Инсценировка Басен И.А. Крылова: «Люблю, где случай, есть пороки пощипать

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Чтец:

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дерезу на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

Лиса:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перушки! какой носок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,-

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Чтец:

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, -

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

ВОЛК И ЯГНЕНОК

Чтец:

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят.

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягненка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

Кричит:

Волк:

«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

Мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву». –

Ягненок:

«Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть: что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу». -

Волк:

«Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты еще в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил:

Я этого, приятель, не забыл!» -

Ягненок:

«Помилуй, мне еще и отроду нет году», -

Чтец:

Ягненок говорит.

Волк:

«Так это был твой брат». –

Ягненок:

«Нет братьев у меня». –

Волк:

«Так это кум иль сват

И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите,

И если можете, то мне всегда вредите,

Но я с тобой за их разведаюсь грехи». –

Ягненок:

«Ах, я чем виноват?» -

Волк:

«Молчи! устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Чтец:

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

КВАРТЕТ

Чтец:

Проказница-Мартышка,

Осел,

Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет. "

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки, -

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

Мартышка:

«Стой, братцы, стой! –

Чтец:

кричит Мартышка. –

Мартышка:

Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Чтец:

Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдет.

Осел:

«Постойте ж, я сыскал секрет! –

Чтец:

Кричит Осел, -

Осел:

мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Чтец:

Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

Все:

«Пожалуй, -

Чтец:

говорят, -

Все:

возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Скажи лишь, как нам сесть!» -

Соловей:

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней,-

Чтец:

Им отвечает Соловей,-

Соловей:

А, вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь».

ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА

Чтец:

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой:

Мартышка:

«Смотри-ка, -

Чтец:

говорит, -

Мартышка:

кум милый мой!

Что это там за рожа?

Какие у нее ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

А ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:

Я даже их могу по пальцам перечесть». –

Медведь:

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» -

Чтец:

Ей Мишка отвечал.

Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Таких примеров много в мире:

Не любит узнавать никто себя в сатире.

Я даже видел то вчера:

Что Климыч на руку нечист, все это знают;

Про взятки Климычу читают,

А он украдкою кивает на Петра.

МОУ СОШ с углубленным изучением

Отдельных предметов села Большой Кукмор

Кукморского района Республики Татарстан

Сценарии басен И.А.Крылова

«Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица», «Квартет», «Зеркало и Обезьяна»

Учитель русского языка

И литературы

Галяветдинова Г.М.

2010-ый год

ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА

Чтец - Халяутдинова Зиля

Мартышка - Галимуллин Ирек

Отражение - Муфтиев Рифат

Медведь - Минемуллин Раниф

ВОЛК И ЯГНЕНОК

Чтец - Нуриева Алсу

Волк - Басаев Алмаз

Ягненок - Хафизов Зульфат

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Чтец - Юзмухаметова Зиля

Лисица - Закирова Ляйсан

Ворона - Муфтиев Рифат

КВАРТЕТ

Чтец - Галиева Зухра

Мартышка - Муфтиев Рифат

Осел - Гайфуллин Ильяс

Козел - Минемуллин Раниф

Медведь - Галимуллин Ирек

Соловей - Юзмухаметова Зиля

Тема: Урок - театрализованное представление басен И. Крылова.

Цель: Создать условия, побуждающие к выразительному чтению, яркому, насыщенному чтению разнообразных басен И.А. Крылова; стимулировать индивидуальное творчество и групповую организованную работу, расширять круг басен И. А. Крылова, ограниченный учебником.

Основные виды деятельности в плане урока:

    Организация.

    Антракт. Знакомство с иллюстрированными работами учащихся.

    Театрализованное представление.

    Обобщающая беседа по вопросам.

    Выставление оценок. Оборудование:

    Афиша.

    Рисунки детей к басням

    Программки на каждом столе.

    «Пригласительные» на урок. */■." "

    Маски героев басен.

    Атрибуты: деревья, ель, 2 пня, трибуна, музыкальные инструменты, ноты, копна сена, домик.

I . Организация.

Ведущий: Добрый день уважаемые гости.

Ведущий: Здравствуйте дорогие зрители. Мы рады приветствовать

Вас в нашем прекрасном зале.

Ведущий: Мы начинаем театрализованное представление басен Ивана Андреевича Крылова.

Ведущий: Басни Крылова тесно связаны с народным творчеством. Такие

выражения: " Да воз и ныне там", " А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь", " А Васька слушает, да ест" и многие другие, приобрели самостоятельную жизнь - стали пословицами и поговорками.

Ведущий: Из сказок перешли в басни и жадный Волк, и глупый медведь.

Ведущий: Героиню первой басни вы прекрасно знаете.

Хитрая плутовка

Рыжая головка

Хвост пушистый краса

А зовут её ....

(лиса).

II . Театрализованное представление.

Ведущий: В басне «Ворона и лисица» роль лисы сыграет Настя Парфенова.

Интересно сумеет ли она показать её во всей красе? Ведущий: Встречайте. (Басня «Ворона и лисица».)

(Ведущая выходит с зеркалом). Ведущая: Свет мой, зеркальце!

Скажи, да всю правду доложи

Я ль на свете всех милее.

Всех румяней и белее…

Да зеркало, в тебе отражается даже то, чего не хотелось бы видеть. Ведущий: Героиня следующей басни никогда не расстается с этим предметом. Ведущий: «Зеркало и обезьяна». (Чтение басни.)

Ведущий: В народе говорят «Делу время, потехе час».

Ведущий: А еще говорят: « Сделал дело, гуляй смело».
Ведущий: Или: «Труд кормит, а лень портит».

Ведущий: А я еще одну знаю: «Работа не волк, в лес не убежит».

Я, наверно не то сказал.
Ведущий: Нет, Вася, ты прав, «Лентяю, что ни день, то праздник».

Именно так вела себя героиня басни.
Ведущий: «Стрекоза и Муравей».
(чтение басни.)
Ведущий: Что такое перед нами

Две оглобли за ушами

На глазах по колесу

И сиделка на носу (Очки)

Ведущий: Что это, ребята?

Ведущий: Да, если не узнать, для чего нужны очки, то можно стать «слепым

котёнком».
Ведущий: Нет, Вася, не котёнком, а незрячей мартышкой.

Ведущий: «Мартышка и очки».

III . Антракт. Знакомство с иллюстрациями детей.

Ведущий: А сейчас - Антракт.

Ведущий: Во время небольшого перерыва Вы можете посмотреть рисунки

наших художников. (Музыкальная пауза.)

IV . Театрализованное представление . (продолжение чтения и инсценирования басен И.А.Крылова)

Ведущий: Уважаемые зрители, гости! Мы просим Вас занять свои места.

Ведущий: Собрались музыканты

На зеленый лужок.

Приносили музыканты,

Кто сопелку, кто рожок.
Ведущий: Я и ты - это дуэт. А мы сейчас послушаем квартет.

Интересно, знает ли кто-нибудь из зрителей, сколько музыкантов

занято в квартете. (4) (Басня «Квартет».)

Ведущий: Знаете, Вы все сегодня нарядные, а ты, Вася, красивее всех.

Какой интересный у тебя пиджак, пуговицы самые яркие.

Он тебе идет.

Ведущий: А Вы, Ирина Анатольевна, просто восхитительны, прическа супермодная. ...
Ведущий: Спасибо, Вася, но не кажется ли тебе, что мы сейчас очень похожи на героев басни «Кукушка и петух». О нас сейчас можно сказать следующими словами: « Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку». (Басня « кукушка и петух».)

Ведущий: У меня зазвонил телефон.

Кто говорит? (Слон)

Ирина Анатольевна, а Вы видели когда-нибудь слона?
Ведущий: Ну, вообще-то да, в зоопарке.

Ведущий: Ну и как он вам?

Ведущий: Зрелище, конечно, ещё то. Огромный! Впечатляет!

Ведущий: Вот и в басне « Слон и Моська» он видимо произвел большое

впечатление на одну из героинь.
Ведущий: И что?

Ведущий: А вот что, давайте посмотрим. :" Ведущий: Басня «Слон и Моська».

(Сценка.)7

Ведущий: Если взять кота и льва, как ты думаешь, кто из них сильнее.

Ведущий: Я думаю лев.

Ведущий: А вот крыса из басни «Крыса и мышь» считает, что от когтей кота

Лев никуда ни денется.

Ведущий: И верно говорят: «У страха глаза велики».

V . Обобщающая беседа.

Учитель: Итак, Вы просмотрели и прослушали басни Крылова.

Он умел писать интересно и смешно. Понравились ли Вам басни? (Ответы детей.)

Учитель: А что такое басни?

(Ответ: короткий рассказ в стихотворной форме и обязательно с какой-то моралью.)

Учитель: Какова цель басни?

(Дети: высмеивание человеческих пороков, недостатков.) Учитель: Кто чаще всего герои басен Крылова? (Дети: животные, вещи.)

Учитель: А знаете ли Вы еще каких-нибудь баснописцев?

Дети: Эзоп, Лафонтен, Толстой, Михалков.

Учитель: Вспомните несколько «крылатых» фраз Крылова? (Ответы детей.)

VI . Выставление оценок.

Учитель: Урок окончен. Всем спасибо.

________

Уважаемая

Приглашаем вас на урок театрализации - «Басни Крылова»,
который состоится в кабинете №29 в.

__________________________

Виктор Владимирович Лысенко
Сценарий спектакля по мотивам басен Крылова

В. Лысенко

А вот о том как в баснях говорят.

/По басням И. А. Крылова/

Действующие лица :

Стрекоза

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Играют :

1-я Сорока

2-я Сорока

Лесная опушка редкого леса. Влетают три вороны.

1-я Сорока. Уж сколько раз твердили миру,

2-я Сорока. Что лесть гнусна,

1-я Сорока. Гнусна!

2-я Сорока. Вредна.

1-я Сорока. Вредна!

2-я Сорока. Но только все не впрок.

Ворона (Сквозь закрытый клюв)

Вороны (вместе) . Что, что?

Ворона (Сквозь закрытый клюв) . И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Ворона осторожно вынимает сыр из-за рта

Ворона. Я говорю. И в сердце льстец всегда отыщет уголок!

2-я. Сорока. Вороне бог послал кусочек сыру?

Ворона. На ель подружки взгромоздясь,

Позавтракать я сыром собралась,

Вороны (Вместе) . Да?

1-я Сорока. Чего задумалась, а?

Ворона. Так сыр во рту держала.

Вороны (Увидев лису) . Вот и беда! Лиса близехонько бежала-а-а-а-а.

Лиса. Сырный дух

Ворона бегает пританцовывая.

2-я Сорока. Лису остановил :

Лиса. О бог ты мой, я вижу сыр,

1-я Сорока. Лисицу сыр пленил,

2-я Сорока. Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

(вместе) Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

1-я Сорока. И говорит так сладко, чуть дыша…

Лиса. Голубушка, как хороша!

Вороны (удивляясь) . Хороша?.

Лиса. Ну, что за шейка, что за глазки!

1-я Сорока. Рассказывает, так…

2-я Сорока. Ну, прямо, сказки!

Лиса. Какие перышки, какой носок!

Вороны (вместе) . Нос как нос…

Спой, светик, не стыдись!

Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!

Вороны (вместе) . Царь-птица?.

1-я Сорока. Вещуньина с похвал вскружилась голова?

2-я Сорока. От радости в зобу дыханье сперло?

И приветливы Лисицыны слова

Ворона открывает рот сыр выпадает

1-я Сорока. Ворона каркнула…

2-я Сорока. Во все воронье горло :

Ворона. Сыр выпал - с ним плутовка такова.

Сороки сорятся

ВОЛК И ЯГНЕНОК

Играют :

1-я Сорока

2-я Сорока

Опушка леса где-то не далеко журчит ручей. На пне сидят, изнывая от жары две болтливые Вороны.

1-я Сорока. У сильного всегда бессильный виноват :

2-я Сорока. В истории мы тьму примеров слышим

1-я Сорока. Но мы истории не пишем.

2-я Сорока. А вот о том как в баснях говорят.

Вороны (вместе) . Мы постоянно видим.

Входит ягненок

Ягненок. Кокой же жаркий день пойду к ручью напиться :

1-я Сорока. Не надобно беда случиться!

2-я Сорока. Ведь около тех мест голодный рыщет Волк.

Появляется Волк

Волк. Ягненка вижу я, добыча ты моя!

Я, делу дам законный вид и толк,

(Кричит) Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

С песком и с илом?

За дерзость такову,

Я голову с тебя сорву.

Ягненок. Когда светлейший Волк позволишь,

Осмелюсь я сказать, что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно ты изволишь,

Питья мутить тебе никак я не могу.

Волк. По-твоему я лгу!

Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты еще в запрошлом лете,

Мне здесь же как-то нагрубил;

Я этого, приятель, не забыл!

Ягненок. Помилуй, мне еще и от роду нет году.

Волк. Ягненок говорит! Так это был твой брат.

Ягненок. Нет братьев у меня.

Волк. Так это кум иль сват.

И, словом, кто-нибудь из вещего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите,

И если можете, то мне всегда вредите;

Но я с тобой за их разведаюсь грехи!

Ягненок. Ах, я в чем виноват?

Волк. Молчи! Устал я слушать.

Некогда мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.

Я все сказал!

Ягненок. Потащишь в темный лес?

Волк. Как хочется мне кушать…

Берет за шкирку ягненка и уводит

Сороки (Рыдают) . И в темный лес, Ягненка поволок.

Волк и Лиса

/по одноименной басне А. Крылова/

Герои :

Входит волк обозленный

Волк. Охотно мы дарим,

Что нам не надобно самим.

С лисою это мы здесь уясним,

Плутовка рыжая мне нынче соврала

И так мне сладко хитренько лгала

Ведь голод тут, а не в лесу.

Сейчас спрошу об этом я лису.

Волк воя уходит. Входит лиса.

Лиса. В курятник дверь хозяин не закрыл ,

Наверное, по глупости забыл.

Я туда, раз дверь открыта,

Курятинки наелась, теперь сыта.

Припрятала еще я про запас,

Я в это деле лучший ас!

Который час? Пора поспать.

Ведь надо лисам отдыхать.

Лиса устраивается под кустом. Входит волк.

Волк. Гляди, заснула, сладко спит,

Лиса просыпается

Лиса. Мой серый друг, чего случилось,

Болячка что ли прицепилась?

Ты воешь, словно зуб сломал,

Что, от охотников бежал?

Волк. Я вою тут от голода, и мне не спится!

Ни косточкой не мог нигде я поживиться;

Желудок воет и свербит.

Меня так голод и морит;

Собаки злы, пастух не спит,

И как мне рыжая, не злится?

Скрутило так, хоть удавиться!

Лиса. И неужели припекло?

Волк. Так крутит, словно там стекло,

Лиса. Бедняжка что творится?.

Так дело не годится.

А может, отведаешь листочков?

Волк. Ты предложи еще грибочков.

Лиса. Я другу услужить готова.

Волк. Листочки, - да мне б мясного!

Лиса. Нет у меня, но я готова

Как разыщу…

Волк. Ты врешь мне снова!

Лиса. Мой серый друг клянусь тебе

Помочь в твоей большой беде.

Твою проблему решать пойду

А может я гляди найду.

Лиса уходит.

Волк. Эх, рыжая…

Лиса возвращается.

Лиса. Что серый рыцарь мой?

Волк. Обласкан по уши тобой,

Пойду без ужина домой.

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Действуют :

1-я Сорока

2-я Сорока

Стрекоза

Влетают Сороки

1-я Сорока. Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

2-я Сорока. Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Стрекоза. Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым мне листком

Был готов и стол и дом.

1-я Сорока. Все прошло : с зимой холодной

Стрекоза. Нужда, голод настает;

2-я Сорока. Что стрекоза ты не поешь?

Стрекоза. И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

1-я Сорока. Злой тоской удручена,

К Муравью пойди тогда.

Муравей весь в работе

Стрекоза. Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!

Муравей. Кумушка, мне странно это :

Да работала ль ты в лето?

2-я Сорока. Вот тебе и Муравей.

Стрекоза. До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Муравей. Так что голову вскружило?

Стрекоза. Так что голову вскружило. (плачет)

Муравей. А, так ты.

Стрекоза. Я без души

Лето целое все пела.

Муравей. Ты все пела? Это дело :

Так поди же, попляши!

Александр Измайлов

Совет мышей

Действуют :

Кот. Все мастера учить других,

А если дело вдруг дойдет до нас самих,

То исполнять всегда так трудно.

Появляется кот, из нор вылезли мыши и хаотично суетятся кот пытается их поймать но безуспешно. Наткнувшись на ворону отмахнулся от нее мол несъедобная.

Кот (Хвастаясь перед вороной) .

В мучном амбаре

Я такой удалый был…

Мыши (Кривляя кота) Я такой удалый был.

Кот (Свирепея) . Что! Менее недели

Я вас мышей до сотни задавил!

Мыши (Грустно) . Задавил…

Кот. Десяток или два кой-как уж уцелели…

Миши. Уцелели!

Кот. А ну по норах разбежались!

Потягивается и зевает.

Пойду на крышу да посплю,

От мышь негодных отдохну.

Мыши тихо подходят к коту

1-я Мыша. Что делать? выйти – страх!

2-я Мыша. Не выходить - так смерти ждать голодной.

Подходят к коту, кот поворачивается громко зевая. Мыши разбегаются.

На лаврах отдыхает

Кот сытый и дородный.

Друзья на кровлю кот ушел,

Всегда кошачье там привольное гулянье.

Как хорошо, что нас он не нашел!

3-я Мыша. Повыбрались все из нор? Откроем заседанье!

И будем рассуждать!

Миши (хором) . И будем рассуждать!

Какие меры нам против Кота принять!

1-я Мыша (Посмотрев в сторону кота) .

Я! Мышь умная, которая бывало,

В подвалах и на чердаках

Изгрызла умных книг немало,

Совет я дам в таких словах!

Сестрицы! отвратить грозящее нам бедство

Я нахожу одно лишь средство!

Все Мыши. Простое самое?

1-я Мыша. Оно в том состоит,

Чтоб нашему злодею,

Когда он спит,

Погремушку привязать на шею!

3-я Мыша. Далеко ль, близко ль Кот, всегда мы будем знать,

И не удастся нас врасплох ему поймать.

Прекрасно?

Все Мыши. Ах, прекрасно!

3-я Мыша. Кричали все единогласно?

2-я Мыша. Зачем откладывать? Как можно поскорей

Коту погремушку мы привяжем,

Уж то-то мы себя покажем!

Идут к коту проверяют, спит или нет

1-я Мыша. Ай, славно! Не видать ему теперь Мышей

Так точно, как своих ушей!

Всё очень хорошо; привязывать, кто ж станет?

3-я Мыша (Трусливо) . Благодарю!

1-я Мыша. Так ты.

2-я Мыша (Недоверчиво) Я посмотрю,

Как духа у тебя достанет!

1-я Мыша. Однако ж…

Миши (вместе) . Надобно.

2-я Мыша. Что долго толковать?

Кто сделал предложенье,

Тому и исполнять.

2-я Мыша. Ну, умница, свое нам покажи уменье?

1-я мыша крадется к коту и тут же испугавшись, прячется

Что умница за это тоже не взялась?

А почему же так?.

3-я Мыша. Да лапка затряслась!

Кот. Миши ах негодные не дают спать Вот я…

Финал все персонажи Басен на сцене


Подготовила Петрунина Л.Б ., учитель начальных классов

Цели:

    Показать мастерство Крылова-баснописца в изображении характеров героев, афористичность языка басен, близость их к разговорной народной речи;

    развивать творческие и актёрские способности учащихся;

    формировать чувство прекрасного, интерес к творчеству И.А. Крылова и литературе в целом;

    прививать любовь и интерес к чтению.

Участники : учащиеся 4 класса

Оформление:

Сцена условно делится на две части; каждая из них в нужный момент освещается и декорирована соответствующе; в правой части сцены - кресло и стол под старину; на кресле с пером в руке и листом бумаги будет сидеть артист в облике баснописца Крылова, на столе свеча; мультимедийная установка, презентация.

Эпиграф :

« Люблю, где случай есть, пороки пощипать» И.А.Крылов

Ход мероприятия:

СЦЕНА 1

Звучит музыкальный фрагмент. Раскрывается занавес. Освещена вся сцена. Все артисты в костюмах своих героев на соответствующих частях сцены. Артист в облике баснописца Крылова сидит на кресле и «пишет». Музыка слегка приглушается.

Ведущий 1: Как разумно устроен мир! Каждый человек сам выбирает: каким ему быть – добрым или злым, правдивым или лживым, самоотверженным или трусливым. Каждый из нас сам решает, какой дорогой ему идти, какие поступки совершать, какие дела творить – хорошие или плохие, полезные или вредные, добрые или злые.

Ведущий 2: Но стоит признать: мы все отвечаем друг за друга и за все, что совершается вокруг. Мы все несем ответственность… И не только за себя, но и за всех, с кем связаны, кто живет среди нас… Народная мудрость гласит:

Артист 1: Береги платье снову, а честь смолоду.

Артист 2: Выгода на миг, доброе имя навек.

Артист 3: Платье черненько, да совесть беленька.

Артист 4: Работай боле, тебя помнить будут доле.

Артист 5: По заслугам и честь.

Артист 6: Глаза – мера, душа – вера, а совесть – порука.

Артист 1: Живи своим умом, а честь расти трудом.

Артист 2: Добрая слава лежит, а дурная далеко

бежит.

Артист 3: Каков есть, такова и честь.

Артист 4: Жизнь дана на добрые дела.

Артист 5: Добрая слава дороже богатства.

Ведущий 1: Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова учат нас быть правдивыми, добрыми, бескорыстными, благородными, совестливыми, справедливыми. Они призывают нас не ставить себя выше других, совершать добрые поступки, полезные дела, любить Родину.

Ведущий 2: Перелистаем страницы басен и сделаем для себя выводы на всю жизнь…

Звучит музыкальный фрагмент. Приглушается свет на всех частях сцены, кроме той, где на кресле сидит артист в образе баснописца Крылова. Артисты в образах героев басен замирают.

СЦЕНА 2

Баснописец (отрываясь от листа бумаги, в раздумье):

Как часто я слыхал такое рассужденье:

«По мне пускай что хочешь говорят,

Лишь был бы я в душе не виноват!»

Нет; надобно еще уменье,

(обращаясь к залу, назидательно) …Вам знать всего нужнее,

Что слава добрая вам лучше всех прикрас

И что она у вас

Весеннего цветка нежнее.

Как часто и душа и совесть в вас чиста,

Но лишний взгляд, словцо, одна неосторожность

Язвить злословью вас дает возможность –

И ваша слава уж не та.

Ужели не глядеть? Ужель не улыбаться:

Не то я говорю; но только всякий шаг

Вы свой должны обдумать так,

Звучит музыкальный фрагмент.

«Оживают» артисты, участвующие в мизансцене. Музыка приглушается .

СЦЕНА 3 Инсценировка басни

«Демьянова уха»

Маленький стол и 2 стула. Фока, распоясанный, доедает из тарелки остатки супа и, пыхтя, отваливается на спинку стула.

Демьян сидит напротив, но сам не ест. Встает, подливает Фоке ухи и снова садится.

Жена Демьяна – в сарафане, платке, в руках полотенце, которым она вытирает тарелки. Осуждает Демьяна за навязчивость, даже с каким-то страхом следит, как Фока доедает.

Демьян: "Соседушка, мой свет!

Пожалуйста, покушай". -

Фока: "Соседушка, я сыт по горло". - Демьян:" Нужды нет,

Еще тарелочку; послушай:

Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!" -

Фока: "Я три тарелки съел". - Демьян: "И, полно, что за счеты:

Лишь стало бы охоты,

А то во здравье: ешь до дна!

Что за уха! Да как жирна:

Как будто янтарем подернулась она.

Потешь же, миленький дружочек!

Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!

Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!" -

Жена Демьяна (неодобрительно):

Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку

И не давал ему ни отдыху, ни сроку;

А с Фоки уж давно катился градом пот. (Фока вытирает пот)

Однако же еще тарелку он берет:

Сбирается с последней силой

(удивленно и восхищенно) И - очищает всю. Демьян: "Вот друга я люблю! -

Вскричал Демьян. - Зато уж чванных не терплю.

Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!"

Тут бедный Фока мой,

Как ни любил уху, но от беды такой,

Схватя в охапку

Кушак и шапку,

Скорей без памяти домой -

Фока, выскочив из-за стола, прыгает с эстрады прямо за кулисы, а оттуда опасливо пробирается на авансцену и, отдуваясь и грозя пальцем, заявляет зрителям:

И с той поры к Демьяну ни ногой.

Крылов:

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;

Но если помолчать вовремя не умеешь

И ближнего ушей ты не жалеешь,

То ведай, что твои и проза и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

Инсценировка басни

«Осел и Соловей»

(пение соловья)

Осёл : Осёл увидел Соловья

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твоё услышав пенье,

Велико ль подлинно твоё уменье?».

(Во время пения соловья на сцену выходят, обнявшись, три девочки, с другой – два мальчика: они тоже пришли послушать пение соловья)

Соловей (дирижирует, оглядывает все кругом):

Тут Соловей являть свое искусство стал:

Защёлкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало всё тогда

Любимцу и певцу Авроры:

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался

И только иногда,

Внимая Соловью, пастушке улыбался.

Скончал певец.

Осёл (очень важно, медленно, многозначительно) :

Осел, уставясь в землю лбом:

«Изрядно, - говорит, - сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Ещё б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился».

Крылов:

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул и - полетел за тридевять полей.

(Все мальчики и девочки)

Викторина для болельщиков «Из какой басни фраза?»

1.Лето красное пропела

2.С ним была плутовка такова

3.А воз и ныне там

4.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

5. «Соседка, перестань срамиться» – ей шавка говорит

Инсценировка басни

«Стрекоза и Муравей»

Сле ва из глубины на авансцену выходит съежившаяся, дрожащая от холода Стрекоза. В руке – зонт в виде большого желтого кленового листа. На Муравье рабочий фартук, в руках молоток.

Чтец слева: Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

(Чтец подбрасывает вверх горсть мелко нарезанных белых бумажек, осыпая Стрекозу снегом)

Стрекоза: Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым мне листком

Был готов и стол и дом.

Чтец: Всё прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настаёт;

Стрекоза уж не поёт; (Чтец подходит к Стрекозе и участливо кладет ей руку на плечо.

Стрекоза (отталкивает его и неожиданно грубо отвечает):

И кому же в ум пойдёт

На желудок петь голодный!

Чтец (показывает домик Муравья) Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

Стрекоза (требовательным, капризным тоном ):

«Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» - Стрекоза лезет в дом Муравья, не дождавшись разрешения

Муравей (выходит из-за занавеса) «Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» -

Говорит ей Муравей.

Стрекоза «До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас -

Песни, резвость всякий час,

Так что голову вскружило».

Муравей «А, так ты...» -

Стрекоз а «Я без души

Лето целое всё пела». -

Муравей «Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!»

Муравей за плечи легонько выталкивает стрекозу из дома

Инсценировка басни «Квартет»

На сцену выбегает Мартышка со свертком нот в руках. Она ищет подходящую поляну, считает пни – прекрасно! – и зовет остальных.

Чтец: Проказница-Мартышка,

Осёл,

Козёл

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Мартышка : Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки, - (Мартышка всех рассаживает)

Пленять своим искусством свет.

И-и-и раз!» - скомандовала, взмахнув прутиками, Мартышка)

Чтец Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

(Чтец заткнул уши и отбежал подальше)

Мартышка «Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. -

Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Чтец Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдёт.

Осёл «Постойте ж, я сыскал секрет? -

Кричит Осёл, - мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Чтец Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А все-таки Квартет нейдёт на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

Звери вместе: «Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Скажи лишь, как нам сесть!» -

Соловей «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, -

Им отвечает Соловей, -

Всё в музыканты не годитесь».

Викторина «Что это за басня?»

Инсценировка басни

«Свинья под дубом»

Свинья Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

Ворон : «Ведь это дереву вредит, -

Ей с Дубу Ворон говорит, -

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

Свинья «Пусть сохнет, - говорит Свинья, -

Ничуть меня то не тревожит,

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;

Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею». -

Дуб : «Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти жёлуди на мне растут».

Крылов:

Невежда так же в ослепленье

Бранит науку и ученье

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Инсценировка басни

«Ворона и Лисица»

Крылов:

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Чтец стоит слева. Ворона держит сыр во рту (м.б.плавленый сырок в блестящей обертке)

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

(Ворона разворачивает сыр, нюхает его, зажмуривается от удовольствия и наполовину засовывает сыр в рот)

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

Слева появляется Лиса. На руке – хозяйственная сумка. Добежав до середины сцены, она останавливается, открывает сумку, достает куриное яйцо, любуется им, собирается разбить, и вдруг замирает

На ту беду, Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, -

Лисицу сыр пленил,

Водит носом и замечает Ворону и сыр. Быстро укладывает яйцо в сумку, прихорашивается, направляется к дереву. Ворона выглядывает из-за дерева, она настороже.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Лиса, чтобы усыпить подозрения Вороны, отошла назад, уселась на пенек и продолжает говорить как бы сама с собой.

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Ворона прислушивается, высовывается из-за дерева все больше, любуется собой, вытягивая то одну руку, то другую.

Какие пёрышки! Лиса поднимается, вздыхает, идет мимо дерева, направляясь в правую кулису. Опять, как будто случайно, замечает Ворону и прямо взвизгивает от восторга.

какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

(как будто осененная мыслью, молит) Спой, светик, не стыдись!

(дирижирует И раз, и два, и три) Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло, -

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё вороньё горло:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

(Лиса подбирает сыр, сует его в свою сумку и, послав Вороне воздушный поцелуй, убегает)

Викторина для болельщиков «Узнаем героя по реплике!»

Инсценировка басни «Волк и Ягненок»

Чтец на авансцене справа. Ягненок на корточках лицом к левой кулисе, «пьет», зачерпывая воду ладошкой. Слышится завывание Волка, потом справа выходит он сам. Идет не по прямой, а сворачивая то вправо, то влево. Натыкается на чтеца, тот испуганно шарахается от него. (Ягненок- нагрудничек, шапочка с помпоном, Волк – рукавицы с когтями)

Крылов:

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят.

Чтец Ягнёнок в жаркий день зашел к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягнёнка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

(Ягненок оборачивается и вскакивает)

Здесь чистое мутить питьё

Моё

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву». -

(Ягненок, трясясь от страха, даже заикаясь)

« Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его

шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу». -

(Волк прикидывается оскорбленным, он благородно возмущен)

«Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты ещё в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил:

Я этого, приятель, не забыл!» -

(Ягненок с достоинством, ведь он прав)

«Помилуй, мне еще и отроду нет году», -

Ягненок говорит. «Так это был твой брат». -

«Нет братьев у меня». - «Taк это кум иль сват

И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите

И, если можете, то мне всегда вредите,

Но я с тобой за их разведаюсь грехи». -

(Ягненок обреченно) «Ах, я чем виноват?» - (Волк цинично, грубо, откровенно озлобленнно) «Молчи! устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». -

Сказал и в тёмный лес Ягнёнка поволок.

Инсценировка басни

«Кукушка и Петух»

Чтец и Воробей – одно и тоже лицо. «Ку-ку, ку-ку!» - раздается слева. Чтец прислушивается и объявляет: «Кукушка..» «Кукареку!» - доносится справа. «Петух!» - объявляет чтец. Появляется Петух. Он занят делом – разгребая ногой землю и не глядя по сторонам. Скажут в лицо приятные слова, а потом отвернутся к зрителям, подмигнут им, передразнят друг друга втихомолку. Снова повернутся – и опять восторженные улыбки и слова. Вперемежку с текстом оба поют, принимая красивые позы, то заламывая руки, то прижимая их к сердцу. Петух вырывает из своего хвоста яркое перо и преподносит его Кукушке, а та вырывает цветок и вдевает его Петуху в петлицу.

Кукушка (насмешливо) «Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!» -

«А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всем лесу у нас такой певицы нет!» -

«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова». -

«А ты, красавица, божусь,

Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь,

Чтоб начала ты снова...

И чист, и нежен, и высок!..

Да вы уж родом так: собою невелички,

А песни - что твой соловей!» -

«Спасибо, кум; зато, по совести моей,

Поёшь ты лучше райской птички.

На всех ссылаюсь в этом я».

Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!

Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, -

Все ваша музыка плоха!..»

Крылов:

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.

На сцену выходят все артисты:

Избави Бог и нас от этаких судей.

Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!

А вы, друзья, как ни садитесь;

Всё в музыканты не годитесь

Невежда так же в ослепленье

Бранит науку и ученье

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды

У сильного всегда бессильный виноват

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку

Баснописец: Да, надобно еще уменье,

Коль хочешь в людях ты себя не погубить

Всякий шаг

Вы свой должны обдумать так,

Чтоб было не к чему злословью и придраться.

Все артисты (хором, обращаясь к зрителям):

Запомним: всякий шаг мы «свой должны обдумать так, /

Чтоб было не к чему злословью и придраться»!

Звучит музыкальный фрагмент.

Дата публикации: 10.06.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

ГБОУ РО «НЕКЛИНОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ С ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЛЁТНОЙ ПОДГОТОВКОЙ ИМ. 4-Й КРАСНОЗНАМЁННОЙ ВОЗДУШНОЙ АРМИИ»

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЦЕНАРИЙ ОБЩЕШКОЛЬНОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Мораль сей басни такова»

КОНКУРС ИНСЦЕНИРОВОК БАСЕН И.А.КРЫЛОВА

РАЗРАБОТАЛ:

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕТЕРЕВЯТНИКОВА Н.Ф.

ТАГАНРОГ

Люблю, где случай есть, пороки пощипать

И. А. Крылов

Дата проведения: ___________ февраля 2016г.

Место проведения: актовый зал школы

    Воспитание патриотизма: поддержание устойчивого интереса к родному языку и литературе, истории своей страны;

    Выявление и поддержка одарённых детей;

    Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков воспитанников (актёрского мастерства, выразительного чтения, декламации, художественного пересказа);

    Формирование чувства прекрасного, любви к чтению

Оформление зала:

    Художественно оформленные цитаты - «морали » басен И.А.Крылова, цитата-эпиграф;

    Портрет баснописца;

    Мультимедийная установка;

    Презентация «Басни дедушки Крылова»;

    Презентации для художественных номеров (по классам);

    Видеоролик «Лётная школа читает Крылова»;

    Стол жюри; протоколы подведения итогов; сценарий мероприятия.

Оформление сцены:

    Кресло и стол под старину; в кресле с пером в руке и листом бумаги - артист в облике баснописца Крылова; на столе свеча.

Участники: воспитанники I, II курсов, педагоги школы.

Оргкомитет смотра-конкурса

Учителя русского языка и литературы

Жюри конкурса

Представители администрации школы, воспитатели взводов.

Критерии оценки и требования к выступлениям:

    Уровень декламации: внятность и слышимость речи; правильность ударений;

    Уровень исполнительского мастерства, артистичность и сценическая культура;

    Уровень художественного вкуса в подборе костюма, декораций, реквизита;

    Оригинальность интерпретации басни;

Регламент выступления:

Время выступления не ограничено

Подведение итогов конкурса

Победители и призёры конкурса в каждой возрастной группе награждаются грамотами.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

На экран сцены выведена презентация «В гостях у И.А. Крылова». Звучит музыкальный фрагмент «Бабочки» Франсуа Куперена, французского композитора, органиста и клавесиниста XVIII века.

Зрители проходят в зал, занимают свои места.

Под музыку Преображенского марша в форме офицеров 1812 года выходят ведущие.

Господа, вы слышали? Баснописец Крылов написал новую басню «Волк на псарне» и прислал её лично фельдмаршалу.

Да-да! Говорят, сам Кутузов указал на себя, как на ловчего, и, снявши шапку, провел рукой по седым волосам, читая слова: «А я, приятель, сед».

А Волк - это, конечно, вероломный Наполеон.

Настоящий патриот, господа, настоящий патриот наш дедушка Крылов.

ВЕДУЩИЙ 1. (В образе поэта XIX века)

Славных лиц в России много:

Тех, кто край родной любя.

Укреплял державу строго,

Не жалел в трудах себя.

Тот эскадру вёл отважно,

Тот солдат, тот славный князь.

Дел узор вплетали важный

В историческую связь.

Нить истории прекрасна

Златом добрых славных дел.

Жизнь того лишь не напрасна,

За Отчизну кто радел.

ВЕДУЩИЙ 2. (В образе поэта XIX века)

Любя Отечество, люблю я тех душою,

Которы общею не страждут слепотою.

На моды не смотря, привыкли тем гордиться,

Что привела судьба их русскими родиться.

В числе их ты, Крылов!..

ВЕДУЩИЙ 3. (В образе поэта XIX века)

Где нужно, он навесть умеет

Своё волшебное стекло,

И в зеркале его яснеет

Суровой истины чело.

Весь мир в руках у чародея,

Все звери дань ему несут.

Но дудке нашего Орфея

Все звери пляшут и поют.

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль.

Он баснями себя прославил.

И слава эта - наша быль.

ВЕДУЩИЙ 4. (В образе поэта XIX века)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессметные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Ведущий-Крылов (растроганно; с пером и бумагой):

Спасибо, спасибо, друзья поэты! Спасибо, друзья!

(В раздумье, обращаясь к залу, назидательно):

Как часто я слыхал такое рассужденье:

«По мне пускай что хочешь говорят,

Лишь был бы я в душе не виноват!»

Нет; надобно ЕЩЁ уменье,

Коль хочешь в людях ты себя не погубить

Друзья, вам знать всего нужнее,

Что слава добрая вам лучше всех прикрас

И что она у вас

Весеннего цветка нежнее.

Как часто и душа и совесть в вас чиста,

Но лишний взгляд, словцо, одна неосторожность

Язвить злословью вас дает возможность -

И ваша слава уж не та.

Ужели не глядеть? Ужель не улыбаться:

Не то я говорю; но только всякий шаг

Вы свой должны обдумать ТАК,

Чтоб было НЕ к чему злословью и придраться.

(Садится в кресло у стола под старину; на столе свеча, чернильница, перо, бумага).

(Качая головой):

Уж сколько раз твердили миру,

Что в баснях есть мораль, но только все не впрок.

Невеждам, неучам, лентяям и невежам

Хочу сегодня я преподнести урок.

Мы вместе вспомним басни дедушки Крылова,

Их мудрая мораль жива века.

Быть может, кто-то в них узнает друга,

Иль словно в зеркале, увидит он себя.

Вот лучший мне подарок в День Рожденья!

Друзья мои, порадуйте меня!

На сцене пусть царит сегодня вдохновенье,

И дружба, и веселье пусть царят!

Воспитанников лётной школы славный, дружный,

Литературно одарённый коллектив!

Под руководством педагогов ваших

Скорее в путь! Пусть лучший победит!

Позвольте вам, друзья, представить

Тех, кто судьбами сегодня правит.

Представление жюри конкурса.

Баснописец.

Сегодня, в век борьбы с коррупцией и казнокрадством

Инсценировка басни «Щука» особо актуальна, Вам признаться.

Плутовку-Лисоньку покажет без прикрас

11 «Б» класс.

Инсценировка басни «ЩУКА»

Баснописец.

Министры сколько раз твердили миру:

«Пора образование менять!».

Какие же всех ждут нас перемены,

Покажет 10 «Б» − наш просвещённый класс.

Инсценировка басни «ВОСПИТАНИЕ ЛЬВА»

Баснописец.

Как счастливы в друзьях бываем мы!

Тот нас ушицей угостит, а этот - добрым словом.

Насколько лучше было б, скажем мы,

Порой помочь нам ДЕЛОМ, а не разговором!

Об этом басня, что покажет всем

Наш артистичный класс 11 «Ж».

Инсценировка басни «КРЕСТЬЯНИН В БЕДЕ»

Баснописец.

О взяточниках скажут тут,

Что рыльце у него в пуху.

По этой актуальнейшей проблеме

10 «Е» представит рассужденье.

Инсценировка басни «ЛИСИЦА И СУРОК»

Баснописец.

А следующий сюжет нам с детства всем знаком:

Когда в товарищах нет пониманья цели, согласья нет и нет к работе страсти,

То дело - нам 10 «Ж» поведает о том -

Не сдвинется, как воз из всем известной басни.

Инсценировка басни «ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК»

Баснописец.

Ну, до чего же трудно нам, мужчинам,

Бывает девушек понять, разборчивых, спесивых.

11 «Е» на этой сцене, здесь

Девицам всем урок сумеет преподнесть.

Инсценировка басни «РАЗБОРЧИВАЯ НЕВЕСТА»

***********************************************

Друзья! Позвольте конкурса лиричное теченье

Прервать смиренной прозой тут.

Дадим жюри немного поработать.

А зрителям … не то, чтоб отдохнуть,

А эрудицией блеснуть!

Задание: Продолжите афоризмы - крылатые слова из басен Ивана Андреевича Крылова.

    А ларчик ….. просто открывался.

    Хоть видит око, …….. да зуб неймёт.

    Слона - то …. я и не приметил.

    От радости ……… в зобу дыханье спёрло.

    А Васька слушает……. да ест.

    Да только воз …….. и ныне там.

    Кукушка хвалит Петуха за то,………..Что хвалит он Кукушку.

    Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать ……..пирожник.

    Кто про свои дела кричит всем без умолку, ………

    В том, верно, мало толку.

    У сильного ………… всегда бессильный виноват.

    Как под каждым ей листком ……. Был готов и стол и дом.

    Ты всё пела? Это дело. ……………… Так пойди же попляши.

******************************************************

Баснописец.

Талантов в нашей школе и не счесть:

Певцы, танцоры, музыканты есть.

10 «Г» собрал в квартете,

В ком тяга ко всему прекрасному на свете.

Инсценировка басни «КВАРТЕТ»

Баснописец.

В наш век самопиара и пиара

Любая шавка, моська, обезьяна

Себе дорогу к звёздам расчищает

И славу о себе преумножает

За счёт других людей, достойных и прекрасных.

10 «А» научит разбираться

В особенностях современного пиара.

Инсценировка басни «СЛОН И МОСЬКА»

Баснописец.

Мораль из следующей басни

Понять способен далеко не каждый:

Намёк здесь на вопрос национальный,

А может, политических намёк.

11 «А» у нас один из лучших.

Порядок, дисциплина здесь царят.

Не испугать их баснею с подтекстом,

На сцене тоже не впервой им выступать.

Инсценировка басни «ВОЛК И ЯГНЁНОК»

Баснописец.

Итак, 11 «Г», экзамен скоро!

Учитель вам передаёт привет.

Всё танцевали, пели - это дело.

Теперь, как говорится, попляши!

Для постановки басню выбрали с намёком.

Её мы с детства помним хорошо.

Послужит пусть она серьёзным ВАМ уроком,

А зрителям пусть будет всем смешно!

Инсценировка басни «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ»

Баснописец.

10 «З» представит «Кот и Повар».

Хоть в басне политический намёк,

Но показалось нашим фантазёрам,

Что в басне современный есть урок.

Инсценировка басни «КОТ И ПОВАР»

Баснописец.

Друзья! Сегодня о друзьях мы много говорили.

И вновь поговорим о дружбе тут.

11 «Е» сейчас расскажет нам басню про Демьяна и Фоку.

Инсценировка басни «ДЕМЬЯНОВА УХА»

************************************************

И вновь мы объявляем перерыв!

Вновь зрителей услышать мы хотим

И новый конкурс объявляем!

Задание: Узнайте героя басни.

    Она "наелась желудей досыта, до отвала". (Свинья).

    Он "виноват уж тем", что кому-то "хочется кушать". (Ягнёнок).

    Она хотела сжечь море. (Синица).

    Она "без души лето целое всё пела". (Стрекоза).

    Она попала "в большие забияки". (Моська).

    Он "обжора и злодей", по словам его хозяина. (Кот Васька).

    Она пыталась руководить квартетом. (Мартышка).

    У неё есть 5-6 кривляк-кумушек. (Обезьяна).

    Её служба - ходить на задних лапах перед хозяевами. (Болонка Жужу).

    Он решил "с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой". (Ловчий).

    Он кормил своими плодами неблагодарную свинью. (Дуб).

    Он был перекормлен рыбным супом. (сосед Фока).

    У него всё вокруг только "моё". (Волк).

*******************************************

Баснописец.

Да, любознательный народ Вы, школяры!

И до всего вам дело.

Смотрите только, чтоб в потоке новостей

Деревня между глаз да не сгорела.

10 «И» сейчас представит нам

Ещё один сюжет Крылова.

Инсценировка басни «ТРИ МУЖИКА»

Баснописец.

Среди приятелей своих, возможно, вы встречали

Таких, что всё других бы обсуждали.

10 «Д» покажет их.

А вы, надеюсь я, не из таких?

Инсценировка басни «ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА»

Баснописец.

Не будьте падкими на лесть, мы говорим.

Ведь это признак глупости и чванства.

Надеюсь, что 11 «З» вас в этом убедит.

А мы актёрской их игрой здесь будем наслаждаться.

Инсценировка басни «ВОРОНА И ЛИСИЦА»

Баснописец.

Пусть ЭТА басня дедушки Крылова

Научит честь иметь,

Ведь что важней

Для будущего офицера,

Чем быть достойным ей.

С 10 «В» мы басню вспоминаем,

И слушаем, и словно бы читаем.

Инсценировка басни «ДВЕ СОБАКИ»

Баснописец.

У наших исполнителей Крылова

Могли бы мы с тобой кой-что и перенять:

Любовь к литературе, уваженье к Слову.

Актёрскую игру и к сцене страсть.

О том, что перенять, бывает и не худо,

А что перенимать не стоило совсем,

Расскажет нам 11 «Д».

Инсценировка басни «ОБЕЗЬЯНЫ»

Наш конкурс близится к концу.

И скоро огласят нам результаты.

Кто б ни победил,

Вы все − артисты и таланты!

Для вас, воспитанники, и для вас, учителя,

Ещё один сюрприз, друзья!

Его создание держалось долго втайне.

Читают басню «Волк на псарне»

Влюблённые в литературу офицеры школы!

Ну что это, как не признание в любви Крылову!

************************************************************

Итак, для подведения итогов

Даём мы слово представителям жюри.

Спасибо мне и дедушке Крылову -

Ведущим, что сей конкурс провели!

Жюри оглашает результаты.

Награждение победителей.

Слово директора.

Фотографирование участников, учителей.

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском