Конспект логопедического занятия звук ч буква. Конспект логопедического занятия «Звук

Екатерина Козлова
Конспект занятия «Звук и буква Ч»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ : «ЗВУК И БУКВА Ч » .

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ : Различение и четкое произношение звука Ч в звукосочетаниях , слогах, словах, фразах. Знакомство с буквой Ч .

ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ :

Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ичк, -ечк, и др. ;

Познакомить с буквой Ч ;

Закрепить навык произношения звука Ч в звукосочетаниях , слогах, словах, фразах;

Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза двухсложных слов со стечением согласных;

Продолжать знакомить детей со способом словообразования существительных с суффиксом -ич;

Упражнять детей в спряжении глагола хотеть;

Упражнять детей в составлении и чтении слов с буквой Ч .

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ :

Развивать речевое дыхание;

Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, память, внимание,

мышление;

Развивать зрительный и пространственный гнозис;

Развивать мелкую моторику, общую в сочетании с речью.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ :

Воспитывать выдержку, умение оказывать помощь друг другу.

ОБОРУДОВАНИЕ :

мяч, предметы со звуком Ч (очки, часы, ручка, чашка, черепаха, перчатка, ключ, бочонок, картинка ручка, карточка с изображением буквы Ч , магнитная азбука, фишки для выкладывания схем, бархатная бумага, ниточки для выкладывания буквы Ч , фломастеры, карточки со спрятанной мужду другими буквами буквы Ч , сундучок, ручки для сюрприза.

Ход ЗАНЯТИЯ

Дети входят в кабинет. Здороваются с гостями.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

В нашей группе живут славные дети. Всех хочется назвать ласково.

1). Ангелина, Дима назовут себя ласково (Ангелиночка, Димочка,

2). Даша, Катя, Кристина назовут ласково соседа ….

3). Катя назовет ласково Дашу, Андрей – Степу, Степа – Андрея.

2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ ЗАНЯТИЯ .

Поезд мчится и шипит,

И колесами стучит;

Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

Я стучу, стучу, стучу!

Мигом всех я прокачу!

Вы догадались, о каком звуке мы сегодня будем говорить? (Мы будем говорить о звуке Ч ) .

Правильно. Мы будем повторять звук Ч , и познакомимся с буквой Ч . А поможет нам проверить ваши знания «Веселый поезд» . (Показать на него) .

Чтобы отправиться в путь на «Веселом поезде» нужно выполнить упражнение.

3. УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ :

Вдыхаем носом и на выдохе 1 раз произносим звук Ч (Ч, Ч, Ч. Повторить 3 раза) .

4. ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ «СЛОГОВАЯ» . (Произношение звука Ч в звукосочетаниях , слогах, словах).

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА Ч .

Сначала вспомним, что мы знаем о звуке Ч . Какой это звук ? (Согласный, мягкий, глухой) . Почему, думаете, что звук согласный ? (Не поется) .

Как проверить глухой этот звук или звонкий ? (Горло не дрожит) .

Чем звук Ч отличается от других звуков ? (Звук Ч всегда мягкий ) .

Д/игра «Повтори за мной» . Повторяем слоговые дорожки :

Вместе – АЧ-АЧ-АЧ – ВРАЧ

ЧО-ЧО-ЧО – ПЛЕЧО

Девочки – ЧИК-ЧИК-ЧИК – КЛЮЧИК

Мальчики – ЧКА-ЧКА-ЧКА – РУЧКА

А теперь отвечает только тот, кого спрашиваю. Остальные слушают.

ЧА-ЧО-ЧУ-ЧИ

5. СТАНЦИЯ «ЛАСКОВАЯ» . Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов. Д/игра с мячом «Назови ласково» :

БЛЮДЦЕ – БЛЮДЕЧКО СУМКА – СУМОЧКА

ОВЦА – ОВЕЧКА СОБАКА – СОБАЧКА

САНКИ – САНОЧКИ БЕЛКА – БЕЛОЧКА

КОЛЬЦО – КОЛЕЧКО ШАПКА – ШАПОЧКА

6. ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ч В СЛОВАХ , ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ.

На станции стоит «Волшебный сундучок» . Нужно достать из него предметы, найти каждому предмету свой вагончик. Для этого будем делить слова на слоги.

Д/игра «Раздели слова на слоги» :

В первом вагончике поедут слова с одним слогом.

В вагончике с двумя окошками поедут слова, в которых? (Два слога) .

В следующем вагончике разместятся слова? (Из 3 слогов) .

В последний вагон сядут слова? (В которых 4 слога) .

(Дети раскладывают предметы возле нужного вагончика. Проверяем правильность. Сундучок пустой. С заданием справились.).

7. ЗВУКО - БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВ. Можем ехать дальше. Ехать долго, произносим звук Ч на выдохе много раз (Ч-Ч-Ч-Ч-Ч) . Поезд довез вас до станции «ШКОЛЬНАЯ» – она последняя.

Чтобы сесть на свое место нужно сказать пароль. Назвать отчество сына. Д/игра

«Назови отчество сына» :

У Глеба сын – Глебович У Ивана сын – Иванович

У Петра сын – Петрович У Василия сын – Васильевич

У Сергея сын – Сергеевич У Максима сын – Максимович

У Андрея сын – Андреевич У Олега сын – Олегович

(Отметить детей) .

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ НА СТАНЦИИ ШКОЛЬНОЙ «Измени предложение» :

Я хочу учиться в школе.

Ты хочешь учиться в школе.

Он хочет учиться в школе.

Она хочет учиться в школе.

Они хотят учиться в школе.

Все : Мы хотим учиться в школе.

Составляем схему предложения «Мы хотим учиться в школе» . Ангелина составляет схему предложения у доски на фланелеграфе.

Сравнить свою схему со схемой на фланелеграфе. Проверить друг у друга.

Сколько слов в предложении? Назвать 1 слово, 2 слово, 3, 4 слово,

последнее слово (Дети показывают у себя на схеме) . Назвать предлог,

показать на схеме. (УБРАТЬ ФИШКИ) .

СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ.

Играем в нашу любимую игру «Поймай рассыпанное слово» . Приготовили ладошки : А, Ч, Й – ЧАЙ; О, Ч, И, К – ОЧКИ; Р, У, Ч, К, А – РУЧКА

Выставляется картинка РУЧКА.

ПОСЛЕДНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Предлагаю вам выложить схему слова РУЧКА (Дети выкладывают, проверяют друг у друга) .

Называем все звуки по порядку , показываем на схеме пальчиком.

Посмотрите на схему и скажите сколько в слове гласных звуков ? (2) Какие? (У, А) .

Сколько согласных звуков ? (3) Назовите (Р, Ч, К) .

Назовите мягкий согласный звук , покажите его на схеме (Ч) .

(Молодцы со всеми заданиями справились хорошо) .

8. ФИЗМИНУТКА «КАБЛУЧОК» .

ЧОК-ЧОК-ЧОК – РУКИ НА БОЧОК!

(Дети выходят из-за столов, становятся в круг) .

ЧОК-ЧОК-ЧОК, ЧОК-ЧОК-ЧОК!

ПОКАЖИ СВОЙ КАБЛУЧОК!

ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ ПРЫГАЮТ, КАК МЯЧИКИ.

НОЖКАМИ ТОПОЧУТ, ВЕСЕЛО ХОХОЧУТ.

(Повторить игру 2 раза) .

9. ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ч .

ПЕРВОЙ БУКВЕ В СЛОВЕ ЧТЕНИЕ – МОЕ ПОЧТЕНИЕ.

Выставляется буква Ч .

На что похожа буква Ч ? (На цифру 4) .

Ч – ВЫ ПРАВИЛЬНО РЕШИЛИ

ПИШУТ ТАКЖЕ КАК ЧЕТЫРЕ.

ТОЛЬКО С ЦИФРАМИ, ДРУЗЬЯ,

ПУТАТЬ БУКВУ НАМ НЕЛЬЗЯ .

Ребята, в какую сторону смотрит буква Ч ? (В левую) .

Какой звук обозначается буквой Ч ? (Звук Ч ) .

Д/игра «Выложи букву » (На бархатной бумаге) .

Первый ряд выкладывает букву Ч из кружочков .

Второй ряд – из ниточек. (Проверяют друг у друга) .

Д/игра «Буква заблудилась » .

Разыщите, пожалуйста и обведите букву Ч , проверьте выполнение друг у друга.

10. РАБОТА С МАГНИТНОЙ АЗБУКОЙ.

А теперь мы с вами будем волшебниками. Сначала находим букву Ч , кладем ее в правый нижний угол, она нам будет нужна (Проверяем) .

ПЕРВОЕ ВОЛШЕБСТВО

Выкладываем слово РЕПКА. Какое слово выкладывали? Читаем его, индивидуально (Дети отвечают) .

ВТОРОЕ ВОЛШЕБСТВО

Волшебным взмахом своей руки заменим в слове РЕПКА букву П на букву Ч .

Какое слово получилось? (Дети читают по одному) .

ТРЕТЬЕ ВОЛШЕБСТВО

Подумайте, какое слово получится если заменить букву Е буквой У (Дети называют – РУЧКА) .

Проверяем, заменяем букву , читаем слово.

Отметить успехи детей.

11. ИТОГ ЗАНЯТИЯ .

Станция «Школьная» была последней. Все задания выполнены. Давайте вспомним чем мы занимались. Дети называют. БЕРУ СУНДУЧОК.

Наш сундучок был пустым. Смотрим. Пусто. Но ведь он волшебный. Мы волшебники. Говорим заклинание. Находим в сундучке РУЧКИ.

Кирилл –

Даша Р. –

Даша К. –

Никита –

Степан –

Дети получают ручки и уходят в группу.

Коррекционно-развивающие задачи.

Учить ребенка различать на слух правильное и неправильное употребление личных окончаний глаголов.

Научить правильно произносить звук [Ч].

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать фонематические представления.

Упражнять ребенка в словообразовании.

Познакомить ребенка с понятиями: имя, отчество, фамилия; вспомнить правило правописания собственных имен существительных.

Познакомить ребенка с употреблением предлога через.

Учить производить самостоятельный звуко-слоговой анализ слов.

Учить преобразовывать слова с помощью букв разрезной азбуки, читать и писать печатными буквами короткие предложения.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Правильно ли это?». Взрослый читает предложения, а ребенок слушает внимательно и говорит, правильно это или нет.

Я ешь суп. Ты едим суп. Я ем суп. Мы ешь суп. Мы едим суп. Мы едят суп. Они ест суп. Они едят суп. Мы читаешь книгу. Мы читаем книгу. Они читают книгу. Ты читаешь книгу. Они читает книгу.

Задание 2 . Знакомство со звуком [Ч].

Прослушать скороговорку. Какой звук часто слышится в ней?

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ч]:

  • губки округлены и слегка вытянуты вперед;
  • зубки не смыкаются;
  • кончик языка вместе со спинкой сначала соприкасается с верхними зубками, затем между ними образуется щель;
  • по центру язычка идет короткая резкая воздушная струя;
  • горлышко «молчит».

Символ звука: поезд едет: ЧЧЧЧ...


Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 3 . Фонетическое упражнение.

Поезд едет, колеса поезда стучат: чух, чух, чух...

Задание 4 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ч]»:

ч, п, к, ч...; ча, па, чу...; чай, мяч, палка, почка...

Повторить за взрослым серию слогов:

ча-чо-чу-чи, чу-чи-ча-чо...; ач-оч-уч-ич, ич-уч-ач-оч...

Задание 5. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ча-ач, чу-...; ач-ча, уч...

Закончить слова одинаковым звуком ([Ч]):

гра..., кирпи..., скрипа..., труба..., кала...

Задание 6 . Отгадать загадки, назвать первый (последний) звук в отгадках.

Бумага есть, перо есть,

Да без них писать не будешь. (Чернила)

Идут круглые сутки,

Не стоят ни минутки,

А все на одном месте. (Часы)

Черный, проворный,

Кричит «Крак»,

Червякам враг. (Грач)

Снизу камень, сверху камень,

Четыре ноги, одна голова. (Черепаха)

Задание 7. Взрослый произносит 3-5 слов со звуком [Ч], а ребенок должен запомнить их и повторить в той же последовательности.

Задание 8 . Упражнение в словообразовании. Образовать новые слова по образцу, обратив внимание на появление звука [Ч] в этих словах. Сколько раз встречается звук [Ч] в каждом из этих слов?

Стул - стульчик, замок - ..., шнурок - ..., узелок - ...,

носок - ..., блин - .., диван - ..., батон - ...

Сук - сучок - сучочек, знак - ..., внук - ..., бак - ..., крюк - ...

Легко - легче, мягко - ..., громко - ..., жарко - ...,

ярко -..., богато - ..., мелко - ..., крепко - ...

Ваня - Ванечка, Оля - ..., Гриша - ..., Петя - ..., Соня - ..., Миша - ...

Задание 9 . Заменить первый звук в слове на звук [Ч]. Какие слова получились? Составить с каждой парой слов предложения.

Гайка - чайка, кашка - ..., худо - ...

Задание 10 . Объяснить ребенку понятия: фамилия, имя и отчество. Вспомнить правило правописания собственных имен, обратить внимание на одинаковый последний звук [Ч] во всех мужских отчествах.

Иван - Иванович, Петр - ..., Сергей - ..., Андрей - ...

Задание 11. Из ряда нарисованных предметов выбрать только те, в названии которых встречается звук [Ч], разделить слова на слоги.

Вспомнить как можно больше слов со звуком [Ч] по заданию: звук стоит в начале, в середине и в конце слова.

Задание 12. Выучить чистоговорки:

Ча-ча-ча - дай мне калача.

Чу-чу-чу - я гулять хочу.

Чи-чи-чи - красные кирпичи.

Чо-чо-чо - ох, как горячо!

Ач-ач-ач - пришел врач.

Оч-оч-оч - скоро ночь.

Ич-ич-ич - красный кирпич.

Уч-уч-уч - у меня ключ.

Ачка-ачка-ачка - у Вовочки тачка.

Очка-очка-очка - у Вовочки бочка.

Учка-учка-учка - у Вовочки ручка.

Ичка-ичка-ичка - у Вовочки птичка.

Задание 13. Знакомство с предлогом через.

Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие задания: перешагнуть через дощечку, перепрыгнуть через мяч, бросить мяч через сетку и т. д. Взрослый обращает внимание ребенка на употребление предлога через, объясняет его значение и графическое изображение, просит составить предложения из слов (в этих предложениях назвать слова со звуком [Ч]).

Ванечка, дорога, идти, через; Вовочка, прыгать, лужа, через.

Задание 14 . Знакомство с буквой Ч.

С арифметикой я в мире:

Ч похожа на четыре.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква Ч?

Игры с буквой.

Задание 15. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов, чтение, списывание, запись под диктовку печатными буквами:

часы, час, удача, задача.

Преобразование слова с помощью букв разрезной азбуки:

дачка - качка - пачка - тачка - почка - бочка - мочка - кочка - кучка - тучка.

Чтение, списывание предложений:

Вот Вова. У Вовы тачка. Вот Сима. У Симы часы.

Вот Дима. У Димы бочка. Вот Зина. У Зины птичка.

Тема: «Дифференциация звуков Ч-Щ»

Цель:

  1. Закрепить артикуляционный уклад и характеристики звуков Ч-Щ, различение их в словах, предложениях и связных текстах.
  2. Развитие слухового внимания, обогащение словарного запаса.
  3. Воспитание навыков контроля и самоконтроля.

Оборудование: зеркала, предметные и сюжетные картинки, сигнальные карточки, перфокарты, мячик.

Ход занятия

1. Организационный момент. Включение зрительного и речевого внимания.
Соединить части поговорок (таблица):

БЕРИСЬ СМЕЛО

ЗА ВСЯКОЕ ДЕЛО

ХОРОШО И СЛУШАТЬ

БЫЛА БЫ ОХОТА

А НАШЁЛ, БЕРЕГИ

НЕТ ДРУГА, ИЩИ

УМ ТОЧИТЬ

ХОРОШУЮ РЕЧЬ

ЗАКИПИТ РАБОТА

2. Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики.
3. Сообщение темы.
- Ребята, сегодня мы побываем в гостях у жителей Воздушного замка.

Догадались? Правильно, это – звуки, их мы слышим и произносим. А какие звуки пригласили нас в гости, вы узнаете, если отгадаете загадки.

Из горячего колодца через нос водица льётся (чайник).
- Мне неженки - сандалии доверчиво сказали:
«Боимся мы щекотки большой сапожной …» (щётки).

Выделение первых звуков в словах – отгадках. Уточнение произношения, артикуляции.
- Сегодня мы будем учиться чётко произносить и различать звуки Ч, Щ.
Характеристика звуков. Сравнение. Назвать сходство, отличие.
Соотнесение звука и буквы.
- Буквы мы читаем и пишем. Они живут в Книжном домике. (опорные карточки с буквами Ч, Щ.):



4. Работа по теме урока.

4.1. Игра «Хитрые звуки» Изменение слов по образцу (с перекидыванием мячика).
- Ребята, звуки Ч-Щ предлагают нам поиграть. Они спрятались, и появятся, если вы правильно назовете слово. Тот, кому я брошу мячик, возвращает мне его, произносит нужное слово и называет чётко звук, который появился.
Например: «Катить – я качу, звук [Ч]».


4.2. Работа по серии сюжетных картин.
- Ребята, отгадайте загадку:
Хвостом виляет, зубаста, а не лает (щука).
Сейчас мы отправимся на озеро и узнаем кое-что о щуке.
На доске последовательно появляются картинки.




Задание.

Найдите на каждой картинке предметы, в названиях которых встречаются звуки Ч-Щ. (Щука, червячок, крючок, печка, кирпич, чугунок, ящик, овощи, лещи, чешуя, кирпичи).

Измените слова, чтобы в них зазвучали звуки Ч-Щ. (Платок – платочек, ведро – ведёрочко, поплавок - поплавочек, плавник – плавничок, хвост – хвостище, фартук – фартучек, скамейка – скамеечка, доска – дощечка, морковка – морковочка, лук – лучок).

4.3. Заучивание чистоговорки с опорой на картинки.

Физкультурная пауза.


4.4. Работа с перфокартами

Проверка. Самоконтроль.

Прочитайте последние три слова (точильщик, часовщик, чистильщик).
- Что обозначают эти слова? (Профессии).

4.5. Составление предложений по сюжетным картинкам (Каше).
Точильщик точит ножи.
Часовщик чинит часы.
Чистильщик чистит обувь.
Дрессировщик дрессирует зверей.
Продавщица продаёт овощи.
Стекольщик вставляет стекло.
Врач лечит детей.
Почтальон разносит письма, газеты, журналы.
Скрипач играет на скрипке.

5. Подведение итога занятия.
- У каких звуков мы с вами побывали в гостях?
- Чему мы научились? (Четко произносить и различать звуки Ч-Щ).
Домашнее задание. Выучить чистоговорку, чётко произносить звуки [Ч - Щ].

Занятие ориентировано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР, развивает звукослоговый анализ и синтез, фонематический слух и восприятие. Ведущая деятельность дошкольника – игра, на занятии использованы игровые моменты, повышающие интерес детей к занятию. Помогая сказочным героям, дети знакомятся с новым звуком и буквой.

ЗАДАЧИ УРОКА

Образовательные:

  1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Ч] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.
  2. Упражнять детей в умении выделять звук [Ч] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.
  3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.
  4. Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.
  5. Упражнять в составлении предложений по опорным словам.
  6. Познакомить детей с графическим образом буквы Ч. Продолжать учить преобразованию слов; читать слова и предложения.
  7. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно– ласкательными суффиксами.

Коррекционные:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Развивать умение концентрировать внимание.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.
  2. Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

ОБОРУДОВАНИЕ

“Письмо” от Деда Буквоведа, мяч, индивидуальные зеркала, плоскостные изображения сказочных героев (Чебурашка, Дюймовочка, Чипполино), ромашка с предметными картинками на лепестках (со звуком “Ч”), музыкальный молоточек, палочка-отвечалочка, квадраты трёх цветов для звукового анализа, кассы букв и слогов, кукла “Чучелка”, сундучок с буквой Ч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Орг. Момент.

– Ребята, давайте возьмёмся за руки и для создания хорошего настроения улыбнёмся друг другу. А чтобы настроение стало ещё замечательнее, мы позовём солнечного зайчика. Гимнастика для глаз “Солнечный зайчик”:

2. Сообщение темы.

– Прежде чем начать занятие, мы проверим наш почтовый ящик (находим письмо от Деда Буквоведа). Прочитайте, от кого это письмо.

Письмо от Деда Буквоведа

– Ребята, Дед Буквовед сообщает нам плохую весть. Чучелка похитила новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква. А поможет нам игра “Назови ласково” (с мячом).

Мяч-мячик, ключ-ключик, белка-белочка, чашка-чашечка, собака-собачка, ложка-ложечка, вилка-вилочка, чемодан-чемоданчик, часы-часики и т.п.

– Вы догадались, какой один и тот же звук слышится во всех этих словах? Правильно, это звук [Ч], который на письме обозначается буквой Ч. Значит, мы должны найти сегодня букву…Ч. А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся поближе со звуком [Ч]. Садитесь за столы, возьмите зеркала и произнесите отчетливо звук [Ч].

3. Артикуляция звука [Ч]

(Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.)

4. Характеристика звука [Ч] (согласный, всегда мягкий, глухой).

5. Дифференциация звука [Ч] от других звуков, в слогах, словах.

– Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук [Ч]хлопните в ладоши.

– А теперь речевая зарядка “Не зевай, лови мяч и повторяй” (проговаривание слоговых рядов). Ач-оч-уч-ич, ча-чо-чу-чи, ача-очо-учу-ичи; чна-чно-чну-чни; чта-что-чту-чти и т.п.

– А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком “Ч” назовёт (дети придумывают слова с данным звуком).

6. Определение места звука в слове, звуковой анализ слов.

– Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Ч. Дед Буквовед отправил нам помощников. И к нам спешит на помощь первый помощник, кто это – правильно это Дюймовочка (иллюстрация).

– Дюймовочка нам подскажет дорогу, если мы выполним её задание. На доске ромашка, на лепестках которой – картинки со звуком [Ч]. Дети выбирают себе по лепестку и определяют место звука “Ч” в названиях картинок. А теперь, выложите звуковой анализ своего слова. Молодцы справились с заданием. И Дюймовочка отправляет нас к следующему герою.

Этот герой – Чебурашка (иллюстрация).

7. Деление слов на слоги.

– И Чебурашка приготовил нам задание, которое называется: “Простучи слово” (дети делят слова на слоги, простукивая их с помощью музыкального молоточка).

– Молодцы и с этим заданием справились! Чебурашка говорит, что только один отважный сказочный герой знает, где Чучелка спрятала букву Ч. И это – Чипполино (иллюстрация).

8. Составление предложений.

– Но у Чипполино тоже есть своё задание, он предлагает вам придумать весёлые предложения про наших помощников (дети придумывают предложения).

– Чипполино очень понравились ваши предложения, поэтому он даёт подсказку: “Прочитай слово по первым звукам, и вы угадаете, где Чучелка спрятала букву Ч.

(Дети разгадывают слово “сундучок”).

– Значит, буква в сундучке и нам надо его найти. (Дети находят сундучок и спрятавшуюся Чучелку).

Логопед: Нашёлся сундучок и Чучелка здесь.


Ты зачем букву похитила?

Чучелка: Я хотела, чтобы у меня была своя буква Ч, ведь в моём имени их целых две, а я даже писать её не умею.

Логопед: Но ребята тоже должны знать эту букву, иначе они не смогут читать и писать слова с буквой Ч. Ребята, скажите, как без буквы Ч вы напишите имя Чучелка (дети: “Уелка”).

Чучелка: Ой, как некрасиво получилось.

Логопед: Тебе не нравится?! Тогда попроси у ребят прощение и верни букву.

Чучелка: Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в сундучке (произносит слова) “Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок” (не может открыть) Ребята, помогите мне, давайте вместе скажем эти слова, чётко выделяя звук “Ч” (дети произносят, сундучок открывается, Чучелка достаёт букву и отдаёт её детям)

Логопед: Вот и молодец! Ребята, а пусть Чучелка у нас на занятии посидит и поучит вместе с нами букву Ч (Чучелка остаётся).

9. Знакомство с буквой Ч.

Дети садятся за столы.

– Ребята, кто расскажет Чучелке, чем отличается звук от буквы (ответы детей)

– Посмотрите, вот буква Ч. На что она похожа?

Ч – вы правильно решили, пишут так же, как “4”.

Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя.

– Из каких элементов она состоит (Из двух вертикальных палочек и одной горизонтальной). Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. А сейчас сделайте окошко из ладошек и прорисуем букву Ч в воздухе от потолка до пола, смотрим глазками в окошечко. Печатание буквы в тетради.

10. Работа в кассах,

преобразование слов.

– А сейчас откроем кассы и найдём, где живёт буква Ч (этаж, окошко). На верхнюю полоску выложите слово Чай, а как сделать так, чтобы из слова чай получилось слово Чайка, а из слова Чайка – Чашка. Молодцы, убираем кассы.

11. Чтение предложений

– И последнее задание от Чипполино, Чебурашки и Дюймовочки находится в конвертах. В этих конвертах – слова. Ваша задача составить из этих слов предложения и прочить их.

12. Итог занятия.

– Вот мы и познакомились со звуком и буквой Ч. Что вы можете сказать про этот звук?

Назовите слова со звуком [Ч].

– Чучелка, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим подарить тебе букву Ч, чтобы у тебя была своя буква.

Чучелка: Вот спасибо, а у меня тоже есть для вас сладкий сюрприз, в его названии тоже есть звук [Ч], угадайте, что это? (чупа-чупсы) Чупа-чупсы в моём сундучке, помогите мне его открыть, вспомните волшебные слова: “Сундучок, сундучок приоткрой-ка свой бочок”.

Чучелка угощает детей и уходит.

– Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!


| логопедическое | логопедические занятия | занятие | конспекты занятий | обучению | программа обучения | грамоте | обучение грамоте | подготовительной | подготовительная группа | группе | группы песен | тему | и тем и тем | звук | скачать звуки | [ч] | буква | русские буквы | детский | детский сад | Страничка логопеда | Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе на тему Звук [ч] Буква Ч Детский сад

Цели:

Образовательные

1. Знакомство со звуком и буквой Ч.

2. Звуко-слоговой анализ и синтез слов и предложений.

3. Определение позиции звука в слове.

4. Деление слов на слоги.

5. Активизация словаря и развитие связной речи.

Коррекционные:

1. Уточнение артикуляции звука Ч.

2. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений.

3. Коррекция моторных функций средствами релаксации.

4. Выработка чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.

5. Закрепление мелодико-интонационных и просадических компонентов, творческих фантазий и воображения на образце речи логопеда.

Воспитательные:

1. Воспитание активности, творческого начала, нравственно-эстетических чувств.

Наглядность:

1. Иллюстрации сказочных героев.

2. Корзина с игрушками: чайник, мяч, удочка, перчатка, черепаха, спички, пчела, сундучок.

3. Картинки для выделения слогов: Чиполино, часы, ключ, бочка, чай, полочка, девочка, черепаха.

4. Сундучок.

5. Схемы для определения места звуков в слове.

6. Мнемотаблица.

7. Сенсорное панно.

8. Кассы букв и слогов.

9. Индивидуальный раздаточный материал.

10. Алфавит.

11. Индивидуальные сенсорные панно, нитки, липучки.

12. Лодочки.

Ход занятия.

I. Организационный момент. (В холле развешаны картинки с героями сказок.)

Логопед проводит игру "Угадай героя сказки”.

Беседа логопеда о русском народном фольклоре и его значении.

Сравнительная характеристика р.н. сказок и сказок народов мира.

II. Основная часть. (В зале)

1. Музыкальная попевка "В гости к бабушке"

Лады, лады, ладушки.

Едем в гости к бабушке

К нашей милой бабушке,

Бабушке-Забавушке.

Едут к ней ребятушки Милые внучатушки

Вот идёт петушок,

Гордо поднял гребешок Красная бородка,

Важная походка

Кошка очень хороша,

Ходит мягко, не спеша.

Сядет, умывается,

Лапкой вытирается

Уточка голубушка

По двору идёт.

Уточкавразвалочку Деточек ведёт

Вот весёлые ребятки,

Розовые поросятки.

У них носик пятачком,

Хвостики торчат крючком.

Лады, лады, ладушки.

Куда едем? К бабушке!

Логопед: "Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали,

Мы немножко отдохнём

И занятие начнём. (Дети садятся на ковёр). Логопед :" Вы не догадались с каким звуком и буквой мы познакомимся сегодня на занятии? Ведь не даром мы встретили с вами на пути Чипполино, Курочку Рябу, Мальчика Спальчика, Хаврошечку...

Дети: "Со звуком и буквой Ч".

Логопед: "Я обещала вам необычное занятие и потому сегодня с нами будет одна из героинь р.н.с. Но чтобы она появилась, давайте скажем волшебные слова."

Дети хором: "Раз, два, три

Чудо, чудо к нам приди"

2. Появляется Лиса.

Лиса : "Говорят, я рыжая,

Говорят, бесстыжая,

Ем цыплят, говорят,

Ем утят, говорят,

Да ведь это петухи,

Наболтали чепухи."

Лиса здоровается с детьми: "А вот и я, узнали вы меня?" (Ответ детей)

Лиса: "Не знаете ли вы, а как в народе меня ещё зовут?"

Дети: "Лисичка- сестричка, лиса- Патрикеевна, лиса- краса."

Лиса: "А почему меня так называют?"

(Ответы детей)

Лиса: "А хотите вы быть такими же красивыми, как я?"

3. Массаж "Лиса"

Утром Лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась.

(Движения выполняются соответственно тексту)

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала-Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

(Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.)

А потом ладошкой Пошлепала немножко.

Стала гладить ручки, ножки

И бока совсем немножко.

Ну, красавица- Лиса!

(Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо- влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину)

До чего же хороша!

Педагог (использует игрушку "лиса" и "заяц").

За Лисой, тропой тенистой,

Скачет Зайка- прыг да скок.

Он для ягоды душистой Приготовил кузовок.

(Мишка и Зайку угостил малиной. А Заяц позвал своих друзей-зайчат отведать ягод и поиграть).

4. Лиса: "Ч-Ч-Ч-Ч" (Изолированное произношение звука)

Лиса: "Слышу звук, да не пойму где. Никак у Маланьи чай кипит. Какой звук я произнесла?"

Работа со звуком:

1. Артикуляционный уклад;

2. Характеристика звука;

3. Нахождение звука в ряде других звуков, слогов, слов. Игра "Найди звук"

4. Упражнение на расслабление и закрепление мышц "Корзинка"

5. (На ковре) Дети отгадывают загадки и определяют позиции звука в словах отгадках. Игра: "Определи место звука в слове"

Упражнение на ориентацию в пространстве “Найди сундучок"

6. Работа с мнемотаблицей на закрепление употребление предлогов в речи

Лиса и дети произносят волшебные слова: "Сундучок, сундучок приоткрой нам свой бочок."

7. Игра"Телеграф". Дети определяют количество слогов в слове.

8. Музыкальныйхоровод на проговаривание звука " Ч" в речи.

Чу - чу - чу - хоровод я закручу.

Ча - ча - ча - рубим мы дрова сплеча.

Чи - чи - чи - по коленкам постучи.

Ач - ач - ач - мы попрыгаем как мяч.

Лиса убегает.

III. Выход Маланьи.

Маланья: Что за топот, что за шум.

Расшумелась детвора,

Голова болит с утра

Я вас с утра ждала,

Печь растопила, тесто завела,

Калачи испекла, да и на стол уже почти накрыла.

Да, устала я с утра,

Отдохнуть поди пора.

Маланья предлагает детям поиграть.

Музыкальная игра: "У Маланьи." (Игра на развитие темпа, ритма "Эхо".

У Маланьи у старушки Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Все без бровей

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такими усами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой!

Они не пили, не ели,

На Маланью всё глядели,

И все делали вот так...

Маланья уходит.

IV. Дети проходят за столы.

Работу с буквой проводит логопед

1. Игра- упражнение "Найди букву".

2. Игра- упражнение: "На что похожа буква?"

3. Работа со стихотворением "Цифра 4". (В. Степанов.)

Ч - вы правильно решили - Пишут так же, как 4.

Только с цифрами, друзья,

Путать буквы нам нельзя

4. Работа с индивидуальными сенсорными панно: выкладывание буквы из ниток и липучек.

5. Рисование буквы пальчиком на ладони, в воздухе и на плече товарища.

6. Пальчиковая игра "Детский сад".

На большом диване в ряд,

Куклы Танины сидят:

Два медведя, Буратино,

И весёлый Чиполино,

И котёнок, и слонёнок,

1 , 2, 3, 4, 5.

7. Работа с кассой: нахождение буквы, выкладывание цепочки (слог, слово).

8. Звуковой анализ и синтез полученного слова.

9. Игра упражнение "Придумай предложение"

V. Физ. минутка. Игра на координацию речи с движением "Окно"

Что за странное явление?

Появилась вдруг стена- Очень прочная она.

Это дверь или окно?

Нам проверить суждено...

Это всё таки окно,

Только грязное оно!

Ну, друзья, помоем стёкла- Станет в комнате светло.

VI. Логопед: Пока мы с вами играли, читали, анализировали, мы совсем забыли про старый,

картонный сундучок, а он нам хочет что- то сказать. Фонограмма с речью сундучка).

Выход Маланьи. Монолог Маланьи о дальнейшей судьбе сундучка (Фонограмма речи сундучка). Диалог Маланьи с детьми о счастье.

VII . Итог занятия.

Логопед: "Вам понравилось путешествие? Что вам больше всего запомнилось? Почему?"

Маланья: "Я тоже хочу преподнести вам от себя маленькую частичку счастья. Я вас, дети, и наших гостей приглашаю на чай с печеньем, калачами и пирогами"

Логопед: "А на следующем занятии, мы продолжим наше путешествие в страну звуков и букв"