Уроки шли в березовом леске. Обучающие диктанты

Предлагаем тексты диктантов для 2 класса. Их объём соответствует норме в 20-40 слов. Все тесты адаптированы. Они составлены по произведениям Л. Толстого, Г. Скребицкого, М. Зверева, Э. Шиму, А. Глебову. Всего диктантов 43.

Тексты сгруппированы по тематическому принципу. Они посвящены природе, животным, взаимоотношениям в семье, забавным случаям. Некоторые диктанты содержат поучительные истории, сказочные элементы.

1 полугодие

2 класс

Осень

Конец сентября. Красив лес осенью! Голубое небо. Зелёная травинка. Жёлтый листок. Зелёные ели. Красные ягоды рябины. Берёзки и осинки в цветном наряде.

На пеньке кучка опят. Шуршит в траве ёж. Весело играют бельчата на сосне. Журавли летят на юг.

Ждём зиму

Осень. Я иду по лесу. Под ногами шуршит листва. Заморосил дождь. Я спрятался около дуба. Дуб крепко держал свою красу на ветвях.

Скоро зима. Первый снег укутает землю пушистым ковром.

Урок для кота

У бабушки Нины жил красивый кот Тимошка. Однажды поймал он мышку. Отпустит добычу, потом ловит.

На забор сели две сороки. Одна птица замахала у носа кота. Другая мышку подхватила. И тут обе дружно улетели. Коту будет наука. Не зевай!

Тропинки в лесу

В лесу я увидел узенькие прямые тропинки. Может, люди забыли про них? Я пошёл по одной тропинке. Она привела меня к муравейнику.

Это муравьи своими маленькими лапками протоптали такие заметные тропинки!

(По Н. Терентьеву.)

(31 слово.)

На даче

Мы жили на даче. Утром бабушка звала к столу. На столе лежали свежий хлеб и булочки. Олег и Ольга любили ватрушки. Душистый чай дымился в чашках.

С озера прибежала собака Альма. Мы её угостили ватрушками.

Рыжий друг

Ольга часто ходит в парк. У Ольги там живёт рыжий друг. Это маленькая белочка с пушистым хвостом.

Девочка стучит по сосне. Зверёк прыгает с ветки и быстро берёт корм.

На реке

Мы плыли на лодке по тихой речушке. Брат работал вёслами. Мама любовалась белыми кувшинками.

Я опустил руку в воду. Вода была тёплой и чистой. Под водой проплыла стайка мальков.

В гостях

Пришла мышка в гости к лягушке. Лягушка встретила её на берегу и повела в дом. Мышка воды хлебнула. Больше не стала она в гости ходить.

(По Л. Толстому.)

Каток

Зима. Был тёплый день. Ребята вышли во двор. На катке снег. Олег взял лопату. У Никиты в руках метла. Мальчики стали чистить каток.

Дядя Степан залил лёд водой. Скоро мальчики скользили по льду на коньках.

Зимой

Ночью выпал снег. Пушистый ковёр укрыл землю. Пришла зима. Во дворе веселье. Мальчики играли в снежки. Девочки лепили снегурку.

Кот Васька залез на берёзу. Там была стайка воробьёв. Птицы улетели. Васька упал в сугроб. Пёс Боб весело залаял.

Окунь

Закинул рыболов в речку удочку. Вдруг поплавок на воде запрыгал и утонул. Дёрнул рыбак удочку и вытащил окуня. Рыба красивая. Плавники красные, а спина зелёная. На боках тёмные полосы. Окунь любит на мелких рыбок охотиться. Никакой рыбёшке спуску не даёт!

(По Г. Скребицкому и В. Чаплиной.)

Лесные богатыри

Заглянула зима в лес. Нарядила она сосны и ели в снеговые шубы. До самых бровей надела им белоснежные шапки. Пуховые варежки дала веткам. Стоят лесные богатыри спокойно.

Кустики и молоденькие деревца тоже оделись в белые шубки. Так хорошо!

(По Г. Скребицкому.)

Следы на снегу

В зимнем лесу много следов на снегу. Тут ямки в снегу. Это ночевали рябчики. Выдра вырыла своим брюшком канавку. А след соболя ведёт к высокой рябине. Зверёк любит её ягоды.

Сколько интересного можно узнать по следам на снегу!

(По М. Звереву.)

Наказание

Была суровая зима. Птицы гибли без пищи. Витя принёс домой полуживую птичку. Дал бедняжке корм и согрел её.

Кошка хотела поймать птичку. Мальчик посадил разбойницу на верёвочку.

(По И. Недоле.)

Про зайца

Ветер срывал последние листья и кружил над лесом. Вода в лужах замерзла.

Зайка питался тонкими веточками. Вкусно. Спал он под густой елью. Там враг не найдёт зверька.

Ночью в лесу

Вот и зима пришла. Ночью вьюга шла на работу. Она стелила белые ковры в лесу.

Мороз стучал по деревьям. С тонких берёз падал хлопьями снег.

Чудеса

Ночью выпал пушистый снег. Ребята вышли во двор. На дворе - чудеса! Большой сугроб у дома был похож на слона. На сучьях старого дерева спал белый медведь. Вот и пришла зима!

Осень и солнышко

Осень смывает дождём пёстрый узор листьев. Серыми тучами покрывает небо.

Вышло солнышко. Золотыми монетками на голых сучьях берёз заблестели последние листья. Река стала синее, шире просторы родной земли.

(По Г. Скребицкому.)

Волки

Почему волки на луну воют? Дневные звери и птицы белый свет любят. Они при солнышке поют, радуются.

А волку при темноте спокойнее. Луна - это волчье солнышко.

(По Э. Шиму.)

Каток

Был тёплый зимний день. Вышли ребята во двор. Дворник Степан принёс шланг. Мальчики взяли в руки лопаты и мётлы. Дружно чистят снег. Весь день шла работа. Дядя Гриша залил каток.

Игрушки

За окном с ветром играла вьюга. А в доме было тепло и уютно. Угасла свеча. На столе лежали игрушки. Вот чудесный маленький дворец. Там жила кукла. С плеча у неё свисал длинный шарф. Рядом с ружьём был солдатик.

Рассказ

Мы с братом решили сочинить рассказ. Я написал первые два предложения. Брат написал третье.

Ветер уснул. Цветы наполнили воздух чудным ароматом. У ног моих сидела лягушка.

2 полугодие

2 класс

Улыбка весны

Уходил последний снег. Тихий звон капели будил лес. Тонкие прутики вербы покрылись пушинками.

Рано утром мороз гулял по лесу. Днём тёплые лучи согревали землю. Храбрые вороны купались в лужах. Встала на ножки и первая травка. Это первая улыбка весны.

Весна

Расцвёл подснежник. Он кивает синей головкой на ветру. И ветер кажется синим.

Над этим синим миром выплыло и заблестело солнце. Ветер пригнал дождь. Они смешали все краски и расплескали всюду зелёное. На ветках раскрылись листочки. Вот и пришла весна!

(По Ю. Щербакову.)

Во дворе

Ожил наш двор. Конец зимы. В город пришла весна. Всюду слышны голоса птиц. Важно шагает ворона. У вороны сильные ноги и крепкий клюв. Перья у птицы серые. Пёс Фомка следит за вороной, а ворона за Фомкой.

У дома

Всё жарче и жарче светило солнышко. Снег быстро таял. Струйки воды скатывались с крыш домов. На старом бревне спал кот Кузя.

Упала сосулька. Звон испугал кота. Он спрятался за угол дома. На бревне остался след от его лап.

Наш сад

Хорош наш сад весной. В саду рядом со старой вишней выросла маленькая тонкая вишенка. Она вышла из косточки.

Алла и Илья стали ухаживать за малюткой. Они поливали её тёплой водой, рыхлили землю. Вишенка распустила веточки, зазеленела. Теперь она радует глаз.

Звуки леса

Я сижу и слушаю лес. Ветерок играет. В траве шуршит ёжик. Он спешит в чашу.

В лесной глуши стучат дятлы. Они ищут добычу в коре дерева. Затрещала сорока. Передала новости и улетела. Лесная музыка - это щедрый подарок.

Дятлы

У столба росла яблонька. Часть её веток засохла.

Вечером к дереву прилетела стайка пёстрых дятлов. Птенцы уселись на сучья. Дятел стал долбить столб. Только щепки летели вокруг.

Мимо шли люди. Стайка живо поднялась в воздух. Через несколько секунд работа продолжится.

Ночлег

На берегу стоял шалаш. Дед Илья чистил рыбу. Солнце скрылось за лесом. Затихала дневная жизнь. Мы готовились к ночлегу.

Умолкли птицы. Поникли головки у цветов. Ветерок поиграл с листочком и улетел. Наступила ночь. Луна осветила реку. Зажглись звёздочки на небе.

Лоси

Выплыло солнце. Ожила лесная полянка. Пролетела стайка птиц. На поляну выбежал лосёнок. Ножки у малыша тонкие. Любит он свежую травку и сочные веточки. Лосиха осмотрела местность.

Лоси пошли к старому пню. Там лесник оставил для них соль. Скоро лоси скрылись.

В саду

Поздней осенью я посадил яблоньки. Пришла весна. Яркий свет заливал окрестность. Ярко заблестели на солнце лужи.

Я пришёл в сад и осмотрел яблоньки. Лопнули почки. Показались алые края цветочных листьев. Легко и спокойно стало на сердце. Не погибли молодые саженцы!

Мама

Я не помню сейчас рук своей мамы. Но хорошо помню её лицо. Оно было доброе и красивое.

Набью себе шишку и бегу к маме. Она сразу могла унять боль. Мама прижималась к больному месту прохладной щекой. Боль уходила. Я улыбался.

(По А. Глебову.)

Помощь

Утром озеро было красиво. Солнце нежно ласкало кувшинки.

За кустом ловил рыбу мальчик Лёшка. Ему было лет семь. Вдруг его леска резко дёрнулась. Лёшка упал в воду. На воде забулькали пузырьки. Показалась голова мальчика. Я помог малышу выбраться на берег.

(По Э. Шарапову.)

Забавная птица

Летом мы жили на даче. Меня разбудила синичка. Она стояла на тоненьких ножках и оглядывала комнату.

Вдруг она подлетела к люстре с тремя рожками на дужках. Птичка приняла их за ветки деревьев и стала качаться. Вот какая забавная синица!

У бабушки

Село Жуково стоит у реки. Летом наша семья живёт там. У бабушки есть коза Розка. Сестра Ольга готовит ей корм. Коза у крыльца ждёт девочку.

Брат Алёша любит удить рыбу. Раз он поймал щуку. Бабушка Дарья сварила уху. Вкусна была уха!

(41 слово.)

Сказка

Сказки живут долго. В классе у нас много хороших книг. Моя любимая сказка про маленькую девочку. Раз мама послала её к бабушке. Тропа шла через лес. Звонко пели птицы. В лесу она встретила волка. Ты вспомнил эту сказку?

Капли

Кусты наполнились водой. На каждой ветке капли. На ветку сел воробей. Полился дождь. Воробей начал пить. Капелька упала на землю. Он к другой. Скок воробей. Кап капельки! С большим трудам напился он.

(32 слова.)

На полянке

Стоял тёплый день. По небу плыли тучки. Я сел на старый пень. Бабочки кружились над цветами. Собака Тяпа бегала за ними.

Из травы вылез жук. Он был большой. Тяпа кинулась к жуку. Он улетел. Тяпа легла у моих ног.

Вьюнок

На ферме живёт конь Вьюнок. Петька Иванов часто выводит его на луг. Весь луг усыпали пушистые шарики. Это одуванчики.

Бежит Вьюнок. За ним столбом летит белый пух. Только стебли остаются на земле. Вьюнок хорошо отдохнул. А Петька и рад.

Пчёлы и шмели

Луг весь в цветах. Жужжат пчёлы. Гудят шмели. Ты сплёл венок и бросил его. Ты обидел пчелу и шмеля. Ты отнял капельку сока. Она была в цветах. Пчела и шмель могут погибнуть. А кто будет приносить душистый мёд в ульи?

Малыш и ручей

Ручеёк весело извивался. Мальчик озорно наступил на него. Ручеёк собрался с силой и вырвался на свободу. Он оказался очень живым и быстрым.

Ручей бежал к озеру. Там его ждали братья. Озеро радушно принимало их.

(34 слова.)

Лес

От деревьев на землю ложилась густая тень. Под ногами мох. Он похож на ковёр.

Тёплый ветерок играет с цветами и травами. Между деревьями летают мошки, жужжат сердито шмели. Кругом жизнь и радость! Я люблю лес в любое время года.

2015 г.

Ход мероприятия:

Клип «С чего начинается Родина?»

Ведущий:

Начинаем наш праздник, посвященный русской берёзке. Сегодня вы услышите много признаний в любви к нашей русской красавице, узнаете много интересного об этом дереве. Приглашаю всех на «Поляну знакомства». Отгадав загадку, вы узнаете, кого мы здесь встречаем.

Стоит Алёнка,

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан . (Ответы детей)

Ведущий:

Встречаем берёзку!

Под музыку вальса А. Морозова «Берёзка» входит девочка в белом платье с зеленым венком на голове.

Березка:

Люди добрые, здравствуйте. От меня вам поклон земной. Вас на этом счастливом празднике я приветствую всех душой. Своё название я получила по цвету коры. Корень «бер» означает ясный свет, светлый, белый. Прежде меня звали берзой, а теперь берёзой, березкой.

Ученик 1: (проецируется изображение берёзки)

Белый ствол, чуть поникшие ветки,

Задушевный, задумчивый взор.

Тихо дремлют родные берёзы,

Украшая России простор.

Ведущая:

Берёзку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины . О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, белоствольная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. То немного задумчивая, то ясная, кипучая. Её все знают. Символ и гордость русского народа. Н. Рубцов писал:

Русь моя, люблю твои березы.

С первых лет я с ними жил и рос,

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. Кто не восхищался светло-изумрудной зеленью распускающихся листочков берёзки, изящностью её белых стволов, увенчанных зелёной косынкою. А её осенний золотой наряд так украшает хмурый пейзаж. А какое великолепное зрелище представляет берёза в зимнем серебристом уборе! Такая картина запоминается на всю жизнь! (проецируется изображение березы зимой)

Ученик 2:

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А зря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

С. Есенин «Берёза»

Ведущий.

Россия и берёза! Эти два понятия неразделимы.

Родина – это дом, в котором мы живем, и русская береза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли.

Что Родина для каждого из вас? (с этими словами учитель передает веточку березы детям, и они, передавая эту веточку, произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину: это леса, поля, луга, деревья, небо, Москва, мой дом, мои родители, мои друзья и т.д.)

Ты до того, берёзонька, красива

И в жаркий полдень,

И в часы росы,

Что без тебя немыслима Россия,

И я немыслим без твой красы.

Н. Рубцов

Ведущий:

(проецируется изображение картины И. Левитана «Золотая осень»)

Обратимся к знаменитой картине И.И. Левитана. В ней он увековечил пейзаж с задумчивыми русскими берёзками. Смотришь, и кажется: вот-вот из-за белых берёз выйдут девушки с длинными косами и поплывут в дивном русском танце. Поэт С.А. Есенин, как матери, открывал ей свои беды и радости.

А теперь я приглашаю вас на «Поэтическую полянку», где вы услышите много чудесных стихов, посвященных нашей русской красавице.

(Дети читают стихи)

Ученик 3:

Белолицая, белоствольная,

Как невеста, горда и нежна,

Словно русская песня раздольная,

К небесам устремилась она.

Ученик 4:

На полянке, на пригорке,

Под окном, среди полей

Белокурая берёзка –

Символ родины моей.

М. Ероха

Ведущий:

На территории России произрастает до 70 видов берёз, занимают они пятьдесят миллионов гектаров. Но некоторые виды берез из-за неразумных вырубок исчезают. Уже занесены в Красную книгу четыре вида дальневосточных берез и мегрельская, растущая на Кавказе.

Девочки танцуют в хороводе под музыку песни «Стоит береза на опушке».

Ученик 5:

Опять о них – кудрявых и белых.

А что тут делать, если на Руси

У всех дорог встречаются берёзы,

Хоть день, хоть вечность колеси.

Ученик 6:

Люблю берёзу русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчике,

С красивыми застежками,

С зелёными сережками.

Люблю её заречную,

С нарядными оплечьями,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую…

А. Прокофьев

Ведущий.

Зацветает берёза на исходе апреля и в первых числах мая, следом за орешником и ивой. Цветки у неё скромные – серёжки. А появятся на березе желто-лимонные листья – сентябрь на дворе.

Плоды березы легко разносятся ветром. Она быстро идет в рост там, где на лесной вырубке еще не могут расти другие деревья, поэтому березу называют пионерами лесов.

Ученик 7:

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз,

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берёз.

Учение 8:

Чуть пригрело солнце откосы

И стало в лесу потеплей,

Берёзка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

И столько задумчивых песен

Поется в народе о ней.

Наряд её легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей.

Ведущий:

Какое милое, очаровательное дерево! Ни одно из деревьев не рождает столько образов и сравнений. Где бы ты ни был, всматриваясь в березовый лес, разглядывая летящие к небу стройные, белые стволы, ты всегда вспоминаешь нашу Родину.

Ученик 9:

Хороша ты любою порою.

И недаром, всем сердцем любя,

Богатырского леса красою

Называли повсюду тебя.

И недаром тебе лишь вручали

Все невесты отчизны моей

И девичьи мечты, и печали,

Словно старшей подруге своей.

Ведущий:

Нельзя представить себе жизнь наших предков без березы. Много веков освещала их жилища березовая лучина.

Ведущий:

Кто из вас пил березовый сок? (Ответы детей)

Если надрезать ранней весной ствол березы, из него заструится прозрачная, чуть сладковатая жидкость – березовый сок. Он идет на приготовление напитков и кваса. Сок пьют при цинге, ангине, малокровии, для укрепления организма. Но пословица гласит: «Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь». Раненое дерево лишается своих запасов, которые должны пойти на образование молодых побегов и листвы, дерево истощается. Кроме того, через ранку в ствол попадают вредные микробы и вызывают болезни дерева. Лучше уж оставить в покое березу и не калечить её. Но даже больная береза помогает нам: наросты грибы – чаги используют для лечения тяжелых заболеваний, из него делают мази и капли при заболевании вен.

Ведущий:

Существует много пословиц, поговорок и загадок о русской березке. Давайте с ними познакомимся.

    Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова.

    Берёза не угроза: где стоит, там и шумит.

    Бела береста – да деготь черен.

    Для врага и береза – угроза.

    Березовицы (березового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь.

    Береза ума дает (о розгах) .

    Есть дерево: крик унимает, свет наставляет, больных исцеляет (береза: она дает деготь, лучину и бересту)

    Стоит дерево, цветом зелено;

в этом дереве четыре угодья:

первое - больным на здоровье,

другое - от теми свет,

третье - дряхлых, вялых пеленанье,

а четвертое - людям колодец (береза: банный веник, лучина, береста на горшки, березовица).

    Клейкие почки, зелёные листочки. С белой корой стоит под горой.

    Хоть малая, хоть большая, где стоит, там и шумит.

    Летом цветёт, зимой греет. Настанет весна – потечёт слеза.

В белом сарафане стала на поляне. Летели синицы, сели на косицы. Ведущий:

А теперь мы оказываемся на «Поляне умельцев». Здесь нам предложат изделия из бересты. Входят учащиеся в русских народных костюмах.

Ученик 1:

На таланты наша Родина щедра,

Всюду русские в почете мастера.

Сделать вещь красивую ловко –

Всегда нужна сноровка.

Ученик 2:

Эй, народ!

Товары у меня славные,

Занятные и забавные.

Есть нехитрые штуки,

Позабавят от скуки.

Ученик 3:

Дешево продам, насовсем отдам!

Мой товар забава –

Мужикам по нраву!

Ученик 1:

Вот к топору топорище,

Коль сильна у вас ручища.

Раз махнешь одной рукой,

Накидаешь дров горой.

Ученик 2:

Товары дивные,

Изящные, красивые.

Угодно купить?

Могу уступить!

Ученик 3:

Хочешь быстро пробежать,

Надо лыжи покупать.

Смотри да любуйся,

А долго не торгуйся.

Ученик 1:

Веник венику не брат,

Этот жарит в бане,

Этот веник – вот чудак,

Пыль метет в чулане.

Ученик 2:

Подходи, смотри товар,

Что надо – отдам без заклада,

Трость купи и будешь рад,

И легка она, изящна,

Хоть она и не забава,

А придется вам по нраву.

Ученик 3:

А вот это - туесок!

Он не низок, не высок.

По грибы в лесок иди,

Полный туесок принеси.

Ученик 4:

Девица, красавица!

Гляди сюда! Нравится?

Шкатулка просто диво,

Изящна и красива,

Драгоценности свои

Ты в шкатулочке храни.

Ведущий:

Из березы делают фанеру, лыжи, мебель, сувениры; береста – готовая бумага, деготь – лекарство. Дегтем пропитывали кожу при выделке, чистили обувь. Из бересты плели лапти, туфли, а из берестяных лент – ковры для пола, шкатулки. Трости из этого дерева отличаются изящностью, гибкостью, прочностью.

Во как еще используется береза. Веником березовым полезно в бане париться, настоем листьев лечат ожоги, потливость ног. Березовый уголь – карболен – принимают при отравлении. Почки березы используют как мочегонное, желчегонное, противовоспалительное средство. НО собирая почки и листья, обязательно помните о том, что нужно это делать не во вред дереву.

Фон. песни «Березовый сок» (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера)

Ведущий:

А теперь побываем еще на одной полянке – «Песенной».

Исполняется песня «Во поле береза стояла». Девочки водят хоровод.

Ученик 1:

Удивительна судьба русской березки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну она – воин.

Ученик 2:

За селом вдали, на перекрестке

Полевых, едва заметных троп

Я узнал знакомые березки,

У которых рыл себе окоп.

И невольно вспомнил, как стонали

Ветки их от взрывов и огня…

Возле тех березок подобрали

Чуть живым товарищи меня.

Ученик 3:

С той поры остались на березках

Черные глубокие рубцы,

С той поры с любовью о березках

Говорили часто мне бойцы:

Ты бы злую смерть не пересилил,

Ты бы тяжких ран не перенес,

Если б мы тебя не напоили

Светлыми слезинками берез…

Ведущий:

В грозные годы войны береза была символом непобедимой Родины.

Очень хорошо об этом рассказал в своем романе «Белая береза» М. Бубеннов.

«…Все поле было сплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был сметен начисто. Словно железной метлой. Местами густо перемешан с землей и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели группы металла…

А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где все было попрано смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая береза.

Стоит! – изумленно пошептал Андрей. Сама природа поставила ее здесь для украшения бедного в убранстве поля, и, значит, сама природа даровала ей бессмертие. И еще сильнее почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал: это счастье победы».

Ученик 4:

Затихли военные грозы,

Свинцовый не цокает град,

Но горькие раны березы

Как память о прошлом хранят.

Их ливни целуют косые,

Ласкают их ветры, трубя,

Никто, никогда их, Россия,

Не в силах отнять у тебя,

Летела б во мраке планета,

И трудно бы людям жилось

Без этого доброго света

Исконных российских берез.

Ведущий:

Ребята, а вы слышали когда-нибудь о берестяных грамотах?

(Ответы детей)

Этим куском березовой коры – бересты – по несколько сотен лет! Когда их осторожно, с большим трудом развернули, ученые увидели, что на них нацарапаны слова. Написаны они, оказалось, на том древнем русском языке, на каком разговаривали люди сотни лет назад. Это были не государственные договоры, не царские указы, а обыкновенные письма и даже записки. Крестьяне писали «челобитье» хозяину: «У кого кони, те плохи, а у иных нет. Как, господин, жалуешь крестьян?»

Уже десять веков назад грамотность была распространена среди простых русских людей. В Новгороде археологи под руководством А.В. Арциховского нашли сотни берестяных грамот – так в древности называли письма и документы. Когда-то их потеряли или выбросили. А теперь они поведали нам и о высокой древней культуре, и о жизни простых людей, которые их написали. Берестяные грамоты были найдены при раскопках в других наших древнейших городах – Смоленске, Пскове, Старой Руссе, Твери. Нашли грамоты также в Москве. Причем грамот этих много, не десятки, а сотни. Значит, были на Руси грамотные, изобретательные люди, которые придумали свой собственный российский «папирус»

Кору бересты кипятили, чтобы она приобрела прочность и эластичность, обрезали по краям, чтобы получилась ровная грамотка, и процарапывали, выдавливали буквы железным или костяным стержнем, который называли «писало».

Ведущий:

Где бы ни росла русская березка, везде она людям радость, везде она людям свет!

Стоит она, красавица русского леса. И будет стоять вечно!

Ученик 1:

Хотелось мне постичь простую прелесть –

Увидеть вас, кудрявых, на ветру,

На девушек похожих, что распелись

Про ласковое солнце поутру.

А ночью вас тайком целуют звезды

И оставляют на листве росу.

Ревнивый месяц ищет вас, березы,

А вы, смеясь, скрываетесь в лесу.

Ученик 2:

Красавицы свои у всех народов,

Вы в белых шубках –

Русская краса.

Столетьями стоят под небосводом

России белоствольные леса!

Березы белые, красавицы лесные,

Вновь ваши песни сердцем я ловлю.

Постичь нельзя вас, не познав России,

И полюбить, как я ее люблю.

Ученик 3:

Березка белоствольная,

О чем шумишь – поешь?

В листке твоем – сияние

И радостная дрожь.

Ученик 4:

- Кудрявая, ветвистая,

Молитву я творю.

Про солнышко лучистое

Любовно говорю.

Про то, что птичка Божия,

Резва и весела,

Гнездо для малых детушек

В ветвях моих свела.

Пушистых желтых птенчиков

Прилежно кормит мать,

И любо мне листочками

Гнездо их прикрывать.

Вокруг лужайка пестрая

На солнышке цветет,

И птичка светлогрудая

Мне песенку поет.

Дети исполняют песню «У моей России».

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуга цветная -

Нет земли красивей.

Для меня Россия - белые берёзы,

Для меня Россия - утренние росы.

Для меня, Россия, ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа.

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуга цветная -

Нет земли красивей.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь.

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша - это я с друзьями.

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуга цветная -

Нет земли красивей.

2 круга : внутренний – девочки, внешний – мальчики. Взявшись за руки, руки на уровне глаз.

I часть (24 такта): 12 простых шагов влево.

Девочки круг

12 простых шагов вправо
12 простых шагов вправо

Мальчики круг

12 простых шагов влево

II часть (12 тактов):

6 простых шагов с правой ноги к центру
6 простых шагов (назад) от центра
Кружатся вправо – прихромкой на 6 тактов, кружатся влево – прихромкой на 6 тактов.

-В соревнованиях отличиться? (да)

-Учителей уважать? (да)

-Школу любить? (да)

-В чистоте содержать? (да)

-А также петь, танцевать, веселиться? (да)

-В школе такой хочешь, Кузя, учиться?

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: Очень хочу учиться!

А сейчас поиграть хочу,

Повеселиться!

В моем рюкзаке чего только нет:

Вот мячик, мишка, ручка, пакет…

Друзья, вы мне сейчас помогите,

В портфель только «НУЖНОЕ» соберите!

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «СОБЕРИ ПОРТФЕЛЬ» (ПРОВОДЯТ ВЕДУЩИЙ И КУЗЯ).

ВЕДУЩИЙ (УЧИТЕЛЬ): Дорогой Кузя! Дорогие гости! Наши ребята умеют собирать свой портфель в школу. А вот как собирался в лесную школу Мишутка, послушайте:

(рассказывают три ученика)

- Собирался Мишка в класс.

Взял он меда про запас.

Взял учебники, тетрадки,

Две большие шоколадки,

Положил в портфель пенал,

Ручку, краски, книжку взял.

-Положил карандаши

И точилку тоже,

Взял он куклу и Волчек

Сунул осторожно.

Положил в портфель альбом,

Кисточку, машинки

И блестящий туесок,

Полненький малинки.

-И, довольный очень, Мишка

Щелкнул весело замком.

В школу побежал вприпрыжку

Он березовым леском!

ДОМОВЕНОК КУЗЯ: Вы, ребята, хороши!

Вы теперь не малыши!

В вашей школе поселюсь,

Всем наукам научусь!

Ох, устал немного я,

Сяду к вам, мои друзья.

Может кто-нибудь споет?

Вы петь умеете? ВПЕРЕД!

САДИТСЯ РЯДОМ С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ.

РЕБЯТА ИСПОЛНЯЮТ ЧАСТУШКИ НА ШКОЛЬНУЮ ТЕМУ.

-Мы частушек много знаем-

И хороших и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких!

-Просыпаюсь по утрам

Я с большим желанием,

Зубы чищу и спешу

Со школой на свидание!

-Мы теперь ученики,

Нам не до гулянья.

На дом задают крючки-

Ох, трудное заданье!

-В школе нам уж показали,

Как писать большую «А»,

В школе нам уж рассказали,

Что такое цифра «2»!

-«2» поставят, так и знай,

Это значит, ты – лентяй!

Только мы пока не знаем,

Кто окажется лентяем!

-Здесь читают и поют

И рисуют тоже тут.

Можно многое узнать,

Если только не зевать!

МИНИ-СЦЕНКА «СБОРЫ В ШКОЛУ».

-Никита по комнате метался,

В школу утром собирался.

-Почему рубашка смята?

Мама гладила когда-то!

И штаны запропастились-

Как сквозь землю провалились!

Галстук, где ты? Отзовись!

И на шее появись!

Как назло, бегут минуты…

Фу-ты-гну-ты! Фу-ты-гну-ты!

-Очень долго он старался,

Суетился, одевался,

И каков же был финал?-

-На уроки опоздал!

ФИЗМИНУТКА МУЗЫКАЛЬНАЯ

- А теперь станцуем дружно.

Танцевать учиться нужно!

Вы за мною наблюдайте

И движенья повторяйте.

Звучит музыка, и все дети вместе с ведущей танцуют.

-Есть в году различные праздники,

А сегодня праздник у вас!

И поздравить первоклассников

Пришли шефы - пятый класс!

НА СЦЕНУ ПОДНИМАЮТСЯ ШЕФЫ- УЧЕНИКИ ПЯТОГО КЛАССА.

-Слово «ШКОЛА» пришло к нам из Греции. В переводе с греческого оно означает «ОТДЫХ», «ПРАЗДНОСТЬ». Древние греки так называли место, где проводились свободные беседы мудрецов- философов со своими учениками о разных науках.

-Сначала - только беседы. А позднее появились самые настоящие школы, где детям преподавали чтение, письмо, счет, гимнастику, музыку, поэзию. С тех пор прошло много лет, и мы уже не представляем себе жизни без школ!

-Ребята, отгадайте, без чего нет школы?

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я? (ТЕТРАДЬ)

-В этом школьном кабинете

За партами сидят все дети. (КЛАСС)

-Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете! (ЦИФРЫ)

-Не простая это книга,

Все листы у ней пусты.

Чтоб раскрасить ей страницы,

Я достал карандаши! (АЛЬБОМ)

-Для тебя, друг, я составил

Десять очень важных правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

Как проснулся, так вставай!

Волю лени не давай!

-Лепесток роса умыла, а тебя умоет мыло!

Понукания не жди, в школу вовремя иди!

-Прежде, чем захлопнуть дверь,

Все ли взял с собой - проверь!

-В школе, в классе не сори.

Сор увидишь - подбери!

-Ты труд другого уважай.

Сам насорил – сам убирай!

-Не таскай в кармане мела –

Это, милый мой, не дело!

-Будь в одежде аккуратен:

Избегай и дыр, и пятен!

-Дома близким не груби.

Малышей жалей, люби!

-Знай, хорошие отметки,

Как плоды в саду на ветке;

Чтоб тобой могли гордиться

Должен много ты трудиться!

-Будь доброжелательным,

Скромным и внимательным! (хором)

ПЯТИКЛАССНИКИ ИСПОЛНЯЮТ ГИМН «ЧТО ТАКОЕ ШКОЛА?»

ДАРЯТ ДЕТЯМ ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ.

НА СЦЕНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН (с носовым платком, простывший, в руках посылка и телеграмма).

ПЕЧКИН: Здравствуйте, ребята,

Ребята - школярята!

ВЕДУЩИЙ: Здравствуй, Печкин-почтальон!

От ребят от всех поклон!

ПЕЧКИН: Я на праздник к вам спешил,

Только в стужу угодил.

Я на улице замерз,

Но телеграмму вам донес!

А она к рукам пристыла.

Как ее мне оторвать?

ВЕДУЩИЙ: Печкину, ребята, надо помогать!

Дружно хлопать в ладошки начнем,

Ножкам тоже работу найдем.

Ну-ка, все дружно захлопали!

Ну-ка, все дружно затопали!

ПЕЧКИН: (отогрелся) Ну, ребята, вам спасибо,

Вмиг согрели вы меня,

Получите телеграмму,

Пишут вам мои друзья!

ВЕДУЩИЙ: Что же в этой телеграмме?

Ну, давайте вместе с вами

Дружно сделаем добро-

Прочитаем вслух ее!

(читает одна из учениц 1 класса)

«ДОРОГИЕ ПЕРВОКЛАССНИКИ! От души поздравляем вас с окончанием первой четверти и с первыми в вашей жизни каникулами!

Потрудились вы прекрасно,

Отдыхать пришла пора.

Приезжайте в ПРОСТОКВАШЕНО,

Ждем! Целуем! Ваши друзья!»

Дядя Федор, Шарик, кот Матроскин.

ПЕЧКИН: Вам посылку передали

«Деревенские» друзья!

Что в посылке – не сказали,

Открывайте, вот она!

НЕСКОЛЬКО РЕБЯТ ОТКРЫВАЮТ ПОСЫЛКУ, В НЕЙ ПОДАРКИ ДЛЯ РЕБЯТ (УГОЩЕНИЕ), которое раздается в классе.

ВСЕ ПЕРВОКЛАССНИКИ ВЫСТРАИВАЮТСЯ НА СЦЕНЕ ВМЕСТЕ С ПЕДАГОГАМИ.

УЧИТЕЛЬ: Мы пред будущим в ответе:

Наша радость, боль и грусть,

Наше будущее - дети!

Трудно с ними? Ну и пусть!

ВОСПИТАТЕЛЬ: В океан приносят реки

Речек юные мечты.

Будут в двадцать первом веке

В детях жить мои черты.

ВОСПИТАТЕЛЬ: В наших детях - наша сила,

Внеземных миров огни.

Лишь бы будущее было

Так прекрасно, как они!

УЧЕНИКИ (хором): Мы - УМНЫЕ!

Мы - ДРУЖНЫЕ!

Мы - ВНИМАТЕЛЬНЫЕ!

Мы – СТАРАТЕЛЬНЫЕ!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

Мы теперь не просто дети,

Мы сегодня – ШКОЛЯРЫ!!!

ВЕДУЩИЙ: Школа - чудесная страна!

Школа всем всегда нужна!

Здесь танцуют и поют,

Вообщем, весело живут!

ВСЕ ВМЕСТЕ (под занавес) ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ».

ФОТОГРАФИРОВАНИЕ КЛАССОВ, УЧАСТНИКОВ ПРАЗДНИКА.

СЦЕНАРИЙ ЗАСЕДАНИЯ КЛУБА ЗДРОВЬЯ КРЕПЫШ

"РЕПКА НА НОВЫЙ ЛАД"

Действующие лица:

Сказочницы.

Дед.

Бабка.

Внучка.

Жучка.

Кошка.

Мышка.

Репка.

На сцене изба, рядом с избой лавка, собачья конура, изгородь

Звучит увертюра «Утро».

Д Е Й С Т В И Е П Е Р В О Е

Сказочница 1-я: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказываются сказки старикам да старушкам на утешение, а малым ребяткам на послушание. Из сказки слов не выкинешь, а что было, то быльем поросло.

Это не сказка, а присказка. Сказка будет впереди.

Сказочница 2-я: Сказка есть у нас с секретом,

Мы расскажем сказку эту.

Слушай сказку, не зевай,

В ней загадка – отгадай!

Возле дома – огород.

Бабка с внучкой у ворот.

Выходят Бабка и Внучка, садятся на лавку у ворот, потягиваются, зевают. Вбегает Жучка, зевает, сворачивается клубочком, засыпает.

Сказочница 2-я: Жучка – хвост колечком,

Дремлет под крылечком.

Входит дед, охает да стонет, кутается в тулуп.

Сказочница 1-я: На крыльцо выходит Дед,

Он в большой тулуп одет.

Из открытого окна

Деду музыка слышна:

«На зарядку, на зарядку,

На зарядку, на зарядку становись!»

Звучит мелодия «На зарядку становись!»

Дед сгоняет с лавки Бабку и Внучку.

Дед: На зарядку становитесь! (топает ногой)

Не ленитесь, не ленитесь!

На печи всю ночь лежите,

Днем на лавочке сидите.

Ра – зо – мни - тесь! (ложится на лавку)

Бабка поднимает Деда с лавки и садится рядом.

Бабка: Что ты, дед?

Мне же восемьдесят лет!

У меня болит сердечко,

Потому лежу на печке

Я всю ночь и целый день,-

Это недуг, а не лень.

От работы и зарядки все болит…

Внучка: Ну и порядки!

(подвигает деда с бабкой, садится рядом)

Негде лечь и негде сесть.

Подвигайтесь, место есть!

Сказочница 2-я: На лавку садится,

Заплетает косицу.

Внучка: Нет, я вовсе не ленюсь,

Но зарядки я боюсь.

Страшно руки поднимать,

Страшно прыгать и скакать.

Лучше я посплю часок (потягивается и зевает)

Лягу на любимый бок.

Ах, как сладко, спится сладко

Без противной физзарядки!

Бабка: И у Бабки без зарядки –

Слава богу, все в порядке!

Дед: Я так же, как и Бабка,

Не люблю зарядку.

Жучка (просыпается ): Я – Жучка – хвост колечком,

Лежу я под крылечком.

Хоть зарядку не люблю,

Кошку вмиг перегоню!

Появляется Кошка, заигрывает с Жучкой.

Кошка: Чтоб от Жучки убежать

И мышонка чтоб догнать,

Не надо мне стараться,

Зарядкой заниматься. (Предлагает Жучке)

Поиграем лучше в прятки?

Жучка: Обойдемся без зарядки! (Бегают друг за другом)

Сказочница 1-я: Жучка – за кошкой,

Кошка – в окошко!

(Выходит мышка.)

Выходит Мышка

В спортивных штанишках.

Майка на теле,

В лапках – гантели.

Мышка (делает упражнения ): Раз, и два, и три – четыре.

Лапки – выше, лапки – шире.

Хвост – туда и хвост – сюда,

Буду юркой я всегда.

Носик - вправо, носик - влево,

Буду ловкой и умелой!

Я от кошки убегу,

Жучку вмиг перегоню.

Раз, и два, и три – четыре.

Стану всех сильнее в мире!

Буду в цирке выступать –

Бегемота поднимать!

Сказочница 2-я: Бегает, прыгает,

Лапками дрыгает!

Дед поднимается с лавки, идет в огород.

Дед: У меня здоровье крепко –

Посажу–ка лучше репку.

Сказочница 2-я: Лопату берет,

Идет в огород.

Дед: Огород – для семьи доход!

Сказочница 1-я: Взял Дед молоток,

Нашел нужный уголок,

Тихо песенку поет,

В землю семечко бьет.

Дед: Чтоб выросла репка

Большая и крепкая.

Сказочница 2-я: Взял густой гребешок,

Причесал бугорок.

Утюгом пригладил живо –

Чтобы ровно, гладко было.

Лейку взял и все полил,

А пилой бурьян спилил.

***
Хореографический ансамбль «Березка» -
танцевальный коллектив,
признанный национальным достоянием.
Почти 70 лет своим танцем рассказывает
миру о том, что такое красота по-русски.


ансамбль «Берёзка» -
хореографический ансамбль
русского народного танца,
созданный в 1948 году
Надеждой Сергеевной Надеждиной,
с июня 2000 года носящий имя его создателя -
Государственный академический хореографический
ансамбль «Берёзка» им. Н. С. Надеждиной.


Название ансамбля взято от первой
постановки русского девичьего хоровода
«Берёзка» (1948) на музыку русской
народной хороводной песни
«Во поле берёзонька стояла…».
Чуть позже Н. С. Надеждина скажет:

«В центре любой нашей работы, будь то лирический хоровод или веселая пляска - поэтический образ русской девушки… Мы хотим, как можно ярче отразить чистоту и величие русского народного искусства. Это источник вдохновения для нашего ансамбля».



Тридцать лет Надежда Сергеевна являлась художественным
руководителем коллектива и от своих слов
не отступалась никогда.
Наверно, это тоже в какой-то мере объясняет
феномен «Березки», которая очень быстро стала
одним из своеобразных и прекрасных символов России.


Первоначально коллектив являлся женским (до 1959 года)
Хоровод как высокое искусство.
Простой девичий круг как вершина хореографического
мастерства. Ансамбль «Березка» впервые
«проплыл» по сцене под музыку «Во поле березонька стояла»
в 1948 году. С тех пор поэзия старинного
русского хоровода и образ русской девушки -
отличительная особенность коллектива.


В дальнейшем Н. С. Надеждиной были поставлены
такие шедевры русской народной хореографии как:
Вальс «Берёзка», «Лебёдушка», «Цепочка», «Прялица»,
«Сударушка», «Большой казачий пляс», «Балагуры»,
«Праздничная плясовая», «Холостяки», «Сибирская сюита»,
« Ямщики», триптих «Русский фарфор»,
цикл хореографических композиций «Времена года» и другие.
Надеждинская «Берёзка» явилась настоящим
открытием в сценическом воплощении русского
народного танца.
Она - родоначальница не только совершенно
особенного ансамбля, но и нового стиля в современной хореографии.


Выступления ансамбля «Берёзка» имели и имеют большой
успех в России и в зарубежных странах.
Визитной карточкой ансамбля является знаменитая
«плывущая» походка, техника которой хранится в секрете.


Успех с первого шага.
Чтобы встретиться со своим зрителем,
«Березке» понадобилось выйти на сцену лишь раз.
Успех к коллективу пришел после первого
столичного концерта - в театре «Эрмитаж».
А впервые 16 молодых колхозниц Калининской области
свой знаменитый хоровод исполнили
на сельском фестивале талантов.


Девушки с картинки.
Будущую «Березку» создатель коллектива -
балерина и хореограф Надежда Надеждина -
увидела еще в детстве.
Изображенные на старинной литографии девушки
в сарафанах с веточками березы стали мечтой -
вывести на большую сцену русский хоровод.
Создать на основе народного по-настоящему уникальный танец.


Образ березки списан с природы.
Сарафан в пол. Основа костюма, в котором исполняется
коронный номер. Длинный костюм скрывает ноги,
и кажется, что девушки плывут по сцене.
Добавляет нежности белая блуза с кружевным
«окошком» на рукаве, голубой, как небо,
платок в одной руке и зеленая веточка березки в другой.


Медаль мира.
«Не надо читать двести томов о России, достаточно
посмотреть один концерт «Березки», и вы увидите,
что такое русский нрав, русский характер,
русское начало...» -
писала французская пресса после гастролей
ансамбля в Париже. Всемирный совет сторонников
мира в 1959 году присудил коллективу свою золотую медаль.


80 стран.
Русская «Березка» побывала почти
на всех континентах. Прошла своим загадочным
шагом тысячи километров по сценам Японии, Франции,
Аргентины, Швейцарии, Кореи, США.
Выступала в самых экстремальных условиях: к примеру,
в Греции на жаре в 40 градусов танцевала «Масленицу»
в тулупах, шапках и валенках.


16 лет скитаний.
Уже будучи известным на весь мир, коллектив долго
репетировал на съемных площадках: на ледяном полу
в ДК «Серп и Молот», в зале на Волгоградском проспекте.
Нынешнее помещение в Леонтьевском переулке коллектив
получил лично от Владимира Путина.
Президент увидел выступление «Березки» в Китае.


Костюмы «Березки»
весят около двух с половиной тонн.
За два часа хороводов и плясовых девушки меняют
сарафаны и головные уборы более 20 раз.
Всего же у коллектива около двух тысяч костюмов.
Каждый - настоящее произведение искусства из бархата,
шифона, кружева или батика, расшитый тесьмой и бисером.


Не просто танец.
«Березка», «Прялица», «Карусель», «На осенней ярмарке»,
«Сударушка», «Лебедушка», «Сибирская сюита».
Хореографические новеллы придумывала
сама Надежда Надеждина.
Сначала у коллектива появился неповторимый стиль,
через десять лет - мужской состав, а затем
и оркестр народных инструментов.


Из балерин в березки.
В ансамбль приходят выпускники хореографических
училищ. И все равно танцовщиц приходится
переучивать: в ансамбле особая школа.
Ценится музыкальность, техническое мастерство,
красота, ум, фактура.
Главная тайна, которую приходится постигать новичкам,
- плывущий шаг.
И это мастерство держится в секрете.


«Мы танцуем только русский репертуар, но мы отличаемся от всех фольклорных коллективов тем, что основатель коллектива, Надежда Сергеевна Надеждина, создала жанр авторских произведений, которые используют текст, хореографию, мысль, русскую идею. У нас нет танца ради танца. Наши артисты должны мыслить, они должны быть интеллектуалами, добиваясь при минимальном жесте максимального выражения чувств».
Мира Кольцова, народная артистка СССР, художественный руководитель ансамбля «Березка»

Ансамбль "Берёзка", танец "Узоры"

Объем диктанта:

1-й класс - 15 - 17 слов.





Несколько диктантов по русскому языку (ФГОС) для второго класса с грамматическими заданиями. Материалы пригодятся как учителю начальных классов, так и родителям, которые занимаются дома с детьми. Грамматические задания могут быть откорректированы учителем в соответствии с программой. К примеру, по программе "Перспектива" главные члены предложения как понятие во 2 классе еще не введено, можно заменить на поиск изученных орфограмм.

Объем диктанта:

1-й класс - 15 - 17 слов.
2-й класс - 1-2 четверть – 25 - 35 слов.
2-й класс - 3-4 четверть – 35 - 52 слова.
3-й класс - 1-2 четверть – 45 - 53 слова.
3-й класс - 3-4 четверть – 53 - 73 слова.
4-й класс - 1-2 четверть – 58 - 77 слов.
4-й класс - 3-4 четверть – 76 - 93 слова.

Проверочные диктанты для 2 класса по ФГОС

Диктант

У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом.

Грамматическое задание

В четвертом и пятом предложении подчеркнуть главные члены предложения.

Диктант

Осенний лес

Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие березы и осины.

Под кустом прячется зайка. У дупла сидит белка. На макушку ели села птица.

Грамматические задания

1. Подчеркните основу и выпишите пары слов: вариант 1- четвертое предложение; вариант 2- пятое предложение.

2. В последнем предложении в каждом слове поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

Диктант

Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц бежал к ручью. Ручей поил чистой водой и людей, и животных.

Грамматическое задание

В первом и во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.

Диктант

Зимние забавы

С неба падал мокрый снежок. Ребята побежали во двор и стали лепить из снега фигурки.

Коля слепил снеговика с метлой в руке. Женя выстроил домик с окошком изо льда. У Тани получился хороший Дед Мороз. Всем было весело.

Грамматические задания

Выпишите первое предложение. Разделите слова вертикальной чертой для переноса. Подчеркните основу предложения.

Спишите второе предложение. Поставьте ударение в словах. Подчеркните безударные гласные.

Диктант

Катя и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белочки. Спрятались под елкой серые ежики.

Грамматические задания

В словах ветки и белочки подчеркните мягкие согласные звуки.

Запишите, сколько букв и звуков в слове Юра.

Укажите количество слогов в словах ежики, серые, рядом.

Диктант

По ночам холод. В лесу еще лежит снег. Много снега – целый сугроб. И на реке лед. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поет. По всему лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет весны.

Грамматические задания

Выпишите из текста три слова с парными согласными, орфограмму подчеркните.

Сделайте звуко- буквенный анализ слова (вариант 1 – снег, вариант 2 – лед).

Диктант

Главный город

Москва – главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Суворовский бульвар, Садовое кольцо.

Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом и кошкой Муркой.

Слова для справок: улица, проспект, на Плющихе.

Грамматические задания

Подчеркните заглавную букву в фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.

В последнем предложении поставьте знак ударения над всеми словами.

Запишите название населенного пункта, в котором вы живете.

Диктант

Ребята города Москва любят ходить в парк Сокольники. У Андрюшки Соловьева есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка с длинным хвостом. Мальчик принес корм. Постучал по сосне. Спустился Яшка, взял еду и скрылся за деревьями.

Грамматические задания

Подчеркнуть имена собственные.

В четвертом предложении подчеркнуть главные члены.

В первом предложении обозначить имена существительные.

Записать имена существительные камыши, кирпичи, вещи в единственном лице.

Диктант

Дети в лесу

Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! На траве капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Детишки сели на пенек, слушают чудное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в кузовок.

Слова для справок: пора, кладет.

Грамматические задания

Выпишите предлоги.

Вариант 1: из первых трех предложений.

Вариант 2: из последних трех предложений.

К словам пенек, детишки подберите и запишите проверочные слова.

В первом предложении над словами подпишите части речи.

Диктант

Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые березки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как все кругом стало радостно!

Грамматические задания

В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.

Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.

Разделите слова для переноса: сильный, длинные, пыль.

Диктант

Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в густой листве деревьев. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрасились в цвет зари. Заблестели на листьях капли росы. Над цветами стали кружить золотые пчелки. Они жадно пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и легкие крылья.

Контрольный диктант за 2 класс

Друзья птиц

Костя Васильев и Андрей Кирьянов бегут в рощу. Звонко поют птицы. Чудесно пахнут ландыши. От стволов на земле длинные тени. В гнезде пищат птенцы. Вот летит грачиха. Она принесла грачатам корм. Малыши ели пищу. Мальчики ушли. Зачем пугать птицу?

Слова для справок: звонко, чудесно, принесла.

Грамматические задания

1. Выписать по одному слову с безударными е и о в корне слова, приписать к ним проверочные слова.

2. Как по-разному названы в тексте птенцы? Выписать эти слова.

За малиной

Наступил июль. Стоит сильная жара. Ребята идут в лес. Вот кусты малины. На кустах крупные душистые ягоды. Ольга любит малину. Вот и полная корзина ягод. Брат Никита несет корзину. Жара спала. Надвинулась темная туча. Ребята быстро бегут к дому.

Грамматические задания

1. Выписать 2 существительных, 2 глагола, 2 прилагательных и 2 предлога.

2. Подобрать антонимы к словам мало, низкий.

3. В последнем предложении найти и выписать слово с безударной гласной в корне слова, приписать к нему проверочные слова.

Проверочные диктанты для второго класса тематические (итоговые по темам)

Диктант на жи\ши, ча\ща, чу\щу

Майский гам

Грянул майский гром. Заполнили лес чудесные звуки. Бормочут молчаливые совы. Лопочут зайцы. В чаще пропищал комар. Чуть слышно прозвучали бубенчики ландыша. В лужах плещутся и урчат лягушки. Даже сухой лист ожил. Шуршит и шмыгает по земле.

Алёша Чайков и Андрей Шишкин - два товарища. Оба любят животных. У Алеши живет ручная ворона. Он ухаживает за Карой. У Андрюши чудесная собака - Акбар. Мальчик учит Акбара служить.

Детский сад в зоопарке

Весной в зоопарке появились новые жители. Чудной медвежонок Топик сразу подружился с обезьянкой Чикой. Едят из одной миски тигренок Акбар и волчонок пик. Бельчонок Рыжик весело скачет по площадке. Львенок Кинг ловит его пушистый хвост.

Зима. В лесу лежит пушистый снег. На снегу точки и строчки. Следы ведут в чащу. По ночам хищные зверьки ищут пищу. Вот лесная речка. На льду сидят рыбаки. Мой товарищ поймал большую щуку.

Как хорошо весной! Мы идем в дубовую рощу. Тут весело поют чижи и дрозды. Громко кричат грачи. Стучат пестрые дятлы. Трещат шустрые сороки. Над цветком жужжит пчела.

Словарный диктант на чк\чн\чт\щн

крошечный, строчка, изящный, розочка, речной, мачта, звучный, удачный, помощник, вазочка, чтение, красочный, хищник, уличный, платочки, мощный, мучной, минуточка, одуванчик, овощной, пушечный, почта.

А теперь проверьте те же правила в художественном тексте

Диктант на чк\чн

Пришла шумная весна. Звонко поют птички. С сучка на сучок скачет рыжая белочка. Журчат ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Из разлома березовой веточки капает прозрачный сок. Яркими кружочками зеленеют кочки с брусничником.

Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живет ручная белка. На поляне бегает зайчик. Детям хорошо в лесу.

Диктант на двойные согласные 2 класс

В класс вошла учительница Анна Ивановна. Начался урок русского языка. Дети записывают слова с орфограммами. Сегодня одиннадцать учеников получили пятерки.

Диктанты на звонкие и глухие согласные звуки

Наш сад охранял сторож Остап. С ним жил большой пёс Марат. Однажды зимой ударил крепкий мороз. Остап надел тулуп, шапку, варежки, тёплую обувь. Но ему было зябко. Он продрог и дул в ладошки. Вокруг мрак и тишь. Ветхую изгородь занёс снег. Низкое деревце накрыл сугроб.

Раз ночью сквозь разбитое оконное стекло вскочила большущая мерзкая жаба. Увидела Дюймовочку. Схватила скорлупку с девочкой и выпрыгнула в сад. Там текла широкая река. У берега была топкая и вязкая тина. Тут жила жаба с с сынком. Он был гадкий и противный.

(по Г.Х.Андерсену)

Диктант на разделительный мягкий знак 2 класс

Семья Воробьевых

Семья Воробьевых большая и дружная. Все заняты делом. папа пишет научную статью. Бабушка шьет платье внучке. Мама утюжит белье. Дети Илья и Татьяна учат уроки. За ужином все пьют чай с черничным вареньем.

Словарный диктант на мягкий знак

Июль, скамья,колосья,брать, ульи, веселье, день, зимовье, шьют, зелень, мыльница, Татьяна, Мальвина, житьё, чутьё, листья, костя, печенье, стулья, плюшки, крылья, летчик, качели, пьеса, бельё, ателье, муравьи, мёд, вьюга, салют.

Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.

Б.Заходер

Проверочные диктанты для 2 класса по УМК школа России

Пришла весна. Пробегает слабый ветерок. Весеннее солнце сгоняет снег. Оживает каждый кустик и травинка. На деревьях набухли почки. На голых ветках орешника показались цветы. Они похожи на серые колючки на гибких прутьях.

Еж проснулся

Под корнями березы была нора. Наступила радостная весна. Там спал всю зиму сердитый ёжик. Солнце согрело землю. Ёжик выбежал на лесную поляну. По лесу побежали весёлые ручьи. Холодные ручей разбудил зверька.

(по Г. Скребицкому)

Курица и цыплята

Курица ведет по двору цыплят. Пушистые комочки пищат и скачут. У крыльца большой цветник. А вот ворота в огород. На грядках краснеют помидоры, зреет капуста. Заметил цыпленок на земле червячка. Хвать беднягу! Закудахтала курица. Она хвалит сыночка.

(по Н. Павловой)

Светит яркое солнышко, тают снега, плачут снежинки. На реке треснул лед. Над водой кружат быстрые чайки. К реке вышли лось и лосенок. Звонко стучит лесной доктор. Выскочил на поляну зайчишка. Звери и птицы рады теплу и весне.

Наша дача у лесочка. Там речка Щур. Был июль. Утро. Мы ловили рыбу на реке. Кот Васька спал в траве. Мы поймали окунька и щуку. Первую рыбку дали коту.

Дети играли в школу. Таня была учительница. Был урок русского языка. Петя принес ручку и тетрадь. Он писал слова и делил их по слогам. Игорь называл буквы алфавита. Анна читала стихи. Все хорошо работали.

Осень. Давно улетели на юг журавли. В лесу смолкли птичьи песни. Часто льют дожди. Сильный ветер рвет листья с деревьев. Над елью кружили клесты. Вот качнулась ветка. Это прыгнула белка. В сучьях сосны жилье зверька.

Новый год у ворот. Сторожка лесника. Дядя Ваня и ребята идут в лес. Они несут подарки. Для зайца морковку и листья капусты. Для лосей соль. Для птиц зерно и ягоды рябины. Лесные жители будут рады гостям.

Май. Настали теплые деньки. Зеленая листва укрыла деревья. Весело поют дрозды и чижи. На земле сочная травка. В лесу цветут душистые ландыши. Зреют лесные ягоды. Гудят шмели. Пчела летит от цветка к цветку. В цветах сладкий сок. У ручья урчат лягушки. К воде ползет уж.

Слова для справок: настали, зеленая, сочная, зреют, душистые, лесные, сладкий (учитель орфографически проговаривает безударные окончания имен прилагательных и глаголов).

Пес Мухтар и кошка Мурка дружили. Весной Мурка родила пять котят. Котята быстро росли. Однажды кошка ушла. Котята пищали. Мухтар стал играть с малышами. Большой котенок влез Мухтару на спину. Пес был рад. Скоро пришла Мурка, она стала кормить котят молоком. Мухтар весело смотрел на друзей.

Слова для справок: однажды, родились, росли, стала.

У дятла чудесный язык. Он у этой птицы большой длины. А ещё язык липкий. Муравьи часто прилипают к нему. Живая липкая ленточка!

Умные обезьяны

Сложно собрать растения для гербария. Учёные решили обучить этому обезьян. Они показали им образцы редких растений. Скоро животные принесли растения и их плоды людям.

Лосина – вид замши. Раньше лосинами называли парадные штаны военных. Они плотно облегали ноги. Натягивали лосины мокрыми. В девятнадцатом веке лосины носили в некоторых полках России.

Конфетное дерево

В горах Азербайджана растут удивительные деревья. Их плоды похожи по виду на соевые батончики. Плоды имеют вкус изюма. Такие конфеты очень любят есть дети. Конфетное дерево называется говения.

На севере Австралии встречаются очень большие бабочки. Своими размерами они достигают двадцати шести сантиметров. Местные жители употребляют их мясо в пищу. За бабочками охотятся и стреляют в них из лука.

В тундре живёт народ – саамы. Они очень бережно относятся к своей родной земле и считают её живым существом. Деревья и трава – её волосы. Зелёный дёрн, тундровый мох – её кожа. Поэтому нельзя делать больно земле.

Новый хвост

Когда ящерица теряет свой хвост? Когда хвост ящерицы попадает в ловушку. Такая способность является защитной. Так ящерица спасается от своих врагов. Но потеря хвоста болезненна для зверька. Ведь с помощью хвоста ящерица сохраняет равновесие.

Селение из соли

В Алжире есть селение Фази. В Фази все дома и даже крепость со стеной сделаны из обычной соли. В этих местах очень редко выпадают дожди. Вот почему селение из соли существует уже много лет. (37 слов)

Одуванчики

Одуванчики появляются в конце весны. Они цветут почти всё лето. Во многих странах одуванчик считают сорной травой. А жители Японии и Индии выращивают его и едят. Из молодых листочков делают салат. Из сухих листьев готовят вкусный напиток.

Глубинные рыбы

В глубине моря царит темнота. Там плавают светящиеся рыбы. У каждого вида рыб сверкают разные огоньки рваных цветов. Чаще излучают свет глаза или пятнистые бока. У многих рыбок очень сильный свет. Такие рыбки даже хищника могут ослепить.

Комнатные растения

Комнатные растения не только украшают наши жилища. Ещё давно садовая герань считалась в Европе цветком городской бедноты. Она оздоровляла сырой воздух в их жилищах и улучшала сон. Люди верили в лечебную силу садовой герани и любили её.

Птенцы чайки

Птенцы вывелись и просят есть. Они смотрят на мир жёлтыми глазами. Но ничего вокруг не замечают. Они ищут красное пятно. Оно есть на клюве взрослой чайки. Птенец стучит носиком в клюв родителей. Для родителей это приказ. Надо кормить.

Изюм – это маленькие и очень сладкие сухие виноградинки. Их тщательно высушили на солнышке. До этого виноград привезли на завод. Там специальные машины удаляют мусор. Виноград сушится и сильно теряет в весе. Из сорта винограда кишмиш получается изюм без косточек.

Постройка гнезда

Грачи строят гнёзда на вершинах высоких деревьев. Грач ищет хворостинку и летит с ней к гнезду. Грачиха остаётся караулить постройку. Потом грачиха летит, а грач остаётся. Принесут грачи сухие перья, положат их пышной кучей на ветках. Гнездо построено.

Соболь живёт в дуплах. Зимой он не спит. Бегает и ищет пищу. Но от гнезда далеко не уходит. В сильные морозы и метели соболь вялый. Ест соболь лесных полёвок, птиц, кедровые орешки. Из ягод он часто ест рябину и землянику.

Удивительная птица воробей! Кличут воробья воришкой и драчуном. Весной воробей часто залезает в чужое гнездо. Гнёзда он любит вблизи домов. Часто он залетает в скворечник. Но скворцы почти всегда его выгоняют. А воробей всё равно блестит глазками и весело кричит.

Лубок – это нижние слои коры деревьев. Ещё давно из лубка мастерили картинки. Такими картинками люди часто украшали свои жилища. Появились картинки в Москве. Уличные торговцы носили их в заплечных коробах. Эти коробы похожи на наши большие рюкзаки. Только сделаны они из луба.

Ящерица ушастая

Вот ящерица ушастая замечает врага. Она широко разевает рот. В углах рта появились красные складки с белыми выростами. Так появился огромный зубастый рот. Кто отважится её тронуть? А если не помогло? Тогда эта ящерица может затрястись телом и утонуть в песке.

Сороку называют белобокой. У неё по бокам пёрышки белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные. Этим она похожа на ворону. Очень красив у сороки хвост. Он длинный и прямой. Перья на нём не просто чёрные. Они отливают зеленью. Нарядная птица сорока!

Паук минеус выходит на охоту с сачком. Сачок он сплетает из своей паутины. Он делает сеточку величиной с почтовую марку. Вечером он прячет сетку в ветвях и поджидает летунов. Вот увидел хитрец комара. Паук растянул лапками свой сачок и набросил его на жертву.

Повадки скворца

Гнездо скворец устраивает глубоко в скворечнике. Он таскает туда мох и солому. Скворца лучше всего наблюдать ранним утром в саду или на огороде. Попробуйте подбросить скворцу червяка или кусочек хлеба. Скоро птица возьмёт корм из ваших рук или даже сядет на плечо.

Деревья – жители нашей земли. Они живут очень долго. У них есть своя память. Она заключена в годовых кольцах. Широкие кольца говорят об обильных годах. Узенькие кольца расскажут о годах засушливых. По количеству колец можно определить возраст дерева. Сколько колец – столько и лет.