Албания первое государство восточного кавказа. Кавказская государство албания

Кавказ - колыбель древних цивилизаций, созданных населяющими его народами. Однако когда республики Закавказья разбрелись по своим «национальным квартирам», проблема общего исторического наследия перестала быть актуальной. Почти все народы этого региона вступили на путь определения своей «новой» национальной идентичности. Поэтому не случайно вокруг проблем этнокультурного и территориального правопреемничества древнего государства под названием Кавказская Албания разгорелись нешуточные научные и политические страсти.

Кому принадлежит Кавказская Албания

Чтобы сделать наши рассуждения более предметными, приведем вначале справку о Кавказской Албании, подготовленную для Большой советской энциклопедии известным кавказоведом З.И. Ямпольским.

В ней отмечается, что Кавказская Албания была одним из древнейших государств на территории восточного Закавказья. В нем проживали разноплеменные народы, в том числе и албанцы. Особое место Кавказской Албании на Кавказе определялось еще и тем, что на её территории были расположены «ворота Кавказа» (город Чола, в районе современного Дербента), являвшегося мостом между Европой и Азией.

Археологические раскопки на территории Азербайджана (в Мингечауре, Чухуркабале, Софулу, Кабале, Топрахкале, Хыныслах и др.), проведенные в разное время в период существования СССР, а также сведения античных авторов (Арриан, Плиний, Страбон, Аппиан, Плутарх и др.), многих армянских летописцев (Фавст, Егише, Хоренаци, Корюн и др.) свидетельствуют, что в конце 1-го тыс. до н. э. население Кавказской Албании занималось плужным земледелием, отгонным скотоводством и различными ремёслами. На этой материальной базе сложились отношения раннерабовладельческой собственности, и возникло государство, возглавляемое царём и главным жрецом. Верховным божеством, которому поклонялись народы этого государства, считалась Луна. Главным городом к началу нашей эры была Кабала. Руины её сохранились в современном Куткашенском районе Азербайджана.

В I в. до н. э. народ Кавказской Албании вместе с народами Армении и Грузии вёл борьбу против вторжений древних римлян в Закавказье (походы Лукулла в 69 - 67 гг. и Помпея в 66 - 65 гг. до н.э.). В III - V веках в этом государстве было принято христианство в качестве государственной религии. Христианскую церковь возглавлял автокефальный албанский католикос. Но в VIII веке большая часть населения Кавказской Албании была мусульманизирована. В течение IX - X веков албанским князьям удавалось несколько раз на недолгое время восстанавливать царскую власть. Затем большая часть земель государства вошла в состав азербайджанских феодальных государств — Ширвана и др.

Установлено, как утверждает З.И. Ямпольский, что часть современных азербайджанцев можно считать потомками древнего населения Кавказской Албании. Но в силу определенных исторических обстоятельств письменные памятники Албании местного происхождения дошли до настоящего времени в основном на древнеармянском языке.

Этот факт ни у кого не вызывает сомнений. Точно так же как и то, что для современной исторической географии бесспорным является то, что в период средневековья Кавказская Албания охватывала почти всю территорию современной Азербайджанской Республики, Южного Дагестана и Алазанской долины Восточной Грузии.

Вопрос о границе Армении и Кавказской Албании в I в. до н. э. - IV в. н. э. относится к категории дебатируемых, главным образом, учеными Азербайджана и Армении. Общераспространенная в науке точка зрения состоит в том, что граница проходила по реке Куре; азербайджанские ученые оспаривают ее, утверждая, что граница проходила по Араксу и, следовательно, в состав Албании входил также Арцах (Нагорный Карабах) и некоторые сопредельные с ним области.

В то же время, по мнению ряда армянских ученых, территории к югу от Куры, между озером Севан и Араксом, принадлежали армянам с ранних времен формирования армянского этноса, с VII века до нашей эры. Однако превалирующий в академических кругах взгляд состоит в том, что Армения заняла эти территории с неармянским населением только во II веке до нашей эры. Вот почему известный публицист и писатель Мурад Аджи в одном из своих очерков восклицает: «Меня как географа поражает, что нет даже описания границ Кавказской Албании. Какую территорию занимала страна? Какой народ заселял ее? Чем жил? И почему стало все неизвестным? Это важные вопросы, в них ключ к пониманию причин современных трагедий, которые вроде бы не связаны между собой, но связаны с Кавказом, с его историей. Действительно, как судить о чеченской войне или об армяно-азербайджанском конфликте, не зная предшествовавших им событий?»

Вот так ловко популярный кавказский публицист перебрасывает «логический мостик» от отдаленной античности и средневековья к современной геополитике. Тут все получается как у Геббельса, который заявлял, что история для него всего лишь корзина с бумагами, из которой он вытаскивает «все, что ему нужно».

Можно, например, со ссылкой на «объективное, научное освещение поставленных вопросов» доказывать, что народы Закавказья на протяжении долгих веков жили бок о бок и поддерживали теснейшие политические экономические и духовные отношения и вместе, плечом к плечу, боролись за свою независимость. А можно и заострить внимание на проблеме, «какому из народов должно принадлежать историческое наследие Кавказской Албании». К сожалению, на Кавказе в условиях обострения межэтнических отношений, влияния на развитие событий множества внешних факторов история перестает быть наукой.

Аргументы и контраргументы

В основном жаркую полемику вокруг проблем Кавказской Албании ведут между собой азербайджанские и армянские историки. Понимая риск любой исторической интерпретации существующих проблем, мы будем только констатировать обозначенные тезисы, не вдаваясь в полемику.

Итак, азербайджанские историки, как и их армянские коллеги, продолжают «отрабатывать» тезисы сталинской историографии о необходимости доказательства автохтонности происхождения своих народов. Помните, как одно время в СССР пытались «доказать», что «Россия - родина слонов». В этом смысле закавказская национальная историография выглядит в целом провинциально, хотя и облекает себя наукообразностью.

В данном случае проявляются некоторые особенности. После развала СССР Азербайджан, например, возвел в ранг национального освободительного движения свой отход от России, с которой сосуществовал триста лет. Но когда усилиями госдепа США в большую политику и в западную историографию был введен термин «Большой Ближний Восток», Азербайджан столкнулся с новой проблемой национальной идентификации. Появилась необходимость «научно» определяться с проблемами завоеваний в Закавказье Османской и Персидской империй, в которых азербайджанские государственные образования (ханства, султанаты) никогда не имели статуса независимости.

А после того когда США и НАТО предприняли «крестовый поход» на мусульманский восток (Ирак, Афганистан), именно Вашингтон впервые заговорил о возможности так называемой «фрагментации Большого Ближнего Востока». Поэтому с удивлением приходится читать некоторые умозаключения авторитетных бакинских специалистов, которые, ссылаясь на «неверное отражение современными российскими историками исторически сложившихся социально-экономических, социокультурных и этнических параметров региона, в пределы Кавказского региона не включают северо-восточные области Турции (илы Карс, Ардаган, Артвин, Игдыр и др.) и северо-западные области Ирана (останы Восточный Азербайджан и Западный Азербайджан)». По убеждению азербайджанских специалистов, эти области «многие века (до завоевания Россией Кавказа) находились в одном социально-экономическом и этнокультурном ареале, где и в настоящее время проживают в основном кавказские народы, что позволяет считать их «кавказскими» областями этих стран, как и кавказский регион России».

Самое любопытное в том, что Азербайджан продолжает быть уверенным, что мировое сообщество уже рассматривает Армению (наряду с Азербайджаном и Грузией) в группе «южнокавказских» государств как однотипные, включая их в состав Центрального Кавказа».

Но фактом является то, что Турции до сих пор отказывают в приеме в ЕС. Более того, перед ней во весь рост возникла проблема сохранения своей территориальной целостности (Курдистан), реальными становятся сценарии по образованию на территории Ирака трех государств, существуют сценарии и по разделу Афганистана. Вот почему в формирующемся геополитическом контексте происходит настоящий ренессанс в региональной историографии, в которой на историческом материале обыгрываются варианты появления на «Большом Ближнем Востоке» и на Кавказе новых государственных образований.

В этом смысле эволюция армянской историографии более последовательна и логична. Утеряв в раннем средневековье свою государственность, армяне, как этнос, не только сохранили себя, но и последовательно шли к воссозданию своей страны, вступая с различные мыслимые и немыслимые военно-политические альянсы. В мае 1918 года после распада Закавказского сейма была провозглашена независимость Армении. Ее государственность была сохранена и в дальнейшем. В настоящее время Армения, уже в новом статусе, умело маневрирует на широком политико-дипломатическом уровне, умеет привлечь внимание мирового сообщества к проблемам своей национальной истории (геноцид), умело апеллирует к принятым на Западе христианским ценностям.

При этом Ереван остается стратегическим партнером России наряду с активной западной политикой. Поэтому существующий уровень «научной полемики» вокруг проблем Кавказской Албании носит конъюнктурный, политический характер. Вместо того, чтобы сменить векторы исторической дискуссии, например, развивая тезисы о российско-азербайджанских отношениях, наряду с отношениями с Ираном и Турцией, бакинские историки «увязают» в проблематике Кавказской Албании и «варятся в собственном соку». Ведь по большому счету убеждать самих азербайджанцев в своей национальной исключительности, древности не приходится. Что же касается мирового восприятия этих проблем, то тут ситуация несколько иная.

Теперь вдумаемся в выставляемые азербайджанскими историками основные постулаты полемики. Речь идет о возвеличивании албанов в качестве своих предполагаемых предков с выходом на территориальный спор с Арменией. Более того, некоторые азербайджанские исследователи размещают Кавказскую Албанию на территории нынешней Республики Армения (вводится проблема Антрапатены). В таких описаниях все земли, церкви и монастыри в Республике Армения в мгновение ока превращаются в албанские.

Что же касается принятия Арменией христианства в IV веке, то сей факт переносится в тысячу километров к югу от сегодняшней Армении, к реке Евфрат. То есть тем самым бакинцы «открывают» для Еревана «новые горизонты» уже на южном направлении. И что еще важно: при этом историки не обходятся и без элементов «конспирологии». Описывая, например, основные письменные памятники албанской цивилизации, они уверяют, что все они якобы намеренно уничтожались армянами - сначала совместно с арабами, а затем в ходе так называемой второй кампании по систематическому уничтожению письменных источников уже в XIX веке.

И чтобы выполнить «законы жанра», приведем еще один казусный случай.

В конце 2005 — начале 2006 гг. в азербайджанской академической среде и обществе оживлённо обсуждалась новая книга азербайджанского историка Фариды Мамедовой «Кавказская Албания и албаны». Эта работа была подвергнута критике, а самого автора, прямо в духе 30-х годов прошлого века, заклеймили в качестве «предателя Родины» и «армянской шпионки». И все из-за того, что Мамедова поместила в своей монографии историческую карту «Албания и сопредельные страны во II—I вв. до н. э.», на которой было указано государство Великая Армения.

Что же касается армянских историков, то их аргументы более прямолинейны. Они исходят из устоявшегося в современной историографии тезиса (например, А. Новосельцев), гласящего, что «древних азербайджанцев» на территории Закавказья в первые века распространения христианства и до XI века не было, а сами тюркоязычные азербайджанцы никогда не были христианами. В частности, касаясь вопроса о времени появления тюркского этнического элемента в Закавказье, армянские историки обращают внимание на два весьма важных обстоятельства. Во-первых, азербайджанский язык относится к огузской группе тюркских языков. Поэтому хазары и прочие тюрки, о проникновении которых в Закавказье можно говорить до XI века, принадлежат к совсем иным группам тюркской языковой семьи.

Во-вторых, по их мнению, конкретные данные источников, рисуя этническую картину Закавказья до XI века, ничего не сообщают о сколько-нибудь значительном и устойчивом массиве тюрок в Азербайджане. В этой связи, например, российский историк А.Новосельцев, ссылаясь на труды В. В. Бартольда, А. Али-задэ и других исследователей, связывает изменение этнического облика восточного Закавказья и начало сложения тюркоязычного азербайджанского народа только с нашествием огузов в XI веке. «Мы с уверенностью можем сказать,- отмечает А. Новосельцев, - что все то, что в территориальном аспекте относится к правобережью реки Куры, то есть к северо-восточному краю Армении, ничего общего не имеет ни с Кавказской Албанией, ни с албанцами, и все то, что хронологически предшествует XI веку, то есть вторжению тюркоязычных огузских племен в Закавказье, никакого отношения не имеет к азербайджанскому народу». Выходит, что отыскать так называемые «албанские корни» в этногенезе современных азербайджанцев, это все равно, что искать иголку в стогу сена.

Кстати, в пользу этого тезиса работает и современная турецкая историография, которая не отрицает в раннем средневековье «пришлости тюрок» из Средней Азии в Малую Азию. Хотя тюркизация этого региона началась отчасти еще в досельджукскую эпоху, при Аббасидах, когда на охрану границ с Византией привлекались тюрки: карлуки, кыпчаки, печенеги, огузы и др. Но это не мешает современной Турции восстанавливать античные и христианские храмы эпохи завоеванной ими Византии и привлекать своим необычным историческим прошлым многочисленных зарубежных туристов.

Но дело не только в полемике между исследователями Азербайджана и Армении. Изучение культурного наследия Кавказской Албании претерпело в последние годы существенные изменения, в том числе в связи с новыми подходами и открытиями в этой области. Практика применения новых норм обозначила и ряд проблемных моментов, которые вряд ли найдут надлежащее разрешение в силу резкой политизированности проблемы.

В мае 2007 года в Баку прошла конференция, посвященная этнокультурному наследию Кавказской Албании. Бакинский симпозиум считается третьей попыткой ученых как постсоветской, так и зарубежной научной школы приоткрыть завесы тайн над загадочной страной Кавказской Албанией. Открывая этот симпозиум, Ариф Керимов, президент Федеральной лезгинской национально-культурной автономии, произнес «знаковые» слова: «Нас объединяет Кавказская Албания, историческое наследие не должно страдать от любых политических претензий, которые, несомненно, губительны для культурного взаимодействия. Гуманитарная наука не должна быть заложником политики, тем более ее служанкой. Тут необходим объективный научный подход». А доктор исторических наук, профессор Дагестанского государственного университета Муртузали Гаджиев от имени руководства ДНЦ РАН и руководства ДГУ призвал к активному диалогу историков стран Восточного Кавказа - Грузии, Армении и Дагестана.

Вслед за Баку проблемы государственности Албании обсуждали и на симпозиуме в Ереване. Однако, как сообщали тогда информагентства, там были актуализированы научные и политические обсуждения проблем этнокультурного и территориального правопреемничества древнего государства, именуемого Кавказская Албания. Речь шла о попытках определить этнический состав, культуру, границу этого государства. Как заявлял в этой связи известный армянский историк Владимир Бархударян, речь шла о «тенденциях использования исторических факторов в политических целях, а также изучении общежития трех государств - Армении, Грузии и Албании, письменность которых появилась практически одновременно». При этом было констатировано, что Кавказская Албания - первое конфедеративное государство родственных племен, которое просуществовало 1200 лет.

Затем полемика ученых была перенесена в Москву. 14 - 15 мая 2008 года в столице России проходил Международный научный симпозиум «Кавказская Албания и лезгинские народы: историко-культурное наследие и современность», организованный Министерством развития регионов России, МИД, ГД РФ и Институтом языковедения Академии наук России по инициативе Федеральной лезгинской национально-культурной автономии. В симпозиуме участвовали более 100 представителей из России, Австрии, Армении, Грузии, Швейцарии и пр.

Сам факт проведения симпозиума по этой теме вызвал резкие протесты в Азербайджане. Смысл обсуждения истории и культуры Древней Албании вне «тюркского» контекста азербайджанская пресса определила так: «Как видно, Россия стремится обострить межнациональные отношения на севере Азербайджана. Делается попытка приписать историю, культурное наследие, фольклор, памятники Кавказской Албании лезгинам. Таким образом, у лезгин формируется мнение о том, что им принадлежало большое государство на территории Азербайджана. Тем самым лезгинам посылается сигнал, что они должны вернуть землю, «принадлежащую им по историческому праву». В связи с этим, некоторые азербайджанские СМИ описывали московскую конференцию как провокацию, организованную российскими и армянскими спецслужбами.

В плену исторических комплексов

Откуда подобный «политический комплекс» и почему полемика вокруг «наследия кавказского царя Гороха» вызывает в Баку столь болезненную реакцию? Ответ прост. В Азербайджане хорошо помнят то, что карабахскому вооруженному конфликту предшествовала массированная информационно-аналитическая атака, предпринятая тогда еще «советскими» армянскими историками относительно исторического наследия Кавказской Албании. Первые синдромы этого наступления ощутил еще Гейдар Алиев, занимавший тогда пост первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана. В этой связи он неоднократно обращался в идеологический отдел ЦК КПСС, но при этом «тонко» ориентируя бакинских историков на «борьбу с армянской фальсификацией истории Азербайджана». Поэтому к моменту начала вооруженного конфликта в Карабахе в национальной историографии Азербайджана и Армении, и как следствие - в общественном сознании двух соседних народов - было накоплено достаточное количество «взрывного исторического материала». Вот почему Азербайджан в стремлении исследователей более тщательно изучить феномен кавказской Албании усматривает для себя очередную опасность.

Особенно в той части, когда армянская историография стала в последнее время «отрабатывать» принципы «очаговой цивилизации», имея в виду армяно-удинский (армяно-лезгинский) союз, якобы уничтоженный исламом. При этом утверждается, что именно армяно-лезгино-христианский элемент являлся главной этнической и духовной основой Кавказской Албании, «которая с геополитической, геоэкономической и геостратегической точек зрения играла значительную роль в истории не только Армении и Кавказа, но и Византии». Более того, выясняется, что армяне в Кавказской Албании всё чаще ассоциировали себя с местным армяно-удинским (албанским) христианским миром, а остальная часть лезгин ассоциировала себя с исламом. Когда же в ходе исламизации Кавказа исчез армяно-удинский компонент, это привело и к исчезновению албанского государства.

Таким образом, разыгрывание «этнических карт» на исторической площадке Кавказской Албании выводит любого исторически неподготовленного читателя на серьезные геополитические выводы. Например, почему бы наряду с выпущенной недавно в свет идеей создания в Закавказье армяно-грузинской конфедерации не приплюсовать к ней Нагорный Карабах и часть северокавказских народов. Тогда новая «Республика Кавказская Албания» получила бы мощный историко-идеологический и религиозно-политический импульс для дальнейшего самостоятельного геополитического развития и расширения вплоть до Каспия. В перспективе подобный подход позволил бы идеологически и географически определить геополитических конкурентов в борьбе за восточный Кавказ в случае, «если беспокойный исламский Юг начнет наступление на Север».

Правда, описываемая угроза с Юга носит надуманный характер. Но разработка новой исторической и политической концепции развития в данном направлении, похоже, продолжается. Вот почему древнюю Кавказскую Албанию начинают «рвать на части». Историки Азербайджана. Армении, Грузии, некоторых северокавказских народов пытаются растащить по «национальным квартирам» оставшееся мизерное материальное, политическое и идеологическое наследие. При этом в духе западной концепции «столкновения цивилизаций» выставляется следующая картинка: Кавказская Албания есть продолжение христианского мира в кавказском регионе. А появление на Кавказе ислама изображается в качестве «свертывания обновленческого гуманистического процесса».

Понятно, что Баку внимательно отслеживает политико-исторические тенденции, которые получают широкое распространение в историографии. Что в ответ? Например, Эльдар Исмаилов, директор Института стратегических исследований Кавказа, председатель редакционного совета журнала «Центральная Азия и Кавказ» в резюме к одной из своих статей предложил свою контрконцепцию: способствовать формированию Кавказского региона как самостоятельного субъекта глобальной политики и экономики. Для этого, по его мнению, необходимо структурировать социально-экономическое пространство Кавказа, включающего Северный, Центральный и Южный Кавказ, выбрать в качестве интегрирующего ядра региона Азербайджан и Грузию. А для полноценной реализации этого проекта начать процесс интеграции государств Центрального Кавказа и Центральной Азии в системе мирохозяйственных связей, чтобы, в конечном счете, сформировать центральноевразийский региональный союз.

Эпилог

Кавказ находится на перепутье континентов. Подвергаясь постоянному давлению как с юга, так и с севера, народы этого региона смогли создать, сохранить и развить своеобразную культуру. Жизненность традиций - одна из самых поразительных и ярких особенностей культуры, сложившейся в древности на Кавказе, и по сей день не может не восхищать своей уникальностью объективно настроенного исследователя. Одна из величайших особенностей истории Кавказа заключается еще и в том, что он выполнял роль посредника между цивилизациями Востока и Запада, обогащая мировую цивилизацию. В этом смысле Кавказ практически остается неизученным. Окунуться в Кавказ - это значит быть готовым к открытиям загадок прошлого, обогащаться новыми знаниями. Но главное - правильно распоряжаться этими знаниями, не делать из истории оружия, которое стреляло бы в будущее.

Это государство возникло на территориях Азербайджана, Южного Дагестана и Грузии в конце II века до н.э. Границы точно не известны, самым спорным остается вопрос о границе между Кавказской Албанией и Арменией, а главное - о землях Нагорного Карабаха.

Название

Название Кавказская Албания (Алвания) появилось в I веке н.э. Происхождение его до конца не выяснено. Некоторые историки считают, что к его появлению причастны римляне (по латыни «albus» означает белый), ведь это название встречается на Балканах, в Италии и даже в Шотландии, которую в древности назвали Албания. Самый большой из шотландских островов называется Арран - так именовали Кавказскую Албанию после ее завоевания ее арабами.

Другие считают, что римляне лишь придали латинское звучание какому-то местному названию страны. Армянские историки V – VII веков предполагали, что слово произошло от имени правителя, которого звали то ли Аллу, то ли Аран. Азербайджанский историк Бакиханов в начале XIX века высказывал догадку, что этноним появился от названия народа «албаны», что включало в себя понятие «белый» (albi), как «свободный человек».

Население

В первый раз албаны упоминаются во времена Александра Македонского у историка Луция Флавия Ариана. Согласно ему, албаны сражались на стороне персов в битве при Гавгамелах в 331 году до н.э.

Известно, что изначально албанами называли союз из 26 разных племен, говоривших на различных диалектах лезгинского. Албанами они стали именоваться потому, что именно это племя инициировало объединение. Среди племен были гаргары, удины, чилби, лезгины, льпины и сильвы. Все они жили на землях между Иберией и Каспием, населяли предгорья Большого Кавказа и территории Дагестана.

Язык

Самым многочисленным племенем среди албан были гаргары. На основании их языка был создан алфавит, в котором было 52 простых графемы и два диграфа. Кроме лезгинских языков, в Албании говорили на среднеперсидском, армянском и парфянском языках. Албанский постепенно вытеснили тюркские диалекты, армянский и грузинский.

Археологами найдены несколько образцов албанской письменности, которые датируют VII-VIII веками. Так, в христианском монастыре Святой Елены на полуострове Синай в 1996 году был найден текст на албанском в 120 страниц. Поверх его был написан текст на грузинском. Сейчас текст дешифрован и издан.

Религия

В древности албаны были язычниками, почитали солнце и луну и приносили богам человеческие жертвы. Из Персии в Албанию активно проникал зороастризм. Распространение христианства связывается с мученической кончиной святого Варфоломея, который был зверски убит в городе Альбане, и с проповедью святого Елисея – ученика апостола Фаддея, более известного, как Елише. Христианство стало официальной религией Албании с начала IV века. В период арабского владычества в страну проникло магометанство, и постепенно распространилось повсеместно.

История

Примерно к середине I в. до н.э. союз племен преобразовался в государство во главе с царем. Столицей Албании до VI века была Кабала (разрушена персами в VI веке). Впервые Кавказская Албания как отдельная страна упоминается у римского историка Страбона, который в своей 17-томной «Географии» указывал, что страна лежит между рекой Курой и Каспием.

В III – I веках до н.э. на территории Албании существовала Ялойлупетинская культура, люди которой занимались виноделием и возделывали землю. Здесь находят характерные курганные могильники, захоронения в кувшинах и в гробницах. На раскопках найдены железные ножи и кинжалы, наконечники стрел и копий, серпы, золотые украшения, керамика.

В 66 году до н.э. страна подверглась нашествию римского консула Гнея Помпея, который встал со своим войском на Куре, но был атакован албанским царем Орозом. Отбив атаку, консул напал на Албанию, уничтожил войско царя и «даровал» албанам мир. Во II веке н.э римский император Траян превратил Армению в римскую провинцию и возвел на престол Албании своего ставленника, но вскоре независимое положение государства восстановилось.

Династии

Первая царская династия, правившая в Кавказской Албании, - Арраншахи, согласно армянским источникам вела свой род от Иафета - сына библейского праведника Ноя. Возможно, первые цари выдвигались из наиболее знатных местных вождей. Династия правила до середины III века. Затем до начала VI века в Албании правили Аршакиды - младшая ветвь парфянских царей. Первым представителем династии был Вачаган I Храбрый, который был потомком вождей маскутов.

В IX – X веках в стране идут процессы арменизации, а затем – тюркенизации населения. Поскольку единой албанской народности так и не сложилось, происходит распад страны на княжества. Албанский этнос исчезает, оставив после себя только названия.

Занимая южную часть Дагестана и большую часть современного Азербайджана . Особое место Кавказской Албании в истории определялось тем, что на ее территории были расположены «ворота Кавказа» (город Чола, в районе Дербента). Государство объединяло ряд иберо-кавказских племен, в том числе албанов, утиев, каспиев. Название «Албания» римское, в армянских источниках она известна как Агвания (Aghbania; Aghvania).

Столицей и главным городом к началу нашей эры была Кабалака (также Шабала, Табала, Кабала, современное село Чухур-Кабалы в Азербайджане, в 20 км к северу от г. Геокчай), с 5 в. - Партав (современный г. Барда). Археологические раскопки на территории Азербайджана (в Мингечауре, Чухур-кабалы, Софулу, Топрахкале, Хыныслах), сведения античных авторов (Арриан , Плиний , Страбон , Аппиан , Плутарх) и армянских летописцев (Фавст, Егише, Хоренаци, Корюн) свидетельствуют, что в конце первого тысячелетия до н.э. население Албании занималось плужным земледелием, отгонным скотоводством и ремеслами. Создание единого царства в пределах Албании относится к 4-2 вв. до н.э. Впервые албанцы упоминаются в письменных источниках как участники битвы при Гавгамелах со стороны Мидийской сатрапии. Согласно Страбону, в 1 в. до н. э. население Албании составляли множество различных племен («говорили на 26 языках»), управляемых одним царем.
В 1 в. до н. э. Армения завоевала албанские земли на правом берегу Куры, которая, как утверждают Страбон и Птолемей, и являлась в то время границей Албании и Великой Армении . В 66 г. до н. э., после поражения Тиграна II в войне с римлянами, албанцам вновь удалось вернуть себе потерянные земли. В 65 г. до н. э. Помпей выступил с походом против Албании, однако албанцам во главе с царем Орезом (лат. Oroezes) удалось остановить римских завоевателей. В 83-93 гг. н. э., в правление императора Домициана , для поддержки союзных Иберии и Албании в войне против Парфии на территории последней был размещен римский легион. Об этом свидетельствуют найденные в Гобустане (в 69 км к югу от Баку) римские стеллы с соответствующей записью. В правление императора Адриана (117-138 н.э.) Албания претерпела нашествие аланов .
В 252-253 гг. н. э. закавказские государства, в том числе Албания, вошли в состав государства Сасанидов ; при этом Албанское царство было сохранено на правах «вассалитета». Впрочем, реальная власть принадлежала не самому царю, а находившемуся при нем сасанидскому чиновнику. В середине 4 в. албанский царь Урнайр был обращен в христианство равноапостольным Григорием, просветителем Армении. Вскоре христианскую церковь возглавлял автокефальный албанский католикос. В 387 году, после раздела Армении Византией и Сасанидами, в Албанское царство были включены значительные территории на правом берегу Куры вплоть до Аракса.
Сасанидский царь Йездегерд II выпустил постановление, согласно которому все христиане должны были обратиться в манихейство (он считал христиан потенциальными союзниками Византии); как следствие, албанцы, иберы и армяне под руководством армянского князя Вардана Мамиконяна подняли антисасанидское восстание, однако в 451 году были разбиты; албанским царем стал родственник Йездегерда II. Тогда же столица Албанского государства была перенесена в Партав (ныне Барда). В конце 6 в. - начале 7 в. Албания попадает под влияние Хазарского каганата , на ее территории ведутся сражения между хазарами, Византией и Сасанидами. В середине 7 в., в период падения державы Сасанидов, Албании на некоторое время удалось обрести полную независимость. Виднейшим правителем ее в 7 в. был Джеваншир Гирдыманский (638-670). При нем получила широкое развитие албанская письменность и была составлена «История агван», принадлежащая перу армянского историка Мовсеса Каганкатваци, являющаяся основным источником истории Албании. Тем не менее, выбирая между Каганатом и Халифатом , Джеваншир вынужден был признать себя «вассалом» халифа.
В 8 в. большая часть населения Албании была мусульманизирована. В течение 9-10 вв. албанским князьям (арраншахи) удавалось несколько раз на недолгое время восстанавливать царскую власть в Албании. После вторжения турков-сельджуков в 11 в., дотюркское население было ассимилировано, большая часть земель Кавказской Албании вошла в состав азербайджанских феодальных государств (Ширванское ханства). Население Кавказской Албании оказало влияние на этногенез азербайджанцев.
В 1937 году И.В. Абуладзе открыл оригинальный албанский (агванский) алфавит (52 буквы, многие напоминают армянские и грузинские) в армянской рукописи 15 в., хранящейся в Матенадаране. В 1948-1952 годах во время раскопок в Мингечауре было сделано несколько эпиграфических находок. В 1956 году А. Курдиан (США) открыл второй экземпляр алфавита, переписанный в 16 веке. Традиционно считается, что в 5 веке н.э. письменность для албанского языка была создана Месропом Маштоцем, который создал и армянский алфавит. Родственным албанскому (или даже его прямым потомком) принято считать удинский язык . Реже с агванским сближают языки лезгинской группы.

Возникновение Албанского государства. В отличие от Южного Азербайджана в северной части Азербайджана классовое общество и государство возникли позже.

Древне-греческий историк Геродот в ряду племен, проживающих на севере Азербайджана, назвал и каспиев. Под этим названием подразумевались албанские племена. Еще в начале V века до н.э. каспии участвовали в походах Дария I и Ксеркса против греков.

Судя по письменным источникам, албанцы состояли из 26 разноязычных племен. Среди них можно назвать легов, кадуссиев, амардов, утии, гаргаров. Известно, что в Албании проживали тюркоязычные и кавказоязычные племена. Из кавказоязычных племен можно назвать удинов в селении Нидж Габалинского района, хиналугов и будугов в Губинском районе.

В 331 году до н.э. в битве при Гавгамелах на стороне Дария III участвовали и албанские племена.

В конце IV – начале III веков до н.э. возникло независимое государство Албания. Албания располагалась между Иберией и Хазарским морем. В состав земель Албании входили большая часть территории современной Азербайджанской Республики, южные районы Дагестана и Апазанская долина Грузии (Ганых).

Общественный и государственный строй

Античные авторы сообщают, что население Албании делилось на социальные группы. После царя самым почитаемым человеком являлся жрец храма бога Луны. В некоторых отраслях сельского хозяйства и ремесла использовался рабский труд, который, однако, не был так распространен, как в Древней Греции и Риме. Производителями материальных ценностей были в основном свободные люди.

Хозяйство и города Албании

При археологических раскопках в Габале, Мингячевире, Шамахе не раз находили ямы и кувшины для хранения зерна. Мололи зерно ручными мельницами, а начиная с первых веков нашей эры водяными мельницами. В хозяйственной жизни страны важную роль играло рыболовство. Клавдий Элиан пишет, что албанцы из рыбьего жира делают мази, а из внутренностей – клей.

Наличие железной руды в Албании способствовало развитию металлургии. Важнейшей областью ремесла было гончарное производство. Об этом свидетельствуют найденные в Мингячевире кувшины.

С первых веков нашей эры в Албании изготовляются изделия из стекла. С возникновением государства в Албании появились печати, сделанные обычно в виде кольца, которое надевалось на палец.

После образования государства внешняя и внутренняя торговля получила новый импульс.

Особенно процветали водные торговые пути. По реке Оке (Амударья), Гирканскому (Каспийскому) реке Кура и частично по суше индийские попадали в Черное море.

Найденные в 1958 году в Шамахе и в 1966 году Албанский воин в Габале клады монет показывают, что в торговле широко использовались чеканные монеты. Иноземные монеты, очевидно, не покрывали потребности в деньгах, и начиная с первой половины III века до н.э. в Албании чеканили монеты, похожие на монеты Александра Македонского.

Первичные условия для возникновения городов в Албании сложились к середине I тысячелетия до н.э. А письменные сведения о городских поселениях появились с первых веков нашей эры. Страбон отмечает албанские города – Айниана и Анариака в области Ути.

Живший в I веке н.э. римский историк Плиний Старший писал, что главным городом Албании является Кабалака (Габала) – столица страны. Живший во II веке Клавдий Птолемей упоминает о существовании 29 албанских городов, в том числе Шамахи и Габалы.

Борьба с иноземцами

В первой половине I века н.э. римский полководец Помпей совершил поход на Восток, создав угрозу и для Южного Кавказа. Под его предводительством римляне собирались захватить берега Каспия и, пройдя через Албанию, овладеть торговым путем из Индии к Черному морю.

Одна из главных битв албанцев с Помпеем произошла в 66 году до н.э. на берегу Куры. Как пишет Плутарх, правитель Албании Оройс выставил армию в 40 тысяч человек. Но более сильное и опытное римское войско победило. Помпей двинулся на Иберию. Но албанцы стали его преследовать. В 65 году до н.э. произошла новая битва – у реки Ганых (Алазань). Плутарх отмечает, что в этой битве албанцы выставили 60 тысяч пехотинцев и 12 тысяч всадников под предводительством брата Оройса – Козиса. Применив военную хитрость, Помпей выиграл битву. Античный автор Аппиан сообщает, что в этой битве сражались и албанские женщины.

После битвы Помпей принял мирное предложение Оройса. Намерению Помпея выйти к берегам Каспия помешало сильное сопротивление местного населения.

В 36 году до н.э. полководец Антония – Канидий подчинил Иберию и Албанию.

В I веке нашей эры власть в Албании была в руках местных правителей. Албания поддерживала дипломатические отношения с Римом. Это подтверждают и древние надписи, сделанные от имени Октавиана Августа.

В годы правления императора Домициана (81-96 гг.) небольшой отряд римских воинов добрался до Азербайджана. Об этом повествует надпись на латинском языке лапидарным стилем в Гобустане. В то время Албания сохраняла с Римом политические, культурные, торговые связи. Римский император Адриан (117-138 гг.) состоял в дружеских отношениях с правителями Албании и посылал им ценные дары.

Племена, жившие к северу от Большого Кавказа, неоднократно проникали с целью грабежа через Дербендский проход на ЮжныйКавказ и в Переднюю Азию. Этот проход выполнял роль моста между северными странами и Передней Азией.

В 34 году нашей эры в разгар войны с Парфией албаны призвали на помощь аланские племена с севера.

Один из крупнейших набегов алан состоялся в 72-74 годах. Тогда аланы дошли до Атропатены. Во время набегов аланы не только грабили, но и разрушали.

На территории Албании в Габале и Мингячевире обнаружены катакомбные погребения, которые относятся к 1-111 векам.

Культура Албании

Культура древней Албании изучалась по материалам археологических раскопок и письменным источникам.

Албанские мастера строили крупные общественные здания и оборонительные сооружения. Такие защитные сооружения найдены в Габале, вокруг городища Тазакент в Мильской степи и Торпаггале. Начиная с III века до н.э. в албанском зодчестве чувствуется влияние греческой культуры, появилась кровельная черепица.

Населению Албании была знакома письменность. Античные авторы сообщают о переписке между Оройсом и Помпеем в 65 году до н.э. На поверхности некоторых керамических изделий и на камне, обнаруженном в 1902 году в селе Беюк-Дехне Шекинского района, есть надписи на греческом языке. Этот каменный надгробный памятник относится ко II веку н.э.

Древние албаны исповедовали многобожие. Страбон писал, что албаны считали Зевса богом Неба, Гелиоса – богом Солнца, Селену – богиней Луны, причем наибольшее уважение питали к богине Луны. Найденные каменные изваяния также связаны с религиозными представлениями. Албаны имели культурные связи со многими ближними и дальними странами.

КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ - ДРЕВНЕЙШЕЕ ГОСУДАРСТВО

НА ТЕРРИТОРИИ КАВКАЗА И РОССИИ

CAUCASIAN ALBANIA, THE MOST ANCIENT STATE ON THE TERRITORY OF THE CAUCASUS AND RUSSIA

© 2014 Гасанов М. Р.

Дагестанский государственный педагогический университет

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. Статья посвящена одной из актуальных проблем истории Кавказа. В ней освещаются вопросы возникновения Кавказской Албании, расселения племен, социально-экономического, политического развития страны. В статье раскрыта борьба албанцев против иноземных завоевателей. При написании статьи использованы античные и средневековые источники, археологические материалы, а также литература.

Abstract. The article deals with the actual problem in the history of the Caucasus. It highlights the issues of occurrence of Caucasian Albania, resettlement tribes, socio-economic, political development of the country. The article considers the struggle of the Albanians against foreign invaders. The article used the ancient and medieval sources, archaeological materials and literature.

Rezjume. Stat"ja posvjashhena odnoj iz aktual"nyh problem istorii Kavkaza. V nej osveshhajutsja voprosy voz-niknovenija Kavkazskoj Albanii, rasselenija plemen, social"no-jekonomicheskogo, politicheskogo razvitija strany. V stat"e raskryta bor"ba albancev protiv inozemnyh zavoevatelej. Pri napisanii stat"i ispol"zovany antichnye i sredne-vekovye istochniki, arheologicheskie materialy, a takzhe literatura.

Ключевые слова: Кавказская Албания, Страбон, Плиний, Птоломей, албаны, гелы, леги, гаргареи, удины, таваспары, Рим, Тигран.

Keywords: Caucasian Albania, Strabo, Pliny, Ptolemy, Albanians, Gels, Legs, Gargarians, Udi, Tavaspars, Rome, Tigran.

Kljuchevye slova: Kavkazskaja Albanija, Strabon, Plinij, Ptolomej, albany, gely, legi, gargarei, udiny, tavas-pary, Rim, Tigran.

Албанское государство, занимавшее часть территории Дагестана и Азербайджана, сыграло большую роль в истории народов Кавказа. К этой теме обращались различные авторы ХУШ-ХХ вв. Наибольший интерес к истории этого государства проявили историки XX - нач. XIX вв.

Одним из спорных является вопрос о границах Албании, которые в зависимости от внутренней обстановки и международного положения на Кавказе менялись.

В обосновании вопроса о бесспорности вхождения Дагестана в Албанию значительный интерес представляет сообщение Страбона о 26 различных племенах Албании - это албаны, леги, гелы, гаргары, каспии, андаки, соды, таваспары, удины и др. . Этническая пестрота, многоязычие в античную эпоху засвидетельствованы учеными именно на территории Дагестана.

В период усиления в его состав входила территория Дагестана до реки Сулак. Поэтому есть все основания полагать, что наибольшее число албанских племен занимали территорию Дагестана.

Исследования археологов показали поразительное единство археологических культур на территории Дагестана и Северного Азербайджана в эпоху Албанского государства.

Материальная культура народов Дагестана с III в. до н. э., как указывают археологические материалы, в основе своей является местной, албанской, ибо формирование ее происходило в составе Кавказской Албании.

Основным занятием населения Албании было земледелие и садоводство. Как сообщают античные авторы, природные условия Албанского государства были благоприятными для успешного развития земледельческого хозяйства.

На территории Дагестана при раскопках обнаружено немало сельскохозяйственных орудий, свидетельствующих о развитии земледельческих культур. Страбон отмечает, что в Албании росли всякие растения; есть даже вечнозеленые.

Известия ДГПУ, №4, 2014

Албанское население занималось также и скотоводством. Страбон пишет: «Точно так же и животные у них как домашние, так и дикие, имеют хороший рост». В Дагестане разводили самые различные породы скота: овец и коз, быков, лошадей, свиней и ослов. Уделялось большое внимание и коневодству.

Об уровне развития промыслов и ремесел в Албании свидетельствуют сообщения античных авторов о превосходном для этой эпохи военном снаряжении, а также археологические материалы .

Развитие земледельческо-скотоводческого хозяйства, торгово-ремесленного производства, усиление внутреннего и внешнего обмена -все это создало условия для возникновения городов - центров торговли в Албании .

Подробное описание городов и значительных населенных пунктов Албании дает Птолемей, который перечисляет их до 29. Упоминаемое у Птолемея количество намного превышает количество населенных пунктов соседних государств. Ряд городов по его карте локализуется на приморской равнине Дагестана, у устьев рек. Крупным политическим и торгово-экономическим центром Албанского государства был город Албана, который, видимо, не случайно назван по имени страны.

Археологические раскопки на территории Топрах-Калы, где локализовалась Албана, показали, что это крупный город античной эпохи.

В III-II вв. до н. э. Урцекское поселение вырастает в город, планировка которого отражала классовую структуру общества .

Укрепленная цитадель занимала возвышенности, по склонам ее были возведены жилые, хозяйственные и общественные постройки. «Городище Урцеки, - пишут Дж. А. Халилов, И. А. Бабаев, - отождествляется с раннесредневековым городом, упоминаемым у Моисея Каганкатваци, столицей царства гуннов в Дагестане - Варачаном. Нет сомнения, что до этого город был одним из крупных городов Албании» . Развитие земледельческо-скотоводческого хозяйства, а также торговли способствовало углублению имущественной и социальной дифференциации, выделению «царей». О социальном строе Албании на первом этапе его существования Страбон писал: «Прежде каждый народец с особым наречием имел своего царя».

В III-II вв. до н. э. Албания выступает уже как государство, имеющее крепкую центральную власть. Это нашло отражение и в религии. Исторические, этнографические материалы дают целый пантеон богов, во главе которых стоят боги центральной власти страны.

На социально-экономическое развитие Албании в IV-III вв. до н. э. не мог не повлиять такой фактор, как связи ее с древнейшими рабовладельческими государствами Востока и Закавказья - Урарту, Иберией (Картлией) и др. Известно, что огромное влияние Урарту оказало не только на Закавказье, но и на Северный Кавказ .

Касаясь общественного строя Албании, следует отметить, что к царю были представлены различные социальные группы. Самым близким к царю лицом Албании был жрец, о котором Страбон сообщает следующее: «Жрецом служит наиболее уважаемое после царя, лицо, стоящее во главе управления священной землей, обширной и хорошо населенной, а также во главе служителей храма, из которых многие вдохновляются и пророчествуют».

Термин жрец, которым Страбон обозначает господствующий слой в Албании, был широко распространенным социальным термином на эллинистическом Востоке. Поэтому Страбон, сам являясь по происхождению малазийцем, албанских жрецов представлял более сходными по социальному положению с жрецами восточных стран.

Жречество в Кавказской Албании, как и в рабовладельческих государствах Древнего Востока, играло значительную роль в экономической и политической жизни страны.

К господствующему сословию принадлежали и «царьки» 26 народов, о которых писал Страбон. Позже о них пишут и древнеармянские авторы Егише и Ф. Бузанд.

Атрибутом сложившегося государства являются и военные силы. У албанов уже в IV в. до н. э. существовало войско. Арриан (II в. н. э.), повествуя о битве при Гавгамеле в 331 г. до н. э., сообщает, что в составе Ахеменидской армии был албанский отряд. В IV в. до н. э. в первый период, когда в Албании на основе племенного союза начала складываться государственная единица, сформировалось войско. Страбон свидетельствует, что «войска они (ал-баны) выставляют больше, чем иберы: они вооружают шестьдесят тысяч пехоты и двадцать две тысячи всадников, - с таковыми силами выступали в борьбу с Помпеем». Плутарх сообщает, что снаряжение большинства сражавшихся с римлянами албанов было изготовлено из звериных шкур. Можно полагать, что главную военную силу в Албании представляли воины-горцы .

О высоком уровне вооружения албанов в I в. до н. э. говорят и сравнительные данные их вооружения с армянским и иберийским. В результате археологических раскопок на территории Дагестана добыты разные виды вооружения. Не меньший интерес при изучении социального строя Албании представляет сопоставление уровня его развития с соседней Иберией «Подобный социальный процесс имел место и в соседней Албании», - пишет

Основной социальной единицей Албанского государства являлась сельская община со всеми специфическими чертами восточной общины. Для обозначения общины в дагестанских языках существуют термины: в аварском «бо», в даргинском «хГуреба» (литерат. хГуреба), которые, по мнению исследователей, возникли еще в эпоху военной демократии. Безусловно, эти термины в албанский период имели другое содержание. Сельская община Албании у Моисея Каганкатваци названа «ми-

Общественные и гуманитарные науки

ром», а общинники - «мирянами». Для обозначения общинников в Дагестане у Иакута находим термин «хамашира», который в переводе

В. Ф. Минорского обозначает «свободный».

Общинники, пользовавшиеся самоуправлением сохраняли, конечно, известную независимость, однако не были избавлены от эксплуатации со стороны государственной власти Албании. Независимость их была номинальной.

К зависимому населению Албанского государства относились и рабы. «До арабского завоевания, - пишет проф. С. В. Юшков, - рабство в Дагестане не имело ярко выраженный характер». В то же время оно было патриархальным. Следует полагать, что при определении общественного строя у албанцев главную роль играло не абсолютное количество рабов, а какое они имели значение в производстве.

Подозревать Страбона и других античных авторов в искажении фактов в вопросе о рабстве в Албании нет оснований. Но вполне возможно, что они под впечатлением сильно развитых у себя рабовладельческих отношений уменьшали их роль в Албании, как и в соседней Иберии, и оставили лишь скудные данные. Следует иметь в виду и тенденцию античных авторов подчеркивать отсталость других народов.

Известные из античных источников храмовые служители (гиеродулы), о которых, в частности, сообщает Страбон, полагают, являлись рабами. В армянском источнике категория зависимого населения, обозначенная термином «простолюди», вероятнее всего следует отнести к рабам. У арабских авторов служители дагестанского владения Лакз обозначены термином «м шак». Подобным термином обозначались рабы в древней Армении.

Лингвистический анализ социальных терминов в дагестанских языках позволяет судить, что рабство в Дагестане своими корнями уходит в глубь веков. Наличие в словах «лук!» и «лагъ» (которыми в дагестанских языках обозначается раб) звуков, характерных для иберийско-кавказских языков, по мнению лингвистов, дает основание предполагать, что они относятся к одной основе исконно дагестанского лексического фонда и являются древними социальными терминами .

Основными источниками рабства в Албании, видимо, были рабы, появившиеся в результате войн.

В греко-римскую эпоху Албания не платила Римской империи столько дани, сколько она обязалась участвовать в совместных походах, в результате которых немалая доля пленных доставалась албанской военной знати, превращавшей их в рабов. Эллинистический период - это время широкого распространения пиратства. Древнеармянский историк Ф. Бу-занд (V в. н. э.) отмечает: «Но когда персидские войска пошли походом на армян, то с ними был также и албанский царь Урнайр со своим отрядом. Албанский царь вступил в разговор с теми, кто находился при нем, и сказал: «Ныне же я вас предупреждаю, чтобы вы помнили,

что когда мы заберем в плен греческие войска, то многих из них надо оставить в живых, мы их свяжем и отведем в Албанию и заставим их работать как гончаров, каменотесов и кладчиков для наших городов, дворцов и других нужд». Довольно любопытные сведения о пиратстве северокавказских племен сообщает Страбон.

Труд рабов использовался в основном на стройках. Античные города и другие сооружения воздвигались рабами, строительство которых требовали необычайных усилий.

В связи с дальнейшим развитием производительных сил, ростом ремесленного производства, торговли, а также возникновением городов -торгово-ремесленных центров, определенный процент населения Албании составляли ремесленники, которые специализировались по производству предметов роскоши, военного снаряжения .

Большой интерес для раскрытия социальных отношений, господствовавших в Албании, представляет выяснение вопроса о земельных отношениях. Сопоставляя известное об Албании с государственным устройством соседней Иберии, можно предположить, что в Албании существовала «царская земля».

Крупными земельными собственниками в Албании, как и в других переднеазиатских государствах, выступали храмы, которым принадлежали обширные земельные владения. Земля, которой владели жрецы, у Страбона названа «священной». Она была населена в основном рабами (иеродулами).

Землей была наделена и военная знать. У арабского географа Иакута встречается термин, который в переводе А. Караулова обозначает «ал-акра», а у проф. В. Ф. Минорского - «ака-ра». Термином «агарак» обозначалось частновладельческое хозяйство в древней Армении. Он восходит к шумеро-аккадскому <^аг» (акар) со значением «посев», пахотное поле, луг. Можно допустить, что и в древней Албании частновладельческая земля обозначалась подобным термином. О других формах земельной собственности античные авторы ничего не сообщают.

Вследствие наличия транзитных торговых путей, скрещивающихся в Албании, ее население включается в товарообмен эллинистическо-римского мира. Это положение иллюстрируется многочисленными монетными и другими находками в различных пунктах древней Албании. На мировом рынке иноземные монеты играли роль международного эталона. В ходу у албанцев в этот период были монеты римские и аршакидские .

В эпоху Помпея индийские товары шли из Индии в Бактрию, отсюда - к Каспийскому морю, а далее - по Куре и Фасису - к Черному морю. Этот путь использовался с раннеэллинистических времен. Посредниками в индийской торговле, происходившей на Кавказе, были албанцы, иберы и др.

В свою очередь, население Албании экспортировало различные изделия. Еще в первые века нашей эры население Албании изготовля-

Известия ДГПУ, №4, 2014

ло полотняные, льняные ткани. Из Албании, как отмечали еще античные авторы, вывозили в сопредельные и отдаленные страны рыбу, клей, ткани из верблюжьей шерсти. Последние пользовались широкой известностью за пределами Албании. Албания являлась посредницей торговых сношений Северного Причерноморья, Юга России со странами Средней и Передней Азии.

В античную эпоху интерес народов к западному побережью Каспия, где происходила международная торговля, был значительным. Как указывают античные авторы, на прикаспийской дороге утидорсы торговали индийскими и вавилонскими товарами, а изделия албанского рыбного промысла вывозились в Экбатаны (современный иранский г. Хамадан) и в другие страны.

По свидетельству греко-римских, древнегрузинских и древнеармянских источников, Албанское государство в последние века I тысячелетия до н. э. и первые века I тысячелетия н. э. стояло на довольно высоком уровне экономического развития.

Торгово-ремесленных центров, о которых сообщают Плиний и Птолемей, было немало и в Албании. По данным последнего, в Албании число городов и наиболее значительных центров достигало 29. В албанских городах жило большое количество иностранцев - греков, армян, сирийцев, иудеев и др. Ремесленные центры располагались на торговых путях, связывающих различные внутренние части Албании с соседями. Факт наличия городов в этом государстве говорит о многом.

Активное участие Албании в международной торговле в последние века до н. э. и первые века н. э. хорошо иллюстрируется нумизматическими и археологическими материалами . Другим крупным торговым центром на Кавказе в античную эпоху являлся город Фасис, куда

сходились шестьдесят племен, говоривших на различных языках. Значение Фасиса выходила далеко за пределы Кавказа. Сюда приезжали торговцы из Индии и Бактрии. На рубеже веков до н. э. интерес как Востока, так и Запада к Кавказу был довольно велик. Города восточночерноморского побережья в античную эпоху играли роль связующих звеньев как в отношениях Запада и Востока, так и самих кавказских народов.

Таким образом, население Албании в античную эпоху поддерживало экономические контакты со многими странами и народами. Основными предметами обмена являлись продукты земледельческо-скотоводческого хозяйства, предметы домашнего производства - украшения, орудия труда, оружие.

Территория, занимаемая Албанией, играла важную роль во взаимоотношениях народов, так как через нее пролегали международные пути торгово-экономического и военностратегического значения.

Кратчайшие пути сообщения между Албанией и соседними регионами шли по перевалам главного Кавказского хребта. Население Албании общалось с внешним миром не только по этим кратчайшим путям, но и через приморскую территорию.

Играя важную роль во взаимоотношениях народов, торговые пути содействовали дальнейшему экономическому и культурному подъему Албании и расширению торговоэкономических контактов между албанским населением, с одной стороны, предками грузин, армян, чеченцев, ингушей, осетин - с другой.

Торговые пути втягивали Албанию в орбиту международной торговли - с Китаем, Индией и Египтом, Парфией и Причерноморьем, Средней Азией.

Предки дагестанских горцев в составе Албании боролись против многочисленных завоевателей .

Арриан (II в. до н. э.), ссылаясь на автора книги «Анабасис» сообщает, что в битве при Гавгамелах, в битве, в которой решалось быть или не быть персидскому государству, Дарий III выставил на поле боя албан, и при этом в центре своего боевого построения.

Взоры преемников Александра неоднократно обращались в сторону Кавказа; они предпринимали многочисленные попытки завоевать этот край, но все их попытки завоевать его оказались тщетными. Армения, Албания, Иберия выстояли в упорной многолетней борьбе и сохранили свою самостоятельность.

Албаны боролись и против римского рабовладельческого государства, превратившегося в ведущую державу Средиземноморского бассейна. Стремясь к захвату и удержанию мировых путей и рынков в Восточном Средиземноморье и Малой Азии, римляне совершали ряд завоевательных походов на Восток, в частности, на Кавказ. Овладение им давало Риму возможность держать в подчинении кавказских горцев и опасную соперницу Парфию, а также охранять свои богатейшие восточные провин-

Общественные и гуманитарные науки

ции от нашествия кочевых племен .

На эти же экономически и стратегически важные районы претендовал и понтийский царь Митридат Евпатор (111-63 гг. н. э.). Между Римом и Понтийским царством в начале I в. н. э. произошел ряд войн, в результате которых понтийский царь потерял важные экономические области.

Разбив войска понтийского царя Митридата Евпатора, римляне под командованием Лукулла в 69 г. до н. э. напали на Армению. Римские войска направились к городу Тигранокерту, основанному Тиграном II. Армянский царь вынужден был отступить в глубь страны, чтобы собрать силы для борьбы с Римом. Началась длительная осада города. В этой борьбе на помощь армянскому народу пришли албаны и другие народы. Борьба с Римом для албан стала не только делом знати. По существу, начинается война населения Кавказа против римских завоевателей. Хотя римскому полководцу удалось занять территорию Понтийского царства, однако взять Тигранокерт он не смог. Тигран, поддержанный совместными усилиями албан, продолжал борьбу с Римом.

В 68 г. до н. э. римляне двинулись на город Арташад (Артаксат - греко-римских). И здесь албаны выступили против римлян. В сражении близ Артаксат в войске Тиграна было выстроено против Лукулла множество всадников и отборных отрядов, в их числе были и албаны. Военные действия приняли затяжной характер, римские легионы понесли значительные потери, Лукулл вынужден был отступить в Киликию, не достигнув поставленных задач. В 66. г. н. э. народный трибун Гай Мамилий внес в ко-миции предложение о передаче верховного командования Помпею для продолжения войны с Митридатом.

Албаны оказали решительное сопротивление и Помпею, преследовавшему понтийского царя Митридата. Плутарх сообщает, что албаны в количестве около сорока тысяч человек напали на римское войско, перейдя через реку Куру. Предводителем албанов в этой битве был царь Ориоз (Орис). На помощь албанам и на этот раз пришли иберы и другие кавказские горцы

Римские авторы преувеличивали успехи военных действий легионов. Но они не могли не считаться с борьбой, которую вели кавказские народы против римских завоевателей. Дион Кассий признает, что Помпею не удалось покорить албанцев, иберов и другие кавказские народы. Об этом факте он пишет следующее: «Помпеи даровал мир албанам и заключил через послов договоры с некоторыми другими из обитателей Кавказа до Каспийского моря, у которого оканчивается этот хребет, начинающийся от Понта».

Зависимость Албании от Рима была номинальной.

В середине I в. до н. э. продолжались римско-парфянские войны. Открытое военное столкновение Парфии с Римом последовало в 50-х гг. до н. э., когда Парфия попыталась за-

хватить Армению. В 54 г. до н. э. Рим перешел к активным действиям на Кавказе и начал очередную экспансию против албанов. По предложению Помпея предводителем войска был назначен Красе. Победив иберов, он вторгся в Албанию, однако упрочиться здесь он не смог. Поход Красса, предпринятый против Парфии и Кавказа в 53 г. до н. э., также закончился его поражением.

В 36 г. до н. э. М. Антоний вновь совершил поход на Парфию. Одного из своих полководцев Красса Антоний оставил в Армении для усмирения соседних албанов .

Римляне на Кавказе проводили традиционную политику натравливания одних народов на другие, что отвечало их интересам. Как сообщает Д. Кассий, зимой Красе, предприняв поход против иберов, победил в бою царя из Фарнаваза, привлек его к союзу и, вторгшись вместе с ним в соседнюю Албанию, победил албанов и царя их Зобера. Хотя временами римлянам удавалось подкупать правителей и разжигать вражду между ними, иберы и аланы в основном совместно отстаивали свою независимость. И после парфянского похода Антония (36 г. до н. э.) иберы и албаны фактически оставались независимыми от римлян.

Совместная борьба народов Кавказа против римских завоевателей имела важное значение. Своей упорной борьбой за независимость албаны внесли значительный вклад в дело разгрома общего врага.

В I в. н. э. разгорается ожесточенная борьба между Парфией и Римом. Международная обстановка, сложившаяся на Кавказе и в Передней Азии, вновь диктовала необходимость объединения сил народов Кавказа против иноземных завоевателей. Римские завоеватели делали новые попытки покорения народов Кавказа. Император Нерон в конце своего правления (368 г.) мечтал о восточных походах против кавказских народов. По мнению одних исследователей, дело не дошло дальше широковещательных планов, а, по мнению других, отряд Нерона совершил экспедицию к границе Дагестана, к берегу Каспийского моря, к Дербентскому проходу, известному в древности под названием Каспийских ворот. При Домициане римские войска очутились недалеко от нынешнего Баку, на пути к Дербентскому проходу. Как полагают, новый римский император, привел в исполнение план Нерона: захватил Албанию и покорил сарматов, живших вблизи нынешнего Дербента, оставив в стране последних целый легион. Объективно же все эти события диктовались стремлением Рима утвердиться в Закавказье и овладеть Дербентским проходом. Исследователи полагают, что есть все основания предполагать, что карательная экспедиция Доминициана окончилась неудачей - уходом римлян из Албании. Таким образом, план Нерона наполовину был выполнен Веспасианом, а завершен Домицианом .

Часть дагестанских горцев принимала активное участие в борьбе против римлян, саса-нидов и под собирательным названием аланов.

В. Миллер пишет, что нельзя сомневаться в

Известия ДГПУ, №4, 2014

том, что все северокавказские народы, которых грузинская летопись называет иногда по именам, известны были римлянам под общим именем аланов.

Образование Новоперсидского царства са-санидов на Востоке нарушило устойчивость Римской империи. Противоречия между Саса-нидской державой и Римом далеко еще не были устранены. Стремление покорить Кавказ и другие районы Востока продолжало оставаться одной из главных внешнеполитических задач римлян и новоперсидской державы. Охрана кавказских проходов была еще с первых веков н. э. предметом соглашений между империей и парфянской державой, а позднее, с половины III в., сменившей ее персидской. В период саса-нидского Ирана (Ш-IV вв.) не прекращалась борьба дагестанских горцев и других народов Кавказа против нашествий сасанидов. Таким образом, дагестанские горцы в составе Кавказской Албании оказали ожесточенное сопротивление против многочисленных завоевателей. Государство, сумевшее не только оказать сопротивление, но и сохранить свою независимость от крупнейших держав античной эпохи,

следует полагать, было достаточно организованным и значительным.

Подводя итог, следует отметить, что Албанское государство возникло как непосредственный результат развития древнедагестанского и древнеазербайджанского обществ.

Албанское государство, возникшее в античную эпоху, было раннеклассовым государством с пережитками первобытнообщинного строя.

Изложенный материал дает основание предложить следующую периодизацию истории древней Албании: V-III вв. до н. э. - период зарождения и складывания крепкого союза албанских племен и возникновения зачатков государственности; III-II вв. до н. э. - II в. н. э. -период возникновения и расцвета разноплеменного, раннерабовладельческого или общиннорабовладельческого государства с пережитками первобытнообщинного строя; c середины II в. н. э. - IV в. н. э. - период распада Албанского раннерабовладельческого государства и образования раннефеодальных политических владений на территории Дагестана.

Литература

1. Акопян А. А. Албания - Алуанк в греко- латинских и древнеармянских источниках. Ереван, 1987. 2. Алиев К.

Кавказская Албания. Баку, 1974. 3. Алиев К. Античная Кавказская Албания. Баку, 1992. 4. Бакиханов А.-К. А.

Гюлистан-и-Ирам. Баку, 1991. 5. Гаджиев М. С.Древний город Дагестана. М., 2002. 6. Гаджиев М. Г., Давудов

0. М. Шихсаидов А. Р. История Дагестана. Махачкала, 1996. 7. Гасанов М. Р. Дагестан в составе Кавказской Албании (некоторые вопросы социально-экономической и политической истории). Махачкала, 1995. 8. Гасанов

М. Р. Дагестан в истории Кавказа и России. Махачкала, 2004. 9. Давудов О. М. Материальная культура Дагестана албанского времени. Махачкала, 1996. 10. История Азербайджана Т. 1. Баку, 1958. 11. История народов Се-

верного Кавказа с древнейших времен до конца ХVШ в. М., 1988. 12. История Дагестана. Курс лекций. Махачкала, 1992. 13. Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. Составители: В. Ф. Патракова. В. В. Черноус. Ответственный редактор М. Р. Гасанов. Ростов-на-Дону, 1990. 14. Латышев В. В. Известия древних писателей о

Скифии и Кавказе // ВДИ. 1947, 1-4; 1948 1-4, 1949-1-4. 15. Мамаев М. М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана. Махачкала, 1989. 16. Мамедова Ф. Политическая история и историческая география Кавказской Албании (III в. до н. э. - VIII в. н. э.). 1986. 17. Меликишвили Г. А. К истории древней Грузии. Тбилиси, 1959.

18. Нуриев А. Б. Из истории ремесленного производства Кавказской Албании. Баку: Элм. 1986. 19. Очерки истории Дагестана. Т. 1. Махачкала, 1957. 20. Рамазанов Х. Х. К вопросу о рабстве в Дагестане // УЗ ИИЯЛ. Т. IX.

Махачкала, 1961. 21. Рамазанов Х. Х., Шихсаидов А. Р. Очерки истории южного Дагестана. Махачкала, 1964.

22. Рзаев Н. И. Художественная керамика Кавказской Албании. Баку. 1964. 23. Рзаев Н. И. Искусство Кавказ-

ской Албании IV в. до н. э. Баку, 1976. 24. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М.-Л. 1959. 25. Халилов Дж. А. Материальная культура Кавказской Албании (IV в. д. н. э. - III в. н. э.) Баку, 1985.

26. Халилов Д. А. Кавказская Албания // Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. М. : Наука. 1985.

С. 93-104. 27. Юшков С. В. К вопросу о границах древней Албании // Исторические записки. М., 1937.

1. Akopyan A. A. Albania-Aluank in Greco-Latin and Old Armenian sources. Yerevan. 1987. 2. Aliev K. Kavkazskaya

Albania. Baku, 1974. 3. Aliev K. Antique Caucasian Albania. Baku, 1992. 4. Bakikhanov A.-K. A. Gyulistan-i-Iram.

Baku, 1991. 5. Gadzhiyev M. S. Ancient city of Dagestan. M., 2002. 6. Gadzhiev M. G., Davudov O. M. Shikhsaidov

A. R. History of Dagestan. Makhachkala, 1996. 7. Gasanov M. R. Dagestan as a part of Caucasian Albania (some problems of social and economic and political history) Makhachkala, 1995. 8. Gasanov M. R. Dagestan in the history of the Caucasus and Russia. Makhachkala, 2004. 9. Davudov O. M. Material culture of Dagestan of the Albanian time. Makhachkala, 1996. 10. History of Azerbaijan. Vol. 1. Baku, 1958. 11. History of the peoples of the North Caucasus since the most ancient times up to the end of the 18th c. M., 1988. 12. History of Dagestan. Course of lectures. Makhachkala, 1992. 13. The Caucasus and Don in works of antique authors. Compilers: V. F. Patrakova, V. V. Chernous. Editor-inchief M. R. Gasanov. Rostov-on-Don, 1990. 14. Latyshev V. V. Proceedings of ancient writers on Skifia and the Caucasus // VDI. 1947, 1-4; 1948, 1-4, 1949, 1-4. 15. Mamaev M. M. Arts and crafts of Dagestan. Makhachkala, 1989.

16. Mamedova F. Political history and historical geography of Caucasian Albania (3rd c. BC- 8th c. AD). 1986.

17. Melikishvili G. A. The history of ancient Georgia. Tbilisi. 1959. 18. Nuriev A. B. The history of craft production of the

Caucasian Albania. Baku: Elm. 1986. 19. Sketches of history of Dagestan. Vol. 1. Makhachkala. 1957.

20. Ramazanov Kh.Kh. The problem of the slavery in Dagestan // EI IHLL. Vol. IX. Makhachkala, 1961.

21. Ramazanov Kh. Kh., Shikhsaidov A. R. Sketches on the history of Southern Dagestan. Makhachkala, 1964.

22. Rzaev N. I. Art ceramics of Caucasian Albania. Bank, 1964. 23. Rzaev N. I. Art of Caucasian Albania in the 4th c BC. Baku, 1976. 24. Trever K. V. Sketches on history and culture of the Caucasian Albania. M.-L., 1959. 25. Khalilov D. A.

Общественные и гуманитарные науки

Material culture of Caucasian Albania (4th c. BC - 3rd c. AD). Baku, 1985. 26. Khalilov D. A. Caucasian Albania // The most ancient states of the Caucasus and Central Asia. M. : Nauka. 1985. P. 93-104. 27. Yushkov S. V. The problem of borders of ancient Albania // Historical notes. M., 1937.

1. Akopjan A. A. Albanija - Aluank v greko-latinskih i drevnearmjanskih istochnikah. Erevan, 1987. 2. Aliev K. Kavkazs-kaja Albanija. Baku, 1974. 3. Aliev K. Antichnaja Kavkazskaja Albanija. Baku, 1992. 4. Bakihanov A.-K. A. Gjulistan-i-Iram. Baku, 1991. 5. Gadzhiev M. S. Drevnij gorod Dagestana. M., 2002. 6. Gadzhiev M. G., Davudov O. M. Shihsai-dov A. R. Istorija Dagestana. Mahachkala, 1996. 7. Gasanov M. R. Dagestan v sostave Kavkazskoj Albanii (nekotorye voprosy social"no-jekonomicheskoj i politicheskoj istorii). Mahachkala, 1995. 8. Gasanov M. R. Dagestan v istorii Kav-kaza i Rossii. Mahachkala, 2004. 9. Davudov O. M. Material"naja kul"tura Dagestana albanskogo vremeni. Mahachkala, 1996. 10. Istorija Azerbajdzhana T. 1. Baku, 1958. 11. Istorija narodov Severnogo Kavkaza s drevnejshih vremen do konca XVIII v. M., 1988. 12. Istorija Dagestana. Kurs lekcij. Mahachkala, 1992. 13. Kavkaz i Don v proizvedenijah antichnyh avtorov. Sostaviteli: V. F. Patrakova. V. V. Chernous. Otvetstvennyj redaktor M. R. Gasanov. Rostov-na-Donu, 1990. 14. Latyshev V. V. Izvestija drevnih pisatelej o Skifii i Kavkaze // VDI. 1947, 1-4; 1948 1-4, 1949-1-4.

15. Mamaev M. M. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo Dagestana. Mahachkala, 1989. 16. Mamedova F. Politicheskaja istorija i istoricheskaja geografija Kavkazskoj Albanii (III v. do n. je. - VIII v. n. je.). 1986. 17. Melikishvili G. A. K istorii drevnej Gruzii. Tbilisi, 1959. 18. Nuriev A. B. Iz istorii remeslennogo proizvodstva Kavkazskoj Albanii. Baku: Jelm.

1986. 19. Ocherki istorii Dagestana. T. 1. Mahachkala, 1957. 20. Ramazanov H. H. K voprosu o rabstve v Dagestane // UZ IIJaL. T. IX. Mahachkala, 1961. 21. Ramazanov H. H., Shihsaidov A. R. Ocherki istorii juzhnogo Dagestana. Mahachkala. 1964. 22. Rzaev N. I. Hudozhestvennaja keramika Kavkazskoj Albanii. Baku, 1964. 23. Rzaev N. I.

Iskusstvo Kavkazskoj Albanii IV v. do n. je. Baku, 1976. 24. Trever K. V. Ocherki po istorii i kul"ture Kavkazskoj Albanii.

M.-L., 1959. 25. Halilov Dzh. A. Material"naja kul"tura Kavkazskoj Albanii (IV v. d. n. je. - III v. n. je.) Baku, 1985.

26. Halilov D. A. Kavkazskaja Albanija // Drevnejshie gosudarstva Kavkaza i Srednej Azii. M. : Nauka. 1985. S. 93-104.

27. Jushkov S. V. K voprosu o granicah drevnej Albanii // Istoricheskie zapiski. M., 1937.

Статья поступила в редакцию 10.06.2014 г.

УДК-94(470.67)

«ГИБКИЕ СРЕДСТВА» САМОДЕРЖАВИЯ В ОТНОШЕНИИ НАРОДНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ НАРОДОВ КАВКАЗА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

“FLEXIBLE MEANS” OF THE AUTOCRACY AGAINST THE NATIONAL LIBERATION STRUGGLE OF THE CAUCASIAN PEOPLES IN THE FIRST HALF OF THE 19th CENTURY

© 2014 Гичибекова Р. М.

Дагестанский государственный университет

© 2014 Gichibekova R. M.

Dagestan State University

Резюме. В статье на основе архивных и других материалов описываются методы и средства заигрывания с мусульманскими религиозными лидерами на Кавказе в первой половине XIX в. в целях дискредитации предводителей народно-освободительной борьбы и подавления этой борьбы.

Abstract. The author of the article on the basis of archival and other materials describes the methods and means of making advances with Muslim religious leaders in the Caucasus in the first half of the 19th c. to discredit the leaders of the national liberation fight and to suppress this struggle.

Rezjume. V state na osnove arxivnyx I drygix materialov opisybautsa metodi I sredstva zaigrivania s mysyl-manskimi religioznimi liderami na Kavkaze v zelax diskreditazii predvoditeleu narodno-osvoboditelnou borbi i podovlenia atou borbi.

Ключевые слова: Кавказ, имам, мусульманское духовенство, Шамиль, вооруженная борьба, кадий, Дагестан, российские власти, горцы, наиб.

Keywords: the Caucasus, Imam, Muslim clergy, Shamil, armed struggle, Qadi, Dagestan, Russian authorities, highlanders, Naib.

Kluchevie slova: Kavkaz, imam, mysylmanskoe dyhovenstvo, Shamil, voorygonnaa borba, kadiy, Dagestan, rossiuskie vlasti, gortsi, naib.