В казенном учреждении списываем дебиторскую задолженность. Как списать долги кредиторов и дебиторов в бюджетных учреждениях

В процессе деятельности бюджетные учреждения иногда сталкиваются с «непорядочными» контрагентами, которые вовремя (а иногда и вообще!) не выполняют обязательств по заключенным договорам на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ. Результатом является дебиторская задолженность в бухгалтерском учете и отчетности.

Активы учреждения в форме дебиторской задолженности включают расчеты с покупателями, заказчиками и различными дебиторами : расчеты в порядке плановых платежей, с подотчетными лицами, по возмещению причиненных убытков, с прочими дебиторами и государственными целевыми фондами (п. 3.1 р. ІІІ Порядка бухгалтерского учета отдельных активов и обязательств бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина от 02.04.2014 г. № 372, далее - Порядок № 372). При этом дебиторская задолженность признается активом, если существует вероятность получения учреждением будущих экономических выгод или достижения поставленной цели и/или удовлетворения потребностей учреждения, и может быть достоверно определена ее сумма.

В отличие от хозрасчетных предприятий даже возникновение текущей дебиторской задолженности может иметь не очень приятные последствия для бюджетного учреждения. Поэтому прежде всего уделим внимание тому, какие последствия может иметь наличие текущей дебиторской задолженности в учете и отчетности бюджетного учреждения, когда она становится просроченной и при каких условиях переходит в категорию безнадежной и подлежит списанию.

Текущая дебиторская задолженность: возникновение и последствия

Основной причиной возникновения дебиторской задолженности является осуществление предварительной платы за товары, работы и услуги. По общему правилу, руководители бюджетных учреждений в соответствии со ст. 49 Бюджетного кодекса Украины (далее - БКУ ) принимают решение об оплате товаров, работ и услуг и дают поручение на осуществление платежа только после их получения, если иное не предусмотрено, в частности, нормативно-правовыми актами КМУ . Одним из основных документов, который разрешает предоплату за бюджетные средства, является постановление КМУ «Об осуществлении предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» от 23.04.2014 г. № 117 (далее -Постановление № 117), определяющее не только перечень товаров, работ и услуг, для которых разрешена предоплата, но и срок, в течение которого нужно закрыть дебиторскую задолженность. До вступления его в силу действовало аналогичное постановление КМУ от 09.10.2006 г. № 1404(далее - Постановление № 1404).

Если же дебиторская задолженность не погашена в сроки , установленные Постановлением № 117 (а ранее - Постановлением № 1404), это будет считаться бюджетным правонарушением в соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 116 БКУ. За такое нарушение могут применять следующие меры воздействия, предусмотренные ч. 1 ст. 117 БКУ:

1)  предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства - на устранение отведено 30  календарных дней ;

2)  остановка операций с бюджетными средствами - применяется в порядке, установленном ст. 120 БКУ;

3)  приостановление бюджетных ассигнований , предусматривающее прекращение полномочий на взятие бюджетного обязательства на соответствующую сумму на срок от одного до трех месяцев в пределах текущего бюджетного периода в соответствии с Порядком приостановления бюджетных ассигнований, утвержденным приказом Минфина от 15.05.2002 г. № 319.

Дебиторская задолженность может возникать по расчетам с бюджетом, с арендаторами, учащимися, студентами, подотчетными лицами по возмещению нанесенных убытков, расчетам за причиненный учреждению ущерб в виде недостач и хищений денежных средств, материальных ценностей, потерь от порчи материальных ценностей. Когда же дебиторка становится просроченной?

Просроченная дебиторская задолженность: что это?

Просроченная дебиторская задолженность - это дебиторская задолженность,возникающая на 30-й день по истечении срока обязательного платежа согласно заключенным договорам, или если дата платежа не определена после выписки счета на оплату (абз. 20 п. 1.2 Порядка № 372). Ее еще называют дебиторской задолженностью по просроченному сроку (абз. 13 п. 3.6 Порядка составления финансовой и бюджетной отчетности распорядителями и получателями бю­джетных средств, утвержденного приказом Минфина от 24.01.2012 г. № 44, далее - Порядок № 44).

Как указано выше, срок погашения дебиторской задолженности, определенный договором о закупке товаров, работ и услуг, не может выходить за временные рамки, установленныеПостановлением № 117 (или Постановлением № 1404). А просроченной дебиторская задолженность становится на 30-й день по истечении срока обязательного платежа .

Отметим, что просроченной дебиторской задолженности уделяется особое внимание в бюджетной отчетности. Так, суммы просроченной дебиторки фигурируют в:

  • Отчете о задолженности по бюджетным средствам (форма № 7), в графе 6 «Дебіторська заборгованість на кінець звітного періоду (року), усього - з неї прострочена» которого из общей суммы дебиторской задолженности, возникшей на дату составления бюджетной отчетности, уточняется дебиторская задолженность с истекшим сроком;
  • Справке о причинах возникновения просроченной дебиторской задолженности общего фонда и принятых мерах по ее взысканию (приложение 28 к Порядку № 44), в которой приводится подробная информация о причинах возникновения просроченной дебиторской задолженности общего фонда, приведенной в форме № 7, и принятых мерах по ее взысканию;
  • Справке о дебиторской задолженности по расходам (приложение 33 к Порядку № 44), в которой приводятся суммы дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, наступившим в течение отчетного года;
  • Пояснительной записке, в которой описываются динамика дебиторской задолженности, в т. ч. просроченной, на отчетную дату по сравнению с задолженностью на начало отчетного года и причины ее увеличения или уменьшения, а также указываются причины возникновения просроченной дебиторской задолженности, указанной в строке «Інше» приложения 28 кПорядку № 44.

Поэтому решения о применении вышеперечисленных мер воздействия могут приниматься органами Казначейства даже по итогам анализа бюджетной отчетности распорядителей бюджетных средств.

По истечении срока исковой давности просроченная дебиторская задолженность переходит в категорию дебиторской задолженности, срок исковой давности которой истек.

Безнадежная дебиторская задолженность: условия определения

К безнадежной дебиторской задолженности согласно абз. 2 п. 1.2 Порядка № 372относятся:

  • текущая дебиторская задолженность, относительно которой существует уверенность о ее невозврате должником;
  • дебиторская задолженность, срок исковой давности которой истек.

Отметим: ни в одном разъяснении не написано, что подразумевается под «текущей дебиторской задолженностью» , по которой существует уверенность о ее невозврате должником. Скорее всего, речь идет о случаях, когда должник ликвидирован или прекратил свою деятельность как юрлицо (или предприниматель). Поэтому далее больше внимания уделим именно дебиторской задолженности, срок исковой давности которой истек.

Буквально трактуя определение «безнадежная дебиторская задолженность» , может сложиться впечатление, что стоит только подождать, пока истечет срок исковой давности, и после этого можно списать дебиторскую задолженность без проблем. На самом деле это совершенно не так. Данное определение и раньше было таким, однако органы Казначейства и Госфининспекции толковали его несколько конкретнее.

Казначейство настаивает на том, что до момента прекращения государственной регистрации субъекта хозяйствования кредитор должен принимать меры по возврату долга согласно действующему законодательству (письмо Госказначейства от 31.03.2010 г. № 15-04/712-5704). Поэтому просроченная дебиторская задолженность подпадает под определение «безнадежная дебиторская задолженность» в случаях, когда :

  • в отчетности распорядителей бюджетных средств отражена просроченная дебиторская задолженность по субъектам хозяйствования, ликвидированным без правопреемников;
  • учреждениями приняты все меры по проведению претензионно-исковой работы , прочие меры по взысканию задолженности в соответствии с действующим законодательством.

Госфининспекция при проведении контрольных мероприятий в части контроля за состоянием и учетом дебиторской задолженности, выполнением договорных обязательств (письмо ГлавКРУ от 01.03.2011 г. № 25-18/287) обращает внимание на то:

  • обращает внимание на то, что в учреждениях, организациях, государственных предприятиях должен быть утвержден внутренний порядок ведения претензионно-исковой работы ;
  • при установлении случаев непринятия мер по своевременному взысканию дебиторской задолженности и , как следствие, истечении сроков ее взыскания, то есть допущении потери должника в обязательстве, такие факты следует квалифицировать как нанесение убытков юридическому лицу .

Сроки исковой давности: как определяют

Определение и течение сроков исковой давности урегулированы Гражданским кодексом Украины (далее - ГКУ). Исковая давность - это срок, в пределах которого лицо может обратиться в суд с требованием о защите своего гражданского права или интереса (ст. 256 ГКУ).

Общий срок исковой давности составляет 3 года. По отдельным видам требований законом может устанавливаться специальная исковая давность - сокращенная или более длительная по сравнению с общей исковой давностью. Но согласно ст. 259 ГКУ, исковая давность, установленная законом, может быть увеличена по договоренности сторон, которая должна быть оформлена письменно. Однако сократить срок исковой давности, установленный законом, стороны договора не могут. Исковая давность исчисляется по общим правилам, установленным ст.ст. 253–255 ГКУ.

Срок исковой давности истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Исчисление срока исковой давности начинается с того дня, когда лицо узнало или могло узнать о нарушении своего права или о лице, которое его нарушило, что определено ч. 1 ст. 261ГКУ. Впрочем, это вовсе не означает, что началом срока исковой давности является момент возникновения дебиторской задолженности, которая отражается в бухгалтерском учете на соответствующих субсчетах бухгалтерского учета (351 , 361 , 362 , 363 , 364 ).

Течение срока исковой давности начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало (ч. 1 ст. 243 ГКУ). Поэтому данные сроки привязаны именно к определенным календарным действиям или к юридическим фактам (событиям). Вследствие этого важное значение имеет то, что прописано в условиях договора. Рассмотрим несколько ситуаций.

Ситуация 1 Бюджетная организация заключила договор на выполнение текущего ремонта помещений. В соответствии с условиями договора, подрядчику 07.10.2013 г. перечислили аванс (30% суммы договора), а выполнить ремонтные работы он обязан был в течение месяца со дня получения предоплаты.

Поскольку к этой дате ремонт в установленный срок (не позднее 07.11.2013 г.) не выполнен, со следующего дня (с 08.11.2013 г.) начинается течение исковой давности, то есть отсчет срока исковой давности, и если он не будет прерван, то закончится 08.11.2016 г.

Просроченной такая задолженность стала на 30-й день - 07.12.2013 г. - и это было зафиксировано в годовой отчетности за 2013 год.

Ситуация 2 Воспользуемся условиями предыдущей ситуации, но предположим, что в договоре не прописали срок выполнения обязательств подрядчиком.

Если срок выполнения должником обязательства не установлен или определен моментом предъявления требования, кредитор имеет право требовать его выполнения в любое время . Должник должен выполнить такое обязательство в 7-дневный срок со дня предъявления требования , если обязанность немедленного выполнения не следует из договора или актов гражданского законодательства (ч. 2 ст. 530 ГКУ).

Как сказано выше, начало течения срока начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало. Поэтому отсчет срока исковой давности ведется с восьмого дня после направления должникам письменного требования о выполнении обязательств .

Если, например, письменное требование было предъявлено 15.11.2013 г., срок исковой даты отсчитывают с восьмого дня, то есть с 23.11.2013 г., а закончится он (если не будет прерываться) 23.11.2016 г.

Таким образом, бюджетное учреждение в течение трех лет с начала течения срока исковой давности может обратиться в суд с требованием о защите своих гражданских прав или интересов. Но это не означает, что на протяжении трех лет бюджетное учреждение может не принимать меры по взысканию задолженности и не вести претензионно-исковую работу.

Претензионно-исковые мероприятия: в чем заключаются

При организации проведения претензионно-исковой работы могут помочь рекомендации Минюста «О порядке ведения претензионной и исковой работы на предприятии, в учреждении, организации» от 15.01.1996 г. № 2 (далее - Рекомендации). В соответствии с этимиРекомендациями, к претензионно-исковой работе относятся следующие мероприятия:

  • подготовка, получение и составление документов, необходимых для предъявления и рассмотрения претензий и исков;
  • представление и рассмотрение претензий, подготовка исков;
  • подготовка ответов (отзывов) и заявлений о пересмотре решений, постановлений суда в порядке надзора;
  • защита интересов учреждения при рассмотрении имущественных, преддоговорных и прочих споров в арбитражном и других судах;
  • осуществление организационно-технических мероприятий (регистрация, учет, хранение и отправка претензионно-исковых материалов);
  • обеспечение контроля по претензионно-исковому производству;
  • рассмотрение, анализ, обобщение результатов претензионно-исковой работы;
  • подготовка выводов, предложений по улучшению претензионно-исковой работы.

С этой целью в учреждениях, организациях, государственных предприятиях должен быть утвержден внутренний порядок ведения претензионно-исковой работы, а также положение о юридической службе, должностные инструкции работников, и предусмотрены в данных документах соответствующие обязанности по проведению претензионно-исковой работы, осуществлению контроля за такой работой, за выполнением хозяйственных договоров и т.д. (письмо ГлавКРУ от 01.03.2011 г. № 25-18/287). Ведь когда возникнет вопрос о признании безнадежной дебиторской задолженности и ее списании, понадобится письменное подтверждение фактов проведения претензионно-исковой работы.

Выявление безнадежной дебиторской задолженности

Бюджетные учреждения обязаны проводить инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами - не реже двух раз в год , расчетов в порядке плановых платежей и по депонентам - не реже раза в месяц (пп. 1.5.15 Инструкции по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденной приказом Главного управления Госказначейства от 30.10.1998 г. № 90 (далее - Инструкция № 90). Органы Казначейства рекомендуют проводить инвентаризацию чаще - раз в квартал перед подачей квартальной отчетности.

При инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами действуют следующим образом:

1)  дебиторам и кредиторам высылают акты сверки по расчетам по состоянию на дату проведения инвентаризации;

2)  они обязаны в течение 10 дней со дня получения данных актов подтвердить сумму задолженности на указанную дату или заявить свои возражения;

3)  полученные акты сверки передают инвентаризационной комиссии, ведь подписанные двусторонние акты сверки подтверждают проведение инвентаризации расчетов;

4) далее инвентаризационная комиссия проверяет обоснованность задолженности; выявляет ту, срок исковой давности которой истек; отражает результаты инвентаризации расчетов в Акте инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами (приложение 9 к Инструкции № 90).

В акте инвентаризации указывают наименование субсчетов и суммы выявленной несогласованной задолженности на них, а также суммы безнадежных долгов, дебиторской и кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек (п. 11.3 Инструкции № 90).

К акту прилагают Справку (приложение 10 к Инструкции № 90), составленную в разрезе синтетических счетов бухучета, в которой приводят наименование и адреса дебиторов и кредиторов, сумму задолженности и указывают, с какого времени, за что, на основании каких документов ее учитывают. По суммам дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, в Справке указываются лица, виновные в пропуске данных сроков (абз. 1 п. 11.5Инструкции № 90).

Таким образом, инвентаризационная комиссия должна не только зафиксировать факт наличия просроченной дебиторской задолженности, но и указать проведенные мероприятия по ее погашению. Если были обнаружены дебиторы и кредиторы, которых не существует на данный момент и у которых нет правопреемников, желательно иметь подтверждение данных фактов. Поэтому работники бухгалтерии и юристы должны предоставить инвентаризационной комиссии копии присланных писем дебиторам с просьбой вернуть задолженность или погасить ее путем поставки товаров (предоставления услуг, выполнения работ), прочие документы, подтверждающие ведение претензионно-исковой работы.

Списание безнадежной задолженности

Определение сумм дебиторской задолженности, подлежащих списанию, осуществляется согласно Инструкции № 90 и Порядка № 372. А списание проводится в соответствии с Типовой корреспонденцией субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами бюджетных учреждений, приведенной в приложении 2 к Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденному приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611 (далее - Типовая корреспонденция № 611).

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, и которая является безнадежной к взысканию, списывается по результатам инвентаризации расчетов на основании решения руководителя учреждения с отражением изменения результата выполнения сметы .

При этом тщательно следует проверить и отра­зить в Справке суммы дебиторской задолженности, списанные с баланса вследствие неплатежеспособности ответчика и невозможности обращения взыскания на его имущество:

  • обоснованность списания данной задолженности;
  • правильность учета списанной задолженности вне баланса;
  • осуществление надзора за возможностью ее удержания в случаях изменения имущественного состояния должников.

Списание долга вследствие неплатежеспособности должника не является основанием для отмены задолженности. Задолженность следует отражать вне баланса не менее 5 лет со времени списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного состояния должника (абз. 3 п. 11.5 Инструкции № 90).

Обратите внимание! В соответствии с абз. 3 п. 5 Порядка № 372, безнадежная дебиторская задолженность учитывается на соответствующем внебалансовом счете в течение 3 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания.

О 3-летнем сроке говорится и в Плане счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденном приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611 (далее - План счетов № 611).

Для этого в Плане счетов № 611 предусмотрен внебалансовый субсчет 071 «Списанная дебиторская задолженность» .

Проиллюстрируем на ситуациях.

Ситуация 3 На балансе бюджетного учреждения имеется просроченная дебиторская задолженность по специальному фонду на субсчете 364 в сумме 2400 грн (предоплата за канцелярские принадлежности, бумагу и картриджи), которая признана безнадежной в связи с тем, что должник прекратил свою деятельность как юрлицо.

По решению руководителя, дебиторская задолженность списана и в бухгалтерском учете отражена проводками: Дт 432 Кт 364 .

Четко следуя предписаниям абз. 2 п. 3.5 Порядка № 372 и Плана счетов № 611, сумму списанной дебиторской задолженности следует учитывать в течение 3 лет на внебалансовомсчете 071 , правда, непонятно, зачем, ведь возможности взыскать ее не будет.

Ситуация 4 На балансе бюджетного учреждения числится дебиторская задолженность по общему фонду на субсчете 361 в сумме 5600 грн (предоплата за медикаменты), срок исковой давности которой истек.

Руководителем бюджетного учреждения было принято решение о списании дебиторской задолженности с учетом проведения претензионно-исковой работы. Списание такой задолженности в бухгалтерском учете отражается проводками: Дт  431 Кт 361 . В то же время ееберут на учет по дебету субсчета 071 и наблюдают за возможностью ее взыскать в случае изменения имущественного состояния должника.

Рассмотрим еще одну интересную ситуацию, возникшую во время ревизии.

Ситуация 5 При проверке коммунального предприятия органом Госфининспекции было обнаружено, что на субсчете 377 числится дебиторская задолженность ОАО «Киевводоканал» (образовавшаяся в декабре 2006 года) и АО «Киевэнерго» (образовавшаяся в марте 2007 года). Ревизорами было предъявлено требование о взыскании причиненных убытков с должников в пользу коммунального предприятия.

В данном случае Госфининспекция обратилась в суд с иском о взыскании убытков в пользу коммунального предприятия. Во время судебного разбирательства коммунальное предприятие предоставило доказательства, что оно обращалось в суд в 2010 году с целью взыскания с должников дебиторской задолженности, но ему было отказано из-за пропуска сроков обращения в суд. На момент судебного разбирательства по иску Госфининспекции дебиторская задолженность была списана с баланса как безнадежная. В результате суд отказал в удовлетворении иска Госфининспекции (см. постановление Окружного административного суда г. Киева от 01.07.2013 г. № 826/9210/13-а).

Поэтому, даже если бюджетное учреждение обратится с иском в суд о взыскании дебиторской задолженности и получит отказ в связи с пропуском срока исковой давности, данный факт все равно будет свидетельствовать о факте проведения ею претензионно-исковой работы.

Светлана ЛИСТРОВАЯ,

шеф-редактор газеты «Интерактивная бухгалтерия»

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Документы, на основании которых комиссией по поступлению и выбытию активов принимается решение о списании задолженности неплатежеспособных дебиторов, определяются в рамках учетной политики учреждения.
Дебиторская задолженность по незавершенному исполнительному производству, а также задолженность, в отношении которой не истек срок исковой давности, учитываются в балансовом учете автономного учреждения, так как на законодательном уровне в их отношении ожидается погашение.

Обоснование вывода:
Признание дебитора неплатежеспособным является одним из оснований для списания дебиторской задолженности с балансового учета автономного учреждения. Дебиторская задолженность при этом признается нереальной к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации (смотрите, в частности, п.п. 97, 101, 105, 109, 113, 180, 181 Инструкции, утвержденной Минфина России от 23.12.2010 N 183н, далее - N 183н).
По сути, такая задолженность не соответствует критериям актива, следовательно, учитываться на балансе организации госсектора она не должна (п.п. 36, 47 Федерального стандарта "Концептуальные основы...", утвержденного Минфина России от 31.12.2016 N 256н, п. 339 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - N 157н, Минфина России от 14.07.2017 N 02-08-10/45171, далее - Письмо).
Иными словами, дебиторская задолженность является активом, если учреждение еще ожидает, что ему перечислят деньги или передадут имущество, выполнят работы, окажут услуги. Если же предлагалось контрагенту погасить задолженность добровольно, было обращение в суд и к судебным приставам, но никаких результатов получено не было, то понятию актива такая задолженность уже не соответствует.
Решение о списании дебиторской задолженности принимает комиссия по поступлению и выбытию активов, далее - Комиссия ( Инструкции N 157н). Установить порядок списания дебиторской задолженности с балансового учета учреждению необходимо в локальном акте, разработанном с учетом положений действующего законодательства РФ (смотрите Минфина России от 18.02.2014 N 02-06-10/6776). При этом должны учитываться требования органов, осуществляющих в отношении учреждений функции и полномочия учредителей.
Инструкции NN 157н, 183н не содержат указаний по составу документов, необходимых для принятия Комиссией решения о списании с балансового учета учреждения задолженности неплатежеспособных дебиторов. В то же время специалисты финансового ведомства указывают в Письме, что решение Комиссии о списании с балансового учета учреждения задолженности неплатежеспособных дебиторов принимается с учетом:
- сведений, выявленных в ходе проведения инвентаризации, в отношении дебиторской задолженности, обладающей признаками нереальной к взысканию;
- документов, подтверждающих наличие рисков невозможности взыскания дебиторской задолженности.
При этом, как указано в названном Письме, Комиссия, принимая решение о списании с балансового учета задолженности неплатежеспособных дебиторов, вправе руководствоваться положениями законодательства по составу документов, необходимых для принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и о ее списании (восстановлении), установленных БК РФ, и общими требованиями к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, утвержденными Правительства РФ от 06.05.2016 N 393 (далее - Постановление N 393).
Кроме того, при принятии Комиссией решения о признании задолженности нереальной к взысканию она может руководствоваться нормами гражданского законодательства. ГК РФ предусматривает следующие основания:
- истечение срока исковой давности ( ГК РФ);
- прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения ( ГК РФ);
- прекращение обязательства на основании акта государственного органа или органа местного самоуправления ( ГК РФ);
- ликвидация юридического лица ( ГК РФ) или смерть гражданина ( ГК РФ).
Перечень документов, подтверждающих наличие оснований для принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности, может включать постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным , Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
Так, если исполнительное производство было окончено судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, заявление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительных документов, указанных в ч. , и Закона N 229-ФЗ, может быть подано не ранее шести месяцев после дня окончания исполнительного производства либо ранее указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника ( Закона N 229-ФЗ).
Следовательно, на основании постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по соответствующему основанию дебиторская задолженность может быть признана Комиссией безнадежной к взысканию и списана с балансового учета на забалансовый счет 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов" ( Инструкции N 157н). При изменении имущественного положения должника или возобновлении исполнительного производства на основании заявления по прошествии положенного срока дебиторская задолженность восстанавливается в балансовом учете и списывается с забалансового счета 04.
Таким образом, если в рассматриваемой ситуации производство не прекращено, задолженность не списывается с балансового учета.
Если в учреждении не истек срок исковой давности, то списанию в балансовом учете такая дебиторская задолженность не подлежит.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


Дебиторская задолженность в соответствии как с международными, так и с российскими стандартами бухгалтерского учета определяется как суммы, причитающиеся компании от покупателей (дебиторов). Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Как правило, покупателем не предоставляется какого-либо письменного подтверждения задолженности за исключением подписи о приемке товара на товаросопроводительном документе.

В результате возникновения дебиторской задолженности происходит отвлечение средств из хозяйственного оборота, поэтому необходимо принимать все возможные меры по ее своевременному взысканию.

Учреждение вправе списать дебиторскую задолженность с баланса либо после ее погашения, либо после ее признания безнадежной.

Основания прекращения обязательств установлены главой 26 Гражданского кодекса. В частности, обязательство может быть прекращено исполнением (статья 408 ГК), предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.) (ст. 409 ГК РФ), зачетом встречного однородного требования (ст. 410 ГК РФ), новацией (ст. 414 ГК РФ).
Списание учреждением дебиторской задолженности, нереальной ко взысканию, осуществляется в соответствии с требованиями гражданского, бюджетного законодательства, а также законодательства о бухгалтерском учете.

ГК установлены следующие основания признания дебиторской задолженности безнадежной:

  • истечение срока исковой давности (статья 196 ГК);
  • прекращение обязательства в соответствии с гражданским законодательством вследствие невозможности его исполнения (статья 416 ГК);
  • прекращение обязательства в соответствии с гражданским законодательством на основании акта государственного органа (статья 417 ГК);
  • прекращение обязательства смертью гражданина (статья 418 ГК);
  • прекращение обязательства в соответствии с гражданским законодательством вследствие ликвидации организации (статья 419 ГК).
Общий срок исковой давности согласно статье 196 ГК устанавливается в 3 года. По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 статьи 200 ГК). Таким образом, по обязательствам с установленным в договоре сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком (статья 197 ГК). Срок исковой давности и порядок его исчисления не могут быть изменены соглашением сторон (статья 198 ГК). С истечением срока исковой давности по главному требованию истекает срок и по дополнительным требованиям (неустойка, залог, поручительство и т.п.) (статья 207 ГК).

В соответствии с п. 2 статьи 200 ГК по обязательствам, срок исполнения которых не определен, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.

При этом согласно п. 2 статьи 314 ГК в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.

Обязательство, не исполненное в разумный срок, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении.

Списание дебиторской задолженности по истечении срока исковой давности может быть произведено, если этот срок не прерывался и не приостанавливался. В соответствии со статьей 203 ГК течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.

Ликвидация организации - это прекращение ее деятельности как юридического лица без перехода прав и обязанностей другим лицам. Гражданским законодательством предусмотрен ряд обязательных процедур в процессе ликвидации для удовлетворения требований кредиторов. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 статьи 63 ГК). С этого момента кредиторы такой организации могут списать ее долги в состав безнадежных.

Если в отношении организации-должника открыта процедура конкурсного производства, задолженность, включенная в реестр требований кредиторов, списывается после признания судом организации банкротом и исключения ее из Единого государственного реестра юридических лиц (письмо Минфина России от 17.03.2009 №03-03-06/1/149).

Дебиторская задолженность, в отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства по причине отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, безрезультатности всех принятых судебным приставом-исполнителем допустимых законом мер по отысканию его имущества, может быть признана безнадежной (письмо Минфина России от 30.03.2009 №03-03-06/1/199).

Списание дебиторской задолженности бюджетным учреждением


Списание дебиторской задолженности, нереальной для взыскания, осуществляется в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств. В рамках своих полномочий главный распорядитель бюджетных средств вправе установить порядок согласования подведомственными бюджетными учреждениями списания нереальной ко взысканию дебиторской задолженности в качестве одного из мероприятий предварительного ведомственного финансового контроля (статья 158 БК).

Для того, чтобы списать с баланса безнадежную дебиторскую задолженность, учреждению необходимо провести инвентаризацию расчетов. Документом, регламентирующим общий порядок проведения инвентаризации, являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 N№49.

Задолженность контрагента должна быть подтверждена соответствующими документами:

  • договором с покупателем (заказчиком), поставщиком (подрядчиком);
  • накладной на отгрузку продукции, актом приемки-передачи выполненных работ, услуг;
  • платежными документами на перечисление предварительной оплаты поставщику, не выполнившему своих обязательств и др.
Если учреждение не сохранило первичные учетные документы, подтверждающие величину дебиторской задолженности, то основания для ее списания также отсутствуют. Учреждения обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бюджетного учета и бюджетную отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет (п. 1 статьи 17 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Результаты инвентаризации расчетов оформляются в Инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.
Таким образом, для согласования списания дебиторской задолженности, нереальной ко взысканию, учреждение представляет главному распорядителю бюджетных средств Инвентаризационную опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторам с приложением документов, подтверждающих наличие задолженности (первичные документы) и невозможность ее взыскания (акт государственного органа о прекращении обязательства, уведомление об исключении должника из ЕГРЮЛ, постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по причине невозможности взыскания долга с организации-должника и другое).

Безнадежные долги определяются и списываются в бюджетном учете по каждому возникшему обязательству на основании:

  • данных проведенной инвентаризации;
  • письменного обоснования;
  • согласования с главным распорядителем бюджетных средств и органом, организующим исполнение бюджета;
  • приказа (распоряжения) руководителя учреждения.

      © Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на " " при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают единый порядок списания задолженности с забалансового "Задолженность неплатежеспособных дебиторов". Из Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Инструкции N 157н следует, что к компетенции учреждения относится определение в рамках своей учетной политики порядка списания такой задолженности ввиду невозможности ее востребования. Следовательно, как и в случае списания с балансовых счетов бухгалтерского учета нереальной ко взысканию задолженности на забалансовый счет, порядок списания со счета 04 должен утверждаться в качестве элемента учетной политики госучреждений.

Кроме того, в силу п. 5.2 ст. 64 ГК РФ в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право, в течение пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица.

Также согласно Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с его исключением из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Как отразить в бухгалтерском учете организации госсектора ситуации, когда дебиторскую задолженность невозможно вернуть? Рассмотрим в статье.

Программы повышения квалификафии и профпереподготовки для бухгалтеров госсектора:
1.
2. В первую очередь разберем основные понятия. Кто такой дебитор, что такое дебиторская задолженность и когда она становится нереальной к взысканию?

Дебитор - юридическое или физическое лицо, которое имеет задолженность по отношению к учреждению.

Дебиторская задолженность - это денежные средства или имущество, которые должны учреждению. Долг перед учреждением мог появиться из-за невыполнения условий контракта, с физическим лицом, излишней выдачи денежных сумм подотчет, ошибки в расчёте заработной платы и т.д.

Просроченная дебиторская задолженность - задолженность, которая не погашена в установленный срок, например, в срок, определенный контрактом. Такая задолженность числится на балансе учреждения до тех пор, пока не будет погашена дебитором или признана безнадежной, нереальной к взысканию в порядке, установленном законодательством.

В каких случаях можно признать задолженность нереальной к взысканию

В бюджетном законодательстве такие нормы закреплены в ст. 47.2 Бюджетного Кодекса РФ. Учреждения госсектора при принятии решения о признании задолженности безнадежной могут учитывать отдельные положения ст. 47.2 БК РФ, а также нормы гражданского законодательства. Итак, дебиторская задолженность может быть признана безнадежной (нереальной к взысканию) в случае:

1. Истечения срока исковой давности (ст. 196, 197 ГК РФ).

Срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ). При этом Гражданским кодексом РФ предусмотрены случаи приостановления и перерыва срока исковой давности.

Он может прерываться с даты предъявления иска к должнику. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново, время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок (ст. 203 ГК РФ).

Течение прерванного срока исковой давности по дебиторской задолженности, взыскиваемой по решению суда, вновь начинается с даты вступления решения суда в силу.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления требования об исполнении обязательства.

2. Прекращения обязательства вследствие невозможности его исполнения, например, при возникновении стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций (ст. 416 ГК РФ).

3. Прекращения обязательства на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (ст. 417 ГК РФ).

Если в результате издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.

4. Смерти гражданина-должника (ст. 418 ГК РФ).

5. Ликвидации юридического лица-должника (ст. 419 ГК РФ).

Если законом исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо, то такая задолженность не может считаться безнадежной к взысканию.

Данный порядок признания дебиторской задолженности безнадежной, учреждение вправе прописать в учетной политике.

Как учитывать задолженность, нереальную к взысканию

В соответствии с п. 339 Инструкции № 157н задолженность неплатежеспособных дебиторов списывается с балансового учета и учитывается на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». На этом счете задолженность, по которой еще остается возможность возобновить процедуру взыскания, числится для наблюдения в течение пяти лет.

Но есть исключение: если основания для возобновления процедуры взыскания задолженности отсутствуют (например, смерть должника), списанная с балансового учета учреждения задолженность, признанная безнадежной к взысканию, к забалансовому учету не принимается.

Если в течение этих пяти лет возникнет возможность взыскания задолженности (изменится имущественное положение должника), то на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на лицевой счет учреждения поступлений от должника, задолженность списывают с и одновременно отражают на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.

Списание задолженности с забалансового учета осуществляется в следующих случаях (обязательно наличие документов, подтверждающих прекращение обязательства):

  • истек установленный срок исковой давности (подтверждаем ежегодной инвентаризацией 205 счета, оформляем Инвентаризационную опись расчетов по доходам ф.0504091)
  • организация ликвидирована (отсутствие в Реестре юридических лиц подтверждаем выпиской из ЕГРЮЛ)
  • вынесено решение суда (постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства)

Списание задолженности сначала с балансового учета, затем с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов.

Рассмотрим несколько практических примеров:

Пример 1 . Автономное учреждение физкультуры и спорта в рамках приносящей доход деятельности предоставило услуги по прокату спортивного оборудования и инвентаря. Был заключен договор. Цена по договору составляла 35 000 руб. Учреждение выставило счет на оплату услуг. Услуги учреждением были оказаны, а их оплата не получена, т. к. на счета и имущество должника наложен арест и у него нет возможности расплатиться.

В бухгалтерском учете учреждения данные операции отражаются в соответствии с п. п. 96, 97 Инструкции № 183н следующим образом:

Пример 2 . Бюджетное учреждение культуры заключило договор на поставку новых музыкальных инструментов на сумму 500 000 руб. Поставка по условиям договора должна была произойти после внесения аванса в размере 30% от стоимости. Оплата осуществлялась за счет приносящей доход деятельности. По причине ликвидации поставщик условия договора не выполнил, инструменты учреждение не получило, не возвращен и перечисленный аванс.

Данные операции в бухгалтерском учете учреждения отражаются в соответствии с п. п. 73, 97, 98 Инструкции № 174н таким образом:

Пример 3 . В казенном учреждении украдены строительные материалы на сумму
70 000 руб. По факту кражи было возбуждено уголовное дело, которое впоследствии было приостановлено. Через год следствие по делу возобновили. Виновные лица были установлены, дело направлено в суд. По решению суда виновные лица обязаны возместить причиненный ущерб.

В соответствии с п. 86 Инструкции № 162н сумму ущерба и возмещение его виновным лицом в учете казенного учреждения нужно отразить следующими проводками:

В настоящее время момент списания задолженности неплатежеспособных дебиторов с баланса и принятия ее к забалансовому учету учреждения определяют самостоятельно.

Для списания дебиторской задолженности комиссия по поступлению и выбытию активов готовит документы:

  • приказ (распоряжение) руководителя учреждения о списании дебиторской задолженности
  • документы, свидетельствующие о невозможности взыскания задолженности
  • документы, подтверждающие банкротство (ликвидацию) дебитора
  • судебное решение, подтверждающее невозможность взыскания суммы задолженности
  • справку о смерти дебитора и др.

В завершение статьи напомню, дебиторская задолженность, не погашенная на конец отчетного периода, должна быть отражена в отчетности учреждения согласно Инструкции № 191н (ф. 0503169) и Инструкции № 33н (ф. 0503769).

Кроме того, увеличение в течение отчетного года дебиторской задолженности относится к существенным событиям. Информацию об увеличении дебиторской задолженности или работе, проведенной по ее сокращению нужно отражать в Пояснительной записке к отчетности. Об этом говорится в письме Минфина России от 22.07.2016 № 02-06-10/43336.