Что делать если не хочется молиться. Почему я не могу молиться новомученикам

Молитва по соглашению "Доброуст" многого требует от своих участников. Ежедневно читать молитвенные записки, Псалтырь по усопшим по соглашению, Евангелие по главе за человека. Все это серьезные духовные рычаги, сильно влияющие на реальность. Так и переутомиться можно...

Практика показывает - выдерживают такой серьезный молитвенный график немногие. Просто потому, что мы часто совершаем одну ошибку. Мы любим успех. Мы любим чувствовать себя победителями. Нас этому учат. Нас к этому призывают. Мы не хотим делать нечто, если оно не сулит победы. Если оно не наполняет нас триумфом победителя. Молитва по соглашению скорее очень яркий лакмус, показывающий, как мало мы можем. Собственная слабость - это та правда, с которой сталкивается молящихся... Что же делать в такой ситуации?


Мы поставлены перед противоречием. Много молишься? Устаешь? Тебя хочется обнять за твое доброе сердце, но сам себя ты похвалить не сможешь. Даже внутренне. Сразу будет звонкий щелчок кнутом от собственного же внутреннего надзирателя "а ну стоп... что за гордыня..." Мы не даем себе права радоваться за выполненный духовный труд. И это одна из причин, по которой духовный труд мало кто любит. Он не вознаграждаем привычной нам системой мотивации.
Нас не поддержат и близкие. Они могут знать про нашу молитвенную работу, но... Если ты подмел всю квартиру, перемыл всю посуду, ты услышишь слова моральной поддержки. Ты молодец, ты сделал нечто наглядно, очевидно общеполезное. Но если ты выполнил духовный труд, за него не принято хвалить. Напротив, многие сделают как раз обратное. Чтобы смирить или потому что твоя активность их раздражает. Да и плоды как то не очевидны, а ведь труд серьезен.

Преамбула красноречива. Не хвалят, скорее ругают, плюс уныние от молитвы за других, плюс искушения в ассортименте и прямые бесовские нападки. Хочется бросить.

Но есть те, кто не бросают. Как они это делают, какие приемы используют?

"Доброуст" создавался человеком, знающим нашу психологию. Например, в "Доброусте" очень много времени можно тратить на изучение статистики "сколько помолились за моих близких". Это наглядно, это "то, что можно пощупать". Цифры кол-ва поминовений вроде бы фантомны, но они (в свою очередь) отражают меру чужих молитвенных усилий. И косвенным образом выражают и "прогресс вымаливания", если так можно выразиться. Изучение статистики - это тот позитив, которого не хватает в молитве. Это один из приемов. Причем очень сильный. Видеть, как растет общее число поминовения твоих близких.

Очень хорошо поддерживает зримый эффект помощи. Отлично работают типы молитвы о примирении. Попробуйте кого-нибудь примирить, узрите результат и это вас поддержит. Вы занимаетесь не странной ерундой, а реально меняющей реальность сложной деятельностью. Вообще, большой помянник ощутимо увеличивает желание молиться.

Когда в помяннике три человека - мне всегда больно. Я начинаю задаваться вопросом "неужели у этого человека только три имени пришло в голову, когда речь зашла о молитвенной помощи"? Добавьте больше - бабушек, дедушек, близких, сослуживцев. Больше помянник - интереснее изучать его статистику.

Неплохо помогает изучать факты помощи. Очень хорошим методом является рассчитать свою активность. Не бросать молитву полностью, а составить себе план. Молюсь каждую неделю в понедельник и четверг. Это - план, это порядок. Часто люди бросают молиться, потому что хотят достичь хорошего результата, но потом понимают, что "этот процесс может затянуться". А зримого результата нет. И чтобы избавиться от внутреннего надрыва, бросают молитву полностью.

Кстати, для меня очень большой вопрос - "почему те, кто оставляют молитву в Доброусте, хотя бы не оставляют для себя милостыню за имена"? Ведь для этого не надо молиться, а 100 рублей в месяц найти реально. И вот ты уже реально продолжаешь быть деятельным участником "Доброуста". У тебя сохраняется ниточка связи со святым деланием. Ты приносишь пользу десяткам тысяч имен.

Ну и что, что 100 рублей. Почитайте про клиническую смерть Клавдии Устюжаниной . Ей Божья Матерь сказала, что за стакан воды, поданной как милостыня, на том свете напивается бессчетное число душ (кстати, именно этот эпизод подтолкнул создать соборную милостыню).

Но людям не хочется, чтобы их деятельность была похожа на собачий вальс. Весело и легкомысленно. Им надо, чтобы торжественно гремел Вагнер, чтобы летели Валькирии, чтобы небеса тряслись от серьезности момента. Либо литавры, либо бросить молитву. Это две крайности. Я сам этим грешу, надрывая себя. Духоносные старцы, имеющие опыт молитвы, не даром говорят про золотую середину. Она даст лучшие результаты.

Представьте, если бы каждый участник "Доброуста" не бросил бы молитву, а читал по 25 записок в день. Это - 5 минут в день. Но общее число поминовений было бы устрашающе большим. Выработка средней меры - путь к долгой молитве. Типа "да, я кладу кирпич в эту кладку, но это важный кирпич, потому что задача не в размере кирпича, а в том, что я его вообще кладу, что рядом со мной это делают еще тысячи людей".

Сила соборной молитвы не в грандиозном подвиге одного, а в усидчивости десятков тысяч. Кстати, именно этим эффектом соборности объясняется Китайский экономический феномен. Те, кто когда-либо видел, как работают китайские рабочие, со мной согласятся. Как муравьи.

Ну а если совсем прижало? Тогда только небольшая милостыня за имена и... раскручивайте "Доброуст" реферальной ссылкой, ищите друзей. Пока не читайте записки, отдохните. Это другой вид деятельности. Но он тоже приносит огромную пользу проекту, вам приносит очки активности (а значит, молитва за ваши имена не останавливается). В конце концов, у нас не стоит задача выжать наших участников до капли. Вы молодцы, что пробуете, что стараетесь, что вкладываете кирпичик в это здание. Поверьте, самый активный участник все равно не в состоянии внести такой вклад, чтобы его молитвенный кирпич было видно с расстояния 100 метров.

Ну и хочется все-же сказать. Вы молодец. Что читаете эту статью, что тратите время на изучение молитвы по соглашению. Пусть и не принято в нашей среде хвалить за духовную активность. Я верю в ваш разум и что вы будете бороться с тщеславными помыслами. Главное - вы стараетесь, вы действуете... А значит, идете по тернистому духовному пути.

В ворота Донского монастыря вошли несколько верующих. Они добрались до приемной патриарха Тихона, затем подождали несколько часов – народу было много, святейшего в Москве любили, и вошли в небольшой кабинет. Взяв благословение, они задали святителю Тихону единственный вопрос: «Благословите умереть за Христа и Церковь». Патриарх Тихон помолчал, а затем произнес с грустной улыбкой: «Умереть легко, очень легко. Гораздо тяжелее жить для Христа и Церкви».

Я часто вспоминаю эту фразу святителя Тихона, когда разговор заходит о новомучениках. В ближайшее воскресенье мы будем вспоминать Собор святых новомучеников и исповедников Церкви русской и это, пожалуй, единственная понятная мне форма их почитания в храме.

Я не могу себе представить молебен с акафистом, например, мученице Татьяне Гримблит. Мне не о чем ее просить – в годы гонений она отправляла исповедникам посылки и письма, навещала их. За это ее пять раз арестовывали и в конце концов расстреляли 23 сентября 1937 года на Бутовском полигоне. Единственное, о чем бы я теоретически попросил новомучеников – о моем благополучии, о том, чтобы Церковь не стала гонимой, а я бы умер счастливым стариком в собственной постели в окружении детей и внуков.

Мне неловко обращаться к мученице Татьяне с такой просьбой, а потому я молюсь другим святым – святителям и преподобным. У кого-то я прошу успешного путешествия, помощи в написании статей, здоровья близким, сил на то, чтобы хорошо делать свою работу.

Я молюсь об успехе и счастье, а потому мне не нужны новомученики. Когда я читаю их жития, то переживаю, но в любой момент могу закрыть книгу или выключить фильм.
Это в подростковом возрасте хорошо смотреть мультфильм «Суперкнига», где мальчик и девочка все время хотят спасти Христа от страстей, но опаздывают. В каждой серии они не успевают, и евангельская история идет своим чередом.

Вот эта логика мне понятна и близка. Подросток и неофит хочет совершить чудо – прилететь в Иерусалим с автоматом и бесконечной жизнью, перестрелять всю эту толпу и римских солдат, спасти Христа и… провалить всю Его Миссию.

Я не одинок в этом желании — апостол Петр в Гефсиманском саду хотел решить все проблемы с помощью ножа. Это нормально — бояться страданий и смерти, и спасать дорогого человека от них.

Я понимаю христиан, навещавших древних мучеников в тюрьме, не могу осуждать тех, кто подкупал римских чиновников, чтобы за взятку попасть в список принесших жертву за здоровье императора.

Из своего небольшого опыта я знаю, как смягчать углы, договариваться, идти на компромиссы, не лезть на рожон.

Я легко отвечу на вопрос «Зачем святой уходит в монастырь, говорит прекрасные проповеди или строит храмы». Они делают мир лучше, оставляют после себя добрую память, смягчают нравы. У них могут быть ученики.

В отличие от них мученик всегда одинок – он не передаст свой опыт ученикам, не соберет группу единомышленников. Церковь прекрасно понимала это и никогда не советовала христианам искать мучений.

Как верующий я редко вспоминаю о новомучениках.

Но я еще и исследователь — много лет я занимаюсь житиями святых и историей Церкви: читаю монографии, жития, изучаю документы, и вижу, как опасно рассматривать подвиг новомучеников как борьбу против советской власти или, напротив, рассматривать их как апологетов режима. Они отдавали жизнь за Христа, а не за какую-то форму устройства Церкви или государства.

Именно свидетельство о Христе — главная тема любого мартирия. В противном случае Церковь превращается в одну из разновидностей партии и начинает делить христиан на своих и чужих по второстепенным признакам. Это очень хорошо видно по старообрядческой агиографии. Несколько лет назад я читал патерик, написанный одним из современных авторов. Все формальные признаки житийного жанра соблюдались: подвижники молились и постились, страдали и исцеляли, но все это было холодно и мертво, в отличие от «Жития протопопа Аввакума».

С каждой страницей повествования святые все меньше напоминали христиан. Закрыв книгу, я понял причину этого — вся жизнь подвижников посвящалась не подражанию Христу, а борьбе с «никонианами». Их подвиг был так тесно связан с борьбой и желанием доказать правоту собственной Церкви, что они перестали быть христианами, окончательно превратившись лишь в проповедника своего обряда.

Снова я становлюсь верующим и вспоминаю о судьбе митрополита Николая (Ярушевича) — это был очень сложный человек, который вряд ли будет канонизирован при моей жизни, но в 1943 году после встречи Сталина с православными иерархами владыка Николай фактически стал мучеником при жизни. «О нем говорили Бог знает что, — рассказывал митрополит Антоний Сурожский. — А он мне рассказал, как его владыка Сергий попросил стать посредником между ним и Сталиным. Он отказывался: «Я не могу!..» – «Вы единственный, кто это может сделать, вы должны». Он мне говорил: «Я три дня лежал перед иконами и кричал: Спаси меня, Господи! избави меня!..» После трех дней встал и дал свое согласие. После этого ни один человек не прошел через его порог, потому что верующие перестали верить, что он свой, а коммунисты знали, что он не свой. Его встречали только в служебной обстановке. Ни один человек ему руки не подал – в широком смысле слова. Вот какая жизнь. Это мученичество такое же, как быть расстрелянным».

Проблема, когда человек вроде живет церковной жизнью, но внутренне ничем ее не наполняя, не чувствуя, актуальна и касается очень многих из нас. Особенно тех, кто в Церкви длительное время.

Протоиерей Кирилл Каледа

Как говорил один современный церковный мыслитель, особая благодать дается тем, кто только приходит в Церковь, и тем, кто потрудился в ней в течение очень длительного времени. Наверное, это наиболее ярко проявляется в той благодати, которая дается священнослужителям.

Особую благодать получают молодые священники, только что принявшие дар священства, они буквально горят своим служением. С другой стороны, особую благодать имеют те священники, которые послужили даже не десять и не двадцать лет, а десятки лет. Они приобретают ее к старости, что дает право народу Божьему называть их старцами.

То есть изначально, когда люди только приходят в Церковь, они испытывают особое состояние, и это действительно дар Божий, который дается, чтобы люди почувствовали близость Божию, поняли, как хорошо быть с Богом.

А затем Господь как бы отступает. Он дает членам Церкви, верующим в Него, возможность потрудиться. И только в конце жизни нисходит та особая благодать – за плоды многолетней деятельности, многолетнего труда.

Святитель Феофан Затворник так и говорит, что такие духовные плоды все равно являются даром Божьим и даются за богоугодную жизнь в течение десятков лет. Эти «десятки лет» могут оказаться достаточно долгими.

Жизнь христианина можно сравнить с жизнью спортсмена. Спринтерская дистанция, наверное, гораздо проще, чем марафон, потому что суметь распределить физические силы на пятьдесят или более километров, не истратить их в самом начале, чтобы хватило до самого конца, до финиша, – действительно большое искусство.

Вот и большая часть нашей жизни – именно этот утомительный, длительный этап бега между первыми метрами от старта, когда все так хорошо, и временем, когда мы подходим к финишу и видим, что вот уже близок конец, перед которым мы тоже испытываем своего рода духовный подъем.

А в большую часть жизни, к великому сожалению, часто встречаются искушения, когда нас заедает повседневность, земная суета, земные попечения. Причем, они могут быть иногда даже вполне благочестивыми: необходимо заботиться о своих близких, о престарелых родителях, о детях. Возникает много проблем, которые надо решать, хоть некоторые из них порой кажутся пустяковыми. И это все нас засасывает, отбирает внимание и силы.

Единственный способ с этим бороться – наше общение с Богом, которое в первую очередь заключается в молитве.

Надо стараться неукоснительно выполнять молитвенное правило. Пусть это может быть сложно, причем даже не потому, что у нас напряженный ритм жизни, не потому, что мы загружены в семье, на работе. Нам именно внутренне трудно выполнять молитвенное правило, которое является как раз той нитью, которая не позволяет нам оторваться от Церкви, от Бога. И, конечно, в такой ситуации важно участие в церковной жизни, регулярные исповедь и причастие.

Посмотреть на священномученников

Да, бывает в этот главный долгий период, что человек ничего не чувствует, молится автоматически, даже не молится, а вычитывает. В таких случаях надо обращаться к церковному опыту, читать жития святых.

И мне кажется, очень поучительны в этом плане жития новомучеников, которые жили в сходных с нами условиях. Не в смысле гонений, которых сейчас, слава Богу, нет, а в смысле схожести житейских забот. У многих из них были семьи, необходимость организовывать чисто земную жизнь своих близких, решать какие-то бытовые вопросы. Их опыт показывает, что только непрестанная молитва их и спасала. Хотя есть свидетельства из их жизни, что иногда молиться им было крайне, крайне сложно.

Мне вспоминается случай, который описывается писателем Олегом Волковым в автобиографической книге «Погружение во тьму». Его арестовывали за его дворянское происхождение, причем несколько раз. Так что в тюрьмах и лагерях он провел много времени.

Самой трудной оказалась последняя отсидка в сороковых годах. Олег Волков объясняет, почему. Он всегда отчетливо понимал, что его в тяжелых условиях заключения спасает молитва. И вдруг, во время последней отсидки, он увидел, что потерял способность молиться. Сердце окаменело. При этом он знал, что это единственная нить, которая ведет его, может спасти. И вот эта нить спасения – рвется.

Он буквально выдавливал из себя какую-то молитву, какие-то обращения к Богу, когда их гнали на работу. Господь, видя его усилия, может быть, даже усилия от отчаяния, спас и сохранил. Олег Волков вышел на свободу и, слава Богу, даже сумел написать несколько книг, в том числе о своих переживаниях, о своей жизни в тяжелых условиях лагерной и тюремной жизни.

Мне, когда я был молодым человеком, приходилось много общаться с теми людьми, которые прошли через испытания лагерями. Они также подтверждали то, что только молитва удерживала их, и приводили примеры, как старшие соузники (я общался с теми, кто был в 30-х годах относительно молодыми), – архиереи, священнослужители молились в камерах. Эта молитва укрепляла в вере и тех, кто молился, и тех, кто был рядом. Эти люди, несмотря на пережитое, на действительно очень тяжелую жизнь, были очень светлыми.

Так что никогда не надо опускать руки. Не надо бояться прийти и сказать о таком своем состоянии священнику на исповеди: священник может подсказать в какой-то нужный момент что-то, сказать какое-то ободряющее слово.

Хотя я по своему священническому опыту могу поведать, что принимать такую исповедь – очень непросто. Гораздо проще исповедовать человека, который только пришел в Церковь и увидел, что он жил совсем не благочестивой жизнью и хочет эту жизнь изменить, а затем действительно меняет эту жизнь. И вот он искренне кается в содеянных грехах: иногда тяжких, иногда не очень тяжких. У него чувствуется горение, стремление быть с Богом.

Другое дело, когда человек приходит на исповедь и говорит: «Вроде бы делаю или стараюсь делать, все, что положено, а как-то все между пальцев, и ничего не получается. Внутри – тоска, тяжело и в семье что-то не так, не все устраивает так, как бы хотелось. Дети разбегаются в разные стороны. Любви не хватает и сил не хватает, чтобы все это собрать».

Надо уповать на то, что Господь видит наши труды и в нужный момент Он укрепит. Самое главное – не сходить с «дистанции», стараться почаще приходить к таинствам. В первую очередь, к таинству Евхаристии.

Слава Богу, что сейчас в нашей Церкви явно видно особое внимание и понимание важности этого таинства, о чем свидетельствует недавно принятый нашей Церковью документ « ». Важно черпать силы в богослужении и участии в этом таинстве. Даже если кажется, что богослужение «выстаиваешь», а молитвы – «вычитываешь». Все равно надо стараться, сосредоточиваясь в меру своих сил, не отпускать ту нить, за которую мы держимся. Ее очень легко порвать…

Исповедь

Многие помнят ощущение первых исповедей, когда человек искренне горячо кается, а потом ему легко-легко, словно он сбросил тяжелый груз. Гораздо проще поднять камень и убрать его с дороги, чем возиться с мелкими камушками и даже – частичками пыли. Бывает, ты их веником сметаешь, а они от дуновения ветра опять на место возвращаются. Но если не пытаться убрать, можно утонуть в мусоре.

Не случайно Господь большинству из нас дал несколько десятков лет жизни. Значит, Он предусматривает, что мы за эти несколько десятков лет должны каким-то образом трудиться духовно и духовно возрастать. И вот эти частички отсекать. Молитвой. Раздражился – прочитал Иисусову молитву. Два раза раздражился, – два раза прочитал Иисусову молитву.

Здесь, вновь повторяю, важно не забывать об исповеди, пусть вновь и вновь на ней звучит вроде бы то же самое. Мы наш дом регулярно подметаем, а пыль вновь через окно налетает. Но все равно мы опять к празднику стараемся убраться в доме, протереть пыль, привести в порядок красный уголок и так далее. Уберемся, скатерть красивую расстелем и у нас чувство праздника. Здесь то же самое.

Если же чувство праздника не возникает, если на каждой исповеди и после нее – бесчувствие, тогда нужно поговорить со священником, с духовником, чтобы он дал, может быть, какую-нибудь епитимию, может быть – дополнительное правило.

Иногда бывает полезно добавить к вечернему правилу какие-то новые молитвы, какой-то акафист, какой-то канон, чтобы оживить, чтобы не просто скользить по уже знакомым словам молитвы, уже практически автоматически их повторяя. С тем, чтобы заставить, в том числе, и свой ум и свои уста задуматься над каким-то новым содержанием. Это бывает полезно.

Надо ждать

Если мы перестали чувствовать смысл поста, нам кажется, что постимся чисто автоматически, все равно важно помнить – мы трудимся ради Господа.

Наверное, хорошо, когда у человека есть навык, и вот что-то произошло в жизни неприятное, а он вместо того, чтобы паниковать, а может быть даже мысленно ругаться, начинает творить пусть даже самую простую молитву: «Господи, помилуй». Пусть даже на автомате. Значит, это человек поднялся на какую-то определенную ступень. Надо постоянно работать над собой, следить за собой. Стараться использовать какие-то новые духовные приемы, в том числе и молитвенные.

Повторяю, что очень помогает обращение к опыту Церкви. К тому, как наши предшественники, достигшие Царствия Небесного, это делали. Сейчас, слава Богу, доступ к подобной литературе открытый и широкий. Даже на телефоне – открыл интернет и, пока едешь в транспорте, взял и какой-то соответствующий короткий рассказ прочитал, вместо того, чтобы глазеть неизвестно куда.

Если человеку кажется, что его церковная жизнь не имеет смысла, в ней нет Христа, надо ждать. Ведь когда мы бежим марафон, мы можем какое-то время бежать по безлюдному неприятному месту, а затем выбежать на красивую дорогу, по краям которой сады.

Естественно, бывают такие состояния, когда Господь как бы отходит. Но, это не значит, что Он нас оставляет. Он за нами внимательно следит. И в какие-то жизненные моменты, если мы действительно стараемся следовать Его заповедям, Он нас спасает.

Думаю, каждый из нас может свидетельствовать о том, что в жизни были такие моменты, которые вроде стечение каких-то обстоятельств, но мы понимаем, что по большому счету это было проявление воли Божьей. Даже в тот момент, когда мы совсем были вдалеке от Него и, может быть, даже совсем о Нем не думали.

Если говорить о страхе выгорания, – здесь очень важно стяжать смирение. Смирение и терпение. Потому, что выгорает тот, кто много предполагает о себе, то есть, грубо говоря, гордится. Потом видит, что он не соответствует тому, что о себе надумал, намыслил. И из-за этого отчаяния сходит с этапа.

И, к великому сожалению, в нашей жизни есть случаи, что даже священники говорят: «Я больше не могу, все, я смог это сделать, теперь схожу с дистанции и перестаю служить». Но, это действительно связано с тем, что человек в какой-то момент возгордился и подумал о себе очень много.

Если мы себя смиряем и с терпением несем свой крест, тогда все будет хорошо. «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10, 22), – они относятся не только к мученикам, которые страдали за веру, но и к нам. Нам надо с терпением нести те тяготы жизни и те жизненные обстоятельства, тот крест, который каждому дан с тем, чтобы донести его до конца. Равнодушие, охлаждение – одна из частей жизни, испытание, которое попускает Господь.

В завершение нашего разговора хотелось бы напомнить слова преподобного Петра Дамаскина:«Те, которые здесь уже получили обручение жизни вечной, имеют нужду в терпении, чтобы воспринять в будущем совершенную награду за подвиги ».

А также вспомним святителя Феофана Затворника, который говорил: «Терпение в жизни есть дар Божий и дается ищущим и хоть через силу напрягающимся удерживаться при смущениях, неурядицах, неполадках ».

Отчего бывает душевная усталость? Может ли душа быть пустой?

А почему не может? Если молитвы нет - будет и пустой, и усталой. Святые отцы поступают следующим образом. Человек устал, молиться нет сил, он говорит сам себе: "А, может быть, твоя усталость от бесов", встает и молится. И у человека силы появляются. Так Господь устроил. Для того, чтобы душа была не пустая и были силы, надо приучить себя к Иисусовой молитве - "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного (или грешную) ".

Как провести день пo-Божии?

Утром, когда мы еще отдыхаем, возле нашего ложа уже стоят - с правой стороны Ангел, а с левой бес. Они ждут, кому мы начнем служить в этот день. А начинать день надо так. Проснувшись, сразу оградить себя крестным знамением и вскочить с постели, чтобы лень осталась под одеялом, а мы очутились в святом углу. Затем сделать три земных поклона и обратиться к Господу с такими словами: "Господи, благодарю Тебя за прошедшую ночь, благослови меня на предстоящий день, благослови меня и благослови этот день, и помоги провести его в молитве, в добрых делах, и сохрани меня от всех врагов видимых и невидимых". И тут же начинаем читать молитву Иисусову. Умывшись и одевшись, встанем в святом углу, соберемся с мыслями, сосредоточимся, чтобы ничто не отвлекало нас и начнем утренние молитвы. Кончив их, прочитаем главу из Евангелия. И тут же прикинем, какое доброе дело можем сделать сегодня своему ближнему... Пора идти на работу. Тут тоже надо помолиться: перед тем, как выйти за дверь, произнести такие слова святителя Иоанна Златоуста: "Отрицаюсь тебе, сатана, гордыни твоей и служению тебе и сочетаюсь Тебе, Христе, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь." Осени себя крестным знамением, а выйдя из дома, незаметно перекрести дорогу. По дороге на работу, да и за любым делом, надо читать молитву Иисусову и "Богородице Дево, радуйся..." Если же мы занимаемся домашним хозяйством, прежде, чем готовить пищу, окропим все продукты святой водой, а плиту зажжем свечкой, которую зажжем от лампады. Тогда и еда нам будет не во вред, а на пользу, в укрепление не только телесных, но и душевных сил, особенно если мы будем готовить, непрестанно читая Иисусову молитву.

После утренних или вечерних молитв не всегда есть чувство благодати. Иногда молитве мешает сонливость. Как этого избежать?

Бесам молитва не нравится, как только человек начинает молитву, нападает и сонливость, рассеянность. Надо стараться вникать в слова молитвы, и тогда почувствуете ее. Но не всегда Господь утешает душу. Самая ценная молитва - это когда человеку не хочется молиться, а он себя заставляет... Маленький ребенок еще не может стоять и ходить. Но родители берут его, ставят на ножки, поддерживают, и он чувствует помощь, крепко стоит. А как родители отпустят, сразу падает и плачет. Так и мы, когда Господь - наш Отец Небесный - Своей благодатью поддерживает нас, все можем, готовы горы свернуть и молимся хорошо и легко. Но как только благодать от нас отходит, мы сразу падаем - ходить-то духовно тол- ком не умеем. И тут надо смириться и сказать: "Господи, я без Тебя - ничто". И когда человек поймет это, милость Божия ему поможет. А мы часто надеемся только на себя: я - сильный, могу стоять, могу и идти... Вот, Господь и отнимает благодать, потому мы падаем, страдаем и мучаемся - от своей гордыни, много на себя надеемся.

Как стать внимательной в молитве?

Для того, чтобы молитва прошла через наше внимание, не надо тарабанить, делать вычитку; протарабанил - и успокоился, Молитвослов отложил. Поначалу вникают в каждое слово; не торопясь, спокойно, ровно, надо настроить себя на молитву. Начинаем постепенно входить в нее, там можно и быстро читать, все равно уже каждое слово будет входить в душу. Надо за молитву, чтобы она не прошла мимо. А то звуком воздух наполним, а сердце пустым осталось.

У меня не идет молитва Иисусова. Что Вы посоветуете?

Если молитва не идет, значит, мешают грехи. Как покаемся, надо стараться как можно чаще читать эту молитву: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного! (или грешную)" И читая, делать удар на последнем слове. Для того, чтобы постоянно читать эту молитву, нужно вести особую духовную жизнь, а самое главное - обрести смирение. Надо считать себя хуже всех, хуже всякой твари, терпеть поношения, оскорбления, не роптать и никого не обвинять. Тогда молитва пойдет. Молиться надо начинать с утра. Как на мельнице? Что с утра засыпал, то весь день и будет молоться. Как только проснулись, сразу: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господи, благодарю Тебя за прошедшую ночь, благослови меня на сегодняшний день. Матерь Божия, благодарю Тебя за прошедшую ночь, благослови меня на сегодняшний день. Господи, укрепи во мне веру, пошли мне благодать Духа Святаго! Дай мне кончину христианскую, непостыдную и добрый ответ в день Страшного Суда. Ангел Хранитель мой, благодарю тебя за прошедшую ночь, благослови меня на сегодняшний день, сохрани меня от всех врагов видимых и невидимых. Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня грешного!" Вот так сразу и читайте-читайте. Одеваемся с молитвой, умываемся. Прочитали утренние молитвы, снова раз 500 молитву Иисусову. Это - заряд на весь день. Он дает человеку энергию, силу, изгоняет из души мрак и пустоту. Человек уже не будет ходить и чем-то возмущаться, шуметь, раздражаться. Когда человек постоянно читает молитву Иисусову, Господь за труды наградит, молитва эта начинает твориться в уме. Человек все внимание сосредоточивает в словах молитвы. Но молиться можно только с покаянным чувством. Как только придет мысль: "Я - святой", знайте - это погибельный путь, эта мысль от диавола.

Духовник сказал "для начала читайте хотя бы по 500 молитв Иисусовых". Это как на мельнице - что с утра засыпали, то она весь день и мелет. Но если духовник сказал "только 500 молитв", значит, больше 500 читать не надо. Почему? Потому что все дается по силам, по духовному уровню каждого человека. Иначе легко можно впасть в прелесть, и к такому "святому" потом не подойдешь. В Троице-Сергиевой Лавре у одного старца был послушник. Этот старец прожил в монастыре 50 лет, а послушник только пришел из мира. И решил он подвизаться. Без благословения старца и раннюю литургию отстоит, и позднюю, правило себе большое назначил и все вычитывал, постоянно в молитве пребывал. Через 2 года он достиг великого "совершенства". Ему стали уже "ангелы" являться (только рожки и хвосты свои они прикрывали). Обольстился он этим, пришел к старцу и говорит: " Ты прожил здесь 50 лет и не научился молиться, а вот я за два года достиг высот - мне уже Ангелы являются. Я весь в благодать.. Таким, как ты, не место на земле, я тебя задушу". Хорошо, старец успел постучать в соседнюю келию; пришел другой монах, этого "святого" связали. А наутро отправили на коровник, и разрешили только раз в месяц на литургии бывать: а молиться запретили (пока не смирится)... На Руси у нас очень любят молитвенников, подвижников, но истинные подвижники никогда себя выставлять не будут. Святость измеряется не молитвами, не подвигами, а смирением, послушанием. Только тот достиг чего-то, кто считает себя грешнее всех, хуже всякого скота.

Как научиться чисто, нерассеянно молиться?

Надо начинать с утра. Святые отцы советуют, что молиться хорошо до того, как будем принимать пищу. Но как только пищу вкусили, сразу же становится тяжело молиться. Если человек рассеянно молится, значит, он молится мало и нечасто. Тот же, кто постоянно пребывает в молитве, имеет живую, нерассеянную молитву.

Молитва любит чистую жизнь, без отягощающих душу грехов. Вот, например, у нас в квартире телефон. Детишки шалили и перерезали провод ножницами. Сколько бы мы не набирали цифры, никуда не дозвонимся. Нужно воссоединить провода, восстановить прерванную связь. Точно так же, если мы хотим обратиться к Богу и быть услышанными, мы должны наладить нашу связь с Ним - покаяться в грехах, очистить совесть. Нераскаянные грехи, как глухая стена, через них молитва не доходит до Бога.

Я поделилась с близкой мне женщиной, рассказав, что Вы дали мне Богородичное правило. Но я его не выполняю. Келейное правило тоже выполняю не всегда. Что мне делать?

Когда вам дают отдельное правило, никому об этом не говорите. Бесы услышат и обязательно похитят ваши подвиги. Я знаю сотни людей, которые имели молитву, с утра до вечера читали Иисусову молитву, акафисты, каноны - вся душа блаженствовала. Как только поделились с кем-то - хвастанули молитвой, все исчезло. И ни молитвы, ни поклонов у них нет.

Меня часто во время молитвы или дела отвлекают. Что делать - продолжать молиться или уделить внимание пришедшему?

Ну, поскольку у нас на первом месте заповедь Бога о любви к ближнему, значит, мы должны все отложить и уделить внимание гостю. Один святой старец молился у себя в келий и увидел в окно, что к нему идет брат. Так старец, чтобы не показать, что он молитвенник, лег в постельку и лежит. Тот около двери прочитал молитву: "Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас". А старец с кровати и говорит: "Аминь". Брат к нему зашел, он его с любовью принял, чаем угостил - то есть проявил к нему любовь. А это- самое главное!

Часто в нашей жизни бывает такое: читаем вечерние молитвы, и вдруг звонок (по телефону или в дверь). Как нам быть? Конечно, мы должны сразу откликнуться на звонок, оставив молитву. Выяснили все с человеком и снова продолжаем молитву с того места, где закончили. Правда, у нас бывают и такие посетители, которые приходят не о Боге поговорить, не о спасении души, а попустословить, да кого-то осудить. А мы таких друзей должны уже знать; когда они к нам приходят, предложить им почитать вместе приготовленный заранее для такого случая акафист, или Евангелие, или книжку святую. Скажите им: "Радость моя, давай помолимся, почитаем акафист". Если они с искренним чувством дружбы приходят к вам, то будут читать. А если нет, то найдут тысячу причин, вспомнят сразу о неотложных делах и убегут. Если же вы согласитесь с ними поболтать, то и "некормленный муж дома", и "неубранная квартира" не помеха вашей подруге... Как-то в Сибири видел интересную сцену. Одна с водокачки идет, на коромысле два ведра, вторая - из магазина, в руках полные сумки. Встретились и повели промеж собой разговор... А я наблюдаю за ними. Разговор у них примерно такой: "Ну, как у тебя сноха? А сын?" И начинаются сплетни. Бедные те женщины! Одна перекладывает коромысло с плеча на плечо, у другой сумки руки тянут. И всего-то надо было парой слов перекинуться... Притом грязь - сумки не поставить... И стоят не две, а десять, и двадцать, и тридцать минут. И о тяжести не думают, самое главное - новости узнали, душу насытили, злого духа потешили. А если в церковь позовут, говорят: "Нам тяжело стоять, ноги болят, спину ломит". А с ведрами да с сумками стоять ничего не болит! Главное язык не болит! Молиться не хочется, а поболтать и силы есть, и язык хорошо подвешен: "Всех проберем, обо всем узнаем".

Самое лучшее - как проснулись, умыться и начать день с утренних молитв. После этого со вниманием прочитать надо Иисусову молитву. Это огромный заряд для нашей души. И с такой "подзарядкой" мы на протяжении всего дня будем иметь эту молитву в мыслях. Многие говорят, что когда они становятся на молитву, то бывают рассеянными. Можно поверить, потому что если утром чуть-чуть почитать, да вечером чуть-чуть - ничего и в сердце не будет. Всегда будем молиться - и в сердце будет жить покаяние. После утренних - "Иисусова" молитва как продолжение, а после дня - вечерние молитвы как продолжение дневных. И так мы будем постоянно в молитве пребывать и не будем рассеяны. Не думайте, что это очень трудно, очень тяжело - молиться. Нужно усилие сделать, пересилить себя, попросить Господа, Матерь Божию и благодать будет действовать в нас. Нам на всякое время будет дано желание молиться.

А уж когда молитва войдет в душу, в сердце, тогда эти люди стараются удаляться от всех, прятаться в уединенных местах. Могут даже в погреб залезть, лишь бы только с Господом пребывать, в молитве. Душа тает в Божественной Любви.

Для того, чтобы достигнуть такого состояния духа, надо очень много потрудиться над собой, над своим "я".

Когда надо молиться своими словами, а когда по Молитвослову?

Когда захотелось вам молиться, в это время и молитесь Господу; "от избытка сердца глаголют уста" (Мф.12,34).

Особенно полезна молитва душе человека, когда есть в этом необходимость. Допустим, потерялись дочь или сын у матери. Или забрали сына в тюрьму. Тут по Молитвеннику не будешь молиться. Мать верующая сразу встанет на колени и от избытка сердца глаголет ко Господу. Идет молитва от сердца. Так что Богу молиться можно на всяком месте; где бы мы не были, Бог наши молитвы слышит. Он знает тайны нашего сердца. Даже мы сами не знаем, что в нашем сердце. А Бог - Творец, Он все знает. Так что молиться можно в транспорте, на любом месте, в любом обществе. Так Христос говорит: "Ты же, когда молишься, войди в комнату твою (т.е. внутрь себя) и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф.6,6). Когда делаем добро, когда подаем милостыню, тогда делать надо так, чтобы никто об этом не знал. Христос говорит: "Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне" (Мф.6,3-4). То есть не буквально, как бабушки понимают - подают только правой рукой. А если у человека нет правой руки? А если нет обеих рук? Добро можно творить и без рук. Главное, чтобы этого никто не видел. Тайным путем добро надо делать. Все хвастливые, гордые, самолюбивые напоказ делают доброе дело, чтобы от этого получить похвалу, земную славу. Скажут ей: "Какая хорошая, какая добрая! Всем помогает, всем дает".

Часто просыпаюсь по ночам, всегда в одно и то же время. Значит ли это что-нибудь?

Если мы проснулись ночью, значит есть возможность помолиться. Помолились - опять спать ложитесь. Но, если это бывает часто, надо взять благословение у духовника.

Как-то я с одним человеком беседовал. Он говорит:

Отец Амвросий, скажи, а ты когда-нибудь воочию видел бесов?

Бесы - духи, их нельзя видеть простыми глазами. Но они могут материализоваться, принимая вид старичка, юноши, девушки, животного, любой образ могут принять. Человек нецерковный понять этого не может. Даже и верующие попадаются на его уловки. А ты желаешь увидеть? Вот, есть у меня одна знакомая женщина в Сергиевом Посаде, ей духовник дал правило - за сутки вычитывать Псалтырь. Это беспрестанно надо жечь свечи, не торопясь читать - уйдет 8 часов. Помимо этого в правиле надо вычитывать каноны, акафисты, молитву Иисусову, и один раз в сутки вкушать только постную пищу. Когда она начала молиться (а делать это надо было в продолжении 40 дней) с благословения духовника, то он ее предупредил: "Будешь молиться - если будут какие-то искушения, то не обращай внимания, продолжай молиться". Она это приняла. На 20-м дне строгого поста и почти непрестанной молитвы (спать приходилось сидя по 3-4 часа) она услышала, как запертая дверь открылась и раздались шаги, тяжелые - пол прямо трещит. Это 3-й этаж. Кто-то подошел к ней сзади и начал дышать около уха; так глубоко дышит! В это время с головы до ног ее обдало холодом и дрожью. Хотела повернуться, но вспомнила предупреждение и подумала: "Повернусь - в живых не останусь". Так до конца и домолилась.

Потом посмотрела - все на месте: дверь заперта, все нормально. Дальше, на 30-й день, новое искушение. Читала Псалтырь и услышала, как с обратной стороны окон кошки стали мяукать, скрестись, лезть в окно. Скребутся - и все! И это пережила. Кто-то с улицы кинул камень - стекла вдребезги, камень и осколки на полу валяются. Нельзя поворачиваться! Холод через окно пошел, но все до конца дочитала. А когда дочитала, смотрит - окно целое, камня нет. Это вот демонические силы нападают на человека.

Преподобный Силуан Афонский, когда молился, по два часа сидя спал. У него открылись духовные очи, и он стал видеть злых духов. Увидел их воочию. Они с рогами, рожи безобразные, копыта на ногах, с хвостами...

Тот человек, с которым я говорил, очень тучный - больше 100 кг, любит вкусно поесть - и мясо ест, и все подряд. Говорю: "Вот, начнешь поститься и молиться, тогда все увидишь, все услышишь, все почувствуешь".

Как правильно благодарить Господа - своими словами или есть какая-нибудь специальная молитва?

Господа надо благодарить всей своей жизнью. Есть в молитвослове благодарственная молитва, но очень ценно молиться своими словами. В одном монастыре жил преподобный Вениамин. Господь попустил ему болезнь - водянку. Он стал огромных размеров, мизинец можно было обхватить только двумя руками. Для него сделали огромное кресло. Когда братия приходили к нему, он всячески показывал свою радость, говорил: "Дорогие братия, порадуйтесь со мной. Господь меня помиловал, Господь меня простил". Господь дал ему такую болезнь, а он не роптал, не отчаивался, радовался о прощении грехов и о спасении души и благодарил Господа. Сколько бы мы лет ни прожили, главное - остаться верными Богу во всем. Пять лет я нес в Троице-Сергиевой Лавре, нелегкое послушание - днем и ночью исповедовал. Сил никаких не оставалось, не мог и 10 минут простоять - ноги не держали. А потом Господь даровал полиартрит - 6 месяцев лежал, острая боль в суставах. Как только прошло воспаление, стал по комнате с палочкой ходить. Потом стал выходить на улицу: 100 метров, 200, 500... С каждым разом все больше, больше.... А потом, по вечерам, когда народу мало, стал ходить по 5 километров; палочку оставил. Весной Господь дал - и хромать перестал. До сего дня Господь хранит. Он знает, кoму что нужно. Потому - благодарите Господа за все.

Молиться нужно везде и всегда: и дома, и на работе, и в транспорте. Если ноги крепкие, лучше молиться стоя, а если больные, то, как говорят старцы, лучше во время молитвы думать о Боге, чем о больных ногах.

Можно ли плакать во время молитвы?

Можно. Покаянные слезы - это не слезы зла и обиды, они омывают нашу душу от грехов. Чем больше мы плачем, тем лучше. Очень ценно во время молитвы плакать. Когда мы молимся - читаем молитвы - и в это время на каких-то словах мы задержались умом (они проникли в нашу душу), не надо их пропускать, ускорять молитву; вернитесь на эти слова, и читайте, пока душа не растворится в чувстве и не начнет плакать. Душа в это время молится. Когда душа в молитве, да еще со слезами- рядом с ней Ангел Хранитель; он молится рядом с нами. Любой искренне верующий человек из практики знает, что Господь его молитву слышит. Мы слова молитвы обращаем к Богу, а Он благодатью возвращает их нам на сердце, и сердце верующего чувствует, что Господь его молитву принимает.

Когда читаю молитвы, часто отвлекаюсь. Не надо ли бросить молиться?

Нет. Читайте молитву все равно. Очень полезно, выйдя на улицу, ходить и читать молитву Иисусову. Ее можно читать в любом положении: стоя, сидя, лежа... Молитва - это беседа с Богом. Вот, мы ближнему можем рассказать все - и скорби, и радости. Но Господь ближе, чем любой ближний. Он знает все наши мысли, тайны сердца. Он слышит все наши молитвы, но порой медлит их исполнять, значит, то, что мы просим, не на пользу нашей душе (или не на пользу ближнему). Любую молитву надо заканчивать словами: "Господи, да будет воля Твоя. Не как я хочу, но как Ты".

Каково молитвенное ежедневное правило для православного мирянина?

Правило есть и оно обязательно для всех. Это утренние и вечерние молитвы, одна глава из Евангелия, две главы из посланий, одна кафизма, три канона, акафист, 500 молитв Иисусовых, 50 поклонов (а по благословению можно и больше).

Я как-то одного человека спрашиваю:

Надо ли каждый день обедать и ужинать?

Надо, - отвечает он, - но я помимо этого еще что-то могу перехватить, чайку попить.

А молиться? Если наше тело требует пищи, не паче ли того - душа? Мы тело кормим для того, чтобы в теле держалась душа и очищалась, освящалась, освобождалась от греха, чтобы Дух Святой пребывал в нас. Надо, чтобы она уже здесь соединилась с Богом. А тело - это одежда души, которая стареет, умирает и рассыпается в прах земли. А мы на это временное, тленное особое внимание уделяем. Уж так о нем заботимся! И кормим, и поим, и красим, и в модные тряпки одеваем, и покой даем - очень много внимания уделяем. А для души подчас и заботы нашей не остается. Ты молитвы утренние читал?

Значит, тебе и завтракать нельзя (т.е. обедать, христиане никогда не завтракают). А если ты и вечерние не собираешься читать, значит, тебе и ужинать нельзя. И чай пить тебе нельзя.

Я умру с голоду!

Так и душа твоя умирает с голоду! Вот, когда человек правило это сделает нормой своей жизни, то на душе у него мир, тишина и покой. Господь посылает благодать, и Матерь Божия, и Ангел Господень молятся. Помимо этого христиане еще молятся святым, читают другие акафисты, душа так и питается, довольна и рада, мирна, человек спасается. Но не надо так читать, как некоторые, делать вычитку. Прочитали, оттарабанили - по воздуху, а в душу не попало. Чуть затронь такого - вспыхнул! Но себя считает большим молитвенником - "молится" очень хорошо. Апостол Павел говорит: "Лучше пять слов сказать умом моим, чтоб и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке" (1 Кор.14,19) Лучше пять слов пройдут в душу, нежели тьма слов мимо души.

Читать акафисты можно хоть каждый день. Знал одну женщину (звали ее Пелагия), она каждый день читала по 15 акафистов. Господь давал ей особую благодать. У некоторых православных бывает по много акафистов собрано - и 200, и 500. Они обычно каждый праздник, отмечаемый Церковью, читают определенный акафист. Например, завтра праздник Владимирской иконы Божией Матери. Люди, имеющие акафист этому празднику, будут читать его.

Акафисты хорошо читать на свежую память, т.е. с утра, когда ум не отягощен делами житейскими. Очень хорошо вообще молиться с утра до обеда, пока тело не отягощено пищей. Тогда есть возможность прочувствовать каждое слово из акафистов, канонов.

Все молитвы и акафисты лучше всего читать вслух. Почему? Потому, что слова через слух входят в душу и лучше запоминаются. Постоянно слышу: "Мы не можем выучить молитвы..." А их и не надо учить - их просто надо постоянно, каждый день читать - утром и вечером, и они сами по себе запоминаются. Если "Отче наш" не запоминается, то надо там, где наш обеденный стол прикрепить бумажку с этой молитвой.

Многие ссылаются на плохую память по старости, а когда их начинаешь спрашивать, разные бытовые вопросы задавать, все помнят. Помнят, кто когда родился, в каком году, дни рождения у всех помнят. Знают, почем что сейчас в магазине и на рынке - а ведь цены постоянно меняются! Знают, сколько стоят хлеб, соль, масло. Все прекрасно помнят. Спросишь: "На какой улице живешь?" - все скажут. Очень хорошая память. Но вот запомнить молитвы никак не могут. А это оттого, что у нас на первом месте плоть. И мы уж так заботимся о плоти, все помним, что ей на потребу. А о душе не заботимся, поэтому-то и память у нас плохая на все доброе. На плохое-то мы мастера...

Святые отцы говорят, что те, кто ежедневно читает каноны Спасителю, Матери Божией, Ангелу Хранителю, святым, особо хранимы Господом и от всех бесовских напастей, и злых людей.

Если вы придете к любому начальнику на прием, то увидите у него на двери табличку "Часы приема с... до..." К Богу же можно обращаться в любое время. Особенно ценна молитва ночная. Когда человек молится ночью, то, как говорят святые отцы, эта молитва как бы оплачивается золотом. Но для того, чтобы молиться ночью, надо взять благословение у священника, потому что есть опасность: человек может возгордиться, что молится ночью и впасть в прелесть, или на него будут особо нападать бесы. Через благословение Господь защитит этою человека.

Сидя или стоя? Если ноги не держат, то можно, встав на колени, читать. Если колени устали, можно сидя читать. Лучше сидя думать о Боге, чем стоя думать о ногах. И еще: молитва без поклонов - это плод недоношенный. Поклончики надо обязательно делать.

Сейчас многие говорят о пользе возрождения язычества в России. Может быть, действительно, язычество не так и плохо?

В Древнем Риме в цирках устраивались гладиаторские бои. Сто тысяч человек собирались на это зрелище, заполняя скамьи через многочисленные входы за десять минут. И все жаждали крови! Жаждали зрелища! Два гладиатора сражались. В борьбе один из них мог упасть, и тогда второй ставил ему на грудь свою ногу, заносил над поверженным меч и смотрел, какой знак ему подадут патриции. Если пальцы поднимут вверх, значит, можно оставить соперника жить, если вниз, надо было лишить его жизни. Чаще всего требовали смерти. И народ торжествовал, видя пролитую кровь. Такова была языческая потеха.

В нашей России лет сорок назад одна акробатка шла по тросу высоко под куполом цирка. Оступившись, она упала. Внизу была натянута сетка. Она не разбилась, но важно другое. Все зрители как один встали и загудели: "Жива ли она? Быстрее врача!" О чем это говорит? О том, что они не желали смерти, а переживали за гимнастку. Был жив дух любви в сознании людей.

Иначе сейчас воспитывают молодое поколение. На телеэкране боевики с убийствами, кровью, порнографией, ужасы, космические войны, пришельцы - демонические силы... Люди с малых лет привыкают к сценам насилия. Что остается ребенку? Насмотревшись этих картин, он добывает оружие и расстреливает своих одноклассников, которые, в свою очередь, издевались над ним. Как много таких случаев в Америке! Не дай Бог и у нас такое начнется.

Бывало, и раньше в Москве совершались заказные убийства. А сейчас шкала преступности, смертность от рук киллеров резко пошла вверх. В день убивают трех - четырех человек. А Господь сказал: "Не убий!" (Исх. 20,13); "... поступающие так Царства Божия не наследуют" (Гал. 5,21), - все они пойдут в геенский огонь.

Мне часто приходится ходить в тюрьмы, исповедовать заключенных. Исповедую и смертников. Они каются в убийствах: кто в заказных, а кто-то убивал в Афганистане, Чечне. Убивали по двести семьдесят, триста человек. Они подсчитывали сами. Это страшные грехи! Одно дело война, а другое - по заказу лишить человека жизни, которую не ты дал ему.

Когда исповедуешь человек десять убийц и выходишь из тюрьмы, то тут только и жди: бесы обязательно козни устроят, какие-то неприятности будут.

Каждый священник знает, как мстят злые духи за то, что он помогает людям освобождаться от грехов. Одна мать пришла к преподобному Серафиму Саровскому:

Батюшка, помолись: мой сын умер без покаяния. Он по скромности сначала отказывался, смирялся, а потом уступил просьбе, начал молиться. И женщина увидела, что, молясь, он поднялся над полом. Старец сказал:

Мать, сын твой спасен. Иди, сама молись, Бога благодари.

Она ушла. А перед смертью преподобный Серафим показал своему келейнику тело, откуда бесы вырвали кусок:

Вот как демоны за каждую душу мстят!

Не так просто - молиться за спасение людей.

Православная Россия приняла Дух Христов, а язычески Запад хочет за это добить ее, жаждет крови.

Православная вера - самая нелицеприятная для человека. Она обязывает к строгой жизни на земле. А католики обещают душе чистилище после смерти, где можно покаяться и спастись...

В Православной Церкви нет такого понятия "чистилище". По учению Православной Церкви, если человек жил праведно и перешел в потусторонний мир, то он удостаивается вечной радости, такой человек за свои благие деяния может получить воздаяние, живя на земле, в виде мира, радости, покоя душевного.

Если же человек жил нечисто, не покаялся и перешел в потусторонний мир, то он попадает в лапы демонов. Перед кончиной такие люди обычно унылые, отчаявшиеся, безблагодатные, безрадостные. Их души после смерти, томящиеся в мучениях, ждут молитв родственников, молитв Церкви. Когда за усопших идет усиленная молитва, Господь освобождает их души от адских мук.

Церковная молитва помогает и праведникам, тем, которые еще не получили всю полноту благодати при земной жизни. Полнота благодати и радости возможны только после того, как на Страшном Суде определят эту душу в Рай. На земле всей их полноты ощутить невозможно. Только избранные святые сливались здесь с Господом так, что бывали восхищаемы Духом в Царство Божие.

Часто православие называют "религией страха": "вот будет второе пришествие, всех накажут, вечные муки..." А протестанты говорят о другом. Так будет ли наказание нераскаявшимся грешникам или любовь Господня все покроет?

Атеисты долго обманывали нас, говоря о возникновении религии. Говорили, что люди не могли объяснить то или другое явление природы и начинали обожествлять ее, входить с ней в религиозный контакт. Бывало, гром гремит, люди прячутся в подполье, в подвал, там сидят, боятся. Думают, что их языческий бог разгневался и сейчас накажет или смерч налетит, или солнечное затмение начнется...

Это страх языческий. Христианский Бог - это Любовь. И бояться мы Бога должны не потому, что Он нас накажет, мы должны бояться оскорбить Его своими грехами. И если мы отступили от Бога и навлекли на себя беду, мы не прячемся в подполье от гнева Божия, не ждем, когда гнев Божий пройдет мимо. Наоборот, мы идем на исповедь, обращаемся к Богу с покаянной молитвой, просим Бога о милости, молимся. Христиане не скрываются от Бога, наоборот, сами к Нему стремятся за разрешением от грехов. И Бог подает кающемуся Руку помощи, покрывает Своею благодатью.

И предупреждает Церковь о том, что будет Второе пришествие, Страшный Суд не для того, чтобы запугать. Если вы идете по дороге, впереди яма и вам говорят: "Осторожно, не упадите, не оступитесь", разве вас запугивают? Вас предупреждают, помогают избежать опасности. Так и Церковь говорит: "Не грешите, не делайте ближнему зла, все это обернется против вас же самих".

Не надо выставлять Бога злодеем за то, что Он не принимает грешников в Рай. В Раю нераскаянные души жить не смогут, они не вынесут того света и чистоты, которые там есть, как не могут вынести яркий свет больные глаза.

Все зависит от нас самих, от нашего поведения, молитв.

Господь все может по молитвам изменить. Одна женщина приехала к нам из Краснодара. Сына ее посадили. Шло следствие. Она пришла к одному судье, тот говорит ей: "Сыну твоему восемь лет светит". Большое какое-то у него искушение было. Она пришла ко мне, плакала, рыдала: "Батюшка, помолитесь, что делать? Судья просит пять тысяч долларов, а у меня таких денег нет". Говорю: "Знаешь, мать, будешь молиться, Господь не оставит тебя! Как его звать?" Сказала она его имя, мы помолились. А утром она приходит:

Батюшка, я сейчас туда иду. Вопрос решается, то ли посадят, то ли отпустят.

Господь положил на сердце так ей сказать:

Будешь молиться, Бог все устроит.

Я молилась всю ночь. После обеда вернулась, говорит:

Освободили сына. Оправдали его. Разобрались и отпустили. Все нормально.

У матери этой было столько радости, столько веры, что Господь ее услышал. А сын виноват не был, просто его подставили в бизнесе.

Сын совсем отбился от рук, не разговаривает, не слушается. Ему семнадцать. Как мне за него молиться?

Надо по 150 раз читать молитву "Богородице, Дево, радуйся". Преподобный Серафим Саровский говорил, что тот, кто ходит в Дивееве по канавке Матери Божией и сто пятьдесят раз читает "Богородице Дево, радуйся", находится под особым покровом Богородицы. Святые отцы постоянно говорили о почитании Божией Матери, о молитвенном обращении к Ней за помощью. Молитва Матери Божией имеет великую силу. По молитвам Пресвятой Богородицы благодать Божия снизойдет и на мать, и на ребенка. Праведный Иоанн Кронштадтский говорит: "Если все ангелы, святые, все люди, живущие на земле, вместе соберутся и будут молиться, молитва Матери Божией по силе превосходит все их молитвы.

Вспоминаю одну семью. Это было в то время, когда мы служили на приходе. У одной матери, Наталии, были две девочки - Лиза и Катя. Лизе лет тринадцать-четырнадцать, была она капризная, своевольная. И хотя ходила в церковь вместе с мамой, оставалась очень неспокойной. Я удивлялся терпению матери. Каждый раз утром встает и говорит дочери:

Лиза, давай молиться!

Все, мам, я читаю молитвы!

Быстро читаешь, медленно читай!

Мама ее не одергивала, терпеливо исполняла все ее просьбы. В это время дочь было безполезно бить-колотить. Мать терпела. Прошло время, дочка выросла, стала спокойнее. Совместное молитвословие пошло ей на пользу.

Бояться искушений не надо. Господь будет хранить эту семью. Молитва никогда и никому не вредила. Она приносит только пользу нашей душе. Вредит нам хвастовство: "Я Псалтырь за усопшего прочитала ". Хвалимся, а это есть грех.

Принято читать Псалтирь у изголовья усопшего. Чтение Псалтыри очень полезно для души того человека, который постоянно в церковь ходил и с покаянием перешел в тот мир. Святые отцы говорят: когда мы читаем Псалтырь над усопшим, допустим, в течение сорока дней, то грехи слетают с усопшей души, как осенние листья с дерева.

Как молиться о живых или усопших, можно ли представлять человека при этом?

Разум должен быть чистым. Когда мы молимся, мы Бога, Матерь Божию, святого угодника не должны представлять: ни Их лики, ни положение. Ум должен быть свободен от образов. Тем более, когда молимся о человеке, надо просто помнить, что такая личность есть. А если образы представлять, можно повредить свой ум. Святые отцы это запрещают.

Мне двадцать четыре года. В детстве я смеялся над дедушкой, который говорил сам с собой. Теперь, когда он умер, Я сам стал говорить с собой. Внутренний голос мне говорит, что если я буду за него молиться, то этот порок потихонечку будет уходить от меня. Нужно ли мне молиться за него?

Всем надо знать: если мы человека в каком-то пороке осуждаем, обязательно сами в него впадем. Поэтому сказано Господом: "Не судите и не судимы будете. Каким судом судишь, таким осудишься".

За дедушку молиться обязательно надо. Подавайте на обедню, поминальные записки на панихиду, поминайте утром и вечером в домашних молитвах. Это будет огромная польза для его души и для нас.

Во время домашней молитвы обязательно ли покрывать голову платком?

"Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая", - говорит апостол Павел (1 Кор.11,5). Православные христианки не только в храме, но и дома покрывают свою голову платком: "Жена должна иметь на голове своей знак власти над нею Ангелов" (1 Кор. 11,10).

Гражданские власти на Пасху организуют дополнительные маршруты автобусов на кладбища. Правильно ли это? Мне кажется, что в этот день главное находиться в храме и там поминать усопших.

Для усопших есть специальный день поминовения - "Радоница". Он бывает во Вторник на второй неделе после Пасхи. В этот день все православные христиане идут поздравлять своих усопших с всеобщим праздником Пасхи, Воскресением Христовым. А в сам день Пасхи верующие должны молиться в храме.

Организованные городскими властями маршруты для тех людей, которые в церковь не ходят. Пусть хоть туда съездят, хоть так вспомнят о смерти и о конечности земного бытия.

Можно ли смотреть прямые трансляции со служб из храмов и молиться? Часто не хватает здоровья и сил присутствовать в храме, а хочется прикоснуться душой к Божественному...

Господь сподобил меня побывать на святом месте, у Гроба Господня. Была у нас с собой видеокамера, и мы засняли святое место. Потом показали снятое одному священнику. Он увидел кадры Гроба Господня и говорит: "Останови этот кадр". Сделал земной поклон и сказал: "Я никогда не был у Гроба Господня". И прямо поцеловал изображение Гроба Господня.

Конечно, изображению в телевизоре поклоняться нельзя, у нас есть иконы. Случай, который я рассказал, исключение из правила. Священник так поступил в простоте сердечной, из чувства благоговения перед изображенной святыней.

В праздники все православные должны стремиться быть в храме. А если уж нет здоровья, сил передвигаться, посмотрите трансляцию, побудьте со Господом своей душой. Пусть душа наша вместе с Господом участвует в Его празднике.

Можно ли носить поясок "Живые помощи"?

Ко мне пришел один человек. Спрашиваю его:

Молитвы какие знаешь?

Конечно, даже с собой "Живые помощи" ношу.

Достал документы, а там у него 90-й псалом "Живый в помощи Вышняго" переписан. Человек говорит: "Мне мать написала, отдала, я теперь всегда с собой ношу. Можно?" - "Конечно, хорошо что ты эту молитву носишь, но если ты ее не читаешь, какой толк? Равносильно тому, когда ты голодный носишь с собой хлеб, продукты, но не ешь. Ты же слабеешь, можешь умереть. Точно так же "Живые помощи" написаны не для того, что бы их в кармане или на поясе носить, а для того, чтоб ты мог каждый день вытащить, почитать, помолиться Господу. Если не молиться, можно погибнуть... Вот когда ты, голодный, хлебушек достал, поел, подкрепил свои силы и спокойно можешь в поте лица трудиться. Так и помолившись, дашь пищу для души и получишь защиту для тела.

Мы все живем в праздности. А праздность - это есть бесконечная степень нарушения состояния хождения в присутствии Божием. Мы настолько выключаемся на свои страсти, привычки и обычную жизнь, что забываем о хождении в присутствии Божием.

А вот пришел конец, время давать отчет - и вот тяжко и больно, и страшно. По-моему, у всех это так! Одни занимаются отдыхом, другие занимаются квартирой, третьи занимаются каким-нибудь увлечением и теряют чувство «быть в себе». Вы заметьте, что когда мы молимся, мы не всегда молимся от всего своего сознания, хотя часто и от ума. Как преподобные молились; они молились от сердца, через ум, всем своим сознанием, всем своим присутствием. Как мы говорим обычно, «со всей серьезностью».

Как преподобный Серафим Саровский рассказывает. Как бы вне тела бывает: плачущим и рыдающим, а потом - торжествующим и ликующим, благодарящим. Одно за другим последует обязательно.

Вот это - самое сладкое, что есть на земле, вот это состояние христианское, оно как раз и есть причина радости на земле, единственной радости, и осмысленное бытие на земле.
Вы никогда не спрашивали себя: почему я сегодня не могу молиться, восстав от сна. Голова отдохнула, кости отдохнули, ничего не болит. А почему же не хочется молиться, почему трудно мне молиться, неужели матушка-лень во мне еще сидит после семи часов сна и больше. Конечно, надо искать причину в чем-то другом. Тут лень не при чем. Это значит укоризны совести от нечистого сердца. Значит, надо скорее сесть за стол, взять карандаш и бумажку и вспомнить, что же такое было, что я сказал плохого вчера, днем или вечером ли, что я подумал плохого? Или что мне хочется плохого? Что меня лишает способности и права молиться? Не забудете, да? Способности и права молиться, да?

Бывает так, что мы способны, но мы не имеем права. Мы кого-то не хотим простить, и не можем простить, и не пытаемся простить, да? Мы злопамятные, да?

Батюшка, что же, в это время не надо молиться, если мы способны, но не имеем права?
- Нет, запиши это на исповедь. Тем, что ты записала это на записке духовнику, ты пишешь Богу, ты уже начинаешь иметь право молиться. Это таинство начинает совершаться. Во-первых, ты фиксируешь свое раскаяние, свое самоосуждение. Свое намерение принести Богу покаяние. Свое намерение обесславить себя перед человеком и этим получить прощение. Ты фиксируешь свое намерение проклясть грех, что ты пишешь. И ты начинаешь уже не читать, а уже молиться, оплакивать покаянно, подтверждая именно свою запись. Это психология богообщения.

А если мы знаем, что мы человека оби-дели или огорчили, и вспомнили и знаем, что, вероятно, он молиться не может, потому что он обижен, если он не спохватился и не нашел сил меня оправдать и извинить, значит, он не молится. Он помрачен, да?

Он сегодня не христианин. Его покинул Ангел-Хранитель. А виноват я.

Нет, никакие подвиги поста, милосердие, милостыни, литургии не помогут. Ты должен примириться с Богом, осознать грех, иметь намерение и поспешить при первом удобном случае скорее-скорее попросить прощения. Это и есть христианство. Вот почему гордому человеку так трудно примириться с Богом, да? потому что он не может сказать: «прости меня» такому же человеку, как и он сам.

Это вся загвоздка наша - вот эта наша окаянная гордость. Самолюбие - это причина всем бедам, от него зависит вечная жизнь и вечное спасение. Почему святые отцы говорят, что где нет смирения - нет спасения. Пусть он будет постник, пусть он будет какой-то молитвенник по-своему, да? Вычитывать будет кафизмы, акафисты - не поможет! Он будет вериги носить, он будет спать на полу - не поможет! Это будет фанатизм.

И вот, на самом деле, Господь дал нам в Евангелии закон - заповеди блаженств, да? Там не указано: постись, надевай вериги, корми вшей, не купайся, не снимай белье, мойся в год раз; там этого не указано нигде: зажигай лампадки, свечи, - нет такого.

«Блажени милостивии, блажени чистии сердцем, блажени нищий духом», да? «Блажени чистии сердцем» - это особенно замечательно. Оно обнимает и первую, и вторую, и третью заповеди... чистота, между прочим, и «блажени нищий..» Это не есть чистота плотская только, нет, - это чистота сердца!

Имеешь право молиться, всех любишь? Всем простил? Это чистое сердце, а если он лукавый, лукавое сердце, значит, ни в коем случае он не сможет молиться, он враг Богу, а друг бесу.

Батюшка, а если человек уверен, что он любит, хотя, если по поступкам посмотреть, он вообще никого не любит?

Ему кажется от своего себялюбия, от своей гордости, от своего большого «я» о себе.

А как психологически? Вот он уверен, что он людей любит.

Видишь, в чем дело, очень простая вещь - у такого человека не бывает жертвенности.

А мне кажется, что я люблю человека...

Как я только что сказал, проверить это можно только жертвенностью.

Судить как будут?

По делам, по делам нашего сердца, а не по делам акта. Покажи дела, а не настроение...

Начинать надо день непременно помолясь. От молитвенного делания появляется боговедение, богопознание. Богопознание невозможно приобрести книгами, чтением, а только молитвенным деланием, плачем и воплем, коротенькими маленькими молитвами.

Вести разговор с Богом - это огонь, пылающий огонь. Этот огонь очищает, обновляет, оживляет, делает человека новым, из совершенно больного делает совершенно здоровым, и никакие лекарства ему не нужны. Научись молиться - и будешь здорова. Из самого хилого, больного человека молитва делает здорового, крепкого, выносливого, энергичного. Только молитва. Конечно, законная молитва, не какая-нибудь! Только православная молитва, от духа сокрушенна и смиренна.

А мы молимся в состоянии смущенности, мы чувствуем, что мы дерзко просим и молимся. Нам не хочется сказать: «Да будет воля Твоя во всем, во всем да будет воля Твоя». Это наше несмирение, наша непокорность. Когда мы с таким состоянием молимся, у нас бывает состояние нерадости, нетихости - это барометр молитвы. А барометр услышания - это мирность, тихость, тихая радость, да? А когда этой тихой радости нет - что-то такое было незаконно. Потому что даже печаль может быть законная, но без оттенка языческого отчаяния.

Мне очень тяжело оставлять некоторых здесь, которые, по-моему, не успели приготовить себя к вечному радованию! Я себя ежедневно к этому готовлю. Я гляжу на них и мне горько плачется, что я не смею показать себя этим людям, потому что вовремя они не проявили энергию, настойчивость, да? От веры. Себя перестроить, себя перебороть, себя переделать. Нежили себя, откладывали на потом, мол, успею.

Вот таким я предлагал и предлагаю акафист «Успению Божией Матери» в двенадцать часов. То есть поужинать часов в девять, уложить себя спать, поспать два часа, поставить будильник на двенадцать часов, прочесть обычное начало, молитвы: «Царю Небесный» и так далее. Потом пропеть, прочесть три раза «Се Жених грядет в полунощи», и читать акафист Успению Божией Матери. Акафист длинный, трудный - ничего! Это похвала, единственная похвала, которая написана настоящим, подлинно величанием Божией Матери. Равного на земле акафисту Успению Божией Матери - нет! С длинною молитвой, которая на четырех листах. И медленно читать, со смирением, на коленях. И потом прочитать «Достойно есть, яко воистину», «Молитвами святых отец наших», раздевайся и - спать. И так год -до пасхальной недели.

Пасхальная неделя освобождает нас от Успенского акафиста. А с Фоминой недели опять Успенский акафист.

Но держать это в тайне от всех, как тайный подвиг, личный секрет, чтобы бесы как-нибудь на своем хвосте не замазали вас личинами тщеславия. Помните, что бес будет непременно вас пугать, стращать мешать, лишь бы отнять у вас эту единственную зацепку. И вы увидите, что акафистом Божией Матери вы постепенно со всем переделаетесь.

В 12 часов ночи, и так - всю ночь И так - всю жизнь! Всю жизнь! А вы спросите: «А когда мы бываем постельньи больные». А попросить постараться кого нибудь из своих духовных подруг читать акафист тоже. «Приди, почитай мне акафист Божией Матери на ночь». После молитв на сон пусть читает акафист. Постепенное чтение молитв невольно заставит память этот акафист знать наизусть. Кто бы ни читал, ты все равно будешь читать] по-своему, да? И чужое чтение не помешает усвоению сердцем текста акафиста. Успению Божией Матери. И так до смерти. Ты будешь очень богатая. Богаче на земле нет таких людей. Что наши земные богатства?! Это мусор, - как кто-то сказал, навоз.

Ну если этого не послушают, я не знаю На их месте я приложил бы последнюю меру - милостыню, милостыня выкупае: грехи, милостыня выпрашивает прощение грехов. Постарайтесь убедить таких людей, приучить их все продавать, все отдавать и искать самому, как бы отдать, но, конечно, не богатеям, а тем, кто нуждается. Это основная, первая задача - искать этих нуждающихся бедняков и тратить на них деньги.

Были такие юродивые угодники Божии, подвижники XVIII столетия: они свое имущество несли на толчок-базар, продавали, чтобы эти деньги отдать милостыней. Какие они были хитрые! все утро стоят на толчке, продают свои юбки, свои рубашки, свои разные имущества - фонари свои, там, керосиновые лампы. Самовар продает, чтобы заработать, скажем, 2,5 рубля и отдать это старухе какой-нибудь. Вот эти люди спасутся милостыней!

Святые отцы - это дети Благодати Святого Духа. А последствия этого действия благодати - когда сердце оправдывает. Оно любит, оно может говорить о нем хорошо и может о нем помолиться. Оно не помнит обиды и зла.

Потому что простить и не оправдать невозможно. Это психологически так. Так сердце устроено. Не мозг, не нервная система, как наука пытается учить, и психиатры в особенности, а это так устроено Богом сердце. Это называется христианское сердце. Оно оправдает, оно найдет все, чтобы оправдать, извинить, так? И оно тут же любит, тут же о нем молится и желает ему только хорошего. И это - свойство христианское.

Пьяница, блудник, гордец - он получит милость Божию, но кто не хочет простить, извинить, оправдать и сознательно, - этот человек зачеркивает себя на вечную Вечность перед Богом, тем более сейчас. Он бывает отверженный и не услышанный.

Это свойство христианства, оно может быть врожденным или его надо вырабатывать?
- Не только вырабатывать. Оно от Духа Святого. Врожденное свойство от характера родителей бывает, а христианские свойства - это свойства Духа, а не души.
- Уже врожденным никак не может быть?
- Нет. Это уже озарение Духа Святого через таинства, через молитвы родителей, особенно матери.

«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» - это единственное условие для услышания, для спасения. Ничем формальным Бога ведь не купишь! Закон Божий - это абсолютный закон! Вот почему нам бывает так больно и тяжело, когда мы встречаем нехристианские души, сердца, не имеющие намерения, даже желания, не только способности, простить. «А чего, - спрашиваешь, - чего ж ты не можешь простить?» - «Потому что меня не любят, и я не буду любить!»

Самое страшное именно не простить и не любить. И сердцем враждовать. Это три основных причины. Господь блудника, разбойника, вора, фарисея простит, но такой души Он не простит.

Эти наши чтения акафистов, канонов, Псалтири, Евангелия - это все дело пустое, если оно нас не делает мягкими, нежными, любящими, плачущими. Это вычитывание будет нам только в осуждение.

Дух сокрушенный и смиренный не умеет враждовать и не может уметь враждовать, он до дна простит, до дна извинит и только себя будет судить, в себе будет искать бесконечные вины. Любого человека, хотя бы расстрельщика, истязателя, он извинит и простит. Бывали ужасные события в моей жизни, и с легкостью как-то все простилось! Достаточно молиться Божией Матери, и снимается. Снимается, если будешь Матерь Божию просить. Достаточно иметь непосредственный контакт сердца с Божией Матерью, и этот ужас - обиды и оскорбленности, и печали, и напраслин - он снимается.