утреня . Страстная седмица


Страстна́я седмица. Великий Пято́к. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Мцц. Ага́пии, Ири́ны и Хиони́и.

Календарные заметки:

Строгий пост .
Обычно в четверг вечером совершается утреня с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа. 1-й час к утрене не присоединяется. Отпуст в конце утрени: «Иже оплевания, и биения, и заушения…».
Утром в пятницу совершается Последование часов Великого Пятка с изобразительными. Во второй половине дня совершается вечерня, в конце которой во время пения тропарей по «Ныне отпущаеши» из алтаря через северные двери износится Святая Плащаница. Отпуст часов с изобразительными и вечерни: «Иже нас ради, человеков…». После отпуста вечерни - малое повечерие с каноном «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы». Отпуст повечерия малый.
Во время целования Плащаницы принято петь стихиру «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…».

Порядок чтений, согласно календарю:

Полунощницу «пое́м в ке́ллиях» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»).

Утреня Великой Пятницы (с чтением 12-ти Евангелий), именуемая Уставом «После́дование Святы́х и спаси́тельных Страсте́й Го́спода на́шего Иису́са Христа́», совершается обычно в Великий Четверток вечером. По Типикону, она должна начинаться во 2-м часу ночи, т. е., по нашему счету, в 8-м часу вечера в Великий Четверг.

Примечание. «Во 2-й час н о́́щи кл е́́плет параекклиси а́́рх. И собр а́́вшимся нам во храм, благослов и́́вшу иер е́́ю с кад и́́лом, глаг о́́лем по об ы́́чаю, я́́коже предпис а́́ся в четверт о́́к 5 нед е́́ли» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток у́́тра»).

Иерей возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец : «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш…» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и двупсалмие (во время псалмов – обычное каждение).

Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Аллилуиа», глас 8-й (со стихами: «От но́щи у́тренюет...»), и тропарь «ко́сно и со сладкопе́нием», глас тот же: «Егда́ сла́внии ученицы́…». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же.

Примечание. «По тропар е́́ же вх о́́дит насто я́́тель со ди а́́коном во свят ы́́й олт а́́рь, и облач а́́ся во свящ е́́нныя од е́́жды, кад и́́т свят у́́ю трап е́́зу крестообр а́́зно, и весь свят ы́́й олт а́́рь, и л и́́ки, и бр а́́тию по ч и́́ну» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток у́́тра»).

Церковный Устав указывает читать Евангелия Святых Страстей в алтаре (причем Евангелие остается на престоле), но уже твердо установился обычай читать их на середине храма. В начале пения тропаря отверзаются царские врата, и предстоятель в фелони износит Евангелие на середину церкви. Раздаются свечи священнослужителям и молящимся. Свечи по прочтении каждого Евангелия погашаются и возжигаются к началу следующего Евангелия . Далее, во время продолжающегося пения тропаря, предстоятель совершает полное каждение всего храма. По окончании тропаря и каждения – малая ектения , возглас: «Яко Твоя держава и Твое есть Царство…». Посем: «И о сподо́битися нам…» , «Премудрость, про́сти…», «Мир всем» и прочее по обычаю.

Примечание. По традиции, перед чтением каждого Евангелия ударяют в большой колокол в соответствии со счетом чтений (1 раз – перед первым, 2 раза – перед вторым и т. д.). По окончании 12-го Евангелия – краткий трезвон.

Перед чтением Евангелия, по традиции, певцы поют: «Слава Страсте́м Твоим, Господи» (хотя Типикон не дает такого указания).

По прочтении Евангелия певцы: «Слава долготерпе́нию Твоему, Господи» (этот припев указывается Типиконом).

После каждого из пяти первых Евангелий положены умилительные антифоны, которые дополняют евангельское чтение, раскрывая глубокий духовный смысл воспоминаемого события. Если будет затруднительно все их пропеть, то необходимо прочитать, причем каждый тропарь этих антифонов поется или читается по дважды; особенность такого исполнения специально оговорена Уставом (см. Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток у́тра»).

После 3-го, 6-го, 9-го, 12-го и 15-го антифонов следуют малые ектении, затем поются седальны , во время которых, по установившейся традиции, совершаются малые каждения (начиная с Евангелия, лежащего на аналое). Типикон же предписывает диакону или иерею кадить только святую трапе́зу, т. е. престол, но так бывает лишь в тех случаях, когда Евангелие читается не на середине храма, как ныне, а в алтаре. После того, как седален будет пропет, поется: «Слава», и конец седальна, затем: «И ныне», и весь седален вторично.

1-е Евангелие – Ин., зач. 46. Антифоны 1-й, 2-й, 3-й. Возглас по ектении: «Яко подоба́ет Тебе́ вся́кая сла́ва…». Седален, глас 7-й: «На ве́чери ученики́ пита́я…».

Примечание. «Чтет же си е́́ 1-е Ев а́́нгелие насто я́́тель, пр о́́чия же – иер е́́и, ед и́́н по ед и́́ному к и́́йждо» (ср.: Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток у́́тра»). О 12-м Евангелии Типикон также говорит, что его «насто я́́тель чтет».

2-е Евангелие – Ин., зач. 58. Антифоны 4-й, 5-й, 6-й. Возглас по ектении: «Яко благослови́ся и просла́вися Всечестно́е и Великоле́пое И́мя Твое́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Седален, глас 7-й: «Ки́й тя о́браз…».

3-е Евангелие – Мф., зач. 109. Антифоны 7-й, 8-й, 9-й. Возглас по ектении: «Яко Ты еси Бог наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем…» . Седален, глас 8-й: «О, ка́ко Иуда…».

4-е Евангелие – Ин., зач. 59. Антифоны 10-й, 11-й, 12-й. Возглас по ектении: «Бу́ди держа́ва Ца́рствия Твоего́ благослове́на, и препросла́влена, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в». Седален, глас 8-й: «Егда́ предста́л еси…».

5-е Евангелие – Мф., зач. 111. Антифоны 13-й, 14-й, 15-й. Возглас по ектении: «Яко благослови́ся Всесвято́е И́мя Твое́, и просла́вися Ца́рство Твое́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в». Седален, глас 4-й: «Искупи́л ны еси…».

6-е Евангелие – Мк., зач. 67.

По 6-м Евангелии – поются блаженны Триоди (с тропарями) . На блаженнах – малое каждение. Малая ектения. Возглас: «Яко Тя хва́лят вся Силы Небесныя…». «Вонмем». «Премудрость». Прокимен, глас 4-й: «Раздели́ша ризы Моя себе и о оде́жди Моей мета́ша жребий»; стих: «Боже, Боже Мой, вонми́ Ми! Вску́ю оставил Мя еси?».

7-е Евангелие – Мф., зач. 113.

8-е Евангелие – Лк., зач. 111.

Трипеснец Триоди, творение прп. Космы, глас 6-й, ирмосы по дважды, тропари на 12, с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». (Библейские песни не стихословятся.)

Катавасия – тот же ирмос.

По 5-й песни – ектения малая. Возглас: «Ты бо еси Царь мира…». Кондак Триоди, глас 8-й: «Нас ра́ди Распя́таго…», и икос, глас тот же: «Своего́ А́гнца…».

«Честнейшую» не поем. На 9-й песни – обычное каждение храма (начинается, как обычно, в алтаре в конце 8-й песни канона и заканчивается у престола).

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения . Возглас: «Яко Тя хва́лят…». Ексапостиларий Триоди: «Разбойника благоразу́мнаго…», «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же.

9-е Евангелие – Ин., зач. 61.

11-е Евангелие – Ин., зач. 62.

На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й – 4 (со своими припевами). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Го́споди, восходя́щу Ти на Крест…», «И ныне» – Триоди, глас 6-й: «Уже́ омака́ется трость…».

Примечание. Во время пения стиховных стихир (перед 12-м Евангелием) совершается полное каждение всего храма, как и в начале (перед 1-м Евангелием): «Т а́́же ди а́́кон кад и́́т, я́́коже и в нач а́́ле, храм весь» (ср.: Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток у́́тра»).

12-е Евангелие – Мф., зач. 114.

Иерей уносит Евангелие в алтарь. Царские врата затворяются.

«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – поется тропарь, глас 4-й: «Искупи́л ны еси от кля́твы зако́нныя…». Ектения: «Помилуй нас, Боже…». Возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Певцы: «Аминь». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Аминь», «Утверди́, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Иже оплева́ния, и бие́ния, и зауше́ния, и Крест, и смерть претерпе́вый за спасе́ние ми́ра, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, яко Благ и Человеколю́бец» (святые храма и дня не поминаются). Поются многолетны.

1-й час к утрене не присоединяется, так как входит в службу часов Великого Пятка.

В Великий Пяток царские часы (см. в Постной Триоди на ряду) и изобразительны совершаются по тому же чину, что и в на́вечерия Рождества Христова и Богоявления .

Примечание. По Уставу, царские часы начинаются «при час е́́ 2-м дне», т. е. по-нашему – около 8-ми часов утра: «При час е́́ 2-м дне, [звон в дв о́́и, ед и́́н д о́́лгий.] И собр а́́вшеся в ц е́́рковь. Облач и́́тся иер е́́й во свящ е́́нныя р и́́зы, ди а́́кон же в стих а́́рь. По е́́м час ы́́ вк у́́пе, час 1, 3, 6 и 9» (ср.: Типикон, гл. 49, «Последование часов святаго Великаго Пятк а́́»).

На царских часах полагаются особые псалмы, паримии, Апостолы и Евангелия.

Примечание. На 3-м часе читается повествование о Страстях Христовых по Евангелию от Марка. Согласно Богослужебному Евангелию, чтение начинается с 67-го зачала (Мк., 67–68 зач., XV, 16–41): «Во вр е́́мя о́́но, в о́́ини вед о́́ша Иис у́́са внутрь двор а́́, е́́же есть прет о́́р...» ; Типикон и Триодь Постная указывают начало чтения с 66-го зачала (Мк., 66–68 зач., XV, 1–41): «Во вр е́́мя о́́но, сов е́́т сотвор и́́ша...».

На всех часах конечный возглас иерея – «Боже, уще́дри ны...».

Окончание изобразительных: на «И ныне» – Символ веры. «Осла́би, оста́ви…». «Отче наш…». Возглас: «Яко Твое есть Царство…». «Аминь». Кондак Триоди, глас 8-й: «Нас ра́ди Распя́таго…». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Всесвятая Троице…». «Бу́ди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», псалом 33-й: «Благословлю́ Го́спода…». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси́ нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Иже нас ра́ди челове́ков и на́шего ра́ди спасе́ния стра́шныя Стра́сти, и Животворя́щий Крест, и во́льное погребе́ние Пло́тию изво́ливый, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, яко Благ и Человеколю́бец». Поются многолетны.

Литургию в Великий Пяток совершать не положено.

Примечание. «Подоб а́́ет же и си е́́ в е́́дати, я́́ко при я́́хом в Палест и́́не, в сей день Вел и́́каго Пятк а́́, не твор и́́ти Преждеосвящ е́́нную, ниж е́́ п а́́ки соверш е́́нную Литургию, но ниж е́́ трап е́́зу поставл я́́ем, ниж е́́ яд и́́м в сей день Расп я́́тия. А́́ще же кто б у́́дет многон е́́мощен ил и́́ престар е́́лся, и не мог и́́й преб ы́́ти п о́́стен, да е́́тся ем у́́ хлеб и вод а́́, по захожд е́́нии с о́́лнца» (Типикон, гл. 49, «Последование часов Святаго Великаго Пятк а́́»).

Вечерня Великого Пятка.

Вечерня совершается обычно во второй половине дня.

Примечание. По Уставу, вечерня начинается «при часе 10-м дне», т. е. по-нашему – около 4-х часов пополудни: «При час е́́ 10-м дне кл е́́плет в вел и́́кое, и собр а́́вшеся в ц е́́рковь, начин а́́ем веч е́́рню» (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Пяток вечера»).

До начала вечерни святая Плащани́ца с изображением положения Господа во гроб полагается на святом престоле на место Евангелия, а само Евангелие поставляется горе́ престола, как на Литургии. Плащаница полагается так, чтобы Глава Спасителя была к северной стороне. Если есть живые цветы, то на Плащаницу возлагают венок из таких цветов , и если есть благовонное масло или розовая вода, то ими намащают Плащаницу. Возлагать на Плащаницу венки из искусственных цветов, намащать ее духами или одеколоном, изготовленным на спирту, не следует. Закрывать лик Спасителя на Плащанице покровцом также не следует . На Плащаницу полагается требное Евангелие (желательно небольшого размера). На середине храма устанавливается специальная подставка (в виде гробницы) или столец для Плащаницы.

Служа́щий иерей, а при соборном служении один предстоятель, облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв) – ради выноса Плащаницы (впрочем, предстоятель может облачиться на стиховных стихирах или во время чтения паримий).

Возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец (по Уставу, «предстоятель глаголет»): «Слава Тебе, Боже наш…», «Царю Небесный», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». «Аминь», «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся» (трижды), и читается предначинательный псалом: «Благослови́, душе́ моя́, Го́спода…» (священник читает светильничные молитвы перед царскими вратами). Великая ектения. Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 1-й, глас 2-й и глас 6-й – 6 (первая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «О, ка́ко беззако́нное со́нмище…», «И ныне» – Триоди, глас тот же: «Стра́шное и пресла́вное та́инство…».

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимен паримии Триоди, глас 4-й: «Раздели́ша ри́зы Моя́ себе́ и о оде́жди Моей мета́ша жребий»; стих: «Боже, Боже мой, вонми́ Ми! Вску́ю оставил Мя еси?» .

После прокимна, по обычаю, царские врата затворяются. Читаются три паримии Триоди (Исхода, Иова и Исаии). По окончании 1-й паримии Триоди (Исхода) – прокимен Триоди, глас 4-й: «Суди́, Го́споди, оби́дящия мя, побори́ борю́щия мя» ; стих: «Приими́ ору́жие и щит, и воста́ни в по́мощь мою», затем – 2-я паримия Триоди (Иова).

По окончании 3-й паримии Триоди (Исаии) царские врата отверзаются. «Вонмем», «Мир всем», и прочее (как на Литургии). Прокимен Апостола, глас 6-й: «Положи́ша Мя в ро́ве преиспо́днем, в те́мных и се́ни смертней»; стих: «Господи Боже спасе́ния моего́, во дни воззва́х и в нощи́ пред Тобою».

Примечание. По обычаю, перед чтением Евангелия совершается каждение, как на полной Литургии.

Апостол – 1 Кор., зач. 125. Аллилуиарий, глас 1-й (по Типикону – глас 5-й): «Спаси́ мя, Боже, яко внидо́ша во́ды до души́ моея́»; стих: «Поноше́ние ча́яше душа́ моя и страсть»; стих: «Да помрача́тся о́чи их, е́же не ви́дети».

Евангелие (составное) – Мф., зач. 110. (По обычаю, Евангелие читается диаконом на амвоне.) После чтения Евангелия царские врата затворяются.

Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й – 4 (со своими припевами: «Господь воцари́ся...», «Ибо утверди́ вселе́нную...», До́му Твоему подоба́ет...»). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 5-й: «Тебе, оде́ющагося светом, яко ризою…» (по обычаю, во время пения этой стихиры отверзаются царские врата, и предстоятель с диаконом совершают троекратное каждение вокруг престола с лежащей на нем Плащаницей).

«Ныне отпущаеши». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...», и поются тропари, глас 2-й: «Благообра́зный Иосиф…». «Слава, и ныне» – «Мироно́сицам жена́м...».

Во время пения тропарей предстоятель, сотворив три земных поклона, подъемлет с престола Плащаницу и через северные врата (в предшествии свещеносцев и диакона со свечой и кадилом) износит ее на главе на середину храма и полагает на угото́ванную гробницу. При соборном служении настоятель идет под Плащаницей, неся Евангелие над главой или в руках. Если священник один, Евангелие благоговейно несет в левой руке диакон, держа в правой кадило. Если нет диакона, священник благословляет кому-либо из благочестивых мирян нести Евангелие обернутым в плат. Евангелие в этих случаях несут впереди Плащаницы. Затем Евангелие полагается на Плащаницу. Далее совершается троекратное каждение вокруг Плащаницы, после чего священнослужители совершают поклонение и целование Плащаницы.

Примечание. В тех храмах, где малое повечерие в Великую Пятницу после вечерни не совершается, существует практика пения канона Триоди «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы» (см. на малом повечерии) после выноса Плащаницы на вечерне (после тропарей перед отпустом). По катавасии 9-й песни канона – «Премудрость» и окончание вечерни (см. ниже).

По тропарях – «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Утверди́, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси́ нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Иже нас ра́ди челове́ков и на́шего ра́ди спасе́ния стра́шныя Стра́сти, и Животворя́щий Крест, и во́льное погребе́ние Пло́тию изво́ливый, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, яко Благ и Человеколю́бец». Певцы – многолетны

Страшное и необычайное таинство

в сей день пред нашими глазами совершается:

Неосязаемый удерживается,

связывается Освобождающий Адама от проклятия;

Испытывающий сердца и внутренности неправедно допрашивается;

в темницу заключается Замкнувший бездну;

стоит перед Пилатом

Тот, Кому с трепетом предстоят Силы Небесные;

рукою создания ударяется Создатель;

на Древо осуждается Судия живых и мертвых;

гробу предается Разрушитель ада.

Все переносящий по состраданию

и всех спасший от проклятия,

беззлобный Господи, слава Тебе!

В греческом оригинале первая строка звучит даже сильнее: «Страшная и неимоверная (παράδοξον) тайна». Человеческий разум недоумевает перед парадоксом происходящего в этот день, и подобным недоумением полнятся многие другие гимнографические тексты пятницы (как, впрочем, и субботы) Страстной седмицы.

В разных литургических традициях богослужение помогает верующим ощутить тайну кенозиса не только при помощи текстов, но и иными средствами. В конце предшествующего очерка я говорил о том, как в богослужении римского обряда знаменуется истощение природных стихий. Наиболее же впечатляющим это было в дореформенной римской традиции трех последних дней Страстной седмицы, в которые - либо поздним вечером накануне, либо ночью, либо совсем ранним утром - совершались особые службы, именовавшиеся Темными утренями (по-латыни Tenebrae ). Хотя литургическая реформа заменила эти службы на другие, всё же модификации Темной утрени по-прежнему служатся в католических приходах и монастырях многих стран мира. Название Темная утреня обусловлено тем, что по ходу службы внутреннее пространство храма постепенно погружается во тьму, так что заключительная ее часть происходит в полной темноте. Мрак, в который погружается храм, символизирует тот мрак, который охватывает весь мир и готов поглотить не только творение, но и Самого Творца. Наступает час «власти тьмы», которая на какое-то время торжествует зримую победу, - ведь с приближением смерти Иисуса Христа меркнет и тварный свет (ср. Мф 27. 45).

Во время Темной утрени читался нараспев ветхозаветный Плач Иеремии - один из самых трагичных, душераздирающих образцов древнееврейской поэзии. В Плаче изливается скорбь праведника о разрушении Иерусалима и главной святыни народа Божия - храма, являвшегося местом присутствия Бога. Христианское сознание спроецировало эту скорбь на события Страстной седмицы. Рефрен «Иерусалим, Иерусалим, обратись ко Господу Богу Твоему» напоминает о словах Спасителя: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф 23. 37).

Между прочим, музыку к текстам из Плача Иеремии для этих богослужений сочиняли многие западные композиторы. Предлагаю на некоторое время прервать чтение и послушать начало Плача пророка Иеремии григорианского распева , а также английского композитора XVI в. Томаса Таллиса .

И всё-таки важнейшими библейскими чтениями богослужений Страстной пятницы являются Страсти - евангельские повествования о страданиях и смерти Христа. В византийской традиции наиболее полно они прочитываются на Утрене Страстной пятницы, которая так и называется: Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Обычно в русских православных приходах она служится в четверг вечером, но в некоторых - в пятницу ранним утром или даже в ночь с четверга на пятницу. На этой службе история Страстей, предваряемая долгой прощальной беседой Иисуса из Евангелия от Иоанна (той самой, которую чеховский Архиерей «читал сам» и «знал наизусть»), прочитывается на утрени Страстной Пятницы в виде 12 фрагментов. Помимо этого, на Великих царских часах (службе, которая несмотря на столь величественное название в русской православной богослужебной практике совершается, как правило, совсем скромно и, в отличие от остальных служб этого дня, не особо посещается верующими), объединяющих канонические малые Часы (Первый, Третий, Шестой и Девятый), на каждом из которых прочитывается история Страстей по одному из Евангелистов. Кроме того, история Страстей в виде компиляции из разных Евангелий начинает читаться еще на Вечерне Великого четверга, а завершается на Вечерне Страстной пятницы.

В римской литургической традиции на основном богослужении Страстной пятницы - службе Воспоминания страстей Христовых , которая со времени литургической реформы стала совершаться вечером (а в тех странах, где Страстная пятница является выходным днем - в послеполуденные часы, наиболее соответствующие времени голгофских страданий Спасителя) читаются Страсти по Иоанну. В Средние Века на Западе сложилась практика чтения Страстей не просто нараспев, но еще и по ролям. Это тот редкий случай, когда Евангелие на богослужении не обязательно должны читать рукоположенные служители. Как правило, один из чтецов или певчих произносит слова повествователя, а другие делят между собой реплики персонажей. Что до священника, то ему принадлежат только слова Христа. После слов о кончине Иисуса все участники богослужения опускаются на колени и некоторое время пребывают в молитвенном молчании. В последние десятилетия в некоторых католических приходах Страсти читаются не нараспев, а декламационно, при этом слова, принадлежащие в евангельском рассказе народу, произносит всё собрание: так появляется возможность в большей степени ощутить «распни, распни Его» не только как слова тех, кто выкрикивал их где-то далеко двадцать веков назад.

Но вернемся к многовековому обычаю чтения страстей по ролям нараспев. Именно на его основе в Новое время в лютеранском богослужении развился особый музыкальный жанр страстей , или пассионов . Сухой речитатив повествования Евангелиста (теперь уже не по-латыни, а на живом национальном языке) перемежается молитвенными размышлениями над прочитанным в виде хоралов, арий и других вокальных номеров. Именно таковы знаменитые страсти Г.Ф.Телемана и И.С.Баха, как и многих других менее известных композиторов Северной Европы. Мои читатели могут в очередной раз дать отдых своим глазам и послушать, как звучит фрагмент Страстей по Иоанну (Ин 18.28 - 19.12а) на традиционный григорианский распев в исполнении монахов Солемского аббатства во Франции (а при желании и все Страсти по Иоанну целиком, от начала гл. 18); а затем услышать, во что превратился тот же фрагмент у И.С.Баха в его Страстях по Иоанну (русский текст параллельно немецкому оригиналу можно найти в переводе игумена Петра (Мещеринова) или в переводе Николая Эппле ; см. №№ 16a-21g).

Стоит заметить, что упомянутая выше византийская служба Страстей построена в сущности по тому же принципу: гимнографические вставки представляют собой молитвенные размышления над прочитанными фрагментами. Таков, в частности, ексапостиларий, поющийся трижды (его полагали на музыку многие русские композиторы: С.И.Танеев , П.Г.Чесноков и др.) после чтения из Евангелия от Луки о благоразумном разбойнике.

Разбойника благоразумного

в тот же день Ты рая удостоил, Господи.

И меня древом Крестным просвети

и спаси меня.

Но зачастую это и размышления обо всей тайне спасительных страстей Христовых, как, например, звучащий в самом завершении Последования Страстей тропарь Страстной пятницы Искупил ны еси от клятвы законныя :

Искупил Ты нас от проклятия закона

драгоценною Своею Кровию:

ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный,

Ты людям источил бессмертие.

Спаситель наш, слава Тебе!

В римской традиции за чтением Страстей по Иоанну следует обряд выставления Креста и поклонения ему верующих. Среди звучащих в это время песнопений особое место принадлежит латинскому гимну, Pange, lingua, gloriosi proelium certaminis , текст которого написан в VI-VII вв. Венанцием Фортунатом [аудио григорианского распева ]. В нем прославляется победа над злом и смертью - победа Креста, одержанная распятым на Нем (перевод мой):

Возвеличим велегласно

cлавное сражение!

Возвестим Креста победу -

торжество предивное:

одержал ее Спаситель,

претерпев заклание.

Сожалея о паденье

наших прародителей,

когда смерти приобщились

от плода вкусившие,

Древом Бог спасти замыслил

ради древа проклятых.

Таково предначертанье

нашего спасения,

чтоб губителя искусность

погубить искусностью

и целительным соделать

средство порчи вражие.

Посему, когда настало

исполненье времени,

послан был Зиждитель мира

Сам из недра Отчего;

ставший плотью, Он родился

в роде человеческом. […]

Он, прожив с людьми во плоти

три десятилетия,

принимает добровольно

горькие страдания,

ради нас, подобно агнцу,

на Кресте заколотый.

Там приемлет желчь и уксус,

к древу пригвождаемый,

и, копьем пронзенный в сердце,

истекает кровию,

омывая землю, море,

звезды, мироздание…

Гимнограф возвращает мысленный взор верующего к тому моменту, когда искупление только еще должно свершиться. Древо Креста, как мы уже видели в предшествующих строфах, отождествляется здесь с райским деревом жизни, и к нему обращается призыв:

Преклони тугие ветви,

древо преблаженное!

Размягчи оцепененье,

весь твой ствол сковавшее,

и прими Царя вселенной

в жертву принесенного.

Только ты принять достойно

дивное Сокровище,

миру - тонущему судну -

предложить пристанище,

где ворота кровью Агнца

жертвенной помазаны.

Предел кенозиса, умаления Спасителя - Его крестная смерть. Но в богослужении Страстной пятницы совершается также воспоминание Его снятия с Креста и погребения. Именно с памятью о положении тела Иисуса во гроб связано в византийской традиции почитание плащаницы - большого плата с изображением погребения Христа, напоминающего о той плащанице, в которой Он был погребен. В последние века в русском православии утвердился обычай торжественного выноса плащаницы на Вечерне Страстной пятницы на середину храма для благоговейного поклонения.

Описанные обряды Страстной пятницы в западном и восточном богослужении свидетельствуют о том, что службы этого дня становятся подлинными действами, в которые активно вовлечены все их участники. Впрочем, это свойственно всей Страстной седмице - и не только уставным службам, но и практикам народного благочестия, притом у различных народов они приобретают великое многообразие проявлений. Не имея возможности рассказать об этом подробно здесь, хочу порекомендовать читателям мою о литургических и паралитургических обрядах и обычаях христианского Запада, которая к тому же обильно снабжена видеоматериалами.

Завершая рассмотрение богослужений этого совершенно исключительного дня, я хотел бы вернуться к парадоксу Креста. События Страстной пятницы видятся верующими уже через событие Воскресения. К примеру, на той же Вечерне мы слышим такие слова (перевод мой):

Прославляю страдания Твои,

воспеваю и Твое погребение,

с воскресением взывая:

"Господи, слава Тебе!"

В римском обряде одно из главных песнопений при поклонении Кресту в Страстную пятницу таково:

Кресту Твоему поклоняемся, Владыка,

и святое воскресение Твое поем и славим:

ибо Крестом пришла радость всему миру.

Но ведь именно этот же текст (почти дословно) в византийском богослужении фигурирует в известном пасхальном песнопении Воскресение Христово видевше . «Се бо прииде Крестом радость всему миру». Поэтому даже в пасхальное время в христианских храмах распятия по-прежнему находятся на самых видных местах. И, быть может, поэтому на кресте в наваррском замке Хавьер неизвестный испанский скульптор XV в. изобразил Распятого улыбающимся.

(Окончание следует)

Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Это последование совершается обычно в Великий Четверг вечером. По Уставу оно должно начинаться во 2-м часу ночи, то есть по соврееменному счету в 8-м часу вечера. Иногда оно совершается и утром в Великую Пятницу.

После возгласа иерея обычное начало. Псалмы 19 и 20-й. Шестопсалмие и великая ектения. "Аллилуиа", глас 8-й, и тропарь "Егда славнии ученицы" (трижды) .

Хотя Церковный Устав указывает читать Евангелия Святых Страстей в алтаре, у нас твердо установился обычай читать Евангелие на средине храма. Посему при начале пения тропаря отверзаются царские врата, и предстоятель в фелони износит Евангелие на средину церкви. Раздаются свечи священнослужителям и молящимся. Свечи по прочтении каждого Евангелия погашаются и возжигаются к началу следующего Евангелия. Во время пения тропаря предстоятель совершает полное каждение. По окончании тропаря и каждения - малая ектения. Возглас "Яко Твоя держава и Твое есть Царство". Посем "И о сподобитися нам", "Премудрость, про́сти", "Мир всем" и прочее.

Пред каждым Евангелием ударяют в большой колокол столько раз, какое по счету читается Евангелие. По окончании двенадцатого Евангелия - краткий трезвон.

После первых пяти Евангелий положены нарочитые антифоны, всего 15. Если будет затруднительно все их пропеть, то должно прочитать, повторяя каждый стих дважды, как положено. Чтение их рекомендуется совершать самому настоятелю антифонно с диаконом или псаломщиком, а при соборном служении - с сослужа́щими иереями.

После 3-го, 6-го, 9-го, 12-го и 15-го антифонов следуют малые ектении, затем поются седальны, во время которых совершается малое каждение, ввиду чего на этих седальнах не сидим. После того, как седален будет пропет, поется "Слава" и конец седальна, затем "И ныне" - и весь седален вторично.

1-е Евангелие - Ин., зач. 46. Возглас по ектении - "Яко подобает".

2-е Евангелие - Ин., зач. 58. Возглас - "Яко благословися и прославися".

3-е Евангелие - Мф., зач. 109. Возглас - "Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем".

4-е Евангелие - Ин., зач. 59. Возглас - "Буди держава Царствия Твоего".

5-е Евангелие - Мф., зач. 111. Возглас - "Яко благословися Всесвятое Имя Твое и прославися Царство Твое".

5-м Евангелием кончаются антифоны и седальны.

6-е Евангелие - Мк., зач. 67.

По 6-м Евангелии - Блаженна на 8. Евангельские стихи следует петь, а тропари к ним можно читать. Малое каждение. Малая ектения. Возглас - "Яко Тя хвалят вся Силы Небесныя". "Вонмем". "Премудрость". Прокимен, глас 4-й - "Раздели΄ша ризы Моя себе и о одежди Моей мета́ша жребий". Стих "Боже, Боже мой, вонми΄ Ми, вску́ю оставил Мя еси".

7-е Евангелие - Мф., зач. 113.

Псалом 50-й и 8-е Евангелие - Лк., зач. 111.

Трипеснец, глас 6-й. Ирмосы - по дважды, тропари - на 12. Катавасия - тот же ирмос. По 5-й песни - ектения малая. Возглас "Ты бо еси Царь мира". Кондак, глас 8-й:

"Нас ради Распятаго прииди΄те вси воспоим, Того бо ви΄де Мария на Древе и глаго́лаше: аще и распятие терпи΄ши, Ты еси Сын и Бог Мой", и икос. "Честнейшую" не поем. По 9-й песни - малая ектения. Возглас "Яко Тя хвалят". Ексапостиларий - "Разбойника благоразумнаго". На "Слава" и на "И ныне" - тот же ексапостиларий.

9-е Евангелие - Ин., зач. 61.

"Всякое дыхание", и поются стихиры на "Хвалите".

10-е Евангелие - Мк., зач. 69.

"Тебе слава подобает" не глаголем, но сразу чтец - "Слава Тебе, показавшему нам свет", и читается вседневное славословие. Ектения "Исполним утреннюю".

11-е Евангелие - Ин., зач. 62.

Стихиры на стиховне с их припевами. Во время пения стихир совершается полное каждение храма.

12-е Евангелие - Мф., зач. 114.

После прочтения Евангелие уносится иереем в алтарь. Царские врата закрываются. Чтец - "Благо есть". Трисвятое. По "Отче наш" певцы поют тропарь, глас 4-й:

"Искупи΄л ны еси от клятвы законныя Честно́ю Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився и копием пробо́дся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе". Ектения "Помилуй нас, Боже", "Премудрость", "Сый благословен". "Утверди, Боже". Отпуст в отверстых царских вратах - "Иже оплевания, и биения, и заушения, и Крест, и смерть претерпе́вый за спасение мира, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых". Многолетны "Великаго Господина и Отца нашего".

1-й час к утрени не присоединяется, так как входит в службу часов Великой Пятницы и изобразительных.

В Великую Пятницу часы совершаются по тому же чину, как и в навечерие Рождества Христова и Богоявления.

По окончании изобразительных - отпуст "Иже нас ради человек и нашего ради спасения страшныя Страсти, и Животворящий Крест, и вольное погребение плотию изволивый, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых". Многолетны "Великаго Господина и Отца нашего".

См.: Литургию в Великий Пяток совершать не положено. "Подобает же и сие ведати: яко прияхом в Палестине в сей день Великаго Пятка не творити Преждеосвященную, ниже́ паки совершенную Литургию, но ниже́ трапе́зу поставляем, ниже́ ядим в сей день Распятия. Аще же кто будет многонемощен, или престарелся, и не моги΄й пребыти по́стен, дается ему хлеб и вода, по захождении солнца" (Тип. Последование часов Великого Пятка, "зри").

Вечерня Великой Пятницы

До начала вечерни на престоле полагается Плащаница на евангельское место, Евангелие же поставляется горе́, как на Литургии. Плащаница полагается так, чтобы глава Спасителя была к северной стороне. Если есть живые цветы, то на Плащаницу возлагают венок из таких цветов, и если есть благовонное масло или розовая вода, то ими намащают Плащаницу. Возлагать на Плащаницу венки из искусственных цветов или намащать ее духами или одеколоном, изготовленным на спирту, не полагается. На Плащаницу полагается Евангелие (небольшого размера).

Служа́щий иерей, а при соборном служении один предстоятель, облачается во все священнические одежды. "Благословен Бог наш". "Слава Тебе, Боже наш", "Царю Небесный" и прочее. На "Господи, воззвах", стихиры на 6. Вход с Евангелием. "Свете Тихий". Прокимен, глас 4-й - "Раздели΄ша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий". После прокимна царские врата закрываются. Чтут паримии по чину их. По окончании паримий отверзаются царские врата. "Вонмем". Прокимен, глас 6-й - "Положи΄ша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней". Апостол - Кор., зач. 125. "Премудрость, про́сти, услышим Святаго Евангелия", "Мир всем". Евангелие - Мф., зач. 110. Ектения "Рцем вси", "Сподоби, Господи". Ектения просительная. Стихиры на стиховне, глас 2-й. "Слава, и ныне", глас 5-й - "Тебе, одеющагося светом, яко ризою". Во время пения сей стихиры отверзаются царские врата, и предстоятель с диаконом совершают троекратное каждение вокруг престола с лежащей на нем Плащаницей. "Ныне отпущаеши". Трисвятое - по "Отче наш". Тропари, глас 2-й - "Благообразный Иосиф", "Слава, и ныне" - "Мироносицам жена́м".

Во время пения тропарей предстоятель подъемлет с престола Плащаницу, возлагает ее на главу и северною дверью в предшествии свещеносцев и диакона со свечой и кадилом износит ее на средину храма, полагает на уготованную гробницу, и совершается троекратное каждение окрест Плащаницы. По тропаре "Премудрость" и прочее. Отпуст - "Иже нас ради человек и нашего ради спасения, страшныя Страсти, и Животворящий Крест, и вольное погребение плотию изволивый, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых помилует".

Повечерие малое

На нем умилительный канон о Распятии Господнем и плач Пресвятой Богородицы. Ирмосы по дважды, тропари на 4. Канон рекомендуется читать самому настоятелю пред Плащаницей. После каждой песни катавасия, тот же ирмос. По 6-й песни - кондак и икос. По "Отче наш" - кондак "Нас ради Распятаго" и прочее малого повечерия. Отпуст малый обычный: "Христос, Истинный Бог".

По отпусте повечерия совершается поклонение и целование святой Плащаницы. Во время целования Плащаницы принято петь "Прииди΄те, ублажи΄м Иосифа приснопамятного".

Священникам, стоящим у Плащаницы во время ее целования, не следует благословлять прикладывающихся.

Богослужение Великой пятницы посвящено воспоминанию спасительных для христиан страстей и крестной смерти Иисуса Христа. В течение дня евангельское повествование об этих событиях прочитывается трижды:

  • На утрене читаются последовательно 12 евангельских отрывков (Двенадцать Евангелий), в хронологическом порядке рассказывающих о событиях пятницы,
  • На Великих часах отдельно читаются повествования от каждого из четырёх евангелистов,
  • На великой вечерне о событиях пятницы рассказывается в одном продолжительном составном Евангелии.

Литургия в этот день не совершается, чем подчёркивается исключительность и этого дня, и жертвы Христа на Голгофе. Исключение составляют случаи совпадения и Страстной пятницы - в этом случае положено служить .

Феофан Критский , Public Domain

На вечерне выносится плащаница и поётся особый канон «О распятии Господа ». По уставу верующие в течение Великой пятницы воздерживаются от принятия пищи. Богослужение Великой пятницы, хоть и проникнуто скорбью по смерти Спасителя, но уже готовит верующих к предстоящей Пасхе:

Днесь содержит гроб Содержащаго дланию тварь, покрывает камень покрывшаго добродетелию небеса, спит Жизнь и ад трепещет, и Адам от уз разрешается. Слава Твоему смотрению, им же совершив все упокоение вечное, даровал еси нам, Боже, всесвятое из мертвых Твое воскресение .

Одно из песнопений Великой пятницы

Утреня (12 Евангелий)

Согласно письменным памятникам IV века («Паломничество Эгерии » и «Огласительные слова Кирилла Иерусалимского»), богослужение в Иерусалиме совершалось в течение всей ночи с четверга на пятницу. Процессия верующих во главе с епископом последовательно обходила все места, связанные с арестом, судом, крестной смертью и погребением Христа, и на каждом из этих мест читался соответствующий отрывок из Евангелий. Это богослужение оказало влияние на формирование современного последования утрени. В соответствии с Типиконом утреня должна начинаться во втором часу ночи (то есть около 20:00) и продолжаться всю ночь. В современной приходской практике утреня Великой пятницы повсеместно совершается вечером в четверг. В Типиконе утреня Великой пятницы называется «Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа », в народной традиции это богослужение именуется «Двенадцатью Евангелиями » (по количеству евангельских чтений).

Утреня начинается с чтения 19 и 20 псалмов, затем шестопсалмия. По шестопсалмии и пении Аллилуиа вместо Троичных тропарей троекратно поётся тропарь «Егда славные ученицы » (см. ). Последующий чин повседневной утрени дополнен двенадцатью отрывками из всех четырёх Евангелий, подробно повествующих о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и кончая его погребением во гробе Иосифа Аримафейского. По Типикону Евангелие должно читаться в , но по русской традиции оно совершается на середине храма. Священнослужители и народ стоят в это время с зажжёнными свечами, изображая тем самым, что слава и величие не покидали Спасителя и во время крестных страданий, а также уподобляясь мудрым девам, вышедшим со светильниками навстречу жениху. После утрени, по благочестивому обычаю, верующие, не гася, приносят эти свечи домой. Чтению, совершаемому перед крестом, предшествует полное каждение храма (малым каждением предваряется каждое чтение, кроме двенадцатого - перед ним вновь совершается полное каждение).

Порядок чтения Двенадцати Евангелий таков:

  1. Ин. 13:31-18:1 - прощальная беседа Иисуса с учениками (13-16 главы) и первосвященническая молитва (17 глава),
  2. Ин. 18:1-28 - арест Иисуса в Гефсиманском саду, суд первосвященника Анны, троекратное отречение Петра (в изложении Иоанна Богослова),
  3. Мф. 26:57-75 - суд первосвященника Каиафы, троекратное отречение Петра (в изложении Матфея),
  4. Ин. 18:28-19:16 - тайная беседа Иисуса с Пилатом, суд Пилата (в изложении Иоанна Богослова),
  5. Мф. 27:3-32 - самоубийство Иуды, суд Пилата (в изложении Матфея), Иисус в претории, крестный путь Иисуса (в изложении Матфея),
  6. Мк. 15:16-32 - Иисус в претории, крестный путь Иисуса (в изложении Марка), распятие Иисуса, насмешки над Ним,
  7. Мф. 27:33-54 - распятие Иисуса, насмешки над Ним, крестная смерть и сопровождающие её знамения,
  8. Лк. 23:32-49 - молитва распинаемого Иисуса, исповедание благоразумного разбойника,
  9. Ин. 19:25-37 - Богородица и Иоанн Богослов у креста, крестная смерть, прободение копьём,
  10. Мк. 15:43-47 - Иосиф Аримафейский у Пилата, погребение Христа (в изложении Марка),
  11. Ин. 19:38-42 - погребение Христа (в изложении Иоанна Богослова),
  12. Мф. 27:62-66 - стража у гроба.

В промежутках между Евангелиями поются стихиры и антифоны, напоминающие о неблагодарности и сребролюбии Иуды и еврейского народа, осудившего Иисуса Христа на смерть.

«Чувствия наша чиста Христови представим, и яко друзи Его души наша пожрем Его ради, и не попеченьми житейскими соугнетаемся, яко Иуда, но в клетех наших возопиим: Отче наш, Иже на небесех, от лукаваго избави нас. (1 антифон)

Господи, на страсть вольную пришед, вопиял еси учеником Твоим: аще и единаго часа не возмогосте бдети со Мною, како обещастеся умрети Мене ради? Поне Иуду зрите, како не спит, но тщится предати Мя беззаконным. Востаните, молитеся, да не кто Мене отвержется, зря Мене на Кресте. Долготерпеливе, слава Тебе. (6 антифон)

Законоположницы Израилевы, иудее и фарисее, лик апостольский вопиет к вам: се Храм, Егоже вы разористе, се Агнец, Егоже вы распясте и гробу предасте: но властию Своею воскресе. Не льститеся, иудее: Той бо есть, Иже в мори спасый и в пустыни питавый: Той есть Живот, и Свет, и Мир мирови. (12 антифон)»

В особом каноне, называемом «трипеснцем Космы Маиумского», читаемом после восьмого Евангелия Страстей, изображается величие страданий Спасителя и вся тщетность замысла евреев задержать в земле Сына Божья. Гимнография службы «Двенадцати Евангелий» является одним из главных достижений византийской поэзии и, помимо обычных форм (тропари, кондаки, икосы, стихиры), включает в себя 15 антифонов (единственный случай в году) и «Блаженны» утрени (кроме Великой пятницы имеются только в «Мариином стоянии»). Современный цикл антифонов сложился в X - XII веке, хотя многие антифоны содержат прямые заимствования и параллели из книги «О Пасхе » священномученика Мелитона Сардского (III век).

В богослужебных песнопениях также вспоминаются Страсти Христовы:

Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий

Прокимен, поющийся после 6-го чтения Евангелия

Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя

Светилен, поющийся после 9-й песни «трипеснца»

Царские Часы

Утром в Великую Пятницу литургия не полагается. Согласно Типикону, около второго часа дня (то есть в 08:00 по современному исчислению) совершается особенное последование Царских (Великих) (подобное богослужение, помимо Великой пятницы, бывает только в навечерия (сочельники) и ) - соединённых Первого, третьего, шестого и девятого часов. Главным отличием Великих часов от обычных является чтение на каждом часе паремии, Апостола и Евангелия. Наименование часов царскими - исключительно русское и связано с тем, что московские цари обязательно участвовали в этом богослужении.

Перед началом богослужения священник, облачившись в чёрные , и , в предшествии свещеносца и со свечой и выносит Евангелие на середину храма, где кладёт его на и начальный возглас произносит уже на середине храма. При окончании девятого часа Евангелие уносится в алтарь, Царские врата закрываются.

Псалмы, читаемые на часах Великой пятницы, не всегда совпадают с рядовыми, но подобраны сообразно с вспоминаемыми событиями. Так на первом часе, вместе с «рядовым» 5 псалмом читаются псалмы 2 (в нём предсказывается слава Сына Божьего) и 21 (одно из самых ярких пророчеств о страстях Христовых); на третьем - кроме обычного 50-го читаются псалмы 34 (скорбь праведника, окружённого недоброжелателями и врагами) и 108 (содержит пророчество о судьбе Иуды); на шестом - к обычным 53-му и 90-му добавлен псалом 139 (молитва Давида об избавлении от врагов); на девятом - вместе с неизменным 85-м читаются псалмы 68 и 69 (молитвы от избавлении от скорбей и врагов).

Ветхозаветные паремии, читающиеся на часах, содержат пророчества о страстях Христовых:

  • 1 час: Зах. 11:10-13 - пророчество о 30 сребренниках;
  • 3 час: Ис. 50:4-11 - изображает страдания Сына Божьего («Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания »)
  • 6 час: Ис. 52:13-54:1 - ещё одно (наряду с 21 псалмом) подробное описание страданий и уничижения Спасителя («Как многие изумлялись, смотря на Тебя, — столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его - паче сынов человеческих!..Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни…Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни…Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши…Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих…Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого…Чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет »).
  • 9 час: (Иер. 11:18-23 и Иер. 12:1-15) - жалоба Иеремии на своих сограждан, пожелавших убить пророка («Я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня »), и Божие увещание о долготерпении и милосердии.

Апостольские чтения часов (Гал. 6:14-18, Рим. 5:6-10, Евр. 2:11-18, Евр. 10:19-31 на первом, третьем, шестом и девятом часах соответственно) раскрывают значение крестной смерти Христа для спасения человечества.

Повествования о страстях Христовых читаются на часах не в хронологическом порядке, как на утрене и вечерне, а так, как они изложены по отдельности в каждом из четырёх Евангелий. Порядок евангельских чтений таков:

  • 1 час: Мф. 27:1-56
  • 3 час: Мк. 15:16-41
  • 6 час: Лк. 23:32-49
  • 9 час: Ин. 18:28-40 и Ин. 19:1-37.

Таким образом, все вместе четыре евангельских чтения полностью охватывают события Великой пятницы (кроме прощальной беседы Иисуса с учениками и первосвященнической молитвы).

Гимнография Великих часов не столь объёмна, как на «12 Евангелиях», но содержит 12 тропарей, восходящих к древней иерусалимской традиции. Типикон приписывает эти тропари Кириллу Александрийскому (V век), сирийские рукописи атрибутируют их Кириллу Иерусалимскому, то есть на столетие раньше (IV век). При сравнении этих тропарей с тропарями часов навечерия Рождества и Богоявления, написанных Софронием Иерусалимским, обнаруживается их значительное сходство, что позволяет считать предполагать их автором Софрония (VII век). Таким образом, при любой из версий 12 тропарей часов относятся к эпохе Вселенских соборов.

Великая вечерня («Вынос Плащаницы»)

Согласно Типикону великая вечерня, завершающая цикл богослужений Великой пятницы, приурочена к девятому часу дня (то есть около 15:00) - часу смерти Спасителя. После предначинательного 103 псалма и великой ектении поются стихиры на «Господи, воззвах». Основной их темой является ужас, противоестественность ситуации, когда Сын Божий принимает страдания и смерть от Своего же избранного народа:

«Страшное и преславное таинство днесь действуемо зрится: неосязаемый удержавается: вяжется, разрешаяй Адама от клятвы: испытуяй сердца и утробы, неправедно испытуется: в темнице затворяется, Иже бездну затворивый: Пилату предстоит, Емуже трепетом предстоят небесныя силы: заушается рукою создания Создатель: на древо осуждается, судяй живым и мертвым: во гробе заключается Разоритель ада. Иже вся терпяй милосердно и всех спасый от клятвы, Незлобиве Господи, слава Тебе»

Стихира на «и ныне», глас 6

После вечернего входа с Евангелием и «Свете тихий» читаются три паремии:

  • Исх. 33:11-23 - Господь говорит с Моисеем «как с другом своим», обещая ему пойти со Своим народом и ввести их в покой; Моисею, просящему увидеть славу Божию, говорится: «Лица Моего не можно тебе увидеть…Ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо ». Паремия напоминает христианам, что лицезрение Бога, невозможное в ветхозаветные времена даже для Моисея, стало возможным благодаря снисхождению Сына Божия. Парадоксальным образом, тот самый лик Божий, которого так желал видеть Моисей, был оплёван и избит иудеями - носителями и хранителями Моисеева закона.
  • Иов. 42:12-17 - благоденствие Иова после окончания его испытаний. Следует отметить, что приведённое в постной Триоди завершение Книги Иова содержит текст, отсутствующий в Септуагинте, но имеющийся только в славянской Библии (в Синодальном переводе приводится в сноске): «Писано же есть паки, востати ему, с нимиже Господь возставит и: тако толкуется от сирския книги. В земли убо живый Авситидийстей, на пределех Идумеи и Аравии: прежде же бяше имя ему Иоав. Взем же жену аравляныню, роди сына, емуже имя Еннон. Бе же той отца убо Зарефа, Исавовых сынов сын, матере же Восорры, якоже быти ему пятому от Авраама
  • Ис. 52:13-54:1 - пророчество Исайи о страстях Христовых (см. Царские часы).

После паремий читается отрывок 1Кор. 1:18-31 и 1Кор. 1:1-2, в котором апостол Павел напоминает верным о премудрости и силе Божией, явленных миру через крестную смерть Спасителя. Затем (уже в третий раз в течение Великой пятницы) совершается чтение Евагелия о страстях Христовых. На вечерне это чтение, в основном, построено на Евангелии от Матфея, но с включением важных отрывков из Луки и Иоанна Богослова, то есть является составным: Мф. 27:1-38, Лк. 23:39-43 (исповедание благоразумного разбойника), Мф. 27:39-54, Ин. 19:31-37 (прободение копьем), Мф. 27:55-61. Таким образом, евангельское чтение великой вечерни полностью охватывает все события пятницы (кроме прощальной беседы с учениками и первосвященнической молитвы).

Стихиры на стиховне, прославляющие снисхождение Христа, поются на стихи 92 псалма, а эти же стихи являются бессменными стихами воскресного прокимна вечерни («Господь воцарися, в лепоту облечеся. Ибо утверди вселенную, еже не подвижется. Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний»). Таким образом, события Великой пятницы напрямую связываются с грядущим Воскресением и указывают на него. На последней стихире (на «слава и ныне») открываются царские врата, и предстоятель совершает каждение алтаря, на котором возложена плащаница - плат с изображением Христа, снятого с креста. Этой стихирой в богослужение вносится новая тема - погребение Спасителя:

«Тебе одеющагося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом и, видев мертва нага непогребена, благосердный плач восприим, рыдая, глаголаше: увы мне, Сладчайший Иисусе! Егоже вмале солнце на Кресте висима узревшее мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса: но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть. Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию? Коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему Телу? Или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре? Величаю Страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со Воскресением, зовый: Господи, слава Тебе».

Далее, согласно Типикону, следует обычное последование великой вечерни и отпуст. Тем не менее, уже с конца XVI века в вечерню включается, а с XVII века становится общепринятым чин изнесения (в просторечии выноса) плащаницы из алтаря на середину храма, где плащаница остаётся до пасхальной полунощницы. При пении тропаря Великой субботы «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи» открываются Царские врата, и священник, совершив три земных поклона, поднимает плащаницу с престола и через северные врата выносит её на середину храма и полагает на приготовленной «гробнице». Вынос совершается в предшествии свещеносцев и диакона со свечой и кадилом (при архиерейской службе первыми идёт иподиакон, несущий архиерейскую митру, далее - два иподиакона с дикирием и трикирием, далее - свещеносцы, с четырёх сторон от плащаницы при этом идут четверо иподиаконов, держащих над плащаницей рипиды). Процессия обходит престол с правой стороны и через Горнее место направляется к северной двери. При соборном служении настоятель идёт под плащаницей, неся Евангелие над главой или в руках. Если священник один, то Евангелие несёт в левой руке диакон, держа в правой кадило, а если нет диакона, то кто-либо из благочестивых прихожан несёт Евангелие, завернутое в ткань. Затем после троекратного каждения вокруг Плащаницы, священнослужители совершают поклонение и целование плащаницы. Схожий чин существует и в греческих Церквах, только там плащаница выносится уже во время пения стихир на стиховне. Хотя чин изнесения плащаницы и отсутствует даже в современном Типпиконе, это последование является сейчас общепринятым, и даже сама великая вечерня в народной традиции называется «Выносом плащаницы».

После вечерни совершается малое повечерие, на котором поётся Канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы - песнопения, составленные в X веке Симеоном Логофетом. Затем после отпуста к поклонению и целованию плащаницы подходят прихожане. Плащаница находится в центре храма три неполных дня, напоминая верующим трехдневное нахождение во гробе Иисуса Христа.

Фотогалерея


Тропарь на Великую Пятницу, глас 4

Искупи́л ны еси́ от кля́твы зако́нныя/ Честно́ю Твое́ю Кро́вию,/ на кресте́ пригвозди́вся, и копие́м пробо́дся,/ безсме́ртие источи́л еси́ челове́ком,// Спа́се наш, сла́ва Тебе́.

Перевод: Искупил Ты нас от проклятия закона драгоценною Своею Кровью: ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный, Ты людям источил бессмертие. Спаситель наш, слава Тебе!

Кондак на Великую Пятницу, глас 8

Нас ра́ди Распя́таго, прииди́те, вси воспои́м:/ Того́ бо ви́де Мари́я на Дре́ве и глаго́лаше:// а́ще и распя́тие терпи́ши, Ты еси́ Сын и Бог Мой.

Перевод: Придите все, Распятого за нас воспоем. Ибо Мария увидела Его на Древе и восклицала: «Хотя Ты и распятие претерпеваешь, Ты - Сын и Бог мой».

Преподобному Иосифу Песнописцу

Кондак преподобному Иосифу Песнописцу, глас 4

Покая́ния исто́чник неисчерпа́емый,/ утеше́ния пода́тель неконча́емаго/ и умиле́ния пучи́на еси́, Ио́сифе,/ сле́зы нам пода́ждь покая́ния Боже́ственнаго,/ и́миже утеше́ние, зде пла́чущеся,/ обря́щем от Бо́га,// твоея́ по́мощи прося́ще, свя́те.

Перевод: Неисчерпаемый источник , податель нескончаемого утешения и глубина сердечного ты, Иосиф, подай нам слезы Божественного покаяния, благодаря которым мы, плачущие здесь, получим утешение от Бога, просящие твоей помощи, святой.

Преподобному Иосифу Печерскому, Многоболезненному

Тропарь преподобному Иосифу Печерскому, Многоболезненному, глас 8

Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́,/ Ио́сифе, о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню и из глубины плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Иосиф, отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак преподобному Иосифу Печерскому, Многоболезненному, глас 8

Многоле́тне страда́я в боле́знех,/ моли́твою и обеща́нием восприя́тия и́ночества/ прия́л еси́ здра́вие от Бо́га,/ и, неле́ностно подвиза́вся в Пече́рстей оби́тели,/ насле́дил еси́ неболе́зненную и ве́чную жизнь,/ и исцеля́еши неду́ги чту́щих тя,// преподо́бне Ио́сифе, о́тче наш.

Перевод: Много лет страдая от болезней, молитвой и обещанием принять монашество ты получил здоровье от Бога и прилежно трудился в Печерской , ты наследовал безболезненную и вечную жизнь и исцеляешь болезни почитающих тебя, Иосиф, отче наш.

Преподобномученице Марии Гатчинской

Тропарь преподобномученице Марии Гатчинской, глас 4

А́гница Твоя́ Иису́се Мари́я./ утеше́ние рабо́м Твои́м в годи́ну лю́тую яви́ся,/ кре́пость ве́ры и благоче́стия показа́вши,/ муче́ния претерпе́ от богобо́рцев./ Тоя́ моли́твами я́ко ми́лостив спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Твоя, Иисус, Мария стала утешением рабам Твоим в тяжелые времена, показав силу веры и , претерпев мучения от богоборцев. Ее молитвами по милости Своей спаси души наши.

Кондак преподобномученице Марии Гатчинской, глас 4

Страда́лице и благове́стнице пречу́дная,/ моли́твеннице за все́х скорбя́щих и стра́ждущих,/ преподобному́ченице ма́ти Мари́е,/моли́ся Го́споду Бо́гу со все́ми новому́ченики Росси́йскими/ спасе́ние на́м дарова́ти и поми́ловати ду́ши на́ша.

Перевод: Пострадавшая за веру, достойная удивления проповедница Евангелия, молитвенница о всех скорбящих и страдающих, преподобномученица мать Мария, молись Господу Богу со всеми Российскими даровать нам спасение и помиловать души наши.

Молитва преподобномученице Марии Гатчинской

О, преподобному́ченице ма́ти Мари́е, а́нгелов похвало́, новому́чеников и испове́дников сла́во! При́зри на на́с гре́шных, предстоя́щих и моля́щихся тебе́, я́ко те́плой засту́пнице и смире́нной хода́таице пред Го́сподом, Ему́ же моли́твою и посто́м, ве́рою и терпе́нием скорбе́й угоди́ла еси́. Тебя́ бо, я́ко свети́льник ве́ры Христо́вой да́ром прозорли́вости и чудотворе́ний уще́дри Госпо́дь. Ви́ждь сле́зы на́ша и покая́ние, умоли́ ми́лостиваго Бо́га дарова́ти на́м (имена́) грехо́в проще́ние, к бли́жнему любо́вь нелицеме́рную, в ве́ре кре́пость неизме́нную, в житии́ целому́дрие и благоче́стие.
О, преблага́я ма́ти, осени́ твои́м благоволе́нием, все́х, чту́щих святу́ю па́мять твою́. Испроси́ моли́твами твои́ми у всеми́лостиваго Бо́га на́м в ско́рбех - утеше́ние, в беда́х - избавле́ние, в боле́знех - исцеле́ние.
Умоли́, преподобному́ченице свята́я, ми́лостиваго Созда́теля на́шего, да не одоле́ет зло́ба неизрече́нной бла́гости Его́, и да сподо́бимся жи́зни сея́ привре́менныя во вся́ком благоче́стии и чистоте́ пожи́ти, сла́вяще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Геронтисса»

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Геронтисса», глас 4

Я́ко пресве́тлая звезда́,/ просия́ Боже́ственными чудесы́/ святы́й о́браз Тво́й, Изба́вительнице,/ луча́ми благода́ти и милосе́рдия Твоего́/ озари́в в но́щи скорбе́й су́щих./ Пода́ждь у́бо и на́м, Всеблага́я Де́во,/ избавле́ние от бе́д,/ исцеле́ние неду́гов душе́вных и теле́сных,/ спасе́ние и ве́лию ми́лость.

Перевод: Как преяркая звезда просиял Божественными чудесами святой образ Твой, Избавительница, лучами и милосердия Твоего озарив находящихся во тьме . Потому подай и нам, Всеблагая Дево, избавление от бед, излечение болезней душевных и телесных, спасение и великую милость.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Геронтисса», глас 8

Ко ико́не Твое́й, Пресвята́я Госпоже́, бе́дствовавшии с ве́рою прите́кше, заступле́нием Твои́м изба́вишася от злы́х, но я́ко Ма́терь Христа́ Бо́га и на́с свободи́ от лю́тых обстоя́ний, вре́менных и ве́чных, да зове́м Ти́: ра́дуйся Изба́вительнице на́ша от все́х бе́д.

Перевод: К иконе Твоей, Пресвятая Госпожа, нуждающиеся с верою обратившись, защитой Твоей избавились от бедствий, но как Матерь Христа Бога и нас освободи от жестоких бедствий, временных и вечных, да взываем к Тебе: «Радуйся, Избавительница наша от всех бед».

Распятие Христа Господа и собор Архангела Гавриила! Новое утешительное сочетание! Гавриил предвозвещает рождение Предтечи; Гавриил благовествует Деве; он же, вероятно, возвещал радость о рождении Спасителя; не кто другой и женам возвестил о Воскресении Христа Господа. Таким образом, Гавриил - всякой радости провозвестник и приноситель. Распятие же Христово - радость и отрада всех грешников.

Грешнику, пришедшему в чувство своей греховности и всеправедной правды Божией, некуда укрыться, кроме как под сень Креста. Здесь принимает он удостоверение, что ему нет прощения, пока он один стоит пред Богом со своими грехами и даже со слезами о них. Одно для него спасение - в Крестной смерти Господа. На Кресте рукописание всех грехов разодрано. И всякий, кто принимает это с полною верою, делается причастным этого таинства помилования.

С созрением этой веры созревает и уверенность в помиловании и вместе отрада от чувства вступления в состояние помилования на все века. Крест - источник радости, потому что грешник верою пьет из него отраду помилования. В этом отношении он есть своего рода архангел, благовествующий радость.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодняшнее апостольское чтение из первой главы Первого Послания апостола Павла к Коринфянам, известное, как слово о Кресте. И оно должно быть хорошо знакомо постоянным прихожанам наших храмов, поскольку читается в дни и праздники, связанные с воспоминанием креста Господня и крестных страданий Спасителя...