Этапы развития хозяйства урала таблица. Презентация к уроку "этапы развития и современное хозяйство урала" презентация к уроку по геометрии на тему

Древними обитателями Урала были башкиры, удмурты, коми-пермяки, ханты (остяки), манси (в прошлом вогулы), местные татары. Их основными занятиями были земледелие, охота, рыбная ловля, скотоводство и бортничество. Общение коренных народов с русскими уходит в глубь веков. Ещё в XI в. новгородцы проложили водный путь на Урал и в Сибирь. Свои первые поселения на Урале они основали в верховьях Камы; сюда их привлекали пушные богатства.

В 1430 г. на Урале было создано первое промышленное предприятие: посадские люди, купцы Калинниковы, основали селение Соль-Камская (современный Соликамск) и положили начало солеварному промыслу. В 1471 г. новгородские земли были присоединены к Московскому государству. Под его власть перешла и Пермь Великая с главным городом Чердынью.

После завоевания Казанского ханства (1552 г.) количество русских переселенцев на Урале сильно увеличилось. Во второй половине XVI в. огромные земельные пространства Прикамья захватили сольвычегодские промышленники Строгановы. Они занимались солеварением и различными промыслами, позднее - горнозаводским делом.

По мере освоения и заселения русскими территории края постепенно накапливались сведения о его богатствах. Первыми «геологами» Урала были выходцы из народа - рудознатцы. Первые сведения о находках ценных руд и минералов относятся к XVII столетию. Тогда же стали добывать железную руду и выплавлять железо.

Присланные в Москву в 1696 г. верхотурским воеводой образцы железной руды с реки Нейвы были опробованы тульским оружейным мастером Никитой Демидовичем Антуфьевым, и они показали, что уральская руда «плавится с выгодой и полученное из оной железо в оружейном деле не хуже свейского». После этого в 1699г. было начато строительство казённого Невьянского чугуноплавильного и железоделательного завода. Из первого же полученного железа Никита Антуфьев сделал несколько превосходных ружей, представил их Петру I и просил передать Невьянский завод в его ведение. Грамота на владение заводом была выдана царём на имя Никиты Демидова. С той поры он и его потомки носили эту фамилию. Так на Урале началась эпоха Демидовых.

XVIII век - век развития горнозаводской промышленности Урала. Изучением природных богатств Уральских гор, их описанием занимается в это время географ В. Н. Татищев. Он обосновал необходимость строительства крупного промышленного центра Урала и выбрал для него место. Так был основан Екатеринбург.

Геологические исследования Урала активно проводились в XIX в. А. П. Карпинским, И. В. Мушкетовым, Е. С. Фёдоровым. Горнозаводскую промышленность Урала изучал и помогал совершенствовать знаменитый учёный Д. И. Менделеев. Почему же Уралу отводилась (и отводится) такая большая роль в жизни страны? Почему именно этот регион, а никакой другой, получил столь высокое звание: «Опорный край державы, её добытчик и кузнец»? Ответы на эти вопросы уходят в далёкие времена.

История освоения Урала человеком носит многовековой характер. Уже издревна немногочисленные человеческие племена, расселялись преимущественно по берегам рек, стали осваивать подножье Уральских гор. Основным же этапом освоения Урала можно назвать время промышленного подъема в России. Когда в начале восемнадцатого века царь Петр, заботясь о славе и величии России, прозорливо определил направление развития России, тогда Уральские кладовые засияли перед взором новых российских промышленников с небывалой силой.

Одним из первых разработчиков уральских богатств в истории считаются промышленники Строгоновы. Кроме заводов и мастерских они оставили после себя в своем рядовом имении Усолье-на-Каме бытовые строения (дом, часовню, Спасо-Преображенский собор), которые сегодня считаются культурным наследием индустриального прошлого Уральского края.

Следующий этап освоения Урала принадлежащий так же старинной династии промышленников Демидовых. Среди оставшихся промышленных памятников, построенных на территории вотчины Демидовых – остатки доменных печей знаменитого Невьяновского завода, плотины, известная Невьяновская наклонная башня, господский дом, «Царь-домна», корпус которой сохранился до сих пор.

На месте промышленных разработок стали появляться города на Урале. Одним из первых в 18 веке построены так называемые «города – заводы»: Невьянск, Нижний Тагил, Баранча, Кушва, Златоуст, Алапаевск и другие. Эти города, по описанию русских писателей того времени, утопали в бесчисленных разветвлениях Уральских гор среди дремучих лесов. Высокие горы, прозрачная вода, непроходимый лес окружают эти поселения людей, создавая атмосферу свежести и торжественности, несмотря на постоянно дымящиеся трубы тружеников заводов.

Интересно, что будучи одним старейших на планете районов металлургического производства, Урал снабжает цветными и черными металлами не только Россию, но и переднюю Азию, а позже способствовал развитию машинного производства в ряде европейских стран и даже Америки. Большую роль сыграл Урал в отечественных войнах 18–20 веков. В годы первой мировой войны и особенно – второй, Урал стал кузницей военной мощи России, главным арсеналом Красной Армии. На Урале же в годы второй мировой войны стала создаваться советская атомная и ракетная промышленность. Первые градовые установки под ласковым названием «катюша» тоже родом с Урала. На Урале же частично находилась и сеть научных лабораторий по разработке новых видов вооружений.

В данной работе описаны особенности истории освоения Урала русскими людьми.

История освоения Урала

Интенсивное освоение Урала началось в переломную историческую эпоху XVII–XVIII в., открывшую начало «имперской цивилизации» (А. Флиер), или новому времени в истории российского государства. Особое место Урала в данный период определено тем, что этот порубежный регион стал исторической зоной первого российского опыта формирования новой «русскости» (термин П.Н. Савицкого), как синтеза усилии двух культур: новой – государственно-западнической и старой – «почвенной» и «порубежной» одновременно.

XVII век в истории освоения Урала можно рассматривать как период массовой «вольной» крестьянской колонизации, связанной, преимущественно, с аграрным развитием края. В течение столетия здесь сформировалось старожильческое русское население, воспроизведшее на новом месте обитания черты традиционной культуры в варианте русского Севера. В данный период «низовой» элемент являлся лидером колонизационного движения. Государство едва успевало вносить в этот быстротечный процесс свои административные коррективы.

В XVIII в. Урал, как никакой другой район страны, испытал на себе все новации и издержки «европеизации», в результате чего и определился тип специфической «уральской» субкультуры. Ее базовым элементом стала горнозаводская промышленность. Строительство более 170 заводов за столетие, производство чугуна с 0,6 млн. пудов в начале века до 7,8 млн. пудов к его концу, завоевание международного рынка металла – все это являлось несомненным итогом промышленного прогресса. Но индустриальный феномен российской европеизации стал возможным не только вследствие активного заимствования западных технологий, но и создания специфической системы организации горнозаводской промышленности, основанной на феодально-поместных принципах и принуждении. На смену вольной народной колонизации приходит принудительное переселение на Урал десятков сотен крепостных крестьян, а также превращение потомков вольных поселенцев из государственных крестьян в «приписных», по принуждению выполнявших «заводскую» повинность. К концу XVIII в. их насчитывалось более 200 тыс. человек. В Пермской губернии, по характеру наиболее «горнозаводской», «приписные» в это время составляли свыше 70% в составе государственных крестьян.

К середине XIX в. из разнородной массы зависимых людей формируется специфическая сословная группа – «горнозаводское население». Оно и явилось социальным субстратом, определившим своими профессиональными и бытовыми традициями культурный облик, горнозаводского Урала.

Природу этого молодого российского сословия можно считать промежуточной в отношении к классическим социальным образцам – крестьянам и рабочим. Насильственный отрыв массы мастеровых людей от привычной крестьянской среды обитания определил их маргинальное состояние и создал долговременную взрывоопасную социальную атмосферу в уральском регионе. Перманентное проявление разных форм социального протеста стало характерной чертой «уральской» культуры.

Хозяйственно-экономическую базу уральского феномена составил горноокружной строй промышленности. Главный элемент этой системы – горный округ – представлял многоотраслевое хозяйство, функционировавшее на принципе самодостаточности. Горнозаводской комплекс обеспечивал себя сырьем, топливом, энергоресурсами и всей необходимой инфраструктурой, создавая бесперебойный замкнутый производственный цикл. «Натуральный» характер горнозаводской промышленности основывался на монопольном праве заводовладельцев на все природные ресурсы округа, устранявшем конкуренцию их производству. «Натуральность», «замкнутость», «поместный строй промышленности» (В.Д. Белов, В.В. Адамов), ориентация производства на государственный заказ, слабые рыночные связи составляли природные черты этого явления. Организационно-административные преобразования первой половины XIX в. «улучшили» эту систему, превратив горнозаводской Урал в «государство в государстве» (В.Д. Белов). С современных позиций «оригинальный строй» уральской промышленности необходимо связывать с переходным характером российской экономики периода Нового времени. Такой подход (например, у Т.К. Гуськовой) представляется плодотворным, поскольку трактует этот строй как эволюционный этап от традиционного общества к индустриальному.

Сложившаяся в XVIII – первой половине XIX в. уральская горнозаводская культура сохранила свои черты даже к началу XX в. Уральский горнозаводский поселок консервировал атмосферу крестьянского, по природе, общественного и семейного быта, чему способствовало наличие у мастеровых своих домов, огородов, земельных наделов, животноводческого хозяйства. Мастеровые сохранили историческую память о патерналистских устоях горнозаводской системы, что выразилось в живучести «обязательственных отношений». Их социальным требованиям свойственна ориентация на попечительство со стороны заводов и государства. От других групп российских рабочих их отличали невысокий профессионализм и низкая величина заработной платы. По свидетельству И.Х. Озерова, уральский рабочий начала XX в. психологически был нацелен на уравнительный принцип оплаты труда. Привыкнув к сложившемуся уровню заводского заработка, он в случае его увеличения нерационально тратил деньги, пускаясь в загулы. Он не склонен был менять привычную рабочую специальность на другую, даже если это было материально выгодно. Культурные влияния на жизнь горнозаводской среды являлись чрезвычайно скудными, вследствие особенностей социальной структуры горнозаводского Урала, удаленности заводских поселков от культурных центров. Иррациональные черты социальной психологии уральского мастерового и другие характеристики его социального облика утверждают версию о его принадлежности к переходному типу культуры.

Таким образом, «уральская горнозаводская» субкультура типологически примыкает к переходным межцивилизационным явлениям. Урал наиболее выразительно продемонстрировал их черты, что позволяет рассматривать данный регион как своего рода «классику» переходных состояний модернизирующихся обществ.

Заключение

Можно сказать, что уральцы, особенно, – второго и третьего поколений потеряли национальную идентичность. В большинстве своем они перестали быть русскими, украинцами, белорусами. Они перестали быть и татарами, и башкирами, т.е. «коренными» жителями Урала. Эта утрата, полагаем мы, стала следствием стихийно сложившейся «стратегии» формирования населения Урала из ссыльных. Если в советское время здесь были многочисленные острова «Архипелага ГУЛАГ», а главное – районы постоянного места жительства освободившихся заключенных и ссыльнопоселенцев, то таковым местом Урал был и до революции. Советскому ГУЛАГу здесь предшествовал царский протогулаг, начиная с Анны Иоанновны, а может быть, и с Петра I.

Сибирь тоже заселялась ссыльными и переселенцами. Но туда попадали деревнями и патриархальными семьями. Переселенцы не рвали коренные связи с родственным и соседским – общинным окружением. Часто переселенцы были из местностей, охваченных смутой. Так, прадед автора юнцом попал на каторгу за то, что до смерти запорол барина. Он пахал, а проезжавший мимо барин, походя и ожог плетью. Прадед не стерпел, стащил обидчика с лошади, отобрал плеть и … А, отбыв ссылку, вернулся домой, но лишь затем, что б забрать в Сибирь родню и соседей. Так и возникла южнее Тюмени деревня Ожогино, и существовала, пока, уже на моей памяти не стала южной окраиной города.

Урал заселялся иначе. Урал и до революции был своего рода фильтром, отсеивающим из потока подневольных переселенцев людей своеобразной природы и специфических профессий. И не только мастеровых людей, но, как это не странно, жаловали здесь и мошенников, и фальшивомонетчиков. Местному начальству нужны были грамотные и сметливые подручные.

Сегодня ученые говорят не без основания о судьбе Урала, как культурного памятника промышленного развития России, где наряду со старинными предприятиями появляются новые фабрики металлургического и горнодобывающего производств. Российской металлургической промышленности 300 лет. Ученые историки, археологи считают подарком к юбилею – превращение Урала в заповедную зону и установление там музеев художественного литья, декоративной посуды, российской промышленной архитектуры 17–18 веков, оригинальных технических усовершенствований, истории горных разработок. К сожалению все это требует больших материальных затрат и большого человеческого труда. Однако, дивный Урал терпеливо ждет своего часа. Выразительный портрет горного края, мастеров умельцев и их творений не должны исчезнуть из памяти человеческой.

Литература

1. Алеврас Н.Н. Горнозаводской Урал: специфика провинциальной субкультуры – Челябинск, 2008.

2. Евсиков Е. Об Уральской земле и о «словесных дел мастере» П.П. Бажове – Челябинск, 2008.

3. Марков Д. Уральский край – Екатеринбург, 2007.

4. Уральцы как субэтнос // Уральский дайджест / под ред. Сидоркина М.Е., Екатеринбург, 2008.

Составитель: Есаулкова Наталья Николаевна, учитель географии б/к МБОУ СОШ №2 г. Олекминска Республики Саха (Якутия)

Тип урока – изучение нового материала.

Форма УД – практическая работа.

Цели:

Обучающие:

    Изучение особенностей специализации хозяйства Уральского экономического района;

    Формирование умений и навыков работы с картами и таблицами;

Развивающие:

    Развивать географическое мышление и познавательный интерес учащихся;

Воспитательные:

    Воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие;

УМК:

    География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл./ под ред. А.И. Алексеева.

    Атласы 9 класса.

План урока.

    Организационный момент (2 мин)

    Повторение ранее изученного материала (10 ми)

    Изучение новой темы (25 мин)

    Рефлексия (3 мин)

Ход урока

    Организационный момент.

    Повторение ранее изученного материала.

Учитель : сначала вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

    Каковы природные границы Урала и соответствуют ли они границе Уральского экономического района? (Природная граница Уральских гор вытянута с Севера на Юг, а Уральский экономический район, охватывает территорию только южную часть Урала).

    Выгодное ли экономико-географическое положение УЭР? (Выгодное)

    Изучение новой темы.

Постановка темы урока.

«Урал! Опорный край державы,

Её добытчик и кузнец,

Ровесник древней нашей славы

И славы нынешний творец!»

Сегодня на уроке мы найдем ответы на эти вопросы, изучив новую тему: «Этапы развития и современное хозяйство Урала».

Наша цель урока: Выявить особенности развития экономики и изучить географию важнейших отраслей хозяйства.

План урока:

    Этапы развития хозяйства УЭР;

Урал в настоящее время является крупным металлургическим районом страны, а так же атомным центром России. Хозяйственное освоение Урала началось с XV века, но массовое заселение и освоение региона продолжилось в XVIII веке, при Петре I .

Задание 1. С помощью текста учебника, заполните таблицу «Этапы развития хозяйства»

Период

Развитие промышленности УЭР

XV век

Добыча соли в Усолье (Соликамске)

XVII-XVIII

Развитие металлургии при Петре I . Появились первые металлургические заводы.

Середина XVIII века

Экспорт металла на мировой рынок. Построено более 100 заводов.

XIX век

Кризис на рынке из-за отсутствия новых технологий.

1930 г.

Создание второй металлургическое базы (после Южной на Украине).

1941 – 1945 гг.

УЭР стал главным промышленным районом СССР.

    Современное хозяйство УЭР (промышленная и с/х специализация)

Современная специализация хозяйства УЭР – черная и цветная металлургия, ВПК, тяжелое машиностроение.

Задание 2. С помощью таблицы 2 приложений «Отраслевая структура промышленности», отобразите на столбиковой диаграмме отрасли промышленной специализации УЭР в %-соотношении с учетом 0,5 см – 10%.

Диаграмма «Отраслевая структура промышленности УЭР»

37%

Металлургический комплекс

19%

МСК

15%

Топливная промышленность

10%

Э/энергетика

Пищевая промышленность

Химическая промышленность

Задание 3 . Используя карту УЭР, выпишите крупные промышленные центры и их промышленную специализацию.

Задание 4. Пользуясь таблицей 4 приложений, определите виды продукции по производству которого УЭР занимает 1, 2, 3, 4 место по России и вычислите его долю в общероссийском производстве.

Продукция с/х

Место

Доля в общероссийском производстве

Зерно

Сахарная свекла

Подсолнечник

Картофель

Мясо

Молоко

Закрепление изученного (5 мин)

Изучив историю развития и современное хозяйство УЭР, сделаем выводы и ответим на поставленные выше вопросы:

    Почему Уралу отводится такая большая роль в жизни страны?

    Почему именно этой регион, а никакой другой получил столь высокое звание?

Ответы на эти вопросы связаны с историей заселения и освоения Урала, наличием огромных запасов различных природных ресурсов.

Рефлексия.

Молодцы, справились с заданиями, узнали много нового, каждый почувствовал себя исследователем. Спасибо вам.

Выставление оценок.

краткое содержание других презентаций

«Уральский экономический район России» - Климат Уральского экономического района. Проблемы района. Перспективы развития района. Природа. Хозяйство и отрасли специализации. Транспорт. Уральский экономический район. Условия развития хозяйства. Население. Изображение уральского района. Карта уральского экономического района.

«Уральский экономический район» - Малахит среди уральских камней. Александрит. Эпиграф. Янтарь. Камень иллюзий. Яшма – второй по значимости камень Урала. Климат. Положение района. Родонит. Природные ресурсы Урала. Гора Народная. Золотистый селенит. Рельеф. Агаты. Географическое положение. Уральский экономический район. Алмазы. Переливчатый адуляр. Значимость Уральского экономического района. Нефрит. Мрамор. Состав Уральского экономического района.

«Уральский регион» - Флора. Геологическое строение. Особенности природы. Озера. Климат. Месторождения медноколчеданной руды. Славится Урал обилием самоцветных и поделочных цветных камней. Рельеф. Гари. Месторождения высококачественных железных руд. Территория увалистой полосы. Межгорные понижения. Истоки Печоры и Урала. Пойменные озера-старицы. Горные птицы. Рысь. Урал. Фауна носит смешанный характер. Близко расположенные хребты.

«Экономический район Урал» - Оборудование. Программное обеспечение. Тип урока. Какие ресурсы Урала явились базой для развития его промышленности. Реализация плана урока. Состав района. В чем проявляется пограничность Урала. Оценка ГП Урала. Географический диктант. Урал – опорный край державы, её добытчик и кузнец. Оценка обеспеченности Урала водными ресурсами. Основное содержание. Установите соответствие. Вид урока. Цель урока.

«Состав Уральского экономического района» - Природные условия. Народно-хозяйственный комплекс. Общая карта. Свердловская область. Топливо-энергетический комплекс. Г.Уфа. Оренбургская область. География России. Уральский экономический район. Ресурсы. Экономико-географическое положение. Курганская область. Соотношение мужчин и женщин. Коми-Пермяцкий автономный округ. Республика Башкортостан. Пермская область. Население. Добывающая промышленность.

«Характеристика Уральского экономического района» - Природные ресурсы УЭР. Этапы развития хозяйства. Промышленная специализация. Электроэнергетика. Уральский экономический район (УЭР). Границы УЭР. Население. Машиностроение. Цветная металлургия. Состав УЭР. Башкирия, Удмуртия, Пермский край. Сельское хозяйство. Нефте – и газоперерабатывающие заводы. Экономико-географическое положение района. Какие территории входят в состав Уральского экономического района.

Разделы: География

Краткая аннотация урока: Предложенная модель уроков по географии России (тема “Уральский экономический район”) позволяет учащимся с помощью Интернет – ресурсов выявить значимость Уральского района, в том числе Оренбургской области, для хозяйства страны, оценить природные ресурсы для развития хозяйства, выделить этапы освоения территории, установить специфические черты населения, определить отрасли специализации территории, сформулировать проблемы Уральского района и наметить пути их решения. Уроки представлены в едином формате в виде презентации.

При планировании урока большое внимание уделяется организации работы учащихся на уроке, предполагается смена деятельности учащихся, четко распределяется время на каждый вид деятельности. Интернет рассматривается как средство, помогающее урок сделать наиболее продуктивным. На уроке все подчинено главной цели, и кроме Интернет - ресурсов используются и другие технологии и виды работ: работа с картой, учебником. Разработанная презентация является некоторым эстетическим и информационным фоном урока, сопровождающим его от начала и до конца. Учащиеся, работая в творческих группах, получают целостное представление о современном хозяйстве региона, проблемах и перспективах развития. У них формируется широта взглядов и ответственность в принятии решений, умение общаться и отстаивать свою точку зрения. Предложены методические материалы к проведению урока (Приложение 1 .)

Тема: “Уральский экономический район”

Количество часов – 3

Тип: уроки с применением ИКТ

Технология: личностно - ориентированная, проблемно-исследовательская

Оборудование: компьютерный класс (компьютеры с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, экран, учебник, атласы)

  1. Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общекультурный характер;
  2. Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирования операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
  3. Обучение школьников использованию Интернета

Воспитательная: Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, воспитание информационной культуры;

Развивающая: Развитие внимательности, логического мышления и расширение кругозора, подготовка учащихся к жизни в постиндустриальном обществе.

  • выявить особенности географического положения и природно-ресурсного потенциала Урала;
  • составить “образ территорий”, входящих в состав УЭР
  • сформировать представление о специфике формирования населения района и его современном расселении;
  • дать характеристику отраслям специализации Урала и факторам их развития;
  • определить состояние экономики Урала и проблемы.

Способы действия учащихся:анализировать презентацию урока, проведение исследования информационных данных Интернет-ресурсов, создание презентаций.

ПЛАН УРОКА.

Первый урок.

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала на основе презентации (Приложение 2)

На экране 1-й слайд.

Учитель объявляет тему урока.

Сегодня мы начинаем изучать Уральский экономический район.

На экране 2-й слайд.

Урал – опорный край державы,

Её добытчик и кузнец, ровесник нашей прежней славы,

И славы нынешней творец.

Переход к 3-му слайду.

Изучением Уральского экономического района мы будем заниматься на протяжении 3-х уроков. К концу темы мы должны ответить на проблемный вопрос: Почему Урал – опорный край державы?

На экране 4-й слайд.

Для того, что бы ответить на этот вопрос мы должны на уроках:

  • Выявить
  • значимость Уральского экономического района для хозяйства страны;
  • Оценить
  • природные ресурсы УЭР для развития хозяйства региона;
  • Выделить
  • этапы освоения территории Урала;
  • Установить
  • специфические черты населения;
  • Определить
  • отрасли специализации УЭР;
  • Сформулировать
  • проблемы и выявить пути их решения.

Вопрос к классу:

Учитель: Что такое Урал?

На экране 5-й слайд.

Учащиеся обдумывают и предлагают образы Урала:

  1. Это низкие горы.
  2. Это граница между Европой и Азией.
  3. Горы вытянуты с севера на юг.

На экране 6-й слайд.

А теперь определим, что же такое Урал с точки зрения экономической географии.

Дайте оценку ЭГП Урала по плану:

  1. Положение по отношению к государственным границам.
  2. На территории страны.
  3. Соседи.
  4. Выход к морю.
  5. Транспортное положение.

Приблизительные ответы учащихся:

  1. Уральский район – это восточный район Европейской части России.
  2. После распада СССР он стал пограничным районом – на юге граничит Казахстаном. Н западе – с Поволжьем и Центральной Россией – это экономически развитые регионы, с которыми Урал связан широтными железными и автодорогами, трубопроводами. На севере Урал граничит с Северным районом, но дорог на север фактически нет.
  3. Урал – сухопутный район, но по р. Урал, Каме, Волге и каналам имеет выход в Азовское, Черное, Каспийское моря.
  4. Железные дороги соединяют Урал с Европейской частью России и Сибирью.

Слайд – 7.

  • В состав Уральского экономического района входят 2 республики
  1. Удмуртия
  2. Башкирия
  • 1 автономный округ

Коми-пермяцкий

  • 5 областей
  1. Свердловская
  2. Пермская
  3. Челябинская
  4. Оренбургская
  5. Курганская

На экране слайд – 8.

(Учащиеся проводят поисковую работу по сайтам).

Задача – создать презентацию, в которой отразить образ территорий, входящих в состав УЭР.

(создаются группы по 2 учащихся, каждая группа готовит презентации по плану:

  1. Основные сведения (центр, территория, флаг, герб, географическое положение, климатические условия).
  2. Население.
  3. Хозяйство (отрасли специализации);

(на работу отводится 30 минут урока, и внеурочное время)

ИКТ-компетентности

Сценарий для учащегося

Примерные действия учащегося

Доступ Используя программу поиска, найти необходимые материалы для создания образа территорий. В поисковой системе “Rambler ” “Yandex” учащийся вводит термин поиска или сразу вводит название территории.
Управление Оценить сайты и выделить те, из которых можно получить необходимую информацию о какой – либо территории. Выбор сайтов

Выбрать сайт, содержащий общую информацию по теме.

Интеграции В отобранных статьях найти информацию о территориях, входящих в состав Уральского экономического района. В поисковой системе учащийся вводит термин поиска, ключевые слова.
Оценка Сравнить информацию из разных статей. Чтение текста. Отбор информации.
Создание Разработать документ в программе создания презентаций. Создание презентации.

Основные научные труды

2-ой урок.

Урок начинается с ответов учащихся. Каждая группа за 5-7 минут представляет выбранную территорию.

  1. Прочитайте в учебнике (стр.290-291) статью и выделите основные этапы освоение территории Урала.
  2. Почему на рубеже XIX-XX вв. хозяйство Урала вступало в полосу кризиса?

Слайд – 10.

Учитель: Известный геолог Александр Евгеньевич Ферсман назвал Урал

“жемчужиной минерального царства”, считая его важнейшим мировым центром геохимического сырья. Сложная геологическая структура Урала обусловила исключительные богатства и многообразие его ресурсов, а длительные процессы разрушения Уральской горной системы обнажили эти богатства и сделали их более доступными для эксплуатации.

Природные ресурсы Урала отличаются большим разнообразием и оказывают огромное влияние на его уровень развития.

  1. Докажите, что природные ресурсы Урала в целом малоблагоприятны (особенно зимой), более благоприятны условия имеет Предуралье и юг Урала.
  2. Определите, какими природными ресурсами богат Урал? Какие ресурсы явились базой для развития промышленности на Урале? Нанесите их на контурную карту.

Слайд – 11.

Урал – граница между двумя культурными мирами, двумя цивилизациями. За свою историю он испытал множество влияний разных народов.

По предложенной таблице постройте диаграмму “Соотношение башкир, чуваш и удмуртов с 1936 по 2007 гг.”

Слайд - 12.

Используя Интернет-ресурсы:

  • Определите численность и плотность населения района. Оцените степень заселения территории УЭР.
  • Проанализируйте
  • динамику численности населения района. Сделайте выводы.
  • Оцените
  • урбанизированность района. Перечислите города-миллионеры Урала.
  • Составьте
  • рассказ о народах, проживающих на Урале.

Учащиеся выполняют работу на уроке и во внеурочное время.

3-ий урок.

В начале урока учащиеся представляют проделанную работу на прошлом уроке.

Хозяйство Урала стало складываться еще в начале XVII в., но особенно быстро развивается в начале XVIII в. после реформ Петра I. Вскоре район становится ведущей промышленной базой России. Урал, называемый “опорным краем державы”, вынес основную хозяйственную нагрузку в годы Великой Отечественной войны.

Современный Урал – один из наиболее насыщенных тяжелой индустрией районов России. Этот факт, а также низкий технический уровень большинства предприятий индустрии определили крайне высокую энергоемкость валового регионального продукта района.

Среди базовых отраслей промышленности ведущая роль принадлежит черной (18,8%), цветной (7,3%) металлургии, машиностроению и металлообработке (18,8%), а также химической и нефтехимической промышленности (7,2%).

Используя Интернет – ресурсы составьте характеристику

отраслей специализации района. (примеры работ учащихся – приложение 8 , приложение 9 )

Слайд – 14.

Исторически Урал для России – это, безусловно, локомотив индустриально-промышленного развития. И сегодня роль этого региона для экономики всей страны продолжает оставаться крайне значимой.

В настоящее время Урал переживает очень тяжёлый период своей истории.

1.Определите основные проблемы УЭР.

2.Обоснуйте причины существования этих проблем и пометьте пути их решения.

Заключение:

  • В целом положение района очень благоприятное для его дальнейшего развития. Он входит в состав Западной экономической зоны России, граничит с районами Восточной зоны, отсюда - относительная близость к разнообразным минерально-сырьевым и топливно-энергетическим ресурсам Сибири, к рынкам сбыта готовой продукции, которая потребляется как в Западной, так и восточных районах страны. Урал имеет большое значение, как машиностроительная база освоения восточных районов.
  • Природные ресурсы
  • Урала очень разнообразны и оказывают большое влияние на специализацию района и его уровень развития, природный потенциал исключителен по сочетанию различных видов минерального сырья. Здесь обнаружено 5 тысяч минералов и 15 тысяч месторождений полезных ископаемых. Из 70 элементов таблицы Менделеева, используемых в производстве, на Урале добывается 50. Однако многие регионы Урала недостаточно обеспечены водными ресурсами. Так же, некоторые природные ресурсы Урала либо исчерпаны, либо на грани исчерпания.
  • Население
  • Уральского экономического района только уменьшается. Естественное движение населения на Урале к концу 90-х годов приобрело отрицательное значение (-3,3 чел. На 1000 жителей в 1998 г.) и было только отчасти компенсировано положительным коэффициентом миграции(-2,9 на 1000 жителей).
  • Главное направление дальнейшего развития хозяйства Уральского экономического района в условиях перехода к рыночной экономике - это всемирная интенсификация производства. Первоочередными задачами на Урале являются развитие наукоемких производств, сферы образования.