сдерживающие традиции общества были серьезно поколеблены после отмены крепостного права. В обществе появились Новые Великие Цели. Простые, очень благородные и как бы совсем легко достижимые. Появилась и «питательная среда» террора – разночинцы и примкнувшие к ним «из благородного звания». Вот Некрасов и воспел.

Из России «благородный» и «самоотверженный» террор и расползся по всему миру уже не как грязное, а как прямо-таки возвышенно-рыцарственное дело.

В Европе «питательной средой» терроризма стали, вроде, такие же. Все эти «Красные бригады», «Бадер - …» и прочие – молодые, амбициозные и, увы, мало- , точнее, полуобразованные. Те, кому все, ну прямо все совершенно ясно. И при этом решительно сбросившие пресловутые оковы буржуазной (они оттуда вышли) морали.

А не в Европе? Те самые «мусульманские фанатики»? Так ведь тоже, вроде, похоже. Тоже молодые. амбициозные и тоже как бы «из образованных». Недаром талибанов в России сперва именовали «студентами». Этот термин, понятно, означает совсем не то же, что в Гарварде, но ясно показывает – не от сохи и не от станка. Англичане были потрясены, узнавши, что террористы, взрывавшиеся в метро, были, как говорится, «образованные». Мне кажется, что большое, ошибочное и опасное упрощение считать их религиозными фанатиками, обвинять во всем ислам, толковать, посмеиваясь, о 72-х гуриях и т.п.

Откуда взялись «мусульманские фанатики»?

Еще недавно никто о них и не слыхивал. А убийцы-смертники, не древние, а как современное явление, вообще стали известны совсем уже на наших глазах. Откуда же они взялись?

Когда появилось огнестрельное оружие и прикончило эру Великих набегов восточных орд, для Европы началась эпоха Великих географических открытий, а потом и колониализма с идеологией и кодексом «Бремени белого человека».
Белый человек для всей планеты стал «человеком с ружьем» (и пушками), а Европа и (позже) Северная Америка – тем, что сейчас мы называем Западом.
А на Востоке все эти столетия сохранялось сложившееся, ставшее традиционным общественное устройство. Освященные религией отношения полов, отношения собственности, государственности и т.п. казались естественными и вечными. Европейцы, как колониальные власти («Бремя белого человека»), поддерживали традиционное устройство – оно обеспечивало стабильность управления.
Но прогресс науки и технологии, изменения в экономике Запада подорвали колониальную систему. И колониализм рухнул. Соответственно, на смену «Бремени белого человека» пришла идеология «Прав человека», которая современникам, как всегда, представляется и естественной и вечной.
И вот тогда на Восток, взламывая сложившиеся веками устои и традиции общества, обрушились западные технологии и разнообразная «помощь». Сразу и резко повысилась доступность медицины, продовольствия и других жизненных благ. Резко снизилась детская смертность и «вдруг» появилось непропорционально большое множество детей и молодежи. Доступность питания обеспечила увеличение свободного времени и, вместе с доступностью электронных СМИ, резко повысилась поверхностная информированность, «нахватка», заменявшая серьезное образование. Общество уже не успевает справляться с традиционным воспитанием «вдруг» возникшего нового множества своих членов, их «перевариванием» и социализацией. Не успевает не только приобщать к общественно полезному труду, но и создавать для них «рабочие места». Т.е. саму возможность такого труда. А за первой волной хоть как-то социализованных и образованных, родятся и родятся следующие, все более многочисленные, все менее пригодные и все менее, честно говоря, нужные обществу.
Так в странах «третьего мира» на волне демографического и информационного взрывов, из-за привнесенного извне облегчения условий жизни, возник новый значимый слой общества. Тоже, в сущности, отошедший от традиций тех слоев исламского общества, откуда вышел. И тоже в сторону крайнего радикализма. Но уже в совсем других условиях, чем в Европе и даже России. Социологи и демографы еще долго будут, думаю, заниматься этим.

В России, вслед за Достоевским, всегда подчеркивали «великое мировое загадочное предназначение» России. Особые свойства русской христианской души. В том числе способность, как писал Куприн, «так великодушно, так скромно, так бескорыстно и искренне бросить свою жизнь псу под хвост во имя призрачной идеи о счастье будущего человечества».
Еще сильнее такое мировоззрение на Востоке. Неизмеримо больше роль духовенства и его возможность «вбрасывать» в новый слой общества очередные Новые Великие (и очень простые, к тому же) Цели. Больше вера в «великое мировое предназначение». Уже не загадочное, а совершенно ясное – нести миру ислам. Да еще при многоженстве. Дело не в томных усладах гарема, а в том, что количество мальчиков и девочек примерно одинаково и, если у кого-то четыре жены, дом, дети, хозяйство, то у троих – ничего этого нет. И не будет. А есть и будет (и много веков было) ясное понимание, что добиться хоть чего-то в жизни, можно (и нужно) только грабежом, разбоем и войной, когда все средства хороши, и жизнь – ни чужую, ни свою – не жаль.
Вот этот вновь возникший мощный и бурно расширяющийся, явно пассионарный общественный слой и стал питательной средой нового террора.

Но «питательная среда» – еще не террор. Прошли времена, когда десяток исполнителей якобы известной им народной воли могли взрывом убить главу огромной империи. Сегодня для террора нужна слаженная работа многих профессиональных структур, большие денежные средства.
И средства нашлись.

Новое глобальное оружие

Стремление к господству, желательно, к мировому (в известной или, хотя бы, значимой части мира) было основой войн задолго до ислама. Александр Македонский понятия не имел об исламе, Карл Великий, христианнейшие монархи, Наполеон и даже Гитлер со Сталиным, стремясь к мировому господству, отнюдь не были исламистами. Каждый из них имел свою идеологию. Ислам, как известно, в свое время появился специально для военно-политического объединения племен в конкретных завоевательных целях. Его наскоро склеили из более-менее произвольно надерганных и «приспособленных» фрагментов двух наиболее распространенных на Востоке религий. При этом ислам, как мы знаем, предусматривал полное отсутствие моральных и этических ограничений по отношению к «неверным», безусловную нетерпимость к любым верованиям и идеологиям кроме ислама и безусловное повиновение в системе власти ислама.
Завоевательная деятельность исламистов оказалась весьма успешной, и ислам широко распространился на Востоке.
Когда же, впоследствии, подавляющее превосходство Запада в вооружениях лишило исламский Восток каких бы то ни было иллюзий и надежд на мировые победы, ислам, как военно-политическая идеология, во многом утратил свое значение. Использовать ислам для экспансии, по его прямому назначению, стало нереально. За века вынужденного «простоя» ислам оброс новыми толкованиями Корана, позволяющими смягчать даже самые агрессивные его части, как бы «использовать в мирных целях». И, во всяком случае, представлять его таким западной, да и своей общественности.

И вот совсем недавно, когда на Востоке возник и стал лавинообразно разбухать новый пассионарный общественный слой – все изменилось.
Сначала эта новая молодежь хлынула на Запад вполне мирно – просто там были несравненно лучшие условия жизни и новые возможности. Вскоре выяснилось, что их ментальность, уровень и характер образования, да и окружающая среда делает их несостоятельными в конкурентной борьбе по правилам Западного мира. А на гостеприимные берега Запада накатывались все новые и новые волны с Востока. Все менее образованные, все менее пригодные к производительной деятельности в западных, да и в любых условиях. Одновременно выяснилось, что мораль и социальные системы, наработанные тяжким трудом поколений жителей Запада для себя и своих потомков, обеспечивают приезжим возможность жить и размножаться вовсе без труда и даже лучше, чем у себя дома. Правда, все-таки, похуже, чем работающие «аборигены». И это вызывает агрессивную консолидацию общин приезжих. Консолидируются, понятно, не вокруг осознания своей ущербности и сложных путей приобщения к культуре «аборигенов», а вокруг Великой (и очень простой) Цели – нести миру ислам. И своего, естественно, превосходства над неверными. Так появились очаги напряженности в толще самого Запада. Другие очаги появились там, где, наоборот, территории с западным образом жизни, по тем или иным причинам, оказались в окружении нового пассионарного общественного слоя. Несмотря на все политические, экономические и даже географические различия, например, Алжира, Замбии и ЮАР – все там развивалось примерно одинаково. Один Израиль устоял. И вокруг Израиля сейчас уже не очаг напряженности, а война.

Постепенно этот, все увеличивающийся и набирающий силу питательный слой террора, стал осознаваться и как непосредственно новый вид оружия. Со своей спецификой, отличной, например, от ядерного оружия, но имеющий столь же глобальное значение. И вот тут хлынули деньги.
Новое глобальное оружие, естественно, становится стимулом для изменения сложившегося мирового порядка. В данном случае, как можно предположить, оно стимулирует реванш Востока в его противостоянии с Западом. Возможно – в форме борьбы и взаимодействия тех или иных транснациональных организаций.
А разнообразные арафаты, бин ладены, включая абу мазенов и т.п. – это посредники и менеджеры в сфере закупок этого оружия, его совершенствования, испытаний, информационного и технического поддержания в рабочем состоянии. В связи с этим, как мне кажется, неправомерно говорить о коррумпированности, например, Арафата. Это был его бизнес.

Ислам и идеология террора пришлись впору этому слою. Было явно показано превосходство высоких духовных ценностей исполнителей терактов (вплоть до готовности к самопожертвованию) над бездуховным, разнообразно растленным и трусливым западным миром чистогана. Кроме того, оказалось, что террористическая деятельность и оплачивается неплохо. «Питательный слой», бывало, становился и питающим слоем. Даже подростки, только кидая камни, могли неплохо помочь нищей своей многодетной семье.

Так ожил ислам в исходном своем виде, как военно-политическая экспансионистская идеология. Ожил не как источник, не как причина мировой напряженности, но как средство консолидации нового общественного слоя.

Основным полигоном для становления и совершенствования нового глобального оружия стал арабо-израильский конфликт. За рамки настоящей статьи выходят особенности возникновения Государства Израиля, особенности его границ и столицы, особенности его военных побед и мирных поражений. Здесь только хочу сказать, что после Войны Судного дня в1973 году и разгрома напавших государств Израиль не вел больше никаких войн, ни с каким государством. Но против Израиля – и как государства, и как народа – ведется война. Кто же ее ведет?

Мы привычно воспринимаем возникшую в результате «Осло» некую «автономию» (в составе чего?), как что-то вроде государства, населенного палестинским народом, имеющим армию, правительство, возглавляемого законно избранным председателем автономии и т.д. А ведь ничего этого нет. Даже народа такого нет и не было.
А есть разрозненные и часто враждующие между собой вооруженные группы разбухшего и все разбухающего нового общественного слоя. Его, повторяю, составляют люди, не имеющие ни трудовых навыков, ни трудовых возможностей, ни (теперь уже) и потребности в производительном труде. А многие и не имеющие семьи. Те, для кого, как мы уже говорили, все средства хороши и жизнь стоит недорого. Группы этого общественного слоя все увереннее начинают жить за счет бандитизма и рэкета трудящегося населения на действительно оккупированных ими территориях, за счет незаконной торговли (наркотиками, оружием и чем придется) и, главное, за счет продажи своих услуг в области любой насильственной деятельности и, в особенности, в области террора. И пока на Западе толковали о страданиях оккупированного палестинского народа, здесь переходили от камней и ножей к взрывчатке и автоматам. Затем постепенно нащупалось наиболее адекватное новому оружию острие – убийца-смертник. И довольно долго экспериментально отрабатывалось на Израиле. Потом пошли дальше.

После 11-го сентября и Лондонского метро Запад начал, пусть еще не понимать что-то, но хоть догадываться. Сегодняшние битвы во Франции еще пытаются приписать «подросткам-хулиганам из бедных кварталов». Но «Первая интифада» начиналась точно так же. Даже предлог-детонатор, с которого началось, очень похож. В городах Франции нет столько камней для кидания, как на Земле Израиля, но в избытке автомашин для поджога. А стреляют всюду одинаково.

По мере расследования уже не остается никаких сомнений - а у многих их и не было изначально - что последний теракт в Санкт-Петербурге - дело рук террористов, вдохновляющихся в своей войне против современности одной из мировых религий - исламом. Для краткости таковых называют сегодня исламскими террористами.

Правда, этот не вполне безупречный термин вызывает острую аллергию в некоторых, прежде всего, в мусульманских кругах, доказывающих, что ислам - это религия мира и добра, что вообще нельзя ассоциировать терроризм с той или иной религией или национальностью, так как преступники это преступники, и ничто больше. Конечно, на эту злободневную проблему современности можно посмотреть и под этим углом зрения. Многие мусульмане, либералы и левые так часто и делают. Кто искренне, а кто совершенно не искренне.

Зато остальные, видя теснейшую связь современного политического ислама и терроризма, отвергают заводящую в тупик такого рода "политкорректность". Тем более, что сами террористы постоянно ссылаются, совершая свои преступления, на Аллаха, и клянутся в верности своей религии, воспринимая окружающий мир через призму джихада. Да и специалисты и эксперты из числа критиков исламского терроризма в споре с настаивающими на миролюбии ислама оппонентами могут доказать со ссылками на тот же Коран и конкретные совершенные исламистами теракты по всему миру, что ислам это, напротив, религия войны.

Поэтому термин "исламский терроризм", увы, все же имеет право на существование. Смычка ислама и терроризма это факт, не зависящий от наших субъективных желаний. Признаем мы его или нет, он существует. Мы не будем вести войну цитат, подтверждающих или опровергающих это. Хотя бы просто потому, что в Коране есть все, также как и в Библии, любому деянию всегда можно найти оправдание. В Священной Книге христиан (Евангелие от Матфея), например, даже говорится, что Христос принес в мир "не мир, но меч", и она тоже вдохновляла в свое время участников Крестовых походов. Мы же не отрицаем, что помимо небесной мотивации ими владели и чисто земные страсти, что нередко крестоносцами совершались и преступления?

Не все мусульмане террористы, но все террористы мусульмане?

Существует модная поговорка - "Не все мусульмане террористы, но все террористы мусульмане". Она претендует на истинность, но ею не обладает. Террористы бывают разные. Иногда террористов вдохновляет идеология, иногда - этнос, иногда - религия. Иногда это смесь и того, и другого. Это всегда оружие слабых. Как правило, их цель - не победить непосредственно, а запугать врага, заставить его бояться, испытывать страх, посеять панику и дискредитировать власть, создать предпосылки для ее захвата.

Шри-Ланка. 1 января 1991 г. Вооруженный конфликт в Шри-Ланке. Разминирование саперами ланкийской армии укрепленных позиций экстремистов группировки Тигров освобождения Тамил Илама (ТОТИ) около практически полностью покинутого мирным населением города Талайманар на северной оконечности острова. Латышев Л./Фотохроника ТАСС

Квази-государства "Тигров освобождения на северо-востоке Шри-Ланки, просуществовавшее почти 20 лет, и трещащее по швам ИГИЛ (запрещено в России) в Сирии и Ираке - это исключения. Терроризм также - это всегда финансы, так как без денег, увы, никто в этом мире ничего не добьется. Очень часто террористы получают финансирование от других стран, которые используют их в своих целях против своих соперников. Иногда сами террористы облагают добровольно-принудительными "налогами" соплеменников или самофинансируются путем преступной деятельности, в последнее время прежде всего путем производства и продажи наркотиков…

Какие бывают террористы?

Идеологические террористы, процветающие при диком капитализме и в условиях вопиющей социальной несправедливости, представлены сегодня в основном в Латинской Америке и в Азии. Наиболее наглядным примером можно считать контролирующую почти половину территории Колумбии леворадикальную повстанческую группировку Революционные вооружённые силы Колумбии - Армия народа (РВСК-АН). Она вдохновляется идеями Маркса, Ленина и Боливара, борется "за социалистическое общество" и "восстановление справедливости". Религия не играет большой роли в этом проекте, если не считать, конечно, коммунизм религией. Однако многие рядовые члены, номинальные католики, могли бы сказать вслед за бывшим президентом Венесуэлы Уго Чавесом: "Для меня Рождество - это Христос. Христос - бунтарь, Христос - революционер, Христос - социалист".

Очень похожее типологически на Колумбию явление наблюдается в … Индии, в большинстве штатов которой, особенно в восточных и южных районах страны, действуют маоистские повстанческие группировки наксалитов. Возникшие нередко на племенной основе для защиты местного населения от эксплуататорского произвола капиталистов и жестокости полиции, они создали огромный "красный пояс", в котором стали реальной властью. Индийские власти считают наксалитов, выступающих под красным флагом с серпом и молотом и являющихся своеобразными "робин гудами" для местного населения, главной угрозой национальной безопасности. Поэтому во многих местах в Индии лучше летать на самолетах, чем ездить на поездах или передвигаться по дорогам.

Наиболее наглядным примером терроризма на этнической почве, в основе которого также лежат обычно социально-экономические претензии к существующему порядку, можно считать разгромленных при участии ведущих стран мира ланкийскими вооруженными силами тамильских "тигров" в Шри-Ланке или многочисленные курдские группировки. Естественно, террористами они себя не считали и не считают, предпочитая термин "национально-освободительное движение". Но при том, что их претензии зачастую справедливы, методы достижения целей остаются террористическими.

Курды, не отличаясь в религиозном отношении от турок, сирийцев, иракцев и иранцев, активно действуют в трех из этих стран, распыляя свои усилия и демонстрируя, при всех своих сильных сторонах и природной воинственности, устойчивую неспособность создать свое собственное государство, чему, конечно, мешают и соседи, не желая расставаться с частью своей территории. А вот у ланкийских тамилов это де-факто получилось. ТОТИ, исповедовавшая тамильский национализм и социализм, до сих пор остается "образцовой" террористической организацией. У этой группировки была эффективная администрация, все виды вооруженных сил - вплоть до военной авиации и флота, она занималась образованием, пропагандой, работой с тамильской диаспорой. Все самое убийственное террористическое ноу-хау, которые используют сегодня террористы по всему миру, пошло от тамильских "тигров", прежде всего, обвешанные взрывчаткой смертники, в роли которых нередко выступали женщины. Одна из них взорвала на предвыборном митинге готовившегося вернуться к власти в Индии Раджива Ганди. Никто до сих пор не может сравниться с "тиграми" по числу уничтоженных в той или иной стране видных политических деятелей и военачальников. У каждого тамильского боевика в Шри-Ланке, будь он номинально индуистом или христианином, это не имело значения, была ампула с цианистым калием. Живыми в плен "сингальской армии" они попадали поэтому очень редко - в этой решимости умереть они до сих превосходят всех остальных террористов.

Почему исламские террористы - особенные?

Однако эти виды терроризма являются проблемой только внутри отдельных стран. Террористы, апеллирующие прежде всего к идеологии или этносу, не являются сегодня глобальной проблемой.

Так было поначалу и с терроризмом, который теперь называют исламским. Появление на Ближнем Востоке в 1948 году государства Израиль, выигравшего все войны со своими арабскими соседями, ущемление прав палестинского населения в еврейском государстве закономерно привело к всплеску террористической деятельности и появлению палестинских террористических группировок. При поддержке - финансами и оружием - внешних сил их число множилось, и они становились все более радикальными, развернув борьбу с Израилем и израильтянами не только в регионе, но и по всему миру, будь то Мюнхен, Париж или Энтеббе. Но все же в целом это была борьба между израильтянами, которым помогали их союзники, и палестинцами, которым помогали другие арабы и другие союзники.

В результате серии терактов в Кабуле погибли более 30 человек. Фото: Rahmat Gul/AP/TASS

По-настоящему глобальным исламский терроризм стал в связи с Афганистаном. США удалось заманить в эту страну СССР, сыграв на страхах Москвы в связи с вероятным появлением поддерживаемого американцами и враждебного СССР режима в Кабуле, который мог бы дестабилизировать оттуда советскую Среднюю Азию. Вмешавшись во внутриафганские междоусобицы, посадив в Кабуле своих марионеток, СССР оказался в положении, в котором сейчас находятся США и их союзники. Даже в худшем. Против "шурави" выступали не только многочисленные афганские региональные царьки, но и все соседние с Афганистаном государства. Из них, как и из ведущих западных стран, а также Китая афганским моджахедам через прозрачные границы устремились потоки финансирования и оружия, потянулись добровольцы. Создалась гремучая смесь из ислама, в покушении на которой обвиняли СССР, стремившийся превратить Афганистан в более современное государство и развивать его экономику в интересах самих афганцев, и терроризма. Этот коктейль после того, как СССР был вынужден уйти из Афганистана, распространился оттуда по всему исламскому миру. Новым врагом этого политизированного, замешанного на терроризме ислама оказались - помимо России - бывшие спонсоры этого проекта. А именно США и другие западные страны, а также светские или не слишком радикально настроенные арабские режимы. Государства, где имеется мусульманское население, вроде Китая.

Так и появилась эта глобальная угроза - исламский терроризм, который вызывает сегодня такую озабоченность во всем мире. Виноваты в этом практически все - США, СССР, Израиль, Китай, другие страны, пытавшиеся реализовывать свои цели, сделав ставку на "оружие слабых" или войну чужими руками. Но виноваты в этом не только внешние игроки и иностранные провокаторы. Мусульмане должны обратить внимание и на самих себя. Все ли они сами делают так, как надо? Не коренятся ли и в них самих проблемы, в которых они обвиняют других? Например, как можно обеспечить мусульманам в любой стране достойный уровень жизни при уровне рождаемости, как в секторе Газа или Пакистане с Афганистаном? Его не потянет ни одна экономика в мире! И виноваты в этом не немцы, не американцы, не русские и даже не глобальная экономика.

Наши выводы

Все признают, что ислам обладает мощным мобилизационным потенциалом. Это самая молодая и поэтому самая требовательная, самая прозелитическая из всех мировых религий. И когда она соединяется с обкатанной в течение последних десятилетий террористической инфраструктурой, массовым недовольством социально-экономическими условиями, коррупцией в различных странах, естественной слабостью их экономической базы, мы получаем то, что имеем. Создать рай на земле вряд ли получится. Тем не менее мусульмане все чаще начинают ненавидеть тех, кто им якобы мешает достойно жить. И они мечтают поскорее попасть в свой мусульманский рай, чтобы наслаждаться отсутствующими в реальной земной жизни благами и там "лицезреть Аллаха". А самым доступным для большинства нетерпеливых мусульман способом добиться этого является, увы, путь шахида. Так и появляются во все большем количестве исламские террористы: они не цепляются за жизнь, которую не ценят - и в том, что касается их самих, и других - и готовы умереть в любой момент за свою ложно понятую веру ради предполагаемого блаженства потустороннего мира.

Одна из наиболее ранних террористических группировок - иудейская секта сикариев («кинжальщиков»), действовавшая в Иудее в I веке н. э. Члены секты практиковали убийства представителей еврейской знати, выступавших за мир с римлянами и обвинявшихся ими в отступничестве от религии и национальных интересов и «коллаборационизме» с римской властью. В качестве оружия сикарии использовали кинжал или короткий меч - «сику». Это были экстремистски настроенные националисты, возглавлявшие движение социального протеста и настраивавшие низы против верхов и в этом отношении являющаяся прообразом современных радикальных террористических организаций. В действиях сикариев прослеживается сочетание религиозного фанатизма и политического терроризма: в мученичестве они видели нечто приносящее радость и верили, что после свержения ненавистного режима Господь явится своему народу и избавит их от мук и страданий. Сыграли важную роль в поражении Иудейского восстания 66-71 гг. и были уничтожены с его разгромом. В частности, их действия в осаждённом Иерусалиме привели к его разрушению после захвата города римлянами.

Терроризм в Средние века

Классическим примером террористической организации Средних веков, которая значительно развила искусство тайной войны, диверсионной практики и насильственных средств достижения цели, является секта хашашаинов («курителей гашиша»), или, в европейском произношении, «ассассинов». Около 1090 года Хасан ибн Саббах захватил в горной долине к северу от Хамадана (современный Иран) крепость Аламут. В течение последующих полутора столетий сторонники и последователи Горного Старца, под именем которого вошёл в историю основатель секты, опираясь на контролируемый район, который сегодня профессионалы антитеррора назвали бы «серой зоной», лишили покоя правящие династии на обширном пространстве от Средиземного моря Персидского залива. Движимые неясной до конца религиозной мотивацией, практически неуловимые, и от этого ещё более устрашающие адепты секты (с позиций сегодняшнего дня - боевики), убили за период своей деятельности сотни халифов и султанов, военачальников и представителей официального духовенства, посеяв ужас во дворцах правителей, существенно дестабилизировав политическую ситуацию на обширном геополитическом пространстве Востока, и затем были уничтожены монголо-татарами в середине XIII века.

История международного терроризма и антитеррористической деятельности

Понятия терроризм и террорист появились сравнительно недавно. В дополнении к Словарю Французской академии 1798 года терроризм определяется как systeme, regime de la terreur. Согласно одному французскому словарю, вышедшему двумя годами ранее, якобинцы часто употребляли это понятие устно и письменно по отношению к себе - и всегда с положительным оттенком. Однако после 9-го термидора слово террорист стало носить уже оскорбительный смысл, превратившись в синоним преступника. Вскоре это понятие достигло берегов Британии. Достаточно вспомнить знаменитые слова Эдмунда Берка, написанные им в 1795 году, где он упоминал тысячи псов ада, именующихся террористами, которых натравили на французов. Слово терроризм в те времена применялось к периоду Французской революции между мартом 1793 и июлем 1794 года и означало правление ужаса. Впоследствии термин получил более расширенное толкование и стал означать всякую систему правления, основанную на страхе. Затем, до самых недавних пор, слово терроризм - как, кстати, и партизанская война, употреблялось настолько широко и означало столько различных оттенков насилия, что вовсе утратило какой-либо конкретный смысл. Достаточно часто приходится слышать голоса, призывающие отказаться от изучения политического терроризма как особого явления на том основании, что на всем протяжении мировой истории в результате преступлений со стороны властей погибло гораздо больше людей, чем от рук террористов снизу. Возможно, так оно и есть, но, тем не менее, меня здесь интересует не проблема политического насилия в целом и не ужасы отдельных политических режимов, но гораздо более специфическое явление.

Систематические террористические акции начинаются во второй половине XIX столетия. С самого начала это течение разделилось на несколько вполне отчетливых рукавов. Так, в России революционеры вели борьбу с самодержавием в 1878-1881 годах, равно как и в самом начале XX столетия. Радикальные националистические группировки: армяне, ирландцы, македонцы, сербы пользовались террористическими методами в борьбе за национальную автономию или независимость. Затем, в 90-е годы прошлого столетия, анархисты повели пропаганду делом во Франции, Италии, Испании и Соединенных Штатах. Отдельные политические убийства в Италии и Франции вызывали большой общественный резонанс, хотя и не являлись частью какой-то общей стратегии. Что касается терроризма в Испании и Соединенных Штатах, то он обладал своей спецификой, поскольку пользовался поддержкой определенных групп населения. Так, в Соединенных Штатах идеи терроризма брали на вооружение представители рабочего движения - Молли Магуайрес, а впоследствии и Западный профсоюз шахтеров. В Испании терроризм был оружием как крестьянских, так и рабочих движений. При всех различиях в деталях и политической конкретике, у этих выступлений имелось нечто общее: они были связаны с ростом демократии, с одной стороны, и национализма - с другой. Тяготы существования, против которых выступали эти люди, присутствовали и раньше: меньшинства подвергались угнетению, авторитаризм был правилом, не знавшим исключений. Но, с распространением идей просвещения и ростом национализма социальные условия, которые прежде не вызывали протеста, стали казаться чудовищными. Однако, вооруженный протест получал шанс на успех только в том случае, если верхи изъявляли согласие играть по новым правилам, что прежде всего исключало расправу с инакомыслящими. Короче, террористические группировки могли одержать победу только над таким правительством, которое отвергало террористические методы. Такой вот парадокс вставал перед тогдашними террористами, а методы старых авторитарных режимов, отметаясь многими правительствами, брались на вооружение новыми тоталитарными государствами.

Среди многочисленных террористических движений особую роль играла Народная воля, хотя и действовала она в России лишь с января 1878 по март 1881 года. Эта организация начала вооруженную борьбу, когда один из ее членов, некто Ковальский, взялся за оружие, сопротивляясь аресту; затем Вера Засулич застрелила генерал-губернатора Петербурга, а первым пиком этой кампании террора стало убийство генерала Мезенцева, шефа Третьего отделения, в августе 1878 года. В сентябре 1879 года революционным трибуналом Народной воли был приговорен к смерти император Александр II. Впрочем, еще раньше, в апреле, некто Соловьев покушался на жизнь царя, но делал это по собственному почину. Последующие покушения на государя (попытка пустить под откос царский поезд и взрыв бомбы в Зимнем дворце) также не увенчались успехом. Царь был убит 1 марта 1881 года, и парадокс ситуации состоял в том, что большинство народовольцев к этому моменту было уже арестовано. Это событие стало одновременно и апогеем, и финалом кампании террора, и примерно на два десятилетия в России наступило затишье.

Вторая волна террора связана с деятельностью эсэров. Началось все в 1902 году, когда некто Балмашев убил министра внутренних дел Сипягина. Впрочем, за год до этого молодой дворянин Карпович застрелил министра просвещения Боголепова. Эсеры совершили три крупных убийства в 1903 году (в том числе губернаторов Оболенского и Богдановича) и два в 1904-м, а в 1905 году число убийств возросло до пятидесяти четырех. В 1906 году их было совершено восемьдесят два и в 1907-м семьдесят три. После этого волна террора пошла на убыль: три убийства в 1908-м, два в 1909-м и одно в 1910-м. Самым громким стало убийство сильной руки режима, министра внутренних дел Плеве, застреленного на петербургской улице в 1904 году. В 1905 году Каляев убил великого князя Сергея Александровича. Последним убийством, потрясшим Россию, стало покушение на Столыпина в киевском оперном театре в 1911 году. Столыпин был убит уже после того, как боевая организация эсеров прекратила существование. Его убийца был одиночкой и, возможно, двойным агентом. Не считая отдельных инцидентов, после 1911 года индивидуальный террор сошел на нет. Третья, относительно небольшая волна терроризма поднялась уже после захвата власти большевиками в 1917 году. Частично она была направлена против большевистских руководителей (были убиты Урицкий и Володарский и ранен Ленин), частично против германских дипломатов и военных дабы помешать мирным переговорам между Россией и Германией. Однако большевикам без особого труда удалось погасить этот пожар.

В последнее десятилетие ХIХ и первое ХХ века было совершено немало покушений на жизнь ведущих политиков Европы и Америки. Так, были убиты американские президенты Маккинли и Гарфилд, предпринято несколько неудачных покушений на Бисмарка и германского кайзера. В 1894 году убили президента Франции Карно, а в 1897-м премьер-министра Испании Антонио Кановаса. В 1898 году была убита австро-венгерская императрица Элизабет, а в 1900-м король Италии Умберто. Но хотя во многих случаях убийцами были анархисты, чаще всего они действовали по собственному почину, не поставив соратников в известность о своих планах. В то время все как-то позабыли, что у цареубийства вообще-то существует долгая традиция и что во Франции, например, в том же столетии имели место покушения на жизнь Наполеона и Наполеона III. Как отмечал современник, которого никак нельзя заподозрить в симпатиях к анархистам, трудно приписать им участие во всех этих многочисленных злодеяниях, в том числе и в покушениях на жизнь монархов.

До первой мировой войны терроризм рассматривался исключительно как признак левизны, хотя его индивидуалистический характер подчас плохо вписывался в общий шаблон. Но ни ирландские и македонские борцы за независимость, ни армянские и бенгальские террористы не имели никакого отношения к анархизму или социализму. Российские черносотенцы, разумеется, были террористами, но их задачей была борьба с революцией. Они учиняли еврейские погромы и убивали тех, кто состоял в оппозиции самодержавию. Черная сотня находилась на правом фланге российской политической жизни, да и основана была при содействии полиции. Но, как это часто бывает в истории террористических движений, ученик чародея сам стал колдовать. Вскоре, когда в стране пошли разговоры о перераспределении земли и сокращении рабочего дня, члены организации, созданной для поддержки монархии, стали заявлять, что лучше вообще не иметь никакого правительства, чем терпеть нынешнее. Черносотенцы поговаривали, что несколько честных офицеров, как в Сербии, способны принести стране много пользы намек на политические убийства в этой балканской стране.

После первой мировой войны террористические организации находили поддержку прежде всего у правых и сепаратистски настроенных групп, как, например, хорватские усташи, получавшие помощь от фашистской Италии и Венгрии. Хорваты требовали независимости и были готовы принимать помощь от кого угодно. Как и у ирландцев, их борьба продолжалась и после второй мировой войны. В 20-е годы систематический терроризм культивировался на перифериях новых и многочисленных фашистских движений, а также среди их предшественников, например фрайкоровцев в Германии и особенно среди членов румынской Железной гвардии. Но в целом активность боевиков оставалась в достаточно узких рамках. Наступило время массовых политических партий, как правого, так и левого толка, и анархизм перерос стадию индивидуального террора. Конечно, и в те годы случались громкие политические убийства Розы Люксембург и Карла Либкнехта в 1919-м, Ратенау в 1922-м, югославского царя Александра и французского премьера Барту в 1934-м. Поскольку последний инцидент носил международный характер и в нем было замешано четыре правительства, Лига Наций сочла необходимым вмешаться. Был вынесен ряд резолюций и основано несколько комиссий с целью борьбы с проявлениями международного терроризма. Все эти старания оказались тщетными, поскольку одни страны действительно были намерены положить конец подобным проявлениям жестокости, но другие ничего не имели против терроризма, коль скоро он лил воду на мельницу их политики. Три десятилетия спустя с похожей ситуацией столкнулась и Организация Объединенных Наций.

Как специфическое явление общественно-политической жизни терроризм имеет свою историю, без знания которой трудно понять причины и движущие силы нынешнего терроризма.

История терроризма уходит в века. Террористические акты насилия нескончаемой чередой сопровождают развитие цивилизации.

Одно из первых упоминаний связано с терактами, совершенными в 66-73 гг. до н.э. еврейской политической группировкой зелотов (буквально "ревнителей"), боровшихся методами террора против римлян за автономию Фессалонии.

В I веке н.э. в Иудее действовала секта сикариев (сика – кинжал или короткий меч), уничтожавшая представителей еврейской знати, сотрудничавших с римлянами.

В средние века представители мусульманской секты ассошафинов убивали префектов и калифов. В эти же времена политический террор практиковали некоторые тайные общества в Индии и Китае.

В Европе еще Фома Аквинский и отцы христианской церкви допускали идею убийства правителя, враждебного, по их мнению, народу.

В последующей истории можно найти примеры терроризма самого различного плана. Как символы жестокости и неоправданного насилия вошли в историю инквизиция, Варфоломеевская ночь, Великая Французская буржуазная революция, Парижская коммуна. Характерно, что само понятие "террор", по мнению некоторых специалистов, возникло именно во время Великой Французской буржуазной революции.

В начале XIX века в Европе стали возникать террористические организации, в основном революционного, уголовного и националистического характера. Именно тогда впервые появились мафия, калюра, братство партопариев.

Ряд террористических организаций носил романтическую революционную окраску (карбонарии в Италии, народничество в России). Их идейные руководители в плену иллюзий считали, что через террор можно прийти к социальной справедливости и всеобщему благосостоянию. К сожалению, эти заблуждения находят почву и сегодня.

В середине XIX века появились и свои теоретики в области террора. К ним можно отнести немецкого радикала Карла Гейнцена. В своей статье "Убийство" он отвергал понятие морали и провозглашал правомерность террора против господствующего класса. Он считал, что силе и дисциплине реакционных войск нужно противопоставить такое оружие, с помощью которого небольшая группа людей может создать максимальный хаос. И здесь Гейнцен надеялся на отравляющий газ, ракеты, а также требовал поиска новых способов уничтожения. Это – так называемая «философия бомбы».

Концепция «философия бомбы» была развита дальше и углублена в «теории разрушения» Бакунина (яд, нож и веревка).

Во второй половине XIX века террор особенно пышно расцвел на основе анархистских и националистических взглядов. Жертвами террора стали такие высокопоставленные лица, как король Франции Луи Филипп, император Фридрих Вильгельм, император Александр II и др. Терроризм становится постоянным фактором общественной жизни. Его представители – русские народники, радикальные националисты в Ирландии, Македонии, Сербии, анархисты во Франции, а также аналогичные движения в Италии, Испании, США.


До Первой мировой войны терроризм считался орудием левых. Но, по существу, к нему прибегали националисты и индивидуалисты без политических платформ.

В России после октябрьской революции вспыхнул «белый террор». Большевики ответили «красным террором». Российское анархистское движение 1917-19 гг. также свелось к экспроприациям и открытому террору, причем зачастую под видом анархистов действовали бандиты и авантюристы.

С окончанием Первой мировой войны терроризм на свое вооружение взяли правые – национал-сепаратисты и фашисты в Германии, Франции, Венгрии, «Железная гвардия» в Румынии. Созданный в фашистской Германии механизм диктатуры включал в себя отличавшийся крайней жесткостью террористический аппарат: СА, СС, Гестапо, «Народный трибунал» и др. Фашизм явился смертельной угрозой для всего человечества, поставив под вопрос существование многих народов. Использовалась тщательно разработанная система массового уничтожения людей, по некоторым подсчетам, через концентрационные лагеря прошло около 18 млн. человек всех национальностей Европы.

В середине XX века появился новый тип терроризма, который менее всего заинтересован в отстаивании политических идей, а сосредоточен на совершении любой ценой крупномасштабного акта возмездия против мирных граждан. Мотивами в этом случае часто являются искаженные формы религии, а воображаемые награды исполнитель надеется получить в ином мире.

В конце XX века проблема терроризма приобретает особое значение. Терроризм стал многоликим по своему характеру. Он совершается не только экстремистскими организациями и преступниками-одиночками, но в ряде тоталитарных государств - их спецслужбами. Наибольшую угрозу для мирового сообщества представляет международный терроризм, стремительный рост которого принес страдания и гибель большому числу людей. По данным журнала "Экономист", число жертв международного терроризма с 1968 года по 1995-й год составило 9 тысяч человек.

В 70-80 г.г. терроризм в нашей стране ассоциировался в сознании советских людей, в основном с угонами самолётов, осуществлявшихся в основном гражданами с целью незаконного вылета за рубеж.

Но таких попыток было не много, все они заканчивались неудачно для террористов, сразу засекречивались (о некоторых мы узнаём только сейчас) но в эпоху гласности один теракт наоборот широко освещался средствами массовой информации. Это захват автобуса с детьми 1 декабря 1989 года (рассказ при необходимости).

Но, как ни странно, после упрощения визового режима и выезда из нашей страны да и развала самой страны теракты на авиационном транспорте не прекратились, а наоборот их количество возросло. Судите сами:

1991 г. – 12.

Итого: 37 терактов за 11 лет.

На рубеже тысячелетий Россия первой среди крупных государств стала жертвой международного терроризма. Взрывы жилых домов в Буйнаксе (1998), Волгодонске (1999) и Москве (1999) привели к гибели более 300 человек, более 700 были ранены.

Начало XXI века вошло в историю человечества небывалым по количеству человеческих жертв террористическим актом в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года со стороны религиозных экстремистов.

В России новый век был отмечен терактом 9 мая 2002 года в г. Каспийске (Дагестан), когда погибло 45 человек, захватом 28 октября 2002 года заложников в Театральном центре на Дубровке в Москве, при освобождении которых погибло 129 человек, захватом 1 сентября 2004 года школы в г. Беслане (Северная Осетия) с более чем 1000 заложниками из числа учащихся и учителей, при освобождении которых погибло более 300 человек.