Произведение носова карасик описание сережи. Конспект НОД по художественной дитературе в средней группе

Рассказ для детей. Рассказы Н.Носова.

Смотреть и слушать рассказ "КАРАСИК" Николая Носова

Канал "РАЗУМНИКИ" в YouTube

Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка, красивая! Серебристый карасик - вот как она называлась. Виталик был рад, что у него есть карасик. Первое время он очень интересовался рыбкой - кормил ее, менял воду в аквариуме, а потом привык к ней и иногда даже забывал ее вовремя покормить.

А еще у Виталика был котенок Мурзик. Он былсерый, пушистый, а глаза у него были большие, зеленые. Мурзик очень любил смотреть на рыбку. По целым часам он сидел возле аквариума и не сводил глаз с карасика.

Ты смотри за Мурзиком, - говорила Виталику мама. - Как бы он не съел твоего карася.

Не съест, - отвечал Виталик. - Я буду смотреть.

Однажды, когда мамы не было дома, к Виталику пришел его друг Сережа. Он увидел в аквариуме рыбку и сказал:

Давай меняться. Ты дай мне карасика, а я, если хочешь, дам тебе свой свисток.

Зачем мне свисток? - сказал Виталик. - По-моему, рыбка лучше свистка.

Чем же она лучше? Свисток свистеть может. А рыбка что? Разве может рыбка свистеть?

Зачем же рыбке свистеть? - ответил Виталик. - Рыбка свистеть не может, зато она плавает. А свисток разве может плавать?

Сказал! - засмеялся Сережа. - Где это видано,чтобы свистки плавали! Зато рыбку может кот съесть, вот и не будет у тебя ни свистка, ни рыбки. А свисток кот не съест - он железный.

Мне мама не позволяет меняться. Она говорит,что сама купит, если мне что-нибудь надо, - сказал Виталик.

Где же она купит такой свисток? - ответил Сережа. - Такие свистки не продаются. Это настоящий милиционерский свисток. Я как выйду во двор да как засвищу, сразу все подумают, что милиционер пришел.

Сережа вынул из кармана свисток и засвистел.

А ну, дай я, - попросил Виталик.

Он взял свисток и подул в него. Свисток звонко, переливчато засвистел. Виталику очень понравилось, как он свистит. Ему захотелось иметь свисток, но он не мог сразу решиться и сказал:

А где у тебя будет жить рыбка? У тебя ведь аквариума нет.

А я посажу ее в банку из-под варенья. У нас большая банка есть.

Ну ладно, - согласился Виталик.

Ребята принялись ловить рыбку в аквариуме, но карась плавал быстро и не давался в руки. Они набрызгали вокруг водой, а Сережа измочил рукава до самых локтей. Наконец ему удалось схватить карасика.

Есть! - закричал он. - Давай сюда какую-нибудь кружку с водой! Я посажу туда рыбку.

Виталик поскорей налил в кружку воды. Сережа посадил карася в кружку. Ребята пошли к Сереже -сажать рыбку в банку. Банка оказалась не очень большая, и карасику в ней было не так просторно,как в аквариуме. Ребята долго смотрели, как карасик плавает в банке. Сережа радовался, а Виталику было жалко, что теперь у него не будет рыбки, а главное, он боялся признаться маме, что променял карасика на свисток.

"Ну ничего, может быть, мама и не заметит сразу, что рыбка пропала", - подумал Виталик и пошел домой.

Когда он вернулся, мама уже была дома.

Где же твоя рыбка? - спросила она.

Виталик растерялся и не знал, что сказать.

Может быть, ее Мурзик съел? - спросила мама.

Не знаю, - пробормотал Виталик.

Вот видишь, - сказала мама. - Он выбрал-таки время, когда дома никого не было, и выловил и заквариума рыбку! Где он, разбойник? Ну-ка, найди мне его сейчас!

Мурзик! Мурзик! - стал звать Виталик, но кота нигде не было.

Наверно, в форточку убежал, - сказала мама. -Пойди-ка во двор, позови его.

Виталик надел пальто и вышел во двор.

"Вот как нехорошо получилось! - думал он. -Теперь Мурзику из-за меня достанется".

Он хотел вернуться домой и сказать, что Мурзика во дворе нет, но тут Мурзик выскочил из отдушины, которая была под домом, и быстро побежал к двери.

Мурзинька, не ходи домой, - сказал Виталик. -Тебе попадет от мамы. Мурзик замурлыкал, принялся тереться спинкой об ноги Виталика, потом поглядел на закрытую дверь и потихоньку мяукнул.

Не понимаешь, глупый, - сказал Виталик. - Тебе ведь человеческим языком говорят, что нельзя домой.

Но Мурзик, конечно, ничего не понимал. Он ласкался к Виталику, терся об него боками и потихоньку бодал его головой, будто торопил поскорей открыть дверь. Виталик стал отталкивать его от двери, но Мурзик не хотел уходить. Тогда Виталик спрятался от него за дверь.

"Мяу!" - закричал Мурзик под дверью.

Виталик поскорей вышел обратно:

Тише! Кричит тут! Вот мама услышит, тогда узнаешь!

Он схватил Мурзика и принялся запихивать его обратно в отдушину под домом, из которой Мурзик только что вылез. Мурзик упирался всеми четырьмя лапами и не хотел лезть в отдушину.

Лезь, глупый! - уговаривал его Виталик. - Посиди там пока.

Наконец он его целиком запихал в отдушину. Только хвост Мурзика остался торчать снаружи. Некоторое время Мурзик сердито вертел хвостом, потом и хвост скрылся в отдушине. Виталик обрадовался. Он думал, что котенок останется теперь сидеть в подвале, но тут Мурзик снова выглянул из дыры.

Ну, куда же ты лезешь, глупая голова! - зашипел Виталик и загородил выход руками. - Говорят же тебе: нельзя домой идти.

"Мяу!" - закричал Мурзик.

Вот тебе и "мяу"! - передразнил его Виталик. - Ну что мне теперь делать с тобой?

Он стал оглядываться вокруг и искать, чем бызакрыть дыру. Рядом лежал кирпич. Виталик поднял его и закрыл дыру кирпичом.

Вот теперь не вылезешь, - сказал он. - Посиди там, в подвале, а завтра мама забудет про рыбку, и я тебя выпущу.

Виталик вернулся домой и сказал, что Мурзика во дворе нет.

Ничего, - сказала мама, - вернется. Я все равно не прощу ему этого.

За обедом Виталик сидел грустный и даже не хотел ничего есть.

"Я вот обедаю, - думал он, - а Мурзик, бедный, в подвале сидит".

Когда мама вышла из-за стола, он незаметно сунул в карман котлету и пошел во двор. Там он отодвинул кирпич, которым была закрыта отдушина, и потихоньку позвал:

Мурзик! Мурзик!

Но Мурзик не отзывался. Виталик нагнулся и заглянул в дыру. В подвале было темно и ничего не было видно.

Мурзик! Мурзинька! - звал Виталик. - Я тебе котлету принес! Мурзик не вылезал.

Не хочешь - ну и сиди, глупая голова! - сказал Виталик и вернулся домой.

Дома без Мурзика ему было скучно. На душе было как-то нехорошо, потому что он обманул маму. Мама заметила, что он грустный, и сказала:

Не горюй! Я тебе другую рыбку куплю.

Не надо, - сказал Виталик.

Он уже хотел признаться маме во всем, но у него не хватило смелости, и он ничего не сказал. Туг за окном послышался шорох и раздался крик:"Мяу!"

Виталик посмотрел в окно и увидел снаружи на подоконнике Мурзика. Видно, он вылез из подвала через другую дырку.

А! Пришел наконец, разбойник! - сказала мама. -Иди-ка сюда, иди! Мурзик прыгнул в открытую форточку и очутился в комнате. Мама хотела схватить его, но он, видно, догадался, что его хотят наказать, и шмыгнул под стол.

Ишь ты, хитрец какой! - сказала мама. -Чувствует, что виноват. Ну-ка, поймай его.

Виталик полез под стол. Мурзик увидел его и юркнул под диван. Виталик был рад, что Мурзик удрал от него. Он полез под диван и нарочно старался шуметь, чтобы Мурзик услышал и успел убежать. Мурзик выскочил из-под дивана. Виталик погнался за ним и принялся бегать по всей комнате.

Что ты такой шум поднял? Разве его так поймаешь! - сказала мама.

Тут Мурзик прыгнул на подоконник, где стоял аквариум, и хотел выскочить обратно в форточку,но сорвался и с размаху как плюхнется в аквариум! Вода так и брызнула в разные стороны. Мурзик выскочил из аквариума и давай отряхиваться. Тут мама и схватила его за шиворот:

Вот я тебя проучу как следует!

Мамочка, миленькая, не бей Мурзика! - заплакал Виталик.

Нечего его жалеть, - сказала мама. - Он ведь не пожалел рыбку.

Мамочка, он не виноват!

Как же "не виноват"? А кто карася съел?

Это не он.

А кто же?

Ты съел? - удивилась мама.

Нет, я не съел. Я его на свисток променял.

На какой свисток? - Вот на этот.

Виталик вынул из кармана свисток и показал маме.

Как же тебе не стыдно? - сказала мама.

Я нечаянно. Сережа сказал: "Давай меняться", я и поменялся.

Я не о том говорю! Я говорю, почему ты не сказал правду? Я ведь на Мурзика подумала. Разве честно на других сваливать?

Я боялся, что ты станешь бранить меня.

Это только трусы боятся говорить правду! Хорошо было бы, если б я наказала Мурзика?

Я больше не буду.

Ну смотри! Только потому прощаю, что ты все-таки сам признался, - сказала мама.

Виталик взял Мурзика и понес к батарее сушиться. Он посадил его на скамеечке и сел рядом с ним. Мокрая шерсть на Мурзике торчала в разные стороны, как иголки у ежика, и от этого Мурзик казался таким худым-худым, будто целую неделю совсем ничего не ел. Виталик вынул из кармана котлету и положил перед Мурзиком. Мурзик съел котлету, потом забрался на колени к Виталику, свернулся калачиком и замурлыкал свою песенку.

Главные герои

Виталик и Серёжа.

Краткое содержание рассказа Н.Носова "КАРАСИК"

Однажды к Виталику пришёл друг Серёжа и увидел у него аквариум с карасиком. Серёжа стал просить поменять ему рыбку на свисток. Наконец, Виталик согласился. Весь день он боялся сознаться маме и свалил вину на кота Мурзика. Мама разозлилась на кота и сказала сыну найти виновника. Виталик прятал кота от мамы. На душе было скверно. Наконец, когда Мурзик попался маме, Виталик сознался, что он променял карасика на свисток.

Для читательского дневника. Кратко рассказ Н.Носова "КАРАСИК"

В рассказе Николая Носова "КАРАСИК" говорится о двух мальчиках. У Виталика была настоящая красивая рыбка, а Серёжа, друг, увидев её, предложил другу обменяться: он ему свисток отдаст, а Виталик пусть отдаёт рыбку. Мальчик долго сопротивлялся, не хотел меняться, но всё же согласился.

Правда потом очень переживал, он понимал, что поступил плохо и мама расстроится. Сначала он обманул её, не сказав правду, затем старался спасти кота Мурзика от наказания от мамы, ведь она решила, что он съел рыбку и когда уже схватила его за шиворот, мальчик признался, что виноват он, а не кот.

Чему учит рассказ "КАРАСИК"?

Рассказ учит признавать свои ошибки, даже перед страхом быть наказанным за содеянное.

Подходящие пословицы к рассказу "КАРАСИК"

Кто не врёт, тот спокойнее живёт.
Доброе дело - правду говорить смело.

Смотрите также: "Горячий камень" Аркадий Гайдар

Комментарии посетителей сайта:

рассказ Носова "Карасик" (15:23:00 20/11/2016):

Мальчикам стыдно быть трусливыми. Это не мужское качество. Поэтому читателям рассказа "Карасик" Николая Носова так стыдно за мальчика Виталика. Он не думал, что ему так быстро наскучит ухаживать за подаренной мамой рыбкой. Мальчик обрадовался, когда товарищ предложил ему обменяться - рыбку на свисток. Ещё бы - за свистком ведь не нужно убирать! Виталик не подумал, что скажет ему мама. Её он обманул, якобы кот съел карасика. Просто испугался сказать правду.
Мама попросила мальчика отыскать кота, чтобы наказать его. Виталик хоть и струсил, но был добрым мальчиком, поэтому всё рассказал маме как было. Она его простила за честность.

Кратко для читательского дневника КАРАСИК (11:00:00 13/07/2017):

Рассказ под названием "Карасик" очень забавный.

Мама подарила своему сыночку Виталику аквариум с карасиком, тот был в восторге, но вскоре рыбка ему надоела и он решил поменять ее на свисток, друг Сережа отдал ему свой свисток, а Виталик своего карасика.

Маме, мальчик, сказал, что карасика съел кот Мурзик, сам пошел его прятать, чтобы мама не наказала кота.

Но Мурзик умудряется выпрыгнуть через окно и кот проникает в дом и плюхается аквариум, Виталик признается, маме, что обменял подарок мамы на свисток.

Мама пристыдила и сына и сказала, чтобы он больше не врал и не сваливал вину на других, Виталик пообещал, что так больше делать не будет.

Вопросы и ответы к рассказу КАРАСИК: (21:08:00 21/08/2017):
Какие чувства вас наполняли, когда вы читали это произведение. (Грусть, радость, сожаление, сочувствие)
К какому жанру мы отнесем этот вид текста?
Назовите героев рассказа. - Как попал карасик к Виталику?
Найдите в тексте описание карасика. (Серебристый, красивый, хороший, маленький)
Как относился к рыбке Виталик сначала? (Интересовался, кормил, менял воду, заботился)
Изменилось ли его отношение к рыбке потом? Почему? (Привык, забывал кормить, обменял)
Как это характеризует Виталика?
Сразу ли согласился Виталик на обмен? Найдите этот эпизод.
А почему Виталик боялся сознаться в том, что он обменял карасика на свисток?
Какие чувства он испытывал, что переживал? (Растерянность, задумался, волновался, боялся, переживал)
За кого больше переживал Виталик? (За себя. Боялся, что мама его накажет.)
Почему мама подумала, что карасика съел Мурзик? - Опишите.
Какие чувства испытывал Виталик за обедом. Почему? (Грусть, ничего не хотел есть. Он расстроился, что мама накажет Мурзика.)
Как Виталик относился к Мурзику?
И все-таки он сознался. Почему? (Боялся за Мурзика)
Легко ли было ему сделать это. Почему? (Не хватало смелости)
Что изменилось после его признания? (Он сразу стал весёлым) - Почему?
А можно ли было избежать неприятностей? (Сразу сказать правду)
Как вы понимаете значение слова правда? (Справедливость, честность, правое дело)
В словаре Ожегова правда - это справедливость, честность, правое дело, правильный образ действий и мыслей.
Какая главная мысль рассказа? - Найдите в тексте предложение, которое может быть ответом на вопрос. (Слова мамы: «Это только трусы боятся говорить правду»)
А какой поступок совершил Сережа?
Как вы понимаете пословицу: Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Непонятные слова из рассказа КАРАСИК и их значение: (18:46:00 15/11/2017):
Отдушина под домом - служит для проветривания пространства под домом.
Бранить - ругать
Юркнул - быстрым движением скрыться куда-нибудь
Шмыгнул - быстро проскользнуть куда-либо, незаметно уйти, скрыться; юркнуть.
Плюхнулся - упасть с шумом (обычно во что-либо жидкое)
Схватила за шиворот - схватить за ворот, за воротник или за загривок
Свернулся калачиком - лежать формой, напоминая калач

Краткое содержание рассказа Носова "Карасик" в виде плана: (13:02:00 22/02/2018):

1. Мама покупает Виталику карасика и тот забавляется с рыбкой.
2. Мурзик часто смотрит на рыбку в аквариуме и мама предупреждает Виталика, что кот может съесть карасика.
3. К Виталику приходит друг Сережа и предлагает поменять карасика на свисток.
4. Виталик сперва отказывается. но увидев свисток соглашается.
5. Друзья ловят карасика и относят к Сереже, где тот сажает карасика в банку.
6. Виталик говорит маме, что Мурзик съел карасика и идет искать его во двор.
7. Виталик не пускает Мурзика домой и запирает в подвале.
8. Виталик относит Мурзику котлету, но тот не отзывается
9. Мурзик через окно проникает домой и Виталик пытается его поймать.
10. Мурзик шлепается в аквариум и его ловит мама.
11. Виталик признается, что это он обменял карасика, мама стыдит его.

чара дримур (15:08:58 14/02/2019):
ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа

яч (15:10:15 14/08/2019):

Ваше имя:

Татьяна Блинова
Конспект НОД по художественной дитературе в средней группе. Чтение рассказа Н. Носова «Карасик»

Тема НОД Чтение рассказа Н . Носова «Карасик »

Задачи НОД

«Чтение художественной литературы » : дать детям представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки героев-детей, образы художественной литературы . Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других.

«Социализация» : приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) ;

«Коммуникация» : формировать навык образной и связной речи, используя пословицы, поговорки, сравнительные обороты. Активизировать словарь детей понятиями : правда, честность, неправда, нечестность, ложь,

«Художественный творчество » : формировать умение в рисунке передавать сюжет произведения.

Необходимое оборудование и материалы

Материал : портрет Н. Носова , рассказ Н . Носова «Карасик » , книги, иллюстрации к рассказам «Огурцы» , «Живая шляпа» , «Заплатка» , цветная бумага, фломастеры, краски.

Чтение и обсуждение рассказов Н . Носова «Фантазёры» , «Огурцы» , «Живая шляпа» , «Заплатка» .

Заучивание пословиц, поговорок, объяснение их значения.

Словесные игры «Хорошо-плохо» , «Угадай настроение» , «Быль или небылица?»

Этапы НОД

Воспитатель вносит портрет Н. Носова .

Вопросы к детям : Кто знает, чей это портрет? Какие произведения написал Н. Носов ? Кто главные герои всех произведений?

Воспитатель знакомит детей с героем рассказа Н . Носова «Карасик » .

Воспитатель зачитывает пословицу «Доброе дело – правду говорить смело» .

Вопросы к детям : Как вы понимаете пословицу? Вы всегда говорите правду? Трудно говорить правду? Что может быть, если не скажешь правду?

Обобщение. Нужно всегда говорить правду, какая бы горькая она не была, ничего нельзя скрывать.

Воспитатель читает рассказ Н . Носова «Карасик » .

Физминутка

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали.

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь.

Будто мой упругий мяч.

Вопросы к детям : Кто главный герой рассказа ? Кто из вас пожалел Павлика? Почему? А кому Павлика не было жалко? Почему? Как вы думаете, почему Павлик не сразу сознался в своем поступке? Когда Павлик сказал правду? Как вы думаете, трудно ему было сознаваться? Почему Павлик не переложил свою вину на кошку? Как можно назвать (охарактеризовать) мальчика? Что можно сказать о маме мальчика?

Воспитатель предлагает детям вспомнить пословицы, поговорки о честности, правдивости :

Правда в огне не горит.

Правда глаза колет.

Ложь человека не красит.

Вопросы к детям : Как называются люди, которые обманывают? Какие качества радуют взрослых, детей?

Воспитатель читает стихотворение :

«В чём бы ты ни провинился, научись держать ответ.

За свои поступки каждый должен смело отвечать.

Обобщение. Есть правило, которое учит нас держать ответ за своё поведение, и мы должны его выполнять.

Творческая деятельность

Воспитатель предлагает нарисовать сюжет из этого рассказа , тот который больше всего запомнился детям.

Рефлексия Рассказы детей о своих рисунках.


Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка, красивая! Серебристый карасик – вот как она называлась. Виталик был рад, что у него есть карасик. Первое время он очень интересовался рыбкой – кормил её, менял воду в аквариуме, а потом привык к ней и иногда даже забывал её вовремя покормить.

А ещё у Виталика был котёнок Мурзик. Он был серый, пушистый, а глаза у него были большие, зелёные. Мурзик очень любил смотреть на рыбку. По целым часам он сидел возле аквариума и не сводил глаз с карасика.

– Ты смотри за Мурзиком, – говорила Виталику мама. – Как бы он не съел твоего карася.

– Не съест, – отвечал Виталик. – Я буду смотреть.

Однажды, когда мамы не было дома, к Виталику пришёл его друг Серёжа. Он увидел в аквариуме рыбку и сказал:

– Давай меняться. Ты дай мне карасика, а я, если хочешь, дам тебе свой свисток.

– Зачем мне свисток? – сказал Виталик. – Помоему, рыбка лучше свистка.

– Чем же она лучше? Свисток свистеть может. А рыбка что? Разве может рыбка свистеть?

– Зачем же рыбке свистеть? – ответил Виталик. – Рыбка свистеть не может, зато она плавает. А свисток разве может плавать?

– Сказал! – засмеялся Серёжа. – Где это видано, чтобы свистки плавали! Зато рыбку может кот съесть, вот и не будет у тебя ни свистка, ни рыбки. А свисток кот не съест – он железный.

– Мне мама не позволяет меняться. Она говорит, что сама купит, если мне чтонибудь надо, – сказал Виталик.

– Где же она купит такой свисток? – ответил Серёжа. – Такие свистки не продаются. Это настоящий милиционерский свисток. Я как выйду во двор да как засвищу, сразу все подумают, что милиционер пришёл.

Серёжа вынул из кармана свисток и засвистел.

– А ну, дай я, – попросил Виталик.

Он взял свисток и подул в него. Свисток звонко, переливчато засвистел. Виталику очень понравилось, как он свистит. Ему захотелось иметь свисток, но он не мог сразу решиться и сказал:

– А где у тебя будет жить рыбка? У тебя ведь аквариума нет.

– А я посажу её в банку изпод варенья. У нас большая банка есть.

– Ну ладно, – согласился Виталик.

Ребята принялись ловить рыбку в аквариуме, но карась плавал быстро и не давался в руки. Они набрызгали вокруг водой, а Серёжа измочил рукава до самых локтей. Наконец ему удалось схватить карасика.

– Есть! – закричал он. – Давай сюда какуюнибудь кружку с водой! Я посажу туда рыбку.

Виталик поскорей налил в кружку воды. Серёжа посадил карася в кружку. Ребята пошли к Серёже – сажать рыбку в банку. Банка оказалась не очень большая, и карасику в ней было не так просторно, как в аквариуме. Ребята долго смотрели, как карасик плавает в банке. Серёжа радовался, а Виталику было жалко, что теперь у него не будет рыбки, а главное, он боялся признаться маме, что променял карасика на свисток.

«Ну ничего, может быть, мама и не заметит сразу, что рыбка пропала», – подумал Виталик и пошёл домой.

Когда он вернулся, мама уже была дома.

– Где же твоя рыбка? – спросила она.

Виталик растерялся и не знал, что сказать.

– Может быть, её Мурзик съел? – спросила мама.

– Не знаю, – пробормотал Виталик.

– Вот видишь, – сказала мама. – Он выбралтаки время, когда дома никого не было, и выловил из аквариума рыбку! Где он, разбойник? Нука, найди мне его сейчас!

– Мурзик! Мурзик! – стал звать Виталик, но кота нигде не было.

– Наверно, в форточку убежал, – сказала мама. – Пойдика во двор, позови его.

Виталик надел пальто и вышел во двор.

«Вот как нехорошо получилось! – думал он. – Теперь Мурзику из-за меня достанется».

Он хотел вернуться домой и сказать, что Мурзика во дворе нет, но тут Мурзик выскочил из отдушины, которая была под домом, и быстро побежал к двери.

– Мурзинька, не ходи домой, – сказал Виталик. – Тебе попадёт от мамы.

Мурзик замурлыкал, принялся тереться спинкой об ноги Виталика, потом поглядел на закрытую дверь и потихоньку мяукнул.

– Не понимаешь, глупый, – сказал Виталик. – Тебе ведь человеческим языком говорят, что нельзя домой.

Но Мурзик, конечно, ничего не понимал. Он ласкался к Виталику, тёрся об него боками и потихоньку бодал его головой, будто торопил поскорей открыть дверь. Виталик стал отталкивать его от двери, но Мурзик не хотел уходить. Тогда Виталик спрятался от него за дверь.

«Мяу!» – закричал Мурзик под дверью.

Виталик поскорей вышел обратно:

– Тише! Кричит тут! Вот мама услышит, тогда узнаешь!

Он схватил Мурзика и принялся запихивать его обратно в отдушину под домом, из которой Мурзик только что вылез. Мурзик упирался всеми четырьмя лапами и не хотел лезть в отдушину.

История рассказывает, как мальчику Виталику мама купила аквариум. В нем жил серебристый карасик, который очень понравился мальчику. Надоела Виталику рыбка, потому он обменял ее у своего друга на свисток. Мама думала, что карасиком полакомился кот Мурзик, но узнала всю правду…

Рассказ Карасик читать

Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка, красивая! Серебристый карасик - вот как она называлась. Виталик был рад, что у него есть карасик. Первое время он очень интересовался рыбкой - кормил ее, менял воду в аквариуме, а потом привык к ней и иногда даже забывал ее вовремя покормить.

А еще у Виталика был котенок Мурзик. Он был серый, пушистый, а глаза у него были большие, зеленые. Мурзик очень любил смотреть на рыбку. По целым часам он сидел возле аквариума и не сводил глаз с карасика.

Ты смотри за Мурзиком, - говорила Виталику мама. - Как бы он не съел твоего карася.

Не съест, - отвечал Виталик. - Я буду смотреть.

Однажды, когда мамы не было дома, к Виталику пришел его друг Сережа. Он увидел в аквариуме рыбку и сказал:

Давай меняться. Ты дай мне карасика, а я, если хочешь, дам тебе свой свисток.

Зачем мне свисток? - сказал Виталик. - По-моему, рыбка лучше свистка.

Чем же она лучше? Свисток свистеть может. А рыбка что? Разве может рыбка свистеть?

Зачем же рыбке свистеть? - ответил Виталик. - Рыбка свистеть не может, зато она плавает. А свисток разве может плавать?

Сказал! - засмеялся Сережа. - Где это видано, чтобы свистки плавали! Зато рыбку может кот съесть, вот и не будет у тебя ни свистка, ни рыбки. А свисток кот не съест - он железный.

Мне мама не позволяет меняться. Она говорит, что сама купит, если мне что-нибудь надо, - сказал Виталик.

Где же она купит такой свисток? - ответил Сережа. - Такие свистки не продаются. Это настоящий милиционерский свисток. Я как выйду во двор да как засвищу, сразу все подумают, что милиционер пришел.

Сережа вынул из кармана свисток и засвистел.

А ну, дай я, - попросил Виталик.

Он взял свисток и подул в него. Свисток звонко, переливчато засвистел. Виталику очень понравилось, как он свистит. Ему захотелось иметь свисток, но он не мог сразу решиться и сказал:

А где у тебя будет жить рыбка? У тебя ведь аквариума нет.

А я посажу ее в банку из-под варенья. У нас большая банка есть.

Ну ладно, - согласился Виталик.

Ребята принялись ловить рыбку в аквариуме, но карась плавал быстро и не давался в руки. Они набрызгали вокруг водой, а Сережа измочил рукава до самых локтей. Наконец ему удалось схватить карасика.

Есть! - закричал он. - Давай сюда какую-нибудь кружку с водой! Я посажу туда рыбку.

Виталик поскорей налил в кружку воды. Сережа посадил карася в кружку. Ребята пошли к Сереже - сажать рыбку в банку. Банка оказалась не очень большая, и карасику в ней было не так просторно, как в аквариуме. Ребята долго смотрели, как карасик плавает в банке. Сережа радовался, а Виталику было жалко, что теперь у него не будет рыбки, а главное, он боялся признаться маме, что променял карасика на свисток.

"Ну, ничего, может быть, мама и не заметит сразу, что рыбка пропала", - подумал Виталик и пошел домой.

Когда он вернулся, мама уже была дома.

Где же твоя рыбка? - спросила она.

Виталик растерялся и не знал, что сказать.

Может быть, ее Мурзик съел? - спросила мама.

Не знаю, - пробормотал Виталик.

Вот видишь, - сказала мама. - Он выбрал-таки время, когда дома никого не было, и выловил из аквариума рыбку! Где он, разбойник? Ну-ка, найди мне его сейчас!

Мурзик! Мурзик! - стал звать Виталик, но кота нигде не было.

Наверно, в форточку убежал, - сказала мама. - Пойди-ка во двор, позови его.

Виталик надел пальто и вышел во двор.

"Вот как нехорошо получилось! - думал он. - Теперь Мурзику из-за меня достанется".

Он хотел вернуться домой и сказать, что Мурзика во дворе нет, но тут Мурзик выскочил из отдушины, которая была под домом, и быстро побежал к двери.

Мурзинька, не ходи домой, - сказал Виталик. - Тебе попадет от мамы. Мурзик замурлыкал, принялся тереться спинкой об ноги Виталика, потом поглядел на закрытую дверь и потихоньку мяукнул.

Не понимаешь, глупый, - сказал Виталик. - Тебе ведь человеческим языком говорят, что нельзя домой.

Но Мурзик, конечно, ничего не понимал. Он ласкался к Виталику, терся об него боками и потихоньку бодал его головой, будто торопил поскорей открыть дверь. Виталик стал отталкивать его от двери, но Мурзик не хотел уходить. Тогда Виталик спрятался от него за дверь.

"Мяу!" - закричал Мурзик под дверью.

Виталик поскорей вышел обратно:

Тише! Кричит тут! Вот мама услышит, тогда узнаешь!

Он схватил Мурзика и принялся запихивать его обратно в отдушину под домом, из которой Мурзик только что вылез. Мурзик упирался всеми четырьмя лапами и не хотел лезть в отдушину.

Лезь, глупый! - уговаривал его Виталик. - Посиди там пока.

Наконец он его целиком запихал в отдушину. Только хвост Мурзика остался торчать снаружи. Некоторое время Мурзик сердито вертел хвостом, потом и хвост скрылся в отдушине. Виталик обрадовался. Он думал, что котенок останется теперь сидеть в подвале, но тут Мурзик снова выглянул из дыры.

Ну, куда же ты лезешь, глупая голова! - зашипел Виталик и загородил выход руками. - Говорят же тебе: нельзя домой идти.

"Мяу!" - закричал Мурзик.

Вот тебе и "мяу"! - передразнил его Виталик. - Ну что мне теперь делать с тобой?

Он стал оглядываться вокруг и искать, чем бы закрыть дыру. Рядом лежал кирпич. Виталик поднял его и закрыл дыру кирпичом.

Вот теперь не вылезешь, - сказал он. - Посиди там, в подвале, а завтра мама забудет про рыбку, и я тебя выпущу.

Виталик вернулся домой и сказал, что Мурзика во дворе нет.

Ничего, - сказала мама, - вернется. Я все равно не прощу ему этого.

За обедом Виталик сидел грустный и даже не хотел ничего есть.

"Я вот обедаю, - думал он, - а Мурзик, бедный, в подвале сидит".

Когда мама вышла из-за стола, он незаметно сунул в карман котлету и пошел во двор. Там он отодвинул кирпич, которым была закрыта отдушина, и потихоньку позвал:

Мурзик! Мурзик!

Но Мурзик не отзывался. Виталик нагнулся и заглянул в дыру. В подвале было темно и ничего не было видно.

Мурзик! Мурзинька! - звал Виталик. - Я тебе котлету принес! Мурзик не вылезал.

Не хочешь - ну и сиди, глупая голова! - сказал Виталик и вернулся домой.

Дома без Мурзика ему было скучно. На душе было как-то нехорошо, потому что он обманул маму. Мама заметила, что он грустный, и сказала:

Не горюй! Я тебе другую рыбку куплю.

Не надо, - сказал Виталик.

Он уже хотел признаться маме во всем, но у него не хватило смелости, и он ничего не сказал. Туг за окном послышался шорох и раздался крик: "Мяу!"

Виталик посмотрел в окно и увидел снаружи на подоконнике Мурзика. Видно, он вылез из подвала через другую дырку.

А! Пришел наконец, разбойник! - сказала мама. - Иди-ка сюда, иди! Мурзик прыгнул в открытую форточку и очутился в комнате. Мама хотела схватить его, но он, видно, догадался, что его хотят наказать, и шмыгнул под стол.

Ишь ты, хитрец какой! - сказала мама. - Чувствует, что виноват. Ну-ка, поймай его.

Виталик полез под стол. Мурзик увидел его и юркнул под диван. Виталик был рад, что Мурзик удрал от него. Он полез под диван и нарочно старался шуметь, чтобы Мурзик услышал и успел убежать. Мурзик выскочил из-под дивана. Виталик погнался за ним и принялся бегать по всей комнате.

Что ты такой шум поднял? Разве его так поймаешь! - сказала мама.

Тут Мурзик прыгнул на подоконник, где стоял аквариум, и хотел выскочить обратно в форточку, но сорвался и с размаху как плюхнется в аквариум! Вода так и брызнула в разные стороны. Мурзик выскочил из аквариума и давай отряхиваться. Тут мама и схватила его за шиворот:

Вот я тебя проучу как следует!

Мамочка, миленькая, не бей Мурзика! - заплакал Виталик.

Нечего его жалеть, - сказала мама. - Он ведь не пожалел рыбку.

Мамочка, он не виноват!

Как же "не виноват"? А кто карася съел?

Это не он.

А кто же?

Ты съел? - удивилась мама.

Нет, я не съел. Я его на свисток променял.

На какой свисток? - Вот на этот.

Виталик вынул из кармана свисток и показал маме.

Как же тебе не стыдно? - сказала мама.

Я нечаянно. Сережа сказал: "Давай меняться", я и поменялся.

Я не о том говорю! Я говорю, почему ты не сказал правду? Я ведь на Мурзика подумала. Разве честно на других сваливать?

Я боялся, что ты станешь бранить меня.

Это только трусы боятся говорить правду! Хорошо было бы, если б я наказала Мурзика?

Я больше не буду.

Ну, смотри! Только потому прощаю, что ты все-таки сам признался, - сказала мама.

Виталик взял Мурзика и понес к батарее сушиться. Он посадил его на скамеечке и сел рядом с ним. Мокрая шерсть на Мурзике торчала в разные стороны, как иголки у ежика, и от этого Мурзик казался таким худым-худым, будто целую неделю совсем ничего не ел. Виталик вынул из кармана котлету и положил перед Мурзиком. Мурзик съел котлету, потом забрался на колени к Виталику, свернулся калачиком и замурлыкал свою песенку.

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  • актуализировать знания учащихся о творчестве Н.Носова, историй его героев, научить анализировать текст;
  • способствовать развитию связной речи, навыков беглого чтения;
  • воспитывать культуру отношений между сверстниками;
  • развивать способность восприятия детской литературы;
  • прививать любовь и заинтересованность к изучению русской литературы.

Формировать УУД:

  • Личностные : оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов.
  • Регулятивные : определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  • Коммуникативные : участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
  • Познавательные : ознакомить с творчеством детских писателей, расширять читательский кругозор младших школьников. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Планируемые результаты:

Предметные : работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь), соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текс на основе иллюстраций, отбирать ключевые слова, позволяющие создать свой собственный текст.

Личностные : осмыслять нравственные ценности: любовь к природе, к животным, малая родина, родители, уважение к старшим, правила взаимоотношений в обществе.

Метапредметные :

  • Формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника. (Регулятивные УУД).
  • Планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке. (Коммуникативные УУД).
  • Находить необходимую информацию в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника (Познавательные УУД).

Задачи:

  • Продолжить знакомство с творчеством Н. Н. Носова.
  • Формирование сознательного читателя, читательских умений и навыков.
  • Учить детей задумываться о прочитанном; сопереживать героям рассказа; оценивать их поступки и поведение; учить понимать главную мысль произведения.
  • Развивать наблюдательность, логическое мышление, связную речь, умение анализировать.
  • Воспитывать доброе отношение ко всему живому, честность, правдивость.
  • Приобщать учащихся к чтению детской художественной литературы.

ХОД УРОКОВ

Эпиграфом нашего урока будут слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

I. Мотивация к учебной деятельности

Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!

II. Проверка домашнего задания

Дома вы готовили пересказ от имени Серой Шейки. (Послушать отрывок)

III. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности

Сегодня мы отправимся в гости к новым героям.
- А на чём же мы отправимся?

Это просто супер-дом!
Очень много людей в нем.
Обувь его резиновая,
А еда у него бензиновая. (Автобус) Слайд 1

Но сначала вспомним правила поведения в автобусе.

(К доске выходят подготовленные ученики.)

1-й ученик: Если есть свободное место, стоит сразу занять его, чтобы не мешать проходить другим людям. Только помни: надо уступать места пожилым людям, маленьким детям, инвалидам. Нельзя бегать по салону и толкать приятелей. Если автобус резко затормозит, ты можешь упасть сам и «уронить» других людей. Если ты стоишь, держись за поручни. В противном случае при резком торможении ты рискуешь получить синяки и ушибы.

2-й ученик: Не разговаривай громко и не кричи. Это проявления бескультурья и невоспитанности. Ведь шум не только раздражает других пассажиров — он может мешать водителю и отвлекать его от работы.

3-й ученик: К выходу лучше готовиться заранее: надо спросить у других пассажиров — выходят ли они на твоей остановке? Подойди ближе к дверям, но не спускайся на ступеньки — тебя могут защемить открывающиеся двери.
Когда водитель остановит автобус и откроет двери, выходи спокойно, без суеты и спешки.

4-й ученик: Dear ladies and gentlemen! Our bus departs. Please do not leave their seat or the handgrips.

Послушайте отрывки, узнайте по ним произведения.

─ А я один раз купался в море, ─ говорит Мишутка, ─ и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову ─ и откусила.
─ Врешь!
─ Нет, правда!
─ Почему же ты не умер?
─ А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

(«Фантазёры»)

Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.
Мама рассердилась:
- Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна

(«Заплатка»)

Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток.

(«Огурцы»)

«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё».
Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там - ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет всё выше и выше. Взобрался на самый верх.

(«На горке»)

Что объединяет все эти произведения?
- Сформулируйте тему урока. Слайд 2

IV. Работа по теме урока

1. Включение в систему знаний и повторение

С биографией Н. Н. Носова мы уже знакомились. Хочется только напомнить его слова: «Сочинять для детей - наилучшая работа.
Она требует очень много знаний.
Главное - любовь к ним и уважение.
Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением.»
- С каким произведением мы познакомимся сегодня? Откройте стр. 128 учебника.
- Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием?
Слайд 3
- Где мы можем найти информацию о карасях?
- Пожалуй, карась самая капризная рыба из всего рыбьего населения. Только что клевал и вдруг — как отрезало. Такое случается даже в период цветения шиповника, когда, по всем приметам, должен быть самый активный клев. Хотя в выборе корма карась неприхотлив: питается почти всем, что находит. А почему вдруг теряет аппетит — так никто толком не объяснил.
Карасевый дом — это участок тинистого дна, на котором он добывает себе корм: мотыля, червячков, прочую мелкую живность. Уткнется носом и роет, выставив хвост. Карась медлителен, привязан к своему огороду. По внешнему виду он отдаленно напоминает карпа. Бывает двух видов: золотой (желто-красноватого цвета) и серебряный (белый, с темноватой спиной).

В тексте вам могут встретиться следующие слова. Попробуйте объяснить их значение.

2. Словарная работа. Слайды 4-6

Отдушина под домом - служит для проветривания пространства под домом.
Бранить - ругать
Юркнул - быстрым движением скрыться куда-нибудь
Шмыгнул - быстро проскользнуть куда-л., незаметно уйти, скрыться; юркнуть.
Плюхнулся - упасть с шумом (обычно во что-либо жидкое)
Схватила за шиворот - схватить за ворот, за воротник или за загривок
Свернулся калачиком - лежать формой, напоминая калач

У нас есть возможность послушать отрывок из произведения.
- Хотите узнать всю историю? Слайд 7

3. Первичное чтение текста

Чтение рассказа учениками.

4. Проверка первичного восприятия текста

Какие чувства вас наполняли, когда вы читали это произведение. (Грусть, радость, сожаление, сочувствие)
- К какому жанру мы отнесем этот вид текста?
- Назовите героев рассказа.
- Как попал карасик к Виталику?
- Найдите в тексте описание карасика. (Серебристый, красивый, хороший, маленький)
- Как относился к рыбке Виталик сначала? (Интересовался, кормил, менял воду, заботился)
- Изменилось ли его отношение к рыбке потом? Почему? (Привык, забывал кормить, обменял)
- Как это характеризует Виталика?
- Сразу ли согласился Виталик на обмен? Найдите этот эпизод.
- А почему Виталик боялся сознаться в том, что он обменял карасика на свисток?
- Какие чувства он испытывал, что переживал? (Растерянность, задумался, волновался, боялся, переживал)
- За кого больше переживал Виталик? (За себя. Боялся, что мама его накажет.)
- Почему мама подумала, что карасика съел Мурзик?
- Опишите. Какие чувства испытывал Виталик за обедом. Почему? (Грусть, ничего не хотел есть. Он расстроился, что мама накажет Мурзика.)
- Как Виталик относился к Мурзику?
- И все-таки он сознался. Почему? (Боялся за Мурзика)
- Легко ли было ему сделать это. Почему? (Не хватало смелости)
- Что изменилось после его признания? (Он сразу стал весёлым)
- Почему?
- А можно ли было избежать неприятностей? (Сразу сказать правду)
- Как вы понимаете значение слова правда ? (Справедливость, честность, правое дело)
- В словаре Ожегова правда — это справедливость, честность, правое дело, правильный образ действий и мыслей.
- Какая главная мысль рассказа?
- Найдите в тексте предложение, которое может быть ответом на вопрос. (Слова мамы: «Это только трусы боятся говорить правду»)
- А какой поступок совершил Сережа?
- Как вы понимаете пословицу: Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

5. Физминутка

Как плавал карасик, покажите.
- Как он резвился в аквариуме, выпускал воздух, нырял.
- А как ему стало в банке, покажите

6. Игра «Зажги огонек»

- Лучший друг транспорта - это светофор. Но он и наш верный друг.

Знай пешеход,
И знай шофёр -
В дороге главный - Светофор!
Чтоб в путь пуститься без опаски,
Ты выучи его подсказки:
Если красный свет горит -
Помни пешеход стоит!
Если загорелся жёлтый -
Знай, скоро уж пойдёшь ты.
А зелёный свет горит -
Шагай смело - путь открыт!

Я хочу проверить: насколько вы внимательны.
- Поднимите огонёк нужного цвета: зелёный - да, жёлтый - не знаю, красный - нет.

1. Виталик променял карасика на свисток? (да)
2. В пропаже карасика мама обвинила Серёжу? (нет)
3. Серёжа посадил карасика в банку? (да)
4. Банка была просторной? (нет)
5. Кота звали Барсик? (нет)
6. Мурзик обиделся на Виталика? (нет)

7. Графический диктант по содержанию

- 1. Мама подарила Виталику аквариум с золотистым карасиком? (Серебристым)
+ 2. Кот Мурзик любил смотреть на рыбку?
+ 3. Виталик променял карасика на милиционерский свисток?
+ 4. Виталик боялся признаться маме, что променял карасика на свисток?
+ 5. Мурзик упирался лапками и не хотел лезть в отдушину?
- 6. За обедом Виталик сидел и ел с аппетитом? (Не хотел ничего есть)
+ 7. Когда мама вышла, Виталик сунул в карман котлету и понёс её Мурзику?
+ 8. На душе было как-то нехорошо, потому что он обманул маму?
- 9. Мурзик вернулся домой, и мама хотела его пожалеть? (Наказать)
+ 10. Виталик признался маме, что променял рыбку на свисток?

Проверка по эталону. Анализ результатов.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- + + + + - + + - +

Видишь "зебру" на дороге - это значит переход.
И машины пропускают, ты идёшь скорей вперёд.
Вы запомните, ребята, как запомнил это я;
Что дорогу, где попало вам переходить нельзя!

8. Восстановление сюжетной линии

- Возьмите конверты. Выложите зебру.

Заточение Мурзика.
Возвращение Мурзика.
Подарок мамы.
Душевные переживания.
Котёнок.
Разговор с мамой.
Признание.
Обмен.

(Верный вариант.)

Подарок мамы.
Котёнок.
Обмен.
Разговор с мамой.
Заточение Мурзика.
Душевные переживания.
Возвращение Мурзика.
Признание.

9. Синквейн

Давайте составим синквейн Виталика. (Карточка)

10. Работа в парах «Грамконструктор»

Я сейчас раздам вам карточки со словами, а вы составьте из них предложение.

  1. От твоего обмана может пострадать невинный.
  2. Если ты совершил плохой поступок, то в этом нужно признаться.
  3. Когда ты говоришь правду, то тебе самому становится легко на душе.

Запишите эти «золотые» слова в своём сердечке.

V. Итог урока. Рефлексия

С каким произведением Н Носова познакомились на уроке?
- Кому из героев рассказа ты сопереживал больше всего? Почему?
- Как вы думаете, каким человеком вырастет Виталик?
- Почему рассказ называется «Карасик», а не «Мурзик» или «Виталик»?
- Какие полезные уроки вы извлекли из этого рассказа?
- В файле лежит картинка карасика. Куда вы его приклеите?

  • В аквариум - побольше таких дел, поучительно,
  • Банка - не всё, интересно,
  • Никуда - дело не понравилось, скучно.

VI. Домашнее задание.

Пересказать близко к тексту от имени Мурзика или карасика.